Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША)'

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1020
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / РЕСПУБЛИКА ПОЛЬША / КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ МЕРЫ / ОФИЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА / ИНДЕКС ВОСПРИЯТИЯ КОРРУПЦИИ / CORRUPTION / REPUBLIC OF POLAND / CORRUPTION CRIMES / ANTI-CORRUPTION MEASURES / OFFICIAL STATISTICS / CORRUPTION PERCEPTION INDEX

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Камышанский Дмитрий Юрьевич

В статье рассматривается зарубежный опыт борьбы с коррупцией на основе анализа различных социологических исследований международных организаций, российских и польских ученых, официальной статистики, научных подходов и авторского понимания о преступлениях коррупционной направленности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGH EXPERIENCE OF COMBAT CORRUPTION (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF POLAND)

The article considers foreign experience of combating corruption on the basis of analysis of various sociological studies of international organizations, Russian and Polish scientists, official statistics, scientific approaches and the author's understanding about the crimes of the corruption

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША)»

КАМЫШАНСКИЙ Дмитрий Юрьевич,

аспирант заочной аспирантуры ИМПЭ им. А.С. Гоибоедова

e-mal: [email protected]

12.00.08 — Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША)

Аннотация. В статье рассматривается зарубежный опыт борьбы с коррупцией на основе анализа различных социологических исследований международных организаций, российских и польских ученых, официальной статистики, научных подходов и авторского понимания о преступлениях коррупционной направленности.

Ключевые слова: коррупция, Республика Польша, коррупционные преступления, антикоррупционные меры, официальная статистика, индекс восприятия коррупции.

KAMYSHANSKY Dmitry Yurievich,

post-graduate student of the part-time postgraduate study,

EMPA named A.S. Griboedov

FOREIGH EXPERIENCE OF COMBAT CORRUPTION (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF POLAND)

Annotation. The article considers foreign experience of combating corruption on the basis of analysis of various sociological studies of international organizations, Russian and Polish scientists, official statistics, scientific approaches and the author's understanding about the crimes of the corruption.

Key words: corruption, Republic of Poland, corruption crimes, anti-corruption measures, official statistics, corruption perception index.

Коррупция - одна из наиболее острых проблем для любого современного государства. Основная опасность этого явления заключается в том, что она негативно влияет как на процесс правового регулирования общественных отношений, так и на основы государственного устройства. Кроме того, преступления коррупционной направленности находятся в тесной взаимосвязи с другими общественно опасными деяниями и способствуют распространению преступности в целом [1].

Она создает благоприятные условия для формирования и развития организованной преступности и теневой экономики, тормозит развитие экономики и реализацию социальных программ, способствует росту социального неравенства, наносит ущерб политической легитимности власти, ухудшает нравственно-психологический климат в обществе и тем самым детерминирует рост общеуголовной преступности [2].

Ни одному европейскому государству не удалось решить проблему искоренения коррупции. Коррумпированность огромного числа

государственных служащих в большинстве стран в разное время заставила национальные власти реагировать на коррупционные проявления путем принятия различных уголовно-правовых мер.

Кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела по исследованию проблем противодействия коррупции ВНИИ МВД России К.А. Краснова верно отмечает, что «действующее законодательство государств - членов Европейского Союза (далее - ЕС) располагает широким набором правовых средств, способных эффективно пресекать разнообразные формы проявления коррупции» [3].

На сегодняшний день коррупционным преступлениям отведено важное место в уголовном законодательстве европейских государств. В частности, уголовные кодексы 26 государств -членов ЕС содержат нормы, устанавливающие соответствующие правовые запреты.

В связи с вышеизложенным борьба с коррупцией и преступлениями коррупционной направленности является актуальной проблемой и для Республики Польша.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2018

Несмотря на представления о том, что Польша успешно боролась с коррупцией с начала 1990-х г., антикоррупционная реформа стартовала здесь только в 2006 г. До этого Польша имела большие проблемы с коррупционными преступлениями, о чем свидетельствует рейтинг восприятия коррупции Transparency

International (исследования в отношении коррупции проводятся различными независимыми и представительными организациями. Одной из таких организаций является международная неправительственная организация по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру Transparency International. Одним из направлений деятельности данной организации является ежегодное составление индекса восприятия коррупции), в соответствии с которым страна занимала в 2005 г. 70 место из

159 стран наравне с Египтом, Лесото, Саудовской Аравией и Сирией [4].

Кроме того, указанная реформа «стала следствием активного давления извне» [5]. Это обусловлено тем, что страна в 2004 г. присоединилась к ЕС, и создание эффективно действующих антикоррупционных органов, а также реальная, а не декларативная борьба с коррупцией были в числе обязательных условий, выставленных Брюсселем Правительству Республики Польша.

Ниже приведена таблица индекса восприятия коррупции по показателю распространенности коррупции в государственном секторе, рассчитанного по методике Transparency International, основанной на комбинации общедоступных статистических данных и результатов глобального опроса (табл. 1).

Таблица 1

Рейтинг восприятия коррупции в Республике Польша

№ п/п. Год Место в рейтинге

1 2005 70

2 2006 61

3 2007 61

4 2008 58

5 2009 49

6 2010 41

7 2011 41

8 2012 41

9 2013 38

10 2014 36

11 2015 29

12 2016 29

Как уже было отмечено, Польша впервые появилась в указанном исследовании в 2005 г., занимая тогда 70 место. С тех пор государство медленно, но уверенно поднималось в этом рейтинге и сейчас в регионе Центрально-Восточной Европы считается одним из лидеров. Ежегодный индекс свидетельствует о том, что по результатам 2016 г. Польша в рейтинге заняла 29 место в мире, обойдя такие страны, как Испания и Италия. Таким образом, анализ данных свидетельствует о снижении коррупционных проявлений в Республике Польша.

Обоснованно, что правовая система современного государства Республика Польша благоприятствует борьбе с коррупцией, будучи приведенной в соответствие со стандартами, действующими в наиболее развитых странах мира.

В рамках антикоррупционных мер в Польше была проведена масштабная политика, направленная на корректировку правовой системы в соответствии с требованиями ЕС. Так Республикой Польша был ратифицирован ряд Конвенций, перечень которых представлен в таблице ниже (табл. 2).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2018

Таблица 2

Ратификация Польшей Конвенций в сфере борьбы с коррупцией

№ п/п. Наименование Дата ратификации

1 Конвенция Организации экономического содружества и развития (ОЭСР) в борьбе с подкупом иностранных должностных лиц 20 декабря 2000 г.

2 Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию 11 сентября 2002 г.

3 Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 11 декабря 2002 г.

4 Конвенция Европейского Союза о борьбе с коррупцией, затрагивающая должностных лиц Европейского сообщества или должностных лиц государств - членов ЕС 25 января 2005 г.

5 Конвенция ООН против коррупции 15 сентября 2006 г.

Основными реформами, способствующими процессу борьбы с коррупцией в Польше, по мнению польского юриста Ц. Новак, являются [6]:

- принятие закона, регулирующего сферу общественных заказов и соответствующего стандартам, действующим в ЕС;

- принятие закона о свободе экономической деятельности, который резко сократил число отраслей, в которых требуется получение концессии или разрешений;

- ужесточение правил, которые должны противодействовать отмыванию «грязных денег»;

- введение обязанности обнародования сведений о доходах и имуществе (указанные декларации можно найти в сети Интернет на официальных сайтах Сейма Республики Польша и других учреждений) парламентариев и высших государственных чиновников.

Кроме того, большую роль в процессе борьбы с коррупцией в Польше, посредством ее разоблачения, а также в формировании отрицательного отношения к ней общества, играют свободные и независимые польские средства массовой информации.

В настоящее время в Республике Польша борьбой с коррупцией на всех уровнях, как в органах государственной власти, так и в различных организациях, осуществляющих свою деятельность в сфере бизнеса, занимаются четыре учреждения:

1) Центральное антикоррупционное бюро (ЦАБ).

2) Агентство внутренней безопасности (АВБ).

3) Центральное следственное бюро полиции (ЦСБП).

4) Управление налогового контроля (УНК).

Основная разница между указанными

учреждениями заключается в том, что для ЦАБ противодействие коррупции является основной задачей, а для АВБ и ЦСБП это выступает лишь одной из задач осуществления их деятельности.

В частности, Агентство внутренней безопасности Республики Польша занимается налоговыми злоупотреблениями значительных масштабов, которые вредят интересам государства и коррупционными преступлениями высокого ранга. В свою очередь, Центральное следственное бюро полиции Республики Польша противодействует преступлениям, которые заключаются в незаконном сотрудничестве государственных служащих (и организаций, в целом), а также представителей различных сфер бизнеса с криминальными преступными организациями и их членами [6].

Стоит отметить, что Центральное антикоррупционное бюро Республики Польша (далее -ЦАБ, Бюро) является относительно новым органом, созданным в 2006 г. Основными его задачами являются искоренение коррупции внутри польского общества и в экономике страны, а также охрана экономических интересов государства (ЦАБ осуществляет мониторинг деятельности как госструктур, так и органов местного самоуправления Польши). В нем работают 880 сотрудников, а бюджет составляет более 150 млн. злотых, что составляет примерно 38 млн. долл. США. Лозунг ЦАБ «Борьба с коррупцией - наше дело общее» подчеркивает вес и значение этого процесса для интересов как государства, так и всех граждан [7].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2018

Среди конкретных примеров успешной работы Бюро можно выделить выявление случая масштабного подкупа чиновников МВД польским представительством одного из гигантов американского IT-рынка, которое таким образом выиграло крупный подряд на проведение работ по автоматизации министерства. Еще одним масштабным уголовным делом является расследование обвинений против руководителя польской Верховной контрольной палаты К. Квятковского. Его подозревают в принятии на службу в контрольную палату кандидата по протекции и вне конкурса [5].

Еще одним важным органом в системе противодействия коррупции в Польше является Управление налогового контроля Республики Польша, которое подчиняется Министерству финансов Польши. Его основной задачей является проверка имущественных деклараций публичных лиц и их ближайших родственников (в Республике Польша указанные декларации ежегодно наряду с первыми лицами государства обязаны обнародовать министры, депутаты и сенаторы, судьи и прокуроры, представители местного самоуправления).

Польский опыт показывает, что при наличии политической воли и верной организации процесса борьбы с коррупцией успешная деятельность на данном направлении возможна даже после долгого периода «застоя».

Однако нельзя не согласиться с точкой зрения ассистента кафедры Теории и истории международных отношений Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, в соответствии с которой «за последние 10 лет было предпринято много шагов на разных уровнях, чтобы побороть сложную социальную проблему, но коррупция сегодня по-прежнему беспокоит Польшу» [8].

Согласно еще одним исследованиям Transparency International [9], проведенным в 2015 г., около 15% поляков продолжают считать коррупцию одной из самых серьезных проблем в стране.

В подтверждение вышеизложенного стоит отметить, что различные статистические данные и материалы социологических исследований как польских, так и российских социологов свидетельствуют о том, что в Польше с начала 2014 г. в четыре раза увеличилось число обвинительных заключений в коррупции в частных фирмах [10]. Обвинен в осуществлении коррупционной деятельности заместитель министра обороны Республики Польша В. Скжипчак и подозревается в коррупции руководитель строительства автомагистрали А 1 Горжычки-Щве-карни. Кроме того, в коррупционной деятельно-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2018

сти подозревается дочерняя компания HP в Польше.

По данным Министерства юстиции Республики Польша, в 2015 г. в стране зарегистрировано около 18 тыс. коррупционных преступлений. Приговоры по уголовным делам тогда получили свыше 2,4 тыс. лиц. Однако в основном наказаниями за преступлениями коррупционной направленности в Польше являлись лишь штрафы или условные сроки заключения. Приговоры в виде лишения свободы были вынесены судом лишь 41 человеку [7].

Результаты указанного выше статистического исследования Transparency International свидетельствуют о том, что, по мнению большинства опрошенных польских граждан, среднестатистический коррупционер представляет собой мужчину в возрасте 30-39 лет, а наиболее распространенными видами коррупции являются «вручение взяток» (около 50% респондентов) или «ложные показания в имущественной декларации» (около 20% респондентов) [9].

Кроме того, совершение коррупционных преступлений в Польше не является исключением и среди лиц, в чьи должностные обязанности непосредственно входит осуществление противодействия коррупции. Так среди преступлений, которые в 2015 г. совершили представители полиции, около 20% были связаны с коррупцией [7].

Польские эксперты обоснованно считают, что хотя международные показатели положительны для страны и борьба с коррупцией является постоянным «движением вперед», все же необходимо совершенствовать законодательство и процедуры борьбы с коррупцией в целях своевременного реагирования на новые вызовы и угрозы в этой сфере.

Стоит отметить, что совершенствование законодательства в области противодействия коррупции является важной, но недостаточной мерой для успешной борьбы с этим явлением. Гораздо важнее не только наличие совершенного законодательства, но и обеспечение его эффективного применения, что невозможно без социально-экономических, идеологических, организационных мероприятий, в том числе различных кадровых изменений.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что в условиях расширяющихся международных связей проблема борьбы с коррупцией не разрешима в отдельно взятой стране и требует адекватных, скоординированных мер противодействия, что предполагает более тесное международное сотрудничество в борьбе с коррупцией, выработку и закрепление антикоррупционных мер в нормах международного права [11].

Необходимо также повышать сознательность общества, его осведомленность относительно того, насколько значительной является и может быть проблема коррупции как общественного явления, как с ней бороться и каково значение каждого гражданина в этом процессе.

Список литературы:

[1] Камышанский Д.Ю. Анализ уголовно-правовой характеристики преступлений коррупционной направленности в государствах -членах ОДКБ // Образование и право. 2016. № 10.

[2] Казинян Г.С. Правовые проблемы противодействия коррупции: материалы Международ. науч. конф. Москва, 2 ноября 2011 г. / отв. ред. Л.В. Андриченко, О.О. Журавлева. М.: ИЗиСП при Правительстве РФ; ИД «Юриспруденция», 2012.

[3] Краснова К.А. Уголовная политика Европейского Союза в сфере противодействия коррупции: монография. М.: ИД «Проспект», 2016.

[4] Corruption Perception Index 2005 [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http:// issuu.com/transparencyinternational/docs/ tiar2005?e=2496456/3453544

[5] Антикоррупция по-польски - это полное отсутствие «работы на публику» [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://hubs. ua/authority/kak-poborot-korruptsiyu-izuchaya-opy-t-sosedej-54336.html

[6] Nowak C. Korupcja w polskim prawie karnym na tle uregulomwan miedzynarodowych. W-wa: Beck, 2008. XXXIV.

[7] Польша и коррупция: Жизнь чиновников «откроют» законом [Электронный ресурс] -Режим доступа: URL: https:// www.ukrinform. ru/rubric-word/2222854-polsa-i-korrupcia-zizn-cinovnikov-otkrout-zakonom.html

[8] Довжик Н.Р. Борьба с коррупцией в современных условиях: опыт Польши после вступления в Европейский Союз / Научный журнал «Апробация». 2014. № 5(20).

[9] Corruption Perception Index 2015 [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http:// issuu.com/transparencyinternational/docs/ tiar2015?e=2497481/3464130

[10] Lukaszewicz A. Polska korrupcia sprywatyzowana // Общественно-политическая интернет-газета Rzeczpospolita [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http: //pravo. rp.pl/artykul/1109163-Polska-korupcja-sprywatyzowana.html

[11] Камышанский Д.Ю. Актуальные вопросы противодействия коррупции и долж-

ностным преступлениям в таможенных органах Российской Федерации: сб. науч. тр. студентов, аспирантов и докторантов. Вып. 2017. М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2017.

Spisok literatury:

[1] Kamyshanskij D.Yu. Analiz ugolovno-pravovoj harakteristiki prestuplenij korrupcionnoj napravlennosti v gosudarstvah - chlenah ODKB // Obrazovanie i pravo. 2016. № 10.

[2] Kazinyan G.S. Pravovye problemy protivodejstviya korrupcii: materialy Mezhduna-rod. nauch. konf. Moskva, 2 noyabrya 2011 g. / otv. red. L.V. Andrichenko, O.O. Zhuravleva. M.: IZiSP pri Pravitel'stve RF; ID «Yurisprudenciya», 2012.

[3] Krasnova K.A. Ugolovnaya politika Evropejskogo Soyuza v sfere protivodejstviya korrupcii: monografiya. M.: ID «Prospekt», 2016.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[4] Corruption Perception Index 2005 [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://issuu.com/transparencyinternational/ docs/tiar2005?e=2496456/3453544

[5] Antikorrupciya po-pol'ski - eto polnoe otsutstvie «raboty na publiku» [Elektron-nyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://hubs.ua/ authority/kak-poborot-korruptsiyu-izuchaya-opy-t-sosedej-54336.html

[6] Nowak C. Korupcja w polskim prawie karnym na tle uregulomwan miedzynarodowych. W-wa: Beck, 2008. XXXIV.

[7] Pol'sha i korrupciya: Zhizn' chinovnikov «otkroyut» zakonom [Elektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: URL: https:// www.ukrinform. ru/rubric-word/2222854-polsa-i-korrupcia-zizn-cinovnikov-otkrout-zakonom.html

[8] Dovzhik N.R. Bor'ba s korrupciej v sovremennyh usloviyah: opyt Pol'shi posle vstu-pleniya v Evropejskij Soyuz / Nauchnyj zhurnal «Aprobaciya». 2014. № 5(20).

[9] Corruption Perception Index 2015 [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://issuu.com/transparencyinternational/ docs/tiar2015?e=2497481/3464130

[10] Lukaszewicz A. Polska korrupcia sprywatyzowana // Obshchestvenno-politicheskaya inter-net-gazeta Rzeczpospolita [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http: //pravo.rp.pl/artykul/1109163-Polska-korupcja-sprywatyzowana.html

[11] Kamyshanskij D.Yu. Aktual'nye voprosy protivodejstviya korrupcii i dolzhnost-nym prestupleniyam v tamozhennyh organah Rossijskoj Federacii: sb. nauch. tr. studen-tov, aspirantov i doktorantov. Vyp. 2017. M.: IMPE im. A.S. Griboedova, 2017.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.