Научная статья на тему 'Зарождение и развитие медиакластеров: зарубежный опыт'

Зарождение и развитие медиакластеров: зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1158
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / МЕДИАКЛАСТЕР / МЕДИАИНДУСТРИЯ / CLUSTER / MEDIA CLUSTER / MEDIA INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крыжановская О.А.

В статье исследованы тенденции зарождения и развития, особенности и предпосылки формирования медиакластеров за рубежом. Раскрыто понятие медиакластера, рассмотрены их типы и виды. Выявлены основные проблемы современного развития медиаиндустрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA CLUSTERS: FOREIGN EXPERIENCE

The article examines the origin and development trends, features and prerequisites for the formation of clusters of media abroad. The author reveals the concept of media clusters considering their types and kinds. The paper identified the main problems of the modern development of the media industry.

Текст научной работы на тему «Зарождение и развитие медиакластеров: зарубежный опыт»

Ат СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Крыжановская О.А.

ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕДИАКЛАСТЕРОВ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Аннотация. В статье исследованы тенденции зарождения и развития, особенности и предпосылки формирования медиакластеров за рубежом. Раскрыто понятие медиакластера, рассмотрены их типы и виды. Выявлены основные проблемы современного развития медиаиндуст-рии.

Ключевые слова. Кластер, медиакластер, медиаиндустрия.

Kryzhanovskaya O.A.

MEDIA CLUSTERS: FOREIGN EXPERIENCE

Abstract. The article examines the origin and development trends, features and prerequisites for the formation of clusters of media abroad. The author reveals the concept of media clusters considering their types and kinds. The paper identified the main problems of the modern development of the media industry.

Keywords. Cluster, media cluster, media industry.

Под кластером традиционно понимается концентрация промышленных фирм (предприятий) на территориальном уровне [11]. Члены кластера взаимодействуют для получения взаимного преимущества и выгоды - хотя степень взаимодействия среди отдельных участников может значительно различаться. У некоторых участников могут также быть существенные взаимодействия с игроками вне группы или в других регионах. Это объединение, основанное на принципе близкого местоположения, зародилось и развивалось из удобства близости промышленных организаций в процессе взаимодействия (Robert G. Picard) [1].

Кластер - географически ограниченная производственная система, охватывающая связанные отрасли промышленности и состоящая из смежных и функционально связанных фирм и их клиентов и поставщиков, а также поддерживающих учреждений, сервисных производителей, трудовых, ассоциативных групп, государственных учреждений и органов управления. Кластеры могут быть охарактеризованы согласно основным параметрам, которые должны быть приняты во внимание в разработке и реализации политики кластеризации: географическая концентрация, промышленная специализация, разнообразие действий, сочетание конкурентоспособного и сотруднического поведения, критической массы, стадии в эволюционном жизненном цикле (Andersson) [2].

Объединение в кластеры - естественное явление в большинстве отраслей промышленности [3, 13, 14 и др.], медиаиндустрия не является исключением. Эффекты соревнования, технического прогресса и экономии за счет роста производства способствуют объединению в кластеры, для сохранения и переноса благоприятных тенденций медиаиндустрии в обозримое будущее (Noam) [4]. Термин «медиакластер» широко используется на практике и в литературе [12]. Необхо-

ГРНТИ 04.51.54 © Крыжановская О.А., 2016

Ольга Александровна Крыжановская - кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной экономики и менеджмента Юго-Западного государственного университета (г. Курск).

Контактные данные для связи с автором: 305040, Курск, 50 лет Октября ул., д. 94 (Russia, Kursk, 50 let Oktyabrya str., 94). E-mail: reandm@rambler.ru.

Исследование выполнено на основании государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации № 26.2671.2014 "Теоретико-методологические основы разработки и реализации кластерной политики на региональном уровне и научно-методическое обоснование инструментария прогрессивных структурных преобразований региональных социально-экономических систем".

димо учитывать особенности участников медиакластеров, поскольку эти черты определяют объем и идентичность кластера, его эффективность.

В самом общем виде можно выделить четыре типа медиакластеров [1]: кластеры печатных СМИ (рйШ; media clusters); аудиовизуальные кластеры (audiovisual clusters); новые медиакластеры (new media clusters); кластеры творческой индустрии (creative industry clusters). Кластеры печатных СМИ объединяют издательства газет, журналов и книг; аудиовизуальные кластеры интегрируют компании, базирующиеся на производстве кинофильмов и видео производстве; новые медиакла-стеры объединяют фирмы, занимающиеся созданием Интернет-ресурсов, активно использующие программное и аппаратное обеспечение, мобильную связь и другую цифровую связь; кластеры творческой индустрии вовлекают ряд существующих и новых СМИ, а также художников и арт-личности.

Медиакластер как особая форма и разновидность кластеров подразумевает концентрацию и производство особого содержания, такого как кинофильмы, телевизионные программы/видео, радиопередачи, аудиозаписи, книги, газеты, журналы, игры, фотографии и проекты, веб-сайты и мобильный контент (Davis). Медиакластеры могут активно взаимодействовать с другими отраслями и группами, такими как культура (музыка и театральная работа; музеи и объекты наследия; фестивали), спортивные состязания и развлечения, информационно-коммуникационные технологии (компьютеры, программное обеспечение, телекоммуникации), производство аппаратных средств (телевизионные и радиоприемники, DVD-плееры и т.д.) [5].

Следует отметить существенные различия между медиакластерами и другими типами групп, кластеров, потому что средства массовой информации (медиа), прежде всего, создают нефизические товары и услуги. Они не получают ту же самую выгоду, которую могут получить отрасли промышленности, объединяющиеся около сырьевых ресурсов, крупнейших перерабатывающих производств или центров транспортировки [10]. Выгода организаций, входящих в медиакластер, состоит в доступе к специализированным услугам и профессиональной рабочей силе, творческой окружающей среде.

Большинство СМИ является малыми и средними предприятиями, и большая часть их работы -это конкретный проект. Следовательно, для них характерны ярко выражено проектная работа и управление. В большинство компаний СМИ на постоянной основе работает ограниченное количество людей, дополнительные человеческие ресурсы, специализированная рабочая сила нанимается на контрактной основе. Поскольку проекты требуют увеличения количества рабочей силы, дополнительного оборудования и др., организациям приходится арендовать аудиовизуальные и студии звукозаписи, видеомонтажное оборудование и иное специализированное производственное оборудование, костюмы, транспортные средства для определенных проектов.

Кластеризация предоставляет компаниям гибкость, возможность расширения и сокращения в зависимости от их производственных заказов; однако, эта адаптируемость сопровождается потребностью быстрого привлечения легко доступных внешних ресурсов. В результате организации, обслуживающие компании склонны к сотрудничеству с другими фирмами. Телевизионные каналы и радиостанции приобретают программы от независимых производителей. Книгоиздатели полагаются на авторов, редакторов, печатников, службы распределения. Издатели журналов нанимают независимых авторов, фотографов, фирмы для печати и распространения продукта. Газеты получают новости и предоставляют услуги от независимых компаний и людей.

Эти взаимодействия требуют длительного контакта и координации, взаимодействия с сервисными фирмами, желательно близко расположенными друг с другом. Такие взаимодействия и процессы исторически определили развитие медиакластеров: книгоиздание в Лейпциге, Лондоне и Нью-Йорке; кинофильмы в Голливуде и Бомбее; публикация газет на Флит-Стрит и в центре города Нью-Йорк. Глобальная медиаиндустрия характеризуется с географической точки зрения значительной концентрацией в ограниченном числе больших городов, где зародились крупные СМИ (Kratke & Taylor) [6]. Медиакластер довольно сильно сконцентрирован, и медиацентры находятся практически всегда в крупнейших городских районах (Davis, Creutzberg & Arthurs) [7].

Эти большие города-медиацентры сегодня связаны международными сетями, управляемыми ограниченным числом крупных глобальных фирм СМИ, управляющих глобальной сетью филиалов, т.е. они представляют собой местные и национальные узлы в глобальных сетях СМИ. Гло-

бальные фирмы СМИ сегодня преследуют стратегии, сосредотачивающиеся на открытии новых рынков и увеличении долей рынка, требуя присутствия в городах, которые превратились в крупные медиацентры. Присутствие в медиацентрах позволяет получить доступ к информации, последним тенденциям и событиям, а также к последним техническим разработкам, затрагивающим ме-диаиндустрию.

Глобализация медиапространства началась в начале 20-го столетия и выросла резко в последней четверти столетия в результате экономического, социального и технического развития. Важным аспектом развития медиаиндустрии стало то, что активно использовались общие производственные технологии и методы, а не уникальные продукты, основанные на технологиях, составляющих собственность фирм СМИ. Следовательно, производственные навыки и методы, используемые на одной территории, могли также использоваться СМИ на другом пространстве, и содержание могло быть экспортировано - в пределах границ, разрешенных технологией и стратегическими соображениями. Активное развитие медиаиндустрия получила в связи с развитием цифровых СМИ и инициатив электронной коммерции. Развитие медиа с тех пор набирало обороты под воздействием цифровой конвергенции, глобализации, отмены госконтроля медиаиндустрии, транснационализации.

Существует различная классификация кластеров. Если говорить о медиакластерах, то можно выделить три общие типа, согласно Robert G. Picard [1]: непосредственные, спонтанно возникающие медиакластеры (spontaneous clusters); запланированные медиакластеры (planned clusters); управляемые недвижимым имуществом кластеры (real estate-driven clusters). Непосредственные, спонтанно возникающие медиакластеры удовлетворяют потребности крупных компаний в пределах интересов предпринимателей. Они образовались внепланово, развиваясь органически, чтобы удовлетворить потребности участников. Они не организованы или спроектированы медиацентром, развиваются самостоятельно на основе интереса и прагматизма.

Запланированные медиакластеры созданы и привнесены властью, обычно агентством по вопросам развития или промышленными структурами в целях способствовать промышленному развитию, занятости, росту и другим интересам экономической политики. Недвижимое имущество, которым владеет медиаиндустрия, создано прежде всего частными организациями, которые приобретают и продают его для особого использования. Здания в недвижимом имуществе медиакластера, которыми владеют частные лица, как правило, строятся в соответствии с техническими требованиями различных студий и обширными инфраструктурами информационно-коммуникационных технологий. В этом случае образование кластера подчинено принципу владения недвижимым имуществом.

Медиакластеры можно классифицировать в соответствии управляющим воздействием [4, 5]: управляемые медиакластеры (managed cluster); медиакластеры, основанные на приоритете кооперации (cooperative clusters); неуправляемые медиакластеры (unmanaged clusters). За управляемыми медиакластерами наблюдают профессиональные менеджеры, которые способствуют сотрудничеству и обмену среди участников, представляют медиакластер более широким интересам общественности, спонсируют семинары, конференции и образовательные программы, которые поддерживают кластер. Медиакластеры, основанные на приоритете кооперации, развиваются без оплачиваемого штата менеджеров, но обеспечивают некоторые совместные действия, привлекающие ресурсы в пределах кластера. Часто организовано целое направление или ассоциация участников меди-акластера. Неуправляемые медиакластеры развиваются без оплачиваемого штата менеджеров или штата добровольцев и без структурированной организации, которая способствует совместной деятельности, кооперации.

Голливуд, например, является непосредственным, спонтанно возникшим, неуправляемым ме-диакластером, тогда как Ванкувер - запланированный медиакластер, которым управляют на приоритете кооперации со множеством учреждений и ассоциаций, играющих центральные роли. Ме-диакластер Дубая - управляемый недвижимым имуществом медиакластер, созданный для того, чтобы привлечь развивающиеся организации к медиацентру.

Медиакластеры значительно различаются по степени интенсивности и плотности. Интенсивность имеет отношение к силе деятельности кластера. Некоторые кластеры - фактически только представительства местных компаний в областях, тогда как другие высоко организованы и разви-

ты, ими эффективно управляют, обеспечивают продвижение и развитие. Плотность включает число участников и диапазон действий и услуг, которые они представляют. Когда больше компаний и людей вовлечены в деятельность кластера и доступны, открыты для других участников, плотность кластера выше.

Медиакластеры сталкиваются со многими трудностями. Во-первых, членство в кластере добровольно и степень поддержки и вовлеченности компаний неодинакова и варьируется в значительной степени. Это происходит, потому что выгода кластера непропорционально распределяется между участникам, необходима значительная координация. Региональные медиакластеры, осуществляя пространственно определенные действия в медиасфере на основе информационно-коммуникационных технологий, создают лишь местный эффект. Таким образом, эффекты региональных и национальных медиакластеров не оправданы, если они не объединены национально и на международном уровне. Если глобальные связи налажены, они обеспечивают возможности большего развития и внешних поступлений, как это произошло из-за связей Торонто с Голливудом, делающим его платформой для производства американского ТВ и кинофильмов. Так же Австралия и Новая Зеландия успешно предоставили средства, услуги и свою территорию американским и европейским производителям.

Медиакластеры испытывают трудности с внедрением инноваций. Когда новые продукты или услуги развиваются, медиакластеры имеют тенденцию действовать областях, основанных на более ранних навыках и знании. Современные изменения рынка и деловой динамики, созданной новыми технологиями, затрагивают существующую деятельность компаний СМИ и обеспечивают новые возможности. Эти изменения привели к развитию медиакластеров в сфере информационно-коммуникационных технологий, которые основаны на таких формах интеграции, как сети, союзы и совместные предприятия. Такие кластеры все более и более примиряют издателей, аудиовизуальных производителей, Интернет и мобильные медиа.

Медиаиндустрия - относительно новое направление развития территорий для повышения их конкурентоспособности, получившее значительное внимание региональных и национальных властей во всем мире. Медиакластер - форма специализированного пространственного объединения компаний для развития производства и услуг на основе частного и общественного партнерства и сети. Медиакластеры во всем мире взаимодействуют с определенными отраслями промышленности в коммуникационных областях. Некоторые более известные медиакластеры во всем мире представляют собой объединенные группы СМИ Австралии/Новой Зеландии, Болливуда/Бангалора, Дубая, Фильм-Города Троллхэттэн, Кельнского медиакластера, Лейпцигского медиакластера, ме-диакластера Лос-Анджелеса, Лондона, Мюнхена, Медиапарка в Хилверсюме, Нидерландах, медиакластера Торонто.

Можно выделить четыре основные предпосылки развития медиакластеров в последние десятилетия: (1) увеличение вклада медиапространства и связанных с ним отраслей промышленности в национальных экономиках, (2) расширение производства телевизионных программ для удовлетворения возрастающих потребностей кабельных и спутниковых каналов, (3) создание новых медиа посредством развития информационно-коммуникационных технологий (1СТ); (4) принятие влиятельными политиками, что 1СТ и новые медиа - экономические двигатели информационного общества.

Признание экономической роли СМИ и связанных с ними отраслей промышленности способствовало тому, что потребность расширить производство аудиовизуальных материалов была порождена утроением каналов, доступных в Европе. События в цифровом телевидении, предоставление онлайн-контента и мобильные СМИ обеспечили дополнительные преимущества, новые рынки и больше возможностей для распространения мультимедийного контента. Политики на европейском уровне и в развитых странах во всем мире признали информационно-коммуникационные технологии и медиапространство как современные направления экономического роста.

Значительные усилия государства в создании медиакластеров и связанных со СМИ групп, казалось бы, противоречили бы точке зрения Майкла Портера, что «большинство кластеров формируется независимо от действия правительства» [8] и наблюдению Корнфорда и Робинса, что с точки зрения аудиовизуального производства «силы, формирующие промышленность, остаются вне контроля и влияния местных акторов» [9]. Значительное внимание и финансирование было оказано

медиакластерам национальными правительствами и местными органами власти. В тех регионах, где прямое финансирование было сокращено или отсутствовало, правительственные учреждения, тем не менее, поддержали идею, что медиакластер существует, сосредотачивая внимание на существующих медиацентрах, организациях в их географических областях.

ЛИТЕРАТУРА

1. PicardR.G. Media Clusters: Local Agglomeration in an Industry Developing Networked Virtual Clusters. JIBS. Working Paper Series № 2008-3. 2008. 16 р.

2. Thomas A., Serger S.S., Sorvik J., Hansson E. W. The Cluster Policies Whitebook. Malmo: IKED - International Organisation for Knowledge Economy and Enterprise Development, 2004.

3. Krugman P. Location and Competition: Notes on Economic Geography / In R. Rumelt, D. Schendel, D. Teece (eds.). Fundamental Issues in Strategy. Boston: Harvard Business School Press, 1994.

4. Noam E.M. Media Ownership and Concentration in America. Oxford: Oxford University Press, 2009.

5. Davis C.H. New Firms in the Screen-based Media Industry: Startups, Self-employment, and Standing Reserve / In M. Deuze (ed.). Managing Media Work, 2010.

6. Kratke S., Taylor P.J. A World Geography of Global Media Cities // European Planning Studies. 2004. № 12. Р. 459-477.

7. Davis C.H., Creutzberg T., Arthurs D. Applying an Innovation Cluster Framework to a Creative Industry: The Case of Screen-Based Media in Ontario // Innovation: Management, Policy & Practice. 2009. № 11. Р. 201-214.

8. PorterM.E. Clusters and the new economics of competition // Harvard Business Review. 1998. Nov.-Dec. Р. 77-90.

9. Conford J., Robins K. Development strategies in the audio-visual industries: The case of North East England // Regional Studies. 1992. № 26 (5). Р. 421-435.

10. Морозова О.А. Управление изменениями для обеспечения конкурентоспособности организации: дис. ... канд. экон. наук. Курск, 2008.

11. Вертакова Ю.В., Клевцова М.Г., Положенцева Ю.С. Формирование точек кластерного роста экономического развития территорий // Вестник ОрелГИЭТ. 2015. № 2 (32). С. 56-61.

12. Соколова И.Б. Феномен медиа в социокультурном пространстве неоавангарда // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 5. С. 85-89.

13. Трусова Н.С. Формирование региональных кластеров по уровню инвестиционного развития // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2014. № 5. С. 128-131.

14. Vertakova Yu. V., Plotnikov V.A. Theoretical aspects of considering the dynamic characteristics of socioeconomic systems in the management of regional development // Regional Research of Russia. 2013. Vol. 3. № 1. P. 89-95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.