Научная статья на тему 'Заработная плата педагогических работников сферы профессионального образования: новые стимулы и угрозы'

Заработная плата педагогических работников сферы профессионального образования: новые стимулы и угрозы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / ЭФФЕКТИВНЫЙ КОНТРАКТ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SALARY / EFFECTIVE CONTRACT / PEDAGOGICAL WORKERS / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вельмисова Екатерина Игоревна

В настоящее время в Российской Федерации стремительно проводятся реформы системы профессионального образования, в практику управления образовательными организациями активно внедряются атрибуты предпринимательской деятельности. Внедрение этих инструментов сопровождается превращением высших учебных заведений, а также техникумов в клиентоориентированные организации, а преподавателей в обычных наемных работников. Все это сопровождается ухудшением академической среды, снижением мотивации педагогических сотрудников. В статье анализируются проблемные вопросы в действующей системе организации оплаты труда педагогических работников в сфере профессионального образования Российской Федерации. Автором отмечено, что необходимость постоянного совершенствования системы оплаты труда и стимулирования представителей этой отрасли является актуальной задачей сегодняшнего дня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Вельмисова Екатерина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Salary of pedagogical workers of the sphere of professional education: new incentives and threats

Now in the Russian Federation reforms of a system of professional education are promptly undertaken, attributes of an entrepreneurial activity actively take root into practice of management of the educational organizations. Introduction of these tools is followed by transformation of higher educational institutions and also technical schools into the customer-oriented organizations, and teachers in ordinary hired workers. All this is followed by deterioration in the academic environment, decrease in motivation of pedagogical employees. In article problematic issues in the operating system of the organization of compensation of pedagogical workers in the sphere of professional education of the Russian Federation are analyzed. The author noted that need of constant improvement of a system of compensation and stimulation of representatives of this industry is a relevant problem of today.

Текст научной работы на тему «Заработная плата педагогических работников сферы профессионального образования: новые стимулы и угрозы»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 6 • Номер 2 • Апрель-июнь 2019 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

>

Креативная экономика

издательство

заработная плата педагогических работников сферы профессионального образования: новые стимулы и угрозы

Вельмисова Е.И. 1

1 Башкирский государственный университет, Уфа, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В настоящее время в Российской Федерации стремительно проводятся реформы системы профессионального образования, в практику управления образовательными организациями активно внедряются атрибуты предпринимательской деятельности. Внедрение этих инструментов сопровождается превращением высших учебных заведений, а также техникумов в клиентоориентиро-ванные организации, а преподавателей - в обычных наемных работников. Все это сопровождается ухудшением академической среды, снижением мотивации педагогических сотрудников. В статье анализируются проблемные вопросы в действующей системе организации оплаты труда педагогических работников в сфере профессионального образования Российской Федерации. Автором отмечено, что необходимость постоянного совершенствования системы оплаты труда и стимулирования представителей этой отрасли является актуальной задачей сегодняшнего дня.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: заработная плата, эффективный контракт, педагогические работники, профессиональное образование.

salary of pedagogical workers of the sphere of professional education: new incentives and threats

Velmisova E.I. 1

1 Bashkir State University, Russia

Введение

В условиях глобализации и цифровизации мировых экономик усложняется миссия образования, а индикатором конкурентоспособности стран становится интеллектуально-образовательный потенциал общества.

В этой связи в течение последних лет сфера науки и образования в Российской Федерации подвергается существенному реформированию и непрерывной модернизации. В значительной степени эти изменения связаны как с рядом объективных факторов, среди которых можно выделить изменения в экономике, требования рынка труда, информатизацию образования, так и с явлениями, которые, оказывают прямое влияние на сферу образования (введение Федерального закона

896

RUSSiAN JOURNAL OF LABOR ECONOMiCS #2'2019 (April-June)

«Об образовании в Российской Федерации», переход на образовательные стандарты нового поколения, повышение требований к качеству образования, Болонский процесс и т.д.).

Однако реформирование системы профессионального образования идет в условиях истощенности ресурсного потенциала, недостатка включенности предпринимательского сектора и низкой мотивации бизнес-структур по взаимодействию с научным сектором профессиональных образовательных организаций, а также неустойчивости взаимоотношений между участниками рынка труда. Наблюдается разрыв между потребностями экономики в рабочих кадрах и специалистах среднего и высшего звена, их реальным наличием и соответствием их квалификаций требованиям работодателей, особенно в инновационном секторе экономики и на высокотехнологичных производствах.

Во все времена задача профессионального образования сводилась к поиску, адаптации нового научного знания и передаче этого знания ученикам. Ученые проводили исследования, публиковали результаты, обучали студентов. Преподаватель вуза имел внятный имидж ученого, оратора, учителя [4, с. 46] (Lukashenko, Ozhgikhina, 2019).

Соответствующими были и требования, предъявляемые к нему руководством вуза. С развитием академического капитализма и нового менеджериализма [2] (Abramov, Gruzdev, Terentiev, 2016), когда вуз стал рассматриваться как образовательная корпорация, с одной стороны, и дистанционных образовательных технологий, с другой стороны, требования к преподавателю значительно изменились. От преподавателя потребовалось умение разрабатывать инновационные образовательные программы,

ABSTRACT:_

Now in the Russian Federation reforms of a system of professional education are promptly undertaken, attributes of an entrepreneurial activity actively take root into practice of management of the educational organizations. Introduction of these tools is followed by transformation of higher educational institutions and also technical schools into the customer-oriented organizations, and teachers - in ordinary hired workers. All this is followed by deterioration in the academic environment, decrease in motivation of pedagogical employees. In article problematic issues in the operating system of the organization of compensation of pedagogical workers in the sphere of professional education of the Russian Federation are analyzed. The author noted that need of constant improvement of a system of compensation and stimulation of representatives of this industry is a relevant problem of today.

KEYWORDS: salary, effective contract, pedagogical workers, professional education

JEL classification: J24, J31, J41, J45 Received: 16.04.2019 / published: 30.06.2019

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Velmisova E.I. (Sergeeva-ei0mai1.ru)

CITATION:_

Velmisova E.I. (2019) Zarabotnaya plata pedagogicheskikh rabotnikov sfery professionalnogo obrazovaniya: novye stimuly i ugrozy [Salary of pedagogical workers of the sphere of professional education: new incentives and threats]. Ekonomika truda. 6. (2). 895-900. doi: 10.18334/et.6.2.40616

ЭКОНОМИКА ТРУДА № 2'2019 (Апрель-июнь)

897

умение работать в новых технологических средах, способность записывать видеокурсы и создавать обучающий контент для дистанционного обучения.

Далее от преподавателя потребовался практический опыт в той предметной области, к которой относилась преподаваемая дисциплина. Образовательные организации стали привлекать к преподавательской деятельности специалистов-практиков, которые, в свою очередь, были не всегда способны научить тому, что отлично знали и делали, и тем более не готовы заниматься методической и бумажной работой. Она также стала прерогативой преподавателей и в условиях существенной бюрократизации данного вида деятельности начала занимать львиную долю их времени. В итоге было признано, что главным показателем эффективности вузов и техникумов является научная деятельность, и от педагогических работников потребовалась активная публикация научных статей. Индекс цитирования стал страшным сном преподавателя.

К тому же, если раньше человек заканчивал одно учебное заведение, выбирал одну профессию, работал на одном месте до самой пенсии, то теперь, во времена стремительного вхождения цифровых технологий в повседневную жизнь, многим приходиться переучиваться несколько раз, так как быстро меняются требования к профессиональной деятельности. Вместе с тем, рассогласованность статусных показателей преподавателей, прежде всего таких как доход, престиж, уважение к самой профессии и уровень образования, способствует возникновению чувства неудовлетво-ренности своим положением в социуме.

Более того, наблюдается существенный разрыв в оплате труда преподавателей техникумов и колледжей и профессорско-преподаватель-ского состава (далее - ППС) вуза. Так, на момент начала реализации «майских указов» средняя заработная плата преподавателей средних профессиональных организаций (далее - СПО) составляла 85% от средней заработной платы ППС вузов. В 2018 году она должна была оказаться в среднем в 2 раза ниже, чем у ППС вузов, поскольку средняя зарплата ППС вузов должна составить 200% от средней заработной платы по соответствующему региону, а средняя заработная плата преподавателей и мастеров производственного обучения -100% от средней по соответствующему региону.

Увеличение этого разрыва порождает риски для эффективного функционирования системы среднего профессионального образования и требует новых решений относительно уровня оплаты труда данной категории педагогических работников.

ОБ АВТОРЕ:_

Вельмисова Екатерина Игоревна, аспирант кафедры социологии труда и экономики предпринимательства Института экономики, финансов и бизнеса (Sergeeva-ei0mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Вельмисова Е.И. Заработная плата педагогических работников сферы профессионального образования: новые стимулы и угрозы // Экономика труда. 2019. Т. 6. № 2. С. 895-900. Сог 10.18334М.6.2.40616

898

RUSSiAN иоиРМА1 ОР 1АВОР ЕСОШОМ^ #2'2019 (ДрпИипе)

При этом следует отметить, что ресурсы для этого ограничены (рис.), поскольку большинство организаций профессионального образования финансируются из бюджетов субъектов Российской Федерации, основная часть которых остается дефицитной.

В итоге нередко среди педагогического персонала наблюдаются тенденции к росту их вовлеченности в сектор вторичной занятости или дополнительных подработок. Такая ситуация не стимулирует привлечение к научной и преподавательской деятельности молодых специалистов, для этого достаточно посмотреть на возрастной состав педагогических работников, где большинство часто пенсионного или предпенсионного возраста.

Система оплаты труда преподавателей за многолетнюю историю профессионального образования в России неоднократно претерпевала значительные изменения, при этом не всегда в лучшую сторону.

Низкая заработная плата преподавателей является результатом не только недостаточного финансирования образовательных организаций, но и перехода в 2008 году к новой системе оплаты труда (далее - НСОТ, Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583). Внедрению НСОТ также сопутствовало постепенное изменение полномочий руководства образовательных организаций: на уровне высших учебных заведений и техникумов стали разрабатываться и утверждаться штатные расписания, локальные нормативные акты, регулирующие вопросы, связанные с оплатой труда, формироваться системы и фонды оплаты труда (включая базовые оклады, стимулирующие и компенсационные выплаты).

Таким образом, изменился характер отношений как между государством и администрацией образовательных организаций, так и между администрацией учебных

Рисунок. Расходы на образование в Российской «Федерации Источник: [5] (ОокЬЬегд, Коуа!еуа, Коуа!еуа 1 2018)

ЭКОНОМИКА ТРУДА № 22019 (Апрель-июнь)

899

заведений и педагогическими сотрудниками. Введением НСОТ государство как бы устранилось от обязательств по гарантиям оплаты труда преподавателей техникумов и профессорско-преподавательского состава вуза, переложив ответственность на администрацию учебного заведения.

Далее последовало принятие в 2012 г. Программы, объявившей переход на принципы «эффективного контракта» [1]. Необходимость совершенствования системы оплаты труда объясняется в Программе тем, что, несмотря на повышение роли стимулирующих выплат, «в полной мере решить задачу стимулирования работников с учетом результатов их труда удалось не для всех учреждений». Повышение оплаты труда увязывается в ней с установлением «реальных выплат стимулирующего характера», провозглашается «необходимость увязки повышения оплаты труда с достижениями конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ)». Переход к принципам «эффективного контракта» означает, что деятельность администрации вузов и преподавателей выстраивается в единую систему работ по производству образовательных услуг [3, с. 113] (КытЬ&оуа, 2013).

Сомнительным остается и тот момент, что определение конкретных показателей эффективности деятельности преподавателей, а также установление стимулирующих доплат и выплат является прерогативой учебных заведений. К сожалению, расширение самостоятельности вузов и техникумов в вопросах организации оплаты труда может привести к нарушению прав работников. В данном случае это может выражаться в установлении к преподавателю требований, которые не входят в его круг обязанностей, увеличении нагрузки на преподавателей в условиях сокращения численности сотрудников либо установлении повышенных количественных показателей. К тому же в одних образовательных организациях критерии эффективности деятельности педагогических работников разработаны развернуто, в других используются только несколько показателей.

Академические стандарты стали постепенно замещаться формальными правилами, определяющими условия деятельности (например, правильное оформление отчетности и документации), что привело к вытеснению из рабочего времени педагогических работников подготовку к занятиям, разработку действительно востребованных учебно-методических материалов, научные исследования, «живое» общение со студентами и т.п. Вместо реальных исследований выгоднее стало заниматься созданием и поддержанием имиджа ученого, исследователя (регистрация и контроль персональных данных в РИНЦ, размещение публикаций в различных базах данных и т.п.).

заключение

Существующая сегодня заработная плата не мотивирует педагогических работников на достижение высоких результатов деятельности, приводит к профессиональному выгоранию, объективно снижает качество образовательных услуг и не способ-

900

RUSSiAN JOURNAL OF LABOR ECONOMiCS #2'2019 (April-June)

ствует кадровому обеспечению рынка труда высококвалифицированными рабочими

кадрами.

ИСТОЧНИКИ:

1. Распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р «О программе по-

этапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 гг.»

2. Абрамов Р., Груздев И., Терентьев Е. // Новое литературное обозрение. 2016.

№ 2. URL: https://www.nlobooks.ru/magazines/novoe_literaturnoe_obozrenie/

138_nlo_2_2016/ article/11848/.

3. Курбатова М.В. Не только зарплата: преподаватели вузов на пути к превращению в

«винтик» производства образовательных услуг // Эко. 2013. № 10.

4. Лукашенко М.А., Ожгихина А.А. Имидж преподавателя вуза: мнения и приоритеты

студентов // Высшее образование в России. 2019. № 1.

5. Гохберг Л.М., Ковалева Г.Г., Ковалева Н.В. и др. Образование в цифрах: 2018: крат-

кий статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 80 с.

references:

Abramov R., Gruzdev I., Terentiev E. (2016). Trevoga i entuziazm v diskursakh ob akademicheskom mire: mezhdunarodnyy i rossiyskiy konteksty [The anxiety and enthusiasm in academic discourses about the world: Russian and international contexts]. Novoe literaturnoe obozrenie. (2) (in Russian).

Kurbatova M.V. (2013). Ne tolko zarplata:prepodavateli vuzov naputi kprevrascheniyu v «vintik»proizvodstva obrazovatelnyh uslug [Not only wages: University professors on the path to becoming a "cog" production of educational services]. Eco. (10) (in Russian).

Gokhberg L.M., Kovaleva G. G., Kovaleva N. V. i dr (2018). Obrazovanie v tsifrakh: 2018 : kratkiy statisticheskiy sbornik [Education in figures: 2018 : short statistical book] Moskva : NIU VShE. (in Russian).

Lukashenko M.A., Ozhgikhina A.A. (2019). Imidzh prepodavatelya vuza: mneniya i prioritety studentov [The image of the University teacher: the views and priorities of students]. Higher education in Russia. (1). (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.