Научная статья на тему 'Запрещенные средства и методы ведения войны или законы и обычаи войны?'

Запрещенные средства и методы ведения войны или законы и обычаи войны? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6144
607
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Запрещенные средства и методы ведения войны или законы и обычаи войны?»

щего»1. Войны двадцатого столетия внесли свой вклад в определение на нравственном и правовом уровнях незаконной и справедливой войн. Германия и ее союзники как в Первой, так и во Второй мировых войнах быши признаны странами, развязавшими агрессивную войну. Народы, борющиеся с германскими войсками, вели законную войну. Означает ли вышеизложенное, что тот, кто начинает первым военные действия, всегда является агрессором? Если бы это было так, то, очевидно, что масса вопросов о понимании агрессии была бы снята. На самом деле, при определении агрессии и агрессора все значительно сложнее.

Нападение первым, несомненно, в большинстве случаев является свидетельством агрессии. Но для правильного понимания существа явления нужно учитывать множество других факторов. В числе них можно назвать, почему осуществлено нападение, когда оно состоялось, где имели место военные действия, каким образом они осуществлялись, были ли согласования между государствами о проведении атаки и т.д. Поэтому справедливую войну могут вести не только государства и народы, отражающие нападение оккупантов, но и страны и отряды, осуществляющие первыми боевые действия.

Остается надеяться, что государства смогут преодолеть разногласия в понимании агрессивной войны и принять конвенционное определение агрессии.

А.К. Князькина,

соскатель МГЮА

ЗАПРЕЩЕННЫЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ ИЛИ ЗАКОНЫ И ОБЫЧАИ ВОЙНЫ?

Вопрос о справедливости войн, а также о допустимых правилах их ведения впервые быш поставлен в XVII в. голландским ученым Гуго Гроцием, полагавшим, что война будет носить справедливый характер лишь при соблюдении двух условий: «Необходимо, чтобы с обеих сторон война велась волею тех, кто в государстве облечен верховной властью, а затем — чтобы соблюдались известные обряды»2. В частности, к обрядам, то есть к правилам ведения войны, он относил: 1) гуманное отношение к гражданскому населению, в первую очередь к детям, женщинам и старикам, а также священнослужителям и приравненным к ним лицам (монахам, схимникам), учителям, научным работникам, земледельцам, торговцам; 2) запрет на лишение жизни пленных, их немилосердное наказание, обременение тяжелыми работами;

1 Гроций Гуго. Указ. работа. С. 186—188.

2 См.: Гроций Г. О праве войны и мира. М.: Ладомир, 1994. С. 123.

3) запрет на необоснованные разрушения; 4) запрет на уничтожение культурных ценностей и предметов, посвященных отправлению культа, и др.1.

В XIX в. к исследованию данной проблемы подключились и в России2. Позднее многие правила, разработанные учеными, были восприняты международными договорами, посвященными ведению военныгх действий, а их нарушение признано преступным. Статьей 356 УК РФ установлена ответственность за применение запрещенныгх средств и методов ведения войны.

Диспозиция данной нормы носит бланкетный характер, следовательно, для уяснения сущности уголовно-правового запрета необходимо обратиться к нормам международного права, в частности к различным международным договорам.

Некоторые вопросы, имеющие отношение к средствам и методам ведения войны, раскрываются в Римском статуте Международного уголовного суда3, Проекте Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества4, VIII Гаагской конвенции о постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин5, XI Гаагской конвенций о некоторый ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне6, Протоколе по взрывоопасным пережиткам войны к Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (Протоколе V)7, Конвенции о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных наземных мин и их уничтожении (Оттавской конвенции)8.

1 См.: Гроций Г. О праве войны и мира. М.: Ладомир, 1994. С. 702—732.

2 См., например: Блунчли И. О значении и успехах новейшего международного права. Петербург: Изд-е Н.И. Ломанского, 1867. С. 52—54; Блунчли И. Современное международное право цивилизованнык государств, изложенное в виде кодекса. М., 1867. С. 42—42; Коркунов Н. Международное право. СПб., 1886. С. 240—244 и др.

3 Принят в г. Риме 17 июля 1998 г. дипломатической конференцией полномочных представителей под эгидой ООН по учреждению Международного уголовного суда. Статут был открыт для подписания до 31 декабря 2000 г. Статут вступил в силу 1 июля 2002 г. Россия подписала Статут на основании Распоряжения Президента РФ от 8 сентября 2000 г. № 394-рп, но не ратифицировала // Московский журнал международного права. 1999. № 4.

4 http://www.un.org/russian/law/ilc/draft_offences.pdf

5 Заключена в г. Гааге 18 октября 1907 г. Конвенция вступила в силу 26 января 1910 г. Россия не участвует // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

6 Заключена в г. Гааге 18 октября 1907 г. Конвенция вступила в силу 26 января 1910 г. Россия не участвует // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

7 Подписан в г. Женеве 28 ноября 2003 г. Протокол вступил в силу 21 ноября 2006 г. Россия не участвует // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

8 Заключена в г. Осло 18 сентября 1997 г. Конвенция быта открыта для подписания в г. Оттаве 3—4 декабря 1997 г. и в центральных учреждениях ООН в г. Нью-Йорке — с 5 декабря 1997 г. Конвенция вступила в силу 1 марта 1999 г. Россия не участвует // Справочноправовая система «КонсультантПлюс».

Перечень международных договоров, ратифицированных Россией, см. в приложении к данной статье.

Таким образом, нормативный материал, регулирующий средства и методы ведения войны, весьма обширен и продолжает увеличиваться.

Война представляет собой вооруженную борьбу между государствами и народами1; военные действия между государствами, а также между государствами и национально-освободительными движениями, сопровождающиеся полным разрывом мирных отношений2.

Средства ведения войны — это оружие и другая военная техника, применяемая вооруженными силами воюющих для уничтожения живой силы и материальных средств противника, подавления живой силы и материальных средств противника, подавления его сил и способности к сопротивлению3. Под методами ведения войны понимается порядок и применяемые способы использования средств ведения войны в указанный целях4.

Необходимо обратиться еще к одной категории — законы и обычаи войны. С.В. Черниченко понимает под ними нормы международного права, регулирующие поведение воюющих и нейтральных государств и предусматривающие, в частности, определенные права и обязанности данных государств в отношении тех или иных категорий индивидов, а также их международно-правовую ответственность за нарушение этих норм5. Таким образом, понятие «законы и обычаи войны» — более широкое, чем «средства и методы ведения войны».

При анализе рассматриваемого вопроса многие авторы используют термин «военные преступления», вкладывая в него различный смысл. Так, Л. Оп-пенгейм понимал под ними такие враждебные или иные деяния лиц, входящих в состав вооруженных сил, и гражданских лиц, за совершение которыгх потерпевшее от них воюющее государство может подвергнуть виновных каре в случае их взятия в плен. Такие преступления составляют действия, противоречащие международному праву и вместе с тем нарушающие внутренние законы государства, подданным которого является преступник, а также преступные действия, противоречащие законам и обычаям войны, совершенные по приказу или от имени неприятельского государства6.

1 Ожегов С.ЖСловарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. 23-е изд., испр. М.: Русский язык, 1991. С. 97.

2 Юридический словарь // http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/13770

3 См.: Янаева МГ.Применение запрещенных средств и методов ведения войны: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1997. С. 23.

4 См.: Там же.

5 См.: Черниченко С.В. Личность и международное право. М.: Международные отношения, 1974. С. 72.

6 См.: ОппенгеймЛ. Международное право. Т. 1. Полутом 2. Пер. с англ. А.А. Санталова и В.И. Шиганского / Под ред. члена-корр. АН СССР С.А. Голунского. М.: Изд-во иностранной литературы, 1950. С. 122.

И.М. Иванова предложила понимать под военными преступлениями преднамеренные, запланированные преступной практикой ведения войны, систематические санкционированные и направляемые государственным руководством массовые нарушения законов и обычаев войны и использование запрещенныгх преступных методов ведения войны, а не просто нарушение международный конвенций и соглашений1.

В.А. Василенко давал открыгтый перечень нарушений законов и обычаев войны, относя к ним, в частности, «убийства и истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленный и лиц, находящихся в море; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности, бессмысленное разрушение городов и деревень; разорение, неоправданное военной необходимостью, и др. преступления»2. Материальными нормами для определения военных преступлений, согласно его концепции, могут служить многочисленные международные соглашения, заключенные как до, так и после Второй мировой войны3.

М.Г. Янаева полагает, что военные преступления — это вид преступлений против мира и безопасности человечества, представляющий собой особо опасные для человеческой цивилизации и мирового сообщества деяния, нарушающие установленные международно-правовыми нормами порядок и правила ведения военный действий в ходе вооруженнык конфликтов4.

А.Г. Кибалыник считает, что военными является группа преступлений, посягающих на регламентированный договорными и обытны1ми нормами международного права порядок ведения военных действий в международных и внутригосударственныгх вооруженныгх конфликтах5. Такой же позиции придерживается Р.А. Адельханян6.

Наконец, И.И. Лукашук понимает под ними совершаемые систематически или в широких масштабах серьезные нарушения международного гуманитарного права, действующего в период вооруженных конфликтов7.

1 См.: Иванова И.М. Международная уголовная юстиция и преступления против человечества: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1959. С. 213.

2 Василенко В.А. Ответственность государств за международные правонарушения. Киев: Издательское объединение «Вища школа», 1976. С. 190—191.

3 См.: Там же. С. 191.

4 См.: Янаева М.Г.Указ. работа. С. 56; Левандовская М.Г. Современное понятие военного преступления // Право: теория и практика. — 2005. — № 9. — С. 32.

5 См.: Кибальник А.Г. Введение в международное уголовное право. Ставрополь: Ставро-польсервисшкола, 2001. С. 161; Кибальник А.Г.Влияние международного уголовного права на Российское уголовное право: Дис. ... докт. юрид. наук. М., 2003. С. 218.

6 См.: Адельханян Р.А. Преступность деяния по международному уголовному праву. М.: МЗ ПРЕСС, 2002. С. 27-28.

7 См.: Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 432.

Представляется, что взаимосвязь категорий «средства и методы ведения войны», «законы и обычаи войны» и «военные преступления» можно представить следующим образом. Средства и методы ведения войны относятся непосредственно к ведению военных действий, законы и обычаи войны — более широкая категория, охватывающая не только собственно боевые действия, но и все, что остается за их рамками. Например, обращение с военнопленными — не средство и не метод ведения войны, но оно должно отвечать законам и обычаям ее ведения.

Раскрывая понятие «военные преступления» многие авторы используют именно категорию «законы и обычаи войны», указывая тем самым не только на неправомерность использования тех или иных методов, но и на иные нарушения международных обычаев и норм, не связанных с непосредственным ведением боевых действий.

Поэтому думается, что законодателю следовало бы использовать при конструировании состава преступления именно категорию «законы и обычаи ведения войны», или, как предлагает М.Г. Янаева, «нормы международного права о правилах и обычаях ведения военных действий в вооруженных конфликтах».

Кроме того, Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним, а также Римский статут международного уголовного суда исходят из понятия «серьезные нарушения» Конвенций и протоколов, следовательно, конкретных актов, а не средств и методов ведения войны.

* * *

Международные договоры, регламентирующие законы и обычаи ведения войны:

1. Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль1.

2. Конвенция для улучшения участи раненых и больных в действующих армиях2.

3. Декларация о запрещении метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров3.

4. IV Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны4.

1 Принята в г. Санкт-Петербурге 29 ноября 1868 г. (11 декабря 1868 г.) // Действующее международное право. Т. 2. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 573-574.

2 Заключена в г. Женеве 6 июля 1906 г. Конвенция вступила в силу 29 июля 1907 г. Россия подписала Конвенцию 6 июля 1906 г. Конвенция вступила в силу для России 29 июля 1907 г. // Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР.

— Отдел второй. — 1926. — № 38. — Ст. 228.

3 Принята в г. Гааге 18 октября 1907 г. // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

4 Заключена в г. Гааге 18 октября 1907 г. Конвенция вступила в силу 26 января 1910 г. СССР признал Конвенцию имеющей силу для СССР на основании Ноты МИД СССР от 7 марта 1955 г. // Действующее международное право. Т. 2. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 575—587.

5. V Гаагская конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны '.

6. IX Гаагская конвенция о бомбардировании морскими силами во время войны 2.

7. Правила ведения воздушной войны 3.

8. Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобныгх газов и бактериологических средств, подписанный в Женеве 17 июня 1925 г.4.

9. Правила действия подводных лодок по отношению к торговым судам в военное время5.

10. Устав Международного военного трибунала для суда и наказания главных военныгх преступников европейских стран оси6.

11. Принципы международного права, признанные Уставом Нюрнбергского Трибунала и нашедшие выражение в решении этого Трибунала 7.

12. Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (Женевская конвенция № 1)8.

13. Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и

‘Заключена в г. Гааге 18 октября 1907 г. Конвенция вступила в силу 26 января 1910 г. СССР признал Конвенцию имеющей силу для СССР на основании Ноты МИД СССР от

7 марта 1955 г. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

2 Там же.

3 Приняты в г. Гааге в декабре 1922 г. — феврале 1923 г. Правила не были приняты в качестве обязательных для выполнения // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

4 Протокол подписан в г. Женеве 17 июня 1925 г. СССР присоединился к Протоколу

2 декабря 1927 г., ратифицировал Постановлением Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР от 7 марта 1928 г. Протокол вступил в силу для СССР 5 апреля 1928 г. // Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР.

— Отдел второй. — 1928. — № 35. — Ст. 145.

5 Правила приняты в г. Лондоне 6 ноября 1936 г. Декларация СССР препровождена Британскому Правительству 16 февраля 1937 г. Получение Декларации подтверждено Нотой статс-секретаря по иностранным делам 26 февраля 1937 г. Декларация вступила в силу для СССР 27 декабря 1936 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. IX. М., 1938. С. 497—498.

6 Принят в г. Лондоне 8 августа 1945 г. Устав вступил в силу 8 августа 1945 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XI. М., 1955. С. 165—172.

7 Приняты в 1950 г. на второй сессии Комиссии международного права ООН // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 2. М.: БЕК, 1996. С. 101—102.

8 Заключена в г. Женеве 12 августа 1949 г. Конвенция вступила в силу 21 октября 1950 г. СССР подписал Конвенцию 12 августа 1949 г., ратифицировал Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 апреля 1954 г. с оговоркой, сделанной при подписании. Конвенция вступила в силу для СССР 10 ноября 1954 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XVI. М., 1957. С. 71—100, 279.

лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (Женевская конвенция № 2)1.

14. Женевская конвенция об обращении с военнопленными (Женевская конвенция № 3)2.

15. Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны (Женевская конвенция № 4)3.

16. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженныгх конфликтов (Протокол I)4.

17. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II)5.

18. Конвенция о защите культурный ценностей в случае вооруженного конфликта 6.

19. Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие вместе с Протоколами «О необнаруживаемыгх осколках» (Протокол I), «О запрещении или ограничении применения зажигательного оружия» (Протокол III)7.

20. Протокол о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств с поправками, внесенными 3 мая 1996 г. (Протокол II с поправками, внесенными 3 мая 1996 г.), прилагаемый к Конвен-

1 Заключена в г. Женеве 12 августа 1949 г. Конвенция вступила в силу 21 октября 1950 г. СССР подписал Конвенцию 12 августа 1949 г., ратифицировал Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 апреля 1954 г. с оговоркой, сделанной при подписании. Конвенция вступила в силу для СССР 10 ноября 1954 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XVI. М., 1957. С. 101—124, 279.

2 Там же. С. 125—204, 279—280.

3 Там же. С. 204—278, 280.

4 Подписан в г. Женеве 8 июня 1977 г. Протокол вступил в силу 7 декабря 1978 г. СССР подписал Протокол 12 декабря 1977 г., ратифицировал Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1989 г. № 330^! с заявлением. Протокол вступил в силу для СССР 29 марта 1990 г. // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI. М., 1993. С. 134—182.

5 Там же. С. 182—191.

6 Заключена в г. Гааге 14 мая 1954 г. Конвенция вступила в силу 7 августа 1956 г. СССР подписал Конвенцию и Протокол к ней 14 мая 1954 г., ратифицировал Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 декабря 1956 г. Конвенция вступила в силу для СССР

4 апреля 1957 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. — 1957. — № 3. — Ст. 54.

7 Заключена в г. Женеве 10 октября 1980 г. Конвенция вступила в силу 2 декабря 1983 г. СССР подписал Конвенцию 10 апреля 1981 г., ратифицировал Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июня 1982 г. № 7248-К. Конвенция вступила в силу для СССР 2 декабря 1983 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. — 1984. — № 3. — Ст. 50.

ции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие1.

21. Дополнительный протокол к Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (Протокол IV об ослепляющем лазерном оружии)2.

22. Руководство Сан-Ремо по международному праву, применимому к вооруженным конфликтам на море 3.

23. Мапутская декларация 4.

Р.С. Чобанян,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

соискатель МГЮА

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

ПЫТКАМ

Россия идет по пути гуманизации своей уголовной и уголовно-исполнительной политики, активно участвует в международном сотрудничестве по проблемам обеспечения прав и свобод человека и на этой основе формирует свое внутреннее законодательство. Важнейшим аспектом такого сотрудничества является предупреждение пыток и противодействие им. В этих целях ратифицируется целый ряд международных соглашений в сфере уголовной юстиции, касающихся проблем противодействия пыткам, имплементируются положения этих документов в российское право путем установления норм, запрещающих пытки и действия, равносильные пыткам.

Нашей страной ратифицирован целый ряд международно-правовых актов в целях борьбы против использования пыток и жестокого обращения с человеком 5.

1 Подписан в г. Женеве 3 мая 1996 г. Протокол вступил в силу 3 декабря 1998 г. Россия ратифицировала Протокол Федеральным законом от 7 декабря 2004 г. № 158-ФЗ. Протокол вступил в силу для России 2 сентября 2005 г. // СЗ РФ. — 2005. — № 44. — Ст. 4472.

2 Подписан в г. Вене 13 октября 1995 г. Протокол вступил в силу 30 июля 1998 г. Россия подписала Протокол 13 октября 1995 г., ратифицировала Федеральным законом от 8 июля 1999 г. № 153-ФЗ. Протокол вступил в силу для России 9 марта 2000 г. // СЗ РФ. — 2005.

— № 48. — Ст. 4969.

3 Принято в г. Сан-Ремо 12 июня 1994 г. // Справочно-правовая система «Консуль-тантПлюс».

4 Принята в г. Мапуту 7 мая 1999 г. // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

5 См.: Московский журнал международного права. 1999. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.