Научная статья на тему 'Зарождение идей авангарда в советской архитектуре. Применение принципов эпохи
советского авангарда 1920-х годов в современном проектировании жилищ'

Зарождение идей авангарда в советской архитектуре. Применение принципов эпохи советского авангарда 1920-х годов в современном проектировании жилищ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
532
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
архитектура советского авангарда / супрематическая композиция / процесс сполии / город на опорах / Устойчивый урбанизм / Soviet avant-garde architecture / suprematist composition / spolia process / city on stilts / Sustainable urbanism

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Улько Александр Сергеевич

В статье проводится историко-архитектурный анализ, в ходе которого прослеживается процесс становления советской архитектуры 1920-х годов и ее влияние на последующие поколения отечественных и за- рубежных архитекторов. На примере экспериментальных проектов квартальной жилой застройки, предостав- ленных автором, доказывается сегодняшняя актуальность приемов и принципов объемно-пространственного построения жилищ, предложенных мастерами советского авангарда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ideas' origin of the Soviet avant-garde architecture. The application of the Soviet avant-garde principles of the 1920s in modern dwelling design

The article provides a historical and architectural analysis, which shows us the origin process of the 1920s Soviet architecture and the influence on domestic and foreign architects of subsequent generations. For instance, the author's experimental quarterly housing projects prove the relevance of the principles of spatial dwelling construction developed by the masters of the Soviet avant-garde.

Текст научной работы на тему «Зарождение идей авангарда в советской архитектуре. Применение принципов эпохи советского авангарда 1920-х годов в современном проектировании жилищ»

versität Dortmund. - Dortmund, 2013. - URL: https://eldorado. tu-dortmund.de/bitstream/2003/30453/1/Dissertation.pdf (date of access: 24.04.2020). - Text: electronic.

7. Das Ruhrgebiet hat das Potenzial zur stärksten deutschen Metropolregion. - URL: https://www.ruhrnachrichten.de/nachrichten/ ruhrgebiet-studie-sieht-grosse-chancen-fuer-die-zukunft-1498828. html (date of access: 24.04.2020). - Text: electronic.

8. Freye W. Konferenzeröffnung: Nach dem Kulturhauptstadtjahr: Was bleibt, ist noch nicht gesichert / Wolfgang Freye // Dokumentation der Konferenz Nach dem Kulturhauptstadtjahr: Koopera-

tionen entwickeln - Masterplan Kulturmetropole Ruhr auf dem Prüfstand am 18. Juni 2011 im Haus des Regionalverbandes Ruhr in Essen. - URL: https://www.kopofo-nrw.de/fileadmin/kopofo-nrw/ broschueren/kopofo_nrw_Broschuere_Masterplan_Kulturmetro-pole_Ruhr_auf_dem_Pruefstand.pdf (date of access: 24.04.2020). -Text: electronic.

9. Weitere Schritte für die Zukunft des Ruhrgebiets. - URL: https:// www.land.nrw/de/pressemitteilung/weitere-schritte-fuer-die-zukunft-des-ruhrgebiets (date of access: 24.04.2020). - Text: electronic.

А.С. Улько DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10093

A.S. Ulko

Зарождение идей авангарда в советской архитектуре. Применение принципов эпохи советского авангарда 1920-х годов в современном проектировании жилищ The ideas' origin of the Soviet avant-garde architecture. The application of the Soviet avant-garde principles of the 1920s in modern dwelling design

Ключевые слова: архитектура советского авангарда, супрематическая композиция, процесс сполии, город на опорах, Устойчивый урбанизм.

Keywords: Soviet avant-garde architecture, suprematist composition, spolia process, city on stilts, Sustainable urbanism. Аннотация: В статье проводится историко-архитектурный анализ, в ходе которого прослеживается процесс становления советской архитектуры 1920-х годов и ее влияние на последующие поколения отечественных и зарубежных архитекторов. На примере экспериментальных проектов квартальной жилой застройки, предоставленных автором, доказывается сегодняшняя актуальность приемов и принципов объемно-пространственного построения жилищ, предложенных мастерами советского авангарда.

Abstract: The article provides a historical and architectural analysis, which shows us the origin process of the 1920s Soviet architecture and the influence on domestic and foreign architects of subsequent generations. For instance, the author's experimental quarterly housing projects prove the relevance of the principles of spatial dwelling construction developed by the masters of the Soviet avant-garde.

Исторические события первого десятилетия ХХ столетия, происходившие в Российской Империи, стимулировали развитие новых идей в искусстве. Авангардные течения в живописи, литературе, музыке отразили в себе события Октябрьской революции, послереволюционную жизнь во вновь сформировавшейся стране. С приходом к власти Советов появляется спрос на новые стандарты для жизни народа. Создание проекта башни-памятника III Коммунистического Интернационала (В. Татлин, 1919 г.) символизирует рубеж, разделяющий архитектуру на классическую, строящуюся по старым принципам, и архитектуру будущего. С учреждением ВХУТЕМАСа (Высших государственных художественно-технических мастерских) в 1920 году начинается поиск нового архитектурного языка, отвечающего запросам социалистического общества. Отечественная архитектурная школа дала определенный творческий результат, сопоставимый с результатами школы Бауха-ус. Данная образовательная система воспитала будущий цвет архитектурного сообщества. Выпускные дипломы учеников ВХУТЕМАСа (институт Ленина И. Леонидова, летающий город Г. Крутикова и др.) вошли в золотой фонд истории советской и современной архитектуры.

В 1920-е годы СССР стал площадкой для новых экспериментов и в архитектурной практике. Огромное ко-

личество концептуальных проектов стало базой для реализации зданий клубов, домов-коммун, фабрик-кухонь, новых административных зданий и др.; воплощались в жизнь проекты поселков и городских районов для рабочих, новых городов, ориентированных на социалистический строй общества. Так, проведенный ОСА в 1927 году конкурс на тему «новой формы современного жилища» позволил говорить о жилых домах с расширенной бытовой и общественной функцией (М. Гинзбург, А. Оль и др.), о жилых районах со строчной и дисперсной застройкой (И. Соболев, В. Владимиров и др.). В течение периода первой пятилетки (1928-1932 гг.) происходило непрерывное развитие идей авангарда и их практическая реализация в экспериментальных проектах ОСА (дом Наркомфина, арх. М. Гинзбург и др., 1930 г.), АСНОВА (типография журнала «Огонек», арх. Л. Лисицкий, 1932 г.), ВОПРА (жилой дом ЕрГЭС, арх. М. Мазманян) и др. Однако в 1932 году с постановлением «О перестройке литературно-художественных организаций» на сцену вернулась философия классической архитектурной школы.

В 1954 году по личному указу генерального секретаря Н.С. Хрущева распускается Академия архитектуры и создается Академия строительства и архитектуры СССР. Заканчивается эпоха эклектики и начинается эпоха

модернизма. Появляются первые публикации Н. Бы-линкина, Г. Градова, В. Каменского, В. Лаврова и др., описывающие важное теоретическое и практическое значение советской архитектуры и градостроительства 1917-1932 годов [3, с. 331-335]. Наследие, оставленное мастерами авангарда, в большой степени отразилось на творчестве архитекторов и художников периода «хрущевской оттепели» (арх. Н. Остерман, Г. Павлов, худ. Е. Аблин и др.).

Тем временем, ставшие доступными к концу 1960-х гг. в странах Европы и Америки работы и тексты выдающихся мастеров русского авангарда (Л. Ли-сицкого, К. Малевича, В. Татлина и др.) повлияли на творчество молодого поколения западных архитекторов (Б. Чуми, З. Хадид, Р. Колхаса и др.). На протяжении 1980-х годов ими был создан ряд выдающихся концептуальных проектов, представленных на выставке в Музее современного искусства в Нью-Йорке (1988 г.) [5, p. 10-20]. Данное событие стало свидетелем зарождения нового стиля в архитектуре, впоследствии названного деконструктивизмом. Во многом формальное восприятие русского авангарда 1910-1920-х годов перешло в рождение новых объемно-пространственных решений в ранних проектах западных авторов. Например, в проектах З. Хадид (The Peak, 1982 г.) (рис.1б) и Д. Либескинда (City Edge, 1987 г.) важную роль играет плоскостная композиция плана (по композициям К. Малевича), которая впоследствии переходит в объемно-пространственное диагональное решение (ранние проекты В. Кринского, К. Мельникова, А., Л. и В. Весниных). В проекте Р. Колхаса (Apartment Building and Observation Tower, 1982) (рис.1а) важную роль занимает вертикаль пространственной фермы-башни (проект трибуны Л. Лисицкого, 1920 г.), объединяющая комплекс зданий и играющая роль доминанты проектируемого участка. Советские проекты рубежа 1920-1930-х годов зачастую не были рассчитаны на возможность их реализации, а носили формальный, идеологический характер, и в будущем послужили источником новых фасадных, объемно-пространственных решений. Будучи переосмысленными, данные решения стали базой для многих архитектурных концепций и проектов конца XX столетия как за рубежом (С. Холл, Б. Чуми и др.), так и в СССР (Ю. Аввакумов, К. Бойм и др.) (рис.1в). Подобное заимствование описывается Патриком Мак-Эндрюсом, как процесс «сполии» (от лат. Spolia - элементы декора, которые выламывались из древних сооружений и использовались при строительстве новых зданий) [7, p. 64].

В 2009 году в Шэньчжэне (Китай) по проекту Стивена Холла был построен многофункциональный центр Vanke (рис. 1г). Здание имеет сложную композицию из вытянутых и приподнятых над землей объемов, покоящихся на ядрах вертикальных коммуникаций. Чилийский архитектор Пилар Пинчарт в своей статье сравнивает современное здание с проектом горизонтального небоскреба Лазаря Лисицкого (1924 г.) [8]. Советский проект, представленный ограниченным набором функций, опирающийся на три кристаллические башни, пи-

шет Пинчарт, как бы является одним из восьми идентичных пространственных модулей, используемых в современном центре Уапке. Данный пример наглядно показывает процесс нематериальной «сполии» - использование современным архитектором принципа объемно-пространственного построения здания, который был предложен в начале XX века Л. Лисицким.

Возвращаясь к истории зарождения советской архитектуры 1920-х годов, стоит рассмотреть процесс влияния на нее изобразительного искусства. Одним из главных центров развития авангардных идей, повлиявших на становление новой архитектуры, стало художественное объединение УНОВИС (1921-1922) во главе с К. Малевичем. Основные работы идеолога, такие как планиты (графические изображения супрематических сооружений, 1924 г.) и архитектоны (гипсовые архитектурные скульптуры, 1926 г.), плоские геометрические фигуры (супремы), идея космического города Аэро, вошли в основу теории супрематизма, а также оказали непосредственное влияние на формирование объемно-пространственных композиционных приемов в архитектуре тех лет. Ученик УНОВИС, Лазарь Хидекель, в будущем известный советский архитектор, был прямым представителем течения супрематизма, его работы развивали идеи Малевича и сподвижников. В начале 1920-х годов, под влиянием художественной системы «проунов» Л. Лисицкого, в работах Хидекеля стала проявляться тенденция перехода от супрематизма плоскостного к пространственному, полностью выраженная в его архитектурных проектах. Обучаясь в инженерном институте, Лазарь Хидекель развивает идею вертикального зонирования города, основные принципы которой использует в проектах «Надводный город» (1924-26), многоуровневый дом (1926) (рис. 2а), «Город на опорах» (1926-28) (рис. 2б) [2]. В данных проектах плоскостная супрематическая композиция переходит в архитектурную модель, в которой заложены определенные приемы и принципы объемно-пространственного построения здания. Данные приемы и принципы были применены автором статьи при создании трех экспериментальных проектов исследования в разделе «жилая квартальная застройка», где в качестве площадки под проектирование был отведен квартал 150х150 метров в градостроительной модели линейного города-сада.

В первом экспериментальном проекте квартала (рис. 3а), сформированном восемью жилыми секционными домами, применяется принцип вертикального зонирования пространства Л. Хидекеля (первое упоминание относится к 1922 г.), наложенный на модель дисперсной разновысотной застройки (от 6 до 8 этажей), прототипом которой явился проект города Магнитогорска И. Леонидова (1930 г.). Первые этажи жилых секций отданы под общественные помещения, а уличное пространство вокруг них - зоны рекреации, скверы. На отметке второго этажа все здания связываются системой открытых переходов и площадок, используемых жителями в качестве коммуникативных связей квартала. Последующие этажи зданий занимают жилые (шесть секций) и офисные (две секции) функции. Необходимое количество парко-

вочных мест расположено в подземном паркинге. Таким образом, в условиях современного города апробируется идея вертикального города Хидекеля, которая, в отличие от вертикальных городов К. Мельникова и А. Лавинско-го, имеет многоуровневое зонирование не только для экономии площадей занимаемого пятна застройки, но и для освобождения пространства уровня земли под дополнительные «зеленые» зоны.

Во втором экспериментальном проекте квартала (рис. 3б), представленном в виде линейных блоков га-лерейного типа, пересекающихся под прямыми углами, применен прием линейно-пересекающихся жилых образований Л. Хидекеля («Город на опорах», 1927-29 гг.). Горизонтальные линейные блоки различных функций приподняты над землей и опираются в узлах пересечений на вертикальные коммуникации. Данный прием объемно-пространственного построения в 1926 году наглядно демонстрировал переход плоскостной супрематической композиции в пространственную. В проекте применяется принцип вертикального зонирования, но уже с большим функциональным дифференцированием различных уровней. Уровень земли все также отдается под общественные рекреационные зоны, скверы. Последующие уровни линейных блоков занимают обобществленные помещения (библиотеки, кафе, зрительные залы и др.), открытые общедоступные террасы, жилые помещения.

Рис. 1. Архитектурные концепции конца XX - начала XXI в. а - Проект Apartment Building and Observation Tower. Арх. Р. Колхас, 1982 б - Проект The Peak. Арх. З. Хадид, 1982 в - Трибуна Ленинца, макет. Арх. Ю. Аввакумов, 1989 г - Эскиз центра Vanke. Арх. С. Холл, 2009

В третьем экспериментальном проекте квартала (рис. 3в) применен объемно-пространственный прием спирально-развивающегося жилого образования, где вытянутые галерейные блоки выстраиваются по спирали, организуя внутренний двор и внутриквар-тальную улицу. Подобный прием был предложен Л. Хи-декелем в эскизном проекте «Многоуровневого дома» в 1926 году. Однако в отличие от оригинального проекта, где выстраивание общественных функций идет вокруг жилой, современный проект предлагает организовать жилую функцию вокруг общественной. Таким образом, возникает возможность организации дополнительных внешних террас, используемых жителями верхних этажей. Важно отметить, что в данном проекте, как и в предыдущих, уделяется особое внимание разработке жилых зон (различные типы квартир) и общественных (досугово-рекреационные, обслуживающие, офисные и др.). Сегодня необходимо продуманное зонирование, способное отвечать требованиям всех жителей [10; с. 47].

Вышеописанные приемы и принципы, примененные в экспериментальных проектах квартала, способствуют его функциональному насыщению, более рациональному и компактному использованию. При этом сохраняются внутриквартальные рекреационные зоны, а общественные пространства становятся ориентированными на различные группы населения. Подобные решения позволяют создавать полноценную городскую среду, отвечающую современным принципам устойчивого развития, описанным профессором Портсмутского университета Штефаном Леманном. В одной из своих статей Леманн подчеркивает необходимость создания компактных и многофункциональных жилых комплексов, эффективно использующих ограниченное пространство. Английский автор рассматривает пример компактной модели жилища как наиболее благоприятной (жилой массив Interlace), а модель жилища с чрезмерно высокой или низкой плотностью как формирующую нездоровую социальную среду (город крепость Коулун, современные пригороды - субурбии) [6]. Так, на 5-м международном Симпозиуме по теории жилища, проводившемся в австралийском Брисбене (2015 г.), подчеркивались такие проблемы, как недостаточная обеспеченность современного жилища обслуживающими структурами, местами проведения досуга, его удаленность от мест приложения труда [9].

Рис. 2. Проекты Л. Хидекеля а - Многоуровневый дом. 1926 б - Город на опорах. 1926

Рис. 3. Экспериментальные проекты а -б - Линейно-пересекающихся застройкав -яся застройка

Дисперсная застройка Спирально-развивающа-

Таким образом, в ходе исторического анализа в статье прослеживается процесс становления советской архитектуры 1920-х годов, ее влияние на последующие поколения отечественных и зарубежных архитекторов. На примере экспериментальных проектов квартальной жилой застройки доказывается актуальность приемов и принципов, предложенных мастерами авангарда тех лет, позволяющих создавать комфортные условия проживания в современном городе.

Список цитируемой литературы:

1. Иванова-Веэн Л.И. От ВХУТЕМАСа к МАРХИ = From VKHUTEMAS to MARKHI: 1920-1936: архитектур. проекты из собрания Музея МАРХИ / Моск. архитектур. ин-т (гос. акад.), Музей истории моск. архитектур. шк.; авт.-сост.: О.М. Зю-скевич, Л.И. Иванова-Веэн, Т.В. Лысова. - Москва: А-Фонд, 2005. - 231 с.: ил.

2. Улько А.С. Влияние супрематизма на архитектурно-планировочную структуру жилых зданий эпохи конструктивизма / А.С. Улько // Наука, образование и экспериментальное проектирование: тезисы докладов международной научно-практической конференции, 6-10 апреля 2020 г. В 2 т. Том 1 / Московский архитектурный институт. - Москва: МАРХИ, 2019. - С. 529-530.

3. Хазанова В.Э. Советская архитектура первой пятилетки. Проблема города будущего / В.Э. Хазанова. - Москва: Наука, 1980. - 375 с.

4. Хан-Магомедов С.О. Лазарь Хидекель / С.О. Хан-Магомедов. -Москва: Русский авангард, 2008. - 129 с.: ил. - (Творцы авангарда). - ISBN 978-5-91566-001-3.

5. Johnson P. Deconstructivist architecture / P. Johnson, M. Wigley, J. Leggio (Eds.) // The Museum of Modern Art. - New York: Archive MoMA, 1988. - 104 p.

6. Lehmann S. Sustainable urbanism: towards a framework for quality and optimal density? / S. Lehmann // Future Cities and Environment. - 2016. -Vol. 2(8). doi: 10.1186/s40984-016-0021-3.

7. McAndres P.J. Russian avant-garde spolia: The legacy of the early 20th century Russian avant-garde in late 20th century architecture: a thesis for the degree of Master of Science in Design / Pat-ric J. McAndres; Harvard University Grate School of Design. -Cambridge, 2014. - 139 p.

8. Pinchart P. The horizontal skyscraper: reference as a brief genealogy in Steven Holl / P. Pinchart // ARQ 95 - UC Chile. - 2017. doi: 10.4067/s0717-69962017000100106.

9. Rogers D. Housing and socio-spatial inclusion / D. Rogers, R. Dufty-Jones, W. Steele // Cogitatio. - 2015.-Vol. 3(2). dio: 10.17645/ si.v312.264.

10. Welling H. Situation of dwelling - dwelling suiting situations / H. Welling, P. Mortensen, et.al. // NJ of Architectural Research. -2006. - Vol. 19(3). - URL: http://arkitekturforskning.net/na/article/ view/158 (date of access: 20.04.2020). - Text: electronic.

Е.А. Смахтина DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10094

E.A. Smakhtina

Новые форматы коллективного жилья New formats of collective housing

Ключевые слова: коллективные жилье, коливинг, социальная группа, ячейка. Keywords: collective housing, coliving, social group, unit.

Аннотация: В статье говорится об истории формирования коллективного жилья и отношении к нему в настоящее время. Также рассматриваются разнообразные социальные группы и их потребности в жилье. Abstract: The article tells about the history of the formation of collective housing and the attitude to it at the present time. Different social groups and various housing needs are also considered.

Тема формирования коллективного жилья всегда была актуальна. На протяжении большей части человеческой истории люди жили коллективно. Свои корни коллективное жилье берет глубоко в древности, когда еще не было разделения между общественной и частной жизнью. Люди собираются вокруг одного костра и под одной крышей, и это становится самым древним способом организации общины.

Возникновение новых форматов жилья связано с изменением образа жизни. Готовность к переездам, желание общаться и обмениваться полезной информацией с единомышленниками, требовательность к инфраструктуре, сервисам, к качественной жилой среде - все это способствует появлению новых форматов коллективного жилья.

В 1930-х годах власти пытаются решить проблему перенаселенности, и начинается уплотнение жилья. Доходные дома были превращены в коммунальные квартиры, норма жилплощади на человека уменьшалась с каждым годом. В 20-е годы прошлого века активно пропаганди-

ровалась идея обобществления граждан, которая привела к активному строительству общежитий и домов-коммун. Одним из самых ярких примеров домов-коммун в Москве является Дом Наркомфина по проекту архитектора Моисея Гинзбурга. Этот дом - пример воплощения коллективистской идеи и смелого эксперимента в области конструктивистского жилья. Дом имеет несколько типовых ячеек: Б, 2Б, К. Здание представляет собой шестиэтажный жилой дом и четырехэтажный коммунальный блок, соединенные между собой.

И по сей день основным видом коллективного жилья в России считаются общежития. Но говоря о мировом опыте коллективного жилья, сегодня можно заметить тенденцию роста одного из таких форматов - коливинга, возникшего в Европе и США. Коливинг - это усовершенствованная версия общежития или советской коммунальной квартиры с более функциональными и благоустроенными общими помещениями; он представляет собой дом и офис в одном месте, где происходит взаимодействие и общение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.