Научная статья на тему 'Зарождение движения за трезвость в США и начало борьбы за «Сухой закон»'

Зарождение движения за трезвость в США и начало борьбы за «Сухой закон» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1696
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕЗВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ В США / РЕФОРМАЦИЯ ТРЕЗВОСТИ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА В США В 1820-1850-Е ГГ. / «СУХОЙ ЗАКОН»

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Прилуцкий В. В.

В статье рассмотрены зарождение движения за трезвость в США и начало борьбы за «сухой закон» во второй четверти XIX в. Борьба за запрет алкоголя, первоначально преследовавшая исключительно гуманистические ценности, ориентированная на благотворительность и нравственное возрождение человека, со временем политизировалась. Трезвенничество, пожалуй, являлось самым долгим по времени и одним из наиболее массовых реформаторских движений в истории США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарождение движения за трезвость в США и начало борьбы за «Сухой закон»»

УДК -- 94(73)"1820/1850"

ЗАРОЖДЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ ЗА ТРЕЗВОСТЬ В США И НАЧАЛО БОРЬБЫ ЗА «СУХОЙ ЗАКОН»

В.В. Прилуцкий

В статье рассмотрены зарождение движения за трезвость в США и начало борьбы за «сухой закон» во второй четверти XIX в. Борьба за запрет алкоголя, первоначально преследовавшая исключительно гуманистические ценности, ориентированная на благотворительность и нравственное возрождение человека, со временем политизировалась. Трезвенничество, пожалуй, являлось самым долгим по времени и одним из наиболее массовых реформаторских движений в истории США.

Ключевые слова: трезвенное движение в США, реформация трезвости, политическая борьба в США в 18201850-е гг., «сухой закон».

В Соединенных Штатах движение протеста, направленного в сторону алкогольной продукции и ее распространителей, заявило о себе в конце XVIII - начале XIX вв. Но наибольший масштаб оно приобрело в тридцатилетний период перед Гражданской войной. Впоследствии идеи «сухого закона» и «реформации трезвости» подхватили Великобритания и Ирландия, где в XIX в. тоже сформировались мощные движения в его поддержку. В той или иной форме антиалкогольные кампании и запреты имели место затем в десятках стран мира.

Американское антиалкогольное движение остается малоизученной темой в отечественной историографии. В США же первые работы, посвященные истории трезвенничества, были написаны самими сторонниками «сухого закона» еще в XIX в. [1] В наши дни интерес к этой проблеме не ослабевает [2]. Консервативные исследователи, как правило, высоко оценивали трезвенничество, видя в нем попытку морального усовершенствования общества, реализации библейских принципов. Р. Хофстедтер и близкие к нему историки же склонны были видеть в борьбе за «сухой закон» и последующей его реализации проявления человеческой недальновидности, глупости и фанатизма. Это был «исторический тупик, досадная помеха на магистральном пути истории» [3]. Тем не менее, нельзя не признать, что трезвенничество борьба за «сухой закон», пожалуй, были самым долгим по времени и одним из наиболее массовых реформаторских движений в истории США [4]. В него были вовлечены широкие социальные слои, различные классовые, этнические, расовые, религиозные, возрастные группы, а также женские организации.

При анализе движения за трезвость и здоровый образ жизни следует учитывать, что оно было многоплановым и разноуровневым. Оно включало несколько компонентов: религиозный,

философский, пропагандистский, морально-этический, экономический, просветительский, воспитательный (работа с детьми), политический, законодательный, медицинский (помощь желающим избавиться зависимым от спиртного, формирование прототипа групп «анонимных алкоголиков»). Борцы с пьянством называли себя «истинными патриотами» и считали, что делают богоугодное дело. Первичные организации противников алкоголя вели огромную разъяснительную работу в обществе, создавали «вашингтонские дома трезвости», учреждали безалкогольные бакалейные лавки и таверны, открывали гостиницы, в которых не подавались спиртные напитки [5]. Наиболее важна все же политическая составляющая трезвенничества, сопровождавшаяся давлением на власть. Ей и уделим главное внимание.

Зачинателем борьбы за трезвый и здоровый образ жизни в США считается доктор из Филадельфии Бенджамин Раш (1745-1813). Это было реформаторское движение одной цели, подобное антимасонам, начинавшееся как социальное со значительной религиозной составляющей, и со временем приобретшее черты политического. После войны за независимость страна испытывала большие трудности. В некоторых местностях неким новым национальным обычаем, приобретавшим постепенно угрожающие масштабы, стало ежедневное принятие нескольких кружек виски. Делалось это в том числе и с целью подчеркивания независимости, самостоятельности и собственной идентичности в противовес традициям британцев и других европейцев, предпочитавшим чай, кофе и вино как менее крепкий спиртной напиток. При этом виски, изготовленный из кукурузы, пшеницы, ржи, а иногда даже из картофеля, рассматривался американцами как национальный напиток. Считается, что алкоголизация в США приобрела катастрофические масштабы и достигла пика в семидесятипятилетний период между 1750 г. и 1825 г.

В такой неблагоприятной ситуации началось создание первых антиалкогольных обществ и ассоциаций. Врач и известный общественный деятель (подписавший Декларацию независимости от имени Пенсильвании) Б. Раш в 1784 г. в газетной статье аргументировано доказывал, что

употребление алкоголя приносит вред физическому и психическому здоровью. Двести фермеров Коннектикута образовали в 1789 г. первое общество трезвости, просуществовавшее до 1822 г. [6] В г. Нью-Хейвене антиалкогольное общество в 1811-1812 гг. непосредственно организовывал знаменитый пресвитерианский священник из Коннектикута Лайман Бичер (1775-1863) [7].

В течение десятилетия антиалкогольные организации, некоторые достаточно многочисленные, возникли в одиннадцати штатах. Поначалу эти объединения ставили перед собой сугубо филантропические задачи: «спасение душ», нравственное совершенствование человека, просвещение молодого поколения и т.п. Некоторые лидеры движения проповедовали абсолютное воздержание, полный отказ от спиртного, другие ратовали лишь за умеренное потребление. Успехом в их пропаганде пользовалась книга Раша «Исследование о воздействии крепких спиртных напитков на человеческое тело и разум», публиковавшаяся в 1785-1804 гг. [8] Работа велась среди старшего поколения, молодежи, в церковных приходах, в учебных заведениях (в школах и колледжах). В конечном итоге предполагалось искоренять не только пьянство, но и все моральные пороки общества.

Трезвенничество совпало с началом очередного религиозного возрождения (ривайвелизма) в Соединенных Штатах в 1820-е гг. «Трезвенники» включились в борьбу по моральным вопросам, требовали строгого соблюдения «священного дня отдохновения». Конец трудовой недели (воскресенье) в соответствии с духом истинного пуританизма надо было проводить не в пивной за кружкой виски, а в молитве и отдыхе в кругу семьи, а еще лучше - в церкви. Уже на ранних этапах руководители движения за трезвость предлагали ввести «сухой закон», оказались вовлечены в политическую борьбу, но преувеличили степень собственного влияния в стране. Они пытались опереться на Федералистскую партию, более консервативную в вопросах морали и религии, чем джефферсоновские республиканцы [9]. Неслучайно районом возникновения и основной базой трезвенничества являлись штаты Новой Англии, где длительное время господствовали федералисты. Л. Бичер например, считал себя «убежденным федералистом» и мечтал о тех временах, когда будут приняты «суровые законы за нарушение воскресного дня отдохновения, супружескую измену и пьянство» [10].

К началу 1820-х гг. раннее движение протеста пришло в некоторый упадок, но наиболее стойкие его участники продолжали действовать. Одним из них был уже упоминавшийся Бичер, обратившийся в 1825 г. к согражданам с проповедями о вреде употребления спиртных напитков. Он произнес свои знаменитые «шесть проповедей» против пьянства. Одним из его девизов был: «Мы не можем ждать; сейчас или никогда» [11]. Новое возрождение интереса к вопросам религии и морали привело к учреждению 13 февраля 1826 г. в Бостоне Американского общества трезвости (American Temperance Society, ATS) [12]. Его основателями были Бичер и Джастин Эдвардс из Массачусетса. Исполнительный комитет организации регулярно публиковал ежегодные отчеты. Из-за связей с аболиционистским движением общество оказалось наиболее популярным в северных штатах. В отличие от предыдущего периода борьбы против алкоголя впервые была создана единая общенациональная организация. За три года ATS распространилось на большинство штатов. В 1829 г. существовало около тысячи первичных организаций (местных обществ), объединявших сто тысяч человек. В 1831 г. действовали уже 2 220 отделений и 170 000 активистов, давших зарок или обет воздерживаться от употребления горячительных напитков. В 1834 г. насчитывалось пять тысяч подразделений с миллионом последователей в 21 штате [13]. Американское общество трезвости выступило с рядом предложений: расширение прав женщин, отмена рабства, трезвый образ жизни и «улучшение общества».

Движение за введение сухого закона набирало силу. С ним начали сотрудничать многие профессиональные врачи. Одновременно ведущие протестантские церкви стали продвигать идею трезвости. Особенно отличились пиетисткие деноминации, пресвитериане, баптисты и методисты. Впоследствии к ним присоединились конгрегационалисты, квакеры, католики, мормоны, адвентисты седьмого дня и другие. В течение первых десяти лет существования ATS объединило уже более восьми тысяч локальных групп трезвости, насчитывавших полтора миллиона членов [14]. Произошло становление «трезвенной прессы». К 1839 г. в США издавались восемнадцать антиалкогольных журналов. Любопытно, что на первых этапах движения отсутствовала эффективная методика реабилитации зависимых от алкоголя. Главную задачу «трезвенники» видели в том, чтобы удержать непьющих от употребления спиртного. В отношении злоупотребляющих просматривались пессимизм и безразличие к их судьбе, резюмированные Дж. Эдвардсом в 1822 г.: «Удержите трезвых людей в трезвости, а пьяницы в скором времени умрут и земля станет свободной» [15].

Трезвенники вопрошали: «Почему нельзя принять обязательства (по примеру революционных

предков) в 1831 г. полностью отказаться от рома с той же решимостью, с какой прекратилось употребление чая в 1774 г.?» [16]. Трезвость дает надежду, избавляет от нищеты, бедности, преждевременной смерти. Трезвенники обращались к каждой американской семье, приглашали к сотрудничеству все политические силы, партии, группировки, южан и северян, надеясь, что «полный отказ от спиртного будет возможен уже при жизни нынешнего поколения». Они заявляли не только о своей надпартийности, но и представляли себя в качестве части мирового движения. Копии докладов рассылались во многие государства мира (в том числе и в Россию), в колонии и зависимые территории [17].

В 1833-1836 гг. ATS вошло в новое, более радикальное объединение - Американский союз трезвости (American Temperance Union, ATU), требовавший полного воздержания от «опьяняющих напитков». Многие члены ATS оказались к этому не готовы, а некоторые (умеренно пьющие вино) даже стали выходить из союза, часть лидеров также прекратила активность. Численный рост отказавшихся от употребления алкоголя в стране, тем не менее, продолжился, но точные данные отсутствуют. Приходится опираться на подсчеты самих борцов за сухой закон.

Многие политики (особенно национальные республиканцы, антимасоны, аболиционисты, виги) относились сочувственно и с пониманием к идее трезвости. Так, атторней-генерал Уильям Вирт заявил на заседании общества трезвости Балтимора в 1832 г. что алкоголизм является главным источником «всех пороков, преступности, бедности и нравственного распада как отдельного человека, так и общества в целом». «Прогресс трезвенных обществ, достижение ими золотого века должны доказать их происхождение свыше» [18]. Действовали общества трезвости законодательных собраний штатов и Общество трезвости Конгресса [19].

Сначала требования «трезвенников» ограничивались сокращением числа питейных заведений в стране. Затем постепенно протест приобретал все более целенаправленный и бескомпромиссный характер. С каждым годом все громче звучал голос радикалов с призывом закрыть вообще все таверны. Лозунги нашли отражение в издававшихся в то время книгах, брошюрах, листовках и напечатанных на отдельных листах карикатурах. В отдельных штатах Севера и Юга начали регулярно проводиться трезвенные конвенты, имевшие региональный характер. Первый же национальный конвент трезвости прошел в Филадельфии 24 мая 1833 г. Четыреста делегатов представляли 21 штат (из 24). С тех пор подобные общественные мероприятия стали постоянными и с перерывами проводились в течение всего XIX в. Трезвенные съезды все более политизировались и к концу столетия приобрели характер «конвентов сухого закона». Уже филадельфийский конвент 1833 г. морально осудил транспортировку спиртных напитков по территории страны. Трафик алкоголя оценивался как «безнравственный», «направленный против законов Бога», а значит и «политически неправильный, вредный». Конвент прямо обратился к законодателям с призывом и одновременно требованием полного запрета подобной практики [20]. Эту меру вскоре поддержали региональные съезды трезвенников [21].

Местные отделения общества трезвости имели смешанное членство. В них входили: «никогда не употреблявшие алкоголь» (в основном дети, которые, например, в британских антиалкогольных организациях составляли более 50% численного состава), «умеренно пьющие», «тяжелые», «заядлые» пьяницы и «установленные алкоголики», вставшие на путь исправления, «нравственного улучшения». Последних насчитывалось от ста до шестисот тысяч человек. По приблизительным оценкам ATU количество непьющих к 1843 г. в десяти тысячах региональных обществ составило около пяти миллионов. Таково было число подписавших специальную бумагу, содержавшую обет трезвости. Это - четверть американского населения в возрасте от пятнадцати лет и старше. Современные ученые ставят под сомнение данную статистику, считая, что численность непьющих даже уменьшилась к 1848 г. до четырех миллионов человек, а это в масштабе страны было все же значительным показателем.

Успехи в противостоянии алкоголизации страны были видимыми. По подсчетам противников алкоголя в 1831 г. двенадцать миллионов жителей США потребили до семидесяти миллионов галлонов крепких спиртных напитков - в среднем по шесть галлонов на каждого человека, включая женщин и детей. Эта статистика не учитывала вино, пиво и сидр [22]. Благодаря усилиям борцов с алкоголем в 1840 г. семнадцать миллионов американцев выпили только сорок три миллиона галлонов виски. Таким образом, за десятилетие объем выпитого уменьшился более чем в два раза. Некоторые современные исследователи утверждают, что в действительности сокращение было не столь существенным - на 14-15%. В период с 1840 г. по 1850 г. потребление спиртных напитков на душу населения в год составило 4,9 галлонов (примерно 18,5 л.). Данный показатель весомо превышает годовую норму, установленную современным здравоохранением.

Основными районами трезвенничества были Новая Англия и центральный Нью-Йорк. Важнейшими городами, поддерживавшими движение, являлись: Балтимор, Нью-Йорк, Бостон, Филадельфия, Питтсбург, Вашингтон, Цинциннати и Сент-Луис. О степени вовлеченности населения свидетельствует факт еженедельного проведения около пятидесяти собраний трезвости в Нью-Йорк-Сити, «вселявший большие надежды». Сотни делегатов - «миссионеров» отправлялись из Новой Англии и среднеатлантических штатов на Средний Запад и Юг. Они преодолевали тысячи миль, организовывали собрания, выступали с лекциями, взаимодействовали с властями, собирали подписи в пользу трезвости и ежегодно «обращали» десятки тысяч человек. Работа лекторов велась в Конгрессе и законодательных собраниях штатов. Подобно другим общественным движениям «трезвенники» регулярно проводили местные конвенты (как правило, в зданиях церквей), на которых заслушивались отчетные доклады локальных обществ, устраивали согласованные с властями шествия, процессии, демонстрации и митинги в поддержу трезвости. Эти акции сильно напоминали религиозные собрания евангелистов - «возрожденцев.

В рядах «трезвенников» долгое время шли споры. Одни, как уже было сказано ранее, поддерживали «контролируемое», «допустимое» потребление алкоголя, другие ратовали за полный отказ. Некоторые настаивали на прямом законодательном запрете производства, продажи и транспортировки спиртного. Но многие были сторонниками только морального осуждения, убеждения граждан и разъяснительной работы о вреде пьянства среди населения. Позиции радикальных «трезвенников», выступавших в пользу принятия решения о полном запрете алкоголя на территории США, усилились к 1840 г. Одна из ведущих группировок радикалов предпочитала именовать себя «Вашингтонским движением». Зародившись в Балтиморе в среде рабочего класса в

1840 г., «вашингтонские общества» распространились на другие крупные города и были активны до 1845 г. Интересно то, что данное течение отрицательно относилось к религиозной составляющей, декларируя сугубо светский характер деятельности. Не было даже традиционной для Америки молитвы перед открытием заседаний [23].

В США происходило также создание братств трезвости, копировавших элементы масонских ритуалов. Учредителями их часто становились бывшие «вашингтонцы». Образцом для подражания был британский «Независимый орден рехавитов», основанный в 1835 г. и действовавший в США с

1841 г. (назван по имени библейского трезвенника Рехава). «Орден сынов трезвости», возникший в Нью-Йорке в 1842 г., вскоре превратился в международную организацию, насчитывавшую до семисот тысяч членов. Детское подразделение получило название «Отряды надежды». Оно сотрудничало с аналогичной организацией «Армия холодной воды», созданной пресвитерианами. В 1845 г. как высшая степень ордена появился «Храм чести», объединивший тысячи «самых лучших и наиболее влиятельных граждан». Отделившись от ордена в 1846 г., «Храм» распространился также на соседнюю Канаду. Молодежная организация «Ордена сынов трезвости» также получила независимость под названием «Кадеты трезвости». Вспомогательную роль к основным организациям имели женские «Общества Марты Вашингтон», возникшие первоначально в 1841 г. в Нью-Йорк-Сити и распространившиеся вскоре по всей стране. Своими задачами они считали защиту семейных ценностей, сохранение «счастья в семье», злейшим врагом которого является алкоголь, и борьбу с женским алкоголизмом. Самым многочисленным из всех американских братских обществ являлся «Независимый орден добрых храмовников», основанный в 1852 г. [24].

Борцы за трезвость сотрудничали с антимасонами, вигами и нативистами. В довоенный период (до 1861 г.) борьба за трезвость достигла апогея на гребне нативистской волны в середине 1850-х гг. Агитация радикалов против употребления алкоголя стала приносить свои плоды. Впервые в Мэне в 1846 г. был принят «сухой закон», что спровоцировало обсуждение аналогичных мер в других регионах. Закон Мэна 1851 г. предусматривал полный запрет на производство и продажу спиртных напитков. В 1851-1855 гг. еще в двенадцати штатах в результате согласованных действий были приняты местные антиалкогольные законодательства [25].

Трезвенничество первой половины XIX в. было общественным движением, первоначально преследовавшим исключительно гуманистические ценности, ориентированным на

благотворительность и нравственное возрождение человека, но со временем оно политизировалось. Борьба за запрет алкоголя, носившая социально-этический характер, постепенно превращалась в политическое движение. В рассматриваемый период трезвенники не создали политические партии, но сформировали группы лоббистов, которые стремились продвигать их законопроекты на региональном уровне. Но это весьма многочисленное движение отличалось внутренней рыхлостью, децентрализованностью и раздробленностью. Каждая группа предпочитала действовать самостоятельно, автономно, имея собственные программные установки, тактику и стратегию.

Политическая партия «сухого закона» окончательно оформилась в США только к 1869 г.

The article deals with the emergence of temperance movement in the United States and start fighting for the Prohibition ("dry law") in second quarter of XIX century. The fight for a ban on alcohol, originally haunted extremely humanistic values, focused on philanthropy and moral rebirth of man, eventually politicized. Temperance, perhaps, was the longest time and one of the most popular reform movements in U.S. history.

The key words: temperance movement in the United States, temperance reformation, political struggle in the USA in 1820-1850s, prohibition of alcohol.

Список литературы

1. Winskill P.T., Lees F.R. The temperance movement and its workers: A record of social, moral, religious, and political progress.- L., 1893 (Reprint 2010).

2. Blue A.D. The Complete Book of Spirits: A Guide to Their History, Production, and Enjoyment.- N.Y., 2004.

3. Hofstadter R. The Age of Reform. From Bryan to F.D.R.- N.Y., 1955. Р. 287.

4. Merrill J.L. The Bible and the American Temperance Movement: Text, Context, and Pretext // The Harvard Theological Review. Vol. 81. №. 2. April 19SS. P. 145.

5. Permanent temperance documents of the American Temperance Society.- Boston, 1835. Vol. 1.

Р. 344.

6. Early History of the Movement in America and in Great Britain: 1804 to 1832 // Couling S. History of the temperance movement in Great Britain and Ireland; from the earliest date to the present time.-L., 18б2.- P. 25-2б.

7. Autobiography, correspondence, etc., of Lyman Beecher, D.D. In 2 vols. / Ed. by C. Beecher.-N.Y., 18б5. Vol. I. P. 244-2б4, 392-40б.

8. Ibid. P. 252.

9. Autobiography, correspondence of Lyman Beecher... P. 259-2б0.

10. Ibid. P. 394, 398.

11. Ibid. P. 404.

12. Permanent temperance documents... Р. 11-14.

13. Seventh Report of the American Temperance Society // Ibid. P. 342.

14. Permanent temperance documents... P. 352, 474.

15. Maxwell M.A. The Washingtonian movement // Quarterly Journal of Studies on Alcohol. 1950. Vol. 11. Р. 410- 411.

16. Permanent temperance documents... Р. 104.

17. Fifth Report of the ATS // Ibid. Р. 111-114.

18. Ibid. P. 123-124.

19. Permanent temperance documents... P. 34б-347.

20. Ibid. P. 452.

21. Ibid. P. 34б.

22. Permanent temperance documents... P. 458.

23. Blumberg L.U. The Institutional Phase of the Washingtonian Total Abstinence Movement. A Research Note // Quarterly Journal of Studies on Alcohol. 1978. Vol. 39. Р. 1591-1б0б.

24. Maxwell M.A. Op. cit. Р. 410-452.

25.Kobler J. Ardent Spirits. The Rise and Fall of Prohibition.- N.Y., 1973. Р. 88-90.

Об авторе

Прилуцкий В. В.- кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, докторант Брянского государственного университета им. акад. И.Г. Петровского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.