Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В МАЛЫЙ БИЗНЕС РФ'

ЗАРУБЕЖНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В МАЛЫЙ БИЗНЕС РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

78
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Цифровая наука
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / САМОЗАНЯТОСТЬ / РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ / ЗАНЯТОСТЬ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ / СТРУКТУРА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ / ЗАРУБЕЖНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлов Антон Александрович

В статье показаны проблемы и перспективы для зарубежных инвестиций в малый бизнес России. Особенностью статьи является рассмотрение перспективных элементов малого бизнеса в России. В результате проведенного исследования был сделан вывод о роли малого предпринимательства в России и его перспективности для инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN INVESTMENTS IN SMALL BUSINESSES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Problems and perspectives for foreign investments into small business in Russia are shown. A special feature of the article is the outlook on promising elements of small business in Russia. As a result of the research, the conclusion has been made on the role of small business in Russia in comparison to ones of the national economies of other countries.

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В МАЛЫЙ БИЗНЕС РФ»

УДК 330.322

Козлов Антон Александрович Kozlov Anton Aleksandrovich

Индивидуальный Предприниматель Individual Entrepreneur ИП Козлов Антон Александрович IE Kozlov Anton Aleksandrovich

ЗАРУБЕЖНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В МАЛЫЙ БИЗНЕС РФ

FOREIGN INVESTMENTS IN SMALL BUSINESSES OF THE RUSSIAN

FEDERATION

Аннотация: В статье показаны проблемы и перспективы для зарубежных инвестиций в малый бизнес России. Особенностью статьи является рассмотрение перспективных элементов малого бизнеса в России. В результате проведенного исследования был сделан вывод о роли малого предпринимательства в России и его перспективности для инвестиций.

Abstract: Problems and perspectives for foreign investments into small business in Russia are shown. A special feature of the article is the outlook on promising elements of small business in Russia. As a result of the research, the conclusion has been made on the role of small business in Russia in comparison to ones of the national economies of other countries.

Ключевые слова: малое предпринимательство, самозанятость, роль малого бизнеса в национальной экономике, занятость в малом бизнесе, структура малого предпринимательства в России, зарубежные инвестиции

Key words: small business, self-employment, role of small business in the national economy, employment in small business, structure of small business in Russia, foreign investments

Последние пять лет экономика России росла медленнее, чем в других развивающихся странах и мировая экономика в целом. Пандемия коронавируса превратила медленный положительный рост в отрицательный. По июньскому прогнозу Международного валютного фонда, мировой ВВП сократится в 2022 году на 4,9%, а российская экономика потеряет 6,6%. Несмотря на сложные внешние условия, российскому правительству удалось сохранить макроэкономическую стабильность. Во втором квартале 2020 года спад в

4

экономике был меньше ожиданий, удалось избежать кризиса ликвидности в банковской отрасли и волны банкротств в реальном секторе [1].

Число индивидуальных предпринимателей (ИП) и юридических лиц, входящих в реестр малого и среднего бизнеса, сократилось за месяц на 7,6%, или на 461 900, следует из данных Единого реестра субъектов МСП, публикуемого Федеральной налоговой службой (ФНС). По состоянию на 10 августа 2020 г. количество субъектов малого и среднего бизнеса составило 5,6 млн, 10 июля данный показатель был на уровне 6,05 млн [1] .

Из 5,6 млн существующих в России компаний малого и среднего бизнеса 3,3 млн составляют ИП, остальные 2,3 млн - юридические лица. Число ИП за указанный период сократилось на 214 300, число юрлиц - на 247 500 [1].

При этом количество работников, занятых в малом и среднем бизнесе, выросло за отчетный период на 251 000 до 15,52 млн человек [1].

При этом Банк России продолжил смягчать кредитно-денежную политику, снизив в июле 2020 года ключевую ставку до исторического минимума (4,25%) [2]. Такое решение делает кредиты доступнее для населения и бизнеса и говорит об устойчивости экономической ситуации в стране. В такой ситуации международные компании оптимистично оценивают экономические предпосылки ведения бизнеса в России. Согласно данным опроса, проведенного КСИИ в 2020 год, среди зарубежных инвесторов 40% считают, что за последний год макроэкономические условия ухудшились незначительно, а 35% компаний отмечают, что они вообще не изменились. Причины такого отношения могут заключаться в нормализации деловой ситуации, постепенном восстановлении спроса и портфеля заказов, что подтверждают и результаты индекса деловой активности Markit PMI для сферы услуг в России, который показал быстрый рост в августе. Ситуация в обрабатывающих отраслях также говорит об улучшении деловой конъюнктуры — этот сектор продемонстрировал первое расширение с апреля 2019 года благодаря ускорению объемов производства и возобновлению роста новых заказов [1]. Для 52% международных компаний возможность

прямого диалога с региональной властью стала самым важным фактором при выборе региона для инвестиций. Налоговые условия и льготы тоже играют существенную роль [2].

Возможность диалога с региональной властью Налоговые условия и льготы Наличие развитой транспортной системы Доступность квалифицированны* кадров Близость к крупным рынкам сбыта Положение региона в рейтинге инвестиционного климата

Другое

52« 48% 47% 43%

33%

10%

14%

Рис. 1. Важность факторов при выборе региона для инвестиций

Если бы международные компании выбирали для инвестиций один регион, кроме Москвы и области, а также Санкт-Петербурга и области, то им бы стала Республика Татарстан (12%) или Краснодарский край (12%). На втором месте по популярности среди инвесторов — Хабаровский край и Новосибирская область (по 8%). Татарстан с 2015 года входит в топ-3 регионов с лучшим инвестиционным климатом в России, рейтинг которых составляет Агентство стратегических инициатив (АСИ) [2]. Позиция Краснодарского края в рейтинге заметно укрепилась — в 2020 году регион поднялся на семь строчек до шестого места, что также подчеркивают данные нашего опроса [1].

На сегодняшний день, сотрудничество с органами власти эффективнее всего в составе бизнес-ассоциаций и отраслевых объединений (76%), а также в рамках работы в составе постоянно действующих совещательных органов (73%). Малые предприятия выполняют важную роль поставщика для крупного бизнеса. Они могут эффективно оказывать транспортные услуги, обеспечивать безопасность, поставлять сырье и материалы для производства. В этом году только 19% [2] международных компаний сообщили, что станут больше работать с МСП РФ (малые и средние предприниматели) как с поставщиками.

6

Малые и средние предприятия могут стать привлекательным партнером для международных компаний, если МСП удастся обеспечить высокий уровень качества продукции и расширить портфель новыми товарами и услугами. Но при этом также, согласно данным реестра МСП, наблюдается и значительное снижение числа компаний за год - на 246 800 по сравнению с данными на 10 августа 2019 г. Число ИП сократилось на 115 900, а число юрлиц - почти на 131 000 [2].

С 1990-х годов по начало 2020 года зарубежные инвесторы инвестировали в Россию 193,9 млрд долларов США. На компании КСИИ пришлось 95,7% этой суммы, то есть 185,5 млрд долларов США [2]. Средний объем инвестиций для компании КСИИ составил 3,4 млрд долларов США [2]. Больше других инвестируют компании из отрасли энергетики и природных ресурсов, где на одну компанию пришлось почти 9 млрд долларов США прямых инвестиций [5]. За следующие пять лет международные компании, рассчитывают инвестировать в Россию 5 млрд долларов США. При этом многие компании затруднились назвать точную сумму, что связано с неопределенностью из-за пандемии и пересмотром ранее намеченных планов. Объем инвестиций подсчитан на основании результатов анализа, данных, собранных из открытых источников и предоставленных аналитиками КСИИ [2] в период 2018-2020 годов. США, Германия и Казахстан — самые важные экономические партнеры бизнеса в России. Сохранение роли США как ключевого партнера в России отметили 16% компаний. Это связано с большим количеством инвесторов из этой страны (почти треть) и планами американских компаний расширять присутствие в России несмотря на внешние ограничения. Германия традиционно была важным экономическим союзником России и по итогам первого полугодия 2020 года стала вторым по обороту внешнеторговым партнером страны (с долей 7,2%), пропустив вперед только Китай [7].

5.0

Компании КСИИ 185,5

0,6 4,4

За все время За следующие

пять лет

Рис. 2. Объем инвестиций в Россию [2]

Официальная статистика также фиксирует приток прямых иностранных инвестиций в Россию из Германии, который с 2015 года превысил 3,5 млрд долларов США [2]. Важность Казахстана отметили 10% [2] международных компаний. Вероятно, это связано с тем, что выросла роль Казахстана как ключевого партнера по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС), а оборот двусторонней торговли России с Казахстаном (8,6 млрд долларов [2] США по итогам первого полугодия 2020 года) среди стран ЕАЭС уступает только Беларуси. На сегодня крупный бизнес оценил преимущества создания общих центров обслуживания, которые выполняют вспомогательные процессы (бухгалтерия, техническая поддержка, делопроизводство) и, как правило, находятся в странах с низкими издержками. Расходы малого бизнеса на маркетинг и рекламу в России росли двузначными темпами с 2000 года, показав спад только в кризисных 2009 и 2015 годах [3]. По прогнозам агентства Zenith, бюджеты рекламодателей сократятся в этом году на 4,8% до 470 млрд рублей [2]. Из-за распространения коронавируса выросло потребление контента в

Интернете и на телевидении, но снизилась покупательская способность населения. Поэтому крупные рекламодатели переносят сроки кампаний, замораживают и перераспределяют маркетинговые бюджеты в другие категории медиа. Участники рекламного рынка прогнозируют, что в этом году бюджеты на рекламу в прессе сократятся на 40%, падение в наружной рекламе составит 15%, а на радио и телевидении — около 10% [2]. Рост в 3,5% покажет только Интернет [2]. Сегодня только 18% инвесторов намерены сократить маркетинговый бюджет, а 48% международных компаний планируют оставить расходы на маркетинг без изменений [7].

В начале 2019 г. правительство утвердило паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Идея нацпроекта заключается в помощи бизнесу на каждом цикле его развития: от официальной регистрации до расширения бизнеса с выходом на зарубежные рынки [1]. Основными целями нацпроекта являются увеличение доли малого и среднего бизнеса в ВВП страны до 32,5% (в 2019 г. этот показатель составлял 8,56%, а в 2020 - 11,2%), а также увеличение численности работников в секторе малого и среднего бизнеса до 25 млн человек [2]. По состоянию на 10 августа текущего года в этом секторе работают всего 15,5 млн человек. Сроки его исполнения были определены до конца 2024 г., а бюджет - 481,5 млрд руб. [2]. При этом рекламный рынок и маркетинговые бюджеты крупных компаний могут поддержать восстановление российской экономики, которое должно начаться в 2022 году, вместе с ростом деловой активности бизнеса и доходов населения.

Для ивент-индустрии 2020 год был непростым [4]. Организаторы отменили все крупные деловые события, включая Российский инвестиционный форум в Сочи, Петербургский международный экономический форум, Восточный экономический форум и другие офлайн-мероприятия. Основные убытки понесли организаторы и подрядчики мероприятий. По оценкам Союза выставочных застройщиков, из-за отмены форумов в государственный бюджет не поступит

более 1 млрд рублей налогов, а компании, которые делают выставочные стенды, потеряют более 10 млрд рублей [5]. Правительство многое делает для устранения бюрократических преград: идет реформа контрольной и надзорной деятельности, которая получила название «регуляторная гильотина»; работает механизм управления системными изменениями предпринимательской среды «Трансформация делового климата»; объявлено о создании Агентства инвестиционного развития, которое будет поддерживать реализацию новых инвестиционных проектов и выступать посредником между государством и бизнесом. Улучшение позиций России в международных рейтингах состояния делового климата говорит о результативности этих усилий. В 2019 году Россия впервые вошла в топ-30 стран в рейтинге Doing Business от Всемирного банка, хотя еще восемь лет назад занимала в нем лишь 120-ю строчку [3]. Также удалось сохранить 43-е место среди 141 страны в рейтинге глобальной конкурентоспособности, который составляет Всемирный экономический форум. Зарубежные инвесторы отмечают следующие примеры позитивных изменений нормативно-правового поля в России [6]:

• Развитие трудового законодательства, в частности эксперимент по использованию электронной цифровой подписи в кадровом документообороте.

• Появление специального налогового режима для самозанятых граждан.

• Разработка законодательства в сфере защиты капиталовложений.

• Появление мер поддержки не сырьевого экспорта и компаний-экспортеров.

• Регуляторная гильотина и отмена устаревших нормативных актов.

Среди негативных изменений обычно называют:

• Введение обязательной маркировки потребительской продукции.

• Медленный прогресс по защите интеллектуальной собственности в фармацевтической промышленности.

• Отсутствие долгосрочного и стабильного подхода к налогообложению нефтегазовой отрасли и частое изменение государством финансовых правил игры.

Любая страна должна стремиться к тому, чтобы иметь здоровую экономику, а в России для оздоровления экономики необходимы инвестиции в малый и средний бизнес. Проблема привлечения иностранных инвестиций в малый бизнес состоит в том, что для развития данного направления необходима государственная поддержка и понижение ставки налогооблагаемой базы.

Библиографический список:

1. Росстат, Росстат представил предварительную оценку ВВП за II квартал 2020 года, 11 августа 2020 года https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/95385.

2. Пресс-релиз, Индекс IHS Markit PMI сферы услуг России, 3 сентября 2020 года.

3 Малое и среднее предпринимательство в России, 2019. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа —

https://www.gks.ru/storage/mediabank/Malpred_2019.pdf.

4. Малый, средний, крупный бизнес: определения, отличия. (Электронный ресурс). - [Электронный ресурс]. — Режим доступа — https://www.cleverence.ru/articles/biznes/malyy-sredniy-i-krupnyy-biznes-chto-etotakoe-opredeleniya-otlichiya/ (дата обращения 28.08.2021).

5. Минфин: 96% закупок госкомпаний осуществлялось на неконкурентной основе — [Электронный ресурс]. — Режим доступа — https://www.business-gazeta.ru/article/377629.

6. Нестеренко Ю.Н., Протасова Е.А. Самозанятость в России: состояние и потенциал развития // Народонаселение. — 2020. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа —https://cyberleninka.ru/article/n/samozanyatost-v-rossiisostoyanie-i-potentsial-razvitiya (дата обращения 28.08.2021).

7. Основные тенденции сферы услуг и за рубежом. Евразийский Союз Ученых. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа — https://euroasiascience.ru/ekonomicheskie-nauki (дата обращения 02.08.2021).

8. Пинская, М.Р. Анализ и оценка вклада субъектов малого и среднего предпринимательства в формировании бюджетов территорий // Вестник Волгоградского университета. Серия 3. Экономика. Экология. 2021. -[Электронный ресурс]. — Режим доступа — https://cyberleninka.ru/article/n/analizi-otsenka-vklada-subektov-malogo-i- rednego-predprinimatelstva-v-formirovaniebyudzhetov-territoriy (дата обращения 24.08.2021).

7. Федеральная таможенная служба, Итоги внешней торговли России с основными странами за январь-июнь 2020 года,

http://customs.gov.ru/storage/document/document_statistics_file/2020-08/10/QfDw/WEB_UTSA_09.xlsx. (дата обращения 28.08.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.