Научная статья на тему 'Заработная плата как специфический финансовый инструмент распределения добавленной стоимости'

Заработная плата как специфический финансовый инструмент распределения добавленной стоимости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
752
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / ФИНАНСОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / АНТИКРИЗИСНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фетисов В. Д., Фетисова Т. В.

В статье отмечается, что наиболее актуальной и дискуссионной проблемой современной экономической теории и финансовой практики является вопрос заработной платы. Обосновывается концепция заработной платы как специфического финансового инструмента рыночной экономики, исследуются место и роль заработной платы в макроэкономике и практике, структура и особенности формирования фонда оплаты труда в России. Даются рекомендации по модернизации использования заработной платы как финансового инструмента антикризисной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Заработная плата как специфический финансовый инструмент распределения добавленной стоимости»

Материальные стимулы

Удк 336

заработная плата как специфический финансовый инструмент распределения добавленной стоимости

в. д. фетисов,

доктор экономических наук, профессор кафедры финансов E-mail: [email protected]

т. в. Фетисова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов E-mail: [email protected] нижегородский государственный университет им. н. и. лобачевского

В статье отмечается, что наиболее актуальной и дискуссионной проблемой современной экономической теории и финансовой практики является вопрос заработной платы. Обосновывается концепция заработной платы как специфического финансового инструмента рыночной экономики, исследуются место и роль заработной платы в макроэкономике и практике, структура и особенности формирования фонда оплаты труда в России. Даются рекомендации по модернизации использования заработной платы как финансового инструмента антикризисной политики.

Ключевые слова: заработная плата, финансовый инструмент, модернизация, антикризисная политика.

В настоящее время основным видом доходов большей части населения является заработная плата. Но что такое заработная плата?

Граждане настолько привыкли к словам «заработная плата», «оплата труда» что, как правило, не задумываются об их смысле. В действительности заработная плата представляет собой сложную, теоретически слабо разработанную и архиважную практическую проблему. От состояния, уровня и

динамики оплаты труда в решающей мере зависит уровень благосостояния населения, соответственно, характер и темпы социально-экономического развития страны. Особую остроту национальной и международной значимости проблема заработной платы приобретает в условиях современного кризиса. В связи с этим в настоящее время, как никогда, для России чрезвычайно важно найти правильные ответы на следующие вопросы:

1) Что представляет собой зарплата?

2) Каково место заработной платы в финансовой системе страны?

3) Каково реальное состояние зарплаты в России?

4) Кому и что нужно делать для обеспечения сбалансированности распределения добавленной стоимости и активизации социально-экономической роли заработной платы в условиях современного финансового кризиса?

О заработной плате ежедневно пишут и говорят все: журналисты, политологи, юристы, статистики, топ-менеджеры, бухгалтеры, но крайне редко — финансисты-теоретики. В отечественной

специальной и учебной финансовой литературе трудно найти заработную плату в качестве предмета исследования и элемента финансовых отношений. Традиционно на протяжении 40—50 лет заработная плата, как правило, трактуется аналогично цене лишь в качестве смежной категории финансов [6, с. 14—15]. В условиях господства единой общественной формы собственности данная точка зрения была обусловлена отсутствием физических лиц как экономически самостоятельных равноправных субъектов рыночной экономики, а поэтому всецело соответствовала командно-административной системе хозяйствования. В зарубежной литературе, напротив, заработная плата является одним из важнейших объектов научных исследований. Достаточно отметить, что только по поводу бонусов корпоративного и банковского менеджмента в последние годы экономистами-финансистами написано огромное количество статей и разделов работ [4].

В рыночной экономике система участников отношений принципиально иная. Главным и наиболее массовым субъектом товарно-денежных и распределительных отношений выступают физические лица [5]. В этой связи ни об одном явлении не существует столько разных понятий, сколько о заработной плате. Наиболее распространенные из нихтри:

1) вознаграждение за труд;

2) оплата(цена)труда;

3) превращенная форма цены и стоимости товара рабочей силы.

Не вдаваясь в анализ всех указанных дефиниций, остановимся лишь на первой. Выражение «вознаграждение за труд» уходит своими корнями в явление «награда» и имеет реальную многовековую историю. В литературе оно встречается у А. Смита, в отечественных работах 1960-1970-х гг., зарубежных трудах и официальных международных материалах. Так, в Системе национальных счетов (СНС) отмечается: «Оплата труда наемных работников представляет собой вознаграждение в денежной или натуральной форме, выплачиваемое работодателем наемному работнику за работу, выполненную в отчетном периоде» [7].

Термин «награда» (согласно словарю С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой) имеет два основных значения:

1) «То, что дается, получается в знак особой благодарности, признательности»;

2) «Благодарность, воздаяние за что-нибудь» [3, с. 378].

Процесс вознаграждения означает принципиально разный социально-экономический статус его участников: один выступает в роли награждающего, другой — награждаемого. Первый может наградить, а может и не наградить работника. Все зависит от субъективного желания предпринимателя, который возводится в статус высшего благодетеля. Вознаграждая работника, предприниматель дарит ему необходимые условия для жизни.

Второй нюанс заключается в том, что награда — это поощрение за особые заслуги, а поэтому представляет собой разовое, эпизодическое событие. Такое понимание противоречит тому, что большая часть труда наемного работника — это монотонная ежедневная работа без особых выдающихся заслуг.

В практике имеется множество фактов, опровергающих понятие «заработная плата» как вознаграждение за труд.

Во-первых, на рынок труда выходят работодатель (работопродавец, с одной стороны, и покупатель рабочей силы — с другой) с предложением конкретных должностей (работ) с определенными условиями труда, и наемный работник (покупатель должности и продавец рабочей силы), выражающий предложение рабочей силы. Они выступают равноправными субъектами рыночного хозяйства и могут заключить или не заключить сделку в виде письменного (устного) трудового контракта. По каждому контракту работник осуществляет затраты труда, а работодатель обязан произвести возмещение (компенсацию) трудовых затрат, а не награду. Например, в контракте записано: работник осуществляет разгрузку кирпича. За каждую сотню кирпичей работодатель обязуется уплатить 500 руб. В случае отсутствии факта разгрузки работник ничего не получает, а если разгружена 1 000 кирпичей и нет оплаты, то работник имеет право потребовать ее в судебном или другом порядке, а не ждать милости от хозяина в виде награды.

Во-вторых, награда может производиться из доходов предпринимателя, например, из чистой прибыли. А оплата труда есть составная часть издержек производства, возмещаемая покупателем товара.

В-третьих, законодательством предусмотрена оплата за время простоя по причинам работодателя. Получается, что человек вообще не трудился, а «награду» получает.

В-четвертых, Федеральная служба государственной статистики в качестве заработной платы учитывает эффект от труда в домашнем хозяйстве

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

13

вообще без работодателя и трудового договора. Здесь можно говорить лишь о «самовознаграждении».

Таким образом, доход от трудовой деятельности наемных работников правильнее называть не вознаграждением, а возмещением, компенсацией или оплатой трудовых затрат.

Столь значительное отступление необходимо потому, что часто за простыми терминологическими формулировками скрывается большое практическое значение. Так, прошедшие 20 лет в России демонстрировали частое применение «вознаграждения» по принципу: «хочу — плачу, хочу — не плачу». Заработная плата часто не выплачивалась месяцами и даже годами. Суммарная задолженность по заработной плате организаций (кроме субъектов малого предпринимательства) по некоторым видам экономической деятельности на 01.03.2011 составила 3 млрд руб. (по сравнению с 01.02.2011 она увеличилась на 8,9 %) [8].

На практике зарплату наемный работник получает, во-первых, только после того, как он потрудился и создал новую стоимость, во-вторых, когда новая стоимость реализована на рынке, в-третьих, при условии, что реализованная новая стоимость больше зафиксированной в контракте заработной платы и, в-четвертых, при соблюдении работодателем действующего законодательства. Тем самым зарплата предполагает следующие компоненты:

— наличие двух экономических субъектов (наемный работник и работодатель);

— исходный денежный фонд (добавленная стоимость);

— наличие стоимостных потоков;

— образование денежного фонда работников (доход работника).

Посредством их взаимодействия происходят выделение, обособление и движение части добавленной стоимости как материальной субстанции заработной платы. В результате заработная плата, аналогично прибыли, проценту, косвенным налогам осуществляет распределительную финансовую функцию, т. е. представляет собой форму и специфический финансовый инструмент распределения добавленной стоимости организации и ВВП страны. Это делает ее важнейшим предметом исследования финансовой науки в целом и финансового менеджмента в частности.

Таким образом, в теоретическом аспекте зарплата выступает объективным явлением, а следовательно, экономической категорией и субъективным стоимостным инструментом. В качестве категории она выражает совокупность отношений

индивидов с различными отечественными и зарубежными экономическими субъектами по поводу распределения добавленной стоимости и формирования материальной базы обеспечения жизнедеятельности человека в рыночной экономике. Как стоимостный инструмент зарплата является результатом субъективной деятельности и охватывает систему конкретных финансовых решений экономических субъектов.

Субъективный характер действия зарплаты проявляется в очередности распределения выручки и размере каждого инструмента. На практике они определяются уровнем социально-экономической значимости и реальной силы субъектов. Каждый участник первичного распределения добавленной стоимости в конкурентной борьбе реализует свои интересы. Результаты соперничества находят выражение в изменении контрактов, коллективных договоров, в бюджетном, налоговом, уголовном законодательстве, в механизме учетно-денежной политики.

Успех в социально-экономическом обществе во многом зависит от правильности определения места и установления приоритетов объектов финансовых ресурсов. При этом особое значение имеют степень прозрачности и качество взаимодействия всех субъектов: государства, работников и работодателей.

Первостепенную значимость и приоритетность формы ВВП целесообразно определять по трем важнейшим критериям.

Во-первых, основные доходы должны носить первичный характер.

Во-вторых, основные доходы должно получать большинство трудоспособного населения страны.

В-третьих, основные доходы должны составлять больше 50 % национального дохода государства или большую долю совокупных поступлений граждан.

В развитых странах оплата труда служит первым и основным объектом государственной политики (Федеральный бюджет США на 80 % состоит из прямых налогов с заработной платы наемных работников) [2, с. 120]. Напротив, в РФ на первом месте находятся косвенные доходы и прежде всего поступления от нефти и газа, а зарплата под названием «вознаграждение за выполнение трудовых и иных обязанностей» (ст. 208 гл. 23 Налогового кодекса РФ) находится лишь на 6-м месте среди 10 позиций доходов. Такое расположение основной формы ВВП и главного объекта фискальной

политики представляется малообоснованным и в значительной степени умаляющим роль зарплаты в экономической системе рыночного государства.

Важный фактор приоритетности — это время формирования доходов субъектов общества. Сначала образуются доходы, включаемые в себестоимость продукции: оплата труда и налоги, налоги, относимые на заработную плату. Затем определяются доходы, включаемые в цену товара (НДС, акцизы, пошлины и др.). Далее отчисляется налог на прибыль. И только в последнюю очередь формируются доходы предпринимателя в виде чистой прибыли.

Все это обусловливает крайне высокую значимость зарплаты, просматриваемую на поверхности явлений в аспектах: а) физического лица, семьи; б) государства; в) негосударственных юридических лиц; г) общества в целом. В условиях рыночной экономики зарплата определяет главную финансовую базу личного потребления и развития, а соответственно, и уровень благосостояния и место человека в социально-экономической структуре общества. Она формирует совокупный платежеспособный спрос, важнейшие направления развития экономики и даже международные социально-экономические и культурные коммуникации.

Нужно ли знать обществу объем зарплаты граждан, ее долю в ВВП? Думается, что да. И вот почему. Доля зарплаты в ВВП это исходная основа для стратегического и тактического финансового менеджмента субъектов страны. Поэтому определение реальных объемов фактической зарплаты субъектов общества во всех странах — это одна из сложнейших и первостепенных проблем финансов. Статистические данные о ВВП и его структуре носят в той или иной степени относительный характер. Главными причинами тому служат:

1) отсутствие сплошного достоверного учета воспроизводства;

2) наличие неформального сектора экономики;

3) проведение расчетов разными структурами,

4) действие субъективного (политического) характера, заключающегося в реализации интересов субъектов.

Чем сильнее действие данных факторов, тем меньшая степень достоверности получаемых результатов.

О размере оплаты труда всего населения России говорить весьма сложно, поскольку значительная часть наемных работников занята в организациях негосударственного сектора и в сфере индивидуального предпринимательства, о

совокупной фактической заработной плате которых нет достоверных данных. Тем не менее общее представление о ее уровне можно получить по имеющейся статистической отчетности.

Повсеместная практика свидетельствует как о завышении, так и о занижении реальной зарплаты. Работник может уменьшить размер зарплаты, приносимой в семью, на величину «заначки». Организация может занизить объем фонда оплаты труда для снижения налогов. Государство, напротив, как правило, завышает размеры зарплаты для стабилизации социально-экономического положения.

Структура ВВП России по видам первичных доходов, по данным Росстата, представлена в табл. 1.

Динамика структуры первичного распределения ВВП в стране складывается весьма удачно: оплата труда растет, чистые (косвенные) налоги на производство и импорт и валовая прибыль уменьшаются. К сожалению, на этих тенденциях строятся многие научные исследования социально-экономического характера, обучаются студенты, и формируется реальная финансовая политика юридических лиц и государства.

Однако реальная действительность, расчеты и оценки разных экспертов свидетельствуют о несколько иной, а порой прямо противоположной, картине. чтобы ответить на вопрос, кто прав, необходимо сопоставить смысловое содержание, вкладываемое в понятие «реальная зарплата», каждой стороной. В конкретной жизни под зарплатой понимается размер (месячной или годовой) начисленной работнику оплаты труда. Совокупный фонд зарплаты организации определяется суммой начисленных индивидуальных зарплат.

Росстат рассчитывает оплату труда и структуру ВВП совершенно по-другому, а именно по методическим указаниям Системы национальных счетов (СНС), которые содержат два однозначных положения.

Первое положение СНСзаключается в том, что оплата труда наемных работников состоит из двух компонентов:

Таблица 1

структура ввП рФ по видам первичных доходов, % [9]

Показатель 2002 г. 2005 г. 2009 г.

ВВП 100 100 100

Оплата труда наемных 46,8 43,8 52,8

работников

Чистые налоги на производство 17,1 19,7 16,4

и импорт

Валовая прибыль и валовые 36,1 36,5 31,8

смешанные доходы

а) заработной платы;

б) фактически и условно исчисленных отчислений работодателей в фонды социального страхования.

В США, где налогообложение в основном носит прямой характер, отмеченное указание СНС в целом отражает реальную картину. Социальные отчисления по одинаковым ставкам уплачиваются работниками и работодателями из своих доходов. В России, напротив, социальные налоги имеют косвенный характер и включаются в издержки производства и цену товара. По логике, российские социальные отчисления следует отнести в группу однопорядковых чистых налогов на производство, таких как НДС, акцизы, пошлины, налоги на природные ресурсы. Однако, исходя из наших расчетов, Росстат этого не делает и все отчисления в государственные внебюджетные фонды, составляющие в среднем 10 % ВВП, по-видимому, включает в оплату труда.

Второе положение СНСсостоит в том, что реальная заработная плата может включать скрытую, официально не учитываемую оплату труда. Скрытая зарплата в России длительное время не подсчиты-валась. Лишь с выходом СНС-93 и руководства по измерению ненаблюдаемой экономики в 2002 г. [1] в составе начисленной зарплаты появились сноска и данные по скрытой зарплате.

Природа и объем скрытой зарплаты определяются путем корректировки добавленной стоимости и ВВП на скрытую теневую экономику в виде ненаблюдаемых операций. Согласно данным Росстата «Расчеты показателей скрытой и неформальной

экономики ведутся на основании косвенной информации, применения балансовых и других специфических методов и экспертных оценок. Суммарная поправка на различные виды скрытой и неформальной деятельности и не учитываемые в обычном порядке экономические операции составляли в последние годы от 1/5 до 1/4 ВВП России. Их объем рассчитывается как разность между объемом официальных расходов и официальных доходов страны» [9]. Ситуация по корректировке добавленной стоимости и ВВП России представлена в табл. 2.

Объем добавленной стоимости и произведенного ВВП страны Росстатом увеличен на 27,9 и 24,7 % в 2002 г. и на 18,6 и 16,2 % в 2009 г. При этом в 2002 г. для сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства объем валовой добавленной стоимости составлял 70,3 %, для оптовой и розничной торговли, ремонта транспортных средств, бытовых предметов — 56,0 %, для гостиниц и ресторанов — 37,9 %. что представляет собой скрытая добавленная стоимость? Очевидно, что это не налоги. Логично предположить, что подавляющую ее часть составляет стоимостное возмещение трудовых затрат и риска неформальных работников и индивидуальных предпринимателей, т. е. заработная плата.

Корректировка добавленной стоимости и ВВП осуществляется несколько раз в год. Так как порядок актуализации ВВП в зависимости от тех или иных условий и факторов может меняться ежегодно, то объем добавленного ВВП приобретает весьма условную произвольную величину. В результате возникает двойственность представ-

Таблица 2

корректировка валовой добавленной стоимости ГФ на ненаблюдаемые экономические операции, % [9]

2002 г. 2009 г.

Показатель корректировка на ненаблюдаемые Корректировка валовой добавленной корректировка на ненаблюдае- корректировка валовой добавленной

операции стоимости, в % к ВВП мые операции стоимости, в % к ВВП

Сельское хозяйство, охота и лесное 70,3 3,7 61,6 2,4

хозяйство

Обрабатывающие производства 16,6 2,5 14,2 1,8

Строительство 30,9 1,5 22,5 1,2

Оптовая и розничная торговля; 56,0 11,4 32,7 5,1

ремонт транспортных средств, бытовых предметов

Гостиницы и рестораны 37,9 0,3 47,2 0,4

Транспорт и связь 14,0 1,3 14,7 1,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Операции с недвижимым 33,7 3,2 32,1 3,4

имуществом, аренда и услуги

Валовая добавленная стоимость, 27,9 24,7 18,6 16,2

всего

ВВП 24,7 - 16,2 -

ления о доходах конкретных субъектов, которая заключается в занижении на уровне конкретных реальных субъектов производства и завышении на уровне руководства страной.

Соотношение структуры зарплаты и ВВП страны представлено в табл. 3.

Из расчетов следует, что официально начисленная зарплата в России составляет в ВВП 1/4 часть (от 23,3 % в 2005 г. до 28,7 % в 2002 г.) Данный уровень в 2 раза ниже официально декларируемого (52,8 % в 2009 г.) и в 3 раза американского. Эти данные коренным образом меняют общую картину и оценку первичной структуры распределения ВВП. В реальной действительности большая часть ВВП (72,3 % в 2009 г.) поступает не работникам, а незначительной части общества в лице работодателей и государственным структурам, что делает ее объектом массового косвенного и теневого перераспределения в корыстных целях. Таким образом, точка зрения экспертов в отношении доли начисленной зарплаты представляется более обоснованной и реальной.

При этом обнаруживается парадоксальная тенденция: за 7 лет при уменьшении скорректированной доли ВВП на 8,5 п. п. (с 24,7 % в 2002 г. до 16,2 % в 2009 г.) доля скрытой зарплаты возросла на 2,8 п. п. (с 11,3 % в 2002 г. до 13,9 % в 2009 г.). Это свидетельствует о том, что с введением единой ставки налога на доходы физических лиц в 13 % происходило не «раскрытие» зарплаты, а наоборот — уход ее в тень. Действительно, если фонд оплаты труда увеличился за 8 лет в 5,3 раза, то скрытая оплата труда — в 5,4 раза.

В данных условиях особую актуальность приобретает вопрос, какова же реальная заработная плата работников в стране? Если работник занят на одном месте в одной организации, то о его на-

заработная плата и

численной зарплате знают сам работник, администрация организации и соответствующая налоговая инспекция. При работе на двух должностях или более чем на одной ставке в одном предприятии штатная зарплата работника известна только ему и администрации. Налоговая инспекция о ней не информируется. При занятости в ряде организаций о совокупной начисленной зарплате знают работник и налоговая инспекция.

В настоящее время большинство занятых в здравоохранении, образовании, сервисе, культуре, спорте, государственном управлении работают в среднем на 1,5—2 ставки в одной, а чаще в нескольких организациях. Главная тому причина — невозможность проживания на бюджетный оклад в 5—6 тыс. руб. молодым врачам, учителям, преподавателям, ассистентам, старшим преподавателям, медсестрам и т. д.

Расчет среднемесячной зарплаты в России с учетом обоих положений СНС о зарплате представлен в табл. 4.

На фоне посредственных показателей заработной платы основной массы работников резко выделяются вознаграждения высшего менеджмента организаций, чиновников и профессиональных деятелей искусства, спорта. Они складываются, как правило, из гласного относительно социально приемлемого оклада и конфиденциальных добавок и бонусов. Публичное оглашение их реальных зарплат часто сопровождается негативной общественной реакцией. Так, в 2006 г. были озвучены данные об оплате высокооплачиваемых британских чиновников, в результате чего произошел крупный скандал. Вознаграждения 87 руководителей британских госструктур существенно превышали зарплату премьера [10]. В России наблюдается аналогичная ситуация.

Таблица 3

П РФ, млрд руб. [9]

Показатель 2002 г. 2005 г. 2009 г.

ВВП 13 208 21 610 38 797

Официальная оплата труда наемных работников* 6 231 9 474 20 474

Официальная оплата труда наемных работников, в % к ВВП 47,2 43,8 52,8

Скрытая оплата труда 1 496 2 551 5 390

Доля скрытой оплата труда в общей оплате, % 24,0 26,9 26,3

Скрытая оплата, в % к ВВП 11,3 11,8 13,9

Отчисления в государственные фонды социального страхования 949 1 888 4 340

Отчисления в государственные фонды социального страхования, в % к ВВП 7,2 8,7 11,2

Официально начисленная оплата труда (без скрытой зарплаты и отчислений в государственные фонды социального страхования) 3 786 5 035 10 744

Официально начисленная оплата труда (без скрытой зарплаты и отчислений в государственные фонды социального страхования), в % к ВВП 28,7 23,3 27,7

*Включая скрытую (официально не учтенную) заработную плату.

Таблица 4

Официальная и фактическая заработная плата [9]

№ Показатель 2002 г. 2005 г. 2009 г.

1 Численность работников, млн чел. * 65 124 68 603 69 362

2 Официальная оплата труда наемных работников, млрд руб. ** 6 231 9 474 20 474

3 Официальная оплата труда наемных работников (без скрытой оплаты и отчислений в государственные фонды социального страхования), млрд руб. 3 786 5 035 10 744

4 Официальная среднемесячная оплата труда, руб. ** 4 360 8 555 18 638

5 Фактически начисленная среднемесячная оплата труда (стр. 3 / стр. 1 / 12 мес.), руб. 4 845 6 117 12 908

6 Отклонение официальной среднемесячной оплаты труда от фактически начисленной (стр. 4 — стр. 5), руб. —485 2 438 5 731

7 Официальная оплата труда, в % к фактически начисленной оплате труда 90,0 139,9 144,4

*Определяется на основе выборочного обследования крупных и средних предприятий важнейших видов экономики. ** Включая скрытую (официально не учтенную) заработную плату.

Из расчетных данных следует, что официальная среднемесячная оплата труда и фактически начисленная оплата в организациях — это две совершенно разные величины. Официальная зарплата была больше фактически начисленной в 2005 г. на 39,9 % и в 2009 г. - на 44,4 %.

Между тем органы статистики нередко приводят совершенно иные данные. Так, по результатам выборочного обследования организаций за октябрь 2009 г. средняя начисленная заработная плата руководителей в 1,8 раза превышала заработную плату специалистов, в 2,7 — других служащих и в 2,2 раза — рабочих [8]. Данные результаты представляются более чем сомнительными по целому ряду причин:

— во-первых, вызывает определенную настороженность достоверность социологического обследования оплаты труда руководителей, представляющей собой коммерческую тайну. Реальность такова, что даже при обязательном декларировании доходов служащими, а также кандидатами при избрании в представительные органы власти трудно добиться факта абсолютной достоверности доходов. По информации генерального прокурора РФ Ю. Чайки, в 2009 г. только прокуратурой было выявлено свыше 41 тыс. нарушений декларирования доходов служащими всех уровней;

— во-вторых, большая часть оплаты труда топ-менеджеров выплачивается по результатам года. При этом у целого ряда топ-менеджеров превышение размера бонуса над окладом может достигать 99 раз [11];

— в-третьих, положением о стимулировании работников образования устанавливается рамка соотношения зарплаты руководителя и средней зарплаты в организации как 5 к 1. Несмотря на это положение, общеизвестно, что оплата труда руководителей вузов, больниц, не говоря о директорах и президентах коммерческих организаций, в десятки раз превышает как среднюю зарплату работников, так и общенациональную среднюю оплату труда;

— в-четвертых, и это самое важное, приведенные результаты выборочного обследования находятся в явном противоречии с данными о разрыве между доходами 10 % богатых и 10 % бедных слоев населения, составляющими по официальной информации 1 к 16,7 и по неофициальной — 1 к 50.

В заключение следует отметить, что заработная плата является важнейшим специфическим финансовым инструментом распределения ВВП и выступает главным предметом финансовой политики всех участников рыночной экономики: физических лиц, предпринимателей и государства. Взаимодействие субъектов экономики по поводу заработной платы находит выражение в конкурентной борьбе за уровень заработной платы и часовой ставки оплаты, за сроки получения зарплаты в целом, за размер оплаты труда в разрезе видов деятельности, в территориальном, гендерном, национальном и других аспектах

Искаженное представление о реальной ситуации с заработной платой (как основном финансовом инструменте распределения ВВП) ведет к принятию неэффективной, а порой ошибочной антикризисной финансовой политики на всех уровнях экономики, что, в конечном счете, чревато негативными социально-экономическими последствиями. Для их предотвращения необходимо (в ближайшее время) проведение государственными структурами целого ряда организационно-экономических и финансовых антикризисных мероприятий. К ним следует отнести:

1) необходимость замены в официальных и учебных материалах выражения «вознаграждение за труд (трудовые обязанности)» на «денежное возмещение» или «денежную компенсацию» трудовых

18

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

затрат. Тем самым будет восстановлен принцип равноправия экономических субъектов при заключении и выполнении трудовых договоров;

2) необходимость включения в программы финансовых дисциплин (финансы, финансы и кредит, государственные и муниципальные финансы и др.) категории «заработная плата», которую следует рассматривать в качестве финансового инструмента распределения добавленной стоимости и ВВП;

3) необходимость проведения адаптации СНС в части счета первичного распределения ВВП к российской системе косвенного налогообложения путем выделения специальной статьи «Отчисления в государственные фонды социального страхования». Это позволит определять более реальные как макроэкономические показатели доли зарплаты в ВВП, так и частные показатели уровня заработной платы;

4) необходимость внесения коррективов в параметры социально-экономической политики, особенно в сфере оплаты труда работников государственных предприятий и учреждений;

5) необходимость обеспечения реальной прозрачности зарплаты наемных работников как финансового рычага на всех уровнях экономики.

Осуществление данных предложений будет способствовать быстрому выходу из экономического кризиса, созданию условий для успешной модернизации финансовой системы и дальнейшему позитивному социально-экономическому развитию страны во всех отношениях, особенно в части снижения уровня коррумпированности общества. И, наоборот, продолжение реализации

курса государственной политики на игнорирование реальной системы оплаты труда усугубит негативные свойства иллюзорного представления о состоянии и структуре заработной платы, что значительно расширит условия для повсеместного распространения теневых финансов и внеправовой деятельности большей части населения страны.

Список литературы

1. Измерение ненаблюдаемой экономики. Руководство. М., 2003. 296 с.

2. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Т. 1. М.: Республика. 1992. 399 с.

3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М.: Азбуковник. 1999. 944 с.

4. Стиглиц Дж. Е. Крутое пике: Америка и новый экономический порядок после глобального кризиса. М.: Эксмо. 2011. 512 с.

5. Фетисова Т. В. Финансы физических лиц в современной финансовой системе общества // Финансы и кредит. 2010. № 36. С. 30-36.

6. Финансы / под ред. В. М. Родионовой. М.: Финансы и статистика. 1994. 432 с.

7. URL: http//www.gks.ru/scripts/free/1c.exe.

8. URL: http//www.gks.ru.

9. URL: http//www.gks.ru/bgd/regl.

10. URL: http://www.vz.ru/economy/2006/ 11/6/55919.html.

11. URL: http//www.Hght.fmam.ru.

«Шот, ^то отбывается отрещамы, чтобы сэкономить деньги, действует подобно тем, %то останавливает часы, чтобы сэкономить время»

(Тенри форд)

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЁТСЯ ВАМ ВСЕГО В 3 894 РУБ.

При неоднократном размещении (или сразу в нескольких журналах Издательства)

предусмотрены скидки

(495) 721-85-75 8-926-995-65-03 [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.