Научная статья на тему 'Зарубежный и отечественный опыт управления развитием застроенных территорий'

Зарубежный и отечественный опыт управления развитием застроенных территорий Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
3312
411
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Иваненко Л. В., Файзрахманова Я. И.

В настоящей статье рассмотрен зарубежный и отечественный опыт в отношении управления развитием застроенных территорий. Выделены и описаны характерные особенности для стран Европы, США, России и др. Раскрываются недостатки управления процессом в нашей стране при сравнении с опытом зарубежных стран. Целью исследования является изучение опыта зарубежных стран для выявления присущих им особенностей управления развитием застроенных территорий и определение недостатков в существующей структуре управления в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Иваненко Л. В., Файзрахманова Я. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN AND DOMESTIC EXPERIENCE OF MANAGEMENT OF DEVELOPMENT OF THE BUILT-UP TERRITORIES

In the present article foreign and domestic experience in the relation of management of development of the built-up territories is considered. Characteristics for the countries of Europe, USA, Russia etc. are allocated and described. Shortcomings of management of the process in our country are revealed compared with experience of foreign countries. Research objective is to study the experience of foreign countries for the detection of features of management of development of the built-up territories inherent in them and to define the shortcomings of existing structure of management in Russia.

Текст научной работы на тему «Зарубежный и отечественный опыт управления развитием застроенных территорий»

УДК 332.143:332.821

Л.В. Иваненко, Я.И. Файзрахманова* ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЗАСТРОЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ

В настоящей статье рассмотрен зарубежный и отечественный опыт в отношении управления развитием застроенных территорий. Выделены и описаны характерные особенности для стран Европы, США, России и др. Раскрываются недостатки управления процессом в нашей стране при сравнении с опытом зарубежных стран. Целью исследования является изучение опыта зарубежных стран для выявления присущих им особенностей управления развитием застроенных территорий и определение недостатков в существующей структуре управления в России.

Ключевые слова: застроенные территории, управление городскими территориями, улучшение жилищных условий, ветхий, аварийный фонд.

Целью развития застроенных территорий является обновление устаревшего фонда, инженерной инфраструктуры, благоустройство прилегающей территории и обеспечение ее объектами соцкультбыта. Возведение заданного объема жилья должно осуществляться в соответствии с потребностями населения и распределяться между физическими лицами, согласно нормативно-правовой законодательной базе, регулирующей правоотношения в области строительства. Это позволит повысить градостроительный, социальный, экономический уровень территорий городского округа.

Управление развитием застроенных территорий в крупных городах представляет собой особый уровень управленческих задач со стороны органов местного самоуправления по комплексному взаимодействию всех его участников с целью получения максимального экономического эффекта. Достигнуть оптимального сочетания возможно только с помощью эффективно функционирующего организационно-экономического механизма.

Правильно построенная организационная схема взаимодействия приведет к устойчивому развитию всего хозяйственно-экономического комплекса города, в том числе жилищного строительства, что отразится на экономической ситуации субъекта в целом в результате оптимального использования финансовых ресурсов из бюджетов различного уровня.

Для формирования организационно-правового и организационно-экономического механизма управления развитием застроенных территорий необходимо рассмотреть сам процесс развития

застроенных территорий с учетом зарубежного опыта.

Однако в европейских странах, таких как Германия, Великобритания, Франция, Чехия и др., проблему ветхого жилья решают посредством проведения реконструкции и модернизации существующего фонда с помощью применения оптимальных объемно-планировочных решений. Причем необходимо учитывать, что важным составляющим элементом в градостроительных преобразованиях является взаимодействие государства с населением.

Интересен зарубежный опыт в отношении источников финансирования и процесса организации использования и преобразования градостроительной структуры.

Во Франции при проведении реконструкции применяются способы для увеличения площади каждой квартиры дома, причем как путем расширения самого фасада, пристроек, так и сокращения общего числа квартир. Важным элементом социальной организации при проведении реконструкции является взаимодействие органов власти с населением и согласование с ними принимаемых решений [1]. Реконструкция жилья проводилась без отселения, при этом в финансировании участвовали как жильцы (50 %), так и муниципалитет (50 %) [2].

Национальное агентство в процессе реконструкции играет координирующую роль. Финансирование, исследовательские, проектные работы выполняют юридические лица.

Основанием для нового строительства является план землепользования, представляющий со-

* © Иваненко Л.В., Файзрахманова Я.И., 2012

Иваненко Лариса Викторовна (ivanenko_lv@mail.ru), кафедра экономики города и муниципального управления Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

Файзрахманова Яна Искандаровна (yafa02@mail.ru), кафедра финансового менеджмента в строительстве Самарского государственного архитектурно-строительного университета, 443001, Российская Федерация, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 194.

бой нормативный документ, построенный на основе ордерного зонирования. В нем указывается плотность застройки и требования к развитию [3]. В России в настоящее время аналогом ордерного зонирования выступает документ — проект планировки территории, являющийся необходимым условием принятия решения о развитии застроенной территории.

В Чехии при реконструкции домов первых массовых серий отходят от монофункциональности жилых домов путем изменения объемно-планировочных решений, особого подхода к функциональному назначению последних и первых этажей. Так, квартиры первого этажа предназначаются для инвалидов, молодежи, где устраивают отдельные входы с улицы [1].

В Германии реконструкция жилых домов осуществляется в рамках комплексных градостроительных мероприятий по санированию отдельных городских образований, основываясь на законодательной базе государства в области строительства. Реконструкция осуществляется в три этапа.

I этап. Выполнение подготовительных исследований и утверждение Бундестагом границ реконструируемой территории.

II этап. Разработка социального плана, который может измениться после внесения корректировок. Бундестаг информирует население о возможных работах, определяет пути проведения реконструкции. На данном этапе проводится обсуждение предстоящей реконструкции с владельцами, арендаторами участков, жителями района и землепользователями. Целью социального плана является смягчение негативных последствий реконструкции для населения.

III этап. Реализация мероприятий осуществляется посредством проведения следующих видов работ:

— реорганизации землевладений на реконструируемой территории, включая отчуждение, закупку, изменение границ участков, передачу их новым владельцам, заинтересованным в проведении реконструируемых мероприятий, путем сдачи в аренду или продажи;

— организации переселения жителей и вывода предприятий за счет централизованных фондов города;

— сноса зданий и подготовки территории к строительству;

— организации нового строительства за счет землевладельцев;

— модернизации сложившейся застройки, также осуществляемой землевладельцами.

В задачи администрации входит оказание необходимой помощи застройщикам, выполнение посреднических функций между инвесторами и застройщиками, координация действий и контроль точности исполнения реконструкции. По законо-

дательству Германии реконструируемый район с момента принятия решения о реконструкции обеспечивается централизованным финансированием. Реконструкция и модернизация пятиэтажных крупнопанельных жилых домов проводится полностью за счет средств федерального бюджета.

В Германии используется опыт создания и организации различного рода зимних садов, палисадников при жилом доме, что повышает его потребительскую ценность, а также снижает негативные последствия высокотехнологичного развития города, улучшает экологическое состояние городской среды и уровень комфортности жилья [1].

Все мероприятия реализуются в комплексе с программой по энергосбережению путем использования новых строительных материалов, технологий [4]. Восточная Германия успешно реализовала идею обновления жилищного фонда, проведя модернизацию панельных домов массовых серий. К решению этой задачи привлекали лучших технологов, архитекторов и строителей. Санацию панельных зданий и новое строительство в Восточной Германии осуществляли в большинстве случаев за счет государственных источников. Без дотаций в форме налоговых льгот и других субвенций работы были бы невозможны.

С 1990 по 2004 гг. только в Берлине модернизировано и санировано 650 тыс. квартир, в том числе 240 тыс. квартир, что составляет 80 % — в крупнопанельных домах. Сейчас отмечают даже некоторый избыток жилых площадей, поскольку, помимо реконструкции старого фонда, идет новое строительство. С 1990 г. возведено более миллиона квартир площадью от 40 кв. м. До 2009-го снесено 50 тыс. квартир. Причем немецкая хозяйственность проявляется и в том, что панельные конструкции разбираемых зданий вторично используют для сооружения малоэтажного жилья. Кроме того, успешно применяется технология ре-циклинга — переработки старого бетона.

В процессе санации (санация — восстановление и модернизация здания) таких зданий утепляют фасады, уплотняют стыки плит, проводят теплоизоляцию балконов, меняют окна. Мероприятия идут на пользу дому, но иногда возникают проблемы. Так, замена обычных окон на пластиковые приводит к скапливанию влаги в помещении. С этой проблемой справились с помощью специального устройства, которое устанавливают на раме. Оно обеспечивает постоянную циркуляцию воздуха в квартире. Сегодня ни один стеклопакет не выпускают без такого устройства.

Как показывает опыт Германии, санацию можно проводить без отселения жителей. В рамках отдельной квартиры весь объем работ занимает пять дней. При обычной санации расходы составляют 275—700 евро на 1 кв. м площади, при санации, модернизации и функциональной перестройке — 800—1300 евро на 1 кв. м [4].

В США в городах, расположенных на Западном побережье, наблюдаются значительные успехи в осуществлении градостроительной политики с участием населения и делегирования архитектурного контроля на местный уровень.

Основные этапы подготовки градостроительных проектов развития городских территорий следующие.

Первый этап: выявление проблемы развития территорий по инициативе муниципалитета или наиболее ответственных людей администрации. Проводится 8’№о1-анализ, собираются и систематизируются проблемные вопросы для проведения дискуссии.

Второй этап: формирование группы представителей общественности из всех слоев населения и проведение публичных слушаний.

Третий этап: составление основных положений по результатам обсуждения направлений развития территорий и включение их в Программу градостроительного развития. Для этого проводится стратегическое планирование на основании целей развития территорий и аналитической информации, осуществляется постановка задач для проектной стадии.

Четвертый этап: проведение рекламно-информационной кампании с целью вовлечения широких слоев населения в активную поддержку совместно разработанного проекта развития территорий [3].

В городском самоуправлении Италии, Великобритании, Норвегии разработаны хорошо зарекомендовавшие себя методы участия населения в процессе планирования. Помимо городских советов, принято иметь еще местные исполнительные советы, члены которых входят и в городской совет. Решение центрального совета передается в местный совет для публичного обсуждения, и только после этого оно принимается к исполнению. Такая система 25 лет обеспечивает высокую эффективность реализации сложных градостроительных программ.

До 1980 г. в Великобритании финансирование нового строительства, модернизации существующего жилого фонда осуществлялось органами местного самоуправления за счет налогов, государственных займов, полученных ссуд на открытом рынке, продажи земли и др. источников поступлений. После исчерпания средств было принято решение об активизации развития городов с использованием частного капитала. В настоящее время основное требование законодательства для нового строительства — получение планировочного разрешения (отвода земли). Рассмотрение заявок на отвод земли производится на основании планов развития, в которых определена градостроительная стратегия для каждого участка городской территории. С 1986 г. отвод земельного участка

может предусматривать не один, а несколько видов использования.

Законодательство Великобритании с 1988 г. предусматривает, что любые предложения по развитию города должны быть опубликованы в местной прессе и могут быть обжалованы в течение 20 дней. Члены общественных организаций и частные лица могут выразить свои пожелания относительно намечаемого строительства на начальных стадиях формирования структурных и локальных планов. Местные власти обеспечивают публичное освещение предложений.

В Великобритании разрабатываются структурные и локальные планы для развития каждой территории. На уровне структурного плана закладываются условия для маркетинга и социальной адаптации программы градостроительного развития. Локальные планы содержат детальное руководство относительно развития застройки территории на ближайшие 10 лет. Они подготавливаются местными властями и должны в целом соответствовать основным направлениям структурных планов на эти территории. В Лондоне и других мегаполисах локальные планы меняются на сводные планы развития, первая часть которых включает основные положения структурного плана, а вторая часть — разработку на уровне локального плана, что позволяет перейти от стратегического планирования к уровню принятия решения об отводе земельных участков и начала архитектурного планирования. Эти документы разрабатываются для всего города, района, муниципального округа и служат составной частью градостроительного контроля, являются средством координации потребностей в строительстве, предопределяют развитие инфраструктуры и охрану памятников архитектуры.

В Великобритании, Норвегии при развитии комплексной жилой застройки с 1980 г. создавались корпорации развития городов — административная единица и в то же время коммерческое предприятие, которому были даны значительные полномочия в развитии определенной выделенной территории. Такие единицы в пределах согласованного плана имели право строить любые объекты, однако обязаны были построить и согласованные общественно необходимые объекты, используя средства, получаемые за счет правительственных субсидий и продажи земельных участков. Также они имели право на: отвод земельного участка; контроль строительной деятельности независимо от местных властей; передачу и продажу участков.

Финансирование создания инженерной инфраструктуры, отчуждения земли и других общественно необходимых работ производилось за счет целевых инвестиций центрального правительства. В ряде случаев полномочия были еще шире.

Такие корпорации работали эффективно, однако следует отметить и проблемы: слабую связь с местной властью и общественностью, — которые в 1988 г. были решены за счет введения новых процедур.

Опыт Великобритании был применен в РФ почти 20 лет назад — в 1994 г. На основе соглашения (партнерства) между Префектурой Центрального административного округа и Корпорацией по развитию территории была создана Корпорация развития территории «Якиманка». Разработанная программа ее деятельности была нацелена на комплексный подход к решению проблем градостроительного развития на обширной территории г. Москвы.

Правительством г. Москвы были утверждены три документа по вопросу планирования и концептуального проектирования (парцелляция территорий на основе восстановления домовладений, карта функционального зонирования, архитектурно-градостроительная концепция), получившие статус временной инструкции или локальных градостроительных рекомендаций.

Однако в РФ данный опыт был неудачным вследствие недостатка полномочий у корпораций, которые представляют собой в России лишь совещательный голос по сравнению с полномочиями корпораций в Великобритании [3].

Позднее в нашей стране были созданы жилищные ассоциации, представляющие собой неправительственные некоммерческие организации, создаваемые по инициативе города или самих жителей, получавшие в распоряжение землю. Для ее преобразования ассоциации должны были самостоятельно найти источники финансирования под гарантии государственных централизованных фондов.

В 1997 г. у нас создаются городские управляющие компании, имеющие такие же права, как корпорации в Великобритании. Однако такие условия определяются для территориальных единиц с особым статусом (зоны жесткого регулирования, обеспечивающие охрану объектов градостроительного наследия и приоритетного развития, по которым предусматривается упрощенное согласование проектной документации), а не для отдельной развиваемой территории, как в Великобритании.

В корпорациях развития городов в Великобритании есть важный недостаток — нацеленность на прибыль и, как следствие, отсутствие качественных архитектурных решений, которые проявляются позднее с течением времени. В результате население становится недовольным из-за снижения качества городской среды.

Для обновления застройки и нового строительства в Великобритании используют механизм упрощенных планировочных зон (в России это — зоны приоритетного развития), которые показали

высокую оперативность достижения градостроительных задач без снижения качества проектирования и ущерба для окружающей среды [3].

Можно отметить, что в качестве локального плана, используемого в Великобритании, в России на данный момент существуют программы стратегического развития, которые разрабатываются для отдельного региона с периодом действия на 8—25 лет.

По данным МЭРТ на лето 2010 г., стратегии социально-экономического развития имели 37 субъектов федерации. Значительная часть стратегий охватывает горизонты от 8 до 12 лет, хотя ряд из них рассчитан на более длительный период — до 20—25 лет. В Центральном федеральном округе из 18 регионов стратегии имеют Воронежская, Липецкая, Тамбовская, Тверская, Ярославская области. В Северо-Западном федеральном округе из

11 регионов стратегии разработали Республика Коми, Вологодская, Калининградская, Мурманская области. В Южном федеральном округе из 13 республик и областей стратегии имеются у Чеченской республики, Краснодарского края, Астраханской и Ростовской областей. В Приволжском федеральном округе стратегиями вооружились 5 регионов, в Уральском федеральном округе — 3, в Сибирском федеральном округе — 4, в Дальневосточном — 3.

Однако в указанных программах не освещаются потребности в строительстве, развитии инфраструктуры, охране памятников архитектуры, что характерно для Великобритании. Их можно увидеть только в адресных программах, формируемых для отдельного городского округа.

В скандинавских странах часто используется пристройка малых объемов (санитарно-технических блоков совместно с саунами, остекленных лоджий, балконов и других пристроек) [2].

Интересен опыт Беларуси по решению проблемы комплексной реконструкции массовой жилой застройки, которая решается методом вторичной застройки территорий. Этот метод учитывает то обстоятельство, что нормативы плотности жилищного фонда, на основе которых были возведены микрорайоны массовой застройки 1960— 1970-х гг., претерпели изменения. Современные нормативные акты позволяют вести на сложившихся территориях дополнительно новое строительство, увеличивая при этом этажность и ширину корпусов существующих зданий. Таким образом повышается эффективность использования сложившейся территории и одновременно совершенствуется система общественного обслуживания, пространственные связи, архитектурно-планировочные решения.

Существуют две схемы организации работ по вторичной застройке квартала. Обе они предусматривают строительство пилотных жилых до-

мов (пилотный проект — это первый этап внедрения, позволяющий убедиться в применимости и эффективности предлагаемой системы до ее внедрения) , предназначенных для временного проживания жильцов, отселяемых из зданий, подлежащих реконструкции.

Первая схема. После реконструкции каждый жилец возвращается в свой дом, свою капитально отремонтированную (реконструированную) квартиру, а надстроенная часть здания реализуется (при строительстве за счет кредитов) либо передается инвестору (при долевом строительстве). Затем квартиры пилотных домов подвергаются косметическому ремонту, и схема повторяется, пока последний жилец не въедет в свою отремонтированную или реконструированную квартиру. Отремонтированные квартиры пилотных домов реализуются.

Вторая схема. После строительства пилотных жилых домов предусматривается переселение в них на постоянной основе жителей домов, подлежащих реконструкции. На базе последних возводятся многоэтажные жилые дома вторичной застройки, и в них переселяются жильцы из оставшейся части существующих домов. После переселения всех жителей квартала в реконструированные квартиры на основе оставшихся пятиэтажек возводятся новые жилые дома вторичной застройки, квартиры в которых реализуются.

Вторая схема организации вторичной застройки используется в России в качестве веерного переселения граждан при развитии застроенной территории.

Законом о территориальном планировании Сингапура определяется, что строительство объектов, не соответствующих требованиям генерального плана, может быть разрешено при уплате застро-ечного сбора, который является платой за удорожание земельного участка. В настоящее время за-строечный сбор взимается в размере 50 % прироста рыночной стоимости.

Застроечный сбор взимается при наличии одного из ниже представленных условий: превышение установленного генпланом предела плотности заселения (для жилой застройки); превышение предела нормы использования участка (для нежилой застройки); пересмотр карты зонирования, при котором данный участок переходит в более дорогую зону.

Наряду с застроечным сбором в международном опыте в качестве контрольного механизма используют дифференцированный налог и плату за последствия.

Для привлечения инвесторов к неинтересным с точки зрения коммерческого использования городским землям в США используют механизм компенсации упущенной выгоды в виде перенесения прав на строительство.

Международный опыт градорегулирования демонстрирует возможности местной администрации уверенно вести переговоры с инвесторами об условиях будущих сделок, заключать перспективные соглашения с застройщиками и консолидировать ресурсы для развития городской среды. Для этого разрабатываются планы развития и правовые документы, определяющие порядок подготовки и согласования архитектурных проектов [3].

Наибольшее количество реализованных проектов реновации (реновация — замена не подлежащего сохранению жилищного фонда путем его сноса и капитального жилищного строительства на высвобождаемой территории) можно отметить в таких странах, как Германия, Польша, Литва, Нидерланды, Румыния, Франция и Великобритания. Развитие проектов реновации жилой застройки происходит за счет реконструкции домов или за счет частичного или полного сноса зданий и строительства новых. Значительную роль при их реализации играет общественное мнение — проводятся исследования, общественные слушания, презентация проектов. Также через средства массовой информации жильцам рассказывается о ходе работ. Для жителей домов важным положительным фактором является высокий уровень озеленения территории. Также во всех успешных проектах значительную часть составляют общественные зоны. Создание аллей, парков, сервисной инфраструктуры, торговых помещений и социально-общественных зданий повышает психологическую комфортность проживания.

В Европе в реализованных проектах значительную роль играли государственные структуры. В их компетенцию входила подготовка градостроительной документации, строительство транспортной и инженерной инфраструктуры, участие в переговорах с собственниками квартир или домов, т. е. помощь инвестору. В некоторых проектах государственные структуры создавали специальные агентства по развитию территории. Также в Европе собственники могут быть поставлены перед выбором: модернизация дома за счет собственных средств или переселение в новый дом.

В России предоставление площадок для строительства в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии, может проводиться двумя способами [5]. Первый способ осуществляется без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством. Используется в случаях, когда в границах выбранной территории, земельные участки находятся в муниципальной собственности или являются государственной собственностью, территория которых не разграничена и не предоставлена в пользование и во владение гражданам и юридическим лицам. Второй способ предполагает проведение аукциона во всех остальных случаях.

Как правило, первый вариант встречается крайне редко, поэтому в данном исследовании предлагается более подробно остановиться на втором способе.

В Градостроительном кодексе прописано [цит. по: 5], что процедура развития застроенных территорий осуществляется в 3 этапа.

Первый этап. Принятие органом местного самоуправления решения о развитии застроенной территории (п. 2 ст. 46.1 ГК РФ), возможного при соответствующих условиях: наличии градостроительного регламента, либо показателей обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры; если на такой территории расположены многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу, либо снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления, либо объекты капитального строительства, вид разрешенного использования и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту.

Второй этап. Решение о проведении открытого аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории принимается главой местной администрации, порядок которого четко прописан в ст. 46.3. ГК РФ.

Третий этап. Подготовка необходимой документации для проведения аукциона, его проведение с определением победителя среди участников, подавших заявки на участие в открытом аукционе, и заключение между исполнительным органом местного самоуправления и инвестором договора о развитии застроенной территории.

С 1 января 2011 г., согласно Федеральному закону № 94 от 21.07.05 (ред. от 17.07.09), аукционы проводятся в электронном виде [6]. Основными их преимуществами являются следующие:

— участие в электронных торгах позволяет значительно экономить время при подаче документов, участии в самом процессе аукциона, используя только современный компьютер и специальное программное обеспечение;

— аукцион в электронной форме обеспечивает повышенную безопасность, равные условия независимо от масштабов и специфики деятельности, а также сохранение конфиденциальной информации участников, заинтересованных в качественном повышении эффективности ведения собственного бизнеса;

— проведение электронных торгов гарантирует полную оптимизацию закупочной деятельности при помощи новейших технологий, открывая но-

вые возможности для проведения масштабного маркетингового анализа рынка;

— размещение государственного заказа дает возможность создавать интерактивное взаимодействие, которое в большинстве случаев приводит к долгосрочному сотрудничеству между продавцами и покупателями на взаимовыгодных условиях;

— проведение аукциона в электронной форме требует минимальных вложений, так как эта удобная процедура при эффективной продаже и закупке разнообразных товаров, работ или услуг использует малые кадровые и материальные ресурсы.

О.И. Ткачев, Ю.В. Толмачева [7; 8], так же как и Е.А. Карева [9], выделяют такую же первую стадию, на второй происходит заключение договора, а на третьей — передача самого земельного участка.

Процесс подготовки к принятию решения и формирования площадки, подлежащей развитию, в каждом городском округе имеет свои особенности и требует участия в процессе различных представителей органов власти. Однако обязательно утверждается адресная программа по развитию застроенных территорий на определенный период с указанием перечня адресов зданий, попадающих в категорию ветхого и аварийного фонда жилья.

Обновление инженерной, транспортной инфраструктуры, т. е. проведение работ, предшествующих новому строительству, требует значительных финансовых вложений. Инвестор сталкивается с различными трудностями в процессе управления развитием застроенных территорий со стороны органов власти.

Анализ зарубежного опыта позволяет прийти к следующим выводам. В процессе управления развитием застроенных территорий в нашей стране на уровне регионов и муниципальных образований предоставляется недостаточно полномочий для эффективного ведения необходимых процедур.

Кроме того, процессы, связанные с обновлением застроенных территорий за рубежом, практически полностью финансируются государством. К сожалению, в нашей стране в большей степени финансовая нагрузка ложится на плечи инвестора, что повышает риск прекращения развития застроенной территории на любом этапе.

Далее следует отметить, что необходимо активизировать процесс проведения общественных слушаний и доведения информации до населения о предстоящих изменениях в отношении застроенных территорий с целью обсуждения и принятия во внимание предложений, выдвигаемых с их стороны, что обеспечит доверительные отношения граждан при проведении дальнейших мероприятий по их переселению.

Библиографический список

1. Грабовый П.Г., Харитонов В.А. Реконструкция и обновление сложившейся застройки города: учеб. пособие. М.: АСВ; РеалПроект, 2006.

2. Митасов В.М. Еще раз о реконструкции. Состояние жилищного фонда Новосибирска // Архитектура и строительство в Сибири. 2010. № 14. С. 5—25.

3. Крашенников А.В. Градостроительное развитие жилой застройки: исследование опыта западных стран: учеб. пособие. М.: Архитектура-С, 2005. 112 с.

4. Погорельцева Т. Энергосберегающие технологии. Опыт Германии //Недвижимость & Цены. 2006. № 14. С. 10-18.

5. Российская Федерация. Законы. Градостроительный кодекс Российской Федерации: [федер. закон:

принят Гос. Думой 22 дек. 2004 г.: по состоянию на 29 дек. 2010 г.]. М.: Омега, 2010. 178 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»: [федер. закон: принят Гос. Думой 21 июля 2005 г.: по состоянию на 17 июл. 2009 г.]. М.: Рассвет, 2009. 159 с.

7. Ткачев И.О. Развитие застроенной территории по Градостроительному законодательству Российской Федерации // Новости строительной индустрии. Урал и Сибирь. 2008. № 3. С. 58-65.

8. Толмачева Ю.В. Развитие застроенных территорий. иЯЬ: http://www.pravo-dv.ru/.

9. Карева Е.А. Основные направления застройки территории г. Самары // Новости рынка недвижимости. 2009. № 10. С. 23-26.

L.V. Ivanenko, Ya.I. Faizrahmanova* FOREIGN AND DOMESTIC EXPERIENCE OF MANAGEMENT OF DEVELOPMENT OF THE BUILT-UP TERRITORIES

In the present article foreign and domestic experience in the relation of management of development of the built-up territories is considered. Characteristics for the countries of Europe, USA, Russia etc. are allocated and described. Shortcomings of management of the process in our country are revealed compared with experience of foreign countries.

Research objective is to study the experience of foreign countries for the detection of features of management of development of the built-up territories inherent in them and to define the shortcomings of existing structure of management in Russia.

Key words: built-up territories, management of urban areas, improvement of living conditions, shabby, emergency fund.

* Ivanenko Larisa Viktorovna (ivanenko_lv@mail.ru), the Dept. of Economy of the City and Municipal Management, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

Fayzrahmanova Yana Iskandarovna (yafa02@mail.ru), the Dept. of Financial Management in Civil Engineering, Samara State University of Architecture and Civil Engineering, Samara, 443001, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.