Литература
1. Наставление для образования воспитанников
военно-учебных заведений. - СПб., 1849.
2. Лалаев М.С. Исторический очерк военно-
учебных заведений, подведомственных Главному их управлению. - СПб., 1880. - Ч. 2.
3. Педагогический сборник. 1865. Кн. IX.
4. Военная энциклопедия. - СПб., 1911. - Т. 1.
5. Столетие Военного министерства. 1802-
1892. ГУВУЗ. Исторический очерк. -СПб., 1914. - Ч.3.
6. Инструкция по воспитательной части для
военных прогимназий. - СПб., 1879.
В. МАСЯГИН, доцент, контр-адмирал, заместитель командующего Балтийским флотом
Офицерство как социально-профессиональный слой появляется не раньше, чем возникают постоянные военные формирования с устойчивой внутренней организацией. В России впервые офицерские звания (на западноевропейский манер) были введены в 30-е годы XVII века в связи с формированием первых солдатских (пехотных) полков «нового строя». Именно в этот период были заложены основы создания офицерства регулярной армии и флота, а в общественное сознание внесены те начала и принципы, которые со временем определили социальную роль и профессиональное значение воинских начальников.
Формирование профессионального офицерского корпуса в создаваемом ВМФ осуществлялось по трем направлениям: привлечением иностранных военных специалистов на службу, подготовкой офицерских кадров за рубежом и созданием национальной системы военно-морского образования.
В отношении офицеров-иностранцев Петр I придерживался четкой линии: там, где появлялась возможность заменить ино-
7. Петров А.Н. Исторический очерк Павлов-
ского военного училища, Павловского кадетского корпуса и Императорского военно-сиротского дома. 1798-1898. -СПб., 1898.
8. Флеров А.П. Родной язык в школе // Пе-
дагогический сборник. - СПб., 1903. -Кн. IX.
9. Учебные руководства для военно-учебных
заведений. Руководство законоведения. Курс II спецкласса. Военные законы. -СПб., 1854.
10. Свод военных постановлений 1869 года. -СПб., 1839. - Ч.2. Кн.!.
Зарождение военнопрофессиональной подготовки офицеров ВМФ России
странца русским, замена производилась немедленно. В то же время он относился бережно к тем иностранцам, которые проявляли высокий уровень военно-профессиональной подготовки и приносили несомненную пользу государству [1].
За рубежом обучение офицеров флота осуществлялось как в ходе службы на военных кораблях, так и в специальных учебных заведениях.
Обучение на кораблях носило преимущественно практический характер. Парусный маневр, навигация, мореходная астрономия, тактика морского боя, дисциплинарная практика, устройство корабля - вот чему учили будущих офицеров флота.
Военно-морские учебные заведения, созданные в таких европейских государствах, как Великобритания, Франция и Испания, не имели общих профессиональных программ, и обучение морскому делу осуществлялось в основном по принципу «делай, как я». Впоследствии, в конце XVII века, в эти школы начали приглашать учителей-предметников, в частности математиков,
гидрографов, преподавателей кораблевождения, корабельной архитектуры. Сроки обучения, как правило, были рассчитаны на три года. Гардемарины (морские гвардейцы) должны были изучить теорию и практику судовождения, некоторые разделы физики, теоретической механики и математики, а также историю мореплавания, иностранные языки и правила хорошего тона. Кроме того, их учили танцам, фехтованию, верховой езде, владению холодным оружием. В результате изучения практических дисциплин «офицеры после окончания обучения должны были уметь осуществлять парусный маневр, применять оружие и держать в руках матросов» [2].
Изучив европейскую систему военнопрофессиональной подготовки офицеров, Петр I окончательно осознал насущную необходимость создания системы подготовки собственных, национальных кадров как важнейшего условия успеха задуманных и осуществляемых им преобразований в стране.
На становление и развитие системы военно-профессиональной подготовки офицеров ВМФ России оказывал влияние целый комплекс социально-педагогических факторов. Основными из них были: создание многоуровневой национальной системы военно-морского образования; развитие русской военно-педагогической мысли в профессиональной деятельности выдающихся флотоводцев; формирование социально-правовых требований и юридически обоснованных норм профессионального поведения офицеров; становление и развитие военно-профессиональных традиций офицерского корпуса ВМФ России.
В начале XVIII века закладываются основы военно-морского образования: создаются первые военно-морские образовательные учреждения, определяется содержание военно-морского образования (состоящее из двух компонентов - общенаучного и профессионального), устанавливается тесная связь образовательных программ с наукой, складывается система отбора для обучения
и начинает формироваться отечественный корпус военно-педагогических кадров [3].
Созданная в этот период школа подготовки морских офицеров позволяла в основном укомплектовать низшие командные должности российскими кадрами. Командиры кораблей и старшие офицеры специального образования не получали. Лишь в начале XVIII века происходит осознание необходимости дифференциации военноморского образования. Начиная с 1726 года вводится раздельная программа подготовки линейных (строевых) офицеров, штурманов и морских артиллеристов. Во второй половине века отчетливо наметилась тенденция к переходу от единственного учебного заведения к сети государственных образовательных учреждений, осуществляющих подготовку командных и инженерных кадров для флота.
В XIX веке продолжалось создание многоуровневой системы военно-профессиональной подготовки флотских офицеров: проходила дифференциация военно-морского образования по командным и инженерным специальностям, расширялась сеть морских образовательных учреждений. Педагогический факт: в 1830 году учрежден Александровский кадетский корпус (прообраз будущего Нахимовского училища), который осуществлял довузовскую подготовку для малолетних сирот - детей заслуженных воинов дворянского происхождения. В его составе была морская рота, куда принимались дети в возрасте 6-7 лет. По достижении 10 лет они переводились в Морской кадетский корпус [4]. В этот период предпринимались шаги по централизации управления всеми военными и военно-морскими образовательными учреждениями, прежде всего в сфере определения содержания военного образования, регламентации деятельности военно-учебных заведений и учебной литературы.
Принципиальное значение имело создание к началу XX века государственной системы подготовки офицеров к преподавательской и научной деятельности. Она была
достаточно эффективной, рассчитанной на поиск талантов и их индивидуальное самосовершенствование [5].
В исследуемый период сформировалась и функционировала стройная система методов и методик военно-профессиональной подготовки офицерских кадров на различных уровнях образования.
Содержание образования развивалось и совершенствовалось по мере накопления опыта боевого применения военного флота и опыта учебной и воспитательной работы. Флот поставлял образовательным учреждениям фактический материал для аналитической работы, а учебные заведения переводили его в образовательные программы, осуществляли их реализацию и поставляли флоту профессионалов высокого уровня.
Важно отметить и такой факт, что впервые в истории российского военно-морского образования в 1718 г. в качестве обязательной составляющей программы была введена морская практика на боевых кораблях, которая продолжалась в течение трехпяти лет. В ходе этой практики отрабатывались умения и навыки в кораблевождении, применении морской артиллерии, парусном и гребном деле, управлении кораблем и соединением в бою и походе.
Методы проведения учебных занятий в военно-морских учреждениях отрабатывались постепенно, с учетом уровня подготовленности воспитанников [6]. При становлении военно-морского образования основным был метод заучивания пройденного материала наизусть. Учебный материал излагался без доказательств, в виде вопросов и ответов, что неизбежно приводило к механическому его запоминанию. Теоретические занятия с учениками проводились методом чтения учебников или записок, а сами учебники составлялись в форме катехизиса, как это было принято в европейских странах. Практические занятия в основном сводились к выполнению расчетных задач по математике, навигации, мореходной астрономии, геодезии и другим предметам. По
своей сущности это была школа памяти: от учеников требовалось механическое запоминание учебного материала. В дальнейшем методика проведения занятий и их методическое обеспечение постоянно совершенствовались.
Проведенные глубокие изменения в содержании образования и организации образовательного процесса в XVIII веке на долгие годы предопределили тенденцию к усилению общеобразовательного и гуманитарного компонентов и практической направленности в военно-профессиональной подготовке офицеров флота, которые позволяли наряду с обучением большое внимание уделять и воспитанию будущих морских офицеров.
Историко-педагогический анализ дает основание утверждать, что все доступные воспитательные средства, все способы непосредственного воздействия наставников на их питомцев, повседневное исполнение установленных обычаев, ритуалов и традиций своевременно возбуждали и твердо упрочивали в каждом из них живой интерес к военному делу и славе родного оружия, глубокое уважение к профессии офицера.
Воспитанники военно-морских учебных заведений, вошедшие в историю как выдающиеся флотоводцы: адмиралы Ф.Ф. Ушаков, В.Я. Чичагов, Д.Н. Сенявин, Н.С. Мордвинов, М.П. Лазарев, Г.И. Бутаков, П.С. Нахимов, В.И. Истомин, С.О. Макаров,
Н.О. Эссен и многие другие, - получив всестороннюю морскую военно-профессиональную подготовку, отвечающую требованиям своего времени, необходимое воспитание, отлично исполняли на разных должностях нелегкие служебные обязанности. Кроме того, они сформировали школу практической военно-профессиональной подготовки офицеров ВМФ России, разработали свои, весьма прогрессивные военно-педагогические взгляды, создали эффективные системы подготовки моряков к длительным плаваниям, к действиям в бою и тем, несомненно, развили военно-педагогическую науку.
Военно-педагогические взгляды выдающихся адмиралов отечественного ВМФ были тесно связаны с развитием научнопедагогической мысли России, которую выражали гражданские педагоги П.Ф. Кап-терев, К.Д. Ушинский, Н.А. Корф и другие. Это стало важным социально-педагогическим фактором дальнейшего совершенствования военно-профессиональной подготовки морских офицеров применительно к потребностям своего времени, интересам развивающегося флота, меняющимся условиям вооруженной борьбы на море.
Необходимым педагогическим условием устойчивости, непрерывности и управляемости системы военно-профессиональной подготовки в ВМФ России служили социально-правовые требования и юридически обоснованные нормы профессионального поведения офицеров. Они формировались в конкретных исторических условиях и легли в основу государственных взглядов на обучение и воспитание офицеров флота.
Первый Морской Устав является образцом военно-морской теоретической мысли и литературным памятником замечательной эпохи выдающихся побед Российского Императорского флота, созданным поколением лучших морских офицеров [7]. Некоторые его положения оказались настолько жизненными, что на протяжении всей истории русского и советского ВМФ оставались в последующем без изменения. Устав органично сконцентрировал в себе все морские традиции и военно-профессиональные правила, которые дала действительная жизнь и профессиональная служба на кораблях флота при всевозможных обстоятельствах и условиях, которыми так богата морская история.
В январе 1722 года был разработан и вступил в силу закон, который получил название «Табель о рангах» - стройная система военных офицерских чинов. В основу чинопроизводства были положены не сословные привилегии, а личные качества, военно-профессиональные способности, об-
разование, опыт и храбрость офицера. Впоследствии в русском военно-морском флоте (1855 г.) был установлен морской ценз: продолжительность времени, проведенного офицерами на корабле, как условие дальнейшего продвижения по службе, - просуществовавший до 1907 года.
Важным социально-педагогическим фактором исследуемого периода, влияющим на формирование системы военно-профессиональной подготовки офицеров ВМФ России, являлись складывающиеся военнопрофессиональные традиции [8].
Педагогический характер военно-профессиональных традиций наиболее ярко выражен в сфере общения и самосовершенствования офицеров флота. Особое место в профессиональном воспитании офицеров всегда принадлежало корабельным кают-компаниям [9] и морским офицерским собраниям [10]. Они служили важнейшим средством активизации военно-профессиональной среды.
Морские офицерские собрания, кают-компании кораблей давали прекрасные уроки военно-профессиональной подготовки офицеров флота. Они учили четким, ясным правилам, необходимым на службе и в быту, ценили высокий интеллектуальный уровень своих членов, располагали к товарищескому общению независимо от звания и служебного положения, прививали умение отличать служебные, официальные и братские взаимоотношения.
Традиция самовоспитания и самообразования офицерского состава, по мнению военных педагогов дореволюционной России, являлась важнейшим путем формирования лучших военно-профессиональных качеств. Офицер был обязан непрестанно повышать свой военно-профессиональный уровень, вырабатывать в своем характере те черты, которые позволили бы ему высоко нести звание офицера. «И муштруйте, и воспитывайте!... Но только сначала себя, а потом солдата», - требовал в свое время Н.Д. Бутовский [11].
Самовоспитание и самообразование
строились на прочном фундаменте умственного и нравственного развития, полученного офицером в стенах военного учебного заведения. «Человек, окончивший школьное образование, должен вступить в жизнь с сознанием, что он еще ничего не знает и не имеет никакого военного воспитания и что его познакомили лишь с программой знаний и показали рамки, в которые должна вложиться его личность в смысле воспитания, но и то и другое ему придется достигнуть самому», - таков общепедагогический взгляд С.О. Макарова на проблему самообразования и самовоспитания [12].
Исследование сущности и содержания некоторых военно-профессиональных традиций офицеров Российского ВМФ показывает, что они служили основой формирования военно-профессиональной среды. В ней активно использовались нравственные идеалы и воздействие силой личного примера, проходила разработка и реализация морально-этических норм поведения, устанавливались педагогически целесообразные отношения и развивалась самодеятельность, шел поиск побуждения офицера к самообразованию и самовоспитанию.
Таким образом, к началу XX века сложилась отечественная национальная система военно-профессиональной подготовки офицерских кадров ВМФ России, которая в своей динамике представляла сложный, противоречивый педагогический процесс. Сформировавшиеся социально-педагогические подходы к решению исследуемой проблемы говорят о ее неоднозначности и зависимости от социально-политических и иных факторов. Вместе с тем накопленный опыт организации качественной военнопрофессиональной подготовки офицеров активно использовался в другие исторические периоды.
Литература
1. Волков С.В. Русский офицерский корпус.
- М., 1993. - С. 71; Колыбель флота. Нави-гацкая школа - морской корпус. 1701-1951.
- Париж, 1951. - С.14.
2. Чекуров М.В. Так гласил морской закон. -
М., 1998. - С. 39-40.
3. Нужнов И.Н., Вахмистрова С.И. История
становления и развития системы подготовки офицерских кадров Российского флота. - СПб., 1997; Военно-морское образование в России / В.П. Еремин, Н.Д. Закорин, В.П. Кобзев, Н.В. Махров. -СПб., 2000. - С. 97-102.
4. Паначин Р.Г. Педагогическое образова-
ние в России: Историко-педагогические очерки. - М., 1979. - С. 82-83.
5. Веселаго Ф.Ф. Очерк истории Морского
кадетского корпуса. - СПб., 1852.
6. Галушко Ю.А., Колесников А.А. Школа
российского офицерства. Исторический справочник. -М., 1993. - С. 7-50.
7. Книга Устав Морской. О всем, что касается
к доброму управлению в бытность флота на море. - СПб., 1763. - С. 1.
8. Масягин В.П. Военно-профессиональные
традиции офицеров ВМФ России (педагогический аспект): Учеб. пособие. - Калининград, 2001.
9. Горденев М.Ю. Морские обычаи, тради-
ции и торжественные церемонии Русского Императорского флота. - М., 1992; Ды-гало В.А. Флот государства Российского. Откуда и что на флоте пошло. - М., 1993.
10. Кронштадтское морское собрание. Краткий очерк столетнего существования. -СПб., 1902; Российский государственный архив Военно-морского флота: ф. р-203, оп. 1; д. 28.,л 13.; ф. р-283, оп. 2, д. 95., л. 4-4об.; д. 1107. л. 65.; ф. р-249, оп 1, д. 84, л. 24-29 об.
11. Военная психология и педагогика. Хрестоматийный сборник. - М., 1992. - С. 38.
12. Макаров С.О. Рассуждения по вопросам морской тактики. - СПб., 1997. - С. 42.
g