Научная статья на тему 'Зарубежное законодательство о статусе имущественных объектов религиозного назначения: опыт 13 государств'

Зарубежное законодательство о статусе имущественных объектов религиозного назначения: опыт 13 государств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
449
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО / НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО РЕЛИГИОЗНОГО НАЗНАЧЕНИЯ / РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / КОНКОРДАТ / ЗАКОН / СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО / РЕСТИТУЦИЯ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ЧУВСТВА / СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ / ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тупикин Роман Владимирович

Статья посвящена исследованию зарубежного опыта правового регулирования статуса имущественных объектов религиозного назначения и имущественных отношений религиозных организаций. Предметом научного исследования в настоящей публикации выступили опыт 13 зарубежных государств мира (Австралия, Азербайджан, Армения, Великобритания, Вьетнам, Греция, Канада, Литва, Македония, Сербия, США, Чехия, Япония) в правом регулировании статуса недвижимых имущественных объектов религиозного назначения, а также имущественных отношений религиозных организаций. Объектом исследования выступили несколько десятков нормативных правовых актов указанных государств. Целью исследования выступило отыскание природы гражданско-правовой специфики недвижимых имущественных объектов религиозного назначения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарубежное законодательство о статусе имущественных объектов религиозного назначения: опыт 13 государств»

УДК 347.2/.3; 347.4; 347.232.1; 34:2

Тупикин Роман Владимирович

старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин филиала Московского института государственного управления и прав в Смоленской области, юрист [email protected]

Зарубежное

законодательство о статусе имущественных объектов религиозного назначения: опыт 13 государств

Roman V. Tupikin

senior lecturer of Department of Civil Law Disciplines of the Smolensk region branch of the Moscow Institute of Public Administration and Law, lawyer [email protected]

Foreign legislation

on the status of property subjects to religious appointment: experience of 13 states

Аннотация. Статья посвящена исследованию зарубежного опыта правового регулирования статуса имущественных объектов религиозного назначения и имущественных отношений религиозных организаций. Предметом научного исследования в настоящей публикации выступили опыт 13 зарубежных государств мира (Австралия, Азербайджан, Армения, Великобритания, Вьетнам, Греция, Канада, Литва, Македония, Сербия, США, Чехия, Япония) в правом регулировании статуса недвижимых имущественных объектов религиозного назначения, а также имущественных отношений религиозных организаций. Объектом исследования выступили несколько десятков нормативных правовых актов указанных государств. Целью исследования выступило отыскание природы гражданско-правовой специфики недвижимых имущественных объектов религиозного назначения.

Ключевые слова: гражданское право, недвижимое имущество религиозного назначения, религиозная организация, конкордат, закон, сравнительное право, реституция, религиозные чувства, свобода вероисповедания, имущественные отношения.

Annotation. The article investigates the foreign experience of legal regulation of the status of real estate objects for religious purposes and property relations of religious organizations. The subject of scientific research in this publication was the experience of 13 foreign states (Australia, Azerbaijan, Armenia, United Kingdom, Vietnam, Greece, Canada, Lithuania, Macedonia, Serbia, USA, Czech Republic, Japan) at the regulation of the status of real estate objects for religious purposes, as well as property relations of religious organizations. The object of the study were made by several tens of normative legal acts of those States. The aim of the study acted as the search for the nature of civil specifics of real estate objects for religious purposes.

Keywords: civil law, real estate objects for religious purposes, religious organization, concordat, law, comparative law, restitution, religious feelings, religious freedom, property.

Вопрос о месте и значении имущественных отношений в общем объеме отношений религиозных организаций с государством, с прочими третьими лицами, а также с верующими гражданами, в общем объеме религиозных отношений является одним из наиболее сложных в сфере реализации свободы вероисповедания и государственно-конфессиональных отношений.

Значительный интерес в рамках заявленной темы представляет анализ положений зарубежных нормативных правовых актов (прежде всего -законов), референтных исследуемой теме.

В настоящей статье исследован опыт 13 государств мира (Австралия, Азербайджан, Армения,

Великобритания, Вьетнам, Греция, Канада, Пит, , , , , ).

Такой объём выборки государств и такой объём выборки исследованных нормативных правовых актов обеспечили объективность производимого научного исследования и релевантность полученных по его итогам научных результатов.

Австралия

В Австралии законодательство, регулирующее

вопросы имущественных отношений религиозных , , -

министративно-территориальных единиц.

Так, например, согласно статье 2 Закона Австралийской столичной территории № 2 от 1937 года «О доверительной собственности Римско-католической церкви» [1], под церковной доверительной собственностью понимаются

земельные участки, расположенные в Австралийской столичной территории, которые являются объектом какого-либо созданного для церкви или для использования в церковных целях траста (при этом к ним не относятся такие земельные ,

собственности таким образом, чтобы служить целям церковной общины или объединения членов церкви).

Азербайджан

Статья 18 Закона Азербайджанской Республики № 281 от 20 августа 1992 года (в ред. от

2015 года) «О свободе вероисповедания» [2]

, -

ста религиозных организаций охраняются в соответствии с законодательством.

Кроме того, статья 18 Закона Азербайджанской Республики № 281 от 20 августа 1992 года (в

ред. от 2015 года) «О свободе вероисповеда-

» -

ния определенной финансовой поддержки религиозным организациям со стороны органов пуб-.

Также данным нормативно-правовым актом устанавливаются возможности использования религиозными организациями в своих религиозных целях имущества, не находящегося у них в .

Согласно статье 16 Закона Азербайджанской Республики № 281 от 20 августа 1992 года (в

ред. от 2015 года) «О свободе вероисповеда-

», -

ваться для своих нужд предоставляемым им

,

. -рые определенные государственные объекты могут передаваться в пользование религиозным организациям на безвозмездной основе. Кроме того, религиозные организации имеют преимущественное право на получение в пользование зданий религиозного назначения с прилегающей территорией. Решения о передаче такого имущества в пользование принимаются по заявкам соответствующих религиозных организаций компетентными органами публичной власти.

Статья 17 Закона Азербайд жанской Республики № 281 от 20 августа 1992 года (в ред. от 2015 года) «О свободе вероисповедания»

предусматривает право религиозных организаций пользоваться объектами и предметами, которые являются памятниками истории и куль.

В соответствии со статьей 18 Закона Азербай-

281 20

1992 года (в ред. от 2015 года) «О свободе

», -

ных организаций могут находиться здания,

предметы религиозного назначения, производ-

,

назначения, денежные средства, а также иное имущество, необходимое для обеспечения деятельности таких организаций. Кроме того, имущество, находящееся за рубежом, также может

находиться в собственности религиозных орга-.

Статья 20 Закона Азербайджанской Республики № 281 от 20 августа 1992 года (в ред. от 2015 года) «О свободе вероисповедания»,

которая регулирует особенности распоряжения имуществом религиозных организаций, прекративших свое существование, предусматривает,

что собственность государства, граждан или об,

пользовании религиозных организаций, после прекращения их деятельности возвращается собственникам. При этом, имущество, находившееся в собственности религиозных организа-

,

.

Армения

Как это устанавливает статья 9 Закона Республики Армения от 17 июня 1991 года «О свободе совести и религиозных организациях»

[3], правовое регулирование прав собственности религиозных организаций в Армении осуществляется в соответствии с общим законодательством в данной сфере, касающимся прав собственности в целом.

При этом отдельные положения, связанные с реализацией имущественных прав и имущественными отношениями религиозных организаций, содержатся в данном нормативно-правовом акте.

Согласно статье 10 Закона Респ ублики Арме-17 1991 «

»,

памятники и литургические предметы Армянской , -

щество других религиозных организаций используются в соответствии с традиционными обычаями таких организаций.

При этом, как устанавливает статья 11 Закона

17 1991 «

свободе совести и религиозных организаци-

», -

чивать защиту и надлежащее использование переданного им государством имущества, а также обеспечивать охрану исторических памятников, которые находятся у них в собственности.

Ка к это устанавливает статья 12 Закон а Рес-17 1991 «

свободе совести и религиозных организаци-

» , -

щаться к верующим с просьбами о предоставлении им добровольных пожертвований, а также получать и распоряжаться таким имуществом свободно от налогов.

Великобритания

Некоторые важные положения, касающиеся имущественных прав религиозных организаций, а также имущественных отношений между религиозной организацией и государством, содержатся в Акте Генерального Синода Церкви

1 1991 « церквей и церковной юрисдикции» [4].

Такого рода акты, издаваемые Церковью Англии, принимаются обеими палатами Парламента, в отношении которых издается Королевская санкция, становятся частью законодательства Англии.

Соответственно, обоснованно рассматривать дан-

исследования законодательства зарубежных государств по обозначенному кругу вопросов.

4

Англии № 1 от 1991 года «О поддержании церквей и церковной юрисдикции» закрепляет обязанности церковных старост, в которые входит, в том числе, составление и поддержание полных перечней земельных участков и иных объектов, принадлежащих церкви, а также внесение информации о проведении ремонтных ,

.

18

1 1991 «

церквей и церковной юрисдикции» предусматривает возможность предоставления в судебном порядке церкви права возведения зданий на заброшенных кладбищах при соблюдении определенных условий (к которым, в частности, относится отсутствие захоронений на таких 50

соответствующего ходатайства о предоставле-).

11 22

1 1991 « -

жании церквей и церковной юрисдикции»

представляет весьма значительный научный интерес в рамках настоящего исследования, поскольку содержат положения, касающиеся правового статуса освященных объектов, а также полномочий епископов устранять правовые последствия освящения объектов.

Из положений статьи 11 Акта Генерального

1 1991 «

поддержании церквей и церковной юрисдик-

» , ,

освящены, распространяется юрисдикция данной религиозной организации.

, 1 22 -нерального Синода Церкви Англии № 1 от

1991 « -

», ,

или епархия по заявлению архидиакона в отно--

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

участка, к которому применяются правовые по, ,

что такой объект не находится у какой-либо церковной организации и не контролируется ей, а также не используется в религиозных целях, они вправе принять решение о лишении такого объекта статуса освященного.

Вьетнам

Глава IV Постановления Постоянного комитета Национального собрания Вьетнама № 21/2004/ PL-UBTVQH11 от 18 июня 2004 года по вопро-

[5] -

,

активами религиозных организаций.

26 -ного комитета Национального собрания Вьетнама № 21/2004/PL-UBTVQH11 от 18 июня 2004 , -

ные активы религиозных организаций защищены законом, и посягательства на такие активы кате.

1 27 -

стоянного комитета Национального собрания Вьетнама № 21/2004/PL-UBTVQH11 от 18 июня

2004 , -

,

свою деятельность религиозные организации, включая земельные участки, относящиеся к пагодам, церквям, храмам, святилищам, монастырям, учреждениям подготовки профессиональных религиозных служащих, головным офисам

, -

ям религиозных организаций, чья деятельность , -

ся на стабильной и долгосрочной основе. Часть 2 -ния также предусматривает гарантии использования на долгосрочной и стабильной основе зе-, -

, , ,

пагоды, родовые алтари, предназначенные для поклонения. При этом управление такими земельными участками должно осуществляться в соответствии с положениями вьетнамского зе-

, 3

27 - ).

29

Постоянного комитета Национального собрания Вьетнама № 21/2004/PL-UBTVQH11 от

18 2004 -

,

порядке религиозной деятельности религиозных организаций в местах, являющихся историческими или культурными реликвиями, или в живописной местности. При этом, управление, ис-

,

таких объектов при осуществлении указанной деятельности должны реализовываться в соответствии с положениями законодательства, в , -

.

30 -

ния Постоянного комитета Национального собрания Вьетнама № 21/2004/PL-UBTVQH11 18 2004 -

лигии, при осуществлении строительства, модернизации и восстановления объектов религиозные организации обязаны соблюдать законодательство в области строительства.

При этом изменение целей использования объектов, принадлежащих религиозным организациям, подлежит утверждению со стороны компетентных органов публичной власти.

31 -

ного комитета Национального собрания Вьетнама № 21/2004/PL-UBTVQH11 от 18 июня

2004 года по вопроса м веры и религии, для

, -

, -

ями планов по социально-экономическому развитию, необходимо предварительное уведомление и уточнение мнения по этому поводу представителей таких организаций, а также предоставление им компенсаций в соответствии с законодательством .

Греция

Законом Греции № 4301/2014 от 2014 года «О правовом статусе религиозных общин и их организаций в Греции и другие положения о компетенции Генерального Секретариата по

делам религии» [6] сравнительно подробно уре-, -

ными отношениями между государством и религиозными организациями, а также вопросы, касающиеся распоряжения религиозными организациями своим имуществом (правда, в основ,

, ).

Во-первых, отметим, что статья 7 «Имущество юридического лица» Закона Греции № 4301/2014 2014 « религиозных общин и их организаций в Греции и другие положения о компетенции Генерального Секретариата по делам религии» устанавливает следующее:

«1. -стоянных или эпизодических взносов его членов,

пожертвований или наследства, из материальной

,

лицами соответствующих церквей или религий, а также из доходов от этого имущества. Религиозное юридическое лицо вправе получать кредиты от

законно созданных национальных или зарубежных , -

лять сбор средств согласно соответствующим положениям на достижение конкретных благотворительных целей ...

2. Имущество религиозного юридического лица не может быть распределено или передано его членам по каким-либо причинам. В случае расформирования юридического лица, это имущество может быть получено другим религиозным юридическим лицом той же религии или конфессии, при условии, что это прямо предусмотрено законодательством. В качестве альтернативы, такое имущество может перейти в собственность государства и использоваться в благотворительных целях ...».

Согласно части 1 статьи 18 Закона Греции 4301/2014 2014 « -

се религиозных общин и их организаций в Греции и другие положения о компетенции

Генерального Секретариата по делам рели», ,

партнерства, создаваемые религиозными общи,

данного нормативно-правового акта, вправе передать свое имущество религиозным юридическим лицам в виде пожертвования, которое

освобождается от налогов при соблюдении определенных условий.

В соответствии с частью 2 статьи 18 Закона

4301/2014 2014 « статусе религиозных общин и их организаций в Греции и другие положения о компетенции

Генерального Секретариата по делам рели»,

свое имущество другим религиозным юридиче-

, ,

духовно, так и в административном порядке, в соответствии с положениями их уставов, что также является свободным от налогообложения и иных соборов.

Согласно статье 9 Закона Греции № 4301/2014 2014 « -

ных общин и их организаций в Греции и другие положения о компетенции Генерального

», -

ствии с положениями действующего законодательства, религиозные юридические лица впра-

,

на всей территории государства от своего имени

и в качестве своих подразделений дома покпо-

,

дома для достижения своих религиозных целей , -

тивным и духовным контролем.

Согласно части 3 статьи 13 Закона Греции 4301/2014 2014 « -

се религиозных общин и их организаций в Греции и другие положения о компетенции

Генерального Секретариата по делам рели» « -

ности Католической церкви в Греции, других су, », -

, , -

,

, -

дельно в данной статье, а также места поклонения, создаваемые Католической церковью в будущем, могут рассматриваться как подразделения соответствующих религиозных или церковных юридических лиц, а также могут управляться ими, если их внутренняя организация и функционирование подпадают под действие канонического права Католической церкви.

Канада

В Канаде некоторые отдельные нормы, касающиеся правового статуса имущества религиозных ор-

,

управления таким имуществом, закреплены на уровне законодательства провинций.

Статья 2 Закона провинции Онтарио от 1990 года «О земельных участках религиозных

» [7] :

«

владеть земельными участками, предназначенными для следующих целей:

a) место поклонения;

b) резиденция религиозного лидера;

c) место для захоронения;

с1) книжный магазин, типография или издательство;

е) духовная семинария или схожее религиозное образовательное учреждение;

I1) религиозный лагерь, приют или учебный

;

д) любые другие религиозные цели ...».

В целом, Закон провинции Онтарио от 1990 «

» ,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

, -

низация вправе распоряжаться своим недвижимым имуществом в виде земельных участков.

Согласно части 1 статьи 1 Закона провинции Британская Колумбия «О доверенном лице

( )» [8], -озное объединение или община христиан в Британской Колумбии желают получить передаваемые им земли для одной или нескольких следу,

, -

редаваться. Среди указанных целей использования такой земли отмечаются следующие:

- расположение церквей, часовен, молитвенных домов, школ, колоколен, кладбищ или рези;

- -

;

- -

;

- -

ствии с данным нормативно-правовым актом. Литва

Статья 13 Закона Литовской Республики от 4 октября 1995 года № 1-1057 «О религиозных

» [9] :

«Религиозные объединения, ассоциации и центры могут иметь в собственности молельные дома, жилые дома и иные здания и сооружения, производственные, социальные и благотворительные объекты и иное имущество, необходимое для деятельности религиозных организаций.

,

,

принадлежащим им имуществом в соответствии с законодательством Литовской Республики».

20

4 октября 1995 года № 1-1057 «О религиозных объединениях» предусматривает, в том числе,

что при прекращении существования религиоз-

, ,

имущество передается указанному преемнику, в случае отсутствия которого имущество такой организации переходит государству.

Македония

Законодательство Республики Македония в области регулирования деятельности религиозных

организаций по рассматриваемому кругу вопро-

, , , -

еся порядка принятия решений о строительстве .

Так, в соответствии с частью 1 статьи 19 Закона Республики Македония от 2008 года «О правовом статусе церквей, религиозных общин и религиозных групп» [10], строительство религиозных объектов осуществляется на основании подачи запросов о выдаче разрешений на строи-( ).

2 19 -

2008 « -

,

» ,

компетентные органы публичной власти, выдающие разрешения на строительство объектов

,

этому поводу мнение действующей церкви, религиозной общины или религиозной группы.

, 1 33

2008 « -

вовом статусе церквей, религиозных общин и

», , -

щина или религиозное объединение вправе самостоятельно распоряжаться получаемыми доходами в соответствии с законодательством и собственными издаваемыми актами.

Сербия

26

от 2006 года «О церквях и религиозных объединениях» [11], церкви и религиозные объединения получают средства, необходимые для осуществления своей деятельности, из доходов от собственного имущества, пожертвований, наследств, дарения и от иной деятельности в соответствии с законодательством. Кроме того, церкви и религиозные объединения вправе распоряжаться своим имуществом и средствами в соответствии с собственными издаваемыми .

27 -

2006 « -

», , -

ющие собой религиозное и культурное наследие церквей и религиозных объединений, в том числе, недвижимое имущество, не могут быть от-чуждены при банкротстве, а также в рамках иных .

27 2006 « -

» ,

решения о возвращении имущества церкви или

, -

ган публичной власти вправе, в соответствии с законодательством, предоставить такое имущество или его части для использования указанными религиозными организациями.

28 2006 « -

» -

вания религиозных организаций государством на .

31 -

ки Сербия от 2006 года «О церквях и религи-

», ,

богослужения, находятся под защитой и являются неприкосновенными.

32

2006 « -

», -

ния вправе осуществлять строительство храмов

и иных зданий, необходимых для целей прове, ,

, -

ния, школы, интернаты, больницы, жилые дома, производственные и иные объекты.

32

2006 « -

» -

ных органов публичной власти при разработке городских планов учитывать потребности церквей и религиозных объединений в строительстве

культовых зданий.

, ,

компетентные органы публичной власти вправе, с учетом возможностей и потребностей, предусматривать в бюджетах средства для строитель,

объектов.

США

Если говорить об американском (США) законодательстве в рассматриваемой сфере, действующем на федеральном уровне, то необходимо

отметить, что в Свод законов США включен раз,

осуществления религиозными организациями своих прав на недвижимое имущество.

Подпункт 1 пункта «а» § 2000 сс Главы 21С «Защита отправления религии в области использования земельных участков институционализированными лицами» Титула 42 Свода законов США [12] устанавливает, что органы публичной власти не вправе осуществлять регулирование

использования земельных участков таким обра,

нагрузку на отправление религии какого-либо

,

учреждение, если только не будет доказано, что

принятие таких мер: -

важных государственных интересов; -

этом соответствующем случае.

, , -

ствии с подпунктом «Ь» пункта 7 § 2000сс -5 21 «

области использования земельных участков ин-

» 42

Свода законов США, понимается использование, строительство или преобразование недвижимого имущества для целей отправления религиозных культов.

Согласно подпункту 1 пункта «Ь» § 2000сс 21 « -ласти использования земельных участков инсти-

» 42

Свода законов США, органы публичной власти не вправе принимать меры или осуществлять

правовое регулирование использования земли , - -

гиозную организацию или учреждение в неравные условия по сравнению с нерелигиозной организацией или учреждением.

Согласно подпункту 2 пункта «Ь» § 2000сс 21 « -ласти использования земельных участков инсти-

» 42

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Свода законов США, органы публичной власти не вправе осуществлять правовое регулирование использования земли дискриминационным образом в отношении какого-либо учреждения или объединения на основании его религиозной принадлежности или вероисповедания.

Законодательство штатов США также содержит

,

статуса недвижимого имущества религиозных организаций.

Согласно пункту 1 § 307.140 Пересмотренного свода законов штата Орегон (в редакции от 2015 года) [13], следующее имущество, принадлежащее или приобретаемое религиозными организациями, освобождается от налогообложения: все здания, используемые для публичного поклонения, дополнительные здания и имущество, используемое религиозными организациями исключительно для целей управления, образования, благотворительности, развлекательных и рекреационных целей, а также обстановка этих зданий.

Согласно пункту «а» параграфа 61-1 Главы 61 Свода общих законов штата Северная Каро-

[14], , ,

иной церковный орган, представляющий церковь или иную религиозную организацию на территории штата Северная Каролина, а также религиозные общества и приходы на территории этого штата вправе в любой момент назначить для себя доверенное лицо (отстоящее из какого).

При этом, в соответствии с параграфом 61-2

61 -

,

религиозных организаций вправе владеть иму-.

,

имуществом, недвижимым и движимым, осуществляя доверительное управлением им, для

, ,

объединений или общин. Доверенные лица также подотчетны указанным организациям в плане использования и управления таким имуществом и обязаны предоставлять его всем лицам, которые вправе его запрашивать.

Параграф 61-3 Главы 61 Свода общих законов

штата Северная Каролина устанавливает сле-

:

«Все приходские земли, земельные участки и обители, до настоящего времени приобретенные,

предоставленные или предназначенные для под-

для целей поклонения, а также все церкви и другие здания, построенные для целей проведения общественных богослужений и все земельные участки и пожертвования любого вида имущества или недвижимости, которые были и могли быть предоставлены, подарены или предназначены для какой-либо церкви или религиозной конфессии, религиозного объединения или общины в рамках штата для их соответствующего использования, должны

быть и оставаться навсегда предназначенными

,

такой церковью или конфессией, объединением

, ,

, , -

хшмость были приобретены, предоставлены или предназначены, или для которых такие церкви, часовни и иные сооружения, предназначенные для поклонения, были построены; ...».

2 « ; -

» 57

Свода законов штата Вирджиния [15] также достаточно детально урегулированы некоторые аспекты осуществления религиозными организациями своих имущественных прав.

Чехия

В законодательстве Чехии в рассматриваемой сфере отметим лишь положения, которые касаются определения того, что именно может входить в доходы религиозных организаций.

, 4 27

3/2002 2002 « и статусе церквей и религиозных объединений и о внесении изменений в некоторые законы» [16], «

включают в себя: а) взносы физических и юри-; Ь)

движимого, недвижимого имущества и нематериальных активов церквей и религиозных объ-; с. ; с) -

вания и наследство; ... ^ займы и кредиты; д) доходы от бизнеса и иной оплачиваемой деятельности; И) дотации».

Япония

Согласно части 1 статьи 1 Закона Японии № 126 от апреля 1951 года «О религиозных юридических лицах» [17], целью данного нормативно-правового акта является предоставление определенной правоспособности религиозным организациям с тем, чтобы обеспечить их , -

клонения, и иным имуществом, а также чтобы они могли осуществлять поддержание и использование такого имущества.

Литература:

1.

№ 2 от 1937 года «О доверительной собственности

В данном нормативно-правовом акте достаточно подробно затрагиваются вопросы использования, регистрации и правовой защиты мест для

отправления культа

, -

, ,

места, принадлежащие религиозным организациям и использующиеся для соответствующих целей таких организаций (отгласно статье 3 Закона Японии № 126 от апреля 1951 года «О религиозных юридических лицах»):

- святилища, часовни, монастырские здания,

резиденции священнослужителей, места прожи-, -

жения, включая пристройки и служебные здания;

- , -

ся вышеуказанные здания и сооружения (вклю-

);

- , -

ведения религиозных церемоний и обрядов (в

,

);

- , -

ные с деятельностью религиозной организации,

- а также иные места и объекты.

Некоторые выводы

По результатам проведенного нами исследования законодательства 13 зарубежных государств мира (Австралия, Азербайджан, Армения, Великобритания, Вьетнам, Греция, Канада, Литва, Македония, Сербия, США, Чехия, Япо-

), . , -

дован, на уровне закона придается высокое значение гарантиям придания, сохранения и охраны статуса имущественных объектов религиозного назначения и гарантиям обеспечения имущественных отношений религиозных организаций.

Природа особой специфики объектов (здания, сооружений, земельных участков) религиозного назначения детерминирована обремененностью этих объектов уникальным для правовых пространств значением как центров притяжения,

схождения в рамках коллективной реализации

, -

териальных пространств, которым верующими атрибутируются особые духовные свойства, что делает эти пространства (внутри и/или в непосредственной близости от объекта, на поверхности земельного участка или над ним) объектами особой чувствительности для религиозных

чувств верующих и, в силу этого, объектами осо-( ) -

стей государства по повышенным правовой защите и правовой охране.

Literature:

1. The law of the Australian capital territory № 2 of 1937 «About a direct trust of the Roman Catholic

Римско-католической церкви» [Roman Catholic Church Property Trust Act of Australian Capital Territory № 2, 1937] // URL: <http:// www. legislation. act.gov.au/a/1937-2/ current/ pdf/ 1937-2.pdf>

2. Закон Азербайджанской Республики от 20 августа 1992 года № 281 «О свободе вероисповедания» [Azarbaycan Respublikasinin Qanunu «Dini etiqad azadligi haqqinda», 20.08.1992] // URL: <http://www.e-qanun.az/framework/7649>

3. Закон Республики Армения от 17 июня 1991

« -

циях» // URL: http://www.parliament.am/ legislation. php?sel= show&ID=2041& lang= arm& enc =utf8>

4. 1 от 1991 года «О поддержании церквей и церковной юрисдикции» [Care of Churches and Ecclesiastical Jurisdiction Measure 1991] // URL: <http://www. legislation.gov.uk/ukcm/1991/1>; URL: <http://www. legislation.gov.uk/ukcm/1991/1/contents>

5. Постановление Постоянного комитета Наци-

21/2004/PL-

UBTVQH11 от 18 июня 2004 года по вопросам веры и религии [Phap lenh so 21/2004/PL-UBTVQH11 cua Uy ban Throng то Quoc hoi: Ve tin ng^ng ton giao] // URL: <http://www. chinhphu.vn/ portal/ page/ portal/ chinhphu/ hethon-gvanban? class_id= 1&mode= detail& document_ id=80644>; URL: <https://luatminhkhue.vn/ en/law/ ordinance- no- 21- 2004-pl-ubtvqh11 -dted-june-18--2004- of- the- standing-committee- of- the- national-assembly-on-beliefs-and-religions.aspx>

6. Закон Греции № 4301/2014 от 2014 года «О правовом статусе религиозных общин и их организаций в Греции и другие положения о компетенции Генерального Секретариата по делам

» [ 4301/2014 «

VO|JIKli<; МОРФП? TWV 0pr|OK£UTIK(jbV К01У0ТГ|ТШУ ксп тшу svtibostibv rouq отцу ЕААаба Kai aAAeq ¿ima^sig армобютг|та<; Гшкг|с; Грсф^ашас; ОрпакЕиратыу Kai AOITTEC; бгатаф^»] // ФЕК. 07.10.2014. URL: <https: //www. taxheaven.gr/l aws/l aw/index/l aw/640#>

7. Закон провинции Онтарио от 1990 года «О земельных участках религиозных организаций» [Religious Organizations' Lands Act, 1990] // URL: < https://www. ontario.ca/l aws/statute/90r23>

8. « доверенном лице (церковной собственности)» [Trustee (Church Property) Act (Chapter 465 of Revised Statutes of British Columbia, 1996)] // URL: <http://www.bclaws.ca/civix/document/id/complete/s tatreg/96465_01>

9. 4

1995 года № I-1057 «О религиозных объединениях» [Lietuvos Respublikos Religiniq Bendruomeniq Ir Bendrijq (statymas, 1995 m. spalio 4 d. № I-1057] // Valstybes zinios. 02.11.1995. № 89-1985. URL: <https://www.e-tar.lt/ portal/ lt/ legalAct/ TAR.B4DBBD7C388A/TAIS_363706>

10. Закон Республики Македония от 2008 года «О правовом статусе церквей, религиозных об-

Church» [Roman Catholic Church Property Trust Act of Australian Capital Territory № 2, 1937] // URL: <http:// www. legislation. act.gov.au/a/1937-2/ current/ pdf/ 1937-2. pdf>

2. The law of the Azerbaijan Republic of August 20, 1992 No. 281 «About religious liberty» [Azarbaycan Respublikasinin Qanunu «Dini etiqad azadl haqqinda», 20.08.1992] // URL: <http://www.e-qanun.az/framework/7649>

3. The law of the Republic of Armenia of June 17, 1991 «About liberty of conscience and the religious organizations» // URL: <http://www.parliament.am/ legislation. php?sel= show&ID=2041& lang= arm& enc =utf8>

4. The act of the General Synod of Church of England № 1 of 1991 «About maintenance of churches and church jurisdiction» [Care of Churches and Ecclesiastical Jurisdiction Measure 1991] // URL: <http://www. legislation.gov.uk/ukcm/1991/1>; URL: http://www. legislation.gov.uk/ukcm/1991/1/contents

5. The resolution of Standing committee of National assembly of Vietnam No. 21/2004/PL-UBTVQH11 of June 18, 2004 concerning belief and religion [Phap lenh s o 21/2004/PL-UBTVQH11 cua Uy ban Th lpo ng v u Quoc hoi: V e tin ng wa ng ton giao] // URL: <http://www. chinhphu.vn/ portal/ page/ portal/ chinhphu/ hethon-gvanban? class_id= 1&mode= detail& document_ id=80644>; URL: <https:// lu-atminhkhue. vn/ en/ law/ ordinance- no- 21- 2004-pl-ubtvqh11 -dted- june- 18-- 2004- of- the- standing-committee- of- the- national- assembly- on- beliefs-and-religions.aspx>

6. The law of Greece No. 4301/2014 of 2014 «About legal status of religious communities and their organizations in Greece and other regulations on competence of the General Secretariat for religion» [N6|joc; No. 4301/2014 «Opyavwori tn? VO|JIKr|^ IJOptpn? TWV 0pr|OK£UTIK(jbV KOIVOTliTWV Kai tujv svtibostibv mug atr|v EAAa5a Kai ahhsg Siaia^eic; ap|jo5ioir|Tac; reviKriq rpa|j|jai£iac; Opr|OK£U|jdTWV Kai AOITTEC; SiaTa^Ei^X»] // 0EK. - 07.10.2014. URL: <https://www.taxheaven.gr/laws/law/index/law/640#>

7. The law of the Province of Ontario of 1990 «About the parcels of land of the religious organiza-tions» [Religious Organizations' Lands Act, 1990] // URL: <https://www.ontario.ca/laws/statute/90r23>

8. The law of the province British Columbia «About the authorized representative (church property)» [Trustee (Church Property) Act (Chapter 465 of Revised Statutes of British Columbia, 1996)] // URL: <http://www.bclaws.ca/civix/document/id/complete/s tatreg/96465_01>

9. The law of the Republic of Lithuania of October 4, 1995 № I-1057 «About religious associations» [Lietuvos Respublikos Religiniy Bendruomeniy Ir Bendrijy | statymas, 1995 m. spalio 4 d. № I-1057] // Valstybys chinios. 02.11.1995. № 89-1985. URL: <https://www.e-tar.lt/ portal/ lt/ legalAct/ TAR. B4DB BD7C388A/TAI S_363706>

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. The law of the Republic of Macedonia of 2008 «About legal status of churches, religious communities

щин и религиозных групп» [Закон за правната положба на црква, верска заедница и религиозна група, 2008] // URL: <http:// www. kovz. gov.mk/ WBStorage/Files/Zakon_za_pravnata_polozba.pdf>

11. Закон Республики Сербия от 2006 года «О церквях и религиозных объединениях» [Zakon o crkvama i verskim zajednicama] // Sluzbeni glasnik RS. 27.04.2006. № 36/2006. URL: <http://demo. par-agraf.rs/ WebParagrafDemo/?actid=28280>; URL: <http://www. paragraf.rs/propisi/zakon_o_crkvama_i_ve rskim_zajednicama.html>

12. Свод законов США [U.S. Code] // URL: <https://www.law.cornell.edu/ uscode/ text>; URL: <https:// www.law.cornell.edu/uscode/text/42/chapter-21C>

13. Пересмотренный свод законов штата Орегон (в редакции от 2015 года) [2015 Oregon Revised Statutes] // URL: <http://www.oregonlaws.org/ oregon_ revised_statutes>; URL: <http://www.oregonlaws.org/ ors/307.140>

14. -лина [North Carolina General Statutes] // URL: <http://www.ncleg.net/gascripts/Statutes/StatutesTO C.pl>; URL: <http://www.ncleg.net/ gascripts/ Statutes/ StatutesT0C.pl?Chapter=0061>

15. Свод законов штата Вирджиния [Code of Virginia] // URL:<http://law.lis.virginia.gov/vacode/>; URL:<http://law.lis.virginia.gov/vacode/title57/chapter2/

16. 3/2002 2002 « религии и статусе церквей и религиозных объединений и о внесении изменений в некоторые законы» [Zakon № 3/2002 o svobode nabozenskeho vyznanl a postaveni clrkvl a nabozenskych spolecnostl a o zmene nekterych zakonu] // URL: http://www.zakonyprolidi.cz/cs/2002-3

17. Закон Японии № 126 от апреля 1951 года «О религиозных юридических лицах» [glföfeAÜ (вд^Г+А^ШЯ Z ШШВ'Г.+тЧ^-) ] // URL: <http://law.e-gov.go.jp/ htmldata/ S26/ S26HO126. html>; URL: <http:// www.japaneselawtranslation.go.jp/ law/detail/?id=2084&vm=04&re=02>

and religious groups» [The law for a pravnat of a polozhb on a tsrkv, the verska of zayedniyets is also religious group, 2008] // URL: <http:// www. kovz. gov.mk/ WBStorage/ Files/ Zakon_ za_ pravnata_ polozba.pdf>

11. The law of the Republic Serbia of 2006 «About churches and religious associations» [Zakon o crkvama i verskim zajednicama] // Sluchbeni glasnik RS. 27.04.2006. № 36/2006. URL: <http://demo. par-agraf.rs/ WebParagrafDemo/?actid=28280>; URL: <http://www.paragraf.rs/propisi/zakon_o_crkvama_i_ve rskim_zajednicama.html>

12. Compiled laws of the USA [U.S. Code] // URL: <https://www.law.cornell.edu/ uscode/ text>; URL: <https:// www.law.cornell.edu/uscode/text/42/chapter-21C>

13. The reviewed compiled laws of the State of Oregon (in edition of 2015) [2015 Oregon Revised Statutes] // URL: <http://www.oregonlaws.org/ oregon_ revised_ statutes>; URL: <http:// www.oregonlaws.org/ ors/ 307.140>

14. Code of general laws of the State of North Carolina [North Carolina General Statutes] // URL: <http://www.ncleg.net/gascripts/Statutes/StatutesTO C.pl>; URL: <http://www.ncleg.net/ gascripts/ Statutes/ StatutesT0C.pl?Chapter=0061>

15. Compiled laws of the State of Virginia [Code of Virginia] // URL:<http://law.lis.virginia.gov/vacode/>; URL:<http://law.lis.virginia.gov/vacode/title57/chapter2

16. The law of the Czech Republic 3/2002 of 2002 «About freedom of religion and the status of churches and religious associations and about introduction of amendments to some laws» [Zakon № 3/2002 o svo-bod e nabozenskeho vyznanl a postaveni clrkvl a nabozenskych spoleKnostl an o zmen e nekterych zakon u] // URL: <http://www.zakonyprolidi.cz/cs/2002-3>

17. The law of Japan № 126 of April, 1951 «About religious legal entities» [

] // URL: <http://law.e-gov.go.jp/ htmldata/ S26/ S26H0126.html>; URL: <http://www.japaneselawtranslation.go.jp/ law/detail/ ?id=2084&vm=04&re=02>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.