УДК 338.48:94(470.51)(045)
Л. В. Баталова
ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В УДМУРТИИ
В статье рассматривается процесс зарождения и развития лечебно-оздоровительного туризма в Удмуртии, который пришелся на 60-е гг. XIX в. -начало XX в. Особое внимание уделяется становлению старейшей здравницы России - бальнеологического и грязевого курорта «Варзи-Ятчи». Изучаются виды и формы лечебно-оздоровительного туризма.
The article considers the process of emergence and development of health tourism in Udmurtia which covers the period from the 1860s up to the beginning of the 20th century. Particular attention is paid to the establishment of the oldest health resorts in Russia -fango-balneotherapeutic resort "Varzi Yatchi". Types and forms of health tourism are studied.
Ключевые слова: лечебно-оздоровительный туризм, санаторно-курортное дело, грязевой курорт, Удмуртия.
Keywords: wellness tourism, health resort, fango-balneotherapeutic resort, Udmurtia.
Важное место в зарождении и развитии ту-ристско-экскурсионной практики дореволюционной Удмуртии принадлежит лечебно-оздоровительному туризму. Туристско-рекреационный потенциал лечебно-оздоровительного туризма Удмуртии в 60-е гг. XIX в. - начале XX в. был представлен природной ресурсной базой, которую составляли минеральные воды, грязи и кумыс. Кроме природных ресурсов становлению санаторно-курортного дела способствовали культурно-исторические, социально-экономические, финансово-кредитные и производственно-трудовые ресурсы, благодаря которым в исследуемый период в Удмуртии зарождается санаторно-курортное дело, представленное бальнеологическим и грязевым курортом «Варзи-Ятчи», Танаевским кумысолечебным заведением и Ижевским (Спиридоновским) источником натуральной минеральной воды.
Согласно архивным данным, в Удмуртии находится старейшая здравница России, бальнеологический и грязевой курорт «Варзи-Ятчи». История возникновения Варзи-Ятчинского курорта уходит своими корнями в 40-е гг. XIX в. Заметим, что курорт как уникальное социально-культурное явление предопределяется самой природой. На территории Удмуртии, в пределах Ал-нашского района, вследствие особых природных обстоятельств формировались сероводородные торфяные болота. Сероводородные воды и грязи
© Баталова Л. В., 2012
этих болот широко применялись в народной медицине. Затем на базе сероводородной воды и сероводородных торфяных отложений Варзи-Ятчинского болота возник грязевой курорт Варзи-Ятчи.
Первое достоверно известное нам научное исследование минеральных источников и грязей «Варзи-Ятчи», как показывают архивные документы Елабужской земской управы, было проведено в 1872 (1874) г. химиком Казанского императорского университета Грабовским и лаборантом Ломаном. Результаты подтвердили лечебные свойства сернистых вод и грязей Варзи-Ятчин-ского болота, причем оказалось, что серные воды по их целебному свойству не уступают даже Пятигорским минеральным водам на Кавказе (как свидетельствует доктор медицины Розов) [1]. Последний анализ лаборатории технологического института в Санкт-Петербурге 5 января 1889 г. показал как в воде, так и в грязи содержание преимущественно серно-кислой магнезии, извести и сернистого калия и натрия [2].
Анализ сохранившихся до наших дней исторических документов показывает, что определяющую роль в возникновении и развитии курорта сыграли личностный и административный факторы. Способности осознать курортную предопределенность местности, организовать изучение лечебных факторов и дальнейшее их использование, изыскать для этого необходимые средства - важнейшие административные и личностные условия основания и становления курорта «Варзи-Ятчи», связанные с именем Петра Капи-тоновича Ушкова (1840-1898). Исследуя вопросы истории экономической, политической и общественной деятельности купеческой династии Ушковых, Н. П. Лигенко характеризует П. К. Уш-кова как крупного российского предпринимателя, промышленника и торговца, владельца Бон-дюжского и Кокшанского химических заводов, потомственного почётного гражданина г. Елабу-ги, старейшего гласного Елабужского земства, впоследствии получившего почетное звание ма-нуфактур-советника [3]. Следует отметить, что почетного звания мануфактур-советника удостаивались очень немногие, как правило, за исключительные заслуги перед отечеством, среди которых часто была значительная благотворительная деятельность. Важнейшим основанием для присвоения звания мануфактур-советника П. К. Ушкову стало строительство и передача в 1889 г. Елабужскому земству комплекса курортных зданий в Варзи-Ятчи. Но и до этого события Ушков активно участвовал в благотворительной деятельности [4]. И. В. Есиева, рассматривая основные направления благотворительной деятельности купеческой династии Ушковых, отмечает стремление Ушковых к общественному призна-
нию, так как благотворительная меценатская деятельность считалась делом государственным и регулярно поощрялась властью, награждавшей крупных благотворителей орденами и медалями, чинами, почетными званиями и сословными правами. Все это повышало имидж семьи, который мог повлиять на успех в бизнесе [5].
Исторические документы свидетельствуют, что 2 сентября 1885 г. П. К. Ушков арендовал за сумму 600 руб. (причем 300 руб. за первые 12 лет были уплачены сельскому обществу Варзи-Ятчи сразу при заключении договора) [6] у местных крестьян более семи десятин земли в районе Вар-зи-Ятчинского болота, в одной версте к северо-западу от села Варзи-Ятчи сроком на 24 года [7].
Ушков тогда же начал там, у серного «Павильонного источника», располагавшегося всего в 550 саженях от села, на собственные средства строительство семи зданий: небольшого ванного павильона на шестнадцать ванн для приема грязевых процедур и ванн, который состоял из пяти отдельных номеров, двух общих отделений для крестьян (мужского и женского) и зала; корпуса земской больницы на тридцать мест; дома для врачей; дома для фельдшера и акушерки; дома для смотрителя; платной гостиницы для состоятельных приезжих больных с 6 номерами и большим общим залом; павильона при источнике для внутреннего употребления серной воды и ряда других подсобных зданий [8]. В строительстве в основном принимали участие жители окрестных селений. Эта дата заключения договора об аренде земли для будущего курорта и начала строительства (2 сентября 1885 г.) считается датой его основания.
Ушков лично принимал самое активное участие в строительстве и закладке фундаментов всех основных сооружений. Он был архитектором всех курортных зданий. В феврале 1889 г. П. К. Ушков, закончив строительство, безвозмездно передал курорт и все постройки со всем имеющимся необходимым оборудованием стоимостью до 25 тысяч рублей в дар Елабужскому земству [9]. 18 июня 1889 г. состоялось официальное открытие серно-грязевого заведения [10].
Вот как описывались в конце XIX в. варзи-ят-чинские воды и грязи в «Памятной книжке и календаре Вятской губернии»: «Варзи-Ятчинское серно-грязелечебное заведение находится в Ела-бужском уезде в 69 верстах от города Елабуги и в 35 верстах от Пьяноборской пристани на реке Каме. Расположено оно в соседстве с селом Вар-зи-Ятчи, на плоском, низменном, болотистом левобережье р. Большая Варзи, у подножия высокого и довольно крутого левого берега этой реки. Левобережье занято торфяными болотами. Болота эти занимают два разобщенные между собою участка; один из них вверх по речке,
по направлению к д. Кузюмовой, а второй, нижний, по речке, начинается против села Варзи-Ятчей и продолжается вниз по речке до кладбища и далее. Первый участок торфяных болот в настоящее время и эксплуатируется земством с врачебной целью. Пространство его в среднем около 106 сажен длины и около 60 ширины или до 6 360 квадратных сажен.
В упомянутый участок впадают главнейшие ключи: Докторский, Овражный, Зыбун и Конопляный, первый из них вытекает из коренных пластов этой местности около квартиры врача, второй - выходит на поверхность из пермских песчаников в небольшом овраге, находящемся на северной стороне эксплуатируемого земством торфяного участка, на земле крестьян деревни Ляли; саженях в 40 к западу от Овражного ключа расположен третий ключ, "Зыбун", последний же ключ впадает в болото на северо-западе участка» [11]. Добраться до Варзи-Ятчинского курорта можно было на пароходе до города Ела-буги или села Пьяного Бора, а потом в экипажах на лошадях от гор Елабуги 69 верст, от Пьяного Бора (пароходная пристань на реке Каме) -35 верст [12].
С открытием курорта земская больница была перенесена из села Варзи-Ятчи на территорию самого курорта [13].
Варзи-ятчинские воды и грязи с описанием грязелечения и результатов пяти лечебных сезонов в 1893 г. были представлены на первую Всероссийскую гигиеническую выставку в Казани, устроенную Русским обществом охранения народного здравия, и на основании заключения экспертной комиссии 29 мая 1893 г. награждены похвальной грамотой и бронзовой медалью [14].
В 1897 г. профессор Казанского университета гидрогеолог А. И. Кротов занимается исследованием торфообразования, определением запасов торфа, разработкой мер по сохранению торфяного болота от усыхания, описывает серные источники. Для этой цели Елабужское земство выделяет специальные средства. Уже тогда Кротов указал на «замечательное сходство геологического характера района низовьев реки Иж с районом Варзи-Ятчинских серных вод, что неминуемо отражается на общем сходстве этих районов и в гидрогеологическом отношении» [15].
С точки зрения развития лечебно-оздоровительного туризма в дореволюционный период интерес представляет не только история открытия лечебных природных ресурсов (лечебных свойств минеральной воды и грязей) и постройка самого курорта; немаловажное значение отводится непосредственно функционированию вновь созданного бальнеологического и грязевого курорта, в частности: сезонность, стоимость, сопутствующая инфраструктура (питание, орга-
низация дополнительных услуг, развлечения), пропускная способность и т. д., т. е. те факторы, которые влияли на популярность и востребованность «Варзи-Ятчи» населением, тем самым способствуя развитию внутреннего и въездного туризма. Остановимся на этих вопросах более подробно.
Важным показателем в развитии внутреннего и въездного лечебно-оздоровительного туризма являются количественные статистические данные о посещаемости курорта, позволяющие судить о популярности курорта, об эффективности лечения, об его востребованности обществом.
Данные рукописи самого курорта «Вар-зи-Ятчи» свидетельствуют, что по имеющимся сведениям доктора Л. К. Зейделя в «Варзи-Ятчи» с
1889 г. по 1897 г. (т. е. за девять лет существования курорта) официально прошло лечение 637 больных. Интересно отметить тот факт, что за первые семь лет (1889-1895 гг.) курорт посетило 386 человек (в среднем около 55 человек в год), а за последующие два года - 251 человек (в среднем около 125 человек). Это говорит о том, что первые семь лет были годами зарождения и становления курорта.
Согласно официальным статистическим данным, опубликованным в «Памятных книжках Вятской губернии», ежегодная пропускная способность первоначально исчислялась несколькими десятками больных. Так, в 1889 г. на вновь открывшемся курорте побывало 24 человека, в
1890 г. - 45, а уже в 1895 г. - 96, 1896 г. - 108, 1897 г. - 143, 1898 г. - 157, 1899 г. - 157, 1900 г. -178, 1901 г. - 178 [16]. Как показывают статистические данные, популярность курорта с каждым годом росла. Скорее всего, это можно объяснить эффективностью лечения и распространением информации о курорте среди местного населения.
В связи с этим отметим, что за первые семь лет существования курорта большая половина всех больных (61%) были жители Елабужского уезда, затем 28% общего числа больных составляли жители соседних с Елабужским уездом -Сарапульского, Малмыжского, Мамадышского, Чистопольского, Мензилинского, Белебеевского, Бирского, Оханского и Осинского, что вместе с елабужцами дает более 90% общего числа больных. Больные из других уездов Вятской губернии составляли менее 8%. При этом из уездов Уржумского и Котельничского за все шесть лет не было ни одного, из уездов Орловского, Яран-ского, Слободского за то же время было от одного до двух больных и только из уездов Нолин-ского, Глазовского и Вятского от четырех до десяти больных. Таким образом, Варзи-Ятчинской лечебницей из жителей Вятской губернии пользовались преимущественно елабужцы и сарапуль-цы [17].
Данные «Памятных книжек Вятской губернии» дают информацию о том, какие сословия лечились на курорте. Так, с 1889 по 1895 г. распределение по сословиям было следующее: крестьяне - 168 человек, мещане - 55 человек, купцы -32 человека, чиновники - 33 человека, духовные -14 человек, фельдшера, акушерки, сестры милосердия - 9 человек, учителя - 7 человек, врачи и провизоры - 4 человека, военные - 2 человека
[18]. Как мы видим, из общего числа больных больше половины (52%) было крестьян; затем вторая по величине группа - мещане (17%). Крестьяне и мещане составляют более 2/3 (почти 69%) всех больных, остальное - люди привилегированных классов.
С годами число больных, ежегодно посещавших Варзи-Ятчи, росло. Согласно данным «Обзоров Вятской губернии», в 1903 г. Варзи-Ятчин-скую грязелечебницу посетило уже 204 человека
[19], в 1905 г. - 272 [20], в 1908 г. - 328 [21], в 1909 г. - 336 [22], в 1910 г. - 343 [23], в 1911 г. -366 [24], в 1912 г. - 382 [25], в 1913 г. - 484, в 1914 г. (в 26-й сезон) уже 545 человек [26], естественно, что сам курорт не мог разместить такое количество больных. Большинство из них селилось на время лечения в ближайших селах без всяких удобств.
Варзи-Ятчинская серная грязелечебница из года в год приобретала все большую и большую популярность не только в пределах Вятской губернии, но и в соседних губерниях: Пермской, Уфимской, Казанской, Оренбургской. Необходимо отметить, что с ростом популярности курорта увеличивалась доля больных из отдаленных регионов России. Так, в 1914 г. в «Варзи-Ятчи» лечились грязями трое больных из Владивостока, двое - из Николаевска-на-Амуре, двое - из Ораниенбаума, один - из Андижана. Среди больных растет доля крестьян. К 1914 г. она достигла 70% (381 из 545 больных). В большинстве это были крестьяне Елабужского уезда (156 человек). Почти столько же (165) составляли крестьяне других уездов Вятской губернии, 28 человек - крестьяне соседних Пермской и 14 - Казанской губерний, 18 крестьян прибыло из других более отдаленных регионов. Таким образом, «Варзи-Ятчи» являлись курортом, доступным для простых слоев населения. Это, конечно же, было достоинством курорта.
Одним из факторов, способствующих популярности курорта, стало включение его в отечественные путеводители, как специализированные (непосредственно по курортам), так и региональные (по Уралу). Кроме того, следует отметить немаловажную роль в популяризации «Варзи-Ятчи» местной региональной дореволюционной периодической печатью, которая регулярно размещала статьи, сообщения рекламного характе-
ра о лечебных свойствах минеральных вод, общем терапевтическом действии внутреннего и наружного употребления минеральных вод, предоставляли информацию о показаниях к лечению и о результатах лечения, печатали информацию об итогах лечебного сезона и т. д.
Немаловажную роль в развитии внутреннего и въездного лечебно-оздоровительного туризма играет интенсивность посещения курорта, которую можно подразделить на постоянную, т. е. круглогодичную, и сезонную. Анализ имеющихся в нашем распоряжении исторических документов показывает, что «Варзи-Ятчи» имел сезонное функционирование. Отметим, что курорт работал ежегодно с конца мая до середины-конца августа со средней продолжительностью сезона в 83 дня [27].
По имеющимся в нашем распоряжении документам просматриваются и другие важные составляющие курортной деятельности - стоимость лечения, проживания и питания.
Следует отметить, что с момента официального открытия «Варзи-Ятчи» предоставляли как платное, так и бесплатное лечение. За первые семь лет своего существования на курорте прошли лечение 386 человек, из них платных 183 и бесплатных 203.
Заметим, что бесплатно пользовались лечением в Варзи-Ятчинской грязелечебнице только крестьяне Елабужского уезда. Они как налогоплательщики Елабужского земства, в ведении которого находился курорт, обладали привилегией бесплатного лечения. Важно отметить, что значительную часть среди них составляли рабочие Бондюжского и Кокшанского химических заводов, принадлежавших П. К. Ушкову, основателю курорта. На основании вышеперечисленных фактов можно говорить о зарождении социального туризма в Удмуртии.
Лечение в Варзи-Ятчинской грязелечебнице для больных платных обходилось недешево. Так, в 1898 г. за каждую ванну из серной воды бралось 40 коп., за общую ванну грязевую - 50 коп., полуванна или детская стоила 30 коп., ванна из морской соли - 65 коп.; с крестьян (не Елабуж-ского уезда) за общую ванну бралось дешевле -30 коп. [28].
Что касается средств размещения для приезжающих лечиться в «Варзи-Ятчи», то для размещения платной публики имелось шесть номеров (на 28 человек) в особом здании, очень просто обставленных. Номера для привилегированных больных сдавались по 50 коп. в сутки [29]. Бесплатные же больные (крестьяне Елабужского уезда) размещались в общей земской больнице. Для платных больных данный тип размещения обходился в 30 коп. за сутки. Остальным приходилось самостоятельно заботиться о своем раз-
мещении и питании, останавливаясь на частных квартирах в селе Варзи-Ятчи, зачастую «очень грязных и неудобных» [30]. Когда пропускная способность «Варзи-Ятчи» составляла несколько десятков больных, курорт не испытывал острой нехватки помещений для приезжих. Но со временем, когда обороты посещаемости начали расти и в конце XIX в. количество приезжих на курорт достигало 200 человек, а вначале XX в. и 500 человек, существующих средств размещения катастрофически не хватало [31].
Кроме отсутствия удобных помещений для больных к недостаткам курорта следует отнести и отсутствие каких-либо культурно-досуговых мероприятий. Так, согласно данным «Журналов Вятского губернского земского собрания», приезжавшие на курорт «Варзи-Ятчи» не имели «никаких развлечений, даже сада или леса, где бы они могли гулять; окружающая природа имеет крайне монотонный вид, местность пустынная болотистая, больные скучают от крайнего однообразия жизни. Все это вызывает не удовольствие и жалобы со стороны больных» [32].
Все вышеперечисленные недостатки требовали определенных финансово-кредитных и производственно-трудовых ресурсов, которыми Ела-бужское уездное земство на тот период не обладало. Важно отметить, что на курорте «Вар-зи-Ятчи» преобладавшим было лечение, а не отдых и развлечения. «Варзи-Ятчи» просто стало местом для лечения природными лечебными ресурсами. Тем не менее известность и популярность курорта, а следовательно, и его востребованность обществом напрямую зависели исключительно от той пользы, которую получали приехавшие больные.
Преобладающими болезнями, от которых лечились посетители варзи-ятчинских грязей, являлись: хронический суставный ревматизм, хронический мышечный ревматизм и золотуха [33]. Лечебница приобретала доверие населения. Так, в 1903 г. 28 человек приехало во второй раз, двое больных приехали в третий раз, а один больной -в пятый раз [34].
До Октябрьской революции лечение на Вар-зи-Ятчинском курорте проводилось почти исключительно грязевыми разводными ваннами [35].
В связи с финансовыми проблемами на развитие курортной инфраструктуры, улучшение бытовых условий средств не выделялось. Для увеличения повторных посещений необходимо было создать благоприятные условия для пребывания на курорте. Курорт «Варзи-Ятчи» должен был стать не только лечебным местом, но и иметь полноценную транспортную и коммунальную инфраструктуру, развитую сферу отдыха и развлечений. Недостаток средств у Елабужского земства отрицательно сказывался на развитии ку-
рорта вплоть до революции 1917 г. Курортное учреждение не было прибыльным, требовало постоянных вложений и не привело к инвестиционной привлекательности курортной инфраструктуры со стороны частного капитала.
Завершая тему зарождения и развития курорта «Варзи-Ятчи», отметим, что Елабужское земство, понимая лечебную значимость грязей Варзи-Ятчи, тем не менее старалось делать всё возможное для развития курорта. Земская больница Варзи-Ятчи получала приоритетное финансирование из шести больниц Елабужского уездного земства.
Согласно сохранившимся историческим документам, отметим, что кроме бальнеологического и грязевого курорта «Варзи-Ятчи» в XIX в. в Елабужском уезде Вятской губернии находился климатический курорт - Танаевская кумысолечебница, которую также можно отнести к типу санаторно-курортного учреждения зарождающегося и развивающегося лечебно-оздоровительного туризма дореволюционной Удмуртии.
Отметим, что кумысолечение исключительно российское изобретение в мировой курортологии. Использовать его как лечебное средство впервые стали уфимские врачи на рубеже XVIII-XIX вв. В 1914 г. было официально зарегистрировано 165 «кумысов» (так называли места лечения кумысом), из которых один из первых был устроен Н. Постниковым в шести верстах от Самары.
Обратимся к возникновению Танаевской кумысолечебницы. Танаевское кумысолечебное заведение (рассчитанное на 200 человек) находилось в шести верстах от уездного города Елабу-ги Вятской губернии, в трех верстах от пароходной пристани на реке Каме; было расположено на южном склоне высокого берега реки Камы, в сосновом бору, в сухой и защищенной от ветра местности, против Святого Ключа, дачи г. Ста-хеевых, бывшей летней резиденции оренбургского генерал-губернатора Крыжановского. Тана-евский табун насчитывал тогда до 100 кобылиц. «Два месяца кумыса равносильно двум годам климатолечения», - заявляли поклонники целебного пенного напитка.
Что касается размещения и питания, то больные помещались или в отдельных дачах-особняках, или в отдельных номерах в корпусах [36].
Кумыс готовился под наблюдением владельца заведения доктора Михаила Васильевича Крот-кова. Бутылка кумыса стоила 20 коп. [37]. Студентам, учителям и учительницам народных школ кумыс отпускался по 15 коп. бутылка. За отдельную плату можно было воспользоваться баней, прачечной, ванной, купальнями на реке Каме, лодками, верховыми лошадьми, экипажами, личной прислугой. В заведении также имелись рояль, газеты и журналы, кегельбан, бильярд.
Сезон длился с 15 мая по 15 августа [38]. Та-наевское кумысолечебное заведение существовало с 1888 г., и ежегодный приток больных увеличивался, чему способствовала дешевизна жизни на курорте, красивое местоположение на многоводной реке Каме.
Согласно сохранившимся историческим документам, отметим, что кроме курорта Варзи-Ятчи и Танаевской кумысолечебницы в исследуемый период XIX в. Елабужский уезд Вятской губернии прославился Ижевским (Спиридоновским) источником натуральной минеральной воды под названием Соленый ключ, расположенным на правом берегу реки Иж в одном километре выше ее впадения в Каму. Точное время открытия источника неизвестно [39].
Вскоре добрая молва о Соленом ключе дошла до местных врачей. По утверждению старшего врача по Вятской губернии А. Г. Крылова (в его письме от 08.09.1908 г.), он узнал от своего брата елабужского врача Н. Г. Крылова, еще в 1876 г., что тот уже в течение восемнадцати лет (т. е. примерно с 1858 г.) использует воду ключа как терапевтическое средство [40]. Таким образом, на основании данных сведений и других свидетельств можно заключить, что уже во второй половине XIX в. Ижевская минеральная вода применялась местными врачами при лечении ряда заболеваний, прежде всего желудочно-кишечного тракта. С самого же начала XX в. (приблизительно с 1903 г.) вода Ижевского источника использовались в комплексе лечебных мероприятий Варзи-Ятчинского курорта.
Дальнейшая история Ижевских минеральных вод до 1917 г. связана с именем малмыжского мещанина Дмитрия Федоровича Спиридонова. Благодаря ему источник получил всероссийскую известность, стал активно использоваться врачами. Именно 1903 г. называется годом «официального открытия» Ижевского источника, который получил наименование Спиридоновский. Летом 1903 г. землемер Д. Ф. Спиридонов был в служебной командировке в районе Ижевского Устья и, уже имея некоторые сведения об источнике, обратил на него внимание. В то время, по описанию Спиридонова, источник представлял из себя простую лужу, ничем не огражденную, вода постоянно загрязнялась приходившей на водопой скотиной. В 1903 г. землемер Д. Ф. Спиридонов, испытав на себе его целебные свойства при лечении почек и желудка, арендовал источник, прекратил водопой скота, соорудил каптаж и начал рассылать воду врачам для проведения клинических испытаний.
Спиридонов понимал, что для того, чтобы Ижевская вода стала известна в России как лечебная, необходима ее популяризация, создание о ней благоприятного мнения прежде всего в
среде медицинской общественности. Спиридонов самым активным образом принялся за это. Насколько первые встречи в университетах и клиниках и у медицинских знаменитостей были сухи и официально вежливы, настолько вторые и последующие были восторженны и сердечно благожелательны, так как испытания воды дали всюду результаты, превзошедшие самые смелые ожидания [41].
Кроме того, вода экспонировалась на целом ряде выставок (Полтавской - 1909 г., Петербургской - 1910 г., в Народном доме и др.). На международной Казанской выставке в 1909 г. по решению жюри, куда входили и профессора Казанского университета, Ижевская минеральная вода получила большую серебряную медаль. На Петербургской гигиенической выставке в 1913 г. Спиридоновская минеральная вода была награждена большой серебряной медалью за оригинальный состав [42].
«Скромный открыватель Ижевского источника последние 5-6 лет обивал пороги влиятельных лиц и канцелярий, ища поддержки. Этот русский источник вошел в жизнь только потому, что выдающиеся представители отечественной науки признали после добросовестных испытаний в лабораториях и клиниках, что его вода по своим физическим и химическим свойствам является безусловно лечебной» [43]. Благодаря этому с 1908 г. Ижевская минеральная вода стала поступать в продажу. В 1908 г. ее было продано на 129 руб., в 1909 г. - на 1322 руб., в 1910 г. -уже на 6 847 руб. (при цене бутылки 15 коп.). Следует отметить, что до революции в России существовало всего четыре завода по розливу натуральных минеральных вод: Ижевский, Бор-жомский, Ессентукинский и Железноводский [44].
Д. Ф. Спиридонов совместно с другими лицами обратился в Министерство торговли и промышленности с ходатайством об учреждении «АО Спиридоновских минеральных вод» с целью дальнейшего устройства и эксплуатации арендованного им Ижевского минерального источника («Спиридоновского») с прилегающим к нему и принадлежащим названному лицу участком земли в 60 десятин. Просители желали предоставления им права устроить общественный курорт, санатории, лаборатории, лечебные заведения, аптеки, гостиницы и другие торговые и промышленные заведения, открыть оптовые и розничные склады и производить торговлю названной минеральной водой.
Как показали результаты исследования, только в 1914 г. образовалось акционерное общество для эксплуатации источника под названием «Акционерное общество Спиридоновских минеральных вод», позже переименованное в «Акционерное общество "Ижевский источник"», с первоначаль-
ным капиталом в 300 000 рублей, которое и начало действовать 30 марта того же года. Общество энергично приступило к делу и за лето
1914 г., несмотря на кризис, вызванный во всех делах мобилизацией и войной, установило новое техническое оборудование источника, за навигацию успело вывезти на рынок один миллион бутылок воды. Так как спрос оказался значительным, то за навигацию 1915 г. было предназначено к вывозу не менее 4 миллионов бутылок и полубутылок.
Следует отметить, что приезд больных к источнику был незначительным, потому что как таковой курорт не был устроен и для больных, кроме крестьянских изб в деревне Ижевке (в 1/2 версте от источника) никаких других помещений не было [45].
Акционерное общество, взяв в свои руки эксплуатацию Ижевского минерального источника, ставило своими задачами экспорт воды для удовлетворения потребности в ней самых широких кругов населения; наилучшее техническое оборудование источника и постановку розлива вод на высоту современных требований; изучение свойств источника. Произведенный в Центральной химической лаборатории Министерства финансов, уже по поручению общества, 15 марта
1915 г. особенно тщательный и всесторонний, по новейшей методе, химический анализ воды источника свидетельствовал о замечательном постоянстве химического состава воды за шестилетний период его изучения.
Нельзя не отметить, что 1915 г. начался съездом курортологов, в тематике которого минеральные воды занимали центральное место: «Съезду по улучшению отечественных лечебных мест (7-11 января) надлежит взять на себя нелегкий труд - отделить пшеницу от плевел и своим авторитетным словом указать соотечественникам те лечебные места и источники, которые действительно заслуживают этого названия. Ведь за последнее время мы стали встречаться в газетах с рекламными объявлениями об источниках, мало до сих пор кому ведомых, но, судя по рекламам, обладающих чудодейственными свойствами против целого ряда болезней» [46].
В 1923 г. Ижевский источник с прилегающей местностью был вновь передан в состав Татарской республики. Именно в том году начала осуществляться давнишняя мечта Дмитрия Федоровича Спиридонова и его сподвижников об основании здесь санатория. Новый курорт получил название Ижевский источник. Начав принимать отдыхающих в 1924 г., курорт стал быстро расти. Уже в первые годы существования курорта определились его основной профиль (заболевания органов пищеварения) и статус (питьевой ку-
рорт). Постепенно «Ижевский источник» приобрел общероссийскую известность.
Подводя итог, отметим, что зарождение и развитие лечебно-оздоровительного туризма в дореволюционной Удмуртии были обусловлены наличием природной ресурсной базы, которую составляли минеральные воды, грязи и кумыс. Совокупность природно-лечебных факторов и искусственно созданной инфраструктуры, предназначенной для лечебно-оздоровительных мероприятий, определила возможности и перспективы развития внутреннего и въездного лечебно-оздоровительного туризма в Удмуртии, выразившиеся в создании и функционировании бальнеологического и грязевого курорта «Варзи-Ятчи» (1885 г.), Танаевского кумысолечебного заведения (1888 г.), а также открытия Ижевского источника натуральной минеральной воды (1903 г.) и учреждения акционерного общества Спиридо-новских минеральных вод (1914 г.). Успехи и темпы развития вышеперечисленных заведений определялись личным отношением к делу непосредственно организаторов, а также чиновников и должностных лиц всех уровней. При этом имели большое значение образование, эрудиция, широта и масштабность мышления, организаторские способности, предприимчивость, инициативность, патриотизм. В создании первых санаторно-курортных учреждений дореволюционной Удмуртии принимал активное участие частный капитал.
Примечания
1. Весновский В. А. Путеводитель по курортам Урала. Екатеринбург, 1902. С. 14.
2. Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1898 г. Вятка, 1897. С. 148.
3. Лигенко Н. П. Купечество Удмуртии. Вторая половина XIX - начало XX в. Ижевск, 2001. С. 126.
4. Предпринимательские династии Камско-Вятско-го региона. XVIII-XX вв.: коллективная монография / отв. ред., авт. предисл. Н. П. Лигенко. Ижевск, 2008. С. 51-52.
5. Есиева И. В. Купеческая династия Ушковых (первая половина XIX в. - 1918 год): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Казань, 2004. С. 24.
6. Кама и Вятка. Путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. Юрьев, 1904. С. 56.
7. Журналы Вятского губернского земского собрания XXXI-й очередной сессии и приложения к ним (заседаний с 27 ноября по 17 декабря 1897 г.). Вятка, 1898. С. 23.
8. Журналы Вятского губернского земского собрания XXIX очередной сессии и приложения к ним (с 17 по 21 декабря 1895 г.). Вятка, 1896. С. 573.
9. Весновский В. А. Путеводитель по курортам Урала. С. 13.
10. Журналы Вятского губернского земского собрания XXIX очередной сессии и приложения к ним (с 17 по 21 декабря 1895 г.). Вятка, 1896. С. 574.
11. Памятная книжка и календарь Вятской губернии на 1899 г. Вятка, 1898. С. 99.
12. Памятная книжка и календарь Вятской губернии на 1898 г. Вятка, 1897. С. 152.
13. Журналы Вятского губернского земского собрания XXIX очередной сессии и приложения к ним (с 17 по 21 декабря 1895 г.). С. 570.
14. Урал северный, средний, южный. Справочная книга. Петроград, 1917. С. 272.
15. Памятная книжка и календарь Вятской губернии на 1899 г. С. 188.
16. Журналы Вятского губернского земского собрания XXIX очередной сессии и приложения к ним (с 17 по 21 декабря 1895 г.). С. 576; Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1898 г. Вятка, 1897. С. 152; Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1899 г. Вятка,1898. С. 101; Памятная книжка Вятской губернии и календарь на 1901 г. Вятка, 1900. С. 122; Календарь Вятской губернии за 1903 г. С. 261.
17. Журналы Вятского губернского земского собрания XXIX очередной сессии и приложения к ним (с 17 по 21 декабря 1895 г.). С. 578.
18. Журналы Вятского губернского земского собрания XXIX очередной сессии и приложения к ним (с 17 по 21 декабря 1895 г.). С. 78.
19. Обзор Вятской губернии за 1903 г. Приложение к всеподданнейшему отчету Вятского губернатора. Вятка, 1904. С. 87.
20. Обзор Вятской губернии за 1905 г. Приложение к всеподданнейшему отчету Вятского губернатора. Вятка, 1906. С. 89.
21. Обзор Вятской губернии за 1908 г. Приложение к всеподданнейшему отчету Вятского губернатора. Вятка, 1909. С. 80.
22. Обзор Вятской губернии за 1909 г. Приложение к всеподданнейшему отчету Вятского губернатора. Вятка, 1910. С. 76.
23. Обзор Вятской губернии за 1910 г. Приложение к всеподданнейшему отчету Вятского губернатора. Вятка, 1911. С. 102.
24. Обзор Вятской губернии за 1911 г. Приложение к всеподданнейшему отчету. Вятского губернатора. Вятка, 1912. С. 98.
25. Обзор Вятской губернии за 1912 г. Приложение к всеподданнейшему отчету Вятского губернатора. Вятка, 1913. С. 83.
26. Обзор Вятской губернии за 1914 г. Приложение к всеподданнейшему отчету Вятского губернатора. Вятка, 1915. С. 130.
27. Журналы Вятского губернского земского собрания XXIX очередной сессии и приложения к ним (с 17 по 21 декабря 1895 г.). С. 576.
28. Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1898 г. Вятка, 1897. С. 154.
29. Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Настольная и дорожная книга / под ред. В. П. Семенова-Тянь-Шанского. Т. 5. Урал и При-уралье. СПб., 1914. С. 529.
30. Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1898 г. Вятка, 1897. С. 188.
31. Журналы Вятского губернского земского собрания чрезвычайной сессии 28 мая - 2 июня 1910 года с приложениями. Вятка, 1910. С. 420.
32. Журналы Вятского губернского земского собрания XXIX очередной сессии и приложения к ним (с 17 по 21 декабря 1895 г.). С. 731.
33. Журналы Вятского губернского земского собрания XXIX очередной сессии и приложения к ним (с 17 по 21 декабря 1895 г.). С. 581; Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Т. 5. Урал и При-уралье. С. 529.
34. Календарь Вятской губернии за 1903 г. С. 208.
35. Журналы Вятского губернского земского собрания XXIX очередной сессии и приложения к ним (с 17 по 21 декабря 1895 г.). С. 731.
36. Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Т. 5. Урал и Приуралье. С. 543; Там же. С. 545; Весновский В. А. Указ. соч. С. 114.
37. Кама и Вятка. Путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. С. 48.
39. Весновский В. А. Указ. соч. С. 116.
40. Ижевский источник. Известково-гипсовая и соляно-магнезиальная радиоактивная натуральная минеральная вода, заменяющая дорогие заграничные воды: Вильдунген, Контрексевилль, Виттель, Баден, Фахинген, Ракочи, Виши, Мариенбад и др. Петроград, 1915. С. 29.
41. Там же. С. 13.
42. Обзор Вятской губернии за 1914 г. Приложение к всеподданнейшему отчету Вятского губернатора. Вятка, 1915. С. 141; Ижевский источник. Извест-ково-гипсовая и соляно-магнезиальная радиоактивная натуральная минеральная вода ... С. 18; Там же. С. 11.
43. Там же. С. 31.
44. Там же. С. 28.
45. Урал северный, средний, южный. Справочная книга. Петроград, 1917. С. 274.
46. Ижевский источник. Известково-гипсовая и соляно-магнезиальная радиоактивная натуральная минеральная вода ... С. 20.
УДК 902
Э. П. Дворников
ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ПРОСТРАНСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НЕКРОПОЛЕЙ КАРАКОЛЬСКОЙ ДОЛИНЫ (РЕСПУБЛИКА АЛТАЙ)
В статье рассматриваются принципы расположения некрополей в условиях ландшафта. В работе дан анализ природно-климатических условий и их влияния на расположение и устройство курганных насыпей и погребальных камер.
The principles of an arrangement of necropolises, conditioned by the landscape, are considered in the article. The author analyses natural-environmental factors and their influence on the arrangement of mound embankments and funeral chambers.
Ключевые слова: ландшафт, терраса, некрополь, обряд.
Keywords: landscape, terrace, necropolis, ritual.
Горный Алтай, по данным географов, включает около 30 ландшафтов, характеризуемых как горно-долинные, степные и т. д. Энциклопедия сообщает, что ландшафт относительно однородный участок географической оболочки, отличающийся закономерным сочетанием её компонен-
© Дворников Э. П., 2012
тов (рельефа, климата, растительности и др.) и морфологических частей (фаций, урочищ, местностей), а также особенностями сочетаний и характером взаимосвязей с более низкими территориальными единицами. Структуру каждого географического ландшафта определяют процессы обмена веществом и энергией.
Одним из таких уникальных культурных, археологических ландшафтов является Караколь-ская долина, в настоящее время территориально входящая в этноприродный парк «Уч-Энмек» (Три вершины), расположенный в Онгудайском районе Республики Алтай.
Рельеф территории среднегорный, абсолютные высоты гор - 1500-2000 м. Долина простирается с запада на восток на расстояние до 40 км, а с севера на юг в пределах 3-5 км. Восточная часть ограничена полотном Чуйского тракта, западная часть - таёжной частью Терехтинского водораздела. Северная и южная части долины ограничены довольно высокими горными хребтами, такими как Аккем, Большой Каскак, Арая.
Климат резко континентальный, с продолжительной морозной зимой и коротким жарким летом. Почвенный покров относится к поясу степных почв среднегорных котловин, представлен маломощными черноземами и каштановыми почвами. Растительность состоит из типчаковых, ковыльных, мятликовых и полынных формаций. Берега реки Каракол покрыты зарослями ивы, тальника, берёзы, хвойных различных пород и высоким разнотравьем. Травостой характерен для степного ландшафта. Основной закономерностью в распределении растительности является высотная поясность. По долинам рек Урсула, Каракол расположены горно-злаковые степи (ковыль, полынь). По скалистым берегам Катуни часто попадаются ломонос, белокудренник. Широко распространен эдельвейс. Степи являются хорошими пастбищами. Урсульские степи - это в основном пашни и сенокосы.
Основной тезис предлагаемой работы заключается в том, что, по нашему мнению, ландшафты являются основой природных условий, неким ковром, на котором формируется та или иная культура.
Очевидно, что во все периоды ландшафты играли важную роль в выборе типа хозяйства. Следует также отметить влияние ландшафта на формирование менталитета человека. Люди, живущие в горах, несомненно, отличаются от степняков. Кроме того, тип хозяйства, основанный также на природных условиях, формирует особенности поведения человека. Как мы предполагаем, представители горного кочевого типа, вероятно, в своем характере имеют особые черты, такие как упорство, жёсткость, высокая потреб-