УДК 331.2
Т. Н. Долинина
Белорусский государственный технологический университет
ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА КАК СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ РЕНТА: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Рассмотрена теоретическая модель формирования заработной платы как социально-трудовой ренты. В качестве составляющих заработной платы работника выделены абсолютная, дифференциальная и монопольная социально-трудовые ренты.
Проанализированы особенности формирования заработной платы в Республике Беларусь в рамках концепции социально-трудовой ренты. Установлено, что абсолютная социально-трудовая рента тяготеет к величине минимального потребительского бюджета на одного члена семьи из четырех человек; формирование дифференциальной социально-трудовой ренты в структуре заработной платы в большей мере связано с конкурентоспособностью хозяйственных систем, чем с конкурентоспособностью работников, что выступает причиной низкой мотивации к труду у их большинства; монопольная социально-трудовая рента присутствует в заработной плате работников горнодобывающей промышленности, информации и связи, финансовой и страховой деятельности.
Сформулированы концептуальные подходы к упорядочению оплаты труда в Республике Беларусь, предусматривающие перераспределение дифференциальной социально-трудовой ренты посредством инструментов организации оплаты труда (организационно-техническое нормирование труда, минимальная заработная плата, тарифное нормирование заработной платы, коллективно-договорное регулирование заработной платы) и подоходного налогообложения.
Ключевые слова: концепция социально-трудовой ренты, абсолютная социально-трудовая рента, дифференциальная социально-трудовая рента, монопольная социально-трудовая рента, структура заработной платы, организация оплаты труда.
T. N. Dolinina
Belarusian State Technological University
WAGES AS A SOCIAL AND LABOR RENT: FEATURES OF FORMATION IN THE REPUBLIC OF BELARUS
The theoretical model of the formation of wages as social and labor rents is considered. Absolute, differential and monopoly social and labor rents are identified as components of the employee's wages.
The features of the formation of wages in the Republic of Belarus in the framework of the concept of social and labor rents are analyzed. It has been established that absolute social and labor rents gravitate toward a minimum consumer budget per family member of four; the formation of differential social and labor rent in the structure of wages is more related to the competitiveness of economic systems than to the competitiveness of workers, which causes low motivation for work for most of them; monopoly social and labor rents are present in the wages of mining workers, information and communications, financial and insurance activities.
The conceptual approaches to streamlining wages in the Republic of Belarus are formulated, providing for the redistribution of differential social and labor rents through tools for organizing wages (organizational and technical regulation of labor, minimum wages, tariff regulation of wages, collective bargaining regulation of wages) and income taxation.
Key words: the concept of social and labor rents, absolute social and labor rents, differential social and labor rents, monopoly social and labor rents, wage structure, organization of remuneration.
Введение. Одним из драйверов экономического роста является трудовая мотивация, которая должна способствовать поддержанию высокой конкурентоспособности страны. Однако в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь к числу внутренних угроз национальной безопасности относится недостаточная мотивация работников к эффективному труду, отмечаемая на фоне снижения численности тру-
доспособного населения. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г. к числу приоритетных задач относит разработку действенных механизмов мотивации труда, что невозможно без кардинальных преобразований в сфере оплаты труда. Сложность этих процессов требует проведения анализа формирования заработной платы в отечественной экономике, что
даст возможность определить направления упорядочения оплаты труда.
Теоретическая модель формирования заработной платы как социально-трудовой ренты. Объективной основой формирования заработной платы, выплачиваемой по результатам процесса труда, в ходе которого реализуются способности работника, выступает добавленная стоимость. Ключевым параметром трудовой деятельности выступает содержание труда, в значительной мере определяемое его сложностью. По этому параметру труд, с одной стороны, дифференцируется на неквалифицированный, квалифицированный и высококвалифицированный, с другой стороны - на воспроизводимый и невоспроизводимый (уникальный). Помимо содержания труда характеристиками процесса труда, связанными с потенциалом работника (его общими и специальными способностями к выполнению трудовых функций, определяемыми психофизиологическим состоянием, системой индивидуальных ценностей, образовательно-квалификационным уровнем), являются продолжительность и интенсивность труда, а также условия труда, формируемые всей совокупностью факторов производства. Таким образом, на уровень производительности труда работника оказывают влияние как эндогенные факторы, связанные с человеческим потенциалом работника и формирующие его конкурентоспособность на рынке труда, так и экзогенные факторы (условия труда), восходящие к обусловливающим конкурентоспособность хозяйственной системы факторам производства.
С учетом отмеченного в рамках понимания ренты как добавленной стоимости, являющейся результатом совместного функционирования образующих хозяйственную систему факторов производства, автором сформулирована концепция заработной платы как социально-трудовой ренты, базирующаяся на синтезе марксистского, неоклассического и институционального подходов. В ее основу положена неоклассическая расширительная трактовка ренты как дохода любого фактора производства, который возникает вследствие монополии владения ресурсом и ограниченности его предложения, позиция К. Маркса в отношении состава рентного дохода (абсолютная, дифференциальная и монопольная ренты), который в соответствии с институциональной теорией ренты может быть образован не только естественным, но и искусственным образом. Заработная плата рассматривается как рентный доход наемного работника, образуемый в результате применения его способностей к труду в конкретной хозяйственной системе. Создание
этого дохода предполагает участие общества в формировании способностей работника, построении хозяйственной системы как комбинации факторов производства, обеспечивающей реализацию в ней этих способностей, что и обусловливает понимание заработной платы как социально-трудовой ренты, совместно создаваемой трудом работника и усилиями социума.
Концепция социально-трудовой ренты лежит в основе авторской теоретической модели формирования заработной платы. Спрос на наемный труд и монополия работника на применение его способностей к труду порождает абсолютную социально-трудовую ренту, являющуюся первоосновой заработной платы и представляющую собой стоимость воспроизводства наемного работника как социального и биологического существа на минимальном для обеспечения его жизнедеятельности уровне. Это минимальная плата, которая позволяет работодателю привлечь индивида к участию в производстве при условии отсутствия у него других средств к существованию. Поскольку работник имеет исключительное право распоряжаться своими способностями к труду, представляющими собой ресурс, предложение которого в долгосрочном периоде не является абсолютно эластичным, то к феномену заработной платы применимы понятия не только абсолютной, но и дифференциальной и монопольной социально-трудовой ренты. Дифференциальная социально-трудовая рента - дополнительный доход наемного работника сверх абсолютной ренты, обусловленный лучшими способностями к труду и (или) условиями их реализации в конкретной хозяйственной системе. Под монопольной социально-трудовой рентой понимается дополнительный доход наемного работника, связанный с уникальностью и невоспроизводимостью его способностей и (или) реализацией способностей работника в уникальной хозяйственной системе, где задействованы редкие факторы производства. При этом величина дифференциальной и монопольной социально-трудовой ренты зависит не только от потенциала (способностей) работника, но и от эффективности хозяйственной системы. Чем качественнее комбинация факторов производства в хозяйственной системе, где занят работник, тем лучше там реализуется человеческий потенциал работника, больше его капитализированная стоимость - человеческий капитал, выше его заработная плата. В формализованном виде заработная плата может быть представлена как функция таких аргументов, как минимум средств существования работника, уровень конкурентоспособности работника, понимаемый как его функциональная значимость для кон-
кретной хозяйственной системы, уровень конкурентоспособности хозяйственной системы [1].
Особенности формирования заработной платы в Республике Беларусь в контексте концепции социально-трудовой ренты. В целях выявления отечественных особенностей формирования заработной платы использовались статистические данные о заработной плате работников по группам занятий (занятие - набор работ, характеризующихся высокой степенью совпадения выполняемых основных задач и обязанностей) в разрезе видов экономической деятельности, полученные по результатам выборочного «октябрьского» обследования организаций. Обследование показывает, что минимальные заработки неквалифицированных рабочих, наблюдаемые в образовании, здравоохранении и социальных услугах, других видах экономической деятельности, превышают среднедушевой бюджет прожиточного минимума, бюджет прожиточного минимума трудоспособного населения, минимальную заработную плату и тяготеет к величине минимального потребительского бюджета на одного члена семьи из четырех человек (табл. 1), который и следует рассматривать как абсолютную социально-трудовую ренту (минимум средств существования) в отечественной экономике.
Табл. 2 отражает общую картину вариации уровня дифференциальной социально-трудовой ренты по группам занятий (руководители организаций и структурных подразделений, специалисты-профессионалы и специалисты и т. д.) и видам экономической деятельности. Он определялся как разница средней заработной платы и минимального потребительского бюджета на одного члена cемьи из четырех человек, выраженная в процентах от последнего. Уровень дифференциальной социально-трудовой ренты минимален у неквалифицированных рабочих образования, здравоохранения и социальных услуг, творчества,
Анализ уровня минимальных заработко в Республике Беларусь
спорта, развлечений и отдыха и достигает 883% у руководителей организаций и структурных подразделений в информации и связи. В целом относительно высокий ее уровень обнаруживается в заработной плате работников информации и связи, финансовой и страховой деятельности, горнодобывающей промышленности, особо низок он у работников образования, здравоохранения и сферы социальных услуг.
Вариационный анализ уровня дифференциальной социально-трудовой ренты позволил получить ряд выводов. Так, расчет коэффициентов вариации уровня дифференциальной социально-трудовой ренты в рамках каждой группы занятий позволил выявить неоднородность состава работников с позиций возможности получения ими дифференциальной ренты в зависимости от вида экономической деятельности (коэффициент вариации в каждой группе превышает критическое 33%-ное значение), что указывает на значительное влияние конкурентоспособности хозяйственной системы на заработную плату. Расчет межгрупповой дисперсии уровня дифференциальной социально-трудовой ренты (между группами занятий) и средней из внутригрупповых дисперсий (в группах занятий в разрезе видов экономической деятельности) дал возможность установить, что колебания в размерах вознаграждения за труд в большей степени определяются занятостью работников в том или ином виде экономической деятельности (на 71%), чем их профессиональной принадлежностью к той или иной группе занятий (на 29%). Таким образом, влияние конкурентоспособности хозяйственной системы на уровень заработной платы более чем в 2 раза превышает влияние конкурентоспособности работников, отражаемой их принадлежностью к той или иной группе занятий, что является предпосылкой снижения мотивации к труду и повышения текучести персонала.
Таблица 1
в неквалифицированных рабочих
в октябре 2016 г.
Показатель Сумма, руб.
Заработная плата неквалифицированных рабочих:
образование 278
здравоохранение и социальные услуги 291
курьеры, носильщики, швейцары и рабочие родственных профессий из числа женщин 293
творчество, спорт, развлечения и отдых 295
Социальные стандарты:
Минимальная заработная плата 239
Среднедушевой бюджет прожиточного минимума 176
Бюджет прожиточного минимума трудоспособного населения 194
Минимальный потребительский бюджет на одного члена семьи из четырех человек 285
Минимальный потребительский бюджет трудоспособного населения 367
Примечание. Составлено автором по [2, с. 90-91].
Таблица 2
Дифференциальная социально-трудовая рента по группам занятий и видам экономической деятельности
в октябре 2016 г. (% от МПБ)
Вид экономической деятельности Руководители коммерческих и некоммерческих организаций и руководители структурных подразделений Специалисты-профессионалы Специалисты Работники, занятые подготовкой и обработкой информации, учетом и предоставлением услуг потребителям Работники сферы обслуживания, торговли и родственных видов деятельности Квалифицированные рабочие сельского, лесного хозяйств, рыболовства и рыбоводства Квалифицированные рабочие промышленности, строительства и рабочие родственных профессий Операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин, сборщики изделий Неквалифицированные рабочие
Всего по экономике Республики Беларусь 259 194 124 99 38 64 159 136 39
Сельское, лесное и рыбное хозяйство 124 101 65 34 20 61 72 98 84
Промышленность 266 214 175 114 56 127 170 152 82
Горнодобывающая промышленность 560 474 431 150 62 - 242 383 7
Обрабатывающая промышленность 129 203 176 103 59 136 177 153 94
Снабжение электроэнергией, газом, паром, горячей водой и кондиционированным воздухом 250 230 163 133 29 60 132 117 41
Водоснабжение; сбор, обработка и удаление отходов, деятельность по ликвидации загрязнений 235 184 127 125 34 136 126 66
Строительство 245 191 118 92 27 124 192 140 54
Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов 228 188 161 103 62 47 143 135 66
Транспортная деятельность, складирование, почтовая и курьерская деятельность 300 215 195 108 114 188 140 177 58
Услуги по временному проживанию и питанию 216 143 135 100 83 104 101 98 52
Информация и связь 883 785 686 84 80 - 183 173 48
Финансовая и страховая деятельность 520 270 183 183 199 - 113 225 63
Операции с недвижимым имуществом 183 213 207 63 48 70 105 83 39
Профессиональная, научная и техническая деятельность 372 229 204 117 35 16 268 113 21
Деятельность в сфере административных и вспомогательных услуг 178 140 121 71 50 100 86 55 52
Образование 167 105 65 23 3 10 9 14 -3
Здравоохранение и социальные услуги 218 162 84 35 20 22 27 45 3
Творчество, спорт, развлечения и отдых 91 43 331 92 28 94 39 63 3
Предоставление прочих видов услуг 173 92 82 55 27 103 94 83 26
Коэффициент вариации уровня дифференциальной ренты по группе занятий, % 68% 74 % 76% 43% 81% 59% 54% 63% 64%
Общая дисперсия 16773
Межгрупповая дисперсия / Доля межгрупповой дисперсии в общей дисперсии 4838 / 0,29
Средняя из внутригрупповых дисперсий / Доля средней из внутригрупповых дисперсий в общей дисперсии 11935/ 0,71
Примечание. Составлено и рассчитано автором по данным Белстата [2, с. 44, 66, 290, 291].
Высокий уровень социально-трудовой ренты, наблюдаемый в заработной плате работников информации и связи, финансовой и страховой деятельности, горнодобывающей промыш-
ленности, обусловлен получением субъектами хозяйствования этих видов деятельности монопольной ренты. Так, в мае 2018 г. 3,6% работников в Республике Беларусь была начислена
заработная плата, превышающая 2000 руб., т. е. больше десяти бюджетов прожиточного минимума (БПМ = 206,6 руб.). В информации и связи доля таких работников составляла 36,5%, в горнодобывающей промышленности - 31,8%, в финансовой и страховой деятельности - 10,7% (табл. 3). При этом если опираться на международные сопоставления уровня заработной платы в долларах США с учетом паритета покупательной способности (что повышает ее уровень, исчисленный в долларовом эквиваленте, более чем в 3,3 раза), то уровень заработной платы в Республике Беларусь ниже среднемирового уровня, указанного в докладе Международной организации труда -1600 долл. США по паритету покупательной способности (ППС), тогда как заработная плата, превышающая 2000 бел. руб., превосходит среднюю заработную плату в развитых странах - 3000 долл. США по ППС [3]. Очевидно, что монопольная социально-трудовая рента в информации и связи, финансовой и страховой деятельности имеет технологический характер, в горнодобывающей промышленности - природный. При этом все обозначенные виды деятельности связаны с функционированием мировых рынков, что позволяет им участвовать в распределении глобальной ренты.
Концептуальные подходы к упорядочению оплаты труда в Республике Беларусь. Анализ формирования заработной платы позволил смоделировать фактическую структуру средней заработной платы в стране, в которой 30% приходится на минимальную заработную плату (МЗП), соответствующую МПБ, являющемуся минимумом средств существования (МСС) и определяющему величину абсолютной социально-трудовой ренты (АР). На долю дифференциальной социально-трудовой ренты, обусловленной конкурентоспособностью работника (ДРр), приходится 20% заработной платы, а доля дифференциальной социально-трудовой ренты, обусловленной конкурентоспособностью хозяйственной системы (ДРхс), составляет 50%, что объясняет низкий уровень мотивации к труду. В этой связи смоделирована
эталонная структура заработной платы, позволяющая решить эти проблемы. Она предусматривает увеличение удельного веса МЗП в структуре средней заработной платы с 30 до 50% за счет включения в нее части дифференциальной социально-трудовой ренты для обеспечения воспроизводства населения (ДРг) и установления нижнего порога эффективности функционирования хозяйственных систем; рост доли дифференциальной социально-трудовой ренты, обусловленной конкурентоспособностью среднего работника, с 20 до 33%; сокращение доли дифференциальной социально-трудовой ренты, обусловленной конкурентоспособностью хозяйственной системы, с 50% до 17% (рисунок). Переход к эталонной структуре заработной платы предполагает реализацию следующих мер:
- постепенное увеличение размера минимальной заработной платы до базового воспроизводственного бюджета (БВБ), соответствующего размеру минимального потребительского бюджета трудоспособного населения, увеличенному на коэффициент иждивенческой нагрузки (1,3), на основе усиления организационно-технического нормирования труда и введения прогрессивного налогообложения дифференциальной и монопольной социально-трудовой ренты;
- развитие тарифного нормирования заработной платы (увеличение базовой тарифной ставки (БТС) до уровня минимальной заработной платы, установление 10%-ных межразрядных разниц в тарифных ставках) и коллективно-договорного регулирования оплаты труда для улучшения пропорций в оплате труда различной сложности путем перераспределения дифференциальной социально-трудовой ренты (ДР) в пользу ее части, обусловленной конкурентоспособностью работников (ДРр), за счет уменьшения доли, связанной с различиями в конкурентоспособности субъектов хозяйствования (ДРхс), в соотношении 2 : 1 в соответствии с правилом «золотого сечения» [4].
Таблица 3
Анализ уровня максимальных заработков работников в Республике Беларусь в 2018 г.
Вид экономической деятельности Среднемесячная заработная плата Доля работников, которым была начислена заработная плата за май, превышающая 2000 руб. (>3300 долл. США по ППС), %
руб. долл. США по ППС
Республика Беларусь 944 1552 3,6
Информация и связь 2646 4349 36,5
Горнодобывающая промышленность 1651 2713 31,8
Финансовая и страховая деятельность 1516 2492 10,7
Справочно: в среднем по миру в среднем по развитым странам мира 1600 3000 -
Примечание. Составлено автором по данным Белстата, Международной организации труда [3].
Эталонная структура
БТС = МЗП = БВБ = АР + ДРг ДРхс дрр
50% 17% 33%
s Фактическая структура ^ n
30% 50% 20%
БТС ( 15%) ДРхс №
МЗП
МПБ
АР = МСС ДР
Структура заработной платы работников в Республике Беларусь
Заключение. Сложность и масштабность предлагаемых преобразований в сфере оплаты обусловлена историческим контекстом формирования отечественных институтов оплаты труда и особенностями функционирования национальной эконо-
мики Беларуси, что предполагает предварительную разработку концепции реформирования оплаты труда в Республике Беларусь, созданию которой будет способствовать разработанная автором институциональная модель управления оплатой труда.
Список литературы
1. Долинина Т. Н. Институциональные модели управления оплатой труда: в 2 ч. Минск: БГТУ, 2019. Ч. 1. 258 с.
2. Труд и занятость в Республике Беларусь, 2018. Минск: Нац. стат. ком. Респ. Беларусь, 2018. 310 с.
3. Заработная плата в мире в 2016-2017 гг. Неравенство в оплате труда на предприятиях // International Labour Organization. URL: https://www.ilo.org/moscow/news/WCMS_538290/lang--ru/index.htm. (дата обращения: 15.07.2018).
4. Долинина Т. Н. Институциональные модели управления оплатой труда: в 2 ч. Минск: БГТУ, 2019. Ч. 2. 391 с.
References
1. Dolinina T. N. Institutsional'nyye modeli upravleniya oplatoy truda: v 2 ch. [Institutional models of pay management: in 2 parts]. Minsk, BGTU Publ., 2019. Part. 1. 258 p.
2. Trud i zanyatost' v Respublike Belarus', 2018 [Labor and employment in the Republic of Belarus, 2018]. Minsk, Natsional'nyy statisticheskiy komitet Respubliki Belarus Publ.,2018. 310 p.
3. Zarabotnaya plata v mire v 2016-2017 gg. Neravenstvo v oplate truda na predpriyatiyakh [Wages in the world in 2016-2017. Inequality in pay in enterprises]. Available at: https://www.ilo.org/moscow/ news/WCMS_538290/lang--ru/index.htm. (accessed 15.07.2018).
4. Dolinina T. N. Institutsional'nyye modeli upravleniya oplatoy truda: v 2 ch. [Institutional models of pay management: in 2 parts]. Minsk, BGTU Publ., 2019. Part. 2. 391 p.
Информация об авторе
Долинина Татьяна Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и управления на предприятиях. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]
Information about the author
Dolinina Tatyana Nikolaevna - PhD (Economics), Associate Professor, Professor, the Department of Economics and Management at Enterprises. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]
Поступила 25.02.2020
УДК 347.214.23
С. А. Шавров1, А. Фархат2
1 Белорусский государственный технологический университет 2Американский университет культуры и образования (Ливанская Республика)
ПРОЗРАЧНОСТЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ
В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Эффективность развития любой экономической системы возможна лишь в условиях прозрачности принятия управленческих решений. Информационная прозрачность способствует снижению коррупционности управленческих решений, укреплению доверия между государством и обществом, способствует становлению и развитию инновационной экономики. Современная цифровая трансформация породила новую парадигму развития - цифровую экономику. В статье предлагается различать традиционную экосистему управления земельными ресурсами и экосистему в среде цифровой экономики. Трансформация традиционной в инновационную экосистему ведет к оптимизации бизнес-процессов по различным ключевым индикаторам. Целью данной статьи является оценка информационной прозрачности экосистемы управления земельными ресурсами в среде цифровой экономики. Предлагается методика оценки прозрачности по трем индикаторам: доступность в сети Интернет, актуальность и полнота информации. На этой основе определяется интегральный показатель «информационная транспарентность». Далее методика применена к оценке современной системы управления земельными ресурсами Республики Беларусь. Это позволило определить национальный уровень транспарентности рассматриваемой экосистемы, указать ниши, требующие развития, отметить достижения и дать рекомендации по совершенствованию инфраструктуры Е-правительства. Исследование такого типа выполнено в Беларуси впервые.
Ключевые слова: информационная прозрачность, устойчивое развитие, Е-правительство, управление земельными ресурсами, цифровая экономика.
S. А. Shavrov1, A. Farhat2
1Belarusian State Technological University 2American University of Culture and Education (Lebanon Republic)
TRANSPARENCY OF LAND MANAGEMENT SYSTEM IN THE DIGITAL ECONOMY
The effectiveness of the development of any economic system is possible only in the conditions of transparency of managerial decision-making. Information transparency helps to reduce the corruption of managerial decisions, strengthen trust between the state and society, and contributes to the development of an innovative economy. The modern digital transformation has given rise to a new paradigm of development basis - the digital economy. The article proposes to distinguish between the traditional already established ecosystem of land management and the ecosystem functioning in the digital economy environment. The transformation of the traditional into an innovative ecosystem leads to the optimization of business processes according to various key indicators. The purpose of this article is to assess the informational transparency of the land management ecosystem in the digital economy. The article proposes a methodology for assessing transparency by three indicators: Internet accessibility, relevance and completeness of information. On this basis, it is proposed to determine the integral indicator "information transparency". Further, the methodology is applied to the assessment of the Belarus land management system. This allowed to determine the national level of transparency for the ecosystem under consideration, indicate niches that require development, note development achievements and make recommendations for improving the E-government infrastructure. A study of this type was performed in Belarus for the first time.
Key words: information transparency, sustainable development, E-government, land management, digital economy.
Введение. Информационная прозрачность управления считается обязательным условием устойчивого развития национальных экономик и относится к одному из важных достоинств цифровой экономики [1]. Частью любой экономики является система управления земельными
ресурсами. Цель настоящей статьи - оценка информационной прозрачности такой экосистемы в среде цифровой экономики. Для достижения этой цели предлагается методика оценки. Методика далее применена к системе управления земельными ресурсами Республики Беларусь.