Научная статья на тему 'Зарубежный и отечественный опыт подготовки спортивного менеджера'

Зарубежный и отечественный опыт подготовки спортивного менеджера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
320
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ ОБРАЗОВАНИЕ / MANAGEMENT OF EDUCATION / СПОРТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / SPORTS MANAGEMENT / СПОРТИВНАЯ ИНДУСТРИЯ / SPORTS INDUSTRY / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гетман Е.П.

Проблема подготовки российских специалистов в области менеджмента и спортивного менеджмента решается с помощью таких механизмов как: подготовка молодых специалистов в вузах и дополнительная подготовка в рамках специальных программ по повышению квалификации. В статье представлен зарубежный и отечественный опыт в решении данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гетман Е.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN AND HOME EXPERIENCE OF TRAINING A SPORTS MANAGER

The paper states that the problem of preparing Russian specialists in the sphere of management and sporting management is solved by means of such mechanisms as: training young specialists at universities and the second, additional training within the limits of special programmers aimed at the increasing of qualifi cation. Foreign and home experience of solving this important problem is considered in the paper.

Текст научной работы на тему «Зарубежный и отечественный опыт подготовки спортивного менеджера»

ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО МЕНЕДЖЕРА

Кандидат экономических наук, и. о. доцента Е. П. Гетман,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.

Проблема подготовки российских специалистов в области менеджмента и спортивного менеджмента решается с помощью таких механизмов как: подготовка молодых специалистов в вузах и дополнительная подготовка в рамках специальных программ по повышению квалификации. В статье представлен зарубежный и отечественный опыт в решении данной проблемы.

Ключевые слова: менеджмент - образование, спортивный менеджмент, спортивная индустрия, федеральные государственные образовательные стандарты.

Российское государство в последнее время создает новые спортивные школы, выделяет средства на ремонт и оборудование спортивных сооружений, прилагает значительные усилия по пропаганде спорта, однако неудачи последних лет российских спортсменов на международных соревнованиях говорят как об отсутствии системности государственных мер, так и о неэффективности управления материальными и трудовыми ресурсами, аккумулирующимися в российском спорте. Частный капитал, по данным российских средств массовой информации и коммуникации, в свою очередь, вкладывает в российский спорт не малые деньги, однако заметной отдачи пока также не ощущает. В то же время спортивная западная индустрия развивается по законам бизнеса, основанным на положении о том, что вложенные средства должны приносить прибыль, а теория и практика западного менеджмента свидетельствует, что для того чтобы была отдача, нужен менеджмент, способный просчитать риски и возврат от вложенного капитала, что и определило актуальность темы исследования.

Целью работы является изучение зарубежного и отечественного опыта в контексте подготовки спортивных менеджеров. Анализ вторичных источников позволяет предположить, что, как и в случае с МВА образованием (Магистр делового администрирования), подготовка спортивных менеджеров для российского образования является сравнительно новым делом, и не так

отлаженным, как в западных вузах.

Так, в Великобритании 12 вузов предлагают магистратуру в области спортивного менеджмента. Это уни-

|верситеты Де Монфор (De Montfort University), Лейчестера (Leicester University), Центрального Ланкашира (Central Lancashire University), Лондон Метрополитэн (London Metropolitan University), Нортум-

fcбрии (Northumbria University), Шеффилд Халлам (Sheffield Hallam University), Лутон (Luton University), Лидс Метрополитэн (Leeds Metropolitan University), Лафборо (Loughborough University), Ковентри (Coventry University), Эдинбурга (Edinburgh University) и институт Болтона (Bolton Institute), получивший недавно статус университета.

Например, университет Ковентри предлагает программу МВА по спортивному менеджменту (Master of Business Adminstration in Sport Management). Длительность обучения на всех мастерских программах составляет один год: два семестра учебы (октябрь - июнь) и семестр написания диссертационной работы (июнь - сентябрь). В курс обучения входят блоки по маркетингу, управлению спортивными сооружениями, руководству персоналом, финансы, спортивная экономика, спортивная журналистика, работа со спонсорскими организациями. Стоимость обучения составляет 8500 фунтов стерлингов. Выдающимся спортсменам, желающим пройти в Ковентри обучение по этой программе, университет обеспечивает необходимые условия для тренировок и предоставляет стипендию в размере 4000 фунтов стерлингов. Магистратура в британских вузах по спортивному менеджменту стоит несколько меньше, в пределах 7500 фунтов.

В Канаде изучать спортивный менеджмент на уровне мастерской степени можно в университетах Нью Брансвика (University of New Brunswick), Брок (Brock University), Монреаля (Universite de Montreal) и Альберты (University of Alberta). Обучение в Монреальском университете ведется на французском языке.

В университете Альберты можно получить МВА со специализацией в области организации досуга и спор-

56

№2 i 2011

тивного менеджмента. К основным направлениям программы обучения относится бухучет, стратегии развития бизнеса, экономика, финансы, управление, маркетинг и организационные модели поведения. Длительность обучения составляет два года с обязательной практикой между первым и вторым курсами. Стоимость обучения составляет 39200 канадских долларов.

Среди австралийских вузов получить мастерскую степень в области спортивного менеджмента предлагает университет Саусерн Кросс (Southern Cross University). Стоимость этой годичной программы составляет 19800 австралийских долларов.

В Европе получить образование в данном направлении можно во французских высших коммерческих школах Нанта и Марселя. Так, в Ауденсиа Нант (Audencia Nantes) магистерская программа по управлению спортивными организациями (Mastere Specialise in Management of Sport Organisations) ведется только на французском языке, стоимость обучения, которой составляет 8200 евро.

В Евромед-Марсель (Euromed-Marseille Ecole de Management) мастерской курс по международному спортивному менеджменту (Master in International Sports Management) преподается на английском языке (стоимость - 8000 евро).

Обучение во французских школах занимает один год, включая четырехмесячную практику в организациях, связанных со спортом. Что касается поступления, то Евромед-Марсель, в отличие от всех вышеназванных учебных заведений, предъявляет более жесткие требования к поступающим. Кроме общих требований, заключающихся в наличии высшего образования, хорошем знании языка, резюме и отзывов, которые запрашивают другие вузы, школа управления в Марселе требует предъявления GMAT (англ. Graduate Management Admission Test) - стандартизованного теста для определения способности успешно обучаться в бизнес-школах, и наличия трехлетнего опыта работы.

На данный момент Европейский Университет - Европейский Университет в Барселоне (European University (EU)), основанный в 1973 году, является одной из лучших бизнес-школ в мире. Университет предлагает традиционные программы получения степени бакалавра и магистра по деловому администрированию с возможностью специализации в 10 различных областях, таких как финансы и банковское дело, связи с общественностью, управление туризмом, информационные системы, управление технологиями, управление персоналом, спортивный менеджмент.

Филиалы Университета находятся более чем в десяти странах Европы и Азии. Основные европейские кампусы находятся в Швейцарии (Монтрё и Женева), Испании (Барселона) и Германии (Мюнхен). Во всех кампусах существует единая система обучения, преподавание ведется на английском языке, что дает студентам уникальную возможность в конце каждого семестра переводиться между филиалами. Европейский Университет аккредитован ACBSP (Association of Collegiate

Business School and Programs) и IACBE (The International Assembly for Collegiate Business Education), что подчеркивает высокий уровень качества предлагаемого образования и международное признание Университета на рынке. Схема обучения в Европейском Университете гибкая и направлена на удобство студентов. В классе учится максимум 25 человек, что позволяет студентам вести обсуждения между собой и эффективно взаимодействовать с преподавателями. В процессе обучения применяются современные методы обучения, демонстрирующие студентам применение бизнес-теории на практике. Также организуются посещения различных предприятий, студенты проходят практику в крупнейших международных компаниях. По мнению экспертов, лидерами в сфере образования по спортивному менеджменту в Европе считаются Великобритания и Швейцария, хотя сегодня от них не отстают и вузы Германии и Франции [3].

Предложение зарубежными учебными заведениями по профилю «спортивный менеджмент» и «спортивный маркетинг» до 200 различных программ обусловлено, на наш взгляд, рядом обстоятельств: профессия спортивного менеджера приобретает все большее признание в обществе; профессиональные спортивные менеджеры с дипломами признанных вузов и учеными степенями занимают высокооплачиваемые позиции в государственных и частных структурах; расширением сферы их деятельности, которая охватывает государственные и правительственные учреждения, образование, спортивные клубы, национальные федерации спорта, частные компании, производство спортивных товаров.

Что касается России, то профессии, связанные со спортивным менеджментом, являются довольно молодыми и дефицитными. Однако спрос на профессионалов высокого международного стандарта быстро растет, особенно после объявления г. Сочи Олимпийской столицей.

В России медленно, но появляется опыт в организации обучения и практики в области спортивного менеджмента. Так, ряд российских вузов, например Московская финансово-промышленная академия, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма «откликнулись» на эту необходимость, создав кафедры спортивного менеджмента, открыв курсы или специализацию «Менеджмент в спорте».

Определенный интерес в организационном и методическом плане представляет испанская стажировка студентов факультета «Менеджмент в спортивной индустрии» инновационно-образовательной компании RMA, в которой в течение двенадцати дней ее участники изучали футбольную индустрию страны, чья национальная сборная является действующим чемпионом мира и Европы.

В ходе стажировки слушатели программы побывали в футбольных клубах «Барселона», «Эспаньол», «Реал» (Мадрид), «Вильярреал», «Валенсия», познакомились с их внутренним устройством, структурой учебно-тренировочных баз и стадионов «Камп Ноу», «Сантья-

№2 i 2011

57

го Бернабеу», «Корнелья Эль Прат», «Эстадио Эль Мадригал», «Месталья», а также прослушали ряд лекций по футбольному маркетингу и мерчендайзингу, которые специально для них прочитали менеджеры перечисленных клубов. Во время визита в Ciudad de Futbal, на базу национальной сборной, участники стажировки получили возможность встретиться и пообщаться с Ви-сенте дель Боске, легендарным тренером, приведшим Испанию к ее первому и пока единственному мировому титулу. Студенты посетили Национальную Лигу профессионального футбола, где генеральный директор этой организации Ф. Роха провел для них занятие [4].

В настоящее время в системе российского менеджмент-образования осуществляется переход к новому поколению федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Очевидно, что формирование компетентностно-ориентированной модели подготовки спортивного менеджера предполагает реорганизацию образовательного процесса, переработку рабочих программ, учебных планов дисциплин, программ учебной и производственной практики [1].

Также появилась необходимость в разработке профессионального стандарта спортивного менеджера как совокупности требований, предъявляемых к управленческим кадрам в сфере физической культуры и спорта, максимальном учете в учебном процессе специфики отрасли «Физическая культура» и создании условий для профессионализации подготовки специ-

алистов, установлении связей вуза с потенциальными работодателями и приближении учебного процесса к будущей трудовой деятельности выпускника; привлечение специалистов-практиков, владеющих современными спортивными технологиями и навыками практической деятельности, интеграция вузов в международное образовательной пространство [2]. Помимо этого, несмотря на потенциально высокий спрос со стороны работодателей, необходим государственный заказ на подготовку специалистов по профилю «спортивный менеджмент», размещение которого можно проводить на конкурсной основе.

Таким образом, учет зарубежного опыта в реализации этих задач позволит обеспечить подготовку российских спортивных менеджеров в соответствии с современными требованиями.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Звонников, В. И. Совершенствование подготовки высококвалифицированных кадров по направлению «менеджмент» // Вестник ГУУ. - 2009. - № 7. - С. 44-51.

2. Росенко, С. И. Формирование профессиональных компетенций спортивного менеджера // Вестник ГУУ. - 2011. -№ 2. - С. 150-152.

3. www. mba. com/the-gmat. aspx

4. www. rma. ru/sport/foreign-traineeships/

FOREIGN AND HOME EXPERIENCE OF TRAINING A SPORTS MANAGER

E. Getman, Candidate of Economics, Associate Professor,

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar.

Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Bydennogo str., 161.

The paper states that the problem of preparing Russian specialists in the sphere of management and sporting management is solved by means of such mechanisms as: training young specialists at universities and the second, additional training within the limits of special programmers aimed at the increasing of qualification. Foreign and home

experience of solving this important problem is considered in the paper.

Key words: management of education, sports management, sports industry, federal state educational standards.

58

№2 i 2G11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.