Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О СТАТУСЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ РЕЛИГИОЗНОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ОБ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

ЗАРУБЕЖНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О СТАТУСЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ РЕЛИГИОЗНОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ОБ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
73
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО / CIVIL LAW / НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО РЕЛИГИОЗНОГО НАЗНАЧЕНИЯ / REAL ESTATE OBJECTS FOR RELIGIOUS PURPOSES / РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / RELIGIOUS ORGANIZATION / РЕЛИГИЯ / RELIGION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тупикин Роман Владимирович

Статья посвящена исследованию зарубежного опыта правового регулирования статуса имущественных объектов религиозного назначения и имущественных отношений религиозных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign legislation on the status of real estate objects for religious purposes and on property relations of religious organizations

The article investigates the foreign experience of legal regulation of the status of real estate objects for religious purposes and property relations of religious organizations.

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О СТАТУСЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ РЕЛИГИОЗНОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ОБ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

ЗАРУБЕЖНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О СТАТУСЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ РЕЛИГИОЗНОГО

НАЗНАЧЕНИЯ И ОБ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ТУПИКИН Роман Владимирович,

старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин филиала НОУ ВПО «Московский институт государственного управления и права» в Смоленской области, юрист. E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: Статья посвящена исследованию зарубежного опыта правового регулирования статуса имущественных объектов религиозного назначения и имущественных отношений религиозных организаций.

Abstract: The article investigates the foreign experience of legal regulation of the status of real estate objects for religious purposes and property relations of religious organizations.

Ключевые слова: Гоажданское право, недвижимое имущество религиозного назначения, религиозная организация, религия.

Keywords: Civil law, real estate objects for religious purposes, religious organization, religion.

Вопрос о месте и значении имущественных отношений в общем объеме отношений религиозных организаций с государством, с прочими третьими лицами, а также с верующими гражданами, в общем объеме религиозных отношений является одним из наиболее сложных в сфере реализации свободы вероисповедания и государственно-конфессиональных отношений. В рамках гражданско-правовой науки этот комплекс вопросов не получил надлежащего исследования и осмысления.

Значительный интерес в рамках заявленной темы представляет анализ положений зарубежных нормативных правовых актов (прежде всего - законов), референтных исследуемой теме.

Настоящая глава посвящена исследованию текстов зарубежных нормативных правовых актов об имущественных отношениях между государством и религиозными организациями, имущественных правах религиозных организаций и имущественных отношениях в религиозных организациях - в части имущественных объектов религиозного назначения, а также о статусе некоторых имущественных объектов религиозного назначения.

Требование достаточной референтности выборки государств, опыт которых был исследо-

ван (должен был быть исследован) в референтной области, было выполнено посредством отработки выборки по 21 зарубежному государству мира (Австрия, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Дания, Израиль, Испания, Латвия, Мексика, Перу, Польша, Португалия, Румыния, Словения, Словакия, Финляндия, Франция, Хорватия, Чили, Швейцария, Эстония).

Такой объём выборки государств (опыт которых исследовался) и такой объём выборки исследованных нормативных правовых актов обеспечили объективность производимого научного исследования и релевантность полученных по его итогам научных результатов.

Представленный ссылочный материал позволяет верифицировать действительную применённость заявляемой научной методологии, исключительный авторский вклад автора в производство данной работы, юридическую корректность и адекватность авторских переводов приводимых извлечений из исследуемых референтных заявленной теме исследования актов.

Австрия

В рассмотренном в рамках настоящего исследования законодательстве Австрии об отношениях государства и религиозных организаций весьма поверхностно затрагиваются вопросы, связанные с осуществлением имуществен-

ных отношений между указанными объектами, а также с установлением соответствующих прав религиозных организаций.

Приведем два найденных примера такого рода положений законодательства.

Во-первых, отметим, что ч. 2 § 11 Федерального закона Австрии от 09.01.1998 (в ред. от 2013 г.) «О правосубъектности религиозных конфессий[1] содержит в себе требования к религиозным организациям относительно использования своих активов и сформулирована следующим образом: «Доходы и имущество (религиозных организаций) могут использоваться только для религиозных целей, в которые также входить общественно полезные и благотворительные цели».

Во-вторых, согласно § 20 Федерального закона Австрии от 06.07.1961 (в ред. от 2009 г.) «О внешних правоотношениях с Евангелической церковью»[2], государство ежегодно предоставляет Евангелической церкви определенные финансовые дотации.

Болгария

Законодательством Болгарии в рассматриваемой сфере указанные вопросы регулируются достаточно подробно.

Статья 21 Закона Болгарии от 20.12.2002 (в ред. от 13.10.2015) «О религиозных объединениях»[3] устанавливает следующее:

«1. Религиозные объединения и их подразделения, которые приобрели статус юридического лица в соответствии с настоящим Законом, имеют право на владение имуществом.

2. Имущество религиозного объединения может включать в себя право собственности и ограниченные вещные права на недвижимое имущество, доходы от управления имуществом, в том числе, арендную плату, прибыль или дивиденды от участия в торговых компаниях или объединения с торговыми компаниями, право собственности на движимое имущество, в том числе, на ценные книги, права в соответствии с Законом об авторском праве и смежных правах, доходы от государственных субсидий, пожертвований, наследства и другие.

3. Государство и муниципалитеты вправе предоставлять на безвозмездной основе религиозным организациям и их местным подразде-

лениям право пользованию государственной или муниципальной собственностью, а также предоставлять им поддержку в виде субсидий из государственного или муниципального бюджета».

В соответствии со ст. 22 Закона Болгарии от 20.12.2002 (в ред. от 13.10.2015) «О религиозных объединениях», особенности и правила распоряжения религиозными организациями своим имуществом устанавливаются непосредственно уставами таких организаций.

Кроме того, статьей 23 Закона Болгарии от 20.12.2002 (в ред. от 13.10.2015) «О религиозных объединениях» предусматривается следующее:

«1. Зарегистрированные религиозные объединения вправе для обеспечения своих нужд производить и продавать предметы, связанные с их деятельностью, направленной на проведение богослужений, ритуалов и религиозных обрядов.

2. Деятельность, предусмотренная ч. 1, не является коммерческой по смыслу Закона о торговле.

3. Молитвенные дома, храмы, монастыри, предметы и лица, связанные с проведением богослужений, не могут быть использованы в рекламных целях ... без выраженного согласия религиозной организации».

Как это устанавливает ст. 24 Закона Болгарии от 20.12.2002 (в ред. от 13.10.2015) «О религиозных объединениях», зарегистрированные религиозные объединения вправе владеть кладбищами и поддерживать их за счет собственных средств.

Босния и Герцеговина

Статья 10 Закона Боснии и Герцеговины «О свободе вероисповедания и статусе церквей и религиозных общин Боснии и Герцеговины»[4] устанавливает следующее:

«Церкви и религиозные объединения

вправе:

1. Создавать учреждения, предприятия и организации; приобретать, распоряжаться и управлять имуществом, а также осуществлять другие виды деятельности на основании решений их органов и членов в соответствии с законодательством.

2. Осуществлять производство, закупку, импорт и экспорт религиозной литературы, пе-

чатных и аудиовизуальных материалов или предметов и других средств электронной информации, которые используются в религиозной деятельности, в соответствии с законодательством. ...».

Согласно ст. 12 Закона Боснии и Герцеговины «О свободе вероисповедания и статусе церквей и религиозных общин Боснии и Герцеговины»,

«1. Церкви и религиозные объединения вправе приобретать имущество в соответствии с законодательством.

2. Церкви и религиозные объединения владеют собственным имуществом и имущественным правами, которыми они вправе свободно распоряжаться и управлять.

3. Церкви и религиозные объединения имеют право на реституцию отчужденного имущества на всей территории Боснии и Герцеговины, без дискриминации, в соответствии с законодательством».

Венгрия

Согласно ч. 2 ст. 22 Закона Венгрии от 2011 г. (в ред. от 2015 г.) «О праве на свободу совести и религии и о правовом статусе церквей, конфессий и религиозных об-щин»[5], не рассматривается в качестве экономической или предпринимательской деятельности, в частности, следующая деятельность церковного юридического лица:

- производство, продажа и распространение необходимых для осуществления религиозной деятельности религиозных объектов;

- использование церковного имущества;

- содержание кладбищ.

Дания

Согласно § 5 Закона Дании от 24.06.2013 (в ред. от 25.03.2014) «Об управлении и функционировании Национальной церкви»[6], церковные здания могут использоваться для иных целей, отличных от целей проведения церковных богослужений и религиозных обрядов с согласия компетентного церковного органа (церковного совета).

При этом, в соответствии с ч. 2 § 24 Закона Дании от 24.06.2013 (в ред. от 25.03.2014) «Об управлении и функционировании Национальной церкви», данные положения применяются также и к церквям, распо-

лагающимся в больницах и других объектах, а также часовням, расположенным в жилых домах, находящихся в частной собственности.

Израиль

Статья 1 Закона Израиля от 22.06.1967 «Об охране святых мест»[7] предусматривает, что священные места должны быть защищены от осквернения, а также что доступ к ним представителей соответствующих религий не может быть ограничен.

Испания

В Органическом законе Испании № 7/1980 от 05.07.1980 «О религиозной свобо-де»[8] содержится лишь достаточно абстрактная формулировка относительно возможности создания мест, необходимых для отправления культа, которая, тем не менее, представляет интерес в рамках настоящего исследования.

Так, п. 2 ст. 2 Органического закона Испании № 7/1980 от 05.07.1980 «О религиозной свободе» предусматривает, что свобода религии и вероисповедания включает в себя, в том числе, право церквей, конфессий и религиозных общин создавать места проведения богослужений или собраний в религиозных целях.

Латвия

Статья 16 Закона Латвии от 07.09.1995 (в ред. от 30.01.2014) «О религиозных организациях»^] устанавливает следующее:

«1. Религиозные организации вправе иметь движимое и недвижимое имущество. Право распоряжаться недвижимым имуществом принадлежит только органам управления религиозной организации, если уставом (конституцией, регламентом) не предусмотрено иное.

2. Если в Латвийской Республике зарегистрирована религиозная организация, духовный центр которой располагается в иностранном государстве, такой организации не может принадлежать недвижимое имущество, а также имущество, имеющее статус памятника культуры.

3. Религиозные организации обеспечивают сохранение церковных зданий, предметов искусства и других объектов, которые признаются в качестве памятников культуры, в соответствии с требованиями Закона «Об охране памятников культуры».

Мексика

Законодательством Мексики в рассмат-

риваемой сфере вопросы, связанные с имущественным статусом объектов недвижимости религиозного назначения урегулированы достаточно подробно. В частности, представляют интерес положения, согласно которым имущество таких организаций может использоваться исключительно в религиозных целях и сопряженных с ними.

Согласно п. VI ст. 9 Закона Мексики от 13.07.1992 «О религиозных объединениях и богослужениях»[10], религиозные объединения вправе в соответствии с положениями данного нормативно-правового акта использовать имущество, представляющее собой национальное достояние, исключительно в религиозных целях.

Статья 16 Закона Мексики от 13.07.1992 «О религиозных объединениях и богослужениях» устанавливает следующее. Религиозные объединения, учрежденные в соответствии с настоящим законом, вправе иметь собственное имущество для достижения своих целей. Такое имущество, состоящее из всех активов, которые на каких-либо основаниях приобретены, находятся во владении или управляются, используется исключительно и непреложно для выполнения цели и целей (религиозного объединения)... Религиозные объединения и служители культа не вправе владеть или управлять, самостоятельно или через посредника, концессиями на эксплуатацию радиостанций, телевидения или иного вида телекоммуникации, а также приобретать, владеть или управлять любыми средствами массовой информации. Исключением из данного запрета являются печатные издания религиозного характера. При ликвидации религиозные объединения вправе передавать свое имущество. другим религиозным объединениям. В случае, если ликвидация производится в результате введения какой-либо из санкций, предусмотренной ст. 32 настоящего закона, имущество ликвидируемого религиозного объединения переходит в пользу государства. Право собственности на национальное достояние, находившееся во владении религиозного объединения, возвращаются государству в полном объеме.

Согласно ст. 17 Закона Мексики от 13.07.1992 «О религиозных объединениях и богослужениях», соответствующий орган госу

дарственной власти принимает решения относительно неизменности предназначения недвижимого имущества, которое каким-либо образом намеревается приобрести религиозное объединение. Для этой цели он издает решение о законности, в том числе, в следующих случаях:

- в случае, касающемся какого-либо недвижимого имущества;

- в случае наследования имущества религиозным объединением;

- в случаях, когда речь идет о недвижимом имуществе, собственниками или доверительными собственниками которого являются учреждения социальной поддержки, образовательные учреждения и учреждения здравоохранения, в структуру, управление или функционирование которых вовлечены религиозные объединения, сами по себе или в объединении с другими лицами.

В соответствии со ст. 20 Закона Мексики от 13.07.1992 «О религиозных объединениях и богослужениях», устанавливается обязанность религиозных объединений назначать и регистрировать в министерствах внутренних дел и культуры Мексики своих представителей, ответственных за храмы и имущество, состоящее из археологических, художественных и исторических памятников, являющихся достоянием всей нации. При этом на религиозных объединениях также лежит обязанность по сохранению целостности, защите и восстановлению такого имущества на условиях, предусмотренных законодательством.

Кроме того, ст. 20 Закона Мексики от 13.07.1992 «О религиозных объединениях и богослужениях» предусматривает, что имущество, являющееся национальным достоянием, и которым владеют религиозные организации, является объектом регулирования также ряда других нормативно-правовых актов Мексики, включая федеральное законодательство в области охраны археологических, художественных и исторических памятников и мест, а также иное.

Перу

Статья 10 Закона Перу № 29635 от 16.12.2010 «О религиозной свободе»[11]

«Имущество религиозных организаций» устанавливает следующее:

«Имущество религиозных организаций

состоит из приобретаемых в соответствии с законодательством активов.

Кроме того, из исторического, художественного или культурного наследия, которое было создано, приобретено или находится в законном владении, в порядке и с гарантиями, установленными законодательством. В любом случае, уважается первостепенное предназначение такого имущества быть использованным для отправления священного культа.

Государство через свои компетентные государственные учреждения вправе осуществлять техническое и/или экономическое сотрудничество в целях поддержания и сохранения исторического, художественного и культурного наследия религиозных организаций».

Как это устанавливает ст. 12 Закона Перу № 29635 от 16.12.2010 «О религиозной свободе», в случае роспуска религиозной организации в соответствии с ее внутренним актом или в соответствии с законодательством, высший орган управления такой организации принимает решение о том, что его имущество переходит другой организации с аналогичными целями деятельности.

Кроме того, согласно ст. 11 Закона Перу № 29635 от 16.12.2010 «О религиозной свободе», религиозным организациям предоставляются дотации и существующие налоговые льготы, если они соответствуют требованиям национального законодательства.

Статья 11 Декрета Перу № 006-2016-JUS - Регламент к Закону Перу № 29635 от 16.12.2010 «О религиозной свободе»[12] устанавливает, что «религиозные организации способны и свободны приобретать и распоряжаться имуществом, а также получать пожертвования, внутренние и внешние, в соответствии с тем, как это предусмотрено их уставами и действующим законодательством».

Польша

Законодательством Польши, гарантирующим свободу совести и вероисповедания, урегулированы следующие некоторые аспекты имущественных отношений государства и религиозных организаций.

Согласно ст. 17 Закона Польши от 17.05.1989 (в ред. от 01.07.2011) «О гарантиях свободы совести и вероисповедания»[13],

государство осуществляет взаимодействие с церквями и другими религиозными организациями в области защиты, сохранения, совместного использования и популяризации памятников культуры, искусства и религиозной литературы, которые являются неотъемлемой частью культурного наследия.

Часть 1 ст. 19а Закона Польши от 17.05.1989 (в ред. от 01.07.2011) «О гарантиях свободы совести и вероисповедания» устанавливает следующее:

« Церкви и другие религиозные организации вправе владеть, управлять, создавать и расширять кладбища».

Часть 1 ст. 38Ь Закона Польши от 17.05.1989 (в ред. от 01.07.2011) «О гарантиях свободы совести и вероисповедания»

сформулирована следующим образом:

«Предметом ... процедур может быть также безвозмездная передача в собственность недвижимого имущества или его части, которое находилось в собственности религиозных организаций, функционировавших до 1945 г. на Возвращенных территориях, в целях восстановления их религиозной, образовательной и просветительской деятельности, их благотворительных и образовательно-воспитательных учреждений».

Кроме того, согласно ст. 13 Закона Польши от 17.05.1989 (в ред. от 01.07.2011) «О гарантиях свободы совести и вероисповедания», религиозные организации освобождаются от налогообложения или наделяются налоговыми льготами в определенных случаях. Португалия

Статья 29 Закона Португалии № 16/2001 от 22.06.2001 (в ред. от 31.12.2012) «О религиозной свободе»[14] устанавливает:

«Использование в религиозных целях зданий, предназначенных для других целей

1. При наличии согласия собственника или большинства собственников кондоминиума..., использование в религиозных целях здания или его частей, предназначенных для других целей, не может становиться предметом возражений или наложения санкций со стороны органов государственной власти или местного самоуправления, если нет иной подходящей альтернативы для достижения этих же целей.».

Согласно ст. 30 Закона Португалии

№ 16/2001 от 22.06.2001 (в ред. от 31.12.2012) «О религиозной свободе» «Религиозное имущество»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«1. Храмы, здания, пристройки или объекты, предназначенные для отправления культа, не могут быть снесены или использованы для других целей посредством экспроприации для общественных нужд или реквизиции в случае срочной общественной необходимости без предварительного согласования с соответствующей церковью или религиозной общиной, за исключением ситуаций, когда является необходимым снос конструкции, угрожающей обвалом или представляющей опасность для здоровья населения.

2. В случаях экспроприации, реквизиции или сноса, указанных в предыдущем пункте, в случаях, когда это является возможным, предварительно заслушивается соответствующая церковь или религиозная община. Они также имеют право на то, чтобы быть предварительно заслушанными при принятии решений о выполнении работ, необходимых для устранения условий, угрожающих здоровью, устойчивости зданий, создающих риски возникновения пожара, а также на то, чтобы определить религиозное имущество в качестве культурной ценности.».

Румыния

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Закона Румынии № 489/2006 от 08.01.2007 «О свободе вероисповедания и общем режиме религиозных объединений»[15], признанные религиозные объединения и их подразделения обладают правом приобретения в собственность, а также правом управления недвижимым и движимым имуществом. При этом, ч. 2 указанной статьи данного нормативно-правового акта, сакральные объекты, используемые непосредственно для отправления культа, могут отчуждаться лишь на определенных условиях.

Часть 1 ст. 29 Закона Румынии № 489/2006 от 08.01.2007 «О свободе вероисповедания и общем режиме религиозных объединений» закрепляет исключительное право религиозных объединений на производство и продажу предметов, необходимых для осуществления религиозной деятельности.

Представляет также существенный интерес положение следующей статьи указанного

нормативно-правового акта, гарантирующее защиту религиозной принадлежности кладбищ, поддерживаемых местными религиозными объединениями.

Согласно ст. 28 Закона Румынии № 489/2006 от 08.01.2007 «О свободе вероисповедания и общем режиме религиозных объединений», местные подразделения религиозных объединений вправе поддерживать собственные кладбища, конфессиональная идентичность которых охраняется румынским законодательством. При этом, однако, на таких кладбищах может осуществляться с соблюдением соответствующих обрядов захоронение умершего населения в случае отсутствия в населенных пунктах муниципальных кладбищ.

Словения

Часть 1 ст. 26 «Свобода строительства и эксплуатации объектов и зданий для религиозных целей» Закона Словении от 12.02.2007 «О свободе вероисповедания»[16] устанавливает следующее: «церкви и другие религиозные организации имеют право строить и поддерживать помещения и здания, предназначенные для проведения богослужений, других религиозных обрядов и собраний, а также имеют право на свободный доступ к ним».

В соответствии с ч. 2 ст. 26 Закона Словении от 12.02.2007 «О свободе вероисповедания», при планировании новых городских районов по взаимной договоренности между органами публичной власти с религиозными организациями могут быть учтены соответствующие потребности таких религиозных организаций.

Статья 29 Закона Словении от 12.02.2007 «О свободе вероисповедания»

предусматривает возможность оказания государством некоторой материальной поддержки религиозным организациям в силу их общественной полезности.

Словакия

Рассмотренный Закон Словакии № 308/1991 от 04.07.1991 (в ред. от 2016 г.) «О свободе религии и о статусе церквей и религиозных обществ»[17] лишь кратко закрепляет право религиозных организаций на владение имуществом.

Согласно п. «д» ч. 1 § 6 Закона Словакии № 308/1991 от 04.07.1991 (в ред. от 2016 г.)

«О свободе религии и о статусе церквей и религиозных обществ», церкви и религиозные организации вправе владеть движимым и недвижимым имуществом и иметь иные имущественные и неимущественные права.

Финляндия

Согласно §1 гл. 7 Закона Финляндии от 26.11.1993 № 1054 (в ред. от 30.12.2015) «О Евангелическо-лютеранской церкви»[18],

церковь осуществляет управление своим имуществом и финансами в соответствии с законодательством и собственными документами. При этом финские евангелическо-лютеранские церковные общины также вправе осуществлять управление своими делами и имуществом.

В соответствии с § 2 и 4 гл. 14 Закона Финляндии от 26.11.1993 № 1054 (в ред. от 30.12.2015) «О Евангелическо-лютеранской церкви», церковный совет утверждает решения, касающиеся, в частности, следующего:

- строительство или приобретение новой церкви или кладбищенской часовни;

- изменение или снос церковного здания;

- продажа или обмен недвижимого церковного имущества.

§ 5 гл. 14 Закона Финляндии от 26.11.1993 № 1054 (в ред. от 30.12.2015) «О Евангелическо-лютеранской церкви» устанавливает основы обеспечения защиты церковных зданий, являющихся частью культурного наследия. Так, например, предусматривается необходимость обеспечения защиты церковных зданий, построенных до 1917 г. При этом такой режим распространяется не только на сами здания, но и его интерьер, картины, произведения искусства, в нем находящиеся, а также соответствующие земельные участки.

Франция

Согласно ст. 4 Закона Франции от 09.12.1905 (в ред. от 23.07.2015) «О разделении церквей и государства»[19], в течение одного года с момента вступления в силу данного нормативно-правового акта, движимое и недвижимое имущество ряда государственных религиозных учреждений, со всеми расходами и обязательствами, с ними связанными, должно было быть передано законными представителями таких учреждений новым созданным религиозным объединениям. При этом то имущество, которое

было предоставлено им государством, при определенных обстоятельствах должно было быть возвращено обратно государству.

Хорватия

Согласно ч. 1 ст. 10 Закона Хорватии «О правовом статусе религиозных об-щин»[20], религиозные объединения вправе свободно проводить свои религиозные обряды в их собственных или арендованных зданиях или помещениях в соответствии с положениями, касающимися организации мероприятий, предполагающих привлечение большого количества посетителей.

Статьей 12 Закона Хорватии «О правовом статусе религиозных общин» гарантируется неприкосновенность зданий и помещений, предназначенных для отправления религиозных обрядов, за исключением определенных ситуаций, предусмотренных законодательством.

Чили

Согласно п. «а» ст. 7 Закона Чили от 14.10.1999 № 19.638 «О юридическом устройстве церквей и религиозных организаций»[21],

в рамках реализации права на свободу вероисповедания и отправления культа, религиозные организации вправе, в том числе, свободно проводить свои богослужения, осуществлять поклонение, проводить религиозные собрания, а также создавать и содержать места для этих целей.

В соответствии со ст. 14 Закона Чили от 14.10.1999 № 19.638 «О юридическом устройстве церквей и религиозных организаций», приобретение, реализация и управление имуществом, необходимым для деятельности религиозных организаций, регулируются общими положениями законодательства.

Швейцария

В Швейцарии на кантональном уровне рассматриваемые в рамках настоящего исследования вопросы, связанные с имущественными отношениями между государством и религиозными организациями, а также с определением статуса соответствующих имущественных объектов урегулированы не так подробно. В основном, в законодательстве швейцарских кантонов содержатся положения, затрагивающие возможность финансирования государством религиозных организаций, а также предоставления им налоговых льгот.

Приведем некоторые примеры.

Статья 12 Закона кантона Во (Швейцария) от 09.01.2007 «О признании религиозных общин и об отношениях между государством и религиозными общинами признанного публичного интереса»[22] предусматривает возможность предоставления религиозным общинам со стороны государства определенную финансовую помощь в определенных случаях.

Закон кантона Во (Швейцария) от 09.01.2007 «Об отношениях между государством и признаваемыми публичным правом церквами»[23] также устанавливает особенности предоставления финансовой поддержки религиозных организаций от органов публичной власти.

Закон кантона Во (Швейцария) от 09.01.2007 «О иудаистском сообществе Лозанны и кантона Во»[24] предусматривает возможности предоставления некоторых налоговых льгот соответствующей религиозной организации.

Закон кантона Фрибур (Швейцария) от 03.10.1990 (в ред. от 08.01.2008) «О признании иудаистского сообщества кантона Фри-бур»[25] также предусматривает возможности предоставления некоторых налоговых льгот соответствующей религиозной организации.

Часть 1 ст. 22 Закона кантона Фрибур (Швейцария) от 26.09.1990 «Об отношениях между Церквами и государством»[26] предусматривает следующее:

«1. Государство и муниципальные образования вправе предоставлять признанным церквям финансовую поддержку:

a) на осуществление ими социальной и благотворительной деятельности, а также выполнение их задач в сфере образования;

b) на строительство и расширение зданий, предназначенных преимущественно не для религиозных целей;

c) на осуществление пастырской деятельности в государственных и муниципальных учреждениях;

ф в иных случаях, предусмотренных законодательством, включая деятельность по области защиты культурных ценностей».

Согласно ч. 1 ст. 16 Закона кантона Вале (Швейцария) от 13.11.1991 «Об отношени-

ях между церковью и государством в кантоне Вале»[27], некоторые расходы, которые церкви несут во время выполнения своих церковных задач, которые также являются общественно полезными, могут быть возмещены кантоном.

Согласно ч. 2 § 39 Закона кантона Тур-гау (Швейцария) от 01.07.1968 (в ред. от 01.12.1993) «Об организации католической кантональной церкви»[28], приобретение и отчуждение недвижимого имущества приходами или фондами, которые берут на себя приходские обязанности, требует утверждения со стороны соответствующего церковного совета.

Согласно ч. 2 ст. 19 Закона кантона Ти-чино (Швейцария) от 16.12.2002 «О католической церкви»[29], священное имущество (в которое входят здания, предназначенные для целей отправления культа, священные предметы, облачения и т.д.), находится под контролем ор-динариев. При этом такое имущество не может быть уничтожено, конфисковано, отчуждено, заложено или предназначено для использования в других целях без их согласия.

Эстония

Согласно ч. 2 § 25 Закона Эстонии от 12.02.2002 (в ред. от 31.12.2008) «О церквях и религиозных общинах»[30], религиозные объединения вправе взимать плату за отправление религиозных обрядов, организовывать сбор пожертвований на конкретные цели, принимать пожертвования и имущество и получать доходы от своих активов.

В соответствии с ч. 3 § 25 Закона Эстонии от 12.02.2002 (в ред. от 31.12.2008) «О церквях и религиозных общинах», использование имущества религиозного объединения, относящегося к культурным религиозным объектам, регулируется, в том числе, законодательством Эстонии об охране памятников культуры.

Некоторые выводы

По результатам проведенного нами исследования законодательства 21 зарубежного государства мира (Австрия, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Дания, Израиль, Испания, Латвия, Мексика, Перу, Польша, Португалия, Румыния, Словения, Словакия, Финляндия, Франция, Хорватия, Чили, Швейцария, Эстония), были сделаны выводы о придании на уровне закона весьма высокого значения гарантиям придания,

сохранения и охраны статуса имущественных объектов религиозного назначения и гарантиям обеспечения имущественных отношений религиозных организаций должного модуса, связанного с обеспечением свободы вероисповедания, культовой деятельности религиозных организаций (как одной из ключевых форм их деятельности), гарантиям надлежащего учета потребнос-

Библиография:

тей и интересов соответствующих религиозных организаций при применении некоторых мер к объектам недвижимости религиозного назначения (например, при принятии решений о национализации или экспроприации такого имущества, а также при применении законодательства об охране культурных или исторических памятников, кладбищ).

1. Федеральный закон Австрии от 09.01.1998 «О правосубъектности религиозных конфессий» [Bundesgesetz über die Rechtspersönlichkeit von religiösen Bekenntnisgemeinschaften] // Bundesgesetzblatt für die Republik Österreich. 9. Jänner 1998. Teil I. S. 485-487. В ред. от 2013 г. -<https://www.ris.bka.gv.at/GeltendeFassung.wxe?Abfrage=Bundesnormen&Gesetzesnummer=10010098>; <http://www.legirel.cnrs.fr/spip.php?article101&lang=fr>.

2. Федеральный закон Австрии от 06.07.1961 (в ред. от 2009 г.) «О внешних правоотношениях с Евангелической церковью» [Bundesgesetz vom 6. Juli 1961 über äußere Rechtsverhältnisse der Evangelischen Kirche] // Bundesgesetzblatt für die Republik Österreich. 19. Juli 1961. № 48. S. 957-961. <https://www.ris.bka.gv.at/GeltendeFassung.wxe?Abfrage=Bundesnormen&Gesetzesnummer=10009255>.

3. Закон Болгарии от 20.12.2002 (в ред. от 13.10.2015) «О религиозных объединениях» [Закон за вероизпо-веданията] // <http://lex.bg/laws/ldoc/2135462355>.

4. Закон Боснии и Герцеговины «О свободе вероисповедания и статусе церквей и религиозных общин Боснии и Герцеговины» [Zakon o slobodi vjere i pravnom polozaju crkava i vjerskih zajednica u Bosni i Hercegovini] // <http://www.mpr.gov.ba/biblioteka/zakoni/bs/ZAK0N%20o%20slobodi%20vjere.pdf>.

5. Закон Венгрии от 2011 г. (в ред. от 2015 г.) «О праве на свободу совести и религии и о правовом статусе церквей, конфессий и религиозных общин» [2011. évi CCVI. tórvény a lelkiismereti és vallásszabadság jogáról, valamint az egyházak, vallásfelekezetek és vallási k0z0sségek jogállásáról] // <http://net.jogtar.hu/jr/gen/hjegy_doc.cgi?docid=A1100206.TV>; <http://www.parlament.hu/irom40/07409/07409.pdf>.

6. Закон Дании от 24.06.2013 (в ред. от 25.03.2014) «Об управлении и функционировании Национальной церкви» [Bekendtg0relse af lov om bestyrelse og brug af folkekirkens kirker m.m. / Lovbekendtg0relse № 796 af 24. juni 2013] // LBK. 29.03.2014. № 330. (в ред. от 25.03.2014 (Med de ^ndringer, der f0lger af § 1 i lov № 269 af 25. marts 2014) - <https://www.retsinformation.dk/Forms/R0710.aspx?id=162459>; <https://www.retsinformation.dk/pdfPrint.aspx?id=162459>.

7. Закон Израиля от 22.06.1967 «Об охране святых мест» [inp птпшп Vy nmipnn о'шпрп, эшл"г 1967] // <https://www.nevo.co.il/law_html/Law01/P224K1_001.htm>.

8. Органический закон Испании № 7/1980 от 05.07.1980 «О религиозной свободе» [Ley Orgánica № 7/1980, de 5 de julio de 1980, de Libertad Religiosa] // Boletín Oficial del Estado. 24.07.1980. № 177. <http://www.boe.es/buscar/act.php?id=B0E-A-1980-15955>.

9. Закон Латвии от 07.09.1995 (в ред. от 30.01.2014) «О религиозных организациях» [Religisko organizäciju likums, 1995.gada 7. septembri] // <http://likumi.lv/doc.php?id=36874>.

10. Закон Мексики от 13.07.1992 «О религиозных объединениях и богослужениях» [Ley de asociaciones religiosas y culto público de 13.07.1992] // Diario Oficial de la Federación. 15.07.1992. <http://www.diputados.gob.mx/LeyesBiblio/pdf/24_171215.pdf>.

11. Закон Перу № 29635 от 16.12.2010 «О религиозной свободе» [Ley del Perú № 29635 de 16.12.2010 de libertad religiosa]// <http://www.educacionenred.pe/noticia/?portada=3829>.

12. Высочайший Декрет № 006-2016-JUS - Регламент к Закону Перу № 29635 от 16.12.2010 «О религиозной свободе» [Decreto Supremo № 006-2016-JUS - Aprueban el Reglamento de la Ley № 29635, Ley de Libertad Religiosa] // <http://busquedas.elperuano.com.pe/normaslegales/aprueban-el-reglamento-de-la-ley-no-29635-ley-de-libertad-r-decreto-supremo-n-006-2016-jus-1406040-3/>.

13. Закон Польши от 17.05.1989 «О гарантиях свободы совести и вероисповедания» [Ustawa z dnia 17 maja 1989 r. o gwarancjach wolnosci sumienia i wyznania] // Dz.U. 1989. № 29. Poz. 155. В ред. от 01.07.2011 -<http://isap.sejm.gov.pl/Download?id=WDU19890290155&type=3>; http://prawo.legeo.pl/prawo/ustawa-z-dnia-17-maja-1989-r-o-gwarancjach-wolnosci-sumienia-i-wyznania/; <http://isap.sejm.gov.pl/DetailsServlet?id=WDU19890290155>.

14. Закон Португалии № 16/2001 от 22.06.2001 (в ред. от 31.12.2012) «О религиозной свободе» [Lei № 16/2001, de 22 de Junho de 2001 - Lei da Liberdade Religiosa (alteragöes - Lei № 66-B/2012, de 31.12.2012)] // <http://www.pgdlisboa.pt/leis/lei_mostra_articulado.php?nid=806&tabela=leis>.

15. Закон Румынии № 489/2006 от 08.01.2007 «О свободе вероисповедания и общем режиме религиозных объединений» [Legea № 489/2006 privind libertatea religioasa si regimul general al cultelor] // Monitorul Oficial. Partea I. 08.01.2007. № 11. <http://www.dreptonline.ro/legislatie/lege_libertate_religioasa_regimul_cultelor.php>.

16. Закон Словении от 12.02.2007 «О свободе вероисповедания» [Zakon Republike Slovenije o verski svobodi] // Uradni list RS, st. 14/2007 z dne 16. 2. 2007. <http://www.uradni-list.si/1/content?id=78332>.

17. Закон Словакии № 308/1991 от 04.07.1991 (в ред. от 2016 г.) «О свободе религии и о статусе церквей и религиозных обществ» [Predpis с. 308/1991 Zb. Zakon o slobode nabozenskej viery a postaveni cirkvi a nabozenskych spolocnosti] // <http://www.zakonypreludi.sk/zz/1991-308>.

18. Закон Финляндии от 26.11.1993 № 1054 (в ред. от 30.12.2015) «О Евангелическо-лютеранской церкви» [Kirkkolaki 26.11.1993/1054] // <http://www.finlex.fi/fi/laki/ajantasa/1993/19931054#O1 >.

19. Закон Франции от 09.12.1905 (в ред. от 23.07.2015) «О разделении церквей и государства» [Loi du 9 décembre 1905 concernant la séparation des Eglises et de l'Etat] // <https://www.legifrance.gouv.fr>.

20. Закон Хорватии «О правовом статусе религиозных общин» [Zakon o pravnom polozaju vjerskih zajednica] // <http://www.zakon.hr/z/284/Zakon-o-pravnom-polo0%C50/oBEaju-vjerskih-zajednica>

21. Закон Чили от 14.10.1999 № 19.638 «О юридическом устройстве церквей и религиозных организаций» [Ley № 19638 establece normas sobre la constitucion juridica de las iglesias y organizaciones religiosas de 14.10.1999] // <http://www.leychile.cl/Navegar?idNorma=145268>.

22. Закон кантона Во от 09.01.2007 «О признании религиозных общин и об отношениях между государством и религиозными общинами признанного публичного интереса» [Loi du Canton de Vaud sur la reconnaissance des communautés religieuses et sur les relations entre l'Etat et les communautés religieuses reconnues d'intérêt public du 9 janvier 2007 (Etat au 01.01.2011)] // <http://www.rsv.vd.ch/rsvsite/rsv_site/doc.fo.pdf?docId=5546&docType=LOI&Pcurrent_version=2&PetatDoc=vi gueur&page_format=A4_3&isRSV=true&isSJL=true&outformat=pdf&isModifiante=false&with_link=false>.

23. Закон кантона Во от 09.01.2007 «Об отношениях между государством и признаваемыми публичным правом церквами» [Loi du Canton de Vaud sur les relations entre l'Etat et les Eglises reconnues de droit public du 9 janvier 2007 (Etat au 01.05.2010)] // <http://www.rsv.vd.ch/rsvsite/rsv_site/doc.fo.pdf?docId=5421&docType=LOI&Pcurrent_version=1&PetatDoc=vi gueur&page_format=A4_3&isRSV=true&isSJL=true&outformat=pdf&isModifiante=false&with_link=false>.

24. Закон кантона Во от 09.01.2007 «О иудаистском сообществе Лозанны и кантона Во» [Loi du Canton de Vaud sur la Communauté israélite de Lausanne et du Canton de Vaud du 9 janvier 2007] // <http://www.lexfind.ch/dtah/98224/3/doc.fo.html%3FdocId%3D5472%26Pcurrent_version%3D1%26PetatDoc% 3Dvigueur%26docType%3Dloi%26page_format%3DA4_3%26isRSV%3Dtrue%26isSJL%3Dtrue%26outformat %3Dhtml%26isModifiante%3Dfalse%26with_link%3Dtrue.html>.

25. Закон кантона Фрибур от 03.10.1990 (в ред. от 08.01.2008) «О признании иудаистского сообщества кантона Фрибур» [Loi du canton de Fribourg du 3 octobre 1990 portant reconnaissance de la Communauté israélite du canton de Fribourg (Etat au 08.01.2008)] // <https://www.fr.ch/publ/files/pdf12/2006_loi_1990_communaute_israelite_f.pdf>; <http://bdlf.fr.ch/frontend/versions/186?locale=fr>.

26. Закон кантона Фрибур от 26.09.1990 «Об отношениях между Церквами и государством» [Gesetz des Kantons Freiburg vom 26. September 1990 über die Beziehungen zwischen den Kirchen und dem Staat] // <http://www.lexfind.ch/dta/5291/2/>.

27. Закон кантона Вале от 13.11.1991 «Об отношениях между церковью и государством в кантоне Вале» [Gesetz des Kantons Wallis über das Verhältnis zwischen Kirchen und Staat im Kanton Wallis vom 13. November 1991] // <http://www.lexfind.ch/dta/16000/2/>.

28. Закон кантона Тургау от 01.07.1968 (в ред. от 01.12.1993) «Об организации католической кантональной церкви» [Gesetz des Kantons Thurgau über die Organisation der Katholischen Landeskirche des Kantons Thurgau vom 1. Juli 1968 (Stand 1. Dezember 1993)] // <http://www.lexfind.ch/dta/13934/2/188.21.pdf>.

29. Закон кантона Тичино от 16.12.2002 «О католической церкви» [Legge nel Cantone Ticino sulla Chiesa catto-lica del 16 dicembre 2002] // <http://www3.ti.ch/CAN/RLeggi/public/raccolta-leggi/legge/numero/2.3.1.1>; <http://www3.ti.ch/CAN/RLeggi/public/index.php/raccolta-leggi/pdf/idLegge/1320>.

30. Закон Эстонии от 12.02.2002 (в ред. от 31.12.2008) «О церквях и религиозных общинах» [Kirikute ja kogu-duste seadus (Vastu vöetud 12.02.2002)] // RT I. 2002. № 24. В ред. от 31.12.2008 -<https://www.riigiteataja.ee/akt/12769838>.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.