Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ БОРЬБЫ С КИБЕРПРЕСТУПЛЕНИЯМИ'

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ БОРЬБЫ С КИБЕРПРЕСТУПЛЕНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
901
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
киберпреступления / информационные технологии / безопасность национальных интересов / этическое хакерство / киберпространство / cybercrime / information technology / security of national interests / ethical hacking / cyberspace

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гюльалиева Ромелла Али Гызы, Алиев Али Рауф Оглы

Статья посвящена изучению уголовно-правовых мер и способов борьбы зарубежных стран с киберпреступлениями. Развитие информационно-коммуникационных технологий способствовало возникновению такой новой проблемы для государства и общества, как кибепреступность. Киберпреступления подрывают нормальное функционирование государства, нарушают общественную безопасность и порядок, а также нарушают конституционные права и личные интересы отдельных граждан. В связи с этим возникает необходимость разработки эффективных механизмов обеспечения кибербезопасности в рамках национальной безопасности стран. Цель статьи – представить описание сложившейся ситуации кибервойны в современном мире и зарубежного опыта борьбы с киберпреступлениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE IN PREVENTION CYBERCRIMES

The article is devoted to the study of criminal law measures and methods of combating cybercrime in foreign countries. The development of information and communication technologies has contributed to the emergence of such a new problem for the state and society as cybercrime. Cybercrimes undermine the normal functioning of the State, violate public safety and order, as well as violate the constitutional rights and personal interests of individual citizens. In this regard, there is a need to develop effective mechanisms for ensuring cybersecurity within the framework of the national security of countries. The purpose of the article is to present a description of the current situation of cyber warfare in the modern world and foreign experience in combating cybercrime.

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ БОРЬБЫ С КИБЕРПРЕСТУПЛЕНИЯМИ»

конкурентоспособности общества и государства : сборник статей II Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 22 марта 2021 г. Петрозаводск : Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская Ирина Игоревна), 2021. С. 23-28.

3. Пахомова В. М. Роль судебно-экономической экспертизы в предупреждении экономических преступлений // Международная научно-техническая конференция молодых ученых БГТУ им. В. Г. Шухова : Материалы конференции, Белгород, 30 апреля 2021 года. Белгород : Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, 2021. С. 4721-4725.

4. Поступления в бюджетную систему РФ // Аналитический портал ФНС России. URL: https://analytic.nalog.gov.ru/ (дата обращения: 04.10.2022).

УДК 343.3/.7

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ БОРЬБЫ С КИБЕРПРЕСТУПЛЕНИЯМИ

Гюльалиева Р. А.

доктор философии по праву, доцент Алиев А. Р. студент бакалавриата

Академия государственного управления при президенте Азербайджанской Республики Баку, Азербайджан

Аннотация. Статья посвящена изучению уголовно-правовых мер и способов борьбы зарубежных стран с киберпреступлениями. Развитие информационно-коммуникационных технологий способствовало возникновению такой новой проблемы для государства и общества, как кибепреступность. Киберпреступления подрывают нормальное функционирование государства, нарушают общественную безопасность и порядок, а также нарушают конституционные права и личные интересы отдельных граждан. В связи с этим возникает необходимость разработки эффективных механизмов обеспечения кибербезопасности в рамках национальной безопасности стран. Цель статьи - представить описание сложившейся ситуации кибервойны в современном мире и зарубежного опыта борьбы с киберпреступлениями.

Ключевые слова: киберпреступления, информационные технологии, безопасность национальных интересов, этическое хакерство, киберпространство.

FOREIGN EXPERIENCE IN PREVENTION CYBERCRIMES Gulalieva R. A.

Doctor of Philosophy in Law, Associate Professor Aliyev A. R. Undergraduate Student

Academy of Public Administration under the President of the Azerbaijan Republic Baku, Azerbaijan

Abstract. The article is devoted to the study of criminal law measures and methods of combating cybercrime in foreign countries. The development of information and communication technologies has contributed to the emergence of such a new problem for the state and society as cybercrime. Cybercrimes undermine the normal functioning of the State, violate public safety and order, as well as violate the constitutional rights and personal interests of individual citizens. In this regard, there is a need to develop effective mechanisms for ensuring cybersecurity within the framework of

the national security of countries. The purpose of the article is to present a description of the current situation of cyber warfare in the modern world and foreign experience in combating cybercrime

Keywords: cybercrime, information technology, security of national interests, ethical hacking, cyberspace.

Законодательство о киберпреступлениях в зарубежных странах на национальном уровне было проработано в 70-80-х годах ХХ века. Первый федеральный закон, который установил уголовную ответственность за киберпреступления, был принят в Соединенных Штатах в 1977 году. В октябре 1984 года появилась новая редакция данного закона: новый акт назывался «Закон о компьютерном мошенничестве и злоупотреблениях» (Computer Fraud and Abuse Act). С тех пор в этот закон неоднократно вносились поправки - в 1989, 1994, 1996, 2001, 2002 и 2008 годах. Эти законопроекты были приняты в ответ на обеспокоенность тем, что преступления, связанные с использованием компьютеров, могут остаться безнаказанными, так как до принятия этих законов, компьютерные преступления преследовались по закону как «мошенничество с использованием почты и телеграмм», а это создавало проблему правильной квалификации совершенного деяния. В 2015 году президент США Барак Обама предложил разработать проект нового закона с ужесточенными санкциями. Сейчас в Конгрессе США рассматривается новый проект закона о киберпреступности, который будет предусматривать более жесткие уголовно-правовые меры наказания за преступления в сфере компьютерной информации. Например, в одном разделе зафиксирована уголовная ответственность за «экономический шпионаж», то есть хищение интеллектуальной собственности коммерческих организаций. За такое преступление будет предусматриваться санкция от 15 до 20 лет лишения свободы. А в случае, если преступник взломает систему обеспечения инфраструктуры общественного значения, он может получить наказание в виде 30 лет лишения свободы [5, с. 123].

В Великобритании в 1990 году Парламентом Соединенного Королевства был принят первый такого рода законодательный акт, который называется «Закон о неправомерном использовании компьютеров» («Computer Misuse Act»). В законе «О терроризме» от 2000 года также затрагивается проблема кибепреступности [3, с. 672].

Уголовный Кодекс России, Японии, Китая, Франции, Германии, Испании, Италии, Нидерландов и других стран мира также содержат специальные нормы, предусматривающие уголовную ответственность за такие преступления. Ирландия имеет специальный акт «о Криминальном ущербе» от 1991 года.

Большинство стран СНГ имеют схожее уголовное законодательство, и поэтому перечень деяний, которые признаются кибепреступлениями, отчасти в этих странах идентичны, хотя некоторые из этих государств, в частности, Азербайджан, внесли значительные изменения в свое внутренне законодательство о киберпреступности, а у других эти нормы остались мертвыми. Самые развитые механизмы борьбы с киберпреступностью разработали страны Европейского Союза.

В уголовных законодательствах есть две тенденции криминализации таких деяний. В первом случае эти деяния определяются как отдельные самостоятельно совершенные преступления, во втором случае они дополняют составы уже существующих традиционных «некомпьютерных» преступлений, например, как в Уголовном кодексе Италии.

Резкого различия в классификации кибепреступлений в законах этих стран нет. Многие страны больше всего внимания уделяют организации предупреждения таких преступлений, нежели материальным нормам, предусматривающим ответственность

Для укрепления своей внутренней политической, экономической, социальной и иного рода стабильности каждое государство старается обеспечить безопасность

национальных интересов от внешних посягательств путем разработки своей внутренней стратегии по борьбе с киберугрозами.

Развитие информационных технологий особенно повлияло на военную сферу. На протяжении всей истории новые технологии производили революции в войне. Так, было и с информационными технологиями. Компьютеры и интернет изменили экономику и дали армиям сильных государств большие преимущества. Например, одним из таких преимуществ является получения возможности отправлять дистанционно управляемые самолеты по всему миру для сбора разведывательных данных и нападения на цели. Британский журнал «The Economist» пишет о кибепространстве как о «пятой потенциальной зоне ведения войны после суши, моря, воздуха и космоса» [4].

Таким образом, возник новый феномен, называемый «кибервойна». Кибервойну ведут между собой государства, чтобы подорвать национальную информационную безопасность враждебной страны. И с каждым годом она обретает большую популярность в политических кругах, поскольку создание компьютерного вируса или трояна, с помощью которых можно нанести значительный ущерб, обходится намного дешевле по сравнению с покупкой оружия и ракет для ведения традиционной войны.

Кибервойна - это совокупность военных действий, осуществляемых электронным, а не физическим способом, где информация выступает в качестве оружия, а компьютеры и Интернет являются инструментами ведения войны. Необязательно существование информационной войны в момент реальной войны, она может продолжаться и существовать и в то время, когда нет реальных военных действий между враждебно настроенными странами. Кибервойну можно понимать в двух аспектах: как борьбу против страны, атакующей для сохранения своей кибербезопасности, и как деятельность страны, осуществляющей атаку для достижения стратегически важных целей. В том и другом случае это является неотъемлемой частью военной стратегии некоторых государств.

Кибервойна может представлять множество угроз. По целям и задачам ведения военные действия в информационном пространстве могут представлять в виде атак и шпионажа, а сами атаки могут быть проходить в форме вандализма, саботажа, пропаганды, приведения к отказу системы, вмешательства в работу инфраструктуры, запугивания интернет пользователей и т.д. На базовом уровне кибератаки используются для поддержки и облегчения ведения традиционной войны. Например, путем вмешательства в противовоздушную оборону с помощью кибер-средств облегчается дальнейшее воздушное нападение [1, с. 335].

Неразрывно связан с кибервойной кибершпионаж, который представляет собой действия, направленные на получение несанкционированного доступа к секретным, конфиденциальным данным, хранящимся в компьютерах или в их системах, с целью получения личного, экономического, политического или военного преимущества, путем взлома системы безопасности серверов, применением программ-вирусов, в число которых входят «троянский конь» и иные вредоносные программы. Они скрытным путем внедряются в смартфоны, персональные компьютеры, компьютерные серверы организаций, корпораций и государственных органов, чтобы собрать необходимую информацию о пользователе данного устройства и потом использовать ее против него. Информация собирается путем отслеживания всех действий пользователя, также путем копирования данных, хранящихся в памяти устройства, копирования введенных пользователем при каких-либо операциях кодов, паролей или иных каких-либо конфиденциальных ключей.

В сложившейся ситуации киберопасности возникает необходимость разработки каждым государством национальной стратегии кибербезопасности, которая включает в себя план действий, направленных на повышение безопасности и устойчивости национальных инфраструктур и услуг. Ее разработка приобрела глобальный характер и на данный момент стала ключевым элементом политики государств. Без такой стратегии трудно справляться

с потенциальными рисками, которые могут подорвать экономические и социальные достижение государства.

Многие страны уделяют большое внимание защите от вмешательства во внутреннюю информационную безопасность со стороны других политических сил, так как на данный момент интернет пространство фактически является новой платформой ведения войны. Они выделяют необходимые средства для создания систем защиты и поддержки специальных подразделений, основной задачей которых является повышение уровня кибербезопасности государства и защита от таких атак. Сейчас во многих развитых странах наблюдается тенденция создания кибервойск.

Всплеск компьютерной преступности дал начало новому виду профессии -«этическое хакерство», - которая на данный момент является очень востребованной. Теперь многие хакеры легально работают на государственные органы, организации и частные корпорации, нанимающие их для проверки уязвимости внутренней компьютерной системы этих организаций. Представителя такой профессии называют этическим компьютерным хакером или специалистом по компьютерной безопасности. В сленге их называют «белыми шляпами». Идея использовать тактику этического взлома для оценки безопасности систем была сформулирована американским исследователем и программистом по компьютерной безопасности Дэном Фармером и голландским программистом, физиком Витсе Венема. Их идея заключалась в том, что для проверки безопасности системы необходимо тестирование в виде искусственного взлома. Если система взломается, то значит, она уязвимая и тогда после можно будет определить, в каких местах именно находятся уязвимые точки, а потом их устранить [5, с. 22].

Например, в США для ведения активных кибер-военных действий и защиты от угроз кибератак важных объектов инфраструктуры стратегического значения был создан специальный Киберком (Кибернитическое коммандование США - USCYBERCOM). Задачи этого учреждения заключаются в следующем: «Киберком планирует, координирует, объединяет, синхронизирует и проводит мероприятия по руководству операциями и защите компьютерных сетей министерства обороны; готовит и осуществляет полный спектр военных операций в киберпространстве, обеспечивает свободу действий США и их союзников в киберпространстве и препятствует аналогичным действиям противника» [6].

В пресс-релизе портала международной некоммерческой организации Викиликс говорится, что к концу 2018 года в подразделении ЦРУ, которое занимается киберразведкой, количество тех специалистов, которые разрабатывают различные хакерские программы, трояны, вирусы и прочие вредоносные ПО, насчитывалось более 5 тысяч. Опубликованные данные свидетельствуют о том, что для кибер-разведки ЦРУ не составляет проблем прослушивать и получать информацию, которая содержится на любом гаджете, в том числе прослушку можно осуществлять с помощью и телевизоров, что возможно даже в ситуации, когда телевизор выключен. Это свидетельствует о том, что кибервойску в США уделяется достаточно большое внимание [6].

Подобные образования есть во многих странах мира. Так, в России также был создан специальный отряд кибервойск. Официально их называют войсками информационных операций, и они функционируют в рамках Министерства Обороны РФ.

В Китае на государственной службе состоят больше 20 тысяч хакеров, которые 7 дней в неделю и 24 часа в сутки занимаются охраной национальной информационной безопасности. Такие организационные действия осуществляют также Иран, Израиль, Япония, Индия, Южная Корея, Великобритания, страны Европы [2, с. 12].

Об эффективности функционирования таких органов ничего доподлинно неизвестно, так как такие учреждения не только защищают информационную среду, но и не распространяют информацию о своей деятельности. Поэтому трудно найти статистику

Мир науки и мысли. The World of Science and Ideas. 2023. № 1 Юридические науки _Jurisprudence_ 120

об их достижениях по борьбе с кибератаками, анализ которой позволил бы судить об эффективности их деятельности.

Для укрепления национальной информационной безопасности любой страны необходимо принять ряд «работающих» законодательных мер: создать систему борьбы с киберпреступлениями на законодательном уровне. Однако можно прописать множество законом, ввести их в законодательную базу государства, но они не будут работать, если не вести работу с населением и не готовить высокопрофессиональных специалистов в сфере информационных технологий (ИТ). В качестве организационных мер, в частности, необходимо усилить уровень обучения информационным технологиям в системе образования, то есть необходимо в школах обеспечить хорошее обучение пользованию информационными технологиями, а также создавать реальные возможности для дальнейшего развития толковых специалистов в ИТ сфере, поощрять ИТ-разработки и программирование и т.д. Ожидаемое следствие от таких действий - национальная информационная безопасность страны.

Список литературы

1. Волеводз А. Г. Противодействие компьютерным преступлениям : правовые основы международного сотрудничества. М. : Юрлитинформ, 2001. 496 с.

2. Морозов Н. А. Борьба с компьютерной преступностью в Японии // Общество и право. 2014. С.101-145.

3. Уголовное право зарубежных стран: Общая и Особенная часть / Под ред. Н. Е. Крыловой. М. : Юрайт. 2015. 1054 с.

4. Cyberwar: War in the Fifth Domain»-Economist, Июль 25, 2010. URL: https://www.economist.com/briefing/2010/07/01/war-in-the-fifth-domain (дата обращения: 07.12.2022).

5. Palmer C. C. Ethical Hacking // IBM Systems Journal. 2001. Vol. 40. № 3. Р. 769-780.

6. U.S. Department of Defense, Cyber Command Fact Sheet, May 21, 2010.

УДК 340.114.5

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ИХ СОВРЕМЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В КИТАЕ

Кусочков А. Г.

студент бакалавриата

Высшая школа исторических наук и всемирного культурного наследия Института международных отношений, Казанский (Приволжский) федеральный университет Казань, Россия

Аннотация. В данной статье рассмотрен такой фундаментальный для последнего столетия вопрос, как становление и обеспечение прав человека, в частности, в Китае - от империи до народной республики. Юридически Китай вошел в международную систему прав человека, подписав широкий спектр договоров и соглашений, однако главный вопрос состоит в том, что Коллективный Запад, являющийся «автором Всеобщей декларации», до сих пор обвиняет китайские власти в пренебрежении к правам и их презрении. В работе описаны собственная китайская концепция прав человека, история ее разработки и регулирование на национальном уровне, а также приверженность страны принципу универсальности. Для достижения цели исследования, объяснения позиции Китая в работе были использованы сравнительный и системный методы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.