Научная статья на тему 'Зарубежные и отечественные исследования гурджиевской антропософии'

Зарубежные и отечественные исследования гурджиевской антропософии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
255
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
GURDGIEV''S ANTHROPOSOPHY / INNER WORK / HUMAN MENTAL CENTERS / SELF-REMEMBERING / INTROSPECTION / OBSERVATION / SELF-AWARENESS / INNER CONSIDERATION / EXTERNAL ACCOUNT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Греков И.М.

It is considered Gurdgiev's anthroposophy in foreign and national studies of this topic. The main ideas of G.I. Gurdgiev about the man are revealed in the works of D. Bennett, M. Nicholl, C. Knott, R. Collin, R. Burton, as well as A. Rovner and other thinkers. It is emphasized that studying the Gurdgiev's theory of man, the system of movements and meditative practices, the relationship of the anthroposophy of the "fourth way" and esoteric forms of Christianity not only theoretically but also practically, many of the named followers of Gurdgiev were direct participants in the events of life in the Gurdgiev groups. The sphere of their interests led to the study of such problems as "inner and outer life of a person", "mechanics of human behavior", "laws of life after death", "life before birth", etc. The author claims that Gurdgiev system of "work on oneself" represents considerable interest and requires reflection in the context of religious and philosophical knowledge.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN AND NATIONAL RESEARCH OF GURDGIEV ANTHROPOSOPHY

It is considered Gurdgiev's anthroposophy in foreign and national studies of this topic. The main ideas of G.I. Gurdgiev about the man are revealed in the works of D. Bennett, M. Nicholl, C. Knott, R. Collin, R. Burton, as well as A. Rovner and other thinkers. It is emphasized that studying the Gurdgiev's theory of man, the system of movements and meditative practices, the relationship of the anthroposophy of the "fourth way" and esoteric forms of Christianity not only theoretically but also practically, many of the named followers of Gurdgiev were direct participants in the events of life in the Gurdgiev groups. The sphere of their interests led to the study of such problems as "inner and outer life of a person", "mechanics of human behavior", "laws of life after death", "life before birth", etc. The author claims that Gurdgiev system of "work on oneself" represents considerable interest and requires reflection in the context of religious and philosophical knowledge.

Текст научной работы на тему «Зарубежные и отечественные исследования гурджиевской антропософии»

DOI: 10.18522/2070-1403-2018-70-5-31-41

ФИЛОСОФИЯ

(шифр научной специальности: 09.00.14)

УДК 101 И.М. Греков

Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина г. Рязань, Россия redaction-el@mail .га

ЗАРУБЕЖНЫЕ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ГУРДЖИЕВСКОЙ АНТРОПОСОФИИ

[Igor M. Grekov Foreign and national research of Gurdgiev anthroposophy]

It is considered Gurdgiev's anthroposophy in foreign and national studies of this topic. The main ideas of G.I. Gurdgiev about the man are revealed in the works of D. Bennett, M. Nicholl, C. Knott, R. Collin, R. Burton, as well as A. Rovner and other thinkers. It is emphasized that studying the Gurdgiev's theory of man, the system of movements and meditative practices, the relationship of the anthroposophy of the "fourth way" and esoteric forms of Christianity not only theoretically but also practically, many of the named followers of Gurdgiev were direct participants in the events of life in the Gurdgiev groups. The sphere of their interests led to the study of such problems as "inner and outer life of a person", "mechan -ics of human behavior", "laws of life after death", "life before birth", etc. The author claims that Gurdgiev system of "work on oneself" represents considerable interest and requires reflection in the context of religious and philosophical knowledge.

Key words: Gurdgiev's anthroposophy, inner work, human mental centers, self-remembering, introspection, observation, self-awareness, inner consideration, external account.

Исследования гурджиевской антропософии, проведенные на Западе, становятся сегодня открытыми и для России. Многие работы переведены на русский язык и опубликованы. Санкт-петербургским издательством «Весь», возглавляемым Петром Лисовским, издана серия книг «4 путь», в которую включены произведения последователей и учеников Гурджиева. Среди них прежде всего следует отметить Петра Демьяновича Успенского (1878-1949), Бориса Петровича Муравьева (1890-1966), Джона Годолфина Беннетта (1897-1974), Мориса Николла (1884-1953), Чарльза Стэнли Нотта (18871978), Родни Коллина (1909-1956). Роберта Эрла Бертона (1936). Это далеко не полный перечень мыслителей, в центре внимания и осмысления которых оказывается гурджиевское учение о человеке.

Джон Годолфин Беннетт является одним из самых ярких интерпретаторов гурджиевских идей. Будучи увлеченным учением Гурджиева с 25 лет, он сделал его основным содержанием своей жизни, изложив свои воззрения в серии публикаций. Среди его трудов - «Свидетель или история поиска» [7], «Драматическая Вселенная» [3], «Риск» [6], «Общины нового века. Семь направлений работы» [5], «Учителя мудрости» [9], «Духовная психология» [4], «Секс» [8].

В фундаментальном четырехтомном труде «Драматическая Вселенная» Беннетт обобщает идеи гурджиевского учения, акцентируя свое внимание на том, что есть внутренняя и внешняя жизнь человека. По Беннету, установление баланса между ними является важной задачей не только для отдельного человека, но и для всей человеческой цивилизации (прежде всего западной).

«Общины нового века» - произведение Дж. Беннетта, которое является попыткой обратить внимание на «знаки грядущих времен», предвосхищающие надвигающиеся потрясения. В ситуации паники станет «очевидной невозможность так жить дальше и необходимость (сейчас признаваемая очень немногими) перейти от тенденции (господствующей в течение последних двух-трех тысячелетий) считать экспансию саму по себе благом к совершенно иному подходу к жизни, при котором благом является концентрация» [5, с. 19]. Беннетт обращает внимание читателей на необходимость Работы (внутренней работы, познания своего потенциала), правильно понимаемой и безупречно осуществляемой. Помимо этого, Беннетт пишет о необходимости приобретения навыка совместной работы, общего служения, вместо «эгоистической хваткости». Еще более важно понять, считал Беннетт, что человек такой, какой он есть, беспомощно плывет по течению жизни, не имея никакой возможности изменить ситуацию, находясь на данном уровне существования («баранья доктрина»). Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, необходима совместная работа единомышленников. «Семь направлений Работы» Беннетта - это повествование о результатах такой работы в группах гурджи-евской системы гармоничного развития человека. Эта система, по мнению Дж. Беннетта, имеет синергетический характер. Термин «синергия» здесь означает «дух совместной работы».

Работа «Секс. Связь между сексом и духовным развитием» посвящена исследованию вопросов о том, как половая энергия влияет на работу человеческого организма, физического тела, какую роль она играет в трансформации

энергий, определяющих наше бытие. По мнению Беннетта, секс оказывает огромное влияние на жизнь человека, однако он с трудом понимает эту силу. Свобода, воспринимаемая в современном мире как свобода от «старой морали», привела к иллюзорной удовлетворенности жизнью в сексе. Человек оказался в вакууме, но свободный от правил и запретов. Если поставить перед собой цель проникнуть глубже в самих себя, и развивать в себе более глубокие стороны нашей натуры, то можно приблизиться к пониманию роли энергии, которая важна как творческая сила человека.

Проблема познания «человеком самого себя» является центральной в творчестве Мориса Николла, одного из систематизаторов идей Г.И. Гурджиева, начавшего свою работу еще при его жизни. В исследовании «Психологические комментарии к учению Гурджиева и Успенского» [20] он излагает основные положения гурджиевской системы сознательной эволюции человека, описывает фундаментальные законы бытия (закон семи, закон трех) и методы возможного самосовершенствования человека путем наблюдения, самонаблюдения, самовоспоминания, работы с отрицательными эмоциями. Как психиатр, Морис Николл был коллегой Карла Густава Юнга, оказавшим значительное влияние на методы его работы. В Первую Мировую войну М. Николл служил врачом в британской армии, а по окончании военных действий вернулся в Англию для продолжения своей карьеры психиатра. В 1921 году познакомился с П.Д. Успенским, который убедил Николла отправиться учиться к Гурджиеву во Францию. После роспуска гурджиевского «Института гармоничного развития человека», в 1923 году, М. Николл возвратился в Англию, но продолжил свое обучение у П.Д. Успенского до 1931 года. В этом же году он начинает вести собственные группы, работая с которыми приходит к пониманию необходимости расширения интерпретации «четвертого пути», данной Успенским. Морис Николл адаптирует систему так, чтобы показать своим студентам реальные результаты их усилий. Проявляя интерес к христианским эзотерическим доктринам, неоплатонизму и толкованию сновидений, демонстрируя параллели между работой Гурджиева и Успенского и эзотерическим христианством, Морис Николл утверждает, что добро предшествует истине, приравнивая Христа к Истине, а Иисуса к Добру. Книга «Психологические комментарии к учению Гурджиева и Успенского», состоящая из пяти томов, использовалась его студентами в процессе обучения.

Последняя работа Николла «Цель» [21] представляла собой размышления для тех кто «стремится глубже постичь учение Христа и смысл нашего существования на этой земле» [21]. М. Николл разграничивает такие понятия как знание и истина. «Жизнь не может нас насытить, потому что мы смотрим на нее привычным образом - используя скудный набор душевных привычек. Мы распознаем образы, только и всего. А называем это знанием или даже истиной» [21, с. 30]. Чтобы развиваться, по Николлу, необходимо более тонкое восприятие, направленное и внутрь, и вовне, поэтому необходимо «отделять себя от себя». Достигнуть этого возможно путем осуществления практики внешнего учитывания. Под внутренним учитыванием понимается свойство человека рассматривать все события с субъективной точки зрения, ориентируясь на систему: приятно/неприятно, хорошо/плохо, и т.д. Внешнее учиты-вание предполагает наблюдение за ситуацией с разных сторон и позиций.

Чарльз Стэнли Нотт - один из самых «ортодоксальных» последователей Г.И. Гурджиева. Значение его работ состоит прежде всего в том, что в них автор описывает не только теоретические схемы гурджиевских идей, но и делится своими впечатлениями о восприятии «живого» обучения Гурджиева, видения внутренней ситуации каждого человека, обучающегося в «Институте Гармонического Развития Человека». В «Дневнике ученика» он особо подчеркивает, что «внутреннее учение, включающее практическую работу - Метод, - может быть передано учителями, которые сами долгие годы занимались интенсивной работой, только особым группам» [22].

Родни Коллин (ученик П.Д. Успенского) в своих трудах ставил задачу соединить идеи учения Г.И. Гурджиева и П.Д. Успенского с новейшими открытиями в области астрономии, биологии, геологии, анатомии и психологии. Его основные работы: «Теория небесных влияний. Человек. Вселенная и тайны космоса» [16], «Теория сознательной гармонии» [17], «Теория вечной жизни» [15], «Зеркало света» [14].

В своем исследовании «Теории небесных влияний. Человек. Вселенная и тайны космоса» Родни Коллин описывает процессы «вселенского» масштаба и солнечной системы, мир природы Земли (шесть царств природы), процессы в человеке как микрокосме, формы цивилизаций, а также касается таких проблем как преступления, исцеления, завоевания.

«Теория сознательной гармонии» представляет собой цикл цитат из личных писем Р. Коллина. Не может не поразить масштаб тем, которые были предметом осмысления этого оригинального философа: бытие, знание, понимание, воображение, внимание, мужественность и женственность, тело, душа, дух, смерть.

Тема природы смерти становится центральной в его книге «Теория вечной жизни». Размышляя о смерти, Р. Коллин выдвигает идеи о смерти как начале нового путешествия, о возможности анализировать условия и законы жизни после смерти, о жизни до рождения.

«Зеркало света» Родни Коллина - это работа, в которой автор касается важнейших вопросов человеческого существования в «обычных ситуациях повседневной жизни». Он подчеркивает важность внутренней работы над собой, особенности борьбы с тщеславием, гордыней, ложью. По Р. Коллину: «Стать собой - это тяжкий труд. Он начинается в тот момент, когда мы отличаем свою сущность от того, что ей не является. Когда мы распознаем свою истинную сущность... Это не значит, что мы должны бросить все, что окружает нас в жизни. Это значит отбросить фальшивое в себе и стать собой» [14, с. 17].

Роберт Эрл Бёртон - основатель Содружества друзей, движения, достаточно широко известного в Европе и Америке. Его приверженцы, сосредоточив свое внимание на практической стороне гурджиевского учения, тем не менее, занимаются теоретическими исследованиями таких феноменов как самовоспоминание, впечатление, разделенное внимание, считая их центральными в гурджиевской системе. Содружество друзей существует сегодня в более чем 40 странах мира, в 60 центрах.

Книга Р. Бёртона «Самовоспоминание» [10], опубликованная в 1991 году, посвящена рассмотрению процесса, характеризуемого как умение постоянно присутствовать в настоящем, постоянно «помнить себя». Бёртон отмечает, что в течение всей жизни человека все остается неопределенным, кроме его настоящего. Однако современному человеку сложно концентрироваться в настоящем моменте, удержать свои мысли в рамках настоящего момента, ощущать себя в непосредственный момент. Он либо стремится в будущее, либо бесконечно задерживается в прошлом. По Бёртону, основная идея, которую предлагает гурджиевская система, - это идея самовоспоминания, совершенно упущенная из виду западной психологией. Он подчеркивает, что самовоспо-

минание невозможно имитировать, самовоспоминание - это не ощущение, и не разговоры о самовоспоминании, это попытка быть там, «где вы есть», в моменте. Самовоспоминание - это процесс разделенного внимания, при котором внимание человека сконцентрировано одновременно в двух направлениях: на том, что вне человека, и на том, что внутри. Человек открыт окружающему миру и одновременно воспринимает то, что происходит внутри, ощущая свое тело, осознавая тот факт, что он есть, и есть непосредственно в данный момент времени. Самовоспоминание невозможно имитировать, самовоспоминание - это не есть ощущение и не беседа, это попытка быть там, «где вы есть», в моменте. Учитывая, что самовоспоминание - феномен, с трудом поддающийся описанию, Бёртон находит способ передачи смыслов, обращаясь к художественным образам сказок, цитируя поэтов и писателей.

Среди идеологов и исследователей гурджиевской системы - Басараб Ни-колеску, основатель и президент Международного центра междисциплинарных исследований во Франции. Его работа «Гурджиевская философия природы» представляет собой сравнительный анализ гурджиевских идей и современной науки. Б. Николеску отмечает, что учение Гурджиева о законе трех относится к новой логике (не бинарной). По Гурджиеву, «закон трех» - это фундаментальный закон, создающий все феномены во всем их многообразии. Это положение, по Б. Николеску, подтверждается квантовой физикой: «Мы можем использовать выражение «антагонистическая комплементарность», поскольку качества волн и корпускул взаимоисключаемы. Теперь, с надлежащего уровня реальности квантового мира как третье понятие появляется квантовая частица, не волна и не корпускула, но которая, с точки зрения ма-крофизического мира, может проявлять себя как волна и как корпускула. В этом смысле квант - примиряющая сила между волной и корпускулой. Но в то же время, не будучи ни волной, ни корпускулой и проявляясь на другом уровне реальности, квант безусловно находится в противоречии с волной или корпускулой» [19]. Этому закону («закону трех») подчиняется и человек, являясь продуктом космической необходимости. Согласно космологии Гур-джиева органическая жизнь представляет собой необходимое звено в цепи миров, появляется как «передаточное» звено, чтобы заполнить, в соответствии с «законом семи», один из интервалов космической октавы.

Николеску обращает внимание на «антропический принцип», широко обсуждаемый в рамках современной науки, идея которого, по его мнению, легко распознаваема. Это идея наличия взаимосвязи между появлением человека, «разумной» жизни в космосе и физических условий, регулирующих эволюцию Вселенной. Данный взгляд на необходимость жизни подтверждается не философией, а наукой. По Б. Николеску, поиск истинного соотношения между наукой и подобными сферами знания мог бы оказаться ценным для человечества.

Проблема соотношения искусства и той философской системой, которую принес в мир Г.И. Гурджиев, рассматривается в работе Питера Брука «Тайное измерение» [11]. Он считает, что знание древнейших хореографических методов способно устранить раскол между наукой и искусством, способно вывести человечество из ледяного мира механики и бихевиоризма во Вселенную, где всему есть свое место.

Чарлз Тарт, трансперсональный психолог, в своей книге «Пробуждение. Преодоление препятствий к реализации возможностей человека» [26], анализируя гурджиевское учение о человеке, пишет о том значительном влиянии, которое оказала данная концепция на формирование его идей и методов, способствующих «достижению просветления сознания». Он описывает современные психологические и культурные процессы, создающие в человеке внутренний конфликт, заблуждение, страдание, враждебность и отделяющие людей друг от друга, «усугубляя наш сон». Ч. Тарт отмечает, что для большей эффективности человека во внешнем мире, необходим фундамент внутреннего мира. Этим фундаментом, по его мнению, является «пробуждение» - изменение «обычного состояния сознания», его трансформация как путь приобретения свободы воли, разума, сомоосознания, всего того, что человек (как ему кажется) уже имеет.

Доктор психологии Колумбийского университета Кетлин Риордан, автор книги «Гурджиев» [23], рассматривает основные идеи системы с точки зрения психологии и психопатологии. Родившись в семье учеников Гурджиева, и, будучи связана с его творчеством всю свою жизнь, К. Риордан изучает гурджи-евскую теорию человека, систему движений и медитативных практик, взаимосвязь антропософии «четвертого пути» и эзотерических форм христианства не только теоретически, но и практически, являясь непосредственной участницей событий жизни в гурджиевских группах. Сфера ее научных интересов привела к настойчивому исследованию таких проблем как «психопатология обычного

состояния человека», «систематическое искажение действительности в обычном бодрствующем состоянии». Ее работы интересны своей психологической составляющей в изучении «механики человеческого поведения».

Первое отечественное систематическое исследование жизни и творчества Г.И. Гурджиева и П.Д. Успенского проведено профессором МГУ Аркадием Борисовичем Ровнером. Его работа «Гурджиев и Успенский» [24] посвящена осмыслению теоретических космологических и антропологических идей П.Д. Успенского до его встречи с Г.И. Гурджиевым, эволюции идей в период тесного общения Успенского и Гурджиева и после разрыва их личностных отношений. А.Б. Ровнер анализирует идеи системы, «которую принес учитель», взаимоотношения между учителем и учеником, а также указывает на тот факт, что после смерти Гурджиева деятельность его школ деградировала. По

A. Ровнеру: «Со смертью Гурджиева для множества людей, вовлеченных в орбиту его влияния, а также влияния учеников его учеников, наступила новая эпоха существования в пустыне без живого источника» [24, с. 317].

В работе В. Руднева «Гурджиев и современная психология» [25] проводится сопоставление идей Гурджиева о человеке и представлений о человеке, развиваемых современными психологическими школами и направлениями.

B. Руднев отмечает, что современная психология стремится создать «среднего» человека, а Гурджиев, наоборот, стремился разрушить человеческие «усредненные» схематизмы.

Среди современных работ, появившихся в России о «четвертом пути», следует также назвать «Четвертый путь вверх» А. Арлашина [2], «В поисках света» И. Калинаускаса [13], «Биография Георгия Ивановича Гурджие-ва» В. Алексахина [1].

Таким образом, резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что первоначально идеи Г.И. Гурджиева о человеке и Вселенной распространялись среди его учеников и последователей в результате их непосредственного взаимодействия с учителем и передавались как устная традиция. Затем были систематизированы и зафиксированы в религиозно-философских трудах его учеников, последователей. Философское творчество самого Г.И. Гурджиева отличается оригинальностью, сложностью для восприятия ввиду необычной формы изложения, которая, по словам М.А. де Зальцман, служит цели «создавать непривычные впечатления или идти наперекор автоматизмам читателя» [12].

Идеи Гурджиева, его «система работы над собой» представляют значительный интерес и требуют осмысления в контексте религиозно-философского знания. Это позволяет соотнести технологии организации взаимодействия с практикой воспитания людей по гурджиевской системе «работы над собой».

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Алексахин В. Биография Георгия Ивановича Гурджиева [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.ru/URIKOVA/GURDZHIEW/gurd-bio.txt, свободный.

2. Арлашин А. Четвертый путь вверх [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sufism.ru/libr/txt/arlashin/index.htm, свободный.

3. Беннетт Дж. Драматическая Вселенная. М., 2006.

4. Беннетт Дж. Духовная психология. М., 2000.

5. Беннетт Дж. Общины нового века. Семь направлений работы. М., 2001.

6. Беннетт Дж. Риск. М., 2006.

7. Беннетт Дж. Свидетель или история поиска [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.opentextnn.ru/man/?id=4402, свободный.

8. Беннетт Дж. Секс. Связь между сексом и духовным развитием [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ezoterika.ru/book.php? id=726, свободный.

9. Беннетт Дж. Учителя мудрости. М., 2001.

10.Бертон Р.Э. Самовоспоминание. СПб., 2011.

11.Брук П. Тайное измерение // В кн.: Гурджиев: Эссе и Размышления о Человеке и Его Учении. М., 2002.

12.Де Зальцман М.А. Предисловие редакции // В кн.: Гурджиев Г.И. Рассказы Вельзевула своему внуку. Объективно-беспристрастная критика людей. М., 2010.

13.Калинаускас И. Духовное сообщество. Традиции, пути, убежища. Киев, 1992.

14.Коллин Р. Зеркало света. СПб., 1997.

15.Коллин Р. Теория вечной жизни СПб., 2011.

16.Коллин Р. Теория небесных влияний. Человек. Вселенная и тайны космоса. СПб., 2011.

17.Коллин Р. Теория сознательной гармонии. СПб., 2011.

18.Маунзи Д. Предисловие // В кн.: Николл М. Цель. М., 2006.

19. Николеску Б. Гурджиевская философия природы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fway.org/articles/269-2009-03-14-06-50-53.html, свободный.

20.Николл М. Психологические комментарии к учению Гурджиева и Успенского. М., 2007.

21.Николл М. Цель. М., 2006.

22.Нотт Ч.С. Т I. Учение Гурджиева. Дневник ученика. T.II. Путешествие сквозь этот мир. М., 2012.

23. Риордан К. Гурджиев [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.modernlib.ru/books/riordan_ketlin/gurdzhiev/read/, свободный.

24.Ровнер А.Б. Гурджиев и Успенский. М., 2006.

25.Руднев В. Гурджиев и современная психология. М., 2010.

26.Тарт Ч. Пробуждение. Преодоление препятствий к реализации возможностей человека. М., 1997.

R E F E R E N C E S

1. Aleksakhin V. Biography of George Ivanovich Gurdgiev [Electronic resource]. Access mode: http://lib.ru/URIKOVA/GURDZHIEW/gurdbio.txt, free.

2. Arlashin A. The fourth way up [Electronic resource]. Access mode: http://sufism.ru/libr/txt/arlashin/index.htm, free.

3. Bennett J. The Dramatic Universe. M., 2006.

4. Bennett J. Spiritual psychology. M., 2000.

5. Bennett J. The New Age Community. Seven areas of work. M., 2001.

6. Bennett J. Risk. M., 2006.

7. Bennett J. Witness or search history [Electronic resource]. Access mode: http://www.opentextnn.ru/man/?id=4402, free.

8. Bennett J. Sex. The relationship between sex and spiritual development [Electronic resource]. Access mode: http://www.ezoterika.ru/book.php?id=726, free.

9. Bennett J. The Masters of Wisdom. M., 2001.

10.Burton R.E. Self-remembering. SPb., 2011.

11.Brook P. The secret dimension // In the book: Gurdgiev: Essays and Reflections on Man and His Teaching. M., 2002.

12.De Salzman M.A. The preface of the editors // in the book: G.I. Gurdgiev The stories of Beelzebub to his grandson. Objectively-impartial criticism of people. M., 2010.

13.Kalinauskas I. Spiritual community. Traditions, ways, seekers. Kiev, 1992.

14.Colleen R. The Mirror of Light. SPb., 1997.

15.Collin R. Theory of Eternal Life, St. Petersburg, 2011.

16.Collin R. Theory of Celestial Influences. Person. The Universe and the secrets of the cosmos. SPb., 2011.

17.Collin R. The Theory of Conscious Harmony. SPb., 2011.

18.Maunzi D. Preface // In the book: Nicoll M. Purpose. M., 2006.

19.Nicolascu B. Gurdgiev Philosophy of Nature [Electronic resource]. Access mode: http://www.fway.org/articles/269-2009-03-14-06-50-53.html, free.

20.Nicoll M. Psychological comments on the teachings of Gurdgiev and Uspen-sky. M., 2007.

21.NicollM. Purpose. M., 2006.

22.Nott C.S. Vol. I. The teachings of Gurdgiev. Student's diary. Vol. II. Journey through this world. M., 2012.

23.Riordan K. Gurdgiev [Electronic resource]. Access mode: http://www.mod-ernlib.ru/books/riordan_ketlin/gurdzhiev/ read/, free.

24.Rovner A.B. Gurdgiev and assumption. M., 2006.

25.Rudnev V. Gurdgiev and modern psychology. M., 2010.

26. Tart Ch. Awakening. Overcoming obstacles to the realization of human capabilities. M., 1997.

_5 октября 2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.