Научная статья на тему 'Зарождение тектоничности. Неолитические храмы Мальты'

Зарождение тектоничности. Неолитические храмы Мальты Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
163
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕКТОНИКА / МАТЕРИАЛ / НЕОЛИТИЧЕСКИЕ СВЯТИЛИЩА МАЛЬТЫ / КАПИТЕЛЬ / ОБЪЁМНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ / КОЛОРИСТИКА / TECTONICS / MATERIAL / MALTA NEOLITHIC SANCTUARIES / CAPITAL / VOLUME-SPATIAL COMPOSITION / COLORISTICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бучка Александр Михайлович

В статье рассматривается вопрос о зарождении тектоничности в неолитических храмах Мальты. С этой проблемой связаны задачи семантического и структурного анализа единства назначения, материала, конструкции, эстетики и композиции древних капищ Мальты. Автор обосновывает предположения о присутствии первооснов тектоничности в древнейших сооружениях неолитической архитектуры. В результате исследования определены: характеристики формы, материал и конструкции; объёмно-пространственная компоновка; колористика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORIGIN OF TECTONICITY: MALTA NEOLITHIC TEMPLES

The article examines origin of tectonicity in Malta Neolithic temples. This problem involves a semantic and structural analysis of integrity of purpose, material, construction, esthetics and composition of Malta ancient pagan temples. The author justifies a hypothesis on evidence of tectonicity fundamental principles in the most ancient examples of Neolithic architecture. Relying on the findings the researcher describes forms, material and constructions, identifies volume-spatial composition, coloristics.

Текст научной работы на тему «Зарождение тектоничности. Неолитические храмы Мальты»

Бучка Александр Михайлович

ЗАРОЖДЕНИЕ ТЕКТОНИЧНОСТИ. НЕОЛИТИЧЕСКИЕ ХРАМЫ МАЛЬТЫ

В статье рассматривается вопрос о зарождении тектоничности в неолитических храмах Мальты. С этой проблемой связаны задачи семантического и структурного анализа единства назначения, материала, конструкции, эстетики и композиции древних капищ Мальты. Автор обосновывает предположения о присутствии первооснов тектоничности в древнейших сооружениях неолитической архитектуры. В результате исследования определены: характеристики формы, материал и конструкции; объемно-пространственная компоновка; колористика. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2017/3-2/7.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 3(77): в 2-х ч. Ч. 2. C. 34-36. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2017/3-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

SPECIFICITY AND INTERRELATION OF NATURAL, SOCIAL AND HUMANITIES TYPES OF KNOWLEDGE

Butenko Nadezhda Alekseevna, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor Surgut State University butenko98@rambler. ru

The article deals with the problem of specific features of social and humanities knowledge in two aspects: firstly, difference between social and humanities knowledge and natural sciences and, secondly, difference between the humanities and social fields of knowledge. In relation to the first aspect, the author notes that it is impossible to represent social and humanities knowledge in clear standards of natural science. Concerning the second aspect, it is pointed out that understanding of interconnection of social structures and the personality, which is expressed in the problem of division of social and humanities knowledge, depends on transformation of the society itself.

Key words and phrases: social sciences; humanities; natural science; microsociology; macrosociology; "sciences about nature"; "sciences about spirit"; naturalism; antinaturalism; reductionism.

УДК 72.012 Искусствоведение

В статье рассматривается вопрос о зарождении тектоничности в неолитических храмах Мальты. С этой проблемой связаны задачи семантического и структурного анализа единства назначения, материала, конструкции, эстетики и композиции древних капищ Мальты. Автор обосновывает предположения о присутствии первооснов тектоничности в древнейших сооружениях неолитической архитектуры. В результате исследования определены: характеристики формы, материал и конструкции; объёмно-пространственная компоновка; колористика.

Ключевые слова и фразы: тектоника; материал; неолитические святилища Мальты; капитель; объёмно-пространственная композиция; колористика.

Бучка Александр Михайлович, к. архитектуры, доцент

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону аЬы^ка@таИ. гы

ЗАРОЖДЕНИЕ ТЕКТОНИЧНОСТИ. НЕОЛИТИЧЕСКИЕ ХРАМЫ МАЛЬТЫ

Тектоничность обозначает структурирование, пропорционирование, организацию и гармонический баланс архитектурной массы, несомых и несущих элементов в соответствии: с возможностью материалов и конструкций; с эстетикой восприятия гравитации, сил тяжести, сжатия, растяжения, распора, устойчивости, динамических, сейсмических и ветровых нагрузок. Тектоничность архитектурного облика эстетично и правдиво отражает работу строительной конструкции. В процессе изучения истории архитектуры и искусства возникает проблема заимствования и использования не только тектонического опыта возведения зданий и технологических навыков, но и непосредственно материалов, фрагментов и конструкций древних сооружений для возведения более новых, совершенных и востребованных зданий. Цель исследования - выявление примеров заимствования и переосмысления пластического убранства, фрагментов архитектуры в тектонической структуре культового или дворцового здания. В качестве объекта изучения проявления тектоники выбраны неолитические капища Мальты. При сооружении храмового комплекса святилищ потребовались знания и навыки организации эстетически упорядоченного и эмоционально организованного строя форм, пространств и пропорций.

Для исследования привлечены материалы по архитектуре, истории строительных конструкций, археологии, динамике полихромии. Это даёт возможность апробации эволюционной теоретической модели преемственного заимствования, развития и совершенствования фрагмента формы в структуре вариантов тектонического содержания. Объектом исследования служит мотив сдвоенных, зеркально отображённых волют.

Симметричная, чёткая, астрономически ориентированная, топологически вписанная в рельеф структура храма в основе подразумевала навыки планировки и ориентации на местности. Главным было утверждение центральной оси святая святых и триангуляция боковых осей летнего и зимнего солнцеворотов. Чтобы проделать ритуал закладки осей капища, необходимо использовать надёжную и устойчивую вертикаль: предположительно столпообразный менгир, деревянное бревно или шест, фиксирующее отверстие в основании и верёвочный отвес. Оси фиксировались надёжными сооружениями из камней по тени от столба в моменты восхода светила. Таким образом, вертикальный столб приобретал исключительно важное семантическое и планировочное значение в процессе закладки оснований алтарей капища. Место размещения столба первоначально находилось в створе портала входного трилитрона. Интересно отметить, что столб или колонна, расположенные на оси храмового святилища, встречаются в древних архаических мегаронах в портике между антами для опоры поперечной балки. Вотивная колонна коринфского ордера, посвящённая богу, находится на оси в интерьере классического храма Аполлона в Бассах.

ISSN 1997-292X

№ 3 (77) 2017, часть 2

35

Структура развитой формы храма образована двумя различными по тектонике системами конструкций. С точки зрения конструкции и геометрической проекции это очень откровенные и правдивые формы, которые всегда совпадают сами с собой. Апсида или камера представляет собой овоидное сооружение на основе овального плана. Трилитрон является ячейкой на основе прямой призмы. Ведущая конструктивная система стены и ложного купола имеет выраженный объёмно-пространственный характер. Стены отдельных округлых камер и апсид в нижней части собраны из больших вертикально поставленных плит. Плиты вставлены в неглубокие пазы, прорубленные в скальном основании. По вертикальным плитам уложен следующий ряд плит, расположенных уже горизонтально, с перевязкой швов. Следующий третий уровень горизонтально расположенных плит выполняется в консольной кладке из небольших камней. Продолжение консольной кладки из плит и камней приводит к образованию древнейшей формы ложного купола или свода. Переход от стены к купольной форме акцентирован конструктивно горизонтальным расположением плит. Визуализация тектоники этой конструкции представлена гипотетической графической реконструкцией купольного сооружения позднего неолита на Мальте: а) ложный свод апсиды Хаджар Ким выполнен в кладке с консольным защемлением; б) все элементы архитектонического убранства интерьера Палаты оракула в комплексе рукотворных пещер гипогеума Хал Сафлиени вырублены из скалы по аналогам, сложенным из камня на поверхности. Концентрические, циркульные выступы тесаного потолка соответствуют уступам консольно-защемлённых блоков в кладке ложного купола наземного прототипа [6].

По периметру всего храмового комплекса возводилась другая стена, которая включала алтарные трилит-роны и плиты со скульптурным, символическим изображением Великой Матери. Наружная стена состояла из более крупных плит и блоков. Промежуток между наружными и внутренними стенами заполнялся кладкой или грунтом. Технологическое назначение конструкции наружной стены заключалось в предотвращении сдвигов и расползания кладки из плит, блоков и грунтовой насыпи. Иногда в пространстве между стенами располагали скрытые проходы и лестницы для служителей храмовых капищ. Таким образом, распор тяжелого купольного или ложного арочного перекрытия воспринимался стеной с грунтовым заполнением и передавался в каменное основание.

В некоторых вертикально поставленных плитах - ортостатах - сделаны внутри прямоугольные проёмы с выбранным по периметру профилем. Плиты с проёмами расположены в перегородках на границах ритуальных зон внутри несущих стен святилища.

В структуре стен присутствует другая конструкция из плит и блоков, обладающая относительной самостоятельностью. Эта конструкция связана с организацией порталов-трилитронов для проникновения лучей восходящего светила внутрь дальних алтарных апсид либо связана с обрамлением внутренних и внешних алтарных ниш. Через порталы трилитронов паломники проходят к оракулам и святая святым капищ для обряда посвящения. Трилитроны образуют две вертикально установленные плиты, на которые сверху оперта третья горизонтальная плита или балка. Вертикальные боковые плиты трилитрона развёрнуты перпендикулярно примыкающим стенам. Встречаются двойные трилитроны. В основании между вертикальными стойками помещалась ступень, за которой следовало мощение пола в местной технологии «торба». Конструкция трилит-рона размещается в нижней части стены, под началом горизонтального пояса консольно-защемлённых уступов ложного купола. Мощная и устойчивая прямоугольная конструкция из трёх мегалитических плит воспринимает нагрузку каменного свода и передаёт её в каменно-грунтовую стену и на скальное основание.

Таким образом, в здании храма соединены две различные конструктивные и тектонические системы. Одна система использована для возведения стен, сводов и куполов по округлому плану и связана с образом Матери-Земли, с мраком, смертью и таинством перерождения. Другая система использована для организации порталов из вертикальных опор и горизонтального перекрытия и связана с сиянием небесного светила, с животворящим и оплодотворяющим лучом, с путём паломника к перерождению. В далёком будущем эти конструкции образуют: сводчатую, купольную кладку; прямоугольную в плане стену из тёсаных блоков; каркасную стоечно-балочную систему. Принципиальные конструктивные схемы ясно связаны с тремя геометрически стилизованными изобразительными схемами позднего неолитического искусства:

- символические изображения движения вод, ростков и светил на основе священного овала, спирали и дуг;

- символическое изображение перерождения и возрождения на основе священного лобкового треугольника с вершиной, обращённой вниз;

- символическое изображение пламени с вершиной, обращённой вверх; символическое изображение порядка; обработанного, засеянного поля, плодородия; исполнение воли богини и просьба о покровительстве на основе священного ромба и квадрата с ямкой-точкой внутри. По раскопанным фундаментам и глиняным моделям известны переходные формы в строительстве от овальных планов зданий к прямоугольным. Эллиптическую форму очертания фундамента сохраняла северная часть плана мегарона «А», удалённая от прямоугольного входного портика в антах. Мегарон «А» относится к доэллинскому времени, ко 11-му тысячелетию до н.э. [1, Рис. 4, 8].

В культовом убранстве и конструкциях святилищ Мальты предположительно прослеживаются прото-элементы будущих критских, кипрских, эолийских и хеттских капителей, а возможно, фрагментов системы ионического и коринфского ордеров. Этот мотив образован симметричными спиральными волютами на поверхности прямоугольного блока. В центральной части из-за пересечения верхних дуг образуется треугольник. Утверждение следует проиллюстрировать примерами и сопоставлениями блоков с изображением двойных симметричных спиралей святилищ неолита Мальты с древними капителями средиземноморья в хронологическом порядке.

A. Известняковый блок с симметричными спиралями солнечного цикла в виде глаз богини, которые не являются точным зеркальным отражением друг друга. Между ними расположен лобковый треугольник возрождения. Фон заполнен ямочным или чашевидным орнаментом, обычным для заполнения поверхностей большинства неолитических храмов. Размеры известнякового блока составляют 72 см в ширину и 43 см в высоту. Хаджар Ким, 3600-3200 г. до н.э. Мальта [7].

Б. Алтарный известковый блок с симметричными спиральными «очами» и лобковым треугольником обнаружен в храме капища Буджибба (или Таршин), 3600-2500 г. до н.э. Мальта [8].

B. Один из парных камней в Таршине. 3600-2500 г. до н.э. Мальта [11].

Г. Изображение сдвоенной по вертикали волютной капители колонны, расположенное на обломке трона колоссальной статуи, найдено в храме-мегароне Тель-Таинат. Под капителью - эхин с резными листьями, ниже расположены два валика [4, Табл. 91, 97, Фиг. 4].

Д. Самария. Капители прямоугольных пилястр домов царского квартала, начало I тысячелетия до н.э. Капители пилястр в протоионийском стиле, вторично использовались в более поздних стенах [2]. Е. Капитель среднего столба в храме «А» VII в. до н.э. в Принии на о. Крите [3; 5].

Итак, материалы статьи позволяют сделать следующие выводы. Сооружения храмовых комплексов Мальты обладают первозданной, откровенной, правдивой тектоникой, соответствующей технологиям, утилитарности, эстетике и идеологии неолитического синкретизма.

Обилие местных школ, материалов и конструктивных систем в средиземноморском регионе в период бронзового века обусловило различные варианты расположения блока с симметричными резными волютами в структуре прямоугольной или полукруглой пилястры, опорного столба или колонны.

В совокупности с ленточным орнаментом из яиц-овов, ленточным орнаментом симметричных спиральных завитков, гравированным орнаментом листвы (складок на юбках Венер из Хаджры), плоскостной стилизацией рельефа шествия домашних животных и символическим содержанием материнства и женственности можно предположить наличие изобразительного строя элементов прототипа эолийской, критской, кипрской, хеттской капители, возможно ионической и коринфской капители.

Разумеется, в конкретный хронологический период и в определённой местности использовали свои строительные и отделочные материалы: конструктивные - известняк, базальт, мрамор, дерево, саман, кирпич, керамику; связующие - глину, гипс, торба; пигменты - красную и жёлтую охры (лемонит), гематит, малахит, азурит, сажу, мел; отделочные - инкрустацию бирюзой, сердоликом, перламутром, фаянсом, медью.

Список источников

1. Баранов Н. В. Древнейший храм в Фермосе [Электронный ресурс]. URL: http://www.historicus.ru/khrami/ (дата обращения: 28.12.2016).

2. Михайлов Б. П. Палестина: Иерихон, Самария, Мегиддо [Электронный ресурс]. URL: http://archisto.info/palestina-yerihon.html (дата обращения: 25.12.2016).

3. Пичикян И. P. «Малая Азия - Северное Причерноморье». Античные традиции и влияния. Гл. II. Эволюция греческого храма и формирование ионийского стиля [Электронный ресурс]. URL: http://www.bosportemple.ru/content/library/ paper_04_02.htm (дата обращения: 25.12.2016).

4. Сахаров С. И. Хеттская и сиро-хеттская архитектура. Святилище в Язили-Кая [Электронный ресурс]. URL: http://www.historicus. ru/hettskay_i_siro_hettskaya_arhitektura/ (дата обращения: 28.12.2016).

5. Хазанов Д. Б. Храм в Дреросе [Электронный ресурс]. URL: http://www.historicus.ru/khrami/ (дата обращения: 25.12.2016).

6. http://dostoyanieplaneti.ru/media/k2/galleries/3205/1024px-Couverture_du_temple_Hagar_Qim.jpg (дата обращения: 25.12.2016).

7. https://web.infinito.it/utenti/m/malta_mega_temples/hagar/qimoculi.html (дата обращения: 26.12.2016).

8. Thom A. European Megalithic Spiral Art: Maltese Spirals [Электронный ресурс]. URL: http://www.ancient-wisdom.com/ spirals.htm (дата обращения: 27.12.2016).

9. Thom A. Maltese Astronomers [Электронный ресурс]. URL: http://www.ancient-wisdom.com/malta.htm (дата обращения: 27.12.2016).

10. Whitaker A. Bugibba Temple: The Great Altar Stone [Электронный ресурс]. URL: http://www.ancient-wisdom.com/ maltabugibba.htm (дата обращения: 27.12.2016).

11. Whitaker A. Other Similarities between Complexes. Spiral Art: Cross-Cultural Similarities [Электронный ресурс]. URL: http://www.ancient-wisdom.com/complexes.htm (дата обращения: 24.12.2016).

ORIGIN OF TECTONICITY: MALTA NEOLITHIC TEMPLES

Buchka Aleksandr Mikhailovich, Ph. D. in Architecture, Associate Professor Southern Federal University in Rostov-on-Don abuchka@mail. ru

The article examines origin of tectonicity in Malta Neolithic temples. This problem involves a semantic and structural analysis of integrity of purpose, material, construction, esthetics and composition of Malta ancient pagan temples. The author justifies a hypothesis on evidence of tectonicity fundamental principles in the most ancient examples of Neolithic architecture. Relying on the findings the researcher describes forms, material and constructions, identifies volume-spatial composition, coloristics.

Key words and phrases: tectonics; material; Malta Neolithic sanctuaries; capital; volume-spatial composition; coloristics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.