Научная статья на тему 'Запреты при исполнении наказаний'

Запреты при исполнении наказаний Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
167
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАПРЕТЫ / ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ / НОРМЫ ПРАВА / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / PROHIBITIONS / EXECUTION OF PUNISHMENTS / LEGAL STANDARDS / HUMAN RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Майорова Светлана Евгеньевна

в статье идет речь о запретах при исполнении наказаний в виде лишения свободы, приводятся примеры неправомерного установления запретов ведомственными нормативными актами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROHIBITIONS BY EXECUTION OF PUNISHMENTS

in the article the author considers prohibitions by imprisonment and gives some examples of illegal imposing of prohibitions through departmental acts.

Текст научной работы на тему «Запреты при исполнении наказаний»

УДК 343-8

ББК 67.409.13 S.Ye. MAYOROVA М14

PROHIBITIONS BY EXECUTION OF PUNISHMENTS

Annotation: in the article the author considers prohibitions by imprisonment and gives some examples of illegal imposing of prohibitions through departmental acts. Key words: prohibitions, execution of punishments, legal standards, human rights.

СВЕТЛАНА ЕВГЕНЬЕВНА МАЙОРОВА, инспектор факультета подготовки научно-педагогических кадров (Академия ФСИН России) E-mail: maiorova.swetlana2013@yandex.ru

ЗАПРЕТЫ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ НАКАЗАНИЙ

Аннотация : в статье идет речь о запретах при исполнении наказаний в виде лишения свободы, приводятся примеры неправомерного установления запретов ведомственными нормативными актами. Ключевые слова: запреты, исполнение наказаний, нормы права, права человека

Запреты являются одним из необходимых элементов исполнения наказаний. Проблеме запретов в теории права уделяли внимание известные ученые. Обобщая их точки зрения, можно сказать, что «запреты - необходимое; важное юридическое средство обеспечения высокой организованности... общественных отношений... охраны прав и законных интересов граждан.. .»1. Изложенное не является исключением и применяется к такой специфической отрасли права, как уголовно-исполнительное право.

В ряде случаев запреты в уголовно-исполнительном праве представляют собой «переведенные на уголовно-исполнительный язык» и оснащенные юридической санкцией моральные запреты (таковы, как правило, правовые запреты, за нарушение которых установлена уголовная и дисциплинарная ответственность). Вместе с тем есть немало правовых запретов, выражающих деятельность по вопросам отбывания (исполнения) наказания, которые находят в нормах морали то или иное обоснование, но не являются их текстуальным воспроизведением. Есть и такие запреты, которые были введены в ткань уголовно-исполнительного права без достаточных обоснований, в силу доминирования силовых административных начал в организации исполнения наказания.

Для уголовно-исполнительных запретов, как и запретов в целом, характерна закрепительная, фиксирующая функция: «Они призваны утвер-

дить, возвести в ранг неприкосновенного, незыблемого то, что есть, существующие господствующие порядки и отношения... И поэтому с регулятивной стороны они выражаются в юридических обязанностях воздержаться от совершения действий известного рода»2.

«Всякий запрет в праве - юридическая обязанность. И с этой стороны для запретов, в принципе, характерно все то, что свойственно юридическим обязанностям вообще. Вместе с тем своеобразие содержания запретов, выраженное в пассивном поведении. ставит запреты в особое положение»3. Это и предопределяетособен-ности уголовно-исполнительных средств, механизмов, призванных обеспечивать и проводить в жизнь уголовно-исполнительные запреты, в частности, их правовое опосредование в запрещающих нормах, гарантирование в основном при помощи юридической ответственности, реализацию в особой форме - в форме соблюдения.

Для уголовно-исполнительных запретов характерен обращенный к ним, к их носителям момент требования. Если есть запрет в уголовно-исполнительном законе, то всегда есть лица, которые вправе потребовать его соблюдение.

Запреты в уголовно-исполнительном праве отличаются юридической общеобязательностью - прежде всего уголовной, административной, гражданской, дисциплинарной. Суть такой ответственности во многих случаях заключается в том, чтобы обеспечить реальное прове-

ISSN 2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2013. № 2

56

дение уголовно-исполнительного права. При этом не следует понимать эту особенность уголовно-исполнительных запретов так, что они воплощаются только в запрещающих нормах. Существует несколько способов (форм) их внешней объективизации в текстах уголовно-исполнительного закона и нормативных правовых актах. Наряду с объективизацией в виде самостоятельных запрещающих норм уголовно-исполнительный запрет часто содержится в скрытом виде в тексте, в частности в нормах уголовно-исполнительного права.

Имеются в виду не чисто охранительные предписания (такие как в п. «в» ч. 2 ст. 96 УИК РФ, предусматривающей ответственность за нарушение осужденным Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, - отмена передвижения без конвоя или сопровождения, которые специально и прямо запрещены в другом нормативном акте), а охранительные предписания, которые, устанавливая ответственность за известное поведение, тем самым запрещают его. Когда, например, в ст. 115 УИК РФ, предусматривающей меры взыскания за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы, поясняется, что понимается под злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания (ст. 116 УИК РФ), то из всего этого вытекает законодательное запрещающее подобного рода поведение.

Обращают на себя внимание и такие случаи, когда запрещающие нормы устанавливаются не для введения запрета, а для подчеркнутой констатации в уголовно-исполнительном законе отношения государства к обеспечению прав и законных интересов осужденных. Так, п. 6 ст. 15 УИК РФ указывает, что органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных. Из этого следует, что недопустимость указанного требования уже вытекает из содержания прав осужденных и законодатель здесь с предельной четкостью определяет свое отношение к возможным действиям осужденных, когда они выходят за пределы предоставленных им законом прав.

Тем не менее формулирование в тексте уголовно-исполнительного закона закрепляющего нормативного положения во всех случаях имеет существенный юридический смысл. Ибо за- ISSN 2072-2427 Уголовно-исп

прещающие нормы, наряду с нормативными положениями об ответственности, являются внешним выражением, формой объективизации уголовно-исполнительных запретов, и вне их запрещающих предписаний и нормативных положений об ответственности осужденных уголовно-исполнительных запретов нет.

Одним из проблемных, на наш взгляд, вопросов, касающихся общей характеристики уголовно-исполнительных запретов, является вопрос о том, как согласуются между собой определенность и категоричность запретов с наличием в тексте уголовно-исполнительного закона формулировок, которые как будто бы свидетельствуют о существовании в уголовно-исполнительном праве неопределенных запретов, в том числе таких, действие которых зависит от усмотрения должностных лиц и администрации учреждения. В качестве примера можно привести следующую формулировку «...продолжительность работ может быть увеличена... постанов -лением начальника исправительного учреждения» (ч. 3 ст. 106 УИК РФ)4. Надо полагать, что в этих и аналогичных случаях имеет место не какая-либо неопределенность запретов, а указание на то, что из запрещенного сделаны исключения, или на то, что в данном случае существует такой порядок, когда соответствующее поведение должно во всех случаях получать необходимое разрешение со стороны администрации исправительного учреждения.

Что касается правового регулирования запретов, правомерности их установления на нормативно-правовом и ведомственном уровне нормативных актов, то систематический анализ норм в рассматриваемой сфере позволяет заключить, что определенный нормативный массив представлен подзаконными и нормативными актами, в частности ведомственными приказами, инструкциями, наставлениями.

В научной литературе имеет место точка зрения, согласно которой целый ряд запретов нуждается в законодательном урегулировании5. Это касается норм, содержащихся в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, Правилах внутреннего распорядка воспитательных колоний, Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождающимся от отбывания наказания, и др.

Установление запретов, их регулирование на ведомственном нормативном уровне подрывает принцип законности при исполнении наказания, они вторгаются в сферу естественных прав

инительное право. 2013. № 2 -

и свобод человека, установленных Конституцией Российской Федерации, нормами международного права, ратифицированными Россией. Из п. 3 ст. 15 Конституции РФ следует что нормы, ограничивающие права и свободы человека, должны устанавливаться на уровне федеральных законов, подлежащих официальному опубликованию, поэтому установление запретов в нормативных актах, которые не всегда офици-

ально публикуются, более того, отдельные из них содержатся в нормативных актах, имеющих гриф ограничительного пользования (нормативные акты, регламентирующие производство обыска, досмотра, цензуру корреспонденции и др.), не только снижают уровень информированности населения и осужденных в первую очередь, но и часто полностью ее исключают.

Список использованной литературы

1 Кванова З.Д. Запрещающие нормы в механизме правового регулирования// Сов. гос-во и право. 1975. № 11. С. 108-112; БраткоА.Г. Запреты в советскомправе. Саратов, 1979; Алексеев С. С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989.

2 Алексеев С. С. Указ. соч. С. 48.

3 Там же.

4 См. подробнее: Головастова Ю.А. Осужденный как субъект уголовно-исполнительных правоотношений: монография. Рязань, 2010. С. 141; ГришкоА.Я., БурчихинА.Н. Административное усмотрение как детерминант коррупций// Преступление и наказание. 2013. № 6. С. 6-7.

5 См.: МаликоваИ.Б. Проблемы систематизации уголовно-исполнительногозаконодательства// Ведомости уголовно-исполнительной системы 2012. № 2. С. 42.

/ЭЭМ 2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2013. № 2

58

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.