Научная статья на тему '\ зарубежные инвестиции \ теплый климат Новой Зеландии'

\ зарубежные инвестиции \ теплый климат Новой Зеландии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
700
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ зарубежные инвестиции \ теплый климат Новой Зеландии»

\ ЗАРУБЕЖНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ \

ГГ1 «_» Татьяна НАУМОВА

Теплый климат Новой Зеландии

Новая Зеландия входит в тройку лидеров в рейтинге условий ведения бизнеса, уступая лишь Сингапуру и Гонконгу. Всего 30 лет назад сегодняшние реалии казались несбыточной мечтой...

Малый бизнес — это просто

Зарегистрировать фирму в Новой Зеландии можно чуть ли не за 15 минут, причем не отходя от персонального компьютера. Дальше останется лишь оформить ее в налоговой службе. Что также можно сделать либо по телефону, либо через Всемирную сеть. Для малого бизнеса можно использовать свой автомобиль и дом, все затраты вам непременно спишут.

Но даже при таких поистине великолепных условиях рыночная «эволюция» в Новой Зеландии не прекращается ни на секунду. Страна прикладывает все новые усилия в политике активного привлечения иностранных инвесторов.

Так, 23 апреля министр доходов (по государственным сборам) Новой Зеландии Питер Данн опубликовал коммюнике, в котором говорится о том, что правительство страны планирует изменить национальную систему ад-

министрирования налога на добавленную стоимость. Цель новшеств — позволить компаниям-нерезидентам, ведущим бизнес в стране, возвращать платежи по НДС. По мнению министра, налоговая система государства должна предъявлять одинаковые требования ко всем предприятиям, ведущим бизнес в стране, независимо от их резидентного статуса. Однако в соответствии с правилами нынешнего законодательства компании-нерезиденты не могут требовать возврата оплаченного НДС, как это делают новозеландские предприятия.

Поэтому правительство Новой Зеландии и планирует ввести новые определения по нулевой ставке налога НДС, а также создать специальную систему регистрации нерезидентных компаний для оплаты и возврата НДС.

По словам Питера Данна, окончательно конфигурация реформы пока не определена,

Налоги в Новой Зеландии

Новая Зеландия как полноправный член Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) не может похвастаться низкими налоговыми ставками. Правда, при этом налоговая система страны крайне проста для исполнения. Все налоги делятся

на частные и корпоративные; основными являются:

• частный налог на доходы для физических лиц (прогрессивная шкала со ставкой от 12,5 до 33%); бизнес-налоги:

• косвенный налог GST, Good and Services Tax (единая ставка 15%),

• налог на прибыль (единая ставка 28%),

• ввозные пошлины. Особняком стоит налог

на доходы траста, облагаемый по ставке 33%. Доход траста, возникающий из источника за пределами Новой Зеландии, освобождается от налогообложения.

Кредитование предприятий Новой Зеландии

Стандартно банки Новой Зеландии «одалживают» предпринимателям (вне зависимости от места резиденции) в кредит от 40 до 60% от стоимости бизнеса. Точный размер ссуды будет зависеть от ряда вещей, таких как тип компании, ее

денежные потоки, история и даже опыт самого бизнесмена. Кроме того, наличие или отсутствие заводов, другого движимого и недвижимого имущества, а также оценка goodwill будет играть роль в определении того, сколько в итоге предприниматель сможет взять в долг.

Средняя ставка по коммерческим кредитам в крупнейших банках Новой Зеландии (таких, как самая большая финансовая группа по размеру активов и прибыли ANZ New Zealand и один из крупнейших новозеландских банков с отделениями по всей стране ASB) колеблется от 7 до 10%.

Закон о бюджетной ответственности

Закон о бюджетной ответственности Новой Зеландии 1994 года устанавливает стандарты прозрачности налогово-бюджетной политики, возлагая на правительство ответственность за результаты деятельности

в фискальной сфере. Документ определяет пять принципов управления государственными финансами: снижение государственного долга до целевых уровней; требование о поддержании среднесрочного операционного баланса; поддержание минимально необходимого уров-

ня чистой стоимости государственных активов; управление фискальными рисками; поддержание предсказуемого и стабильного уровня налоговых ставок.Интересно, что органам госуправления разрешено временно отклоняться от этих принципов.

но предположительно изменения будут воплощены в жизнь к началу апреля 2014 года.

Впрочем, даже если вы не собираетесь открывать бизнес в стране — Новой Зеландии все равно есть что вам предложить. К примеру, Окленд — один из крупнейших городов — в 2011-м замкнул десятку самых комфортных для проживания городов мира. В прошлом году он стал в этом смысле лучшим во всем Тихоокеанском регионе. А столица — Веллингтон — уже много лет входит в Топ-5 экологически чистых городов мира.

С целью привлечения иностранных инвесторов в стране существует упрощенная миграционная схема. Правда, приобретение недвижимости в Новой Зеландии никак не связано с автоматическим получением вида на жительство и гражданства. Для этого необходимо иметь в стране бизнес, успешно работающий в течение нескольких лет. Кроме того, недавно для дополнительного привлечения инвесторов вдвое (до $10 млн) был снижен минимальный размер вложений в экономику страны, дающий право на постоянное жительство без сдачи экзамена по английскому языку и учета опыта работы.

По следам «роджерономики» и «рутоназии»

Масштабные реформы, превратившие Новую Зеландию в одну из стран с наиболее открытой экономикой в мире, начались в 1984 году. Тогда на смену консервативному правительству пришли лейбористы во главе с министром финансов Роджером Дугласом (именно под его управлением и начались столь важные преобразования, позже этот период 1984-1987 годов назовут «роджерономикой»).

Середина 1980-х выдалась для Новой Зеландии непростой. Структурные дисбалансы в экономике страны наряду с рецессией и глобальными энергетическими и сырьевыми кризисами конца 1970-х — начала 1980-х привели к высокой инфляции, огромному дефициту госбюджета (8% ВВП) и значительному дефициту счета текущих операций (9% ВВП). Все эти показатели буквально «кричали» о необходимости экономической перестройки. В последующие 20 лет Новая Зеландия провела одну из наиболее масштабных и системных рыночных реформ. По глубине трансформаций, изменению характера экономических отношений на тот момент аналогов реформе в мире не было. Во многом стране пришлось примерить на себя роль первопро-I ходца. В частности, новозеландцы одними из первых стали проводить политику инфляционного таргетирования. Инфляционное таргетирование — режим монетарной политики, основанный на использовании прогноза инфляции в качестве конечного целевого ориентира.

«С 1984 года по 1990-е в Новой Зеландии был отменен валютный контроль, либерализованы финансовые рынки, приватизированы госпредприятия, дерегулирован

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 6 (122) 2012

\ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ \

78

EAST NEWS

рынок труда, отменены торговые барьеры и субсидии местным предприятиям, Резервный (Центральный) банк приобрел независимый от правительства государства статус, созданы налоговые оазисы для иностранных офшоров. Первоначально реформы вызвали рост безработицы до 10-11%, но к XXI веку показатель вернулся на приемлемые уровни 4-5%. За счет реформ правительства нашли способы управлять бюджетом, который на долгие годы стал профицитным (к сожалению, не в последние годы). Одним из достижений

реформы оказался закон о налоговой ответственности 1994 года (см. справку), а результатом преобразований явилось снижение роли бюджета в перераспределении ВВП. Освободившись от ряда функций в части социальной защиты населения и отечественных предприятий, государство в то же время сумело сосредоточиться на задачах стимулирования инвестиций, — объясняет ход и результаты реформ старший аналитик ИК «Церих Капитал Менеджмент» Олег Душин.

/ Особенности Закона о торговле

/ Главная цель закона — развитие конкуренции

на рынках Новой Зеландии. Для достижения этой цели закон:

• запрещает слияния и поглощения, которые могут существенно уменьшить конкуренцию;

• запрещает проводить заградительные торговые политики, такие как фиксация цен и злоупотребление рыночной властью;

1 • предусматривает введение контроля над це-\ нами на рынках, где конкуренция ограничена.

В 1990 ГОДУ НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ ПЕРЕШЛА НА ИНФЛЯЦИОННОЕ ТАРГЕТИРОВАНИЕ

Рис. 1. Уровень инфляции в Новой Зеландии, %

Источник: статистика Резервного банка Новой Зеландии.

РЕФОРМЫ ВЫЗВАЛИ РОСТ БЕЗРАБОТИЦЫ, НО В XXI ВЕКЕ ПОКАЗАТЕЛЬ СНИЗИЛСЯ

Рис. 2. Уровень безработицы в Новой Зеландии, %

Источник: данные ВаЬа&геат.

\ ЗАРУБЕЖНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ \

ПОСЛЕ РЕФОРМ РОСТ ВВП НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ ЗАМЕДЛИЛСЯ

Рис. 3. Динамика роста ВВП Новой Зеландии 8-

Источник: данные Datastream.

Новая Зеландия

Австралия

Великобритания

В конце XX века Новая Зеландия прошла еще один этап экономических преобразований. Тогда у финансового руля встала «преемница» Роджера Дугласа — Рут Ричардсон (позже период 1990-1991 годов вновь назовут в честь нового премьер-министра — «ру-тоназия»).

Примечательно, что г-жа Ричардсон вошла в состав вновь завоевавшего парламентское большинство правительства Национальной партии. Несмотря на абсолютно разные политические идеологии двух основных партий страны, их экономические программы почти не отличались друг от друга.1 У левого лейбористского правительства в лице Роджера Дугласа хватило мужества инициировать нелегкий процесс реформ, а правый кабинет Национальной партии во главе с Рут Ричардсон довел его до логического завершения. Эта преемственность стала одной из главных причин успеха проводимых экономических трансформаций.

За свою решимость и даже дерзость в вопросах рыночных преобразований Новой Зеландии все же пришлось заплатить низкими темпами роста в первое десятилетие реформ, однако в XXI веке страна вышла в лидеры стран ОЭСР по темпам экономического роста (например, в 2000 году ВВП Новой Зеландии вырос почти на 6%).

Государство для бизнеса

Открытость и высокая эффективность госаппарата — это еще одна отличительная особенность Новой Зеландии. Сегодня мониторинг деятельности высших должностных лиц государства, как и в США и Канаде, осуществляет независимая от правительства организация — Комиссия по государственной службе. Собственно оценку персоналий проводит руководитель комиссии, который имеет право регулировать вопросы оплаты труда служащих высших должностей. Например, он может назначить премию госслужащему по результатам

НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ — СРЕДИ ЛИДЕРОВ ПО БЛАГОПРИЯТНОМУ ИНВЕСТКЛИМАТУ

РЕЙТИНГ, 2012 ГОД ПОЗИЦИЯ В РЕЙТИНГЕ

Индекс конкурентоспособности стран (глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю экономической конкурентоспособности по версии Всемирного экономического форума) 25 из 42

Индекс миролюбия стран (глобальный подход к измерению относительного миролюбия стран и регионов, разработанный социологами и экономистами из международной группы экспертов из Института мира вместе с Центром мира и изучения конфликтов, Университет Сиднея, Австралия) 2 из 153

Индекс развития человеческого потенциала (показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. Стандартный инструмент при общем сравнении уровня жизни стран и регионов. Публикуется в рамках Программы развития ООН в отчетах о развитии человеческого потенциала. Был разработан в 1990 году группой экономистов во главе с пакистанским экономистом Махбубом-уль-Хаком) 5 из 187

Индекс восприятия коррупции (ежегодный рейтинг государств мира, отражающий оценку уровня восприятия коррупции аналитиками и предпринимателями по 10-балльной шкале. Составляется компанией Transparency International (неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру, основанная в 1993 году бывшим директором Всемирного банка Петером Айгеном в Берлине) с 1995 года) 1 из 185

Индекс легкости ведения бизнеса (классификация стран по различным параметрам, влияющим на правила ведения деловых отношений, а также на защиту собственности. Рассчитывается по методике Всемирного банка и Международной финансовой корпорации (входит в группу Всемирного банка), основанной на комбинации анализа нормативно-правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, и общедоступных статистических данных о регулировании предпринимательской деятельности. Исследование содержит рейтинг стран мира по показателю благоприятствования ведения бизнеса, который рассчитывается по среднему арифметическому 10 контрольных индикаторов: регистрация предприятий; получение разрешений на строительство; подключение к системе электроснабжения; регистрация собственности; кредитование; защита инвесторов; налогообложение; международная торговля; обеспечение исполнения контрактов; ликвидация предприятий) 3 из 183

ПОДКОНТРОЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ ИНДЕКСА, ГДЕ НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ ЗАНИМАЕТ ВЕДУЩИЕ ПОЗИЦИИ

ЛЕГКОСТЬ РЕГИСТРАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ЛЕГКОСТЬ ПОЛУЧЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ЛЕГКОСТЬ РЕГИСТРАЦИИ СОБСТВЕННОСТИ ЛЕГКОСТЬ ПОЛУЧЕНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗАЩИТА ИНВЕСТОРОВ

1 из 183 2 из 183 3 из 183 4 из 183 1 из 183

его деятельности в размере более 15% оклада, если посчитает, что он этого заслуживает.

Интересно, что до периода «роджерономи-ки» новозеландское государство проводило в отношении бизнеса политику на принципах патернализма. Оно защищало неэффективные предприятия с помощью торговых барьеров, субсидий и других механизмов. Но с приходом лейбористов к власти все резко изменилось: отныне правительство должно было способствовать предоставлению потребителям самых качественных товаров и услуг по максимально низкой цене. И при этом было неважно — в чьей собственности находятся активы и кто оказывает необходимые услуги.

В этих целях в Законе о коммерческой деятельности,2 принятом в 1986 году, было зафиксировано, что общим принципом, определяющим экономическую деятельность, является конкуренция.

Тем не менее госаппарат в «Швейцарии Южной Пасифики» не остановился на достигнутом — действующее правительство Новой Зеландии, как и 20 лет назад, ставит во главу угла экономические цели в области развития свободной торговли и построения «экономики знаний».3

«В Новой Зеландии нет коррупции, в основе правовой системы лежит английское право и строго соблюдается банковская тайна. Страна имеет относительно небольшую территорию и малую населенность (порядка 4,3 млн, это даже меньше, чем население Сингапура, — 4,5 млн). Что, конечно, облегчает в условиях либеральной политики осуществление эффективных административных функций», — подчеркивает Олег Душин.

Сегодня Новая Зеландия по праву может гордиться своей развитой коммерческой инфраструктурой, высоким качеством профессиональных услуг, включая банковские и юридические.

«Новая Зеландия привлекает международных инвесторов стабильностью, предсказуемостью и прозрачностью. Страна обеспечивает безопасность инвестиций благодаря четко работающим экономическим законам, она занимает 1 место в мире по уровню защиты прав инвестора (Всемирный Банк, Отчет по ведению бизнеса в мире, 2011). Государство имеет стабильную макроэкономическую основу и входит в двадцатку самых развитых экономик мира. Инвесторов привлекают низкая инфляция, независимая денежно-кредитная политика, программа стабильности цен. При этом в Новой Зеландии не существует контроля над курсом валют или репатриацией капиталов», — комментирует преимущества ведения бизнеса в Новой Зеландии президент компании Prior Group, бывший посол Новой Зеландии в России (2003-2006) Стюарт Прайор.

Налоговая гавань или офшор?

Значительным преимуществом ведения бизнеса в Новой Зеландии является и тот факт, что страна является членом ОЭСР и официально не считается офшором. Однако правильно

80

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 6 (122) 2012

\ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ \

j^-jafiaiv

П ft

PRIOR GROUP — новозеландская компания, которая специализируется на развитии деловых партнерств между Новой Зеландией, Россией и странами Содружества Независимых Государств. Учредитель компании — Стюарт Прайор, посол Новой Зеландии в РФ (2003-2006), который имеет огромный опыт (более 30 лет) работы с Советским Союзом и впоследствии Россией. С марта 2012 года Стюарт Прайор является представителем Белорусской Торгово-промышленной палаты в Новой Зеландии. В апреле 2012 года он назначен Почетным Консулом Республики Беларусь в Новой Зеландии.

Prior Group предлагает широкий спектр продуктов и услуг по ведущим направлениям рынка, включая бизнес-консультирование, сопровождение сделок, взаимодействие с государственными органами, связи с общественностью, исследования, услуги переводчиков и культурологов.

структурированная новозеландская компания может осуществлять деятельность как безналоговая офшорная структура.

«Постановка вопроса о борьбе с международным терроризмом, а также некоторыми режимами со стороны США усилила внимание к вопросам обеспечения контролируемости финансовых потоков в банковской сфере, чем занимается РДТР. Кроме того, в апреле 2009 года саммит стран в20 в Лондоне принял набор решений, призванных укрепить мировую финансовую систему и преодолеть последствия кризиса — от регулирования бонусных выплат менеджменту компаний и банков до борьбы с офшорами. После саммита ОЭСР опубликовала «черный», «серый» и «белый» списки, где страны сгруппированы в зависимости от соответствия международным нормам налогообложения, борьбы с финансовыми махинациями и раскрытия банковской информации, разработанным организацией.

Новая Зеландия попала в «белый» список ОЭСР как юрисдикция, в достаточной мере принявшая налоговые стандарты и требования по обмену информацией. А, например, Швейцария оказалась в «сером» списке ОЭСР.

При этом Новая Зеландия имеет идеальную международную репутацию — практически как Британия. В Новой Зеландии скопировали британское законодательство и на фирму с регистрацией в Новой Зеландии не смотрят так косо, как с «пропиской», например, в Белизе (государство в Центральной Америке. — Ред.).

Полагаю, что англосаксонский мир объединился в борьбе против терроризма, при этом Новая Зеландия принадлежит к данному миру, а потому имеет репутационные поблажки в части ведения офшорного бизнеса, который зачастую связан с финансовой сферой», — поясняет Олег Душин.

Неудивительно, что в последние три года наиболее популярными областями для ино-

странных инвестиций в экономику Новой Зеландии являются проекты в области финансов и страхования. Ее главным контрагентом была, есть и, с очень высокой вероятностью, еще очень долгие годы будет Австралия.

«Новая Зеландия приветствует прямые иностранные инвестиции и способствует их вложению в экономику страны. Так, предприятие, которым владеют иностранцы, не облагается дополнительным налогом по каким-либо дополнительным критериям или показателям производительности. Согласно информации новозеландского государственного Агент-

ства по статистике, на март 2009 года совокупные иностранные инвестиции в экономику Новой Зеландии составили $293 млрд. При этом $193 млрд из суммы иностранных инвестиций (61%) пришлось на инвестпроекты в области финансов и страхования. В производственные мощности иностранными инвесторами было вложено около $27 млрд (9%). Крупнейшим иностранным инвестором является Австралия. Австралийские инвестиции доминируют в банковском и страховом секторах Новой Зеландии», — поясняет Стюарт Прайор.

Людмила СТЕФАНЧУК,

историк, к.и.н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учиться у Новой Зеландии? Почему бы и нет?

И в Новой Зеландии, и в России на протяжении многих лет складывалась устойчивая психология, связанная с отношением к государству как органу, обеспечивающему определенный прожиточный минимум для работающих и неработающих, их всестороннюю социальную защиту.

Население обеих стран болезненно реагировало на поворот к рынку и углубление социального неравенства. В результате реформ в Новой

Зеландии, издавна демократической стране с устойчивой двухпартийной политической системой, последняя сменилась на многопартийную. Реформы, начатые в СССР, привели к его распаду, созданию СНГ и зарождению в Российской Федерации зачатков гражданского общества. В дальнейшем в Новой Зеландии, как и в России, дабы предотвратить резкую конфронтацию групповых интересов, необходима тщательно продуманная корректировка рынка, внедрение в экономическую политику элементов социального планирования. Вся сложность — в правильном определении соотношения того и другого.

Для преодоления кризисных явлений внутри страны важны благоприятные внешние факторы, торговые и финансовые взаимоотношения с другими государствами. На экономическом положении Новой Зеландии болезненно отражается понижение на мировых рынках цен на сельскохозяйственную продукцию и, соответственно, повышение на энергоносители, тогда как Россия, напротив, заинтересована в повышении цен на энергоносители и минеральное сырье. Разумная международная политика — это тоже непременное условие для успешных преобразований внутри страны.

1 Стефанчук, Л.Г. Экономические реформы в Новой Зеландии // Азия и Африка сегодня. — 2007. — №12. — С. 42-46.

2 Commerce Act, 1986 [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.legislation.govt.nz/act/public/1986/0005/latest/DLM87623.html.

3 Стефанчук, Л.Г. Новая Зеландия в условиях мирового кризиса // Мировая экономика и международные отношения. — 2010. — №8. — С. 102-108.

Список использованной литературы

1. Жигаев, А.Ю. Денежно-кредитная политика в Новой Зеландии // Деньги и кредит. — 2010. — №2. — С. 42-51.

2. Прокофьев, С.Е. Обеспечение бюджетной транспарентности

в зарубежных странах / С.Е. Прокофьев, А.В. Макаров // Финансы зарубежных стран. — 2010. — №4. — С. 62-64.

3. Стефанчук, Л.Г. Новая Зеландия в условиях мирового кризиса //

Мировая экономика и международные отношения. — 2010. — №8. — С. 102-108.

4. Стефанчук, Л.Г. Экономические реформы в Новой Зеландии // Азия и Африка сегодня. — 2007. — №12. — С. 42-46.

5. [Сайт Резервного банка Новой Зеландии] URL: http://www.rbnz.govt.nz/.

6. [Сайт Юридического департамента при парламенте Новой Зеландии] URL: http://www.legislation.govt.nz/.

Ключевые слова: инвестиционный климат, рыночные реформы, таргетирование инфляции, налоговая система, госрегулирование экономики.

EAST NEWS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.