Научная статья на тему 'Зарубежная экспансия российского бизнеса'

Зарубежная экспансия российского бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
309
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарубежная экспансия российского бизнеса»

Б. А.Хейфец

ЗАРУБЕЖНАЯ ЭКСПАНСИЯ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА

Хейфец Борис Аронович - доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института экономики РАН.

Рост вывоза прямых иностранных инвестиций (ПИИ) российскими компаниями

Новой тенденцией в развитии российского бизнеса становится усиливающаяся интеграция с мировой экономикой. Одним из ярких проявлений этой тенденции является его постоянно расширяющаяся зарубежная экспансия.

Можно выделить ряд этапов в вывозе капитала из России. Вывоз капитала начался еще во времена существования СССР, усилившись в конце 1980-х годов. Однако наиболее серьезные масштабы он приобрел в 1990-е годы.

По оценке А. Булатова, уже к середине 1990-х годов с учетом нелегальных инвестиций в рамках «бегства» капитала объем накопленных прямых инвестиций российского происхождения за границей составлял до 2030 млрд. долл. Правда, многочисленные офшорные компании с российским капиталом, число которых достигало нескольких десятков тысяч, нацелены не столько на владение, пользование и распоряжение прямыми инвестициями, сколько на проведение внешнеторговых операций с последующим инвестированием получаемого дохода в недвижимость, счета и депозиты, иностранные ценные бумаги.1. На начало 2000-х годов А. Булатов оценивал средства на зарубежных счетах и депозитах в размере примерно 100 млрд. долл., вложения в недвижимость - около 50 млрд., капитал в предпринимательской форме и прежде всего в виде портфельных инвестиций - в 100 млрд., в то время как

1. Булатов А. С. Вывоз капитала из России и концепция его урегулирования. М.: Московский общественный научный фонд, 1997.

прямые инвестиции - в несколько десятков млрд. долл..2 Последняя оценка близка данным Банка России.

Есть и более масштабные оценки бегства капиталов. По данным Минфина России, чистый отток капитала из России за 1986-1995 гг. составил 265285 млрд. долл. С учетом оттока капитала в последующие годы (142,3 млрд. долл.) за время реформ из России было вывезено 407,3-427,3 млрд. долл. А согласно расчетам экспертов Ассоциации российских банков, сумма переведенных за рубеж капиталов только в 90-х годах определялась в диапазоне 800 млрд— трлн. долл.

Одна из последних оценок принадлежит М.А. Халдину. По его данным, в 1990-2004 гг. из России за рубеж вывезено свыше 400 млрд. долл., а с учетом капитала, вывезенного во времена СССР, общий объем утечки капитала составляет более чем 500 млрд. долл. Из 400 млрд. долл. капиталов российского происхождения порядка 50 млрд. уже потрачено на потребление владельцев этого капитала за границей; еще 50 млрд. долл. вложено в недвижимость за рубежом, и примерно такая же сумма израсходована на приобретение ценных бумаг в зарубежных странах; еще 50 млрд. долл. вернулись в российскую экономику, но уже в статусе классических иностранных инвестиций. Соответственно за пределами России на счетах офшорных и обычных компаний российских резидентов, на счетах в зарубежных банках, в страховых и трастовых компаниях, возможных фондах, на счетах иностранных партнеров и просто в кубышках сейчас могут находиться примерно 200 млрд. долл. несвязанного летучего российского капитала.3. С данными оценками в основном корреспондируют (с учетом реального времени) и опубликованные Банком международных расчетов (БМР) данные об общей сумме денежных средств, размещенных российскими резидентами в иностранных банках, которая достигла летом 2006 г. 220 млрд. долл. Как замечают эксперты БМР, эта сумма постоянно растет. Еще в конце 2005 г. она чуть превышала 150 млрд. долл. Почти половина этих средств поступила в Лондон.4.

В 2000-е годы начинается новый этап вывоза капитала, отмеченный резким увеличением ПИИ российских компаний. По данным Банка России, характеризующим международную инвестиционную позицию, на 1 января 2006 г. накопленные прямые инвестиции российских резидентов за рубежом составили 138,9 млрд. долл., что почти в семь раз превышает аналогичный по-

2. Булатов А. С. Создание и функционирование компаний с российским капиталом за рубежом. М.: МГИМО (У), 2002. — С. 8.

3. Халдин М.А. Россия в офшорном бизнесе. М.: Международные отношения, 2005. — С. 92, 121.

4. www.bis.org (BIS Quarterly Review. December 2006).

казатель на начало 2001 г. Только за 2005 г. они возросли на рекордные 31,6 млрд. долл. (см. табл. 1).

Таблица 1

НАКОПЛЕННЫЕ ЗА ГРАНИЦЕЙ ПРЯМЫЕ И ПОРТФЕЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ РОССИЙСКИХ РЕЗИДЕНТОВ, НА НАЧАЛО ГОДА, МЛРД. ДОЛЛ.

2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.

Прямые иностранные инвестиции, всего 20,1 44,2 62,3 90,9 107,3 138,9

Страны дальнего зарубежья 18,6 42,2 60,0 87,8 102,9 133,6

Страны СНГ 1,5 2,0 2,3 3,1 4,3 5,3

Участие в капитале и реинвестированные доходы 18,4 42,2 58,4 86,5 100,4 131,2

Страны дальнего зарубежья 16,9 40,2 56,1 83,5 96,2 126,1

Страны СНГ 1,5 2,0 2,3 3,0 4,2 5,1

Прочий капитал 1,7 2,0 3,9 4,3 6,9 7,6

Страны дальнего зарубежья 1,7 2,0 3,9 4,2 6,7 7,4

Страны СНГ 0,0 0,0 0,1 0,1 0,2 0,2

Портфельные инвестиции, всего 1,3 1,3 2,5 4,4 8,4 17,8

Страны дальнего зарубежья 1,0 0,9 2,2 4,2 8,2 17,8

Страны СНГ 0,3 0,4 0,3 0,2 0,2 0,0

Источник: www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/print.asp?file=iip_cis.htm.

Приведенные в табл. 1 цифры на порядок выше официальных показателей вывоза ПИИ середины 90-х годов, хотя и не вполне сопоставимы с ними. Так, по данным Банка России, с 1993 г. по март 1996 г. российским компаниям было выдано 165 лицензий на осуществление валютных операций по прямым и портфельным инвестициям за рубежом. Общий объем разрешенных инвестиций за этот период составил 810 млн. долл., причем большая часть зарубежных капиталовложений - 720 млн. долл. - пришлась на 15 лицензий, выданных российским финансово-промышленным группам, таким, как «ЛУКОЙЛ» (128 млн. долл.), «Газпром» (108 млн. долл.), «Сургутнефтегаз» (87 млн. долл.). По 75% всех выданных лицензий разрешалось инвестирование средств в размере менее 100 тыс. долл..

В результате увеличения официального вывоза капитала, особенно в 2004-2005 гг., уменьшилась роль нелегального оттока капитала, объем которо-

5. ИТАР-ТАСС. 1996. 5 сентября.

го, однако, остается значительным. Об этом можно судить по динамике статьи «ошибки и пропуски» в платежном балансе, которая традиционно считается показателем, отражающим сальдо неучтенного движения капитала (см. табл. 2).

Таблица 2

ЗНАЧЕНИЕ НЕЛЕГАЛЬНОГО ВЫВОЗА КАПИТАЛА В ОБЩЕМ ОТТОКЕ КАПИТАЛА ИЗ РОССИИ, ПО ДАННЫМ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА, МЛРД. ДОЛЛ.

Годы Ошибки и пропуски. Официальный вывоз капитала частным сектором Общий отток капитала Доля 1 в 3, %

1994 0,0 16,6 16,6 -

1995 9,1 9,4 18,5 49,2

1996 7,7 28,4 36,1 21,3

1997 8,8 31,1 39,9 22,1

1998 9,8 14,5 24,3 40,3

1999 8,6 13,5 22,1 38,9

2000 9,2 19,0 28,2 32,6

2001 10,0 11,4 21,4 46,7

2002 6,5 19,6 26,1 24,9

2003 9,7 25,6 35,3 27,5

2004 6,3 40,6 46,9 13,4

2005 11,9 61,5 73,4 16,2

Источник: www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/print.asp?file=capital.htm.

По суммарному вывозу ПИИ Россия, по оценкам экспертов ЮНКТАД (120 млрд. долл.), сопоставимых с оценками ЦБ, вышла в 2005 г. на третье место среди развивающихся стран и стран с переходной экономикой (в 2000 г. она была 12-й) после китайского Гонконга (470 млрд. долл.) и британских Вирджинских островов (123 млрд. долл.), а если учесть, что часть инвестиций из офшорных территорий, таких как Вирджинские острова, являются капиталом российского происхождения - фактически на второе (см. табл. 3).

Иными словами, финансовые ресурсы, наряду с природными и интеллектуальными, становятся важным источником экономического роста России.

Намного меньше активы в виде портфельных инвестиций, но важно подчеркнуть, что в 2003-2005 гг. они ежегодно удваивались.

Таблица 3

15 ВЕДУЩИХ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН И СТРАН С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ ПО СУММАРНОМУ ОБЪЕМУ ВЫВЕЗЕННЫХ ПИИ, 2005 г., МЛРД. ДОЛЛ.

Место Страна Накопленные вывезенные ПИИ Накопленные ввезенные ПИИ Отношение 1 к 2

1. Гонконг, Китай 470 533 0,88

2. Британские Вирджинские

острова 123 67 1,84

3. Российская Федерация 120 132 0,91

4. Сингапур 111 187 0,59

5. Китайская провинция Тайвань 97 42 2,31

6. Бразилия 72 201 0,36

7. Китай 46 318 0,14

8. Малайзия 44 48 0,92

9. Южная Африка 39 74 0,53

10. Республика Корея 36 63 0,57

11. Каймановы острова 34 44 0,77

12. Мексика 28 210 0,13

13. Аргентина 23 55 0,42

14. Чили 21 74 0,28

15. Индонезия 14 21 0,67

Источник: World Investment Report, 2006. FDI from Developing and Transition Economies. P. 303—306.

Особенности статистического учета зарубежных ПИИ российских компаний

На основании приведенных выше данных сложно оценить степень реального влияния на развитие национальной экономики внешних активов, контролируемых российским капиталом. Прежде всего нет ясности в оценках реальных объемов этих активов.

Во-первых, данные по международной инвестиционной позиции включают как новые прямые инвестиции из России, так и реинвестиции из прибыли, полученной зарубежными филиалами, которые обеспечивают основной прирост зарубежных активов. По инвестиционной позиции прирост запасов ПИИ в 2005 г. составил 31,6 млрд. долл. Крупные же зарубежные покупки российских компаний оценивались разными экспертами в сумму 6,5—8 млрд. долл. Иными словами, значительная часть прироста зарубежных российских инвестиций (до 75—80%) приходится на реинвестиции из прибыли активов, находящихся за пределами России (см. рис. 1). (см. рис.2).

80

60

40

20

0

2001

2002

2003

2004

2005

2006*

□ прямые покупки □ накопленные ПИИ

Рисунок 1

Прирост накопленных прямых зарубежных инвестиций и объем зарубежных слияний и поглощений российских компаний, млрд. долл.

* оценка

Источник: .www.mergers.ru; ..www.cbr.ru.

Во-вторых, оценки вывезенных инвестиций носят достаточно ориентировочный характер. Кроме инвестиций «иностранных» компаний, имеющих отношение к российскому капиталу, в официальную статистику ПИИ российского бизнеса может не попадать еще целый ряд операций. Речь о чистых офшорах и других иностранных компаниях «российского происхождения», которые являются ключевыми элементами схем, созданных российскими структурами для юридического контроля над многими крупнейшими российскими компаниями. В середине 90-х годов общее число офффшоров, созданных российскими резидентами, оценивалось в 50-60 тыс., а в настоящее время - до 100 тыс. Многие из них создаются для минимизации схем налогообложения и часто являются так называемыми «пустышками».6. Для экспансии за рубежом в большинстве случаев используются местные структуры, за которыми также стоит российский капитал.

В-третьих, в статистике часто не учитываются многие капитальные операции некрупных предприятий и частных предпринимателей, которые стремятся скрыть подобную деятельность. Между тем их итоговый размер может достигать заметных величин.

6. Например, по оценке экспертов, через схемы «ложного» перестрахования в зарубежные компании, фактически подконтрольные российским структурам, в 2003—2004 гг. было выведено от 1,4 до 1,8 млрд. долл. ежегодно (Ведомости. 2005. 7 ноября).

В-четвертых, широко используемые российскими ТНК трансфертные цены завышают уровень транснациональности российских компаний, увеличивая объемы продаж зарубежных филиалов и, соответственно, занижая объемы деятельности материнской компании. Например, у «Русала» по так называемым толлинговым схемам выпускается до 70% алюминия. По толлингу зарубежные дочки «Русала» поставляют на его российские заводы сырье, забирают металл, извлекая прибыль из продажи, а сами заводы получают лишь плату за переработку сырья. Согласно отчету за 2005 г., выручка «Русала» от продаж на внутреннем рынке составила всего 23% (1,4 млрд. долл.) от общего объема выручки (6,1 млрд. долл.). . По данным МСФО за 2003 г., не менее половины всей выручки и больше 75% чистой прибыли получили не российские заводы группы «Евраз», а ее офшорные трейдеры - Ferrotrade UK и Ferrotrade Gibraltar,8.

Таким образом, фактический объем зарубежной экономической деятельности российского капитала намного превосходит официальные данные и имеет устойчивую тенденцию к росту.

Рейтинг российских ТНК

В силу известной закрытости корпоративной информации в рейтинги наиболее крупных российских ТНК, регулярно публикуемые в докладах о мировых инвестициях ЮНКТАД, попадают далеко не все российские компании, ведущие активную зарубежную деятельность. По данным ЮНКТАД, первое место среди российских ТНК прочно оккупировал «ЛУКОЙЛ», занимающийся добычей и переработкой нефти, продажей нефтепродуктов. Эта компания впервые попала в списки ЮНКТАД крупнейших ТНК региона Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) в 1999 г. В 2002 г. стоимость зарубежных активов «ЛУКОЙЛа», оценивалась в 5,4 млрд. долл., в 2003 г. - 7,2 млрд., в 2004 г. -7,8 млрд. долл., что вывело его на первое место среди нефинансовых ТНК из стран ЦВЕ и СНГ и 10-е место среди ТНК развивающихся стран. В 20052006 гг. «ЛУКОЙЛ» активно наращивал свои зарубежные активы. Кроме «ЛУКОЙЛа» в рейтинги ТНК, публикуемые ЮНКТАД, попадает ряд других компаний (см. табл. 4).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Ведомости. 2006. 2 февраля. С. Б. 2.

8. Ведомости. 2006. 3 февраля. С. Б. 1.

Таблица 4

КРУПНЕЙШИЕ РОССИЙСКИЕ ТНК, 2004 г.

Активы, млн. долл. Продажи, млрд. долл. Занятость, тыс. чел. ИТН, %

А Б А Б А Б

«ЛУКОЙЛ» 7792 29 761 26 408 33 845 13 929 150 000 37,8

«Норильский никель» 1413 13 632 5968 7033 1772 100 786 32,3

«Новошип» 1296 1413 350 419 55 4032 58,9

«Русал» 743 6544 4412 5436 5490 63 458 62,9

Приморское морское пароходство* 382 442 104 134 1305 2611 71,3

«Мечел» 120 3679 2203 3636 10 689 82 324 25,6

Дальневосточное пароходство* 52 160 57 180 166 4000 22,8

«АЛРОСА»* 46 4630 886 1955 8 46 998 15,4

«Газпром» 104 982 24 536 36 422 38 8714

ОМЗ 347 901 271 524 8484 22 030 42,9

«Северсталь» 174 6584 3954 6664 7098 54 597 25,0

Примечания: А — показатели зарубежных филиалов; Б — общие показатели; ИТН — индекс транснациональности, рассчитываемый как среднее значение трех соотношений: зарубежные активы к общим, зарубежные продажи к общим, численность занятых в зарубежных филиалах к общей численности занятых; * — данные за 2003 г.

Источник: World Investment Report, 2005. P. 272. World Investment Report, 2006. — P. 286.

Присутствие в таблице пароходных компаний объясняется чисто финансовыми схемами минимизации налогов, поскольку значительная часть их собственности принадлежит структурам, учрежденным в государствах, где налоги на деятельность по морским перевозкам минимальны.

В такой рейтинг в 2006 г. эксперты ЮНКТАД впервые включили «Газпром», «Северсталь» и ОМЗ. В то же время в нее не попали некоторые компании, значительно увеличившие свои зарубежные активы в 2005—2006 гг. («Евразхолдинг»), а также такие крупные компании, как РАО «ЕЭС», «Роснефть», «Татнефть», АФК «Система» и некоторые другие, которые осуществляют зарубежные проекты в объеме, значительно уступающем масштабам их деятельности на территории России. С другой стороны, в 2005 г. «Норильский никель» расстался со значительной частью своих зарубежных активов, ОМЗ были куплены «Евразхолдингом», что приведет к соответствующим изменениям в рейтинге 2007 г.

В Московской Международной Бизнес-Ассоциации (ММБА) к началу 2005 г. был обработан массив данных по почти 350 проектам 137 российских компаний, имеющих активы (либо ведущих переговоры по их покупкам) в 64 странах мира. Однако, по оценкам ММБА, это количество на самом деле в три-четыре раза выше в силу того, что в последние годы, благодаря позитивной экономической конъюнктуре и наличию свободных финансовых средств, к процессу покупок активов за рубежом стали активно подключаться компании второго и даже третьего эшелона.9. По нашим же оценкам, в России к транснациональным с точки зрения современных критериев ЮНКТАД могут быть отнесены, как минимум, 5-10 тыс. бизнес-структур, не считая чисто офшорных компаний, занимающихся исключительно финансовыми операциями.

Причины экспансии

Выделяются две группы факторов, обусловливающих зарубежную экспансию. Среди «притягивающих» факторов можно назвать:

- доступ к новым рынкам сбыта (при этом некоторые рынки без приобретения зарубежных активов оставались бы закрытыми или труднодоступными для российских компаний);

- внедрение на территорию региональных интеграционных объединений и тем самым преодоление тарифных и нетарифных ограничений для торговли;

- построение вертикально-интегрированных компаний, желание установить контроль над всей производственной цепочкой (например, при покупке российскими вертикально-интегрированными нефтяными компаниями фирм, занимающихся нефтепереработкой, и сетей сбыта нефтепродуктов);

- развитие сырьевой базы за счет приобретения контроля над ресурсами за рубежом;

- расширение ассортимента производства, знакомство с современными технологиями и передовым управленческим опытом, обретение налаженных связей по линии сбыта продукции и поставок комплектующих и сырья;

- повышение престижа компании в результате получения транснационального статуса, что способствует развитию партнерских отношений и привлечению инвесторов;

- минимизация налогообложения вследствие отсутствия в России четкой системы контроля за возможным переводом прибылей с использованием внутрикорпоративных операций.

Покупка активов за рубежом способствует уменьшению издержек производства и получению дополнительных конкурентных преимуществ как на

9. Борисов А. Российский бизнес за рубежом // Международная жизнь. 2005. — № 2. — С. 104.

внутреннем рынке, так и при экспорте. Это позволяет обезопасить собственные инвестиции, более эффективно защищаться от недружественных поглощений. Притягивающим фактором является и возможность приобретения активов в процессе приватизации, так как в ряде стран ЦВЕ, СНГ, некоторых государствах третьего мира соответствующие конкурсы проходили позднее, чем в России. Кроме того, все большее число компаний ощущает, что работает в рамках глобальной экономики, и это заставляет разрабатывать адекватные стратегии развития.

За счет сочетания ряда перечисленных выше факторов приобретение зарубежного актива часто дает синергетический эффект для развития всего бизнеса материнской компании. Так, «Русал» активно внедряется в Гвинею, занимающую второе место в мире по разведанным запасам бокситов - около 18 млрд. т, или 30% мировых запасов. В мае 2001 г. он получил в управление на 25 лет гвинейскую компанию «Общество бокситов Киндиа» (Societe des bauxites de Kindia (SBK)), являющуюся основным поставщиком сырья для своей «дочки» - Николаевского глиноземного завода. «Русал» участвует и в разработке на условиях концессии значительной части одного из крупнейших в мире бокситового месторождения Диан-Диан (Dian-Dian). В 2005 г. «Русал» приобрел 20% акций одного из крупнейших в мире глиноземного завода Queensland Alumina (QAL), расположенного в австралийском штате Квинсленд. В результате «Русал» получил дополнительно 770 тыс. т глинозема с возможностью ежегодно увеличить этот объем до 1 млн. т за счет увеличения мощности QAL. Это приобретение позволило ему увеличить собственную сырьевую базу на 22%.

В апреле 2006 г. группа «Евраз» приобрела один из крупнейших в мире производителей ванадиевой продукции (около 73%) - американскую Stratcor Inc., принадлежащую компании Strategie Minerals Corporation. Сумма сделки составила 110 млн. долл. Приобретение Stratcor Inc. компенсирует отсутствие у «Евраза» собственных производственных мощностей по переработке ванадия и обеспечит присутствие компании на привлекательных рынках ванадиевых продуктов с высокой добавленной стоимостью. «Евраз» также будет использовать передовые технические разработки и успешный маркетинговый опыт нового актива. В январе 2007 г. та же группа «Евраз» завершила сделку по приобретению компании -- производителя труб, стального листа, рельсов и металлопроката Oregon Steel Mills, предприятия которой расположены на западе США в штатах Орегон и Колорадо. Эта сделка, которая стала одной из самых крупных инвестиций российских компаний за рубежом (около 2,3 млрд. долл.), соответствует долгосрочной стратегии расширения бизнеса «Евраза» на высокодоходных рынках готового проката, опирающегося на существующее производство слябов. Приобретение Oregon Steel Mills создает прочную платформу для выхода «Евраза» на привлекательный рынок толстого листа и труб

США и Канады, являющийся одним из наиболее важных в мире. Объединенная компания также станет ведущим мировым производителем рельсов.

Российская нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» в августе 2006 г. создала совместное предприятие (СП) со словенской компанией Petrol для реализации нефтепродуктов в странах Юго-Восточной Европы. Доля словенской компании в СП составит 51%, «ЛУКОЙЛу» достанется 49%, однако соглашение предусматривает, что управление предприятием будет осуществляться на паритетной основе. Petrol обязуется внести в уставный капитал СП акции компаний, владеющих автозаправочными станциями (АЗС) в Словении, Хорватии, Боснии и Сербии. «ЛУКОЙЛ» внесет акции своих дочерних структур -сербской Beopetrol и македонской LUKOIL-Macedonia. Укрепление позиций на Балканах в будущем даст «ЛУКОЙЛу» доступ к потребителям Евросоюза. Согласно планам стратегического развития «ЛУКОЙЛа» на 2007-2016 гг., доля российской нефтепереработки уменьшится с более 70% в настоящее время до 56%. При этом его нефтеперерабатывающие мощности увеличатся более чем на 70% (до 2 млн. барр. в сутки). К 2016 г. «ЛУКОЙЛ» планирует выпускать только высокооктановые бензины, а вся продукция будет соответствовать стандарту Евро-5. Реализация этой задачи сделает денежные потоки «ЛУКОЙЛа» более стабильными, менее чувствительными к ценовым колебаниям на рынке нефти, а бизнес более прибыльным.

Приобретение «Норильским никелем» в 2006 г. никелевых активов OMG позволит ему получить доступ к новым технологическим решениям, а также к новым рынкам сбыта. Одновременно «Норильский никель» подпишет соглашение с OMG сроком на 5 лет и о поставках кобальта. Таким образом, практически весь объем производимого горно-металлургическим комбинатом кобальта будет поставляться американской компании.

Причины приобретения активов могут быть и совсем банальными: их последующая выгодная перепродажа. Причем первоначально эта цель может быть не главной, но в связи с благоприятной конъюнктурой или изменением стратегии компании продажа зарубежного актива может принести доход, который будет предназначен для новых приобретений. Например, в марте 2006 г. «Норильский никель» сначала расстался со значительной частью своих зарубежных активов (за 2 млрд. долл. были проданы 20% акций золотодобывающей компании из ЮАР Gold Fields, приобретенные в 2004 г. за 1,16 млрд. долл.), затем в ноябре 2006 г. приобрел за 408 млн. долл. никелевые активы компании OM Group Inc.

Иностранные активы также могут быть приобретены с целью более выгодного проведения IPO материнской компании на западных рынках. Обладание прозрачными зарубежными активами, как правило, увеличивает привлекательность компании для иностранных инвесторов.

Есть и «выталкивающие» факторы. Во-первых, постепенно исчерпываются возможности доступа к новым активам и все больше ощущается ограниченность важнейших ресурсов внутри страны. Во-вторых, усиливается конкуренция на внутреннем рынке со стороны российских и иностранных компаний, заставляющая искать новые возможности развития. В-третьих, во многих случаях стратегия транснационализации используется бизнесом как фактор снижения своей зависимости от государства, постоянно возраставшей в последние годы. В-четвертых, образование новых международных компаний -это способ избежать претензий со стороны третьих лиц к старым бизнес-структурам. Приобретение активов за рубежом дает возможность обезопасить собственные инвестиции, более эффективно защититься от недружественных поглощений. Кроме того, все большее число компаний ощущает, что работает в рамках глобальной экономики, что заставляет вырабатывать адекватные стратегии развития.

Курс на глобализацию своего бизнеса становится важнейшим элементом долгосрочных планов все большего числа российских компаний. Более того, многие из них не мыслят свое дальнейшее развитие без превращения в глобальные компании.

И это не случайно. Практика показывает, что к условиям глобализации лучше приспосабливаются современные ТНК, использующие разные формы кооперации с малым и средним бизнесом. Есть прогнозы, что в ближайшей перспективе в отдельных отраслях погоду будут делать несколько крупных компаний. Поэтому, для того чтобы стать глобальными компаниями за счет приобретения зарубежных активов или слияния с крупными зарубежными игроками, осталось мало времени.

«ЛУКОЙЛ» в своей перспективной стратегии развития на 2007-2016 гг. планирует направить треть инвестиций на приобретения, в основном за границей. В области добычи компания надеется получить активы и контракты в Ираке, Центральной Азии, Латинской Америке. Расширится розничная сбытовая сеть в Европе. Намечается увеличить долю зарубежной нефтепереработки с менее 30% в настоящее время до 44%. При этом его суммарные нефтеперерабатывающие мощности увеличатся более чем на 70% - до 2 млн. барр. нефти в сутки. К 2016 г. «ЛУКОЙЛ» планирует выпускать только высокооктановые бензины, а вся продукция будет соответствовать стандарту Евро-5. Реализация этой задачи сделает денежные потоки «ЛУКОЙЛа» более стабильными, менее чувствительными к ценовым колебаниям на рынке нефти, а бизнес более прибыльным.

«Газпром» также стремится участвовать в проектах по разведке, добыче, транспортировке и сбыту углеводородов в третьих странах в рамках стратегии «глобального присутствия» компании на мировом рынке нефти и газа, используя при этом как участие в конкурсах и аукционах, так и операции обмена

активами. Особую задачу для него представляет включение газа стран Центральной Азии в свой ресурсный портфель. «Газпром» в перспективе не исключает приобретение акций регазификационных терминалов и других газовых активов в США, что связано с планами монополии по строительству мощностей по сжижению газа в России.

Нефтеперерабатывающие активы хотела бы приобрести за рубежом и «Роснефть». Сейчас из-за дисбаланса между добычей и переработкой компания теряет 2-2,5 млрд. долл. ежегодно.

Стать глобальными намерены ведущие компании мобильной связи. АФК «Система» планирует в ближайшие два-три года слиться с крупной зарубежной компанией. Компания АЬлто неоднократно заявляла, что хочет стать партнером крупного международного оператора. Любопытно, что к началу 2006 г. российские компании контролировали, по некоторым оценкам, не менее 3/4 рынка мобильной связи в странах СНГ. В октябре 2006 г. прирост абонентов у российских мобильных операторов внутри страны впервые стал меньше, чем у контролируемых ими компаний мобильной связи в странах СНГ.

Плюсы и минусы зарубежных инвестиций с точки зрения национальных интересов

В связи с бурной глобализацией бизнеса возникает вопрос: насколько корпоративные интересы совпадают с национальными? От ответа на него зависит, как строить государственную политику по отношению к глобализирующимся компаниям. Тем более что в обществе существует определенное негативное отношение к зарубежной экспансии. Согласно проведенному в сентябре 2005 г. опросу ВЦИОМ, 54% респондентов считали, что следует ограничить зарубежную экспансию российского капитала, так как это способствует переводу наших рабочих мест за рубеж и утечке туда же средств российских предприятий; поддерживали зарубежную экспансию всего 21% опрошенных.10. Для государства к положительным моментам вывоза ПИИ относятся: Укрепление геополитического положения страны. Здесь можно сказать о поддержке ведущих американских компаний, в т.ч. заинтересованных в сотрудничестве с Россией, вступления РФ в ВТО; развитии корпоративной интеграции в СНГ (интеграции «снизу»), которая более успешна, чем формальная интеграция; доступе к активам в развивающихся странах, в т.ч. в тех, которым была списана (полностью или частично) задолженность перед РФ (Алжир, Сирия) и т.п.

10. Глобализация и транснационализация российского бизнеса: Мнение общества. М.: ВЦИОМ, 2006. С. 12 — 13.

Расширение экспорта национальных компаний для филиалов ТНК, осуществляющих зарубежную экспансию, а также увеличение доходов других национальных игроков, которые имеют экономические связи с ТНК.

Повышение конкурентоспособности ведущих компаний (за счет расширения ресурсной базы, получения новых технологий, управленческого опыта и т.п.), что положительно влияет на рост конкурентоспособности экономики в целом.

Усиление прозрачности бизнеса: например, IPO или подготовка инвестиционных меморандумов займов дают больше информации, чем все усилия, предпринимаемые Банком России для раскрытия реальных собственников банков.

Вывоз значительного объема валюты за рубеж облегчает борьбу денежных властей с неоправданным укреплением рубля.

Есть и отрицательные моменты.

Насколько оправдан вывоз в таких масштабах: вывоз капитала или невозврат капитала, заработанного в зарубежных филиалах? Настолько ли эти инвестиции не нужны стране? В России соотношение накопленных, вывезенных и привлеченных прямых инвестиций чуть меньше 1 и уступает только чистым офшорным территориям (см. табл. 2). У крупных же развивающихся стран (Китай, Бразилия, Мексика) это соотношение в пять-шесть раз меньше.

Можно сравнить зарубежные инвестиции с внутренними капвложениями в основной капитал, которые в 2005 г. составили в пересчете по номинальному валютному курсу немногим более 120 млрд. долл., и они были всего в четыре раза больше прироста накопленных прямых зарубежных инвестиций.

Сокращается налоговая база. Интегральный индекс интернационализации практически всех российских ТНК (кроме пароходных компаний) формируется в основном за счет высокого уровня интернационализации продаж. Индексы же интернационализации активов (основной показатель для ТНК) значительно уступают аналогичным показателям ведущих ТНК мира и развивающихся стран.

Ускоряется рост частной внешней задолженности, значительная часть которой идет на финансирование сделок по слияниям и поглощениям, т.е. на саму экспансию, со всеми вытекающими из этого макроэкономическими рисками.

Государство само допустило ряд существенных ошибок в прошлые годы. Так, были бездарно оставлены наши экономические позиции в Монголии, Вьетнаме и на Кубе. И сейчас мы наблюдаем не очень успешные попытки некоторых российских компаний получить активы в этих странах. Монголия предложила в декабре 2006 г. «Северстали», «Базэлу» и «Ренове», объединившимся для участия в проекте разработки одного из крупнейших в мире месторождений коксующегося угля Таван-Толгой, только 10%.

Необходимость государственной поддержки

Практически все страны оказывают поддержку зарубежной экспансии своих компаний на государственном уровне. Это связано с ужесточением конкуренции на важнейших мировых рынках и, как следствие, с усилением государственного протекционизма. В 2005 г. по данным ЮНКТАД была принята 41 новая ограничительная норма для иностранных инвестиций. В мире разворачивается нешуточная борьба за природные ресурсы, особенно энергетические. Именно в этой сфере наблюдается существенное усиление протекционизма.

Государственная поддержка необходима и потому, что ведущие российские ТНК значительно уступают зарубежным по размеру внешних активов, по возможности привлекать дополнительные финансовые ресурсы для зарубежной экспансии. Например, у лидирующего по всем показателям транснациональности «ЛУКОЙЛа» размер зарубежных активов в 2004 г. был в 58 раз меньше (в 2003 г. — в 36 раз), чем у General Electric и почти в 20 раз меньше, чем у British Petroleum. В мировой табели о рангах по зарубежным активам «ЛУКОЙЛ» занимал в 2004 г. только 160-е место.

Хотя нарождающиеся российские ТНК действуют достаточно агрессивно, их присутствие на международном рынке слияний и поглощений незначительно. В 2005 г. объем трансграничных слияний и поглощений оценивался в 716 млрд. долл. Доля в них России составляла менее 1%, что меньше удельного веса России в мировом ВВП и экспорте. В списке 100 ведущих «конкурентов мирового рынка» из стран с быстроразвивающейся экономикой, составляемом Boston Consulting Group, только семь российских компаний, тогда как у Китая — 44, а у Бразилии — 12.11.

Еще одной причиной необходимости государственной поддержки является огромная роль государственных корпораций. И это порождает ряд проблем. Некоторые страны выступают против экспансии «Газпрома» или РАО «ЕЭС», выдвигая в качестве главной причины отказа от предоставления равных условий конкуренции угрозу усиления влияния России на развитие жизненно важных сфер национальной экономики. Распространены ссылки на криминальные криминальное происхождения происхождение российских капиталов и непрозрачность российского бизнеса. Но очень часто запугивание российской угрозой является лишь формой недобросовестной конкурентной борьбы или государственного протекционизма.

В некоторых странах оформились целенаправленные стратегии поддержки зарубежной экспансии национального бизнеса. Политику стимулирования за-

11. Зарубежная экспансия российского бизнеса. Форум. Приложение к газете «Ведомости2006. — Декабрь. — С. 4.

рубежных инвестиций своих компаний проводят Китай, Малайзия, Сингапур, Республика Корея, Индия, Таиланд, ЮАР, Бразилия, Мексика. Китай принял и успешно осуществляет в различных формах государственную стратегию глобального внешнеэкономического наступления под девизом «Идти во вне» (начала формироваться в середине 90-х годов, официально одобрена в 2000 г.). Важнейшим ее звеном являются зарубежные инвестиции китайских компаний. Министерство коммерции КНР упростило процедуру, по которой китайские компании получают разрешение на инвестирование в 135 стран, включая РФ и другие страны СНГ. В 2004 г. было аннулировано условие об обязательном подтверждении центральными правительственными органами инвестиций китайских предпринимателей за рубежом. Оно стало приниматься на уровне правительства провинций, автономных районов и городов центрального подчинения. Сокращено с 15 до 5 количество документов, необходимых для получения разрешений.

В интересах России также определение приоритетов в государственной поддержке зарубежных проектов российских бизнес-структур.

В Китае, например, приоритет отдается: 1) проектам, увеличивающим обеспеченность национальной экономики природными ресурсами; 2) проектам, способствующим экспорту национальных технологий, товаров и трудовых услуг; 3) приобретению в первую очередь активов, позволяющих использовать в национальной экономике результаты зарубежных исследований, технологические разработки, опыт управления и иностранных специалистов; 4) слияниям и поглощениям, которые способствуют повышению конкурентоспособности китайских предприятий и ускорению их выхода на зарубежные рынки.

Свои приоритеты в зарубежной экспансии определил Казахстан. Лидер самой успешной в экономическом плане страны на постсоветском пространстве Н. Назарбаев в январе 2006 г. выступил на совместном заседании обеих палат парламента с инициативой новой стратегии в отношении зарубежной экспансии казахстанских бизнес-структур. Он заявил, что «Казахстан должен стать учредителем, акционером зарубежных компаний, развивающих новые технологии». По его мнению, наиболее эффективный способ - это участие в процессе инноваций и техническом развитии на начальном этапе. В связи с этим он высказался за необходимость подготовки условий, которые дадут возможность сосредоточить ресурсы на приобретении пакетов акций перспектив -ных компаний по всему миру и тем самым утвердиться в различных отраслевых нишах. Президент Казахстана особо подчеркнул, что «приобретение перспективных зарубежных активов до их выставления на открытые торги представляет собой эффективный способ импорта инноваций»,12.

12. Прайм-ТАСС, 2006, 18 января.

В России на сегодняшний день не существует продуманной государственной политики в отношении инвестиционной экспансии бизнеса. Хотя господдержка российских корпоративных структур в реализации их зарубежных проектов усилилась в последние годы, как справедливо отмечал заместитель Министра иностранных дел РФ А.И. Денисов, «надо признать, что целостности и последовательности в этой работе недостаточно, механизмы поддержки отечественных производителей и экспортеров пока только формируются. Велика роль субъективного фактора, когда результат в решающей степени зависит от личных качеств чиновника, а не от эффективности системы».13. Естественно, это серьезно понижает шансы российского капитала по сравнению с конкурентами из других стран, пользующихся необходимой государственной поддержкой.

Правда, и здесь были исключения. В консорциуме по освоению месторождения Шах-Дениз Россия на начальном этапе полностью «выпала». Лишь в феврале 1996 г. после долгих усилий российского МИДа удалось подписать меморандум об участии в проекте «ЛУКОЙЛа», причем компания получила вместо просимых 20-30% только 10%. Другие российские компании, желавшие присоединиться к проекту («СИДАНКО», «Роснефть», «ЮКОС»), не

14

получили ничего..14.

Естественно, государственная поддержка не должна оказываться к любым зарубежным проектам бизнеса. Ее приоритетами должны быть: модернизация экономики страны, трансформация сырьевой структуры экономики и экспорта, лучшая сырьевая обеспеченность промышленности и насыщение внутреннего рынка товарами и услугами, восстановление утраченных позиций российских предприятий на некогда освоенных международных рынках, снижение дефицита трудовых ресурсов, уменьшение загрязненности окружающей среды, конверсия финансовой задолженности зарубежных стран и т.п. Профессор Университета Делавэра С. Лопатников полагает, что энергетические деньги могут обеспечить переход к инновационной модели развития, «если их соответственно использовать: создавать на российской основе транснациональные компании, приобретать в странах более дешевого труда предприятия и организовывать на них нужные России производства, а в самой России готовить кадры высокой квалификации».15.

Учитывая возросшую конкуренцию на глобальных рынках, уместно поставить вопрос о специальной поддержке на самом высоком уровне некоторых крупных проектов в ближнем и дальнем зарубежье. Необходимость такой под-

13. Денисов А.И. Бизнес стал понимать: Обходить посольства — не в его интересах // Международная жизнь. 2004. — № 6. — С. 26.

14. www.evrazia.org/modules.php?name=News&file=article&sid=977.

15. Ведомости. 2006. — 30 января. — С. Б. 4.

держки все острее ощущается российскими корпоративными структурами. Так, во время встречи в декабре 2005 г. президента «Интерроса» В. Потанина с В. Путиным бизнесмен попросил Президента РФ о помощи в реализации инвестиций в Казахстане и Узбекистане. Эту необходимость Потанин объяснил так: «Проект абсолютно коммерческий, но, когда мы чувствуем за спиной государство, нам как-то легче»..16.

Одновременно следует более ответственно подходить к отбору компаний и проектов, которым может быть оказана поддержка. В ряде случаев такая политика не всегда объективно обоснована и во многом определяется связями

17

конкретных владельцев компаний с руководством страны.1'.

Здесь должны учитываться как состоятельность самой компании, так и значение зарубежного проекта с точки зрения общеэкономической эффективности. Поддержка не должна способствовать получению необоснованных преимуществ перед другими российскими компаниями, т.е. государство не должно вовлекаться в недобросовестную внутреннюю конкуренцию.

В настоящее время государственная поддержка может сыграть позитивную роль в реализации планов российских компаний, стремящихся к приобретению активов в ближнем зарубежье. Особенно это касается таких стратегически важных вопросов как цены на топливно-сырьевую продукцию, поставляемую в страны СНГ, которые могут использоваться при получении активов в странах-импортерах. Без мощной поддержки государства такие сделки были бы невозможны.

□ Среди основных направлений государственной поддержки инвестиций российских компаний за рубежом можно назвать:

- - более тесное согласование интересов инвесторов и стран, получающих инвестиции;

- - обеспечение взаимная взаимной защита защиты прав отечественных и иностранных инвесторов, устранение либо снижение вероятности наступления так называемых некоммерческих рисков;

□- - устранение двойного налогообложения иностранных инвесторов и российских инвесторов, осуществляющих зарубежные инвестиции;

□- - участие государства в софинансировании проектов за рубежом с национальными государственными и частными корпорациями, в том числе путем продажи с дисконтом дебиторской задолженности стран СНГ, зарубежной недвижимости и других активов или временной передачи прав на управление ими, предоставления гарантий по займам;

16. Ведомости. 2005. — 16 декабря. — С. Б. 2.

17. Подобная поддержка была оказана Президентом РФ «Альфа-Групп», что стало основным фактором, позволившим ей приобрести активы в Турции.

- - совершенствование законодательства, регулирующего вывоз инвестиций;

□ - создание финансовых и других институтов, способствующих реализации зарубежных инвестиций.

Особо необходимо отметить связь между внутренними условиями и возможностями для зарубежных инвестиций российского бизнеса. Последние слияния и поглощения вызвали на Западе неоднозначную реакцию. Канцлер Германии Ангела Меркель, чья страна с 1 января возглавила Европейский союз, заявила, что Европа может заблокировать экспансию российского бизнеса, если Москва будет чинить препятствия европейским инвесторам.18. Поэтому встает задача при выработке новых правил для иностранных инвесторов внутри России учитывать и интересы российского бизнеса в зарубежных инвестиций.

Одним из направлений такого подхода уже стал обмен ликвидными активами, которые были бы в ином варианте практически недоступны для инвесторов. Многое здесь также зависит от государственной политики, которая может как поощрять, так и отторгать подобные сделки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обмен активами с иностранными инвесторами начал использовать «Газпром». С немецкой Wintershal (100%-ная «дочка» химического концерна BASF) «Газпром» обменял 25% минус 1 акция голосующих и 10% привилегированных акций своей «дочки» «СевернефтеГазпрома», владеющего лицензией на разработку Южно-Русского газового месторождения, на 15% минус 1 акция компании Wingas (35% акций этой компании уже есть у «Газпрома»), которая владеет магистральными газопроводами в Германии и арендует одно из крупнейших в мире подземных газохранилищ Reden. Южно-Русское газовое месторождение станет главной сырьевой базой для Северо-Европейского газопровода, который пройдет из Выборга через Балтийское море в немецкий Грейфсвальд. Кроме того, Wintershal отдаст в счет данного зачета 49% акций в своих нефтяных концессиях «С 97» и «С 98» в Ливии.

В обмен на 25%-ное участие E.ON в разработке Южно-Русского газового месторождения «Газпром» получит 50% минус 1 акция в двух венгерских дочках E.ON - - E.ON Foldgaz Storage (подземные хранилища Венгрии) и E.ON. Foldgaz Trade (газотрейдер). Первоначально речь шла о 13 фирмах, находящихся в собственности германской компании (венгерские, болгарские и чешские предприятия газового и коммунального сектора), но немцев такой вариант обмена не устроил.

«Газпром» также предложил участие в строительстве СевероЕвропейского газопровода голландской компании Nederlandse Gasunie, которая получит до 9% акций создаваемого для этих целей консорциума, а взамен от-

18. The Times. 2007. — 9.01.

кроет российскому газу дорогу в Великобританию через сооружаемый ею совместно с E.ON и бельгийской Fluxys новый газопровод из Голландии.

«Газпром» в январе 2007 г. предложил алжирской компании Sonatrach восемь месторождений для обмена активами, из которых алжирская сторона отобрала четыре. Сейчас алжирская сторона формирует свое предложение для «Газпрома». «Газпром» также предложил алжирской стороне участвовать в проекте Балтийского завода по производству сжиженного природного газа.19.

Конечно, использование подобной формы сотрудничества требует взвешенного подхода, а также известной гибкости и последовательности. Например, «Газпром» первоначально заявлял о своем намерении разменять права на участие в разработке Штокмановского месторождения газа в Баренцевом море на различные активы заинтересованных западных инвесторов., Однако а впоследствии отказался от подобного сотрудничества на том основании, что не получил выгодных предложений. Однако некоторые эксперты считают, что отказ от размена активами был прежде всего продиктован новыми оценками запасов месторождения и благоприятными прогнозами цен на газ. И только заявление Президента РФ В. Путина о том, что иностранцы смогут принять участие в разработке Штокмановского месторождения, несколько успокоило инвесторов.

В регионе СНГ обмен активами потребует от России отказа от психологии «старшего брата», упорно требующего «лакомые» куски собственности за предоставлявшиеся в течение многих лет и даваемые сейчас льготы и кредиты «лакомые» куски собственности. Определенные проблемы будут возникать и при оценке активов и поиске взаимоприемлемых пропорций обмена. В большинстве случаев потребуются компромиссные решения, которые должны удовлетворять интересы всех партнеров.

Следует создать нормальную институциональную среду для зарубежных инвестиций российского бизнеса. Важнейшей ее частью являются двусторонние межправительственные соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений. С 1991 по 2005 гг. России Россией было подписано всего 57 таких соглашений (при этом в 2000--2005 гг. - всего 7), из них вступило вступили с силу 36. Китай Для сравнения: Китай имел на февраль 2006 г. 116 таких двустороннихподобных соглашений. Поэтому нужно ускорить работу по заключению таких двусторонних соглашений, равно как ивключая соглашений соглашения об избежании двойного налогообложения.

Кроме того, необходимо в полной мере использовать вступление России в ВТО, где действует ряд соглашений, касающихся сферы инвестиционного регулирования. Важнейшим из них является Соглашение по торговым аспектам инвестиций (- Agreement on Trade-Related Investment Measures, сокр. TRIM),

19. www.gazeta.ru (2007. 21 января).

вступившее в силу с 1 января 1995 г. Главная идея TRIM состоит в уменьшении возможного ограничительного эффекта инвестиций на торговлю. Чтобы избежать этого, страны-участницы не должны применять прибегать к мерам, связанных с торговыми аспектами инвестиций, которые несовместимы со статьей III ГАТТ-94. Подобное обязательство требует применения национального режима и полной ликвидации количественных ограничений. TRIM требует применения недискриминационного и справедливого режима подхода — безусловного режима наибольшего благоприятствования и де-факто стандартного инвестиционного режима.

России также нужно активнее использовать специализированные институты группы Всемирного банка — Международное агентство по инвестиционным гарантиям (МАГИ), членом которого она является, и Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), в который Россия пока не вступила. В марте 2006 г. с таким предложением о вступлении обратилось само МАГИ, которое работает более чем в 160 странах мира. Агентство занимается страхованием от политических рисков путем выдачи гарантий в случае возможных потерь от вложений частных инвесторов. Одно из его преимуществ заключается в том, что МАГИ осуществляет долгосрочное страхование сроком до 15-—20 лет. Еще один плюс состоит в том, что— благодаря участию в проектах МАГИ, снижаются и ставки по кредитам, которые банки предоставляют инвестору. В некоторых случаях, когда речь идет об очень большом проекте, МАГИ участвует в нем как страховщик первого уровня при поддержке частных страховых компаний.

Дополнительные возможности для роста зарубежных инвестиций могут дать усилия государства по ряду направлений в рамках существующих интеграционных объединений стран СНГ (в частности, соглашение в области инвестиционного сотрудничества в ЕврАзЭС).

Помимо политической и дипломатической помощи необходимо усилить финансовую поддержку осуществляющим зарубежную экспансию компаниям. Сейчас фонд страхования экспортных кредитов, хотя и несколько увеличился в 2006-—2007 гг., очень мал. Он не может обеспечить радикального изменения структуры нашего экспорта в пользу обрабатывающих отраслей промышленности. Одной из форм поддержки экспорта может стать субсидирование процентной ставки по кредитам, полученным для обеспечения экспорта прогрессивной с точки зрения совершенствования его структуры продукции. В декабре 2006 г. Минпромэнерго опубликовало перечень из 22 экспортеров промышленной продукции, в основном машиностроения, которым будет возмещена часть затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских банках. Такая практика стала должна быть расширена.

Любопытно, что в 1980-х годах Япония активно использовала накопленные валютные резервы для поддержки собственных компаний за границей.

Стоит подумать и о создании специализированного агентства по иностранным инвестициям за рубеж. Такое агентство могло бы сочетать функции по координации и стимулированию стимулирования зарубежных инвестиций, и поа также страхованию страхования экспортных кредитов. Подобная практика существует в Австрии, Франции, Венгрии, Италии, США, Японии, Норвегии, Словении, Испании (Каталонии), Бразилии, Ямайке, Кении, Марокко, Омане, Сингапуре.

В США, например, одним из специализированных государственных агентств, осуществляющих страхование имущественных интересов инвесторов, является Корпорация частных зарубежных инвестиций. Это специализированное агентство учреждено в 1969 году г. специальной поправкой к законодательному акту федерального правительства США 1961 г. о зарубежной помощи. Оно оказывает поддержку американским инвесторам в зарубежных странах по ряду программ, в которые входит страхование имущественных интересов инвесторов от политических рисков, связанных с экспроприацией или национализацией, необратимостью перевода местной валюты в свободно конвертируемую, повреждением имущества или потерей прибыли в результате гражданских волнений и войн, изменением политического режима и т.п. Деятельность корпорации охватывает американские инвестиции в 140 странах. За все время деятельности существования корпорации ею были застрахованы капиталовложения на сумму примерно 10 млрд. долл.

С целью продвижения американских товаров и капитала были разработаны концепция Национальной стратегии экспорта и новая доктрина «дипломатического треугольника», представляющего собой постоянное взаимодействие по линии «правительство - государственный департамент - компания». Благодаря активному активной участию поддержке Госдепартамента ом США в продвижении частного американского бизнеса, по некоторым оценкам, почти

половина всех прибылей американских компаний за рубежом обеспечивается

" 20

при помощи тех или иных звеньев дипломатической системы.20.

Широкий круг страховых рисков покрывает страхование, осуществляемое в рамках подразделения страхования экспорта Министерства внешней торгов -ли и промышленности Японии.

20. Петров А. Россия остается экономически пассивной // Международная жизнь. 2005. - № 12. — С. 129—130.

В целях создания более благоприятных условий для китайских инвестиций за рубежом центральным правительством Китая и рядом провинциальных администраций разрабатываются различные стимулирующие меры с использованием налоговых, таможенных, валютных и других механизмов. В частности, с 1 января 2003 г. были упрощены правила обмена валюты и отменен ряд ограничений на покупку-продажу иностранной валюты китайскими компаниями. Это, естественно, облегчило доступ потенциальных китайских инвесторов к валютным ресурсам, необходимым для ведения зарубежных операций. Кроме того, Дальнейшему расширению инвестиционной деятельности за рубежом служит введение ее страхования. Китайская экспортно-кредитная страховая компания защищает китайских инвесторов от рисков, связанных с налогообложением, ограничениями по конвертации, военными действиями и нарушениями правительствами стран-реципиентов соглашений об инвестировании правительствами стран-реципиентов.

Для обеспечения зарубежной экспансии бизнеса в Казахстане намечается создать экспортно-импортный банк, который взаимодействовал бы с соответствующими агентствами передовых стран и помог бы казахстанским предприятиям включиться в реализацию больших международных проектов.

В России также необходимо также разработать специальный закон о принципах поддержки инвестиций российской российских компаний за рубежом, так как при таком сотрудничестве частопоскольку на предпринимательские риски часто накладываются различные форсмажорные обстоятельства, включая политические факторы. Такой закон не могут заменить меры по либерализации вывоза российских капиталов за рубеж, а также многосторонние и двусторонние договоры, касающиеся этой сферы.

Может быть поднят вопрос о создании государственной инвестиционной компании, которая занималась бы коммерческими инвестициями внутри страны и во вне. В России в прошлом были попытки создания таких институтов, но они являлись скорее «отступными» для высокопоставленных чиновников, ушедших в отставку (бывший министр экономики А. Нечаев, бывший руководитель администрации Ельцина Ю. Петров). Этим компаниям выделялись государственные ресурсы, но государство практически не принимало участие участия в их деятельности.

Словом, пора уже разработать определенную государственную политику в отношении зарубежных инвестиций, которая учитывала бы все эти новые условия и аспекты современного экономического развития. Иначе возможны существенные потери, которые непросто будет компенсировать в дальнейшем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.