Научная статья на тему 'ЗАРОЖДЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА'

ЗАРОЖДЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4991
656
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Ключевые слова
Христианство / скептицизм / Римская империя / религиозные течения / идеология / мировая религия / Иисус Христос / христианские общины. / Christianity / skepticism / the Roman Empire / religious trends / ideology / world religion / Jesus Christ / Christian communities.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Клишина Елена Сергеевна, Киселева Анна Юрьевна

В статье проведена систематизация информации о теориях и путях зарождения христианства, а также, о различных источниках, из которых возникла эта мировая религия и дача общей характеристики. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что христианство является самой крупной мировой религией по числу приверженцев и распространена во всем мире: в каждом государстве есть хотя бы одна христианская община. Эта мировая религия возникла в I веке нашей эры на территории Римской империи. Она характеризуется наличием определенных правил и заповедей, которые являются обязательными для ее приверженцев, если же верующий будет пренебрегать ими, ему обещано воздаяние в загробном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BIRTH OF CHRISTIANITY

The article systematizes information about the theories and ways of the origin of Christianity, as well as about the various sources from which this world religion arose and gives a general description. The relevance of this problem is due to the fact that Christianity is the largest world religion in terms of the number of adherents and is widespread all over the world: every state has at least one Christian community. This world religion originated in the first century AD on the territory of the Roman Empire. It is characterized by the presence of certain rules and commandments that are mandatory for its adherents, but if the believer ignores them, he is promised a reward in the afterlife.

Текст научной работы на тему «ЗАРОЖДЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №3/2021

ЗАРОЖДЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА

THE BIRTH OF CHRISTIANITY

УДК 32

Клишина Елена Сергеевна, студент Международного научно-технологического и промышленного сотрудничества, НИЯУ «МИФИ», г.Москва Киселева Анна Юрьевна, студент Международного научно-технологического и промышленного сотрудничества, НИЯУ «МИФИ» г.Москва

Klishina Elena Segreevna , student of International Scientific, Technological and Industrial Cooperation, MEPhI, Moscow. Email: lenaklishina2108@yandex.ru Kiseleva Anna Yuryevna, Student of International Scientific, Technological and Industrial Cooperation, MEPhI, Moscow. Email: kisanna99@mail.ru

Аннотация: В статье проведена систематизация информации о теориях и путях зарождения христианства, а также, о различных источниках, из которых возникла эта мировая религия и дача общей характеристики. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что христианство является самой крупной мировой религией по числу приверженцев и распространена во всем мире: в каждом государстве есть хотя бы одна христианская община. Эта мировая религия возникла в I веке нашей эры на территории Римской империи. Она характеризуется наличием определенных правил и заповедей, которые являются обязательными для ее приверженцев, если же верующий будет пренебрегать ими, ему обещано воздаяние в загробном мире.

Summary

The article systematizes information about the theories and ways of the origin of Christianity, as well as about the various sources from which this world religion arose

and gives a general description. The relevance of this problem is due to the fact that Christianity is the largest world religion in terms of the number of adherents and is widespread all over the world: every state has at least one Christian community. This world religion originated in the first century AD on the territory of the Roman Empire. It is characterized by the presence of certain rules and commandments that are mandatory for its adherents, but if the believer ignores them, he is promised a reward in the afterlife.

Ключевые слова: Христианство, скептицизм, Римская империя, религиозные течения, идеология, мировая религия, Иисус Христос, христианские общины. Keywords: Christianity, skepticism, the Roman Empire, religious trends, ideology, world religion, Jesus Christ, Christian communities.

ВВЕДЕНИЕ

Зарождение Христианства - это длительный процесс появления и формирования религиозной концепции на основе учения Иисуса Христа, его учеников и первых последователей. Все они были евреями, среди них в I до н.э. возникло множество религиозных течений, вскоре начали зарождаться слухи о том, что в итоге будет установлено царство Божье на всей Земле. В 30 лет Иисус крестился в реке Иордан, а в течение дальнейшей жизни со своими апостолами распространил идеи во всех городах и селах Палестины и проповедал новую религию, которая позже станет мировой. Иисус Христос проповедал Евангелие, именно оно и является первоисточником всех явлений, которые составляют Христианство. Истоки Христианства принадлежат к учениям Иудеев. На рубеже новой эры эта территория находилась под протекторатом Римской империи, однако, жречество во главе с первосвященником могли решать некоторые проблемы. ОТХОД ОТ ДРЕВНЕРИМСКОЙ РЕЛИГИИ

Императоры Римской империи (начиная с Октавиана Августа), носили еще и титулы верховного жреца города Рима, поэтому считали, что поддержание древнеримской религии является главным средством поддержания их власти.

Они тщательно следили за соблюдением всех законов, культов богов и не жалели средств на содержание жрецов. Однако на рубеже новой эры римская аристократия стала скептически относиться ко всем проявления приверженности древнеримской религии, поэтому аристократия постепенно начала склоняться к религиозному течению, которое называется скептицизм. Последователи этого направления считали, что мир является прекрасным, и изменить его невозможно, даже зло не может испортить его положительные качества. Именно поэтому истинный мудрец и аристократ не должен огорчаться при неудачах и воспитывать в себе независимость от внешних благ. Такое философское течение устраивало только аристократию.

Простой народ, населявший Римскую империю, верил в культ богов-спасителей. Нищие люди были уверенны, что их ждет загробная жизнь бессмертной души, именно боги-спасители обещали верующим людям такой исход. Также, в то время существовали и культы богов-страдателей. Поклонявшиеся им люди, обожествляли растительность, которая снова появлялась после зимы. Постепенно эти культы перешли в религиозные течения, которые пропагандировали вечную загробную жизнь.

После ряда восточных походов в Рим пришел новый культ иранского божества Митры. Сторонники данного течения верили в единственного Бога, который был защитником справедливости и постоянно сражался со злом, защищая их от темных сил. Люди мылись чистой водой, ели священный хлеб и пили вино и устраивали большие пиры по случаю дня рождения Бога, все это делалось для того, чтобы заслужить благословение Митры. Главными приверженцами данного течения были воины и рабы.

В I веке н. э. начал активно распространяться культ иудейского бога Яхве. Иудеи всегда почитали его как единое божество, даже если они жили за пределами своей местности. В Священном писании (тора) говорилось, что Бог Яхве создал первых людей на земле и прародителей человеческого рода - Адама и Еву. ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА

Палестинские евреи в течение достаточно долгого времени находились под гнетом чужеземцев. В I веке до н.э. в Иудее шла ужесточенная междоусобная война, поэтому правителям требовалась помощь. В результате этого были введены в Иудею войска римского полководца Гнея Полтея, и страна стала зависимой. Жрецы в Иудеи могли сами распоряжаться в религиозных вопросах. Все это породило ужасные последствия, такие как: жители Иудеи стали испытывать двойной гнет со стороны римского правительства и собственных жрецов, которые безостановочно вели междоусобные войны за власть. Население потеряло политическую независимость и рассматривало это как трагедию. Люди видели религиозный смысл во всех происходивших событиях, а именно божественное возмездие за нарушения религиозных обычаев, заветов предков. Постепенно это привело к усилению позиции еврейских религиозных националистических группировок, которых сложилось три:

• Саддукеи - первосвященники и верховные жрецы Иерусалимского храма

• Фарисеи - толкователи закона, которые требовали добросовестного исполнения всех законов и религиозных правил, обрядов и церемоний. Они являлись представителями низшего жречества.

• Ессеи - члены религиозной секты, которые жили в пустынных местах и отрицали частную собственность, рабовладение и войну, занимали оппозиционную позицию по отношению к знати и фарисеям.

Возникновение христианства было обусловлено не только сложившимися историческими условиями, оно имело прочную идеологическую основу. Как известно, все основные идеи для христианства черпались из иудаизма. Новая религия позаимствовала идеи иудаизма, например, хилиазме, под этим термином подразумевается вера во второе пришествие Иисуса Христа и его долгое царство на земле.

Огромное влияние на становление христианского мировоззрения оказала античная философия. Стоики, неопифагорейцы, Платон и неоплатоники, многие их идеи легли в основу христианской мысли. Особенно большое влияние на основы христианского вероучения оказали неоплатонизм Филона Александрийского и нравственное учение римского стоика Сенеки. Филон сформулировал понятие Логоса как священного закона, позволяющего созерцать сущее, учение о прирожденной греховности всех людей. Сенека считал, что каждый человек должен достичь свободу духа через понимание того, что Бог нужен людям. Если свобода не будет вытекать из божественной необходимости, она окажется рабством. Если люди будут следовать судьбе без отклонений, то их ждет невозмутимость и спокойствие духа. Золотое правило морали, сформулированное Сенекой, звучит так: «Обходись со стоящим ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобой обходились стоящие выше». Очень похожу формулировку мы может найти в Евангелиях, это еще больше подтверждает то, что новая религия опирается на философские учения. Определенное влияние на христианство оказало учение Сенеки о скоротечности и обманчивости чувственных удовольствий, заботе о других людях, самоограничении в пользовании материальными благами, недопущении разгула страстей, необходимости скромности и умеренности в повседневной жизни, самоусовершенствовании, обретении божественного милосердия. СТАНОВЛЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА КАК МИРОВОЙ РЕЛИГИИ История становления христианства - это длительный период, который охватывает период с середины I в. н.э. до V в. включительно. В течение этого периода христианство пережило следующие стадий своего развития:

1 — стадия актуальной эсхатологии (система религиозных взглядов и представлений о конце света, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной и её переходе в качественно новое состояние. (вторая половина I в.);

2 — стадия приспособления (II в.);

3 — стадия борьбы за господство в империи (III-V в.).

На протяжении каждой из этих стадий менялся состав верующих, возникали и распадались новые ветви внутри христианства в целом, непрестанно кипели внутренние столкновения, которые выражали борьбу за реализацию насущных общественных интересов.

Важно отметить, что в середине I века усугубляется политический кризис в Римской империи, который позже перешел в Гражданскую войну, следовательно, это повлияло и на Иудею, которая находилась в составе Римской империи. В 66 году здесь вспыхнуло восстание, в ходе которого были уничтожены римские отряда в Иудеи. Однако, после упорной борьбы, римские легионы все-таки смогли сломить сопротивление, и Иерусалим был сожжен. Итогом этой гражданской войны стал побег тысячи людей из Иудеи, а другие пленные были проданы в рабство. Поражение в восстании сильно отразилось на моральном состоянии людей, теперь они стремились найти утешение в вере. Это помогло создать приемлемую обстановку для проповедей новых религиозных учений. Таким образом, постепенно стал складываться культ сына божьего Иисуса Христа. Его сторонников объединяла вера и надежда на скорый приход спасителя в их жизнь, а также ненависть к Риму. Они верили в то, что царство, которое придет на смену Риму будет другим, в нем не будет зла и разочарований. Проповедники писали послания с поучениями и переходили из одной общины в другую. Все они являлись апостолами, у Иисуса их было 12. В одном из древнейших христианских писаний говорится, что проповедник новый веры, который относится к делу с открытой душей и чистым сердцем, не должен ничего брать взамен у членов общины, кроме хлеба, также он не может оставаться в общине более трех дней. Позже начинали появляться жизнеописания, расскажи о жизни Христа, проповеди о его страданиях, смерти и воскрешении. Такие повествования стали называться Евангелиями. Вместе со своими 12-ю апостолами Иисус путешествовал по Иудеи, распространял свое религиозное учение и совершал чудеса: обличал лицемерие, ханжество и корыстолюбие. В конечном итоге, Иисус был распят на кресте, как самозванец, который назвал себя царем Иудеи. Несчастливый конец произошел из-за

предательства одного из учеников: на праздновании Пасхи в Иерусалиме после завершения трапезы Иисус был схвачен. Иисус был тайно похоронен своими учениками, однако, по чудесному истечению обстоятельств, на третий день после смерти Иисус Христос воскрес и явился своим ученикам. По истечению сорока дней он вывел своих учеников на соседнюю гору и вознесся в небо, обещая, что вернется в конце существования всего мира для того, чтобы совершить суд над всеми живыми и мертвыми. После этого все апостолы разошлись по разным странам мира, чтобы стать основателями общин, в которых люди будут верить в земное воплощение божества и в Иисуса Христа. 10 заповедей христианства - это тот путь, о котором сказал Христос. Десять ветхозаветных Заповедей человечество получило через Моисея (еврейский порок и законодатель) - ему явился Господь в Огненной Купине, который горел и не сгорал. Этот образ стал пророчеством о деве Марии - которая приняла в себя Божество и не сгорела. Закон был дан на двух каменных скрижалях (плитах), перстом начертал на них заповеди Сам Бог.

Первые христианские общины развивались как единое религиозное течение, от которого отходили отдельные группы, заблуждающихся еретиков. Из-за того, что различные общины сильно различались между собой в конце ЬП в. н. э. единого учения еще не существовало. Священное писание распространялось медленно, т.к. быстрее это сделать было невозможно, поэтому проповедники, переходившие из общины в общину, излагали учение Христа на самые разнообразные источники, что, соответственно, влекло противоречия и разногласия. Одни верили в то, что скоро произойдет второе возвращение Христа и предлагали населению готовиться к «концу мира». Другие считали, что нужно сначала принять иудейскую религию и совершить все необходимые обряды, а только потом стать членом христианской общины. Проповедники апостола Павла считали, что верующие не обязаны были выполнять иудейские обычаи, потому что Христианская община их полностью заменила. Сторонники древних Христианских общин изначально состояли лишь из городского населения и рабов, только лишь к концу II - началу III века

христианству начали следовать государственные служащие императорской администрации, воины и знатные рабовладельцы. В период, когда Христианство только появилось верующие собирались на молитвенные часы рано утром или ночью. Чаще всего молитвы проходили в укрытых от посторонних глаз местах: в загородных домах, катакомбах или сараях. Собирающиеся люди внимательно слушали проповеди и пели гимны в честь святого сына божьего, читали вслух повествования о Христе, заканчивались такие собрания общей трапезой, во время которой пили разбавленное водой красное вино и ели белый хлеб. Собранием руководил главный человек-общинный староста-пресвитер. Со временем в крупных появились епископы- хозяйственные руководители, которые имели особый статус. Как известно, изображения Христа появились только второй половине II века: он выглядел как молодой мужчина-пастырь, который нес на плечах заблудшую овцу и был одет в розовую тунику с накинутым сверху голубым плащом.

Со временем положение руководителей христианских общин начало изменяться. Старшины стали избираться из среды богатых и знатных людей. К середине III века епископы начали становиться единоличными лидерами общин, в своем руководстве они опирались на пресвитеров и диаконов. Также в общинах произошел ряд изменений: для старшин и священнослужителей были установлены белые одежды, и из общин пропали женщины-диаконисы, с этих пор только клирики могли проводить молельные собрания и совершать службы Христу. Постепенно начинают появляться праздничные богослужения, которые проводились по особым обычаям и ритуалу. Самым важным праздником стала Пасха в честь воскресения Христа, на этом торжестве верующие изображали радость по поводу воскрешения Христа после смерти. Последняя трапеза Христа теперь изображалась как единение верующих и сына божьего, с помощью вкушения части его тела и крови (кусочек белого хлеба и вино). Важным признаком общин III века является то, что они стали более обеспеченными: многие общины уже владели домами и рабами, и большими земельными участками. Следствием всего этого стало становление общины, как мощной

общественной силы, которая громко заявила о себе правительству Римской империи.

Из-за быстрого роста общин и изменения их социального состава христианские писатели, приверженцы общин начали писать произведения, в которых они защищали основные положения христианской религии и высказывались по спорным вопросам. Наиболее авторитетным писателем считается Ориген, бывший пресвитер александрийской общины, который доказал, что некоторые христианские убеждения можно сравнить и применить с философскими взглядами Платона и Аристотеля.

Средневековая Христианская традиция утверждает, что со времени правления Нерона начались преследования верующих, так христиане были обвинены в поджоге Рима в 64 году и были массово казнены и подвергались репрессиям. Кроме того, зачастую частные доносы были главным источником, из-за которых совершался самосуд над приверженцами христианской религии. Примером для данной ситуации является случай, который произошел в середине III века. Римский император Деций стал требовать от людей, населявших город, поголовную присягу, которая должна была выглядеть как ритуал-поклонение культу императора. Люди, которые отказывались это делать, рассматривались как враги императора и подвергались жестоким наказаниям. Многие верующие члены христианских общин отправлялись в тюрьмы, а другие были казнены. Все эти преследования были прекращены после гибели императора Деция. Спустя несколько лет после смерти Деция, в 257 году новый император римской империи Валерин снова установил обязанность участвовать в императорском культе для всего населения, т. к. ему требовались средства для пополнения казны. Валериан даже опубликовал специальный нормативный акт, в котором христианские общины были отмечены как враждебные организации для римского государства. Эти гонения были более масштабными и жестокими: общины были разгромлены, а их имущество конфисковано. Даже глава карфагенской общины Киприан был казнен. Однако в 260 году Валериан попал в плен к персам, у власти остался его сын Галлиен, из-за того, что он постоянно

был занят различными делами и не имел времени, он постепенно прекратил гонения на христиан. Именно поэтому с конца III и до начала IV века христианские общины стали независимыми и развивались самостоятельно, соответственно, это дало мощный толчок к развитию и становлению общины как мощного религиозного аппарата. Именно поэтому стоит отметить, что гонения в течение долгого времени на общины совсем не ослабили их, а усилили сплоченность их участников, иногда доходя даже до религиозного фанатизма. Многие люди, которые были свидетелями жестоких казней, впечатлялись мужеством и стойкостью верующих, принимающих смерть, это побуждало все больше и больше людей становиться членами общин. Память погибших чтили с открытым сердцем и душой: собирались на молитвенные собрания, чтили их надгробия, помещали их изображения вместе с другими почитаемыми христианскими лицами. Следствием этого стало появление культа мучеников в III веке, который позднее станет культом святых.

На данный момент наиболее спорным вопросом в исследовании хода развития христианской мысли является вопрос об историчности Иисуса Христа. Существует два направления:

• Мифологическое направление утверждает, что в науке нет достоверных данных об Иисусе Христе. Согласно этому направлению, Евангельские рассказы были придуманы и написаны через много лет после описанных событий и не имеют совершенно никаких исторических корней.

• Историческое направление утверждает, что Иисус Христос реально существовал и на самом деле был проповедником новой религии. В 1971 г. в Египте был найден текст "Древности" Иосифа Флавия, в котором описан один из реальных проповедников по имени Иисус.

Христианство появилось как новая религия, которая заменила язычество, внесла мир и гармонию в сердца людей, прекратило междоусобные войны. Люди из абсолютно разных сословий смогли найти что-то важное для себя именно в этой религии, в некоторых случаях даже утешение. Христианство подходило всем, и каждый человек взял из этой религии что-то важное именно для себя, эта религия

стала опорой для Римского императора, поэтому христианство можно считать спасением для людей и для государства. Очень важно помнить, что главной целью пришествия Христа было не то, чтобы нас улучшить человеческие условия бытия, но для того, чтобы восстановить утраченный рай и гармонию в людях. Христианская вера направлена к одной верной цели - соединению с Богом через нравственное обновление и уподобление Ему. Новая мировая религия оказала мощное влияние на все сферы жизни общества, так, например, оно возвысило нравственность людей, способствовало смягчению жестоких нравов, направило всю деятельность человека к добру, сплотило людей в решении общих дел и проблем, которые возникали со временем.

Литература

1. Апокрифы древних христиан. Переводы и исследования И.С. Свенцицкой, М.К.Трофимовой.М.,2004.

2. Виппер Р.Ю. Рим и раннее христианство. М., 1954.

3. Кубланов М.М. Возникновение христианства. Эпоха, идеи, искания. М., 1974.

4. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М., 1987.

5. Уколова В.И. Возникновение христианства.//Всемирная история. Т.1. М.2010

6. Бадак А. Н., Войнич И.Е., Волчек Н. М. История Древнего мира. Древний Рим. - Мн.: Харвест, 1998-864с.

7. Поснов М.Э. История христианской церкви - Мн,: Классика философской мысли, 2004

8. Гарнак А. Сущность христианства - Мн,: Издательство АСТ, 2001

Literature

1. Apocrypha of ancient Christians. Translations and research by I.S. Sventsitskaya, M.K. Trofimova, Moscow, 2004.

2. Wipper R.Yu. Rome and early Christianity. M., 1954.

3. Kublanov M.M. The emergence of Christianity. The era, ideas, searches. M., 1974.

4. Sventsitskaya I.S. Early Christianity: Pages of History. M., 1987.

5. V. I. Ukolova The emergence of Christianity. // World history. T.1. M. 2010

6. Badak AN, Voynich IE, Volchek NM History of the Ancient World. Ancient Rome. - Minsk: Harvest, 1998-864s.

7. Posnov M.E. History of the Christian Church - Mn: Classics of Philosophical Thought, 2004

8. Harnack A. The essence of Christianity - Mn: Publishing house AST, 2001

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.