Научная статья на тему 'ЗАПРЕТИТЬ НЕЛЬЗЯ РАЗРЕШИТЬ: СОВЕТСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА В ЗАПАДНОЙ БЕЛОРУССИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ИУДАИЗМУ В 1939-1941 ГГ'

ЗАПРЕТИТЬ НЕЛЬЗЯ РАЗРЕШИТЬ: СОВЕТСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА В ЗАПАДНОЙ БЕЛОРУССИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ИУДАИЗМУ В 1939-1941 ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
30
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Карпенкина Янина

In this article, based on an analysis of a wide range of Soviet governmental accounts, as well as personal ones, the author try to analyze the position of Judaism in Western Belorussia in 19391941. No sooner had the Soviet rule been established in the annexed region than the reforms have been started. Those reforms were aimed at unifying the new Soviet regions with the old ones (in this case, Western Belorussia with BSSR). In general, the pro-cess of Sovietization of former Polish citizens was fast and rigid. The Soviet religious policy in 1939-1941 has smoother character: there was a tactics of a hidden, but gradual ban. To be more specific: religion was allowed, but at the same time, there was a massive anti-religious propaganda. Nevertheless, by June 1941, this policy did not lead to the complete extinction of religiosity among the local population, although it accelerated the process of secularization of the Western Belorussian society. In addition, the local Jewish society has become more secular.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOVIET RELIGIOUS POLICY TOWARDS JUDAISM IN WESTERN BELORUSSIA IN 1939-1941

In this article, based on an analysis of a wide range of Soviet governmental accounts, as well as personal ones, the author try to analyze the position of Judaism in Western Belorussia in 19391941. No sooner had the Soviet rule been established in the annexed region than the reforms have been started. Those reforms were aimed at unifying the new Soviet regions with the old ones (in this case, Western Belorussia with BSSR). In general, the pro-cess of Sovietization of former Polish citizens was fast and rigid. The Soviet religious policy in 1939-1941 has smoother character: there was a tactics of a hidden, but gradual ban. To be more specific: religion was allowed, but at the same time, there was a massive anti-religious propaganda. Nevertheless, by June 1941, this policy did not lead to the complete extinction of religiosity among the local population, although it accelerated the process of secularization of the Western Belorussian society. In addition, the local Jewish society has become more secular.

Текст научной работы на тему «ЗАПРЕТИТЬ НЕЛЬЗЯ РАЗРЕШИТЬ: СОВЕТСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА В ЗАПАДНОЙ БЕЛОРУССИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ИУДАИЗМУ В 1939-1941 ГГ»

Янина Карпенкина (Москва)

Запретить нельзя разрешить: советская религиозная политика в Западной Белоруссии по отношению к иудаизму в 1939-1941 гг.

Согласно Рижскому мирному договору, в 1921 г. западная территория Белоруссии вошла в состав Польской Республики. После начала Второй мировой войны и раздела Польши между Германией и СССР в сентябре 1939 г. эти земли были возвращены БССР. К тому моменту западно белорусское еврейское население1, в отличие от евреев, проживавших на территориях, где советская власть была установлена раньше, в полностью сумело сохранить все традиционные институции. Однако в сентябре 1939 г. началась активная советизация, и процесс превращения западнобелорусских евреев в «советских граждан еврейской национальности» был запущен.

Говоря об иудаизме на присоединенных осенью 1939 г. территориях, нужно начать с того, что, несмотря на отсутствие в 1939-1941 гг. каких-либо законодательных документов, запрещавших функционирование религиозных учреждений, в Западной Белоруссии наблюдалось постепенное падение религиозной активности среди местного населения. Фактически процесс, направленный на принудительную секуляризацию, который занял в БССР несколько лет, в присоединенных областях был реализован всего за 22 месяца.

Сразу после установления советской власти в Западной Белоруссии все местные еврейские общины (кагалы) были вынуждены прекратить свою открытую деятельность. При этом многие из этих сообществ оказались «обезглавленными» — общинные лидеры либо подверглись репрессиям, либо их деятельность была сильно ограничена. Так, с осени 1939 г. раввинские религиозные суды (бейс-дины) были признаны нелегитимными. Кроме судебных полномочий, с

раввинов также были сняты функции учета гражданского состояния (рождения, смерти, браков и разводов)2. Религиозному образованию был дан бой — в регионе были запрещены еврейские религиозные школы (хедеры и талмуд-торы3), на тот момент еще игравшие значительную роль в воспитании молодого поколения; изымалась и уничтожалась вся религиозная литература. Значительный удар по традиционному образу жизни нанес указ Президиума Верховного Совета СССР «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семид-а невную рабочую неделю...» [ГА РФ, Ф. Р7523. Оп. 3. Д. 265.

Л. 24], принятый 7 августа 1940 г., согласно которому обще-| государственным выходным днем назначалось воскресенье, а суббота же была объявлена рабочим днем, прогул которого § предусматривал административную ответственность4 в со-§ ответствии с п. 14 58-й статьи уголовного кодекса (контрреволюционный саботаж)5.

Однако основным методом советской власти в борьбе | против все еще официально разрешенной религии была ак-а тивная антирелигиозная пропаганда, особенно в учебных 1 заведениях. Среди учителей, на которых советская власть | возлагала особые надежды в деле атеистического воспита-| ния, были преподаватели естественнонаучных дисциплин: | биологии, химии, физики, природоведения [РГАСПИ, Ф. 17. Оп. 22. Д. 225. Л. 147]. Педагогов обязали проводить антирелигиозную пропаганду не только среди учеников, но и среди их родителей. Местная пресса также была полна атеистических публикаций. В еврейской печати на идише особенно большое количество антирелигиозных материалов публиковалось весной и осенью — во время главных праздников еврейского религиозного календаря — Пейсах (весна), Рош-га-Шана, Суккот и Йом Киппур (осень) [РтсЬик 1990, 67]. В число рекомендованных методов антирелигиозной пропагандисткой работы входили лекции (в том числе по радио), массовые доклады, беседы, читки антирелигиозной и естественнонаучной литературы, кружки антирелигиозного актива, работа докладчиков и беседчиков-антирелигиозни-ков, проведение антирелигиозных семинаров [НАРБ, Ф. 4П. Оп. 1. Д. 16737. Л. 2].

р

сц

Безусловно, с самого начала тактика легитимизации религиозной жизни рассматривалась правительством исключительно как временное явление. Уже с осени 1939 г. советской администрацией принимались различные меры, направленные на ограничение влияния религии. Среди них — введение непосильно высоких налогов на деятельность раввинов и ра- | боту синагог [Bauer 2009, 42]. В результате этого количество ж действующих синагог и молельных домов значительно сокра- g тилось, ведь их содержание теперь стоило очень дорого. Так, § в январе 1941 г. еврейское население Пинска, где на тот момент насчитывалось 23 синагоги, обратилось в Горисполком § с просьбой «взять у них» несколько синагог, т.к. они больше g не в состоянии платить за них налоги [НАРБ, Ф. 4П. Оп. 1. f Д. 16737. Л. 56]. Раввины освобождались от уплаты налогов |' только в том случае, если они выступят в местной печати с § заявлением о прекращении религиозной деятельности [Pin- S chuk 1990, 66]. Учитывая огромные налоговые выплаты (от § тысячи до пяти тысяч рублей в год [Levin 1995, 156]), можно понять поступок пинского раввина А. Вурштейна, который ^ официально «отрекся от своего сана» в январе 1940 г. [НАРБ, § Ф. 4П. Оп. 1. Д. 16737. Л. 56]. f

Принимая во внимание все вышесказанное, важно отметить, что официально правительство порицало практику на- § сильственного прекращения работы религиозных заведений на присоединенных землях в 1939-1941 гг. На общем собрании Белостокской городской партийной организации в январе 1940 г. сотрудник НКВД Зубович (инициалы не указаны) отмечал: «Нельзя допускать нарушения революционной законности, а у нас есть такой факт занятия помещения синагоги. В закрытии религиозных мест нельзя администрировать, надо вести воспитательную антирелигиозную работу <...>. На этом классовые враги используют момент» [НАРБ, Ф. 4П. Оп. 1. Д. 15268. Л. 4]. В целом в ряде докладов и выступлений неоднократно отмечалось, что жесткая антирелигиозная политика может серьезно навредить авторитету советской власти в глазах местного населения [НАРБ, Ф. 4П. Оп. 1. Д. 16737. Л. 1].

Тем не менее ввиду крайней ограниченности жилого и нежилого фондов в западных областях БССР, советская

ж

администрация время от времени все же проводила национализацию религиозных зданий под видом удовлетворения желаний и потребностей местного населения. Так, согласно документам, исключительно «по просьбам рабочих» в го-S роде Столбцы здание главной синагоги было передано арте-§ ли по изготовлению перчаток [Pinchuk 1990, 69]. Известно, | что в Белостоке ряд синагог использовался в качестве складов — осенью 1940 г. под хранение 1500 тонн зерна в горо-§ де были отведены три еврейские синагоги [ГАГр, Ф. Р-292. а Оп. 1. Д. 2. Л. 39]. Нередко в зданиях синагог организовывай вали клубы. Таким образом проходило символическое за-| мещение религиозных центров на советские. М. Мардухо-а вич так вспоминает открытие в хоральной синагоге местеч-§ ка Желудок Дома культуры Красной армии6: «С появлением § летчиков появилась необходимость в клубе для военных. «Р Вскоре была национализирована синагога, превращенная 8 в Дом Красной армии. Атеисты и молодежь встретили это | благосклонно, но для верующих это был жестокий удар» >| [Мардухович 2013, 299]. Ссылку на одобрение еврейской | молодежью подобных изменений мы находим и в истории | преобразования синагоги на рыночной площади в Несви-| же в танцевальный клуб, когда администрация объяснила | местному еврейскому сообществу свои мотивы следующим § образом: «...это то, чего желает ваша еврейская молодежь» 04 [Levin 1995, 157]. Практика использования зданий синагог в качестве клубов, складов и артелей существовала в БССР еще в 1920-1930-е гг. Так, в хоральной синагоге Минска в 1923 г. был открыт клуб, где впоследствии разместился еврейский театр [Бемпорад 2016, 151-158].

Обстоятельства, сложившиеся в западных областях в начале Второй мировой войны, стали причиной того, что чаще всего синагоги присоединенного региона использовались именно в качестве ночлежек для беженцев7. Например, из 28 имеющихся в Слониме синагог 27 были заняты беженцами [НАРБ, Ф. 4П. Оп. 1. Д. 16737. Л. 73-74]. На вопрос интервьюера о том, можно ли было посещать синагоги в этот период, С. Маковер, проживавший тогда в Белостоке, отвечал: «Да. Но было сложно молиться, потому что очень много

людей спали в синагогах. В городе людям не хватало места, и все синагоги были заняты беженцами» [Makower, Samuel. RG-50.462*0041. USHMM, Washington, D.C.].

Таким образом, новая власть, не налагая официального запрета на религию, все же всячески давала понять, что религи- S озности нет места в советском обществе новых западных об- § ластей БССР. Достаточно агрессивная антирелигиозная по- Ж литика наводила местных жителей на мысль о том, что при- g держиваться религиозного образа жизни при новой власти § значит дискредитировать себя и своих близких. Синагоги g постепенно опустели, так как открытое соблюдение религи- § озных обрядов неформально приравнивалось к выступлению fg против советской власти. Поэтому религиозные заведения f посещали преимущественно пожилые люди, которым было | нечего терять. Молодежь, особенно те ее представители, ко- § торые планировали сделать карьеру, все меньше соблюдали S религиозные традиции, во всяком случае — открыто [Pin- § chuk 1990, 68-70]. Некоторые из них со временем и вовсе 1 прекращали всякое соблюдение религиозных предписаний 1 [Heifetz, Fania. RG-50.929*0002. USHMM, Washington, D.C.]. g В начале июня 1941 г. в докладной записке «О деятельности f церковников и сектантов на территории Вилейской области» f отмечалось, что «кроме стариков и старух» местное населе- § ние не посещает богослужений, а синагоги и вовсе стоят пу- | стыми [НАРБ, Ф. 4П. Оп. 1. Д. 16737. Л. 298-316]. №

Судя по всему, в Западной Белоруссии не наблюдалось поляризации и острых столкновений между сторонниками и противниками секуляризационной политики властей, как это было в начале 1920-х гг. в БССР [Бемпорад 2016, 149151]. Советские реформы шли одновременно с разворачиванием прежде невиданных в регионе репрессий, поэтому, как пишет М. Мардухович, «никто открыто не возмущался, к этому времени все осознали, что нужно помалкивать, если не хочешь угодить в НКВД» [Мардухович 2013, 299]. Люди были запуганы.

В целом трудно дать точную оценку степени влияния атеистических мероприятий на местное население. На партийных собраниях в 1939-1941 гг. неоднократно отмечалось, что

в западно белорусском обществе все еще «сильно внедрен религиозный дурман» [РГАСПИ, Ф. 17. Оп. 22. Д. 229. Л. 78, 160]. Очевидно, со временем советская антирелигиозная политика все же возымела определенный эффект: больший — § среди молодежи, и меньший — среди представителей стар-§ шего поколения. Впрочем, в нашем распоряжении есть мно-| гочисленные сведения, указывающие на то, что антирелигиозная агитация далеко не всегда велась на должном уровне, а

0 значит не была результативной. Например, в протоколе засе-« дания бюро Барановичского обкома партии говорится о неудовлетворительной работе Слонимского и Столбцовского

| районных комитетов антирелигиозной пропаганды, которые а до текущего момента (заседание проходило в апреле 1941 г.) § не организовали проведение антирелигиозной пропаганды § среди поляков и евреев на их родных языках [РГАСПИ, Ф. 17. Оп. 22. Д. 225. Л. 147]. Поэтому не стоит полагать, что советская антирелигиозная пропаганда была ведущим фактором, | влиявшим на снижение религиозности местного населения. ■g Не стоит забывать и о том, что процессы секуляризации

1 затронули польских евреев задолго до 1939 г. Так, Д. Фель-| сон из местечка Глубокое рассказывал в своем интервью о | том, что люди в этот период, хотя и считали себя религиоз-§ ными, но «практически были вне религии» [Felson, Don. RG-

50.477*0552. USHMM, Washington, D.C.]. Многие очевидцы вспоминают еврейское общество как религиозное, но «без фанатизма» — религиозность ограничивалась соблюдением кашрута, семейными праздничными застольями, посещением синагоги с целью социализации [Kaleska, Nina. RG-50.030*0101. USHMM, Washington, D.C.]. По этому же поводу бывший житель Новогрудка Дж. Каган вспоминал: «Каждое еврейское профессиональное объединение имело свою синагогу. И посещение синагоги было, прежде всего, способом общения. Не было никакого религиозного фанатизма» [Ka-gan, Jack. RG-50.149*0022. USHMM, Washington, D.C.]. Таким образом, можно сказать, что в межвоенные годы в формировании этнической идентичности восточноевропейского еврейства религия играла хотя и важную, но уже далеко не определяющую роль. Это обстоятельство значительно уси-

р

cq

ливало эффект советской антирелигиозной агитации среди еврейского населения присоединенного региона.

Под воздействием антирелигиозных мероприятий по секуляризации представителей западно белорусского еврейства в 1939-1941 гг. углубились ранее наметившиеся тенденции разделения религиозной и светской сфер жизни. Как отмечает А. Штерншис, стремление принять и совместить н

Ьо

о

антирелигиозные нормы (в профессиональной сфере) с религиозными (в интимной, домашней сфере) было ничем иным, "о

а

ж

как одним из способов адаптации евреев к новым условиям й насаждаемого атеизма [БМегшЫз 2006, 41]. В это время про- § исходит возрождение идеи маскилов8 — быть евреем дома и человеком на улице.

Практика сохранения религиозных ритуалов, официально вытесненных из общественной жизни, продолжила свое существование неформально. Как и в БССР в 1920-1930-е гг., так и в Западной Белоруссии в 1939-1941 гг. были распространены нелегальные хедеры. В Пинске раввин Ш.-Х. Ро-зенцвайг организовал подпольную группу по изучению Талмуда, он же организовал в городе несколько нелегальных хедеров для детей и подростков (в каждом было по 30-40 учеников) [Розенблат, Еленская 1997, 31-32]. В июле 1940 г. состоялось три нелегальных совещания бывших руководи- но телей еврейских общин Западной Белоруссии [Розенблат, Еленская 1997, 32-33]. Были случаи, когда раввины публично призывали еврейское население следовать религиозным нормам, обещали, что трудные советские времена пройдут (таким образом, по-видимому, отражая в своих выступлениях надежды представителей общины). Например, раввин Фрейдин (Поставский район) накануне Песаха в 1941 г. во время богослужения в синагоге заявил:

Не смотрите на то, что мы сейчас в изгнании и терпим беду. Мы были избранным народом, и мы останемся избранниками. Вскоре придет время, и мы будем освобождены от изгнания. Не смотрите на то, что нас, евреев, так угнетают. <...> Пусть каждый старается крепко держаться еврейства, ибо каждый должен знать, что власть большевиков временна и мы будем освобожде-

ны от них так же, как были освобождены от Египта [НАРБ, Ф. 4П. Оп. 1. Д. 16737. Л. 305].

В отношении еврейского населения СССР в 1923-1939 гг. А. Штерншис заключает, что его религиозность так и не была преодолена. Основная причина — недостаточная антирелигиозная пропаганда и нехватка пропагандистских материалов [Б^егшЫз 2006, 36]. Применительно к ситуации в Западной Белоруссии следует учитывать и то, что форма и повседневного мышления не могла измениться за пару лет. § Приведенные в данной статье факты указывают на то, что ^ религиозные идеи продолжали жить среди западнобелорус-§ ского еврейского населения в 1939-1941 гг., хотя отход от о иудаизма под воздействием советской антирелигиозной по-| литики в это время значительно усилился.

Положение иудаизма в 1939-1941 гг. в Западной Белоруссии не отличалось от положения других конфессий в регионе. В этот период в религиозной жизни всех местных жителей наблюдался значительный спад. Несмотря на то, что новая власть официально не запрещала религию, на протяжении 1939-1941 гг. велась агрессивная антирелигиозная политика: были запрещены религиозные школы, а в общеобразовательных учебных учреждениях введены уроки атеизма, поощрялось создание антирелигиозных сообществ, имела место практика отчуждения зданий синагог и молитвенных домов. Таким образом, при отсутствии формального запрета на религию местная администрация создавала в регионе крайне неблагоприятные условия для ее сохранения и развития. В результате этого соблюдение религиозных обрядов перешло в домашнюю сферу жизни, разрыв между общественным (ставшим светским) и интимным (где присутствовало религиозное), наметившийся в начале ХХ в., при новой советской власти резко усилился. Религиозная жизнь в это время фактически ушла в подполье. Это, однако, нисколько не означает, что под воздействием атеистической пропаганды за-паднобелорусские евреи вместе с привычным религиозным образом жизни утратили и свою этническую идентичность. В данном случае скорее можно говорить о трансформации

р

р

сц

еврейской идентичности. Можно заключить, что, несмотря на ряд сложившихся противоречий в общественно-политической сфере присоединенного региона, в том, что касается религиозной сферы, процесс превращения местных евреев в «советских граждан еврейской национальности» в 19391941 гг. проходил достаточно успешно.

По подсчетам Ю. Туронка, накануне Великой Отечественной войны ев- g рейское население Западной Белоруссии составляло не менее 8% от мест- § ного населения. См. [Туронак 1993, 42]. о'

Согласно распоряжению НКВД СССР, с 15 февраля 1940 г. в присоеди- § ненном регионе повсеместно должны были начать работу органы ЗАГС, g в также утратить юридическую силу все записи актов гражданского со- § стояния, производимые служителями религиозного культа [ГАГр, Ф. 159. о Оп. 1. Д. 10. Л. 2]. g

Любопытно, что еврейские высшие религиозные учебные заведения (ие- о шивы) были восприняты советской властью как религиозные учрежде- R ния, и поэтому так же, как и синагоги, не были закрыты. Подробнее об 3 этом см. [Levin 1995, 165]. С

Некоторым религиозным евреям в 1939-1941 гг. удавалось избежать на- о рушения в соблюдении шаббата. Они устраивались на подходящие по ра- ^ бочему графику должности. Например, многие из строго соблюдающих g религиозный образ жизни в это время работали в артелях, где график § был более гибким. Подробнее см. [Levin 1995, 154-155]. §

Согласно статье 58 (п. 14) Уголовного кодекса РСФСР 1937 г.: «...контрре- ^ волюционный саботаж, т.е. сознательное неисполнение кем-либо опре- о деленных обязательств или умышленно небрежное их исполнение <...> | влечет за собой лишение свободы на срок не ниже одного года, с конфискацией всего или части имущества», а при отягчающих обстоятельствах — вплоть до высшей меры наказания — расстрела с конфискацией имущества [Уголовный кодекс РСФСР 1937, 31].

В настоящее время клуб городского поселка Желудок (Щучинский район, Гродненская область) все еще находится в помещении бывшей хоральной синагоги, хотя фасад здания перестроен.

При этом национализация здания, как правило, не проводилась, потому что иудейские религиозные здания использовались для помощи беженцам-евреям.

Маскил — представитель еврейского просветительского движения Гас-кала, выступавшего против культурной обособленности еврейских общин и за распространение среди них светского образования и образа

4

Источники

ГА РФ — Государственный архив Российской Федерации. | Ф. Р7523 (Верховный Совет СССР). Оп. 3 (Опись № 3 доку-§ ментальных материалов сессий Верховного Совета СССР

| первого созыва за 1938-1945 годы). Д. 265 «Законы (под-

линные), принятые Верховным Советом СССР на VII сес-| сии / 2 августа — 7 августа 1940 г.».

и ГАГр — Государственный архив Гродненской области.

Ф. 159 (Исполнительный комитет Домбровского районного | совета депутатов трудящихся Белостокской области). Оп.

а 1 [б.н.]. Д. 10. «Диррективные указания Белостокского

§ облисполкома /24 марта 1940 — 22 ноября 1940».

§ РГАСПИ — Российский государственный архив социально-«р политической истории.

8 Ф. 17. (ЦК ВКП(б)). Оп. 22. (Организационно-инструктор-| ский отдел. 1940 — 1941 гг.). Д. 225 «Протоколы №№ 80-91

>а заседаний бюро Барановичского обкома КП(б)Б / 3 марта

1 1941 — 26 апреля 1941 г.».

| Ф. 17. (ЦК ВКП(б)). Оп. 22. (Организационно-инструкторский | отдел. 1940-1941 гг.) Д. 225 «Протокол Первой Белостокской

| областной конференции КП(б)Б. / 18-21 апреля 1940 г.».

§ НАРБ —Национальный архив Республики Беларусь. 04 Ф. 4П (Фонды бывшего Партархива «Центральный Комитет Коммунистической партии (большевиков) Белоруссии, 1818-1991 гг.). Оп. 1 (Центральный Комитет Коммунистической партии (большевиков) Белоруссии, 1918-1941 гг.). Д. 16737 «Стенограмма совещания секретарей Райкомов КП(б)Б и начальников РО НКВД пограничных районов БССР / 19-20 сентября 1940».

Ф. 4П (Фонды бывшего Партархива «Центральный Комитет Коммунистической партии (большевиков) Белоруссии, 1818-1991 гг.). Оп. 1 (Центральный Комитет Коммунистической партии (большевиков) Белоруссии, 1918-1941 гг.). Д. 15268 «Протоколы собраний партийного актива Белостокской парторганизации / 1940».

ГАГр — Государственный архив Гродненской области. Ф. Р-292 (Исполком Белостокского городского Совета депутатов

Литература

трудящихся г. Белосток). Оп. 1 [б.н.]. Д. 2 «Документы о работе Белостокской железной дороги / 1939-1940 гг.». РГАСПИ — Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 17. (ЦК ВКП(б)). Оп. 22. (Организационно-инструкторский отдел. 1940-1941 гг.) Д. 229 «Протокол Первой Белостокской областной конференции | КП(б)Б. / 18 — 21 апреля 1940 г.». g

Felson, Don. RG-50.477*0552. United States Holocaust Memorial !

Museum, Washington, D.C. 00:10:41. 1

Heifetz, Fania. RG-50.929*0002. United States Holocaust Memo- g, rial Museum, Washington, D.C. 00:20:10. §

Kagan, Jack. RG-50.149*0022. United States Holocaust Memorial

Museum, Washington, D.C. Part 1. 00:18:50. §

Kaleska, Nina. RG-50.030*0101. United States Holocaust Memo- | rial Museum, Washington, D.C. 00:07:26. »

Makower, Samuel. RG-50.462*0041. United States Holocaust g Memorial Museum, Washington, D.C. 00:08:50. |

! I

s

ж

Бемпорад 2016 — Бемпорад Э. Превращение в советских евреев: Большевистский эксперимент в Минске. М., 2016. g

Мардухович 2013 — Мардухович М. Местечко Желудок // § Желудок: память о еврейском местечке. М., 2013. w

Розенблат, Еленская 1997 — Розенблат Е., Еленская И. Пинские евреи: 1939-1944 гг. Брест, 1997.

Туронак 1993 — Туронак Ю. Беларусь пад нямецкай акупацы-яй. Мн., 1993.

Уголовный кодекс РСФСР 1937 — Уголовный кодекс РСФСР. М., 1937.

Bauer 2009 — Bauer Y. Death of the Shtetl. New Heaven, 2009.

Levin 1995 — Levin D. The Lesser of Two Evils: Eastern European Jewry under Soviet Rule, 1939-1941. Philadelphia, 1995.

Pinchuk 1990 — Pinchuk B.-C. Shtetl Jews under Soviet Rule: Eastern Poland on The Eve of The Holocaust. Oxford, 1990.

Shternshis 2006 — Shternshis A. Soviet and Kosher: Jewish Popular Culture in The Soviet Union, 1923-1939. Bloomington, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.