Научная статья на тему 'Зарубежные центры по оказанию помощи российским военнопленным в 1914-1917 гг'

Зарубежные центры по оказанию помощи российским военнопленным в 1914-1917 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
183
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОПЛЕННЫЕ / PRISONERS OF WAR / ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ / FINANCIAL SUPPORT / ПОСОЛЬСТВО / EMBASSY / ДИПЛОМАТЫ / DIPLOMATS / ПРОДУКТОВЫЕ ПОСЫЛКИ / FOOD PARCELS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абдрашитов Элик Евгеньевич

В статье рассматривается деятельность зарубежных центров, созданных россиянами и гражданами других государств для сбора средств для соотечественников, находившихся в Германии и Австро-Венгрии в 1914-1917 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN SUPPORT CENTERS FOR RUSSIAN PRISONERS OF WAR IN 1914-1917

This article is devoted to the activity of foreign support centers, organized by Russians and citizens of other states for fundraiser for compatriots, who were in prison camps in Germany and Austro-Hungary in 1914-1917.

Текст научной работы на тему «Зарубежные центры по оказанию помощи российским военнопленным в 1914-1917 гг»

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

«НАУКА. ИННОВАЦИИ. ТЕХНОЛОГИИ». № 3, 2013

удк 94(470)03.23.55 Абдрашитов Э.Е. [Abdrashitov Е.Е.]

ЗАРУБЕЖНЫЕ ЦЕНТРЫ ПО ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ РОССИЙСКИМ ВОЕННОПЛЕННЫМ В 1914-1917 ГГ.

FOREIGN SUPPORT CENTERS FOR RUSSIAN PRISONERS OF WAR IN 1914-1917

В статье рассматривается деятельность зарубежных центров, созданных россиянами и гражданами других государств для сбора средств для соотечественников, находившихся в Германии и Австро-Венгрии в 1914-1917 гг.

Ключевые слова: военнопленные, финансовая помощь, посольство, дипломаты, продуктовые посылки

This article is devoted to the activity of foreign support centers, organized by Russians and citizens of other states for fundraiser for compatriots, who were in prison camps in Germany and Austro-Hungary in 1914-1917.

Keywords: prisoners of war, financial support, embassy, diplomats, food parcels.

Первая мировая война по своим масштабам и характеру превосходила все предыдущие военные конфликты, ее особенностью становятся массовость и механизация процесса уничтожения людей. В годы первой мировой войны масштаб и характер ведения боевых действий превзошли все войны, происходившие в истории цивилизации. Одним из следствия войны становится превращение плена в массовое явление. Более 8 млн. чел. оказывается в лагерях для военнопленных, с чем никогда не сталкивались ранее воюющие страны.

Международно-правовые акты, инфраструктура государств оказались неготовыми к принятию и содержанию такого количества военнопленных. Особенно остро данная проблема стояла на Восточном фронте, где в плену оказалось более половины всех военнопленных. Россия дала самый высокий показатель военнопленных в годы войны, что стало результатом неудачных военных операций в 1914-1915 гг. и грубых ошибок военного командования. При этом не стоит забывать о наличии дезертирства в российской армии [1, с. 43-44].

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Зарубежные центры по оказанию помощи..

Согласно статистике военного командования Германии к 11 декабря 1917 г. в Германии в плену находилось 1,2 млн россиян. По данным Австро-Венгерского бюро по делам военнопленных, россиян, содержавшихся в лагерях Австро-Венгрии и Германии, насчитывалось 2 млн 80 тыс. чел. [7]. Российский Красный Крест определял в начале 1917 г. общее количество российских военнопленных, содержавшихся в странах Четверного союза в 2,2 млн чел. [22].

По статистике Центропленбежа в германском и австро-венгерском плену умерло или погибло 160 тыс. чел. [25, с. 3]. Ю.А. Поляков полагает, что в плену погибло около 182 тыс. военнопленных [17]. В современной российской историографии численность погибших россиян доводится до 190 тыс. чел. [10, с. 63]. Австрийские авторы в 1920-1930 гг. признали гибель в Австро-Венгрии около 27,7 тыс. чел [5, с. 319]. По данным зарубежных исследователей в германском плену погибло около 5,4% россиян [8, с. 154].

Все воюющие стороны оказались неготовыми к содержанию значительного количества военнопленных, они не имели соответствующих материальных ресурсов. К тому же Германия и Австро-Венгрия попали в экономическую блокаду. Поэтому положение пленных напрямую зависело от помощи, получаемой с родины. Российские военнопленные в этом плане оказались в очень тяжелом положении. Официальные структуры уделяли мало внимания оказанию помощи собственным военнопленным. В этих условиях либеральная общественность и отдельные инициативные группы стремилась усилить работу по сбору средств для военнопленных.

В августе 1914 г. на учредительном съезде Всероссийского союза городов (Земгор) прозвучала идея о необходимости превращения земства в главный инструмент оказания помощи российским военнопленным [16, с. 4]. Земгор создает Временный Комитет, который должен был отвечать за сбор средств для наших пленных. Временный Комитет преобразовывается в Комитет помощи русским военнопленным и застигнутых войной за границей (Московский комитет). Комитет налаживает связи с благотворительными организациями в Швейцарии [15, с. 2].

С января 1915 г. Комитет начинает собирать средства для пересылки их военнопленным. Помимо всего Комитету пришлось заниматься изучением положения военнопленных Германии и Австро-Венгрии в России. Этого требовал принцип взаимности, ставший негласным правилом деятельности многих благотворительных организаций, что позволило Комитету развернуть деятельность на территории противника.

В апреле 1915 г. в Копенгагене Комитет создает свое бюро во главе с датским дипломатом Э. Гениусом. Бюро высылают первые посылки для пленных и 300 тыс. осведомительных карточек, которые должны были заполнить пленные, содержавшиеся в Германии и Австро-Венгрии для их последующей регистрации в России и установления контакта с родственниками [15, с. 2]. Берлин и Вена оказывали всяческое содействие в организации учета военнопленных по обе стороны фронта. Летом 1915 г. при содействии Московского комитета осведомительные карточки распространяются в России среди германских и австро-венгерских военнопленных.

Настоящим центром оказания помощи российским пленным становится Голландия. Данный выбор не был случайным. Страна имела общую границу с Германией и одновременно она располагалась рядом с Великобританией, откуда поступала значительная часть помощи, закупаемой российской стороной для своих военнопленных. Кроме этого Голландия не испытывала острого дефицита продовольствия. Кстати, голландские продуктовые посылки отличались большим разнообразием в сравнении с московскими посылками. Летом 1915 г. представитель Московского комитета В.А. Щелгунов достиг договоренности с Бельгийским комитетом помощи военнопленным, действовавшим в Гааге о создании при этом комитете русского отдела, который должен был сосредоточиться на оказании помощи пленным россиянам. Бельгийцы обещали предоставить отделу помещение и обстановку бесплатно. Правда, с каждой посылки бельгийцы удерживали 10% от ее стоимости, но вырученные средства шли на оказание помощи нуждающимся пленным. Московский комитет выделил первоначально отделу 1 тыс. руб. для начала работы [19].

В ноябре 1916 г. из Голландии пленные получили в виде посылок и других видов помощи на 104 тыс. гульденов, в декабре 1916 г. 71 тыс. гульденов. Сокращение было связано с действиями германских властей, ограничивших поступление помощи накануне Рождества и в январе 1917 г. на 150 тыс. гульденов [21, с. 5-6]. В феврале 1917 г. в Голландии происходят перебои со снабжением населения хлебом, что отрицательно сказалось на поставках продовольственных посылок для российских военнопленных.

В Швеции принцесса Ингеборга, жена принца Карла и одновременно племянница российской императрицы Марии Федоровны покровительствует Русскому комитету помощи военнопленным, его возглавила сестра посла России в Швеции В.В. Неклюдова. Комитет был создан при активном участии российского посла в Стокгольме Н.В. Неклюдова, в

ПЕДАГОГИкА И ПСИХОлОГИЯ

Зарубежные центры по оказанию помощи..

нем работало около 30 чел. [20, с. 7]. В тоже время многие пленные и общественные деятели России были убеждены в том, что российские дипломатические миссии практически не оказывали ни какой помощи пленным россиянам. По свидетельству одного из представителей либеральной общественности России: «Наши дипломатические представители не только не оказывали помощь русским подданным, но даже скрывались от них, когда те пытались получить от них справку или совет» [18, л. 2]. Особенно подобные проявления растерянности среди дипломатического состава можно отметить в начале войны, что во многом определило их восприятие населением страны на долгое время.

Настоящим заграничным центром по оказанию помощи российским военнопленным становится Швейцария, где было сосредоточено несколько комитетов, деятельность которых была ориентирована на отправление в Германию и Австро-Венгрию продовольственных посылок, и оказание пленным других видов помощи. С ноября 1914 г. в Берне действовал Центральный Комитет помощи русским гражданам, в том числе военнопленным и интернированным, созданный российскими дипломатами при содействии русской диаспоры в Швейцарии. Открытие в Берне Центрального комитета не было случайным, именно в этом городе располагалось посольство России в Швейцарии, поэтому в первые дни войны, именно в этот город устремились российские подданные в поисках зашиты и помощи.

Комитет координировал деятельность остальных благотворительных организаций в Швейцарии, помогавших российским гражданам, в том числе военнопленным. На съезде представителей организаций председателем Комитета был избран профессор Н.М. Райхсберг, его заместителем графиня Сологуб, казначеем В.М. Фелькнер. Комитет получал средства от благотворительных акций и перечислений от московских организаций. Для сбора средств Комитет проводил различные благотворительные акции, в том числе аукционы, выставки художников и т.д. Часть средств Центральный комитет получал от дипломатической миссии России в Швейцарии [2, л. 1-5], но основным источником финансирования деятельности Комитета являлся Московский комитет. Это был один из немногих примеров сотрудничества официальных структур и общественности в деле оказания помощи нашим пленным.

Несмотря на все усилия, Комитет испытывал острую нехватку средств. Денег, приходивших из России, было недостаточно, а местная русская община не имела значительных материальных ресурсов. Все при-

зывы к официальным структурам России о помощи оказались без ответа. За февраль 1915 г - март 1916 г. доходы Комитета составили около 33,1 тыс. франков, а расходы 32,8 тыс. франков. Комитет помог вернуться на родину 6946 военнопленным, кроме этого Комитет направил в Германию и Австро-Венгрию 1345 посылок и дополнительно 176 фуфаек, 176 кальсон, 180 пар носков [23, с. 20]. Большое внимание в деятельности Комитета уделялось поиску военнопленных и составлению на них картотеки [3, л. 3-4]. Кроме помощи военнопленным Комитет выдавал средства нуждающимся россиянам для возвращения на родину, в том числе ранее интернированным австро-венгерскими и германскими властями.

В других городах Швейцарии возникает еще несколько благотворительных организаций. В Цюрихе создается Комитет помощи русским военнопленным. Данная организация с мая по ноябрь 1916 г. потратила на гуманитарные цели 4,8 тыс. франков [24, с. 49]. В Лозанне возникает стразу несколько организаций, деятельность которых была направлена на оказание помощи российским военнопленным. Лозаннский Комитет по оказанию помощи русским и сербским военнопленным в Австрии сосредоточил свою деятельность исключительно на Австро-Венгрии. На счет, предназначавшийся для сбора средств для российских военнопленных с ноября 1915 г. по ноябрь 1916 г. поступило 19,1 тыс. франков, а на счет, куда приходили деньги для сербских пленных 3,1 тыс. франков [14, с. 42]. Из 22,2 тыс. франков полученных Комитетом, 10,2 тыс. франков составляли пожертвования частных лиц и организаций, от Комитета, покровительствуемого Александрой Федоровной поступило всего 3,7 тыс. франков. Комитет также жаловался на острую нехватку средств, поэтому ему за год удалось отправить всего 3702 посылки [14, с. 44]. В том числе часть из них была адресована сербским военнопленным, оказавшимся в очень тяжелом положении после оккупации Сербии войсками Австро-Венгрии, Германии и Болгарии.

В Лозанне действовал еще один Комитет, ориентировавшийся на оказание помощи пленным россиянам, евреям по-своему происхождению. Комитет не имел недостатка в средствах, ему за год с ноября 1915 г. удалось потратить 47,5 тыс. франков [13, с. 28]. Кроме российских спонсоров, Комитету оказывали активную помощь еврейские организации стран Западной Европы и США. По мнению представителей Комитета, в наиболее тяжелом положении оказались российские военнопленные в Австро-Венгрии, поэтому он призывал сосредоточить усилия всех благотво-

педагогика и психология

Зарубежные центры по оказанию помощи..

рительных организаций на оказание помощи россиянам, содержавшимся в лагерях империи Габсбургов. Следует подчеркнуть, что в Лозанне еврейские организации создают Комитет, предоставлявший помощь всем российским военнопленным вне зависимости от их национальной и религиозной принадлежности. В течении 1915 г. - осени 1916 г. Комитет потратил на благотворительные цели около 30 тыс. франков [9, с. 47]. В основном Комитет помогал пленным находившимся в лагерях Дуэльман и Шпротау, больных туберкулезом. В столице Швейцарии в марте 1915 г. было образовано Бернское бюро помощи русскими военнопленным во главе с А.А. Бехерахтом.

Российская зарубежная община с весны 1916 г. активно подключается к оказанию помощи российским военнопленным. В Швейцарии несколько представителей знатных аристократических фамилий, проживавших в Лозанне, в том числе княжна А.А. Голицына, княжна И.Л. Урусова, баронесса М.А. Будберг при содействии российского консула в Женеве А.Н. Макеева взяли под опеку лагерь военнопленных в Цвиккау (Саксония). Затем эта деятельность распространилась на 22 лагеря в Германии и Австро-Венгрии.

Следовательно, главным направлением деятельности общественных организаций стала отправка посылок российским военнопленным. Они комплектовались в Москве, Великобритании, Франции, Голландии, Швеции. Правда, из Швеции отправка посылок со второй половины 1916 г. практически не осуществлялась из-за запрета вывоза из страны сухарей, сахара и крупы, ввиду осложнений продовольственной ситуации, что негативно сказалось на оказании помощи пленным россиянам.

Однако усилия правительственных и неправительственных организаций в России и за ее пределами оказались весьма скромными, так как помощь получило примерно треть военнопленных россиян, причем она не носила регулярный характер.

В целом следует признать, что масштабы российского плена, особенно после катастрофы 1915 г. приобрели трагический характер, поэтому средств выделяемых государством и российской общественностью в виду огромного числа пленных просто не хватало. Зачастую, бюрократизм, отсутствие точных сведений о количестве военнопленных и дилетантизм мешали эффективной работе структур, отвечавших за оказание помощи военнопленным. Либеральная российская пресса на своих страницах призывала увеличить масштабы помощи, оказываемой российским

военнопленным. Этот вопрос звучал в кулуарах Государственной думы и в салонах Петрограда и Москвы. Большой резонанс в стране вызвала речь Председателя Государственной думы М. В. Родзянко, потребовавшего от правительства принять решительные меры по оказанию помощи российским военнопленным [6, с. 4].

Следует подчеркнуть, что, не смотря на все призывы и сбор внушительных финансовых ресурсов, российская общественность, особенно в провинции проявляла инертность, а иногда и полное равнодушие, игнорируя призывы об оказании помощи пленным. Большая часть крестьянского сообщества проигнорировало воззвания земства. Во многом это было связано с поведением властей.

В результате до февральской революции правительство России выделило для оказания помощи военнопленных всего 150 тыс. руб. В лагеря для военнопленных из России в 1915-1916 гг. поступило около 131 тыс. посылок, этого было катастрофически недостаточно, с учетом той численности военнопленных россиян, оказавшихся в германском и австро-венгерском плену [11, с. 345]. С мая 1916 по май 1917 гг. Объединенная организация помощи русским военнопленным и Московский комитет оказали помощь 431,7 тыс. военнопленных в 23 лагерях Германии и 175,3 тыс. пленным в 10 лагерях Австро-Венгрии [12, с. 7].

ЛИТЕРАТУРА 1. Асташов А.Б. Дезертирство и борьба с ним в царской армии в годы Первой мировой войны//Российская история. 2011. №4.

2. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 6402. Оп. 1. Д. 7.

3. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 6402. Оп. 1. Д. 25.

4. Государственный архив Ставропольского края. Ф. 116. Оп. 1. Ед. хр. 278.

5. Головин Н.Н. Военные усилия России в мировой войне. Париж, 1939.

6. В плену // Русский военнопленный. 1917. №1.

7. Время. 15 мая 1917.

8. Вурцер Г. Военнопленные в России во время Первой мировой войны / Священная Римская империя, Германия и Россия в европейских конфликтах Нового времени. М., 2012.

9. Еврейский комитет помощи русским военнопленным в Германии и Австрии/ Отчеты и доклады комитетов помощи русским военнопленным. 1914-1916. Швейцария, 1916.

10. жданова И.А. Организация возвращения российских пленных в 1918-1919 годах // Российская история. 2011. №4.

педагогика и психология

Зарубежные центры по оказанию помощи..

11. Жданов Н.Н. Русские военнопленные в мировой войне 1914— 1918 гг. Пг., 1920.

12. Интернированные // Русский военнопленный. 1917. №1.

13. Комитет помощи военнопленным Евреям из России // От-1916. Швейцария, 1916.

14. Лозаннский Комитет по оказанию помощи Русским и Сербским военнопленным в Австрии / Отчеты и доклады комитетов помощи русским военнопленным. 1914-1916. Швейцария, 1916.

15. Московский Городской Комитет помощи русским военнопленным// Русский военнопленный. 1917. №2.

16. Очерк деятельности Всероссийского союза городов. 1914-1915. М., 1916.

17. Поляков Ю.А. Советская страна после окончания гражданской войны: территория и население. М., 1986.

18. Российский государственный военно-исторический архив. Ф. 412. Оп. 1. Д. 344.

19. Русские ведомости. 1915. №163.

20. Русский комитет в Стокгольме для оказания помощи военнопленным и пострадавшим от военных действий лицам. Стокгольм, 1917.

21. Секция в Гааге// Русский военнопленный. 1917. № 2.

22. Симонова Т. Русские в германском и австрийском плену в период Первой мировой войны // Журнал Московской Патриархии. 2006. №5.

23. Центральный Комитет Помощи Русскими Гражданам в Швейцарии / Отчеты и доклады комитетов помощи русским военнопленным. 1914-1916. Швейцария, 1916.

24. Цюрихский комитет помощи русским военнопленным / Отчеты и доклады комитетов помощи русским военнопленным. 1914-1916. Швейцария, 1916.

25. Щеров И. П. Центропленбеж в России (1918-1922 гг.). Смоленск, 2000.

ОБ АВТОРЕ Абдрашитов Элик Евгеньевич, ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказский

федеральный университет», Институт математики и естественных наук, кандидат исторических наук, докторант кафедры археологии и всеобщей истории. Тел. 89050396900. 420107 РТ, г. Казань, ул. Тихомирнова, д. 7 кв. 51 E-mail: b-el@rambler.ru

Abdrashitov Elick Evgenievich, VPO «North Caucasian Federal University» Candidate of Historical Sciences, Doctoral Degree of archeology and world history, Tel. 89050396900. Address: 420107 Republic of Tatarstan, Kazan, 7. Tihomirnova street flat 51 E-mail: b-el@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.