Научная статья на тему 'Зарождение идеи прогресса: античность или Новое время?'

Зарождение идеи прогресса: античность или Новое время? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3915
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕЯ / ТЕОРИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС / IDEA / THEORY / SOCIAL PROGRESS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Рахманин Александр Александрович

Статья представляет собой попытку осмысления идеи общественного прогресса с позиции ее исторического развития. Особое внимание обращается на то, что в современной философии имеется несколько точек зрения на развитие данной идеи. Автором рассматривается соотношение таких понятий как идея и теория в контексте представлений об общественном прогрессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The origin of the idea of progress: Antiquity or New time?

The paper presents an attempt to understand the idea of a social progress from the point of view of its historical development. It is underlined that there are several points of view on the development of this idea in modern philosophy. The author analyzes the correlation of such notions as idea and theory in the context of conceptions about social progress.

Текст научной работы на тему «Зарождение идеи прогресса: античность или Новое время?»

УДК 129

ББК ЮЗ (2)

А.А. Рахманин

г. Чита

Зарождение идеи прогресса: Античность или Новое время?

Статья представляет собой попытку осмысления идеи общественного прогресса с позиции ее исторического развития. Особое внимание обращается на то, что в современной философии имеется несколько точек зрения на развитие данной идеи. Автором рассматривается соотношение таких понятий как идея и теория в контексте представлений об общественном прогрессе.

Ключевые слова: идея, теория, общественный прогресс.

A.A. Rakhmanin

Chita

The origin of the idea of progress: Antiquity or New time?

The paper presents an attempt to understand the idea of a social progress from the point of view of its historical development. It is underlined that there are several points of view on the development of this idea in modern philosophy. The author analyzes the correlation of such notions as idea and theory in the context of conceptions about social progress.

Key words: idea, theory, social progress.

Особенность любой философской проблемы состоит в том, что она не имеет единственного, определенного раз и навсегда, решения. Со временем она может рассматриваться с позиций новых направлений философской мысли, переосмысляться и, как следствие, получать новое решение. Чаще других подвержены переосмыслению вопросы, тесно связанные с развитием общества. К их числу принадлежит и проблема общественного прогресса.

Тема прогресса является актуальной на продолжении нескольких столетий. Это обусловливается тем, что в настоящее время, несмотря на большое количество разнообразных подходов в данной области, ни один из них не является общепризнанным. Так же необходимо отметить взаимосвязь проблемы прогресса практически со всеми аспектами общественной жизни: этическим, религиозным, политическим и другими.

Изучая тенденции исторического развития и выделяя среди них более или менее общие, можно прийти к выводу, что общественный прогресс, как «постепенное совершенствова-

ние культурной и социальной жизни человечества» [см.: 8], есть наиболее общая тенденция исторического процесса. Особое значение в этом случае приобретает изучение истоков и развития идеи прогресса.

Вполне закономерно встает вопрос о соотношении таких понятий как идея и теория.

Идея представляет собой начальную форму познания и трактуется в современной философии как синоним термина «понятие». Идеи, появляясь в процессе познания, эволюционируют, переосмысляются и, в конечном итоге, служат основой для создания целостной научной теории. Теория может содержать идеи в качестве составных частей, а также идея может выступать в качестве базиса теории.

Термин теория обозначает форму организации знания, включающую в себя «комплекс взглядов, представлений, идей, связанных с попытками объяснения <...> определенной предметной области» [5, с. 709].

По своей структуре теория представляет собой систему элементов, связанных между собой определенными закономерностями, причём наиболее общие из них составляют её основу, а частные — выводятся из общих посредством логических построений.

Исходя из приведенных выше определений, можно говорить о том, что теория представляет собой наиболее совершенную форму научного знания, и процессу её формирования предшествует период возникновения и развития различных идей.

Когда же зародилась идея прогресса? Большинство современных авторов говорят о том, что идея прогресса впервые складывается в философии Нового времени. Так, например, С.Э. Крапивенский пишет: «Заслуга выдвижения идеи и разработки теории общественного прогресса принадлежит философам второй половины XVIII в. Идея общественного прогресса, признание того факта, что человечество<...> идет в своем движении вперед, есть выражение исторического оптимизма, свойственного передовым социальным силам» [2, с. 327].

С данной точки зрения, идея прогресса не могла возникнуть ранее, поскольку для её формирования и осмысления были необходимы определённые исторические изменения, предшествовавшие именно Новому времени.

Основной предпосылкой для возникновения идеи прогресса, по мысли О.Д. Симоненко, явилось изменение понятия времени — переход от циклического времени традиционных аграрных цивилизаций к линейному времени, связанному с христианским мировоззрением. Согласно этому мировоззрению, именно рождение и смерть

Иисуса Христа обусловили понимание того, что прошлое неповторимо, и время движется вперёд, приближая человеческое общество к так же неповторимым событиям — Апокалипсису, либо Тысячелетнему царству Иисуса Христа. Окончательное понимание времени как линейного процесса приходит только в Новое время. Доказательством этому служит тот факт, что еще в эпоху Возрождения общество искало идеалы совершенства не в будущем, а в прошлом, полагая, что эти идеалы остались в Античности.

Однако одно только понимание «линейности» времени, с этой точки зрения, не могло привести к возникновению идеи прогресса, поскольку в христианском толковании исторический процесс имеет свои начало и конец, а прогресс трактовался в Новое время, прежде всего, как бесконечное и ничем не ограниченное совершенствование общества.

Ощущение безграничности прогресса возможно лишь тогда, когда «человек как бы выведен за пределы природы или не чувствует их, противостоит ей, использует ее потенциал и ресурсы, оставаясь независимым от нее» [7, с. 12]. Предпосылками такого восприятия действительности явились Великие географические открытия, которые позволили человеку ощутить безграничность просторов и ресурсов американского континента.

Вместе с тем, изучение традиционных обществ Нового Света так же дало определённый стимул для осмысления общественного прогресса. Например, Ж. Боден, называя коренных обитателей Америки дикарями, в книге «Метод легкого познания истории» [русск. перевод — М.: Наука, 2000.] проводил параллели, сравнивая их с древними обитателями Старого Света. Такая наглядность способствовала закреплению убеждения Бодена в том, что от дикости люди, развиваясь и совершенствуясь, достигли того состояния, которое он называл «гражданским обществом».

Ещё одной, не менее важной, предпосылкой для возникновения идеи прогресса в Новое время, по мнению Э.Ю. Соловьева, явилось значительное совершенствование научного знания и социальных отношений. Экономическое и техническое развитие, создание национальных государств, успехи просвещения и науки позволили философам XVII века «сгруппироваться вокруг идеи прогресса, не выделяя при этом ее в качестве самостоятельной области исследования» [6, с. 257].

Необходимо отметить, что именно в XVII — XVIII вв. идея общественного прогресса перестала быть объектом только научного интереса. Эта идея охватила все слои общества, включив-

шись в систему моральных ориентиров людей, а зачастую и подменяя их. Прогрессивность стала универсальным критерием для обоснования необходимости совершения тех или иных изменений в общественной жизни. Такой взгляд на исторический процесс отражал уверенность людей в возможности реформирования общества на научной основе, то есть с учетом его объективных закономерностей.

Таким образом, изменение понятия времени, стремительное расширение границ пространства, занимаемого человечеством, и совершенствование научного знания привели к значительной перестройке общественного сознания в Новое время. В результате этих изменений сформировалась позиция человека как ни от чего не зависимого и ничем не ограниченного хозяина окружающей среды. Результатом такой позиции стало ускорение темпов общественного развития и совершенствования научного знания, что в конечном итоге привело к выводу о неизбежном и безграничном общественном прогрессе, отображенному в трудах таких мыслителей как А. Тюрго, Ж. Кондорсе и др.

Данная точка зрения имеет определённый недостаток, который заключается, на наш взгляд, прежде всего, в том, что её сторонники не принимают во внимание ранние формы идеи прогресса. И однозначно можно говорить только о том, что формирование теории общественного прогресса является достижением философии Нового времени.

Наряду с этой, существует и другая точка зрения, согласно которой уже в Античном мире складывается идея прогресса, оригинальность которой объясняется, прежде всего, своеобразием античного мировосприятия. Подтверждение данной точки зрения можно найти в работах некоторых античных авторов, таких как Цицерон, Лукреций, Сенека и др.

Наиболее подробно идея прогресса развивается Лукрецием в пятой книге поэмы «О природе вещей». Лукреций создает достаточно сложную концепцию общественного прогресса, хотя и видит в нём лишь эстетический трагизм. Прогресс понимается античным философом не как совершенствование культурной и социальной жизни человечества, а как трагедия общества, в котором материальный прогресс соединяется с нравственным падением человека.

Важным моментом в возникновении идеи прогресса у древних философов было понятие времени. С одной стороны, в античном обществе был широко распространен миф о регрессе человечества как нисходящем движении общества от золотого века к железному.

Однако, с другой стороны, можно сделать предположение о том, что представление о нисходящем движении не было господствующим в античном мировоззрении, поскольку «такое воззрение можно назвать исключительным достоянием одной поэзии — стоит только перечислить тех писателей, которые занимались разработкой этого мифа» [1, с. 162].

Так, Лукреций прямо отрицает золотой век, а Цицерон в труде «Республика» говорит о том, что «мы [римляне] помыслами и трудами своими, стараемся сделать жизнь людей более безопасной и более богатой,<...>будем держаться пути, по которому всегда шли все лучшие люди, и не станем слушать призывов тех, кто трубит к отступлению, желая повернуть вспять даже тех, кто продвинулся вперед» [Цит. по: 3, с. 316]. В этих словах отображается вера в улучшение жизни людей и убеждённость в невозможности возвращения общества к дикости и невежеству.

Наряду с идеей общественного регресса существовали представления о цикличности времени, характерные для политико-правовых концепций античных философов. Эти представления оказали достаточно большое влияние на развитие идеи прогресса у Лукреция, поскольку в его трактовке «нет идеи неповторимости, а есть, наоборот, идея повторимости и космического безразличия» [3, с. 268].

Прогресс у Лукреция предстает не в виде прямолинейного процесса, а в виде спирали, где нравственное состояние человека на разных витках остается в одном и том же положении. Философ сравнивает звериные нравы первобытного человека с социальной несправедливостью современной ему жизни, делая вывод о том, что эти состояния чрезвычайно близки по своей сути.

Вообще, идея интеллектуального прогресса менее всего подвергается сомнению и находит свое выражение во многих трудах античных философов. Цицерон, например, так описывает состояние современной ему философии: «Что<...> новее, то и лучше» [Цит. по: 3, с. 318], подразумевая при этом прогрессивное развитие интеллектуальной сферы общества в целом.

Можно привести слова Сенеки о развитии науки: «Мы удивляемся, когда чуть-чуть узнаем

какие-то искорки<...> Сколько много живых существ мы впервые узнали в этом веке и какие огромные трудности даже в этом. Многое, неизвестное нам, узнает народ только в веке грядущем. Многое сохраняется будущим векам, когда уже исчезнет и память о нас» [3, с. 271]. В этих словах можно увидеть не только убеждённость в уже совершённом прогрессе современной ему науки, основанную на эмпирических обобщениях, но также и уверенность в дальнейшем развитии и непрерывном совершенствовании научного знания.

Таким образом, идея прогресса зарождается уже в античное время, хотя и в своеобразной форме, в полной мере отражающей специфику античного мировоззрения. Наряду с этим необходимо признать, что в целом данная идея не была характерна для античного общества, оказавшегося не готовым к её восприятию. А.Ф. Лосев, например, пишет об идее Лукреция в «Истории античной эстетики» так: «Подлинное место [идеи] не в античности, а в Новое время» [3, с. 265], - подчеркивая тем самым оригинальность идеи античного философа и значимость его работы для формирования и развития идеи прогресса в целом.

Несомненно, что для восприятия обществом идеи прогресса в её современной трактовке необходимы были все те предпосылки, о которых говорится выше. Однако, на наш взгляд, они способствовали не возникновению идеи прогресса, а ее переосмыслению, развитию и становлению на её основе целостной историко-философской теории. В подтверждение этому можно привести мнение Р. Нисбета, который пишет о том, что, теория «прогресса представляет собой результат взаимодействия христианства с античными идеями» [4, с. 117].

Рассматривая проблему осмысления общественного прогресса в рамках исторического развития, в Новое время корректнее говорить о возникновении и формировании целостных теорий, отражающих социальный оптимизм того времени. Однако созданию данных теорий предшествовал период развития идеи прогресса, истоки которой можно найти в работах античных философов.

Библиографический список

1. Кареев Н.И. Собрание сочинений. Спб., 1911. Т.1. 718 с.

2. Крапивенский С.Э. Социальная философия. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 416 с.

3. Лосев А.Ф. История античной эстетики. М.: Искусство, 1979. Т.5. 959 с.

4. Нисбет Р. Прогресс: история идеи. М.: ИРИСЭН, 2007. 557 с.

5. Новейший философский словарь/сост. Грицанов А.А. Минск: Изд-во В.М. Скакун, 1998. 896 с.

6. Ойзерман Т.И. [и др.]. Философия эпохи ранних буржуазных революций. М.: Наука, 1983. 583 с.

7. Симоненко О.Д. От технологии к техно-софии. Прогресс: между верой и разочарованием. М.: Слово, 2007. 215 с.

8. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. М.: Мультимедиа-издательство Адепт, 2002. 40 726 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.