Научная статья на тему 'ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА УЧИТЕЛЕЙ: ПРОИЗОШЛИ ЛИ ИЗМЕНЕНИЯ?'

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА УЧИТЕЛЕЙ: ПРОИЗОШЛИ ЛИ ИЗМЕНЕНИЯ? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
198
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧИТЕЛЯ / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клячко Татьяна Львовна, Семионова Елена Александровна, Токарева Галина Световна

Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС проводит ежегодный межрегиональный мониторинг общего образования, задачей которого является отслеживание текущих тенденций и изменений в сфере образования. В рамках мониторинга осуществляется социологический опрос1 родителей учащихся, учителей и директоров школ разных типов поселений в субъектах Российской Федерации, дифференцированных по социально-экономическому положению, а также анализируются открытые статистические данные о состоянии и развитии системы общего образования. Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHERS’ SALARIES: ARE THERE CHANGES?

The Center for Continuing Education Economics of the Institute for Applied Economic Research, RANEPA, conducts annual monitoring of school education, task is to track current trends and changes in the field of education. As part of the monitoring, a sociological survey of parents of students, teachers and school principals of different types of settlements in Russian regions, differentiated by socio-economic status, is carried out, and open statistical data on the state and development of the general education system are analyzed. In 2020, monitoring was carried out before the World Health Organization declared an outbreak of a new type of coronavirus (COVID-19) a pandemic, which made it possible not only to identify problem areas of the education system, but also to create a basis for comparing the results of activities in normal conditions and in a situation of functioning during forced restrictions. The article was written on the basis of the RANEPA state assignment research program.

Текст научной работы на тему «ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА УЧИТЕЛЕЙ: ПРОИЗОШЛИ ЛИ ИЗМЕНЕНИЯ?»

Образование

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА УЧИТЕЛЕМ: ПРОИЗОШЛИ ЛИ ИЗМЕНЕНИЯ?

Т. Л. КЛЯЧКО Е. А. СЕМИОНОВА Г. С. ТОКАРЕВА

Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС проводит ежегодный межрегиональный мониторинг общего образования, задачей которого является отслеживание текущих тенденций и изменений в сфере образования. В рамках мониторинга осуществляется социологический опрос' родителей учащихся, учителей и директоров школ разных типов поселений в субъектах Российской Федерации, дифференцированных по социально-экономическому положению, а также анализируются открытые статистические данные о состоянии и развитии системы общего образования.

Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.

Ключевые слова, мониторинг, общее образование, учителя, заработная плата. JEL: Р31.

Одним из актуальных вопросов в период пандемии коронавируса и организации образовательного процесса в дистанционном режиме стало недопущение снижения заработной платы педагогов. При этом неоднократно подчеркивалось, что в бюджете имеются необходимые средства и ситуация с оплатой труда педагогических работников находится на постоянном контроле [6].

Вместе с тем, как показывает анализ статистических данных, уровень оплаты труда педагогических работников в последние годы существенно различался не только на межрегиональном уровне и между образовательными организациями одного региона, но также и внутри педагогических коллективов. Высокая дифференциация в размере заработной платы за труд одинаковой сложности свидетельствует об отсутствии единых подходов к

его определению [7]. Для изменения ситуации в настоящее время началась работа, направленная на обеспечение фиксированной минимальной заработной платы для педагогических работников с аналогичными трудовыми функциями, что, в свою очередь, будет способствовать поэтапному уменьшению дифференциации в оплате труда педагогических работников. Ключевой принцип состоит в формировании прозрачной и понятной системы оплаты труда педагогов [4].

Из данных Росстата следует, что средняя заработная плата педагогических работников образовательных организаций общего образования государственной и муниципальной форм собственности в целом по Российской Федерации за январь-сентябрь 2020 г. составила 42 531 руб. [1] (в 2019 г. - 41 116 руб. [2]). При этом уровень оплаты труда педагогических работни-

Клячко Татьяна Львовна, директор Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, д-р экон. наук, профессор (Москва), е-таИ: tlk@ranepa.ru; Семионова Елена Александровна, ведущий научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук (Москва), е-таИ: semionova-ea@ranepa.ru; Токарева Галина Световна, научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации (Москва), е-тшУ: tokareva-gs@ranepa.ru

1 Руководители социологического исследования — Е.М. Авраамова, д-р экон. наук, заведующий лабораторией Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС; Д.М. Логинов, канд. экон. наук, старший научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС. Авторы статьи выражают бесконечное уважение памяти Елены Михайловны Авраамовой, стоявшей у истоков проекта и являвшейся бессменным руководителем социологических исследований.

ков был различным в субъектах Российской Федерации, и дифференциация между самым высоким и самым низким его значениями составила 4,7 раза. Наиболее высокая средняя заработная плата педагогических работников в рассматриваемый период была отмечена в таких регионах, как Чукотский автономный округ (109 410 руб.), Ямало-Ненецкий автономный округ (100 321 руб.), г. Москва2 (97 320 руб.), Сахалинская область (89 768 руб.), Магаданская область (82 013 руб.). Эти показатели превышают средний уровень по Российской Федерации в два раза и больше.

Самый низкий уровень средней заработной платы педагогов зафиксирован в следующих регионах: Республике Ингушетия (23 122 руб.), Кабардино-Балкарской Республике (23 397 руб.), Карачаево-Черкесской Республике (23 736 руб.), Республике Северная Осетия-Алания (24 795 руб.), Ивановской области (24 881 руб.), Республике Дагестан (25 292 руб.), Чеченской Республике (25 740 руб.), Республике Мордовия (25 787 руб.). (См. рис. 1.)

Практически во всех субъектах Российской Федерации отношение средней заработной платы педагогических работников школ к оценке среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц составляет 100% и выше (в среднем по России - 103,2%). В восьми регионах данный показатель ниже требуемого уровня -Красноярском крае (99,8%), Магаданской области (99,7%), Республике Ингушетия (99,0%), Томской области (98,7%), Республике Алтай (98,1%), Забайкальском крае (95,3%), Республике Тыва (92,7%), Ненецком автономном округе (90,1%). При этом размер заработной платы педагогических работников составляет, в частности, в Республике Алтай 29 671 руб., а в Ненецком автономном округе - 78 615 руб.

Значительно выше общероссийского показателя это отношение в следующих регионах -

г. Севастополе (142,2%), г. Москве (132,2%), Сахалинской области (121,3%), Алтайском крае (119,9%), Ленинградской области (119,9%), Московской области (119,9%), Белгородской области (119,7%), Республике Крым (119,5%). При этом размер заработной платы педагогов, например, в Алтайском крае составляет 28 465 руб., в Республике Крым - 32 334 руб., в Белгородской области - 37 918 руб. (См. рис. 2.)

Региональными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы оплаты труда работников государственных образовательных организаций, определены условия оплаты труда, включающие, в частности, размеры должностных окладов, ставок, порядок и условия установления выплат компенсационного и стимулирующего характера, размеры повышающих коэффициентов и др.

ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС проводит ежегодный мониторинг общего образования [3; 8], в рамках которого осуществляется социологический опрос родителей школьников, учителей и руководителей общеобразовательных организаций в регионах, дифференцированных по социально-экономическому положению [5]. В социологическом опросе 2020 г. приняли участие 2126 учителей и 20 директоров школ Новгородской, Нижегородской и Тульской областей. (В 2019 г. в опросе участвовали 2247 учителей и 32 руководителя общеобразовательных организаций Псковской, Самарской и Ярославской областей.)

Директора школ, принявшие участие в социологическом исследовании, отмечали, что уровень заработной платы учителей напрямую связан с объемом их нагрузки. В интервью руководители приводили примеры, когда учителя в дополнение к учебной нагрузке вынуждены брать часы в группах продленного дня, осуществлять классное руководство в нескольких классах, проводить дополнительные занятия, и за счет этого директорам удавалось поднять заработную плату до соответствующего уров-

2 Включены данные об уровне средней заработной платы педагогических работников государственных общеобразовательных организаций г. Москвы, реализующих программы дошкольного образования.

1101 • 5 • 8г 1Л101 • ииээс^ эихиаеуи эсшэы/илюнож

Российская федерация Алтайским край Амурская область Архангельская область Астраханская область Белгородская область Брянская область Владимирская область Волгоградская область Вологодская область Воронежская область г.Севастополь г.Москва г.Санкг-Петербург Еврейская автономная область Забайкальский край Ивановская область Иркутская область Кабардино-Балкарская Республика Калининградская область Калужская область Камчатский край Карачаево-Черкесская Республика Кемеровская область Кировская область Костромская область Краснодарский край Красноярский край Курганская область Курская область Ленинградская область Липецкая область Магаданская область Московская область Мурманская область Ненецкии авт. округ Нижегородская область Новгородская область Новосибирская область Омская область Оренбургская область Орловская область Пензенская область Пермский край Приморский край Псковская область Республика Адыгея Республика Алтай Республика Башкортостан Республика Бурятия Республика Дагестан Республика Ингушетия Республика Калмыкия Республика Карелия Республика Коми Республика Крым Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Саха (Якутия) Республика Северная Осетия-Алания Республика Татарстан (Татарстан) Республика Тыва Республика Хакасия Ростовская область Рязанская область Самарская область Саратовская область Сахалинская область Свердловская область Смоленская область Ставропольский край Тамбовская область Тверская область Томская область Тульская область Тюменская область Удмуртская Республика Ульяновская область Хабаровский край Ханты-Мансийский авт. округ Челябинская область Чеченская Республика Чувашская Республика -Чувашия Чукотский авт. округ Ямало-Ненецкий авт. округ Ярославская область

40 622

59 010

34 929 24 881

41698

23 397 33 381 36 044

71102

23 736

38161

28 346

29 336 33 558

44309

28 474

29 581

48132

2 013

32757 29 785 35 752

31 480

32 436 28177 29 678

34 621 45 573

3 615

28 609 27945

29 671 32 994

36 512

25 292 23122 27 009

40 742 49701

32 334 27 627 25 787

64 478

24795 34 007 33186

37272 30 450 30 541 32 425 29 226

3 768

41308

s'eol

fr'lol 9'eol 9'eol z'80l i'LOi 6'60l z'jol z'sol soi.

fr'eu

¿01

¿'86 ¿'zoi б'го!

8>0l 9'eol ¿'ill E'IZl Я

l'L OL s'zol fr'zol L'60L £'901

Li 6 9'eol fr'80l fr'ool s'wh s'sol s'6ll

9'lol l'90l VLQ\

66

l'oll ¿'90l 8'lol l'86 6'sol L'£0L

e'zll

s'eol

s'eol ¿>0l fr'eol 9'm)l 6'90l z'wl

6'6ll

l'06 6'LOL

¿'66 ¿'sol 6'6ll

00l e'ool 8'66 lll l'zll fr'sol 6'90l 8'00l 6'ool s'zol e'90l 8'sol ¿'ool 60l

e's6 e'lol

z'zel

z 80l

z'ool sol 8'90l 8>LL l'sol

¿'6ll

e'zol 6'eol ¿'eol

qDBi/go ие>заеюос1й

JÄd»0 '18В ИИ>Г1ЭНЭН-01/ВИЙ

jAdxo хае ииюю>Ль

unmegXh— e>iHLfgÄU3ad ue^Dmea^h

BXHi/gAmsd ввхэнэьэь

quei/go иЕхэнидниэи

jÄd»o 'ige иихэиюнв|Л|-н!нвх

HBdx MM>Daodegex

яивидо ввхэаонвчил

BXHL/gAu33d ue)CidAnt%

qioBLfgo ивхэнэиоц.

яивидо BB>3qirÄi

quBiigo ввхэно!

яоеидо KBxDdaai

quei/go нвюаод|л|б1

HBdx MM»Dqi/ouodaBi3

q.DBL/go ввюнэиоиэ

quBiigo вв>эао[ЛЛ1эвэ

яиеидо квюниивхвэ

qoBi/go HB>DaoiBdB3

q.DBL/go ив>э0внвэ

quBi/go BB>3HBEBd

quBugo Be>3a0iD0d

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нювхвх BXHi/gÄLDad Baiqi EXML/gAinad

(HBiodBiBi) HBiodBiBi BXHugAmad

bmhbuv— ВИ1ЭЭО bbhdaaa3 e>HL/gÄUDBd

(вихАхк) вхвэ вхшдЛиэд

иид0^00|Л| B>HL/gAuD3d

L/£ Mnde^ BxnugAmad

niqdx BXHL/gAuD3d

ИИО» BXHugAiBBd

bhliade} bxmjgaudad

unxiqiniL/Bx Bxni/gAu33d

KniamAjHn B>HL/gAu:>ad

HBioajEtf BXHL/gXu3ad

BmndAg BXML/gAuDSd

HBUoidoxmBg BXMugAu:>ad

MBlliV BXML/gAuD3d

üajiqbV BXHL/gÄmad

q.DBL/go ввюаохэи

HBdx MM>Ddowndu

HBdx MM>Dnda|j

qioBi/go нвхэнэенэи

qDBi/go HB>:>aoL/do

q.DBL/go BB>3jdAgHado

quBugo ввхэно

quBugo вею0идюоаан

qjOBifgo BBxDtfoaojaoH

qDBi/go BB>Dtiodoja)KHH

jAdxo '18B иихТлэнэн

quBugo UBXDHBinidA^i

quBugo ввхэасгаэоум

qr)Bi/go HBx3HBtfBjB[/M

qDBi/go UBXtiauMLj

q.DBL/go BBXDtfBdjHMHaLJ

quBugo BB>DdA>

яивидо BB>3HBjdA>

HBdx MM^DdHOHDed»

yBdx MHXDdBffoHDBd>|

quBi/go BB>3iftioduo>|

quBugo BB>3aodn>

quBugo ijBXDaodanax

BXHi/gAu^ad UBX^3xd3h-oa3BhBdB>|

HBdx иихэ!выл|в>|

quBi/go ввхэжАив»

quBugo веюйейлниниие»

Bxni/gÄuD3d bBxDdBXL/Bg-OHntfdBgB>|

qoBL/go HBxDiAxdn

q.DBL/go ивхэаонваи

yBdx иихэ qi/вхивдвЕ

quBugo bbhwohoisb иеюиэ0аз

яиоиоиваээ "j

jdAgd3i3[j-jXHB3 -j

вахзо|Л| 'J

quBi/go BB>3X3Hodog quBugo BB>3tfojoiiog qoBirgo tiewtfedJOJUOg qDBi/go BB>3dHi4HtiBL/g qi^Bi/go BBXDHBdg quBiigo BBXDüodoji/эд quBugo BB>3HBXBdiDV qoBi/go KB50qL/3JHBxdv qDBi/go BB>3dAirtiv MBdx mmxdhbiüv ВИТ1ВсГэйЭф BBXDHM3DOd

ня. Также директора отмечали, что для повышения размера оплаты труда ими используются выплаты стимулирующего характера, и это несколько меняет смысл таких надбавок, изначально нацеленных на повышение качества образования и результатов деятельности педагогов. Руководителями неоднократно подчеркивалось, что заработная плата учителей должна поддерживаться на уровне средней по экономике региона не за счет увеличения объема работы, а обеспечиваться при аудиторной нагрузке учителя в 18 часов в неделю.

Результаты мониторинга позволили оценить динамику изменения размера заработной платы учителей по их собственной оценке. (См. табл. 1.) Наибольшую по численности группу составили учителя, которые считают, что уровень оплаты их труда не изменился - 41,7% (40,4% в 2019 г.). У двух других сопоставимых по численности групп заработная плата изменилась как в сторону повышения - 32,0% (27,9%

в 2019 г.), так и в сторону понижения - 23,2% (28,1%). В разрезе типов поселений разница в ответах педагогов практически отсутствует. Среди учителей, работающих в основной и старшей школе, несколько больше тех, кто отметил рост зарплаты, - 33,3% по сравнению с их коллегами из начальной школы -27,7%.

Распределение ответов учителей о динамике заработной платы в зависимости от их возраста свидетельствует о том, что рост зарплаты преобладал над ее снижением в возрастных группах до 50 лет. В то же время у более опытных педагогов в возрасте 50 лет и старше, по их оценке, снижение заработка преобладало над ростом. Среди учителей, которые отметили рост заработной платы, достаточно высока доля молодых педагогов (45,3%), что может быть связано с проводимой в регионах кадровой политикой, направленной на закрепление молодежи в школе.

Таблица 1

Информация учителей о динамике их заработной платы в 2020 г. по сравнению с прошлым учебным годом, в %

Наименование показателя По сравнению с прошлым учебным годом Вы стали зарабатывать в месяц

Существенно больше Незначительно больше Столько же Незначительно меньше Значительно меньше Не работали в школе ранее

Период исследования

2019 г. 3,8 24,1 40,4 19,4 8,7 3,6

2020 г. 3,9 28,1 41,7 16,3 6,9 3,1

Тип поселения

Региональная столица 4,4 27,7 41,1 15,6 6,7 4,6

Город 3,9 28,0 42,4 16,4 6,9 2,3

Село 3,2 29,0 41,3 17,3 7,0 2,1

Ваш возраст

До 30 лет 11,0 34,3 24,1 8,2 5,7 16,7

30-39 лет 4,1 37,0 35,3 13,7 7,4 2,5

40-49 лет 3,2 26,4 47,0 15,7 6,3 1,4

50-59 лет 1,9 24,0 46,6 20,1 7,1 0,3

60 лет и старше 3,4 23,1 42,3 21,4 8,1 1,7

Вы преподаете

Учащимся 1 -4 классов 4,9 22,8 44,7 16,5 7,4 3,7

Учащимся 5-11 классов 3,3 30,0 41,4 17,0 5,8 2,6

Учащимся 1-11 классов 3,9 33,2 37,2 13,0 9,1 3,6

Источник: Мониторинг ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС.

Как отмечают учителя, заработная плата большинства из них (84,2%) не превышала 30 тыс. руб. в месяце, предшествующем опросу (81,8% в 2019 г.). (См. табл. 2.) По данным Рос-стата, в регионах мониторинга средняя заработная плата педагогических работников за январь-сентябрь 2020 г. составляла 32 757 руб. в Нижегородской области, 29 785 руб. - в Новгородской области, 34 552 руб. - в Тульской области. Как и в прошлом году, лишь 4,7% педагогов отметили, что их заработок превышал 35 тыс. руб. Зарплата 25,9% учителей находилась в интервале от 25 до 30 тыс. руб. в месяц, 29,6% - от 20 до 25 тыс. руб., 22,3% -от 15 до 20 тыс. руб.

Несмотря на то что молодые педагоги в возрасте до 30 лет чаще других отмечали, что по сравнению с предыдущим годом уровень их заработной платы повысился, ее размер был ниже среднего по региону - 31,6% учителей этого возраста получали зарплату от 15 до 20 тыс. руб., 30,4% - от 20 до 25 тыс. руб.

Как показали расчеты, в среднем объем учебной нагрузки учителей в регионах мониторинга составлял 1,5 ставки. Вместе с тем заработок 66,6% учителей, имеющих такую нагрузку, находился в пределах от 20 до 30 тыс. руб., а заработок 15,3% - превышал 30 тыс. руб., т.е. показатель средней заработной платы учителей на уровне средней по экономике

Таблица 2

Информация учителей о размере их заработной платы в 2020 г., в %

Сколько Вы заработали в прошлом месяце в данной школе Наименование (включая надбавки, премии и прочие выплаты)?

показателя До 15000 руб. 15001- гооот- го 000 руб. 25 000 руб. 25 00130 000 руб. 30 00135 000 руб. Больше 35 000 руб.

Период исследования

2019 г. 12,1 27,2 23,7 18,8 10,4 4,7

2020 г. 6,4 22,3 29,6 25,9 11,1 4,7

Тип поселения

Региональная столица 5,8 23,3 31,1 22,2 12,2 5,5

Город 6,6 23,6 27,4 27,9 11,3 3,2

Село 7,0 19,0 30,6 28,3 9,5 5,7

Ваша нагрузка

0,5 ставки 46,4 20,3 17,4 7,2 7,2 1,4

1 ставка 11,1 37,7 29,6 16,1 4,0 1,4

1,5 ставки 2,0 16,2 33,9 32,7 11,8 3,5

Более 1,5 ставок 1,0 7,1 17,6 30,5 26,4 17,3

Ваш возраст

До 30 лет 12,6 31,6 30,4 19,0 5,3 1.2

30-39 лет 7,9 18,3 27,9 26,0 13,1 6,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

40-49 лет 3,8 19,6 31,1 27,1 12,4 6,0

50-59 лет 4,2 21,9 30,4 26,8 12,1 4,6

60 лет и старше 10,3 27,8 25,2 26,9 8,5 1,3

Вы преподаете

Учащимся 1 -4 классов 5,3 30,6 33,8 21,3 6,3 2,6

Учащимся 5-11 классов 7,5 17,7 26,5 28,1 14,6 5,6

Учащимся 1-11 классов 4,5 21,1 30,4 27,7 10,2 6,0

Источник: Мониторинг ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС.

региона достигался за счет увеличения учебной нагрузки.

Если рассмотреть размер заработной платы педагогов в разрезе типов поселений, то можно отметить, что от 30 тыс. руб. и выше зарабатывали 17,7% учителей школ региональных столиц и 15,2% сельских учителей. Заработная плата большей части учителей школ региональных столиц (53,3%), школ малых и средних городов (55,3%), а также сельских учителей (58,9%) находилась в диапазоне от 20 до 30 тыс. руб.

Выплаты стимулирующего характера получали 86,7% опрошенных учителей, и эта доля практически не изменилась по сравнению с прошлым учебным годом (88,3% в 2019 г.). (См. рис. 3.) Самая большая группа учителей, не получающих выплаты стимулирующего характера, выявлена среди молодых учителей в возрастной группе до 30 лет (23,0%). В разрезе типов поселений большая доля учителей,

не получающих стимулирующие надбавки, зафиксирована среди сельских педагогов (17,1%). Вместе с тем, как было отмечено выше, нормативными правовыми актами регионов могут вводиться повышающие коэффициенты, в частности, за выслугу лет, квалификационную категорию, работу в организациях, расположенных в сельской местности, и т.д., за счет чего также достигается повышение заработной платы учителей3.

Вопрос о том, насколько справедлива система выплат стимулирующего характера, оказался непростым для трети опрошенных учителей (35,5%). Возможно, учителя не совсем точно ознакомлены со структурой своей заработной платы либо не считают ее справедливой, однако не хотят публично об этом говорить. На то, что в их школе распределение стимулирующих надбавок является справедливым, указали 44,9% учителей (47,8% в 2019 г.). Мнение о том, что система распределения таких выплат

Рис. 3. Информация учителей о получении выплат стимулирующего характера в 2020 г., в %

Период 2019 г- 88,3 11,7

исследования 2020 г 86,7 13,3

Региональная столица 86,5 13.5

Тип Город ПОГР ПРИ 1/141 89,4 10,6

Село 82,9 17,1

До 30 лет 77,0 23,0

30-39 лет 84,5 15,5

Ваш ,„ „„ 40-49 лет возраст 90,0 10,0

50-59 лет 88,9 11,1

60 лет и старше 85,2 14,8

Источник Мониторинг ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС.

Да

1Нет

3 См., например: постановление Правительства Тульской области от 23 мая 2014 г. № 263 «Об утверждении Положения об условиях оплаты труда работников государственных организаций Тульской области, осуществляющих образовательную деятельность» (с изменениями на 11 февраля 2021 г.) (URL: https://docs.cntd.ru/document/424067463); постановление Правительства Нижегородской области от 15 октября 2008 г. № 468 «Об оплате труда работников государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Нижегородской области, а также иных государственных организаций Нижегородской области, учредителем которых является министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области» (с изменениями на 23 ноября 2020 г.) (URL: https://docs.cntd.ru/document/944936220); постановление Департамента образования и молодежной политики Новгородской области от 5 сентября 2017 г. № 4 «Об утверждении Примерного Положения об оплате труда работников государственных областных бюджетных и автономных организаций в сфере образования, находящихся в ведении министерства образования Новгородской области» (с изменениями на 18 июня 2020 г.) (URL: https://docs.cntd.ru/document/550326878).

недостаточно или вообще несправедлива, высказали 19,7% респондентов (17,6% в 2019 г.). Несмотря на смену регионов мониторинга, не было выявлено существенных расхождений с результатами предыдущей волны исследования, вместе с тем доля положительных оценок сократилась на 3 п.п. (См. рис. 4.)

В интервью директора школ говорили о наличии дифференциации в оплате труда учителей. И особенно это заметно, если сравнивать нагрузку учителей начальных классов и учителей, работающих в основной и старшей школе. Руководители школ неоднократно подчеркивали, что дифференциация определяется объемом учебной нагрузки и другой педагогической работы.

Большинство опрошенных педагогов отметили наличие дифференциации в оплате труда учителей, при этом 62,1% назвали ее несущественной (60,5% в 2019 г.), а 19,6% - значительной, причем эта доля практически не изменилась по сравнению с прошлой волной мониторинга (19,5%); 18,3% считают, что разницы в размере заработной платы нет вообще (20%). Существенной разницу в оплате труда чаще называли учителя начальной школы - 23,6%, учителя городских школ (не из региональных столиц) - 23,4%, а также учителя в возрасте 60 лет

и старше - 24,1%. (См. табл. 3.) Вероятно, возможности в получении дополнительной нагрузки для учителей начальной школы и педагогов старше 60 лет более ограниченны, чем для остальных категорий учителей, что не дает им возможности, увеличив свою нагрузку, достигнуть более высокого уровня оплаты труда.

Как было отмечено выше, проблема дифференциации заработной платы является одной из наиболее значимых, вместе с тем мнения самих учителей по данному вопросу разошлись. Так, в том, что разница в оплате труда должна быть заметной и зависеть от квалификационной категории, педагогического стажа, результатов работы и других факторов, уверены 41,6% опрошенных педагогов (42,3% в 2019 г.). Чаще по сравнению с более молодыми коллегами это отмечали учителя в возрасте 60 лет и старше (49,8%), а также учителя, работающие в основной и старшей школе (48,2%). При этом более трети учителей (37,5%) не определились со своей позицией по данному вопросу, а 20,9% склоняются к необходимости сглаживания различий в оплате труда. Разные подходы могут свидетельствовать как о поддержке педагогами стимулирующих выплат, так и о стремлении к справедливости в оценке труда учителей. (См. табл. 4.)

Рис. 4. Представления учителей о справедливости системы распределения выплат стимулирующего характера в 2020 г., в %

Период 2019 г. 47,8 13,2 ЕЯ 34,6

исследования 2020 г. 44,9 15,5 ЕЯ 35,5

Региональная столица 42,7 14,4 Я 38,3

Тип ппгрпрниа Город 44,2 18,1 ЕЯ 33,2

1 1и(,СЛСПЛл — Село 49,1 13,2 ш 34,6

До 30 лет 47,6 11,3 зя 37,5

30-39 лет 45,1 18,9 ш 32,3

Ваш возоаст 40-49 лет 45,0 14,6 ¡ЕЯ 36,5

50-59 лет 42,4 16,8 35,7

60 лет и старше 47,7 13,5 хм 35,0

□ Вполне справедлива Недостаточно справедлива ■ Не справедлива ■ Трудно сказать

Источник. Мониторинг ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС.

Таблица 3

Оценка учителями уровня дифференциации размера оплаты их труда в школе в 2020 г., в %

Наименование показателя

Как Вы оцениваете дифференциацию размера заработной платы учителей в Вашей школе?

Разницы в оплате труда учителей нет

Есть небольшая разница в размере оплаты учителей

Существует большая разница в размере оплаты труда отдельных учителей

Период исследования

2019 г. 20,0 60,5 19,5

2020 г. 18,3 62,1 19,6

Тип поселения

Региональная столица 17,7 66,9 15,4

Город 16,1 60,5 23,4

Село 22,3 57,3 20,3

Ваш возраст

До 30 лет 22,9 64,0 13,1

30-39 лет 19,3 60,8 19,9

40-49 лет 17,8 64,1 18,1

50-59 лет 14,5 63,2 22,3

60 лет и старше 22,2 53,7 24,1

Вы преподаете

Учащимся 1 -4 классов 12,1 64,3 23,6

Учащимся 5-11 классов 20,6 61,4 18,0

Учащимся 1-11 классов 22,7 59,9 17,4

Источник: Мониторинг ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС.

Таблица 4 Мнение учителей о дифференциации оплаты труда в 2020 г., в %

Наименование По Вашему мнению, должна ли быть заметной дифференциация заработной платы учителей?

Скорее да Скорее нет Трудно сказать

Период исследования

2019 г. 42,3 20,3 37,4

2020 г. 41,6 20,9 37,5

Тип поселения

Региональная столица 40,6 19,4 40,0

Город 44,4 21,3 34,2

Село 38,9 22,4 38,7

Ваш возраст

До 30 лет 36,3 19,8 44,0

30-39 лет 36,0 21,3 42,7

40-49 лет 41,7 20,5 37,8

50-59 лет 44,1 21,3 34,7

60 лет и старше 49,8 21,5 28,7

Вы преподаете

Учащимся 1 -4 классов 33,2 22,1 44,7

Учащимся 5-11 классов 48,2 19,1 32,7

Учащимся 1-11 классов 37,1 24,0 38,9

Источник: Мониторинг ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС.

В ходе мониторинга учителя высказали свое мнение о взаимосвязи между размером заработной платы и результатами их профессиональной деятельности. (См. табл. 5.) Около половины учителей (54,1%) отметили, что размер заработной платы оказывает положительное влияние на профессиональные достижения. В большей степени уверены в наличии такой связи молодые учителя (57,3%) и учителя в возрасте 30-39 лет (59,7%), что во многом объясняется их настроем на реализацию успешной карьеры в профессии. Учителя в возрасте 60 лет и старше (48,9%) в меньшей степени склонны видеть такую зависимость, а 23,9% опрошенных педагогов такой связи не

отметили. Часть педагогов, в том числе и те из них, кто не дал однозначного ответа на поставленный вопрос, рассматривают его иначе, считая, что именно профессиональные достижения должны определять уровень заработной платы.

Несмотря на высокий уровень учебной нагрузки, размер заработной платы учителей, по их мнению, остается недостаточным, в связи с чем значительная часть педагогов вынуждены искать дополнительные заработки. Так, о наличии подработок сообщили 47,6% учителей, причем 21,7% подрабатывают на регулярной основе (21,6% в 2019 г.). У 52,4% опрошенных педагогов дополнительные заработки отсутст-

Таблица 5

Мнение учителей о наличии связи между размером заработной платы и профессиональными достижениями в 2020 г., в %

По Вашему мнению, имеется ли связь между размером заработной платы Наименование и вашими достижениями?

показателя

Скорее да Скорее нет Трудно сказать

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Период исследования

2020 г.* 54,1 23,9 22,0

Ваша заработная плата в прошлом месяце составляла

До 15 000 руб. 53,0 20,9 26,1

15 001-20 000 руб. 44,6 29,4 26,0

20 001-25 000 руб. 51,2 27,5 21,3

25 001-30 000 руб. 58,6 20,6 20,8

30 001-35 000 руб. 66,2 14,5 19,2

Больше 35 000 руб. 67,3 21,4 11,2

Тип поселения

Региональная столица 54,6 22,7 22,7

Город 57,2 22,7 20,1

Село 48,7 27,4 23,9

Ваш возраст

До 30 лет 57,3 17,7 25,0

30-39 лет 59,7 15,5 24,8

40-49 лет 52,8 25,7 21,5

50-59 лет 52,8 25,3 21,9

60 лет и старше 48,9 35,0 16,0

Вы преподаете

Учащимся 1 -4 классов 45,9 26,6 27,5

Учащимся 5-11 классов 58,6 22,8 18,6

Учащимся 1-11 классов 55,1 22,2 22,8

* - Данные по 2019 г. не приведены из-за корректировки инструментария исследования. Источник: Мониторинг ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС.

вуют (возможно, часть педагогов не захотела об этом сообщить). В большей степени дополнительными подработками занимаются молодые учителя: на регулярной основе - 29,4% учителей в возрасте до 30 лет и 32,0% учителей в возрасте от 30 до 39 лет. Самой большой группой учителей, не имеющих регулярных подработок, стали педагоги 60 лет и старше -67,5%. (См. рис. 5.)

Среди респондентов-учителей треть занималась репетиторством, причем 12,8% - на регулярной основе (11,5% в 2019 г.). Как правило, речь шла о подготовке учащихся к экзаменам, ликвидации пробелов в знаниях по общеобразовательным предметам и т.д. В большей степени в данном виде дополнительного заработка заинтересованы учителя в возрасте 30-39 лет (18,4%), а также молодые учителя (19,0%). О периодических подработках сообщили примерно одинаковые доли учителей всех возрастных групп -от 20,9 до 24,3%. (См. табл. 6.)

Уровень своего материального положения как «средний» оценили 50,1% учителей (49,2% в 2019 г.), считают его «ниже среднего» 36,5% респондентов (34,6%), а к «низкому» его отнесли 11,0% опрошенных (14,0%). Лишь незначительная доля педагогов, как и в прошлом году, определила уровень своего материаль-

ного благосостояния как «выше среднего» (2,1%) и «высокий» (0,2%). Наибольшее число педагогов, которые оценивают свое материальное положение на среднем уровне, это молодые учителя (61,3%) и учителя в возрасте 30-39 лет (58,9%). Наиболее тяжелым назвали свое материальное положение учителя в возрасте 40-49 лет (50,6% оценили его уровень как «низкий» и «ниже среднего»), а также учителя в возрасте 50-59 лет (55,6%). Это может быть связано с возрастанием расходов в семьях учителей данных возрастных групп -например, расходов на детей, на решение жилищной проблемы и т.д. Наибольшая доля учителей, которые оценили свое материальное положение как «тяжелое», работали в школах региональных столиц (50,1%), где по сравнению с малыми городами и сельской местностью выше стоимость жизни и, соответственно, выше уровень расходов семей. (См. табл. 7.)

В целом размером заработной платы удовлетворены 31,6% опрошенных учителей, из них полностью -лишь 4,2% (в 2019 г. - 31,9 и 4,4% соответственно). По сравнению с педагогами, работающими в городских школах, среди сельских учителей (35,0%) больше тех, кого устраивает размер заработной платы. Это может быть связано как с более высоким по срав-

Рис. 5. Информация учителей о наличии дополнительного заработка в 2020 г., в %

51,9 52,4

I

52,3

40,1

70,9

67,5

I Да, регулярно ■ Да, время от времени Нет

Источник. Мониторинг ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС.

Таблица 6

Информация учителей о подработках в качестве репетитора в 2020 г., в %

Наименование Подрабатываете ли Вы в качестве репетитора?

показателя Да, регулярно Да, время от времени Нет

Период исследования

2019 г. 11,5 22,4 66,1

2020 г. 12,8 22,1 65,1

Тип поселения

Региональная столица 19,0 27,5 53,5

Город 11,7 22,8 65,4

Село 5,1 12,8 82,1

Ваш возраст

До 30 лет 19,0 21,8 59,3

30-39 лет 18,4 24,3 57,3

40-49 лет 12,1 20,9 67,0

50-59 лет 9,2 21,6 69,2

60 лет и старше 8,4 23,2 68,4

Вы преподаете

Учащимся 1 -4 классов 10,6 20,2 69,2

Учащимся 5-11 классов 12,7 23,1 64,2

Учащимся 1-11 классов 17,7 21,6 60,8

Источник: Мониторинг ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС.

Таблица 7

Оценка учителями уровня своего материального положения в 2020 г., в %

Наименование Как Вы оцениваете свой нынешний уровень материального положения?

показателя Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий

Период исследования

2019 г. 0,1 2,1 49,2 34,6 14,0

2020 г. 0,2 2,1 50,1 36,5 11,0

Тип поселения

Региональная столица 0,0 2,5 47,4 38,1 12,0

Город 0,4 2,2 49,8 36,7 10,9

Село 0,4 1,3 54,5 34,0 9,8

Ваш возраст

До 30 лет 0,0 4,4 61,3 26,6 7,7

30-39 лет 0,3 1,9 58,9 29,9 9,1

40-49 лет 0,6 1,9 46,9 40,1 10,5

50-59 лет 0,0 1,5 42,9 42,0 13,6

60 лет и старше 0,0 2,1 51,5 33,8 12,7

Вы преподаете

Учащимся 1 -4 классов 0,2 2,6 44,3 40,2 12,8

Учащимся 5-11 классов 0,2 1,8 53,1 35,1 9,8

Учащимся 1-11 классов 0,6 2,4 51,5 34,4 11,1

Источник: Мониторинг ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС.

Рис. 6. Удовлетворенность учителей размером заработной платы в 2020 г., в %

Период 2019 г. ^Е] 27.5 41,1 26,7

исследования 2020 г. ПД 27,4 46,6 21,7

Региональная столица 26,3 46,7 23,1

Тип Город 26,9 45,5 23,8

Село 1 29,8 48,4 16,6

До 30 лет 1 40,2 37,0 14,6

30-39 лет | 33,9 49,1 13,0

Ваш возраст 40-49 лет I 26,3 45,4 24,6

50-59 лет ЪВШ 20,5 50,8 25,8

60 лет и старше 1 24,1 46,1 24,6

■ Полностью устраивает ■ Скорее устраивает □ Скорее не устраивает □ Совершенно не устраивает

Источник Мониторинг ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС.

нению с односельчанами уровнем оплаты труда учителей, так и с узостью рынка труда в сельской местности. Можно отметить, что около половины молодых учителей в возрасте до 30 лет (48,3%) удовлетворены размером заработной платы, что может объясняться поддержкой молодых специалистов на региональном уровне4, а также материальной помощью молодежи со стороны родителей, отсутствием или относительно низкими расходами на свою семью, детей и т.д. (См. рис. 6.)

Учителя играют ключевую роль в повышении качества общего образования. Привлечение в отрасль высококвалифицированных специалистов, закрепление в системе образования молодых педагогов зависит от многих факторов, и одним из наиболее значимых из них является обеспечение достойного уровня оплаты труда педагогических работников.

Как показало социологическое исследование, за последний год размер заработной платы повысился у трети учителей, при этом объем учебной нагрузки остается высоким, а около половины опрошенных педагогов вынуждены искать дополнительный заработок. Также, как отмечают сами педагоги, размер оплаты труда большинства учителей не достигает уровня средней заработной платы по экономике региона. Имеет место значительная дифференциация зарплат учителей, хотя две трети самих педагогов и считают ее несущественной.

Все это подтверждает необходимость изменения подходов к формированию системы оплаты труда педагогических работников. Разработка мер, направленных на установление единых требований к оплате труда педагогов, является актуальной и своевременной. ■

4 См., например: Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 2 марта 2017 г. № 3-нп «Об утверждении Положений об установлении систем оплаты труда работников государственных образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, подведомственных Департаменту образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа — Югры» (с изменениями на 9 декабря 2020 г.). URL: https://docs.cntd.ru/document/429099438

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки в 2020 году / Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries

2. Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки в 2019 году / Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries

3. Мониторинг общего образования: социологические аспекты. Сер.: Научные доклады: образование / Е.М. Авраамова, Т.Л. Клячко, Д.М. Логинов [и др.]. М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2019.

4. Правительство разрабатывает предложения по установлению единых требований к оплате труда учителей / Минпросвещения России. 23 декабря 2020 г. URL: https://edu.gov.ru/press/3278/ pravitelstvo-razrabatyvaet-predlozheniya-po-ustanovleniyu-edinyh-trebovaniy-k-oplate-truda-uchiteley/

5. Рейтинг социально-экономического положения регионов—2020. URL: https://riarating.ru/infografika/ 20200602/630170513.html

6. Сергей Кравцов: «Мы не допустим снижения заработных плат учителей» / Минпросвещения России. 13 апреля 2020 г. URL: https://edu.gov.ru/press/2332/sergey-kravcov-my-ne-dopustim-snizheniya-zarabotnyh-plat-uchiteley/

7. Совфед может поддержать единые требования к оплате труда педагогов / Федеральное агентство новостей. 4 декабря 2020 г. URL: https://riafan.ru/1347530-sovfed-mozhet-podderzhat-edinye-trebovaniya-k-oplate-truda-pedagogov/

8. Эффективность школьного образования: позиция учителей. Сер.: Научные доклады: образование / Е.М. Авраамова, Т.Л. Клячко, Д.М. Логинов [и др.]; под ред. Т.Л. Клячко. М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2017.

References

1. Results of federal statistical observation in the field of salaries of certain categories of workers in the social sphere and science in 2020 / Federal State Statistics Service. URL: https://rosstat.gov.ru/ labor_market_employment_salaries

2. Results of federal statistical observation in the field of salaries of certain categories of workers in the social sphere and science in 2019 / Federal State Statistics Service. URL: https://rosstat.gov.ru/ labor_market_employment_salaries

3. Monitoring of School Education: Sociological Aspects. Ser.: Scientific Papers: Education / E.M. Avraamova, T.L. Klyachko, D.M. Loginov et al. Moscow. RANEPA Publishing House. 2019.

4. The government is developing proposals to establish uniform requirements for teachers' salaries / Ministry of Education of Russia. December 23, 2020. URL: https://edu.gov.ru/press/3278/pravitelstvo-razrabatyvaet-predlozheniya-po-ustanovleniyu-edinyh-trebovaniy-k-oplate-truda-uchiteley/

5. Rating of the socio-economic situation of the regions—2020. URL: https://riarating.ru/infografika/ 20200602/630170513.html

6. Sergey Kravtsov: «We will not allow decrease in teachers' salaries» / Ministry of Education of Russia. April 13, 2020. URL: https://edu.gov.ru/press/2332/sergey-kravcov-my-ne-dopustim-snizheniya-zarabotnyh-plat-uchiteley/

7. Federation Council can support uniform requirements for teachers' salaries / Federal News Agency. December 4, 2020. URL: https://riafan.ru/1347530-sovfed-mozhet-podderzhat-edinye-trebovaniya-k-oplate-truda-pedagogov/

8. School Effectiveness: Teacher Position. Ser.: Scientific Papers: Education / E.M. Avraamova, T.L. Klyachko, D.M. Loginov et al.; еd. by T.L. Klyachko. Moscow. RANEPA Publishing House. 2017.

Teachers' Salaries: Are There Changes?

Tatyana L. Klyachko — Director of Center of the Economics for Continuing Education of the Russian Presi dential Academy of National Economy and Public Administration, Doctor of Economic Sciences, Professor (Moscow, Russia). E-mail: tlk@ranepa.ru

Elena A. Semionova — Leading Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Candidate of Economic Sciences (Moscow, Russia). E-mail: semionova-ea@ranepa.ru Galina S. Tokareva — Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Moscow, Russia). E-mail: tokareva-gs@ranepa.ru

The Center for Continuing Education Economics of the Institute for Applied Economic Research, RANEPA, conducts annual monitoring of school education, task is to track current trends and changes in the field of education. As part of the monitoring, a sociological survey of parents of students, teachers and school principals of different types of settlements in Russian regions, differentiated by socio-economic status, is carried out, and open statistical data on the state and development of the general education system are analyzed. In 2020, monitoring was carried out before the World Health Organization declared an outbreak of a new type of coronavirus (COVID-19) a pandemic, which made it possible not only to identify problem areas of the education system, but also to create a basis for comparing the results of activities in normal conditions and in a situation of functioning during forced restrictions.

The article was written on the basis of the RANEPA state assignment research program.

Key words: monitoring, school education, teaching staff,'teachers' salaries. JEL-codes: D31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.