КОНЪЮНКТУРА И ИССЛЕДОВАНИЯ ^^^В 41
^■ РЕМШ1ШМ ян варь-февраль 2004
Юлия КОЛИПОВА, «Ремедиум»
Зарубежная фармдистрибьюция:
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Фармацевтическая дистрибьюция на Западе развивается по пути глобализации бизнеса, внедрения инновационных технологий, сокращения издержек, диверсификации, расширения спектра сервисных услуг. Дистрибьюторские компании строят партнерские отношения со всеми субъектами фармацевтического рынка, тем самым пытаясь повысить свое влияние на основные его тенденции. Руководители европейских и американских оптовых фармкомпаний декларируют аналогичные способы развития, поэтому можно сделать вывод о сближении европейской и американской моделей дис-трибьюции, хотя основные различия, отмеченные в журнале «Ремедиум» №12 за 2003 г., сохраняются в связи с разной спецификой рынков. Так, например, компания Alliance UniChem, работающая в Европе, имеет 212 складов, а McKesson (США) — только 31, что связано с ориентацией компании на меньшую частоту поставок. Однако структура услуг и модели деятельности этих компаний, выбранных в качестве примера, весьма похожи.
Так, Alliance UniChem обеспечивает высокую частоту поставок, поскольку существуют тысячи препаратов, которые выписывают врачи, многие из них весьма дороги. Для средней аптеки ни физически, ни материально практически невозможно поддерживать запас больший, чем маленькая партия лекарств, которые она может реализовать. Обеспечение высокого уровня сервиса, с точной, надежной и своевременной поставкой, означает, что фармацевт может эффективно использовать склад Alliance UniChem как свой, но расположенный вне аптеки.
Это позволяет фармацевту предлагать своим клиентам широкий ассортимент лекарственных средств без обездвиживания своих финансовых ресурсов в складских запасах. Поставки осуществляются надежно, последовательно, по графику. Обработка заказа проводится быстро, с учетом времени погрузки и разгрузки. Уровень сервиса проверяет ся ежечасно во всех оптовых отделениях и регулярно инспектируется в роз ничных точках компании. Это также лимитирует количество контролируемых лекарств, способствуя безопасности общества в целом.
✓
По словам Такааки Мутсатани (президент Toho Phapmaceuticals, Япония) и Стефано Пессина (президент Alliance UniChem, Европа) — председателя и ви-цепредседаля Международной ассоциации фармацевтических оптовиков (IFPW), в 2002 г. продолжился рост международной фармацевтической дистри-бьюции. Консолидация и диверсификация бизнеса развиваются в глобальном масштабе.
Одним из проявлений этих общих тенденций является организационное объединение крупнейших фармопто-виков и создание ими собственной ассоциации.
Миссия Международной ассоциации фармацевтических оптовиков (IFPW, 1980 г.) — помочь ее членам в улучшении стандартов здравоохранения для людей всего мира посредством использования лекарств, при помощи продвижения надлежащей дистрибьюторской практики и услуг.
Члены IFPW разделены на 5 категорий: Ассоциации — национальные организации фармдистрибьюторов (11 членов);
Оптовик/Дистрибьютор — индивидуальные фармкомпании (38 членов); Производитель — поставщик фармпро-дукции и других продуктов, реализуе-
кстати...
ALLIANCE UNICHEM — ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ ИГРОК
Компания стремится расширить свой бизнес на основных Европейских рынках. Через дочерние компании и партнеров Alliance UniChem управляет оптовыми бизнесами в 10 странах, обеспечивая необходимым сервисом более чем половину фармацевтов территории. В 2002 г. товарооборот Alliance UniChem достиг 12,78 млрд. евро. Сеть Alliance UniChem обслуживает более 81 000 аптек, больниц и других учреждений здравоохранения. Компания имеет 212 складов. Ее сотрудниками являются более 30 000 человек. Компания применяет современные логистические технологии, e-бизнес и соответствующие технологические инструменты, а также инновационные устройства для ведения бизнеса. Alliance UniChem стремится быть лидером в секторе здравоохранения, фокусируясь на дис-трибьюции продукции медицинского характера, информа-
ции и услугах. Основные дочерние компании и партнеры компании представлены на рисунке, а также — в Греции (Lavipharm), Италии (Alleanza Salute Italia), Швейцарии (Galenica Holding), Турции (Hedef Alliance).
Структура компании Alliance UniChem
IÍ
Alliance UniChem
Оптовая торговля
Великобрита- Италия
ния UniChem AUeanza Salute
Чехия Alliance Франция
UniChem CZ Alliance Sante
Нидерланды Португалия Alliance
InterPharm UniChem PT
Норвегия Испания Safa
Holtung Galenicia
i
Розничная торговля
Великобритания Moss Pharmacy
Нидерланды De Vier Vijzels
Норвегия AU Norge
Италия AURI Italia
рисунок
42
ЗАРУБЕЖНАЯ ФАРМДИСТРИБЬЮЦИЯ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
2004 январь-февраль PfMEDUUM
кстати...
В фармацевтической дистрибьюции США работают три доминирующих и практически равных по силам компании: Cardinal Health, McKensson и AmeriSourceBergen, вместе контролирующих 90% оптовых поставок. 10 лидирующих европейских дистрибьюторов: лидирующие пан-европейские дистрибьюторы (работающие в более чем 10 европейских странах) — Alliance Uni-Chem (Великобритания), Celesio (Германия), PHOENIX (Германия); лидирующие европейские и национальные дистрибьюторы — Anzag (Германия), ŒRP Rouen (Франция), Galenica (Швейцария), Noweda (Германия), OPG (Дания), Sanacorp (Германия), United Drug (Ирландия). Компании приведены в алфавитном порядке.
мых фармдистрибьюторами (5 членов — растущая категория); Международная группа — организация, состоящая из ассоциаций или дистрибьюторов из разных стран (1 член);
Сервисная организация — компании, обеспечивающие услуги, продукты для дистрибьюторов для их внутреннего использования (4 члена). В настоящее время в IFPW представлены 25 стран: Аргентина, Австралия, Ав-
таблица 1
Финансовое состояние (тор-3) фармацевтических
оптовых компаний в 2002 г. в Европе, Японии и США
Показатели Всего Европа Япония США
Объем продаж, млрд. долл. 204,5 47,1 28,4 129,0
Взвешенный годовой рост, % 13,6 8,4 8,0 16,7
Количество сотрудников, чел. 177700 68800 22400 86500
Источник: IFPW
стрия, Бельгия, Бразилия, Китай, Коста Рика, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Ирландия, Италия, Япония, Мексика, Норвегия, Перу, ЮАР, Южная Корея, Швеция, Швейцария, Турция, Великобритания, США, Венесуэла. На большинстве рынков мира оптовые каналы фармацевтической дистрибь-юции достигли значительной рыночной доли — от 50% до 98%. Общий объем продаж лидирующих фармацевтических оптовиков в США, Европе и Японии составил 204,5 млрд. долл. (табл. 1). Компании стремятся быть лучшими во всех аспектах финансового менеджмента, достигая выдающихся достижений в управлении стоимостью.
Оптовый сектор мирового фармрынка показывает тенденцию к консолидации, которая позволяет привлекать финансовые ресурсы и менее затратно
✓
управлять фармацевтической товаропроводящей сетью. Приток денежных средств позволяет разрабатывать и внедрять новые инновационные виды сервиса, которые в свою очередь повышают эффективность системы здравоохранения. Так, один из крупнейших американских фармдистрибьюторов McKesson диверсифицирует и поставщиков, и клиентов.
McKesson поддерживает развитие разнообразных видов малого бизнеса, некоммерческих организаций и предприятий, работающих на льготных условиях. Посредством субконтрактной программы McKesson поощряет и облегчает коммерческие возможности малых предприятий. С 1994 г. компания осуществляет менторскую программу, которая обеспечивает экстраординарную поддержку и руководство бизнесом ее протеже.
Герман ИНОЗЕМЦЕВ, MBA, к.э.н., AIM, CIM, зам. ген. директора, директор по маркетингу ЗАО «Верофарм»
МОДЕЛЬ ДИСТРИБЬЮЦИИ США
Ещё в 1979 г. в США насчитывалось более 355 фармдистрибь-юторов, обслуживающих аптеки, больницы и другие организации здравоохранения. Однако постепенно процесс слияний и поглощений привел систему дистрибьюции в Америке к тому, что дистрибьюция оказалась разделена на два больших сектора: «первичный рынок» — это три «кита», закупающих ЛС только у производителей, и «вторичный рынок» — это примерно 7000 мелких оптовиков, контролирующих 10% рынка, а также занимающихся активной покупкой\продажей (спекуляцией) ЛС, находящихся в краткосрочном дефиците. Кстати, именно «вторичный рынок» обвиняют в том, что эти компании являются «слабым звеном» отрасли, через которое на рынок США попадают поддельные лекарства, «серый» импорт, а
также дешёвый реэкспорт. Дабы исправить ситуацию, многие крупные производители США подписывают соглашения с дистрибьюторами первой тройки, а также с другими солидными дистрибьюторами о том, что они обязуются покупать препараты этих производителей только на «первичном рынке», т.е. не пользоваться услугами спекулятивных игроков.
АРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИ ДИСТРИБЬЮЦИИ США
Если рассматривать ситуацию с дистрибьюцией через призму «5-ти угроз» Портера, то можно отметить, что крупные фармацевтические производители доминировали на рынке США до наступления 90-х годов. В те времена дистрибьюторы значительно уступали по финансовой мощи производителям. Однако уже к середине 90-х, в результате укрупнения, многие дистрибьюторы стали реальной силой на рынке, с которой производителям приходится считаться и по сей день. Само существование многих мелких или узкоспециализированных производителей полностью или частично зависят от воли «большой тройки» дистрибьюторов США. Индустрия продемонстрировала интересный парадокс: укруп-
нение фармпроизводителей косвенно повлекло за собой укрупнение дистрибьюторов, что в свою очередь косвенно подтолкнуло следующую волну слияний и поглощений среди фармпроизводителей, которую мы наблюдали в последнее время. Одной из характерных особенностей системы дистрибьюции США является распределение «вклада» различных звеньев цепочки доставки препарата до конечного потребителя в цене лекарства. По данным журнала Pharmaceutical Executive, в каждом долларе, уплаченном конечным потребителем за лекарство, 23 цента чистой прибыли уходило аптеке, 74 цента получал производитель и только 3 цента доставалось дистрибьютору. Однако эти данные отражают ситуацию 1998 г., а также не учитывают скидки, которые производители предоставляли в виде обратных выплат страховым компаниям и госорганизациям медицинского обеспечения США. Вообще, одним из главных отличий в системы здравоохранения США является тот факт, что абсолютное большинство рецептурных препаратов оплачиваются не конечным потребителем, а страховыми компаниями при большой роли частично или полностью государственных компаний, обеспечивающих здоровье нации (НМО, MedicAid и т.п.). Поэтому роль дистрибьюторов,
РЕМШииМ январь-февраль 2004
Программа диверсификации также поддерживает клиентов компании, осуществляющих небольшие дифференцированные закупки. Таким компаниям предоставляются специальные условия, дающие им возможность участвовать в национальном фарм-бизнесе.
Дистрибьюторы работают в тесном сотрудничестве с мультинациональными и национальными производителями брэндированных и генерических препаратов; биотехнологических, как рецептурных, так и безрецептурных, а также медицинских изделий, гигиенических и косметических средств. Например, McKesson сотрудничает с более чем 3000 фармпроизводителями и медико-хирургическими разработчиками. Дистрибьюторские компании постоянно наращивают партнерство с розничными аптечными предприятиями, международными, национальными и региональными аптечными сетями, госпиталями, клиниками, менеджерами по сокращению издержек на лечение (pharmacy benefit manager), компаниями по почтовым заказам, если это разрешено, офисами врачей и службами по длительному уходу. Современное состояние сегмента дистрибьюции достигнуто посредст-
по сравнению с Россией, в значительной мере смещена в сторону логистики, т.е. складирования, быстрой доставки и эффективного распределения среди покупателей (более мелких дистрибьюторов, лечебных учреждений и аптечных сетей).
ДИСТРИБЬЮЦИЯ В РОССИИ
В России же на сегодняшний день складывается парадоксальная ситуация, когда при значительно меньших размерах (для сравнения: крупнейший российский дистрибьютор имеет годовой оборот в 30 раз меньше своего американского коллеги, т.е. около 1 млрд. долл. против 30 млрд. долл.), российские дистрибьюторы имеют гораздо большее значение и для всего фармрынка, и для фармацевтической индустрии. На мой взгляд, такая ситуация вызвана двумя факторами: 1) относительно малый размер и вес производителей (российские — слишком малы, а западные представлены некрупными представительствами): оборот и у тех и у других составляет максимум 50—70 млн. долл. в год; 2) практическое устранение роли страховых компаний и государственных организаций (представляющих как добровольное, так и обязательное медицин- >
таблица 2| IFPW рейтинг фармдистрибьюторов (тор 20), 2002 г.
№ Компания Объем продаж, млрд. долл. Страна
1 Cardinal Health 46,00 США
2 McKesson 41,10 США
3 AmeriSourceBergen Corp. 34,00 США
4 Gehe AG (Celesio) 15,10 Германия
5 Phoenix Pharmahandel 10,10 Германия
6 Kuraya-Sanseido 9,67 Япония
7 Alliance UniChem 9,24 Великобритания
8 Suzuken 7,51 Япония
9 Toho Phapmaceuticals 3,33 Япония
10 Fukujin 3,33 Япония
11 D&K Healthcare 2,78 США
12 Mayne 2,73 Австралия
13 Sanacorp 2,08 Германия
14 Ohmori Yakuhin 1,82 Япония
15 Zuellig Pharma 1,80 Гонк Конг
16 Galenica 1,36 Швейцария
17 API 1,01 Австралия
18 United Drug 0,97 Ирландия
19 HedefGroup (дочерняя компания Alliance UniChem) 0,93 Турция
20 Walsh Distribution 0,60 США
Источник: IFPW
вом высококачественного сервиса, профессионализма и инноваций. Дистрибьюторы предоставляют для производителей контрактное производство, упаковку, маркетинг и поддержку продаж, а также логистические услуги. Представляют производителей на слаборазвитых и маленьких рынках. Поддерживают производителей в сохранении и развитии рыночных позиций, просвещении пациентов об их продуктах и продвижении в аптеках и ЛПУ. В работе используются программы сертификации ISO 9002 и реализация системы Six-Sigma.
Стремится работать в партнерстве со всеми ведущими фармацевтическими компаниями и Alliance UniChem. Это партнерство имеет две стороны. Во-первых, компания физически распространяет продукцию фармацевтических производителей, во-вторых, предлагает им доступ и данные об участках товаропроводящей цепи, которые обычно закрыты для них. Alliance UniChem поддерживает стабильность и развитие рыночных позиций партнеров, обучает потребителей, использующих их продукцию, и обеспечивает своевременной и детальной информацией о рынках.
✓
Для партнеров — дистрибьюторов аптек предоставляются услуги по фармацевтическому менеджменту, автоматизации, информационные технологии, мерчендайзинговые и маркетинговые услуги, бизнес-решения, управление запасами, финансовая поддержка, программы по информированию пациентов и по установлению соответствия фармакотерапии.
Более 25 000 аптек, аптечных сетей и учреждений здравоохранения используют услуги McKesson по менеджменту, с целью повысить качество, безопасность и эффективность своей работы до максимально возможного уровня. Фармацевты могут сосредоточиться на заботе о своих клиентах, так как все их рутинные функции возложены на постоянного партнера-дистрибьютора.
Услуги McKesson для аптек включают: « фармацевтическую дистрибьюцию и оптимизацию складских запасов; + услуги по управлению аптекой, чтобы укомплектовать и управлять собственной аптекой;
4 услуги по переупаковке фармацевтических препаратов для розничной торговли;
« системы управления на основе технологии, включающие:
« электронные системы ввода заказа со сканирующего карманного компьютера, который отслеживает и повторно заказывает препараты и поставки;
+ системы администрирования аптеки, которые упрощают действия и соединяют розничные аптеки с организациями плательщика; « автоматизированную робототехнику и устройства для сканирования, которые распределяют и отслеживают штрих-коды препаратов; « автоматизированные кабинеты специального назначения для хранения, распределения и отслеживания часто используемых препаратов. На некоторых фармрынках дистрибьюторские компании управляют аптеками и аптечными сетями, так, Alliance UniChem управляет третьей по величине розничной сетью аптек в Европе, с более чем 1050 точек в 5 странах. Большинство аптек находится в Великобритании, где Группа приобретала в 1992 г. Moss Pharmacy Group, а также в Нидерландах, Италии, Норвегии и Швейцарии. Во многих странах Европы собственность на аптеки ограничена, делая невозможным для компаний создавать аптечные сети. В тех странах, где это возможно и экономически
► ское страхование) в процессе оплаты расходов на медпрепа-раты (за исключением незначительных декретированных групп населения). Сравнение и некоторое противопоставление производителей и дистрибьюторов здесь вовсе не подразумевает борьбу противоположностей, скорее и те и другие участвуют в общем процессе — улучшения ситуации по обеспечению страны медицинскими средствами. Процесс усиления одного из звеньев должен приводить к усилению остальных. И с той, и с другой стороны большие шансы на выживание у тех компаний, которые могут предложить более значимый портфель препаратов (или за счёт широты ассортимента, или за счёт важности, востребованности и уникальности предлагаемого портфеля препаратов).
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ДИСТРИБЬЮЦИИ
По сравнению с наиболее развитым фармацевтическим рынком (на сегодняшний момент это рынок США): ♦ российским производителям и их коллегам из представительств иностранных компаний необходимо усилить свою позицию в переговорах с дистрибьюторами путём значи-
тельного улучшения работы по построению и продвижению брэндов (как корпоративных, так и индивидуальных), а также по выпуску новых уникальных препаратов; ♦ дистрибьюторам также есть поле для деятельности — улучшение планирования спроса (особенно в удалённых филиалах, где нередко отмечается дефектура или наоборот затоваривание); ♦ особенно важна активизация работы страховых компаний, обеспечивающих ОМС, и соответствующих государственных органов, которые в интересах граждан нашей страны должны проводить целенаправленную политику по более широкому использованию лекарств и снижению расходов населения и государства, связанных с приобретением медицинских препаратов (в пересчёте на разовую дозу).
Сергей ЖЛУДОВ, генеральный директор компании «Росмедкомплект»
«Ввиду того, что рынок как в Европе, так и в США сосредоточен в основном в руках 3-х крупных дистрибьюторов, то они диктуют клиентам свои условия. Торговля лекарствами по
целесообразно, компания стремится формировать сети, основанные на предложении высококачественного сервиса и консультаций сообществу. Основное внимание в услугах аптеки и привлечении пациентов уделяется профессиональным советам, что приносит высокий уровень лояльности клиента и повторные обращения в аптеки компании. Также выбирается оптимальное месторасположение торговых точек для обслуживания пациентов. Alliance UniChem непрерывно работает для улучшения уровня профессионального сервиса аптек. В больницах ведущие фармдистрибью-торы развивают и реализуют передовые технологии, упаковку для снижения расходов на лечение и усовершенствование управления фармакотерапией в стационаре.
Более 50 000 учреждений здравоохранения и офисов врачей используют услуги McKesson, чтобы повысить безопасность, качество и эффективность их действий и обеспечить высокое качество обслуживания своим пациентам. Также используется дистрибью-ция, соурсинг и логистика, чтобы обеспечить учреждения здравоохранения поставками медико-хирургических изделий под брэндированной и
торговой маркой McKesson, оборудованием и соответствующим сервисом. McKesson развивает применение информационных технологий в здравоохранении, создает программное обеспечение и сервисные решения, которые помогают учреждениям здравоохранения лучше работать и обслуживать пациентов. Услуги McKesson учреждениям здравоохранения включают: « решение проблемы безопасности лечения при помощи инновационной системы «полностью замкнутого круга» — комбинация информационной технологии с автоматизацией и сканирующими системами, снижающая возможность ошибок в каждой стадии процесса лечения;
+ клинический менеджмент для улучшения результатов лечения для пациента и уменьшения затрат, увеличивая безопасность лечения, обеспечивая клиническую поддержку назначений и снижая нестабильность результата; Ф управление доходом предприятия, включая управление контрактами, электронную обработку заказов и производительность предприятия; Ф управление ресурсами для оптимизации использования рабочей силы, поставок, оборудования и средств об-
РШШ1ШМ январь-февраль 2004
служивания — экономя время, деньги и повышая опыт;
♦ необходимое клиническое программное обеспечение для больниц, которое поддерживает пациентоори-ентированное лечение. Наиболее актуальными вопросами, обсуждаемыми в IFPW, являются: развитие логистики и технологии, в частности, применение электронного товарного кода (EPC) и радиочастотной идентификации (RFID); формирование объединенного с международной ассоциацией, представляющей фармацевтов (FIP) и производителей (IFPMA); формирование формальных отношений с ВОЗ.
Роль фармдистрибьюторов в настоящее время состоит в формировании среды, позволяющей развивать и предлагать современные услуги, предоставлять финансовую и коммерческую поддержку фармацевтам, способствовать укреплению здоровья населения.
Так, за 170 лет работы McKesson стала мультинациональной компанией, специализирующейся на менеджменте поставок и информационных технологиях. Успех компании, которая изначально была оптовым дистрибьютором ЛС, основан на развитии сервиса
своей сути на Западе практически ничем не отличается от любой другой торговли, и фармацевтическая дистрибьюция проходит по схеме: «купил — продал». В России же ситуация другая. Дистрибьюторов больше не на один порядок, поэтому из-за острой конкуренции их деятельность строится на потребностях клиентов. Если рассматривать госпитальный сегмент, то за рубежом его обслуживают те же компании, что и поставляют лекарства в аптеки. У нас же с больницами работают специализированные компании, сотрудники которых не только в курсе современных методов продаж, но и профессионалы в фармацевтике. Кроме того, консультации врачей в сфере фармакоэкономики, содействие в оптимальном формировании ассортимента лечебных учреждений, индивидуальный подход к каждому клиенту — все это по силам только узкоспециализированной компании. Поэтому развитие в России нишевых дистрибьюторов сегодня вполне понятно. Говоря о дистрибьюции в целом, думаю, что российские дистрибьюторы не позволят себе снизить уровень дополнительного сервиса. Уровень предлагаемых ими услуг останется либо на прежнем уровне, либо будет год от года становиться все шире в зависимости от роста конкуренции».
Максим ЯКУШКИН, руководитель юридического отдела компании «СИА Интернейшнл»
«Конечно, мы и Европа или США находимся в разных ситуациях: законодательство за рубежом не меняется так часто, работают схемы добровольного медицинского страхования. Преимущества же зарубежных коллег скоре, технические: там больше автоматизации. Хотя в США поставки обеспечиваются в течение 48 часов, а, например, «СИА» делает это за 24 часа. Пробиться же там на фармрынок и наладить бизнес дистрибьюторским компаниям невероятно сложно, и в этом плане «западники» нам завидуют в той же степени, в какой мы мечтаем об их стабильности. Кстати, в отличие от, скажем, американских дистрибьюторов, главным «козырем» российских все-таки является ориентированность на клиента. Многие отечественные дистрибьюторы совершенствуют свою работу. То есть расширяют спектр предлагаемых услуг в зависимости от меняющихся потребностей клиентов, плюс ко всему участвуют и в формировании этих потребностей. У нас взаимодействие поставщика и аптеки - это непрерывный диалог; а не просто сбыт товаров. Думаю, что в обозримом будущем такой подход вряд ли изменится».
46
ЗАРУБЕЖНАЯ ФАРМДИСТРИБЬЮЦИЯ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
2004 январь-февраль PfMEDUUM
и инновациях. «McKesson изменил традиционную роль оптового торговца — объясняет Джон Хаммергрен, президент McKesson, — до истинного партнера, активно занятого в развитии методов удовлетворения запросов со стороны фармрынка». Дистрибьютор занимает посредническую позицию между аптеками и производителями, поэтому вынужден постоянно адаптироваться к изменениям рынка. Необходимо развивать совместные подходы к улучшению менеджмента товаропроводящей сети внутри фармацевтической отрасли. Система менеджмента товаропроводящей сети — это интеграция продуктовых и информационных потоков, их оптимизация и синхронизация. Сложная среда, в которой функционирует фармацевтическая отрасль, формируется: оптовиками, производителями, аптеками/фармацевтами, потребителями/пациентами, плательщиками/ поставщиками, правительствами и инвесторами.
С целью оптимизации бизнес-процессов ведущие дистрибьюторы в последние годы прилагают максимум усилий для налаживания сотрудничества со структурами, осуществляющими платежи и поставки лекарств. Это должно способствовать бесперебойности товарных и финансовых потоков. Сейчас более 600 организаций-плательщиков используют услуги McKesson, чтобы помочь им получить лучшее лечение пациентов, эффективно управляя затратами. Эти предприятия включают страховщиков, Ассоциации медицинских учреждений (HMO — Health Maintenance Organization) и предпринимателей, которые представляют более 100 млн. пациентов с их потребностью в услугах здравоохранения, усложняющимися год от года.
McKesson обеспечивает: « программы по управлению хроническими заболеваниями; 4 специальную дистрибьюцию фармацевтической продукции для пациен-
тов, которые нуждаются в необычных и очень дорогих препаратах; + консультирование медсестры и услуги по обучению пациентов, которые помогают им получать большую пользу от необходимого препарата и терапии; « интеллектуальные (гуманитарные) бизнес-решения, позволяющие интегрировать клиническое и финансовое видение предоставления лечения, чтобы оценивать и улучшать план работы; + клинические критерии уместности и программное обеспечение технологического процесса управления лечением, поддерживающие более высокие результаты участника и улучшенное управление эффективностью лечения. Таким образом, по мнению Международной ассоциации фармацевтических оптовиков, необходимо выработать понимание, что будущее — в интеграции участников фармрынка, соответствующая работа уже ведется ведущими компаниями-дистрибьюторами.
Ф