Зарубежные земельно-кадастровые системы
А.А. Варламов
заведующий кафедрой землепользования и земельного кадастра Государственного университета по землеустройству, член-корреспондент Российской академии сельскохозяйственных наук, доктор экономических наук, профессор
В зарубежных странах землю в общепринятом смысле рассматривают как пространственный ресурс (территорию), в юридическом отношении (при наличии института частной собственности) - как определяющий атрибут недвижимой собственности, под которой, как правило, понимают находящиеся в частной собственности земельные участки, участки других природных ресурсов (леса, водные источники, недра), здания и сооружения.
Характерными особенностями недвижимой собственности являются гласность владения и законодательно установленный общественный контроль над способом использования земельных участков и иной недвижимости. Институт гласности зарубежных стран связан с тремя важными особенностями землевладения:
1) необходимость официальной регистрации объекта владения, то есть официальная фиксация границ участков владений на местности и в документах;
2) необходимость официальной регистрации субъекта владения для обеспечения ему гарантий права собственности;
3) необходимость регистрации и контроля ограничений и обременений, связанных с неотъемлемыми правами других субъектов земельных отношений на пользование территорией, например с обеспечением прав доступа к дорогам или водному источнику через территорию частного землевладения.
Во многих зарубежных странах гласность владения земельными участками обеспечивается специальной регистрационной системой - земельным кадастром, в том числе официально поддерживаемой государством системой юридической регистрации прав
собственности на землю. Кадастр служит средством общественного самоуправления, гарантом прав собственников. Одновременно кадастр служит целям организации государственного и местного налогообложения недвижимости. Как информационная система кадастр также является механизмом общественного контроля, основой для территориального планирования и управления.
Земельные кадастры большинства зарубежных стран основаны на следующих видах прав на земельные участки:
• собственность;
• аренда с наследственным правом застройки;
• аренда на срок с правом продления;
• аренда на определенный срок и т. д.
В настоящее время в большинстве стран собственниками могут являться:
• государство;
• муниципалитеты, общины, городские и сельские коммуны;
• религиозные или общественные недоходные организации;
• кооперативы, товарищества, акционерные общества, фирмы;
• частные лица;
• иностранные государства, иностранные организации или иностранные частные лица.
В течение многих столетий развивались кадастровые системы многих типов, и их различия часто зависели от местного культурного наследия, географии, типа землепользования, технологии ведения и т. д. Кадастры могут быть классифицированы по-разному, в частности:
• по первоочередной функции (например для оказания поддержки налогообложению,
составления документов по оформлению перехода права на недвижимость, разграничения функций по управлению многоцелевым землепользованием);
• по типам прав (например право частной собственности, права на пользование, горные отводы для разработки полезных ископаемых);
• по степени ответственности государства за обеспечение точности и достоверности данных (например полный мандат государства, разделение ответственности между обществом и физическим лицом);
• по местоположению и юрисдикции (например городские и сельские кадастры, централизованные и децентрализованные кадастры);
• по способам сбора информации о земельных участках (например наземные съемки с привязкой к геодезической сети опорных точек, наземные съемки и измерения, аэрофотосъемка, преобразование в цифровую форму существующих данных и т. д.).
Другими факторами, влияющими на формат и управление кадастром, являются:
• история, культура и традиционные системы производства;
• социальное и экономическое положение;
• особенности расселения;
• уровень технологии;
• традиционные системы управления на государственном и местном уровнях;
• земельное и имущественное право;
• приоритеты земельной политики и другие факторы.
В большинстве зарубежных стран ответственность за управление кадастровой информацией исторически несут определенные государственные органы власти и отдельные группы профессионалов. Земельная регистрация обычно являлась правом судов и юристов. Ответственность за картографирование, межевание земельных участков и сопровождение данных о земельных участках для финансовых целей, регулирования землепользования, а также для целей перераспределения земли несли физические и юридические лица, осуществляющие съемку. Одним из основных ус-
ловий развития современных автоматизированных земельных кадастровых систем явилось формирование более тесной координации между организациями, отвечающими за формирование кадастровых данных в конкретной сфере деятельности, поэтому в ряде стран информация, необходимая для разных целей, сконцентрирована в единой информационной системе или организован обмен информацией между разными ведомствами.
Западноевропейские кадастровые системы в общих чертах одинаковы: регистр (реестр) участков, кадастровые карты и ведение правовых записей. Техника учета объектов различается, но реестр участков недвижимости, который называется Поземельным регистром (Поземельной книгой), имеет каждая страна. Кадастр, включая Поземельный регистр обычно ведется единой организационной службой, реже - различными службами, которые, как отмечалось, кооперируются между собой в обмене данными для взаимного контроля и образования многоцелевого кадастра.
Общее в западноевропейских кадастровых информационных системах то, что они обеспечивают систематическое покрытие всей территории и ведут непрерывное обновление данных, что для земельной кадастровой информационной системы является единственной гарантией ее эффективности [2].
К общим чертам также следует отнести и сходство техники ведения информации в регистрах. Как правило, участки характеризуются типом землепользования, площадью, типом размещенных строений и сооружений, местоположением, информацией о владельце, дополнительными сведениями о территории и владельце из других регистров и информационных систем. Данные такого типа позволяют получать многостороннюю информацию о собственниках и об участках их владений в совокупности.
Исключением из общего правила является английская информационная система, эквивалентная кадастру в общеевропейском понимании. В Англии кадастр содержит только картографическую информацию, в основном о границах участков и составе
недвижимости. Английская система меньшее значение придает централизации систематических сведений о собственниках недвижимости.
По историческим причинам все кадастры Западной Европы имеют сходные черты. В той или иной мере в их основе лежат принципы французского кадастра, которые были определены Наполеоном I в начале XIX века. Главным принципом было наличие двух частей: словесного описания и карты, отражающей размещение и границы всех земельных участков. Карты с кадастровыми номерами изготавливались систематически, на основе полевых съемок.
В континентальной Европе понятие «кадастр» в современном толковании означает ведущуюся государством систематическую классификацию и оценку земли посредством топографической съемки границ участков собственности и ведения реестра участков и их владельцев.
Таким образом, кадастр как специфическая система описания территории, поддерживаемой картами, включает не только описание границ участков и тип землепользования каждого участка, но и информацию о земельном участке и ее владельце.
В течение длительного времени в зарубежных странах накапливался большой опыт правового регулирования ведения земельного кадастра с учетом его исторических, геополитических и экономических особенностей управления земельными ресурсами государств, а также особенностей их национальных правовых и социальных систем. В одних странах земельный кадастр служит только фискальным целям и включает только характеристики недвижимости, влияющие на размеры налогообложения, поэтому он называется фискальной налоговой кадастровой системой. В других странах основным назначением земельного кадастра является защита прав на землю через различные системы регистрации (регистрация прав собственности либо регистрация документов о передаче прав, иначе называемая «регистрацией сделок»), где фиксируется информация о правах на недвижимость, передаче прав, об ограничениях, обременениях и владельцах недвижи-
мости. Такой кадастр называется юридической (правовой) кадастровой системой.
Соотношения между этими кадастровыми системами в различных странах меняются со временем. Они либо разделяются, либо объединяются в единую систему многоцелевого кадастра.
Информационные системы, содержащие сведения о правах на недвижимое имущество, имеющие привязку к конкретным земельным участкам и обеспечивающие процесс регистрации этих прав, известны в зарубежных странах как правовой или юридический кадастр. Обычно юридический кадастр состоит из двух частей:
1) сведения о каждом собственнике объекта недвижимости, составе и характере прав, которыми этот собственник обладает;
2) детальное описание земельного участка, включающее, как правило, его план и результаты измерений.
Во второй половине XIX века в странах Западной Европы регистрация прав на землю становилась все более значимой процедурой в связи с необходимостью укрепления прав на землю и связанное с ней недвижимое имущество.
Под земельной регистрацией понимались 2 группы действий государства, которые обеспечивали концентрацию и публичность сведений о землях и земельных правах на них. К таким сведениям относились, например, данные о принадлежности или физическом состоянии объектов недвижимости, налоговых, залоговых и других обременениях, межевых границах и другие сведения.
К первой группе таких действий относилось ведение кадастровых реестров, зе-м ель но-податных списков, реестров нотариальных архивов, реестров плановых архивов, ко второй - ведение земельных и ипотечных книг, в которые вносились все сведения о фактическом физическом и юридическом состоянии земель со времени заведения книг.
В конце XIX века в государствах, которые относились к благоустроенным (Пруссия, Австрия, некоторые кантоны Швейцарии), уже существовала сформированная система регистрации земель и земельных прав.
Земельно-регистрационные действия, которые относились к делам по определению и укреплению прав собственности на недвижимое имущество, в странах Западной Европы, ориентируемых на Пруссию, слагались в систему земельных книг (Grundbuch, Livre foncier). В других, преимущественно романских странах, они имели отражение в ипотечных книгах (Registres hypothecates, Publicité hepothécaire). В России дела такого рода назывались крепостными.
Уже в конце XIX века в странах Западной Европы сложились следующие принципы, которые требовалось соблюдать при регистрации прав на землю в поземельных книгах:
1) принцип обязательного или начального внесения (Eintraguns princip, l’inscription). В силу этого принципа все права на недвижимое имущество должны быть внесены в регистры (поземельные книги). Это необходимое условие самого приобретения права. Другими словами, этот принцип выражается так: поземельные права, внесенные в регистр, имеют все преимущества перед нев-несенными. Моментом записи права определяется его начало и старшинство перед другими записанными правами;
2) принцип законности записи или проверки права (Légalité, Prüfung). Иными словами, всякое внесение записей в поземельные книги совершается на основании законных актов приобретения прав с предварительной проверкой компетентной властью личностей и правоспособности сторон;
3) принцип публичности (Oeffentlichkeit, Publicité), заключающийся в том, что поземельные книги являются открытыми для всех, а их содержание считается известным. Этот принцип вытекает из самого назначения земельных книг - служить источником сведений о юридическом состоянии и переходах земельных участков (имений) от одних лиц к другим. В связи с этим принцип публичности предполагает, что данные земельных книг служат гарантией и опорой земельного кредита, залога (ипотеки) и всяких сделок с недвижимостью;
4) принцип бесповоротности и убедительности (Force probante). Согласно этому принципу права, внесенные в поземельные
книги, считаются прочно установленными, бесспорными и не подлежащими отмене по причинам, не записанным в книги;
5) принцип специальности, определенности (Spesialitat, Spécialité). На основании этого принципа в земельную книгу вносятся права, относящиеся к строго определенному земельному участку (имению) и лишь определенного, установленного объема. Выполнение этого принципа позволяло однозначно идентифицировать любые земельные участки по названиям, местоположению, площадям, составу, знать относящиеся к ним обременения, данные о залогах и т. п. [3].
При ведении юридического кадастра осуществляются:
• официальное признание прав на земельные участки и прочую недвижимость. Это приобретает особую важность в странах, переживающих период перехода к рыночной экономике, где огромное количество земельных участков передается в собственность лицам, которым эти участки были предоставлены ранее на правах владения или пользования;
• установление границ земельных участков, то есть физическое обозначение границ земельных участков на местности, что имеет большое значение для стран, осуществляющих приватизацию земель в больших масштабах;
• кадастровая съемка земель, включающая проведение измерений на местности и составление кадастровых карт;
• описание земельных участков и прочей недвижимости с занесением соответствующей информации в официальные реестры, представляющие собой систему учетных или регистрационных записей.
Мировой опыт показывает, что функциональное соединение юридического кадастра с системой регистрации обеспечивает процессу регистрации весьма существенные преимущества, в том числе:
1) определенность права собственности. Это особенно важно для стран, в которых осуществляется первичное предоставление прав собственности на земельные участки в процессе их приватизации. Юридический кадастр позволяет соединить данные о зе-
мельном участке и прочей связанной с ним недвижимости с официальным признанием права собственности на них;
2) обеспечение гарантий прав собственности на земельные участки и иную недвижимость. В тех случаях, когда юридический кадастр и регистрация находятся в ведении государства, они являются гарантом неоспоримости зарегистрированных прав;
3) уменьшение количества земельных споров. Споры по поводу земельных участков и их границ могут приводить к дорогостоящим судебным тяжбам. Разрешение этих споров в административном порядке на основе информации, содержащейся в юридическом кадастре, позволяет сэкономить значительные силы и средства лиц, вовлеченных в конфликт;
4) улучшение условий совершения передачи прав на недвижимое имущество, уменьшение издержек, связанных с оформлением прав при проведении сделок с недвижимостью;
5) обеспечение гарантий возврата ссуд, выдаваемых под залог недвижимого имущества. Взаимосвязь двух систем позволяет установить, какой недвижимостью владеет залогодатель, на каких основаниях, наличие ограничений и обременений имущества, включая залоги, которые были оформлены ранее и зарегистрированы;
6) осуществление контроля над рынком недвижимости. Информация, содержащаяся в юридическом кадастре и регистрационных записях, дает возможность контролировать рынок недвижимости и в случае необходимости оказывать влияние на осуществляемые на рынке операции;
7) поддержка земельной реформы. Информация о земельных участках и их собственниках может оказаться полезной при перераспределении земель, их консолидации и при проведении других мероприятий в рамках осуществления земельной реформы;
8) управление государственными землями, так как по законодательству государство является собственником значительных по площади земельных угодий. Ведение юридического кадастра и, в частности, обновляемых кадастровых карт обеспечивает
значительную поддержку в управлении государственными землями, полноту учета лиц, получивших эти земли в аренду, повышение эффективности сбора земельных платежей;
9) поддержка системы налогообложения земельных участков и иной недвижимости. Для успешного функционирования налоговых систем особую важность имеют сведения о земельных участках и прочей недвижимости, подлежащих налогообложению, а также информация о том, кто является собственником и плательщиком налога;
10) проведение землеустройства и территориального планирования. Как показывает опыт зарубежных стран, часто причиной неудач в реализации программ территориального развития является отсутствие данных о существующих правах на земельные участки, затронутые этими программами.
Зарубежный опыт свидетельствует, что реализация возможностей, предоставляемых юридическим кадастром, а также успех функционирования правового кадастра и системы регистрации прав на недвижимость в значительной мере определяются наличием эффективной нормативной правовой базы.
Информационная система, служащая основой для исчисления налога на земельные участки и иную недвижимость, в мировой практике именуется фискальным или налоговым кадастром. В Западной Европе под таким кадастром подразумевается совокупность мер и действий, направленных на определение доходов с земель в целях правильного разложения земельного налога (Cadastre, Kataster, Land cadastre). В ходе ведения кадастра определялись фактическое состояние землевладений, их местоположение, названия, площади, состав угодий; давалась характеристика почвам, культурам; вычислялись капитальная стоимость, доход; устанавливались землевладельцы, сервитуты, наличие залога и т. п. Такого рода данные получались на основе точной съемки земельных участков и нанесения их на план, подробных таксационных (оценочных) описаний, соразмерных и сопоставимых денежных оценок и постоянного надзора за происходящими изменениями
в составе владельцев и в самих земельных участках.
Все известные в Западной Европе системы фискального кадастра в зависимости от способов определения доходности земель делились на два вида: парцеллярный, или участковый, кадастр и реальный кадастр.
При парцеллярном кадастре доходность определялась по различным разрядам земель на основании урожайности сельскохозяйственных культур по средним ценам на продукцию сельского хозяйства и средним расходам на обработку земель.
При реальном кадастре стоимость земельных участков (имений) определялась по фактическим продажным ценам на земли и по аналогии с подобными имениями, стоимость которых была известна.
Задача фискального кадастра - выявление и обозначение (идентифицирование) каждой единицы недвижимости, представляющей собой объект налогообложения. Такой единицей может быть земельный участок, земля с жилым домом или другими постройками, часть дома, например квартира, то есть все то, на что может быть начислен налог на недвижимость. В зарубежных фискальных кадастрах для обозначения такой единицы чаще всего используется термин «парцелла». Каждый объект относится к тому или иному таксону классификации, разрабатываемой специально для целей налогообложения. Затем рассчитывается оценочная рыночная стоимость каждого из них, величина которой служит основой для исчисления соответствующею налога, а также определяются лица, ответственные за уплату налога на имущество. Чаще всего, но не всегда, ими являются собственники. Налоговое законодательство некоторых стран возлагает обязанность выплачивать этот налог на лица, фактически пользующиеся недвижимостью или арендующие ее. Это особенно важно для стран, в которых система регистрации прав на землю и прочую недвижимость не отработана должным образом, а также для стран, в которых земля может быть арендована у государства, являющегося ее собственником, как, например, в некоторых районах Австралии (штат Новый Южный Уэльс).
Однако в большинстве развитых стран обязанность уплаты налога на землю и прочую недвижимость возложена в основном на собственников. В связи с этим большое значение приобретает связь фискального кадастра с системой регистрации прав на недвижимость и юридическим кадастром, если таковой имеется, которые содержат информацию о том, кому именно каждый конкретный участок земли или объект недвижимости принадлежит и где именно этот собственник проживает.
Для осуществления своей прямой функции фискальный кадастр должен содержать разностороннюю информацию как о самом объекте, так и о внешних факторах, влияющих на стоимость недвижимости. Данные о земельном участке включают топографические характеристики, характер почв или грунтов, состояние и назначение возведенных на земельном участке построек и множество других сведений. К внешним факторам относятся местоположение участка, транспортная доступность, наличие и качество сети услуг и т. п. На основе содержащейся в фискальном кадастре информации и специальных методов осуществляется оценка стоимости единиц недвижимого имущества.
Являясь инструментом налогообложения недвижимости, фискальный кадастр может служить информационной базой для исчисления ряда других налогов. Например, в Дании действует совокупный имущественный налог («налог на богатство»), начисляемый на стоимость всего имущества физического лица, включая стоимость недвижимого и определенного вида движимого имущества (предметов длительного пользования, ценных бумаг, депозитов в банках). Налог взимается в тех случаях, когда общая стоимость оцениваемого имущества превышает определенную величину. Содержащаяся в фискальном кадастре информация также имеет большое значение при определении суммы компенсации при отчуждении недвижимого имущества для общественных нужд. Ведение фискального кадастра предусматривает выполнение ряда операций, по каждой из которых осуществляется сбор соответствующих данных:
• выявление и картографирование всех земельных участков и находящихся на этих участках объектов прочей недвижимости, подлежащих налогообложению. Особое значение имеет составление и ведение актуальной, постоянно обновляемой карты, на которой представлены все имеющиеся единицы недвижимости, идентифицируемые уникальными номерами, к которым осуществляется привязка всей информации, характеризующей эти объекты. Наличие таких карт служит гарантией того, что все облагаемые налогом земельные участки и единицы прочей недвижимости выявлены и ни на один из них не начислен налог дважды. Нанесенные на карту данные, такие как местоположение участка, его размер, конфигурация, могут быть использованы при определении оценочной стоимости;
• отнесение каждой единицы недвижимого имущества к определенному таксону классификации, разрабатываемой с учетом таких характеристик, как вид использования, размер, тип здания, его состояние и тому подобное;
• сбор и обработка данных о рынке недвижимости, в том числе сведений о ценах продаж тех или иных видов недвижимости, размерах арендной платы, стоимости содержания зданий и других характеристик в конкретный период времени;
• определение стоимости каждого участка и объекта прочей недвижимости;
• выявление лица или лиц, которые несут ответственность за уплату налога на недвижимость. Большое значение имеет и определение юридического собственника имущества, если обязанность выплачивать налог возложена не на него, на случай принудительной продажи недвижимости из-за неуплаты налога;
• подготовка списков плательщиков налога;
• выписка счетов и уведомление конкретных налогоплательщиков о величине оценочной стоимости их недвижимого имущества и размерах налогов;
• сбор налога в том случае, если законодательством страны эта функция возложена на службу фискального кадастра, а не на специальный налоговый орган;
• работа с жалобами по поводу несогласия отдельных налогоплательщиков с установленным размером оценочной стоимостью имущества.
Информация, необходимая для формирования базы данных фискального кадастра, может быть получена разными способами, в том числе путем прямого обследования земельных участков и прочей находящейся на ней недвижимости, а также косвенно - посредством получения сведений из других ведомств и служб.
Таким образом, и юридический и фискальный кадастры представляют собой формы земельных информационных систем с привязкой данных к конкретным земельным участкам. Состав информации, накапливаемой в этих кадастрах, в значительной степени совпадает. Для ведения обоих кадастров требуется следующее:
• выявление земельных участков и присвоение им уникальных идентификационных номеров;
• определение собственников земельных участков или арендаторов, если земля арендована у государства или муниципалитета;
• проведение земельной съемки и установление на основе ее результатов границ единиц недвижимости;
• составление карт и планов участков;
• отработка процедуры обжалования и другие действия.
В странах, где история развития кадастра насчитывает многие сотни лет, в последние годы наблюдается тенденция к функциональному сближению этих систем. Аргументом в пользу такого сближения является значительная экономия трудовых и финансовых ресурсов за счет устранения дублирования при сборе, обработке и хранении сходной информации.
В ряде стран земельный кадастр ведется как единая многоцелевая система, позволяющая обеспечить необходимую информа-циею для решения комплекса таких управленческих задач, как планирование земель, их перераспределение, контроль их использования и охраны, землеустройство, разрешение земельных споров, налогообложение, защита прав на землю и т. п. Кадастр стал выполнять двойную роль: фискальную
и юридическую. Документация современных кадастров обычно включает следующую информацию:
• идентификация участка;
• адрес;
• имя и адрес владельца;
• описание землевладения (площадь, качество, границы и т. п.);
• описание зданий (возраст, площадь, материалы, оборудование и т. п.);
• рыночная информация (продажная цена или арендная плата, данные об оценке);
• информация о налогах.
Это характерно для Дании, а также в определенной степени для Германии, Швейцарии, Швеции и Норвегии, где единый национальный кадастр включает всю информацию о земельных участках и служит как фискальным, так и юридическим целям.
Задачей современного кадастра зарубежных стран является сбор подробной информации на уровне индивидуальных наделов, которые, в свою очередь, являются основными объектами кадастра. Собранная информация позволяет эффективно решать задачи управления активами и передачи прав собственности.
Использование многоцелевой кадастровой системы позволяет решать следующие проблемы в различных сферах общественной и экономической жизни:
• регистрация недвижимости;
• обеспечение кредиторов;
• анализ демографической ситуации;
• управление развитием территорий;
• совершение сделок с недвижимостью и анализ земельного рынка;
• налогообложение земельных участков и иной недвижимости;
• контроль над использованием земельных ресурсов;
• территориально-пространственное планирование;
• информирование общественности;
• управление в сфере рационального использования и охраны земельных ресурсов.
Обычно отмечают следующие преимущества таких многоцелевых кадастровых систем:
• существенное удобство и надежность регистрации всех операций земельного
оборота, проведения всевозможных сделок и передачи прав на земельные участки и иные объекты недвижимости;
• обеспечение гарантий и защиты прав землевладельцев и других лиц, имеющих юридические отношения с землей, что стимулирует рынок земельных участков и иной недвижимости, рост капиталовложений в территории, связанные с долгосрочными ипотечными кредитами. Как правило, при оформлении кредитов и закладных на недвижимость банки требуют информацию о муниципальных планах и подтверждения титулов владения;
• существенное уменьшение числа земельных споров и обращений в суды по этому поводу, что улучшает социальный климат, способствует уменьшению количества судебных дел и связанных с этим затрат;
• обеспечение средств для систематической оценки и налогообложения земельных участков и иных объектов недвижимости.
Проблема социально справедливого экономически эффективного налогообложения стоит перед многими странами, и кадастровая система во многом облегчает ее решение.
Все перечисленное относится к основным, первичным целям кадастровой системы. Однако многоцелевой кадастр может играть важную роль во многих других областях. Так, многоцелевая информационная кадастровая система обеспечивает необходимую информацию для решения следующих задач:
• осуществление мероприятий по реализации земельной реформы. Во многих странах было установлено, что без наличия надежной информации о земле и землепользователях реформа становится трудно осуществимой и неэффективной;
• проведения контроля над изменениями характера землепользования. Посредством такого контроля могут быть предупреждены нежелательные по экономическим, культурно-историческим, социальным или логическим соображениям сделки, ведущие, например, к чрезмерному дроблению участков, уменьшению жилищного фонда, изъятию сельскохозяйственных земель, скупке земли иностранцами и т. д.;
• проведение общественного контроля и самоуправления всех видов.
Многоцелевая кадастровая система также полезна для целей административного управления. Систематический сбор информации о земле и землевладельцах, ведение кадастровых карт участков недвижимости, регистрация состава недвижимости формируют базисную информацию для решения административных задач.
Поскольку в настоящее время участки земли и строения, образующие в совокупности фонд недвижимой собственности любой страны, составляют значительную часть общенационального достояния, с которыми связаны значительные налоговые поступления, то для связи всех данных, относящихся к земельным участкам, зданиям, владениям, субъектам имущественных отношений, налогам и другим характеристикам земельно-имущественного комплекса, в единую информационную систему необходимо иметь один или несколько идентификационно-индексных ключей, чтобы собирать разрозненные сведения в общепринятые информационные единицы. Одним из таких ключей являются номера кодирования участков землевладения, традиционно регистрируемые в кадастре. Другая важная причина для того, чтобы сделать кадастровую единицу основой общей информационной системы, заключается в том, что все изменения границ отдельных участков, их состава и владельца отмечаются в регистрах и на кадастровых картах. Без этого кадастр быстро теряет свое значение. Постоянная поддержка и обновление данных - абсолютно необходимое требование к интегрированным информационным системам.
Все сказанное о преимуществах и значении многоцелевого кадастра становится действительностью при условии его
ведения с помощью средств электронной обработки данных. Сам по себе кадастр содержит только часть необходимых данных, но с помощью электронных средств автоматизации он может быть использован для объединения разрозненных данных и других регистров в интегрированную базу данных.
Несмотря на то, что подходы к развитию кадастра и земельного реестра в англоязычных и континентальных европейских странах были разными, в настоящее время системы, существующие в этих странах, имеют много сходного. Прежде всего обеспечиваются систематический охват всей территории и постоянное обновление собранных и зарегистрированных данных; дается описание участков, включая такие данные, как тип их использования, площади и налоговая стоимость, здания и топография. Права собственности регистрируются, устанавливаются их связи с другими административными реестрами и базами данных.
Сегодня кадастровая информация считается неотъемлемой частью пространственной информационной инфраструктуры, связующей любой факт правового характера относительно какого-либо объекта с его определенным географическим местоположением.
Развивающиеся в последние годы в мире процессы интеграции в области управления земельными ресурсами привели к увеличению роли земли как источника экономического благополучия стран и народов, поэтому ключевое значение стало придаваться кадастровым системам во взаимосвязи с системами регистрации прав на недвижимость, которые в совокупности с землеустроительными мероприятиями являются мощнейшими рычагами организации рационального использования и охраны земли в различных странах.
Окончание в следующем номере журнала