УДК 37.01
Ю. С. КОНСТАНТИНОВ, И. В. ЗОРИН
ЗАРОЖДЕНИЕ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX ВЕКА)
К столетию государственной системы отечественного
детского туризма
Анализируется процесс зарождения и развития детского туризма в конце XIX - начале XX в. Описывается становление экскурсионной практики, туристских походов и краеведческой деятельности в дореволюционный период в системе образования.
Ключевые слова: детский туризм, дополнительное образование, экскурсионная деятельность, туристско-краеведческая работа, воспитание средствами туризма.
This article reviews the origins of children's tourism in end of XIX - early XX centuries. It describes the establishment of such tourist activates as: excursions, guided trips and local lore studies in national education of the pre-revolution period.
Keywords: child's tourism, supplementary education, guided tours, tourism and local lore studies, education in tourism.
Историю туризма в России следует рассматривать по двум направлениям - взрослый и детско-юношеский, которые организационно развивались почти самостоятельно, так как взрослый туризм в основном как явление общественное пользуется небольшой государственной поддержкой, в то время как детский туризм практически всегда в той или иной мере поддерживается государством, так как является частью образовательной деятельности. Однако взрослый туризм всегда оказывал свое влияние на развитие детско-юношеского, и в историческом аспекте они взаимозависимы и дополняют друг друга.
В XIX в. в результате индустриального и экономического развития усиленно развиваются путешествия в горах, среди русских исследователей возрастает
© Константинов Ю. С., Зорин И. В., 2018
интерес к изучению Кавказа. В Европе, а затем и в России начинают возникать альпийские клубы, уставы которых включали не только спортивные, но и исследовательские цели. В России первый альпийский клуб был создан в 1877 г. в Тифлисе при Кавказском обществе естествознания, количество его членов не превышало 40 человек.
В 1890 г. в Одессе возникает Крымский горный клуб, уже в первые годы в клубе насчитывалось более 400 членов. Помимо исследовательских задач клуб заботился об облегчении путешествий его членов, устройстве убежищ в горах, содержании проводников и горной стражи. В период 1891-1915 гг. издается журнал «Записки Крымского горного клуба», в котором дается описание экскурсий и маршрутов, публикуются отчеты экспедиций.
Однако официальной датой рождения российского туризма считается 1895 г.,
когда, пользуясь правительственным разрешением, был избран Комитет для управления делами Общества велосипедистов-туристов. В 1899 г. Общество на Международном конгрессе туризма было принято в Международную лигу туристских обществ. К 1900 г. Общество превратилось в одну из крупных и авторитетных организаций в стране.
С 1895 г. печатным органом Общества являлся журнал «Велосипед», а с 1899 по 1913 г. издавался ежемесячный журнал «Русский турист». В первом номере было опубликовано следующее определение понятия туризма: «Туризм -тоже спорт, и спорт наиболее чистый, наиболее свободный от каких бы то ни было материальных расчетов... Туристом может быть только любитель, человек, не потерявший способности любить природу во всех ее проявлениях, сохранивший в своей душе искру поэзии, заложенную в ней при рождении человека».
В конце 1901 г. на базе Общества велосипедистов-туристов создается единое Российское общество туристов, что явилось поворотным пунктом в истории развития туризма и экскурсий в России. В 1907 г. при Российском обществе туристов была создана Комиссия «Образовательные экскурсии по России», которая занималась проведением экскурсий по крупным городам, а также знакомила с природой Крыма, Кавказа, Урала, Средней Азии.
Опыт первых организованных обществ, в составе которых было много педагогов, групп путешественников стал тем базисом, на основе которого стали развиваться туристско-экскурсионное дело и краеведение среди детей. В научно-практическую туристско-краевед-ческую идеологию и педагогическую деятельность глубоко вошли патриотизм, гражданственность, глубокая вера в вос-
питательно-образовательные возможности этого движения. Конечно, было влияние и скаутов, и харцеров, и «соколов», но в целом туристско-краевед-ческий менталитет России всегда был своеобразен и резко отличался от зарубежных детских движений. Турист-ско-краеведческая деятельность всегда опиралась на гуманистическое направление в российской педагогике - на работы К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, В. А. Герда, Н. А. Гейнике, П. Ф. Каптере-ва, Б. Е. Райкова, С. Т. Шацкого и других российских педагогов, содействовавших развитию экскурсионно-туристского дела с подрастающим поколением.
В России детский туризм возник в середине XIX в. и носил характер образовательных экскурсий, прогулок, тесно связанных с изучением родного края. Мысль об использовании прогулок и экскурсий в народном образовании России как средства обучения и воспитания учеников медленно, трудно проникала в педагогическое сознание российского общества. Первые шаги по школьному краеведению как общественная инициатива, посвящаемая изучению своего родного края, были предприняты отдельными прогрессивными, передовыми педагогами России.
В педагогической науке первое слово о школьном краеведении было сказано Ушинским, который во время своей длительной «педагогической командировки» в страны Европы (1862-1867) для изучения опыта постановки образования, обратил внимание на то, что в учебных заведениях Европы давно вошло в систему проведение с учениками регулярных ближних и дальних прогулок-экскурсий на природу.
Постоянно ратуя в своих статьях за использование в учебно-воспитательном процессе прогулок и экскурсий,
Ушинский видел в таких путешествиях главным образом пользу от общения учеников с миром живой природы. Фактор воспитывающего влияния природы он ставил очень высоко. Ушинский с сожалением отмечал, что начальная школа совершенно не уделяет внимания своему богатому окружению, которое может способствовать учебной и воспитательной работе, призывал учителей применять местный материал в обучении и дал первые методические советы. Но призывы Ушинского в тех условиях не возымели должного действия: прогулки на природу (термин «туризм» тогда не употреблялся) с учащимися не получили повсеместного распространения. Лишь единицы прогрессивно мыслящих учителей использовали их в учебно-воспитательной работе.
Педагог Д. Д. Семёнов впервые создал краеведческий курс «Отчизноведе-ние» (1864). Он считал, что в начальной школе детям нужно дать знания о своем родном крае, деревне, селе, а в средней школе расширить это до масштаба губернии, края.
Оздоровительное значение прогулок и экскурсий для детей отмечал П. Ф. Лес-гафт. В отношении преподавания, использующего краеведческий подход,он писал, что вообще все, что преподается в школе, должно быть непременно связано с жизнью; необходимо всегда исходить из наблюдения над жизнью, насколько это возможно.
Видный отечественный педагог П. Ф. Каптерев в 1885 г. в своей работе «Дидактические очерки» писал, что несомненно, придет время, когда кругосветное путешествие, в видах учебно-воспитательных, будет необходимым элементом серьезного общего образования... педагогу нужно серьезно озаботиться тем, чтобы по возможности в каждой от-
расли знания основные представления и понятия были приобретены вполне наглядным путем, иначе будет недостаток основательности и твердости в знаниях.
В России складывается большая группа педагогов-ученых, которые на теоретическом уровне разрабатывали, а главное - ввели в практику школьной жизни новейшую методику преподавания естественнонаучных дисциплин через экскурсионную деятельность: Б. Е. Райков, Н. М. Соколов, В. А. Герд, И. М. Гревс, А. Я. Закс, Д. Н. Кайгородов, В. В. Половцев и др.
Известный российский ученый-педагог Б. Е. Райков предложил следующее определение экскурсии: «Экскурсия есть вид моторного завоевания познаний с помощью передвижения собственного тела в пространстве. Это и составляет специальные признаки экскурсионного способа. Где нет этого признака, там нет и экскурсии».
Значительный вклад в развитие экскурсий внес В. А. Герд, который придавал методике проведения экскурсий огромное значение. Так, он показывает, что «преподавателю нужно заблаговременно основательно ознакомиться с местом экскурсий», наметить объекты для исследования. В работе «Первые уроки минералогии» Герд сформулировал такие принципы исходного обучения природоведению, как принцип наглядности и краеведческий, выдвинута экскурсионная поездка как форма организации учебной работы и обусловлены некие требования к ее проведению.
Широкую известность в учительской среде России получила экскурсионная деятельность Александровской учительской школы в Тифлисе, преобразованной в дальнейшем в учительский институт. Длительное время это учебное заведение возглавлял известный на Кавказе пе-
дагог Н. П. Захаров, важным средством обучения считавший экскурсии, на которых закреплялись знания, получаемые на уроках.
Журнал «Русская школа» писал по поводу экскурсий в школе: «При рекомендуемой нами системе организации и проведения экскурсий будущие поколения с детских лет будут изучать родной край самым разносторонним образом, а потому и будут его любить. Они будут любить свои далекие уголки, заботиться о подъеме истинной культуры на далеких окраинах широкой Руси, они будут горячими патриотами, потому что будут знать свою родину и привыкнут служить ей с малых лет по мере своих сил и способностей».
В 1890-х гг. естественнонаучные экскурсии получают признание во многих учебных заведениях Российской империи, что способствовало изданию особого распоряжения Министерства просвещения об оплате за проведение экскурсий. «Вознаграждение педагогов естествоведения за экскурсии с учащимися должно выдаваться по числу сделанных экскурсий как городских (в сады, парки и проч.), так и пригородных (в поле, луг, лес и проч.). Принимая во внимание 1) существенное количество времени, которое приходится затрачивать педагогу как на саму экскурсионную поездку, так и на подготовку к ней (необходимость подготовительного посещения тех мест, по которым поведется экскурсионная поездка), 2) некие нужные личные расходы педагога во время экскурсий и 3) физическое его утомление, неизбежно связанное с экскурсиями, в особенности загородными, Министерство считало бы установить норму вознаграждения за каждую экскурсионную поездку в размере: 5руб. за городскую и 10 руб. за загородную экскурсию». Документ свидетельствует
не только лишь о широком распространении естественнонаучных экскурсий, но и о признании Министерством их необходимости. В распоряжении зафиксирована ориентировочная норма числа экскурсий и распределения их по учебному году: «Если принять за среднюю норму число экскурсий в каждом из 3-х младших классов 12 (4 осенних, 6 вешних и 2 зимних), из числа которых 2-4 экскурсии (глядя по местным условиям) могут быть городские и 8-10 пригородных, то вознаграждение педагогу за экскурсии с одним классом выразится в сумме 100-110руб. в год».
Оплата руководителям экскурсий, включенным в учебный процесс, начисляется как жалованье за проведенные урочные часы. В случае проведения экскурсий во внеурочное время по предложению Министерства оплата ведется из особых средств учебного заведения, полученных от платы за обучение. Собственные издержки учащихся во время экскурсии покрываются из средств родителей, при этом создается накопительная система взносов на обязательные экскурсии.
С 1901 г. регулярные занятия по естествознанию средствами экскурсий проводились в конце первой ступени обычных школ, в двухлетних школах, иногда и в одногодичных, в церковноприходских школах, в мужских и женских епархиальных училищах, в торговых учебных заведениях.
Вопросам организации экскурсий среди учащихся были посвящены статьи в журналах и педагогических изданиях, книгах. Из предисловия к книге «Образовательные прогулки по России» 1894-1902 г. (издание Санкт-Петербург 1903 г.): «Важное значение образовательных экскурсий учащихся признано в последнее время и нашим Министер-
ством народного просвещения. Вопрос о правильной постановке и устройстве ученических поездок был подвергнут внимательному рассмотрению... экскурсии включены в число необязательных занятий во время каникул и даже уделено несколько дней из учебного времени, посвящая эти дни экскурсиям в окрестностях города, осмотрам музеев, выставок и тому подобным разумным развлечениям.
...На практические занятия, в том числе и на экскурсии, с прошлого года ассигновывается в каждое заведение определенная сумма в размере 2 рублей на каждого воспитанника в год, и выдаются от казны прогоны и суточные деньги лицам, сопровождающим воспитанников в дальние поездки...
Благодаря образовательным экскурсиям может установиться самая тесная связь между учащимися и воспитывающим их учебным заведением - связь, отсутствие которой всегда сопровождается печальными результатами для учащихся. Чтобы успешно воспитывать молодежь, необходимо внушить ей расположение и доверие к воспитателю, а это расположение и доверие приобретается только действительным участием заведения, или, в частности, воспитателя, к сердечным потребностям воспитывающихся...
Поездки по России, разумно направленные, имеют еще и то незаменимое значение, что они могучим образом поднимают в молодой душе живое чувство к Родине, знакомят не по книгам только, а лицом к лицу с родною природою, родным народом, народной историей, родными святынями и родной промышленностью, раскрывают всю широкую картину мощи Русской земли, приучают любить и уважать свое отечество, его героев и подвижников в разных сферах жизни и вместе с тем наполняют про-
буждающийся впечатлительный ум подрастающего поколения огромным запасом разнороднейших знаний и впечатлений, воспринимаемых в живом осязательном виде, а не в форме книжных представлений, искусственно навязываемых уму.
С гигиенической точки зрения ученические поездки, даже в течение только 3-4 недель, несравненно полезнее для здоровья, нежели жизнь только в городе, но даже на пригородной даче... Вообще путешествия и экскурсии учащихся в каникулярное время есть лучшая форма отдыха, восстанавливающая здоровье и обогащающая опыт и знания».
Определенную роль в развитии ученических экскурсий сыграло также введение в 1902 г. специального тарифа № 6900 на проезд учащихся, отправляющихся в образовательные экскурсии. На всех русских железных дорогах для групп экскурсантов устанавливался удешевленный проезд в вагонах третьего класса, а воспитанникам низших учебных заведений при поездках на расстояние до 50 км предоставлялся бесплатный проезд. В последующие годы условия этого специального тарифа для учащихся, совершающих групповые экскурсии, несколько менялись, но он сохранился в общих чертах вплоть до 1917 г.
Организацией туристско-экскурси-онной работы на рубеже веков занимались различные общества и комиссии. Так, в 1899 г. была создана Комиссия по организации общеобразовательных экскурсий при Педагогическом обществе. Она способствовала проведению экскурсий, расширяющих кругозор учащихся гимназий, коммерческих и реальных училищ и школ. В 1909 г. при Московском отделении Российского общества туристов была создана Комиссия по организации образовательных экскурсий по России («Экскурсии по России»).
Главной ее задачей было ознакомление малообеспеченной части российской интеллигенции - учителей народных школ - с их родиной.
Большой вклад в становление экскурсионной работы с учащимися внесло существовавшее с 1902 г. «Кавказское горное общество в Пятигорске» (КГО) под руководством Р. Р. Лейцингера. Общество обращается в Министерство народного просвещения с просьбой разрешить ему пользоваться бесплатными приютами в казенных учебных заведениях Кавказа, которое было удовлетворено. Общество взяло на себя организацию научно-воспитательных экскурсий по Кавказу для учащихся средних учебных заведений.
В 1905 г. в своей усадьбе в Пятигорске Р. Р. Лейцингер открыл первую турбазу для ребят - Ученический приют Кавказского горного общества в Пятигорске - «гостиница Швейцария», который был рассчитан на 250 мест. Несмотря на постоянную нехватку средств, сложные условия политической жизни России, в сезоне 1905 г. было организовано 8 специальных ученических экскурсий, в которых приняли участие 246 учащихся, а уже в сезоне 1909 г. через приют прошли 119 групп, 3993 экскурсанта - учащихся гимназий, семинарий, реальных училищ из различных городов России, включая Сибирь.
В 1906 г. издается брошюра Р. Р. Лейцингера «Несколько слов об ученических экскурсиях», которая высылается в Министерство народного просвещения, а затем - во все учебные округа и 640 учебных заведений России.
После 1905 г. в России стали возникать научные общества по изучению Сибири, Урала, Севера, Костромского, Олонецкого краев и других, через эти общества передовые учителя активно включились в дело изучения своего родного края.
Среди методистов сложилась целая плеяда последователей родиноведения (А. Ф. Соколов, П. В. Иванов, А. Я. Герд, И. Н. Маньков, В. Е. Глуздовский и др.), которые считали, что в школах непременно должна быть поставлена работа по изучению учащимися местного края.
Сибирский педагог И. Н. Маньков впервые применил термин «краеведение» (1914), предложив называть ознакомление учащихся с родным селом (городом), волостью, уездом - «родиноведением», а с губернией, краем - «краеведением». По инициативе передовых методистов на курсах учителей в Петербурге и Москве, а также в Сибири читались лекции по родиноведению (краеведению).
В начале века к теме организации экскурсий вновь привлекается внимание просвещенцев, она получает новое раскрытие в научно-педагогической литературе: известный русский деятель народного образования педагог В. П. Вахтеров (1853-1924) посвятил ей целую главу в своей последней книге «Основы новой педагогики» (издана в 1913 г.). В этой книге в главе «Об экскурсиях и уроках на воздухе», опираясь на мысль Ушин-ского о благотворном воспитательном воздействии природы, В. П. Вахтеров на многочисленных примерах из разных областей знаний еще раз убедительно показал важность живого восприятия ребенком реальных предметов и явлений природы. Особую ценность представляет то, что в этой работе Вахтеров впервые указал на всесторонность, комплексность воздействия на воспитуе-мых туристских прогулок и экскурсий, впервые обозначил шесть отдельных элементов, составляющих педагогический потенциал детского туризма, его преимущества перед иными формами работы с детьми. Кроме известных уже «трех воспитаний» - чувств, ума и тела,
на которые всегда оказывает положительное действие прогулка человека на природу, Вахтеров раскрывает еще три важных «технологических» элемента.
Это, во-первых, возможность «легче, чем когда бы то ни было», изучить воспитанников, увидеть их «в совершенно новом освещении».
Во-вторых, такой важный для успеха всей работы элемент, как взаимопонимание и доверие детей к учителю, возникающее между ними в результате естественной походной близости людей, совместных переживаний, общего труда.
И, в-третьих, это, говоря современным языком, - педагогика совместных творческих дел, самодеятельность детей как основа организации прогулок и походов. Замечательно то, что Вахтеров делает здесь упор на исключение командных методов руководства детьми, на то, что они сами могут и должны решать принципиальные вопросы дела.
Стала на практике реализовываться идея, выдвинутая еще в 1860-х гг. педагогом, сторонником предметного обучения А. Я. Гердом: «Экскурсии должны служить дополнением к урокам, на них внимание детей должно быть обращено главным образом на то, что не может быть наблюдаемо в школе. Экскурсии же должны показать детям взаимные отношения царств природы и связать приобретенные детьми сведения по естественным наукам в одно целое».
Таким образом, к началу двадцатого столетия следует отнести полноценное начало экскурсионной практики. Известный педагог, профессор Н. А. Гей-нике считал, что «экскурсии начинают завоевывать себе постоянное место в школе как один из методов преподавания, столь же нужный и важный, как и классное преподавание», хотя единого руководства экскурсионной работой,
проводимой различными обществами и учреждениями, в то время не было.
Важным толчком к расширению экскурсионной деятельности стал циркуляр Министра народного просвещения от 2 августа 1910 г. № 20.185, которым отменялись летние каникулярные работы учеников, а взамен них рекомендовалось начальникам учебных заведений и педагогическим советам организовывать в период каникул для учащихся оздоровительные прогулки и путешествия.
После 1910 г. на развитие экскурсионного дела среди учащихся обратили внимание уездные и губернские земства, начавшие выделять некоторые средства для экскурсий. В их сметах даже появилась особая графа - «Ученические экскурсии». Московское губернское земство обеспечивало экскурсантов завтраками и ужинами на сумму 14 коп. в день на человека, взяло на себя оплату осмотра учреждений, входивших в экскурсионный маршрут, проезда на пароходе по Москве-реке в размере 5 коп. на человека в день и половину стоимости проезда по железным дорогам, что составляло примерно треть всей суммы расходов, остальные 2/3 приходились на родителей, попечителей школ и др. Всего услугами земств Московской губернии в 1914 г. воспользовались 393 школы. Почти 14 тыс. учащихся посетили Москву, где познакомились с Кремлем, Оружейной палатой, Этнографическим музеем, художественной галереей, аэродромом, панорамой «Бородино» и др.
Значительной была роль Московского уездного земства в развитии экскурсионного дела в сельских школах. Например, в 1913 г. оно способствовало проведению экскурсий из 152 школ Московского уезда (75% всех школ); в них приняло участие 40% учеников - 6708 человек.
Среди уездных земств других губерний Центральной России Ростовское уездное земство выделялось своим отношением к экскурсиям для учащихся Ярославской губернии, из года в год увеличивавшее ассигнования на экскурсионную работу. Если в 1912 г. на экскурсии выделялась сумма 300 руб., то в 1914 - уже 500 руб. Росло также число школ, совершивших экскурсии, и число участников: 1912 г. - 23 школы (213 участников), 1914-40 (900). К 1914 г. Ростовское уездное земство организовывало экскурсии почти в половине школ уезда. Оно заблаговременно высылало во все школы анкеты, которые давали возможность выяснить перспективы предстоящего экскурсионного сезона, и затем выделяло средства прежде всего для школ, впервые совершавших экскурсии, а также расположенных в удаленных глухих местах уезда. Кроме того, земская управа заключала соглашения с организациями на оказание помощи экскурсантам в дороге и при осмотре достопримечательностей городов. Известен вклад и ряда других земств в развитие экскурсионного дела в школах.
Передовые учителя пытались использовать эти походы и экскурсии для того, чтобы знакомить учащихся с родным краем. Интересно начинание чувашского педагога И. Я. Яковлева, который стал организовывать с учащимися походы, посвященные ознакомлению с передовым сельским хозяйством. Он путешествовал по своему родному краю и в смежных губерниях, и ребята знакомились со всем новым, что в то время появлялось в системе сельского хозяйства, они бывали в городах и знакомились с природой родного края.
В начале ХХ в. некоторыми передовыми педагогами стали организовываться дальние самодеятельные экскурсии -
путешествия, которые носили характер многодневных туристских походов или экспедиций. Среди них В. И. Верещагин, которого считают первым организатором туризма на Алтае. Приехав в Барнаул в 1899 г., Верещагин поступил преподавателем в Барнаульское реальное (горное) училище, где проработал более 20 лет. Большое внимание он уделял ботаническим экскурсиям, считая, что знакомство с растениями в природе значительно обогащает знания, воспитывает любовь к родному краю, а сухие книжные термины становятся при этом яркими, образными понятиями. Экскурсии с учениками Верещагин называл образовательными, так как считал обязательным пополнение знаний и участие в наблюдениях и экскурсионных работах. Все свои экскурсии он готовил так, чтобы они имели и воспитательное значение, прививая любовь к Родине и родному краю.
Наряду с экскурсиями в окрестностях Барнаула В. И. Верещагин организовывал с учащимися и дальние поездки. Первое путешествие с десятью учениками 5-7-х классов Барнаульского реального училища состоялась в 1905 г. От Барнаула до Бийска плыли на пароходе, дальнейший путь совершали на пароконных тележках по маршруту Бийск - Артыбаш - Чулышманский Благовещенский монастырь. На обратном пути сплавлялись на плотах.
В экспедиции 1909 г. участвовали 20 человек. Выехали на пароходе в Бийск, откуда на тележках двинулись по маршруту Смоленское - Белокури-ха - Алтайское - Куяган. В день проезжали 30-40 верст. Ночевали в поле в палатках.
В 1910 г. пятнадцать реалистов проехали на пароходе, по железной дороге, в фургонах, а также прошли пешком по
маршруту Ново-Николаевск - Самара -Царицын - Пятигорск - Кисловодск -Владикавказ - Тифлис - Батум - Севастополь - Москва. Экскурсанты не ограничивались осмотром достопримечательностей, а были привлечены к активной работе, состоявшей в собирании естественноисторических коллекций и метеорологических наблюдениях, что не только заставляло внимательнее присматриваться к окружающему и ставить экскурсанта ближе к природе, но и давало ему возможность сделать целый ряд маленьких открытий.
Сохранились сведения о путешествии летом 1911 г. группы реального училища г. Ярославля. Путешествие это даже для нашего времени является удивительным: учащиеся прошли пешком более 1100 верст от Ярославля до Киева за 87 дней. В группе было 15 мальчиков 13-14 лет, руководил этим путешествием учитель рисования А. А. Романовский. Кроме него реалистов сопровождал фельдшер и два служителя. В предполагаемые места ночлега были заранее направлены письма, и ярославских реалистов в этих городах уже, как правило, ждали. На ночлег останавливались в школах, училищах, на почтовых станциях, в трактирах, частных домах и в палатках. Непривычными для ребят были ночевки в палатках, когда они «возились у костра, как цыгане». Маршрут проходил по большим дорогам, связывающим крупные города. Выйдя из Ярославля, ребята миновали Ростов, Переславль-Залесский, Сергиев Посад и прибыли в Москву. Из столицы их путь проходил через Подольск, Малоярославец, Смоленскую и Могилевскую губернии, Гомель, Чернигов и, наконец, завершился в Киеве. Некоторые переходы были весьма протяженными: так, например, из Подольска до Малоярославца реалисты прошли за день 40 верст.
Самым трудным был переход Юхнов -Рославль в 161 версту, пройденный за несколько дней.
Во время этой экскурсии учащимся пришлось преодолеть немалые трудности. Уже перед Ростовом «погода. сделалась несносною» - полил сильный дождь. Ребята «шли. шлепая лаптями по жидкой грязи», и в город пришли сильно промокшими. Иногда из-за жары приходилось идти по ночам. В пути заболели два экскурсанта, которых пришлось отправить в Ярославль вместе с фельдшером, сопровождавшим группу. Основной целью путешествия было постижение духовного наследия России. А. А. Романовский разделял убеждения передовых педагогов, что формирование чувства прекрасного и культуры эстетических эмоций - необходимые нравственные качества образованного человека. В каждом интересном месте он организовывал экскурсии, побуждал учащихся к изучению наиболее ценных памятников культуры, учил школьников любить природу и ценить ее красоту. В течение всей экскурсии учащиеся выполняли различные задания. Так, в Юхновском монастыре переписали некоторые старинные рукописи и устав монастыря. Длительное путешествие было и приобретением важного социального опыта для подростков. В пути им приходилось встречать людей разного социального положения, воспитания и образования. Путешественников везде принимали дружелюбно и гостеприимно.
Путешествуют ученики Калужского реального училища, Херсонской 2-й мужской гимназии, мужской гимназии г. Бийска Томской губернии, 1 -й женской гимназии г. Саратова, Читинской 2-й женской гимназии.
Война, начавшаяся в 1914 г., отразилась на географии школьных экскур-
сий и путешествий. Резко сократилось число дальних экскурсий, но продолжали совершаться ближние по территории своих губерний.
В 1915-1917 гг. в стране происходил пересмотр учебных планов и программ почти всех типов школ разных ведомств. Первым министром народного образования была подписана новая программа для начальных школ. В объяснительной записке к программе указывалось, что для каждого класса должны быть разработаны план и программа экскурсий, которые следовало проводить в учебные часы. Для дальних экскурсий рекомендовалось выделить по несколько полных учебных дней в течение года. Таким образом, в школах России к 1916 г. экскурсии, связанные с учебным материалом, были признаны равноправными среди других методов обучения.
Серьезным препятствием при организации экскурсий со школьниками являлось отсутствие экскурсионных навыков у учителей. Понимая, что слабое знание теории экскурсионного дела мешает качественному проведению экскурсий, различные общества и учреждения, занимавшиеся их развитием, начали открывать курсы подготовки руководителей экскурсий. С развитием экскурсионного дела рос и интерес, особенно среди учителей, к освоению методов экскурсионной работы. Однако отсутствие единого методического экскурсионного центра в России не позволило создать систему подготовки руководителей ученических экскурсий. Советы по организации и проведению экскурсий можно было почерпнуть в основном из журналов «Русский экскурсант», «Экскурсионный вестник», «Труды общества землеведения», «Естествознание и география», «Русская школа» и ряда других изданий краеведческого характера, в достаточ-
но большом количестве выходивших в различных губерниях России. Среди них «Известия Вологодского общества изучения Северного края», «Известия Общества изучения Олонецкой губернии», «Бюллетень Харьковского общества любителей природы», «Известия Архангельского общества изучения Русского Севера», журнал «Школьные экскурсии и школьный музей», который издавался в Одессе в 1913-1917 гг., и др. Журналы постоянно публиковали теоретические статьи по экскурсоведению, рассказы о совершенных экскурсиях, советы по организации экскурсий в школе, списки рекомендуемой литературы по экскурсионному делу и др.
Среди экскурсионных журналов к середине 1910-х гг. ведущим становится «Русский экскурсант», издававшийся членами Ярославской экскурсионной комиссии, основанной Ярославским педагогическим обществом.
Журнал «Русский экскурсант» сохранил и одну из первых попыток классификации экскурсий для учащихся, предложенную на Ярославском совещании по вопросу об экскурсиях в 1916 г. Все они группировались в восемь типов: 1) исто-рико-археологические, 2) историко-литературные, 3) естественноисторические, 4) на фабрики и заводы, 5) художественно-географические и этнографические, 6) экскурсии трудовой помощи, 7) общеобразовательные и бытовые, 8) экскурсии отдыха и развлечений. Приведенная экскурсионная классификация, без сомнения, сегодня вызывает целый ряд серьезных возражений, но нельзя забывать, что это был первый опыт анализа всего разнообразия экскурсий, проводимых в России с учащимися, и ее несовершенство вполне объяснимо.
В начале ХХ в. повсеместно в различных учебных заведениях стали от-
крываться музеи наглядных пособий, педагогические музеи, школьные музеи. Лучшие педагоги России того времени творчески осмысливали процесс взаимодействия школы и музея как культурного института. Так, учитель из Казани, организовавший музей в школе еще в 1913 г., писал, что музей «был здесь не складом вещей, но постоянно растущим живым кабинетом, органически связанным со школьной жизнью, с изучением всего курса истории». Однако следует отметить, что школьные музеи, как правило, создавались по образцу учебно-наглядных кабинетов. Многие из них назвать музеями можно с большой долей условности. В сборнике педагогических статей «Общее дело» (1905) высказывалась идея о создании в учебных заведениях России музеев наглядных пособий в помощь учителю. При этом приводился опыт Германии, Франции, Швейцарии, а также Америки.
Можно констатировать, что в Российской империи к началу ХХ в. стала складываться система краеведо-туристской работы, подчиненной задачам получения новых познаний и конкретизации теоретических основ в процессе экс-
курсионной деятельности, с которыми соотносился и учебный процесс. Теоретическое обоснование и методика проведения естественнонаучных экскурсий разрабатываются ведущими учеными-педагогами, они пользуются организационной и финансовой поддержкой Министерства народного просвещения, вследствие чего экскурсии получают распространение среди различных учебных заведений.
Таким образом, еще до революции мысль о том, чтобы «впустить» в школу туризм в качестве «подсобного рабочего», помогающего учителю в воспитании и обучении школьников, уже достаточно глубоко внедрилась в официальную педагогическую идеологию. Но полностью реализоваться она не могла: тот же В. П. Вахтеров в своей книге с сожалением констатирует, что «.прогулки со школьниками не получили у нас широкого распространения».
Родители, образовательные учреждения, местные органы власти оказывали помощь в развитии ученических экскурсий, но говорить о создании государственной системы этого нового явления еще нельзя, хотя было сделано немало.
I ЛИТЕРАТУРА
1. Вахтеров В. П. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1987.
2. Детский туризм в России. Очерки истории 1918-1998 гг. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1998.
3. Остапец-Свешников А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. М.: ЦДЮТиК, 2001.
4. Усыскин Г. С. Очерки истории Российского туризма. СПб.: Изд. дом «Герда», 2000.
5. Шмидт С. О. Краеведение и документальные памятники. Тверь, 1992.
6. Энциклопедия туриста / гл. ред. Е.И. Тамм. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.