Научная статья на тему 'Записка М. М. Сперанского о создании Комитета 6 декабря 1826 года'

Записка М. М. Сперанского о создании Комитета 6 декабря 1826 года Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
631
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
российская государственность / реформы / М. М. Сперанский / Николай I / Комитет 6 декабря 1826 года. / Russian statehood of reform / M. M. Speransky / Nikolay I / Committee December 6 / 1826

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Андреева Татьяна Васильевна

Публикуемая записка отражает поиск пути усовершенствования системы государственного управления в Комитете 6 декабря 1826 года. Разработанная М. М. Сперанским идеологическая концепция деятельности Комитета, основанная на собственноручной записке Николая I, заключалась в подготовке программы системных и взаимосвязанных преобразований администрации высшего, центрального и местного уровня. Особое внимание уделялось преемственности с преобразовательной политикой в институциональной сфере предыдущего царствования. Важнейшей задачей определялась централизация управления, инструментарием решения которой Николай I и исполнитель его замыслов видели в четком разделении законосовещательной, исполнительной и судебной частей в рамках единой, исходящей от самодержавного монарха государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Note by M. M. Speransky on the establishment of the Committee on December 6, 1826

The published note reflects the search for ways to improve the public administration in the Committee on December 6, 1826. The ideological concept of the Committee’s activity, developed by M. M. Speransky, based on a handwritten note by Nicholas I, consisted in preparing a program of systemic and interconnected transformations of the administration at the highest, central, and local levels. Particular attention was paid to the continuity with the transformative policy in the institutional sphere of the previous reign. The most important task was determined by the centralization of management, the instrument of solution of which Nicholas I and the executor of his plans were seen in a clear separation of the legislative, executive and judicial parts within the framework of a unified state power coming from the autocratic monarch.

Текст научной работы на тему «Записка М. М. Сперанского о создании Комитета 6 декабря 1826 года»

УДК 94 (47) DOI

Т. В. Андреева

Записка М. М. Сперанского о создании Комитета 6 декабря 1826 года*

Данная записка связана с историей создания Комитета 6 декабря 1826 года. Николай I в качестве преобразовательного инструмента избрал модель особых государственных учреждений при Государственном совете — временных высших секретных комитетов. Первым из них был упомянутый Комитет. Учреждение Комитета и вслед за ним ряда высших секретных комитетов в определенной мере реа-лизовывали идею М. М. Сперанского о создании учреждения, главной задачей деятельности которого должна была стать подготовка целостной и системной реформаторской программы.

Судя по обращению, записка была предназначена будущему председателю ^ Комитета В. П. Кочубею. Мысль о необходимости создания перспективного о плана развития российского государства была обозначена Сперанским в запис- ^ ках 1802-1804 гг., написанных по заказу Александра I. По мнению автора, 2 история России от времени Петра I представляла собой почти беспрерывное 3 колебание правительства от одного действия к другому, монархи действова- д ли «по минутным вдохновениям». Следует разработать совместными усилия- 13 ми верховной власти и представителей просвещенной бюрократии план дей- о ствий. Сперанский ставил вопрос о создании государственного учреждения, ^ в которое они должны войти по назначению монарха и приступить к состав- ^ лению правительственной преобразовательной программы. Для этого им необходимо: 1) проанализировать все проекты с предложениями, присылавшиеся £

* Работа выполнена при поддержке РФФИ, проект № 18-09-00459. -5

оо

на высочайшее имя; 2) отобрать в них «лучшие правила», привести их в систему и на их основе составить «коренные законы»; 3) выявить тактические средства, способствующие введению их в действие «без всяких политических переломов». Когда этот «общий план» будет сформирован и утвержден монархом, то именно составители обязаны его реализовывать постепенно и незаметно.

Николай I, понимая реформы как компромисс между прошлым и будущим, строил политическую концепцию нового царствования с учетом «наследия» Александра I. В основу реформаторского процесса был положен принцип последнего периода александровского царствования — не учреждения новых, а совершенствования, исправления и дополнения существующих институтов власти. В собственноручной записке от 30 ноября 1826 г. о создании Комитета 6 декабря 1826 года Николай I указал, что основной смысл создания Комитета состоит: «1) В пересмотре и разборе бумаг, найденных в кабинете покойного государя императора. 2) В пересмотре нынешнего государственного управления. 3) В изложении мнения: 1) что предполагалось, 2) что есть, 3) что кончить оставалось бы. 4) В изложении мысли, что ныне хорошо, что оставить нельзя, и чем заменить»1.

Указанный принцип нашел отражение в публикуемом черновом автографе записки Сперанского от 15 ноября 1826 г. К сожалению, в бумагах Комитета 6 декабря 1826 года ее беловая писарская копия не сохранилась. Написанная по повелению Николая I, она посвящена разработке идеологической концепции, т. е. стратегической цели, тактических методов и предметов деятельности Комитета. Стратегической целью работы Комитета, имевшего второе название «Комитет для рассмотрения разных предположений касательно улучшения в государственном устройстве», определялась подготовка программы системного реформирования администрации высшего, центрального и местного уровней. Основным существом тактики становились преемственность и посте-2 пенность преобразований. Явное объединяющее начало в постановке вопроса об институциональных преобразованиях в тесной связи с законодательной ^ реформой и усовершенствованием социальной структуры империи свидетель-« ствует о наличии элементов долгосрочного государственного планирования.

Технологию деятельности Комитета определил Кочубей как его будущий ^ председатель. Он предлагал разделить все проекты по проблемному прин-'§ ципу («по материалам») и рассматривать по мере того, как данная проблема у будет обсуждаться. При этом необходимо было выяснить, есть ли недостатки Ци в «изданных положениях», насколько они соответствуют задуманным мерам, £ нужна и полезна ли их реализация. Практическая работа Комитета сводилась ® к составлению каждым его членом «обстоятельных записок» по обсуждаемым § проблемам с историей вопроса и реформаторскими предложениями. Вводи-^ лось обязательное и постоянное ведение журналов Комитета, в оригиналах представлявшихся на Высочайшее усмотрение. После утверждения императо-£ ром тех или иных реформаторских проектов Комитет должен был приступить С

к созданию законопроектов2. Комитет был учрежден Высочайшим рескриптом на имя Кочубея 6 декабря 1826 г. Помимо Кочубея, возглавившего его, в него назначались члены Государственного совета И. В. Васильчиков, А. Н. Голицын, И. И. Дибич, М. М. Сперанский, П. А. Толстой. Делопроизводителями определялись статс-секретари Д. Н. Блудов и Д. В. Дашков, а с 1831 г. — М. А. Корф3.

Данная записка Сперанского публикуется впервые по: ОР РНБ. Ф. 731 (М. М. Сперанский). Оп. 1. Д. 99. Л. 1-16. Это — черновой автограф карандашом и чернилами. Черновая желтая бумага без водяных знаков и штемпелей. Текст написан на правой стороне листа, левая оставлена для помет, замечаний и вставок.

Приложение

Сперанский М. М. Записка об организации Комитета 6 декабря 1826 года для рассмотрения проектов преобразования государственного управления России. [15 ноября 1826 г.]

(Л. 1) а-Офиц[иальное].

О Комитете -(1826 года)-ь для рассмотрения прежних предположений по разным частям управления-".

// (Л. 2) с-15 ноября 1826 е.

При начале царствования, в первом манифесте"1 благоугодно было г[осударю] и[мператору] изъявить волю свою, чтоб царствование его было продолжением царствования Александра Первого64.

Не уновлениями, но непрерывностью1 видов, постоянством правил, постепенным исполнением одного и того же плана устройства государства8 усовер-шаются все части управления.

След[ует] продолжать начатое, довершать неоконченное, раскрывать преднамеренное, исправлять то, что временем, обстоятельствами, покушениями // Ц (Л. 2 об.) исполнителей или их злоумышлениями совратилось со своего пути, ^

а а Данный текст написан карандашом рукой К. Г. Репинского. В нижнем правом углу листа -3 его же помета карандашом: учреж[дение]

ь-ь Вставлено рукой М. М. Сперанского карандашом над строкой. Поскольку далее вся правка

карандашом и немного чернилами, подчеркивания, а также вставки и пометы карандашом о

и чернилами принадлежат руке М. М. Сперанского, то они будут даны без авторизации. Я

с-с Написано карандашом на левой от читателя стороне листа. &о

1 Далее зачеркнуто карандашом: г[осударь] и[мператор] „о е Здесь и далее подчеркивания под строкой карандашом М. М. Сперанского.

1 Далее зачеркнуто карандашом: однородных ^

8 Далее зачеркнуто карандашом: утверждаются -5

оо

в сем состоит все дело, вся мудростьь самодержавного законодателя, когда он ищет не прекращения, но прочной славы себе и твердого' благосостояния государству.

Но продолжать начатое, довершить неоконченное нельзя без точного удостоверения в том, что именно начато и не окончено, где и почему остановилось, какие встретились препятствия, чем отвратить их можно.

// (Л. 3) 1-К сему есть^ два путик:

Первый путь — дел текущих. По мере их движения, постепенно раскрываются все части управления. Но сие раскрытие медленно и неверно. Тут важные вопросы, быв сплетены 1-с маловажными, редко представляются в истинном их виде-1. Рассмотрение их, быв теснимо т-многосложностью-т, настоятельностью" и стремлением дел текущих, не может иметь ни надлежащего пространства, ни0 твердостир.

Второй путь есть осмысление, независящее от дел текущих, обозрение главных4 предметов,1 // (Л. 3 об.) рассмотрение и разрешение тех токмо вопросов, кои прежде3 были начаты, но не окончены4, и кои в сказе государственных] дел составляют самые существенные начала управления.

На семи основана мысль о составлении особенного Комитета. Наименованиет "-может быть заимствовано от главной его целих рассмотрения прежних предположений по разным частям управления-" У-В составе сего Комитета надлежит обсудить-У:

1) предметы его2;

2) образ действия;

3) порядок исполнения.

к Далее зачеркнуто карандашом: законодателя

1 Слово вставлено карандашом над строкой. 1-1 Вставлено карандашом над строкой. к Далее зачеркнуто карандашом: к сему удостоверению ^ 1-1 Исправлено карандашом над строкой из: с маловажными и, так сказать, погружены в об-^ стоятельства

^ т-т Исправлено карандашом над строкой из: множеством дел

^ п Далее зачеркнуто карандашом: дел текущих

£ 0 Далее зачеркнуто карандашом: твердости углубления к

р Далее зачеркнуто карандашом: места

^ 4 Исправлено карандашом над строкой из: тех же в

§ г Далее зачеркнуто карандашом: управления, составляющих главные

££ Исправлено карандашом над строкой из: быв

со 4 Далее карандашом зачеркнуто вставленное карандашом на полях: на коих

о и Далее зачеркнуто карандашом: основана мысль ЕИВ г[осударя] и[мператора], г[осударю]

и[мператору] благоугодно было

а «

§ у Исправлено карандашом над строкой из: Название его ясно, а состав его требует \о

" Данный текст вставлен карандашом на левой от читателя стороне листа. Далее зачеркнуто карандашом: от ^ У Исправлено карандашом над строкой из: в сем составлении Исправлено карандашом над строкой из: Комитета

С

// (Л. 4) 1. Предметы Комитета.

Все прежние предположения и, след[овательно], все предметы Комитета можно с1а удобностью разделить на два главные разряда: 1) на учреждения мест1ь; 2) на главные правила, к разным частям управления принадлежащие.

А. Обозрение учреждений

Учреждения суть или государственные, или губернские.

Государственные учреждения суть: Совет, Сенат и министерства.

В каждом из сих учреждений надлежит рассмотреть: 1) историю их в общих и главных ее1с чертах; // (Л. 4 об.) 2) перемены, последовавшие в них в течение последних 25 лет; 3) настоящее их положение; 4) коренное свойство и разум сих учреждений; 4) меры к их усовершению.

Учреждения губернские суть: 1) устройство11 полиции губернской, городской и земской; 2) устройство судов16 гражд[анских] и уголовных; 3) устройство управления хозяйственного.

В каждом из сих губернских11 учреждений предлежит рассмотрению те же самые предметы, как и в18 порядке мест государственных.

// (Л. 5) Сюда войдут все предположения, кои в разные времена были составляемы об устройстве губернских управлений, часть весьма обширная и многосложная, 1Ь-в коей-1Ь установление твердых начал со дня на день становится настоятельнее и необходимее.

В обозрении разных частей управления:

1) дела финансовые (а);

2) обозрение законов земских (Ь).

// (Л. 6) а) 1)11 Дела финансовые или о собственности государственной11

1к-Коль скоро-1к окончено будет обозрение всех главных вопросов, к устройству мест принадлежащих11, Комитет поступит к обозрению дел финансовых1™. Важнейшие предметы1" здесь суть10 следующие:

1а Исправлено карандашом над строкой из: разделить

1Ь Вставлено карандашом над строкой. 2

о

1с Вставлено карандашом над строкой. С, ^

11 Вставлено карандашом над строкой. ъ

1е Исправлено карандашом на строке из: суд д

11 Слово вставлено карандашом на левой от читателя стороне листа. § 18 Далее зачеркнуто карандашом: устройстве

1к-1к Исправлено карандашом над строкой из: коей обозрение и "С

11 Исправлено карандашом над строкой из: В .гз

11 Далее зачеркнуто карандашом: Когда таким образом со

1к-1к Вставлено карандашом над строкой. ^

11 ^

11 Далее зачеркнуто карандашом: тогда Й

1т Далее зачеркнуто карандашом: Здесь е^

1п Исправлено карандашом над строкой из: статьи .5

I. Подати:

1р-а) Подати подушная и оброчная-1р. Давно уже замечено было, что подати наши14 весьма не уравнительны11. С размножением народа, с13 раздроблением земельных участков,11-с упадком цены на хлеб-14 1и-не уравнительность сия-1и возрастает ежегодно, обращается в чрезмерную тягость1^ производит недоимки в настоящем и грозит еще большими в будущем.

1х-Посему следует // (Л. 6 об.) неукоснительно рассмотреть1" до какой степени можно и чем именно можно 1у-сию часть-1у дохода 12-улучшить и исправить-12. В плане 2а-финансовом 1809-го года5 были уже о сем сделаны предположения; но с того времени вопрос сей остался нерешенным-1х.

Ь) Земские повинности

Вопрос о лучшем их расположении2Ь, 2с-как в селениях, так и городах-20, возобновлен был многократно2"1; но никогда не был разрешен основательно. Между тем, повинность сия столько же неуравновешенная, как и другие26 подати, 21-чрезмерно тяготила-21 селения28 и препятствовала устройству городов-2а.

II. Пошлины:

а) Пошлины внутренние торговые2Ь. Все исправления21, с 1801-го 2;Ьгода в сей части-2 введенные, были временные; всегда предположено было обозреть ее2к

ip-ip Вставлено карандашом на левой от читателя стороне листа. 1q Далее зачеркнуто карандашом: (import direct) 1r Далее зачеркнуто карандашом: и не уравнительность сия 1s Далее зачеркнуто карандашом: арендовым раздроблением 1t-1t Вставлено карандашом на левой от читателя стороне листа. 1u-1u Вставлено карандашом над строкой.

1v Далее зачеркнуто карандашом: крестьян-земледельцев, особенно казенных всякого со-

^ стояния о\

g 1x-1x Вставлено карандашом на левой от читателя стороне листа.

1w Далее зачеркнуто карандашом: возможности

^ 1y-1y Исправлено карандашом над строкой из: сии составы

« 1z-1z Исправлено карандашом над строкой из: может быть улучшена в соразмерности.

^ 2a-2a Вставлено карандашом на левой от читателя стороне листа.

^ 2b Исправлено карандашом над строкой из: устройстве

s 2c-2c Вставлено карандашом внутри вставленного на левой стороне листа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2d Исправлено карандашом над строкой из: в течение многих

с! 2e Слово вставлено карандашом над строкой.

^ 2f-2f Исправлено карандашом над строкой из: подушные и оброчные

sg 2g Далее зачеркнуто карандашом: наипаче бедные

g 2h Далее зачеркнуто карандашом: по роду торговли

^ 2i Далее зачеркнуто карандашом: в сей части

^ 2j-2j Исправлено карандашом над строкой из: последовательно

во всем ее пространстве.21 Положение 1823 года2т, причинившее столь сильные нарекания во внутренней торговле, вероятно2п, не могло бы20 состояться, если бы2р // (Л. 7) прежде установлены были 2ч-на сию часть-24 твердые начала; 2г-хотя же вредное действие сего-2г. Положения 2з-последовавшими отчетами-23 и ограничено; но 24-главный вопрос не решен во всем его пространстве-24; неопределительные2и колебания и разные2т стеснения еще продолжаются. Посему необходимо нужно вникнуть подробно и определить точнее2" право торговли и так называемые гильдейские повинности. С сим 2х-сопричастны все вопросы, к свободе торговли в селах и городах относящиеся-2х.

Ь) Пошлины разнородные27. Два 2г-рода сих-2г пошлин3а 3Ь-в особенности настоятельно-3ь требуют надлежащего рассмотрения: пошлины с пашпартов и пошлины по производству дел в присутственных31 местах. Первый род31 3е-стесняет работу-36, тяготит промыслы многочисленного31 // (Л. 7 об.) класса сельских38 обывателей; другой умножает до чрезмерности количество дел3Ь. Первый вопрос при последнем рассмотрении его в Совете отложен впредь до соображения6; а второй был передан из Совета в Комиссию законов и там31 остававшийся нерешенным обращен в канцелярию Совета.

21 Далее зачеркнуто карандашом: Но, прежде, нежели сие было сделано

2т Слово вставлено карандашом над строкой.

2п Исправлено карандашом над строкой из: по всей вероятности

20 Далее зачеркнуто карандашом: быть настоящим

2р Далее зачеркнуто карандашом: существовали

24-24 Вставлено карандашом над строкой.

2г-2г Исправлено карандашом над строкой из: оно достигло

23-23 Исправлено карандашом над строкой из: сие в разных его частях и ограничено 21-21 Исправлено карандашом над строкой из: части сии не приведены еще в порядок 2и Исправлено карандашом над строкой из: неизвестные 2у Исправлено карандашом над строкой из: всякие

2" Далее зачеркнуто карандашом: гильдий ^

2х-2х Вставлено карандашом на левой от читателя стороне листа. о

2у Далее зачеркнуто карандашом: Здесь ^

2г-2г Исправлено карандашом над строкой из: особенно предметы 2

л

Слово вставлено карандашом на левой от читателя стороне листа. 3

3Ь-3Ь Вставлено карандашом над строкой. Д

3с Исправлено карандашом над строкой из: судебных 3

31 Слово вставлено карандашом на левой стороне от читателя стороне листа вместо за- о

черкнутого: из них Я

3е-3е Исправлено карандашом над строкой из: тяготит и ^

31 Исправлено карандашом над строкой из: пошлина „о

38 Исправлено карандашом над строкой из: деревенских

3к Далее зачеркнуто карандашом: Из ^

31 Слово вставлено карандашом над строкой. -5

оо

III. Управление государственных имуществ. Здесь представляется весьма важным давно уже возникший, но доселе не оконченный вопрос об устройстве казенных крестьян. Он соединен с самыми существенными началами3 промышленности, торговли, всего государственного благоустройства31". Решение его от одного года к другому становится настоятельнее и // (Л. 8) необходимее.

IV. Движение внутр[енней] и внешней торговли и фабрик. Здесь представляется важным вопрос о мерах к поощрению и расширению внутренней промышленности и фабрик и о связи сих мер с31 доходами государственными и особенно таможенными.

V. Кредитные установления. С 1810-го года, когда3т установлена была настоящая кредитная система7 не было3п 3о-в ней-30 сделано3р по сие время общего всех частей ее обозрения; не определены с точностью на опытах основанные истинные ее последствия34. // (Л. 8 об.) Между тем, определение сие необходимо, дабы или3г продолжить начатый путь с надежностью или остановиться и исправить оный благовременно.

Образ действия.

По каждому из предметов, выше сего означенных Комитет, во-первых3', соберет самые полные и точные сведения34 посредством сношений председателя3" с разными частями управления.

// (Л. 93v)3w Обозрение законов земских3х или частной собственности:

a)3y О праве состояний:

1) О праве дворянского состояния. Здесь подлежит рассмотрению: образ приобретение сего состояния рождением, чинами32 и представлением

3j Исправлено карандашом над строкой из: пользами 3k Слово вставлено карандашом над строкой. ^ 31 Далее зачеркнуто карандашом: пользами 3т Далее зачеркнуто карандашом: в первый ^ 3п Далее зачеркнуто карандашом: никогда и 30-30 Вставлено карандашом над строкой. ЦН 3р Далее зачеркнуто карандашом: в оной ^ 34 Далее зачеркнуто карандашом: И след.

3г Далее зачеркнуто карандашом: удостовериться с очевидностью в пользе Su 3s Далее зачеркнуто карандашом: чрез статс-секретаря, при нем состоящего

3t Далее зачеркнуто карандашом: требуя оных н 3u Исправлено карандашом над строкой из: статс-секретаря, при нем состоящего s 3v В правом верхнем углу листа карандашная помета рукой М. М. Сперанского: К 4-му 1) § 3w На правом верхнем поле листа зачеркнуто: II. Обозрение законов общеисторической ци-^ вилизации

<о 3х Исправлено карандашом над строкой из: гражданских ^ 3y Исправлено карандашом над строкой из: АА) С 3z Исправлено карандашом над строкой из: службою и орденами

к ордену; удобства и неудобства 4а-настоящего положения, способы к его-4а допущению.

2) О праве состояния городских обывателей. Здесь подлежит рассмотрению образ, каким приобретается415 право: 1)4с торгового состояния; 2)41 состояния мещанского. 4е-Сюда же принадлежит41 рассмотрение предположений об улучшении48 вообще состояния городских обывателей-4е.

3) О праве состояния сельских свободных обывателей. Здесь подлежит рассмотрению: переход // (Л. 9 об.) из сего состояния в купечество и мещанство4Ь: и меры вообще об улучшении прав41 сего состояния41 и недвижимой собственности.

4) О праве состояния сельских крепостных обывателей. Здесь подлежат рассмотрению меры4к к прочному утверждению41 отношений крепостных людей к их4т помещикам; сюда также принадлежат разные вопросы об утеснениях и переходе крестьян в состояние свободных земледельцев.

5) О праве состояния крепостных дворовых людей. Сюда принадлежит рассмотрение разных предположений о лучшем устройстве сего состояния.

// (Л. 10)4п Ь)40 О праве вещественном и личном вообще4р:

1) О переменах, предположенных в Г[осударственном] с[овете] в44 порядке

наследства.121122

2) О переменах, предположенных в порядке взысканий по договорам вообще и, в особенности, по денежным заемным обязательствам.

с)4г О праве личном и вещественном в особенности:

1) О 4з-праве водворения всех свободных состояний-43 на землях или казенных, или нанятых44.

4а-4а Исправлено карандашом над строкой из: в сем образе преображения 4Ь Далее зачеркнуто карандашом: 1) 4с Вставлено карандашом над строкой.

41 Далее зачеркнуто карандашом: право

4е-4е Вставлено карандашом на левой от читателя стороне листа. 41 Далее зачеркнуто карандашом: обывателей пересм. полож.

48 Далее зачеркнуто карандашом: гражданства 2

А Далее зачеркнуто карандашом: переход в С-

41 Слово вставлено карандашом над строкой. ^

41 Далее зачеркнуто карандашом: в образе его управления §

4к Далее зачеркнуто карандашом: к твердому Э

41 Исправлено карандашом над строкой из: основанию

4т Слово вставлено карандашом над строкой. "С

4п В правом верхнем углу листа карандашная помета рукой М. М. Сперанского: К 4-му 2) .й 40 Исправлено карандашом над строкой из: ВВ)

4р Далее зачеркнуто карандашом: Сюда принадлежат ^

44 Вставлено карандашом над

строкой. Й

4г Исправлено карандашом над строкой из: СС) ей

43-43 Исправлено карандашом над строкой из: дозволении праве мещанам и каз[енным] крес-

я

тьянам оо

2) О взыскании по векселям. Сюда принадлежат все вопросы об усоверше-нии вексельного права.

// (Л. 10 об) 3) О 4и-праве вещественном-4" людей крепостного состояния и их подушности.

4) О 4v мерах исправлений в Положении о свободных хлебопашцах8.

d)4w О порядке4х судопроизводства:

Обозрение разных форм4у суда по делам земским и решение разных вопросов, сюда принадлежащих42.

// (Л. 11) Во-вторых, из сих систем составлено будет изложение (Memoire), в коем должно быть представлено: 1)5a состояние дела5Ь исторически; 2)5c объяснены неудобства, в немм замеченные; 3) меры, к исправлению и улучшению5е прежде предположенные51.

В-третьих, по сему изложению Комитет постановит главные начала, на коих дело должно быть устроено.

58-Примечание. В состав сей последней части изложения войдет подробный^ разбор тех бумагк-и прежних проектов-^, кои благоугодно будет г[осударю] и[мператору] поручить Комитету-5®.

В-четвертых,5 начала сии51 излагаются в журналах Комитета и представляются председателем51 на высочайшее // (Л. 11 об.) усмотрение.

В-пятых, когда они, будучи удостоены с переменами или без перемен предпочтительно высочайшего одобрения, тогда5т для составления подробного

4и-4и Исправлено карандашом над строкой из: подушности 4у Исправлено карандашом над строкой из: Об 4" Исправлено карандашом над строкой из: ОО) 4х Слово вставлено карандашом над строкой.

о\

4z

О

CS

■sf 5a

« 5b

се

К 5c

5d

« s 5e

«

о 5f

Sr1

S 5g-

¡^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О H 5h

О

S 5i-5

«

S « 5j

о

5k

\o 51

H 5т

С

4у Далее зачеркнуто карандашом: земского

Далее зачеркнуто карандашом: III. Обозрение законов казенных или о государственной собственности.

Далее зачеркнуто карандашом: положение дел Исправлено карандашом над строкой из: дела предмета Далее зачеркнуто карандашом: настоящее Исправлено карандашом над строкой из: оном Далее зачеркнуто карандашом: предположенные Далее зачеркнуто карандашом: и критические обозрения 5g Данный текст вставлен карандашом на левой от читателя стороне листа. Слово вставлено карандашом над строкой. " Вставлено карандашом над строкой. Далее зачеркнуто карандашом: когда

Далее зачеркнуто карандашом: будет удостоено предпочтительного Слово вставлено карандашом на левой от читателя стороне листа.

Положения5п они передаются тем лицам, кои будут для сего избраны; а между тем Комитет поступает к обозрению других предметов 50-в порядке-50, выше5р означенном.

В-шестых, по мере изготовления подробных Положений они вносятся на рассмотрение Комитета, в нем исправляются, и потом54 с5г высочайшей // (Л. 12) воли сообщаются чрез председателя тем 5з-главным начальствам, по ведомству коих-53 наиболее принадлежат их предметы. Так 54-Положения о-54 губернском устройстве5" будут сообщаемы тем5т генерал-губернаторам, кои высочайшею волею будут к тому предназначены; финансовые — к министру финансов и так далее.

В-седьмых, примечания, кои вследствие сих сообщений будут сделаны, должны быть рассмотрены в Комитете с приглашением в оный5" и самых тех лиц, и по взаимном с ними рассуждении постановлены будут надлежащие // (Л. 12 об.) перемены 5х-и исправления-5".

В-восьмых,5у Положения, таким образом52 обработанные, поступят6а в Общее6Ь собрание Государственного] с[овета] 6с-и в оном будут рассмотрены-61 тем особым61 порядком, какой установлен для предметов Уложения.

Порядок исполнения

Все предметы6е, Комитету поручаемые, имеют соответственную связь между собою, потому они не // (Л. 13) могут быть приведены в исполнение по частям и отдельно. Успех их действия61 зависит от синхронности. Так, например,

5п Далее зачеркнуто карандашом: передаются

50-50 Исправлено карандашом над строкой из: выше сего

5р Далее зачеркнуто карандашом: сего

54 Далее зачеркнуто карандашом: сообщаются чрез председателя 5г Далее зачеркнуто карандашом: непременной на сей

53-53 Исправлено карандашом над строкой из: министрам и генерал-губернаторам, коих

54-54 Исправлено карандашом над строкой и: обревизование 5и Слово вставлено карандашом над строкой.

5у Слово вставлено карандашом над строкой.

5" Слово вставлено карандашом над строкой. Далее зачеркнуто карандашом: самые 5х-5х Исправлено карандашом над строкой из: если Комитет признает 5у Далее зачеркнуто карандашом: когда 52 Далее зачеркнуто карандашом: достигнутые

6а Далее зачеркнуто карандашом: на рассмотрение Государственного] с[овета] 6Ь Далее зачеркнуто карандашом: его

6с-6с Исправлено карандашом над строкой из: подробно рассмотрит

61 Слово вставлено карандашом над строкой. 6е Далее зачеркнуто карандашом: Комитету для рассмотрения 61 Слово вставлено карандашом над строкой.

X

3

л

я 'Й

со

к части

устройство68 губернских мест6Ь не может быть успешно, если устройство Сената 61-не будет поставлено с ним в соразмерности и единообразии правил-61; 61-ког-да же и Сенат и губернские места будут60 наилучшим образом устроены, то сие не приведет еще нужный конец, если законы, по коим они должны действовать, не будут приведены в 6р-порядок и-6р ясность-61.

След[вательно], все Положения, кои будут обработаны в Комитете64 // (Л. 13 об.) прежде отдельно6г, все степени их рассмотрения63 должны потом все в соподчиненности их соединиться в кабинете г[осударя] и[мператора] и не прежде приступать к исполнению, как 64-в надлежащей соподчиненности и в то время в определенную эпоху-64, в то время, когда своды законов на каждую часть будут готовы. Сим токмо образом можно удостоверить полное их действие. Из сего правила по настоятельности нужд могут быть допущены некоторые изъятия; но, чем менее будет сих изъятий, тем будет лучше и надежнее.

// (Л. 14) 6и-При восшествии на престол г[осударь] и[мператор] соизволил изъявить в первом своем манифесте, что царствование его будет продолжением царствования Александра Первого. И нет начал, скрываемых и-6и, 6т-можно сказать-6т, самые6" основы сего правила6х: 6у-не уновлением, но непрерывностью однородных62 видов, постоянством7"1 правил, постепенным исполнением7Ь

68 Слово вставлено карандашом над строкой.

6к Слово вставлено карандашом над строкой. Далее зачеркнуто карандашом: устройство 61-61 Исправлено карандашом над строкой из: поставлены вместе с тем исправлением

61-61 Вставлено карандашом на левой стороне листа, вместо написанного на правой и зачеркнутого карандашом: а то и другое вместе, сколько бы ни было соединено, не может действовать, если законы с другой стороны на губернские места, на Сенат не могут действовать с успехом

60 Далее зачеркнуто карандашом: устроены с* 6р-6р Вставлено карандашом над строкой.

й 64 Далее зачеркнуто карандашом: и рассмотрены в Государственном] совете

6г Слово вставлено карандашом над строкой.

63 Далее зачеркнуто карандашом: на последнем этапе должны соединиться ^ 64-64 Вставлено карандашом на левой от читателя стороне листа. ^ би-би Данный текст написан рукой М. М. Сперанского чернилами. ¡а 6у-6у Исправлено М. М. Сперанским чернилами над строкой из: благоразумно 3 6" Слово вставлено М. М. Сперанским чернилами над строкой.

а 6х Исправлено М. М. Сперанским чернилами над строкой из: предначертания предназначения о 6у-6у Вставлено карандашом на левой стороне листа вместо написанного чернилами на правой а от читателя стороне листа и зачеркнутого: Государства зиждутся и устрояются веками.

=§ Если бы при каждом изменении царствующих лиц менялись и самые основы а

о 62 Слово вставлено карандашом над строкой.

^ 7а Далее зачеркнуто карандашом написанное над строкой: усилий однородных \о

^ Исправлено карандашом над строкой: разрешением. Далее зачеркнуто карандашом: еди-

Й ного плана С

одного и того же плана7с устрояется7а государственный порядок, утверждаются все части управления-67.

7еСлед[овательно]71 продолжать78, довершать не оконченное, 7Ь-раскрывать71 преднамеренное4, но еще сопрягая не 7к-стремительных превращений-71", но здравого устроения, прочной славы и твердого блага государству-7^ исправлять то, что ^обстоятельствами-71, попущением или убыстрением совратилось с сего пути; 7т-в сем состоит все дело, вся мудрость законодателя-7™, когда он ищет не сокрушать // (Л. 14 об.) 7п-но70 продолжать начатое и довершать неоконченное7р. Но не без точного изыскания74 и удостоверения в том, что именно начато и не окончено, где и почему остановилось, какие встретились препятствия, чем отвратить их можно-7п.

7г-Два есть73 пути к сему удостоверению:71:7" частный и общий7^

Первый путь необходим, но, когда ему одному следуют, он неудобен и опасен.

След[овательно] должно соединить его со вторым, т. е. общих всех дел обозрением.7"-В чем состоит общее обозрение, действие его, цель и предмет.7х Комитет и Совет могли бы отвращать сии неудобства, но в настоящем их состоянии они сего не могут-7" -7г.

7с Далее зачеркнуто карандашом: скрепляется государственное устройство, утверждается и Далее зачеркнуто карандашом: твердый

7е С этого абзаца до конца текста М. М. Сперанский вновь пишет, исправляет и вставляет карандашом.

71 Далее зачеркнуто карандашом: должно

78 Далее зачеркнуто карандашом: начатое, т. е. усовершать

7Ь-7Ь Вставлено карандашом на левой от читателя стороне листа.

71 Далее зачеркнуто карандашом: и приводить в действие

75 Исправлено карандашом над строкой из: предназначенное

71-71 Исправлено карандашом над строкой из: блистательных превращений

71-71 Исправлено карандашом над строкой из: быв и окончено впоследствии

7т-7т Исправлено карандашом над строкой из: и сие дело есть первая обязанность

7п-7п Данный текст написан карандашом на левой от читателя стороне листа. Й

70 Далее зачеркнуто карандашом: чтоб я

7р Слово вставлено карандашом над строкой. о

74 Слово вставлено карандашом над строкой.

7г-7г Данный текст написан карандашом на левой от читателя стороне листа. 7я Слово вставлено карандашом над строкой. Я

11 Исправлено карандашом над строкой: представлению ад

7и Далее зачеркнуто карандашом: один „о

7у Далее зачеркнуто карандашом: Неудобства одного первого пути

си

7"-7" Данный текст написан карандашом на левой от читателя стороне листа. ^

7х Далее зачеркнуто карандашом: Если бы -5

оо

На сем основана мысль о Комитете.7у 2032042052062072082092Ю2И212213214215216

72-Ясно, что труд Комитета требует8а точного определения: 1) его предметов и 2) постепенности8Ь и порядка в их производстве-72.

I. Предметы Комитета:

// (Л. 15) 8с-В государственном-80 устройстве должно различать 1) коренные81 государственные постановления, они относятся к правам и преимуществам верх[овной] самодержавной власти в порядке наследия престола и вообще по делам и[мператорской] ф[амилии]; 2) церковные постановления, они относятся к догматике и каноническим правилам80 церкви; 81-3) установления88 военные и политические-81; 8Ь-4) наконец, законы внутренние, т. е. законы земский (гражд[анский]), систематический, полицейский и уголовные-8ь.

81-След[овательно], один токмо81 и важный род законов8к может стать предметом обозрения81 -81.

7у Далее зачеркнуто карандашом: Но самое сие обозрение требует порядка и постепенности. Предметом сего Комитета должно быть общее внутреннего порядка обозрение, извлечение главных правил, на коих должны быть основаны усовершение и исправление.

72-72 Данный текст написан карандашом на левой от читателя стороне листа вместо зачеркнутого на правой: Ясно, что сие обозрение — труд Комитета — требует порядка и постепенности. Порядок сей работы может быть следующий. Следующие рассуждения могут способствовать в его деятельности. Все законы земские, гражданские, экономические, полицейские и уголовные.

8а Далее зачеркнуто карандашом: 1)

8Ь Слово вставлено карандашом над строкой.

8с-8с Исправлено карандашом над строкой из: В законах высших

81 Слово вставлено карандашом над строкой.

80 Далее зачеркнуто карандашом: господствующей

81-81 Против данного текста карандашная помета М. М. Сперанского на левой от читателя стороне листа: Могут не обстоятельства лежать в основе изменениям, но сии изменения, сколь возможно разные не иначе могли быть определены, как самыми сими обстоятельствами.

« 88 Исправлено над строкой карандашом из: законы собственно наши вещественные, т. е. за-я кон земский, уставы

^ вь-вь Против данного текста карандашная помета М. М. Сперанского на левой от читателя

стороне листа: Важнейшие изменения: главное свойство их есть — постепенность, при-

§ оритет законов военных и политических, хотя о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V

V

я

81 Против данного текста карандашная помета М. М. Сперанского на левой от читателя

стороне листа: Впереди зачеркнуто: Перв.) Для первого рода законов, т. е. постановле-^ ний (далее зачеркнуто — казенных) государственных и церковных, перспектива бы быть

а коренными, основными «

я

Й 8к

81 Далее зачеркнуто карандашом: сей

Далее зачеркнуто карандашом: может должен

^ 81 Далее зачеркнуто карандашом: быть предметом Комитета, входить в соображение

Комитета. Три первые должно иметь токмо в виду, как истины, положенные для со-

ображения

// (Л. 15 об.) В сем последнем роде законов, который так отличен от других,8™- можно назвать вообще внутренним-8™, есть8п две отдельные части: 1)80 самые8р законы, т. е.84 правила, по коим поступать должно; 2) учреждения, т. е. установление мест и лиц, кои должны охранять и приводить их в исполнение8г. К сим последним принадлежит вообще все то, что относится к образованию или учреждению мест и разных83 начальств. Сии две части81 надо рассматривать как св[од] казенн[ого] разряда законов.

По сему, и самая работа Комитета может с удобностью разделиться на две части: 1) обозрение законов учредительных (Раг1етеп1); 2) обозрение законов собственно так называемых гражданских.

// (Л. 16) 8и-Порядок сей объемлет:

Свод и Уложение 9 всех земских наших законов. В числе сих законов учреждение судебных и правительственных наших8т установлений занимает важное место8" -8и.

8х-Быв составлены в разные времена и по разным начертаниям они, с одной стороны, не имеют довольно связи и единства между собою, а с другой87 некоторые из них82 по самому течению времени и по изменению обстоятельств, 9а-быв многократно исправленные-9а, изменились в9Ь 9с-самом существе-90 и со-делались настоящему положению вещей не соответствующими10. По сему виду

8m 8m Исправлено карандашом над строкой из: его дел должно различать 8n Далее зачеркнута карандашная вставка на полях рукой М. М. Сперанского: в каждом

из разрядов,

80 Далее зачеркнуто карандашом: законы 8p Слово вставлено карандашом над строкой.

8q Вставлено карандашом над строкой. Далее зачеркнуто: установляющие 8г Далее зачеркнуто карандашом: сии последние 8s Исправлено карандашом над строкой из: лиц 8t Исправлено карандашом над строкой из: рода

8u-8u Вставлено карандашом рукой М. М. Сперанского на левой от читателя стороне листа вместо зачеркнуто на правой: Гл. IV. Порядок соглашений договоров о найме. Гл. V. О порядке соглашения договоров бодмерея и договора страхового. 8v Далее зачеркнуто карандашом: последних

8w Далее зачеркнуто карандашом: По принадлежности их (исправлено карандашом над строкой из: Их должен состав) и по особенным их свойствам он (исправлено карандашом над строкой из: свод) должен составить предмет отдельной (исправлено карандашом над строкой из: особенной) работы. 8x-8x Данный текст написан карандашом на левой от читателя стороне листа. 8y Далее зачеркнуто карандашом: лишние tg

8z Далее зачеркнуто карандашом: c „а

9a-9a Вставлено карандашом над строкой. 9b Далее зачеркнуто карандашом: их приложении

9с-9с Вставлено карандашом над строкой. -5

оо

Zi

сии части законов исследуемы-8х Государственным] советом11. При первоначальном обозрении настоящего состояния отечественных наших законов, удостоверяется: 1) что91 9е-меры, кои прежде-96, быв91 принимаемы98, приведение их в ясность и порядок9ь, требуют исправления и усиления91. Вследствие сего, приняв начатые по сему работы в собственное мое ведение 12, учредил я другой порядок их производства91, // (Л. 16 об.) пересмотра, а некоторые из них требуют9к дополнения и лучшего91 приспособления.

По долговременному Вашему в разных частях госуд[арственных] дел сведению Вам 9т-известно, что9п учреждения90 суть средства к исполнению законов, средства существенные и необходимые; без них самые лучшие законы9р останутся без действия. 9ч-Исследование и усовершение по пространству-94 их и по особенным их свойствам может и должно составить91 предмет особенной работы.

В сем движении признаю нужным сию часть законодательных трудов-9т 93

1 Сборник РИО. Т. 74. СПб., 1891. С. XVI.

2 Докладная записка графа Кочубея о предметах занятий Комитета 6 декабря 1826 года // Сборник РИО. Т. 74. С. XVП-XX.

3 Там же. С. XV.

4 Над проектом манифеста от 12 декабря 1825 г. о вступлении на престол Николая I с 9 декабря работал Н. М. Карамзин. Но уже с 10 декабря по протекции М. А. Милорадовича и А. Н. Голицына составление манифеста Николай Павлович поручил и Сперанскому. Однако историограф отклонил «сие соперничество», сказав, что дело должно быть поручено одному. Составление проекта перешло в руки одного Сперанского (Записка графа Д. Н. Блудова. Копия // ОР РНБ. Ф. 380 (М. А. Корф). Д. 55. Л. 15-15 об.). Проект

91 Далее зачеркнуто карандашом: они требуют усиления

^ 9е-9е Исправлено карандашом над строкой из: приемлемы весьма о

3 91 Исправлено карандашом над строкой из: и

98 Слово вставлено карандашом над строкой.

% 9Ь Далее зачеркнуто карандашом на строке: требуют настоятельно, над строкой: были бы § безвестными

91 Далее зачеркнуто карандашом: Следовательно, в

^ 91 Далее зачеркнуто карандашом: Все части земских

8 9к Далее зачеркнуто карандашом: важных

« 91 Слово вставлено карандашом над строкой.

с! 9т-9т Данный текст написан карандашом на левой от читателя стороне листа.

Й 9п Слово вставлено карандашом над строкой.

¡а 90 Далее зачеркнуто карандашом: самые существенные

« 9р Далее зачеркнуто карандашом: будут

^ 94 Исправлено карандашом над строкой из: По пространству и важности

^ 9г Далее зачеркнуто карандашом: особенный

манифеста был готов уже 11 декабря. То, что Николай передал Сперанскому составление столь важного документа, на мой взгляд, обусловливалось критическим отношением Карамзина к действиям членов Императорского дома в период междуцарствия, поколебавшим в общественном сознании идею о позитивной сущности абсолютистской власти. Многими нитями связанный с царской семьей (жена и дочь были фрейлинами Двора) он попытался вложить в текст манифеста свою сокровенную мысль о необходимости твердого, но в то же время ограниченного законом абсолютизма, что в этот сложный момент не было близко Николаю. В редакции Сперанского стержневой была идея, что новое царствование является «токмо продолжением» предшествующего и исполнением намерений Александра I (ПСЗ-11. Т. I. № 1).

5 В ноябре 1809 г. в рамках «Плана Всеобщего государственного образования» Александр I поручил Сперанскому разработать программу выхода из финансового кризиса. Для подготовки проекта был создан Комитет, в который помимо Сперанского вошли профессор экономики, финансов и публичного права Петербургского университета М. А. Балугьянский, государственный казначей Б. Б. Кампенгаузен, министр морских сил адмирал Н. С. Мордвинов, товарищ министра финансов Д. А. Гурьев. По протекции Сперанского Гурьев был назначен министром финансов и членом реформированного Государственного совета. Результатом работы Комитета стал знаменитый «План финансов на 1810 год», рассмотренный в декабре 1809 г. на заседаниях специального Финансового комитета, или, как его называли, «кружка Гурьева». В начале 1810 г. Сперанский представил Александру I «План», включавший реализацию конкретных финансово-экономических мер. Уже в 1810 г. были восстановлены металлическое обращение и серебряный стандарт, изъята часть ассигнаций, предпринят ряд внутренних займов, что стабилизировало государственный бюджет. Сложная внешнеполитическая ситуация заставляла вводить новые налоги и повышать старые: был увеличен прибавочный процентный сбор с купеческих капиталов; введены налоги с торгующих крестьян. В 1812 г. введен полупроцентный сбор с домов в столицах; а также повышены соляной, гербовый, вексельный, паспортный сборы и установлены новые питейные пошлины. Ожидаемых результатов эти меры не принесли, а лишь вызвали недовольство не только в дворянской и купеческой, но и крестьянской среде, особенно, после того как в 1819-1820 гг. в 20 губерниях России была введена государственная винная монополия.

Об этом см.: Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX в. М.: Наука, 1989. С. 38. 41, 106-110, 112-114; Семенкова Т.Г. Финансовые реформы М. М. Сперанского // Финансы СССР. 1989. № 4. С. 59-65; Управленческая элита Российской империи. История министерств. 1802-1917. СПб.: Лики России 2008. С. 323-326. ~

6 В царствование Александра I, когда происходила корректировка законодательства о па- 3 спортах, вопрос о пошлинах на них не раз рассматривался в Государственном совете ^ в 1801-1811 гг., а затем в 1816-1824 гг. Паспорт продолжал играть роль документа, по- ^ зволявшего контролировать передвижение населения в стране и прежде всего обеспечивать поимку беглых крестьян.

7 Имеется в виду кредитная реформа Гурьева, когда в 1810 г. были созданы Совет государ- о ственных кредитных установлений и Государственный кредитный банк, которые дали толчок формированию государственной кредитной системе и создали реальные механиз- -У мы ускоренного промышленного развития страны. Гурьев и Сперанский в концептуаль- .2 ном плане считали совершенно необходимым проведение обшей кредитно-финансовой ^ реформы, настаивали на введении гласного государственного бюджета и предлагали новую систему центрального финансового управления, при которой министр финан- ^ сов должен был принимать участие в законодательной деятельности. Согласно реформе £ 1811 г., министры действительно получили право законодательной инициативы. Об этом см.: Сорокин А. И. Реформы государственных финансов Российской империи в начале ^ XIX века // Финансы и кредит. 2012. № 28. С. 68-76. .3

СЗ

и л

к л

«

а «

о ^

а л

о н о

а «

а «

о ^

^

\о л

Речь идет о процедуре реализации указа от 20 февраля 1803 г. о вольных хлебопашцах — «Правила, постановленные по мнению Государственного совета в руководство министру внутренних дел при рассмотрении условий между помещиками и крестьянами по указу 20 февраля 1803 года» (ПСЗ-1. Т. XXVII. № 20625), которые официально были опубликованы от имени МВД.

Этим занималась еще Комиссия составления законов, созданная указом от 28 февраля 1804 г. Ее основной задачей определялись составление Свода существующих законов и подготовка Кодекса новых законов. Одним из важнейших нереализованных проектов был проект Гражданского уложения Российской империи, руководителем создания которого назначался Сперанский (РГИА. Ф. 1260 (Комиссия составления законов). Оп. 1. Д. 262. Л. 1).

Неудачи систематизации российских законов в конце XVIII — первой четверти XIX в. были обусловлены неверной тактической установкой кодификаторов, которые стремились кодифицировать целые отрасти права, не учитывая фактор бессистемности российского законодательства. Сперанский представил Николаю I 4 записки, в которых проследил историю Комиссий составления законов с 1700 по 1826 г. и выявил причины неудач законодательных работ. Он считал необходимым составление именно Уложения или Кодекса законов, хотя и понимал, что работы над ним должны быть начаты не прежде, чем составлен Свод действующих законов на основании отраслевых сводов. Николай I отверг эту мысль, которая казалось ему «чем-то отвлеченным, слишком теоретическим» и решил ограничиться Сводом законов. Что же касается типа его составления, то император избрал «сводный», под которым понимался Свод существующих действующих законов с исключением из них всего недействующего, «но без всяких изменений». Для осуществления замыслов императора и программы Сперанского нужна была новая организация дела в учрежденческом и бюрократическом аспектах. Осознавая бесперспективность успешной его реализации в рамках как Министерства юстиции, так и Государственного совета, а также необходимость непосредственного подчинения императору, Сперанский ставит вопрос о создании «законотворческого органа» в составе СЕИВК. Новое учреждение требовало формирования четкого поэтапного плана, определения конкретных задач, которые необходимо было решить для его реализации, а также обновления и расширения персонального состава. Согласно плану Сперанского 1826 г., в течение четырех лет до 1830 г. нужно было составить: «1) Свод законов гражданских, уголовных, полицейских и хозяйственных; 2) учебную книгу законов судебных», а главное — «3) издать Полное Собрание Законов в хронологическом порядке». Затем приступить к подготовке уложений по отдельным отраслям права. Однако Николай I скорректировал план, повелев отложить составление Гражданского и Уголовного уложений. Об этом см.: Андреева Т.В. Второе отделение Собственной ЕИВ Канцелярии: технология законотворчества. 1826-1832 гг. // Петербургский исторический журнал. 2019. № 2. С. 43-65.

Составленные осенью 1809 г. проекты первой (личное и семейное право) и второй (имущественное право) частей Гражданского уложения обсуждались на 43 заседаниях Государственного совета с 17 января по 14 декабря 1810 г., а затем в начале 1812 г. За 18091815 гг. Комиссия подготовила проекты Гражданского и Уголовного уложений, две части Уложения торгового, первую часть Устава гражданского судопроизводства. В 1817 г. по поручению Государственного совета Комиссия занялась составлением и изданием систематических сводов существующих законов, создания которых требовала судебная практика присутственных мест. В 1821 г. Государственный совет вернулся к рассмотрению проекта Гражданского уложения. С 24 ноября 1821 по 28 мая 1823 г. на 49 заседаниях Совета рассматривались все его три части, и было признано, что Уложение требует доработки. Прежде всего так считал сам Сперанский. Совет вернул проект Гражданского уложения в Комиссию. Его новая редакция была составлена в течение 1823-1824 гг., но не была одобрена Государственным советом. Так остался нереализованным проект кодификации гражданского законодательства в России.

8

9

10

12 Речь идет о том, что с 31 января 1826 г. М. М. Сперанский возглавил Второе отделение СЕИВК.

References

ANDREEVA T. V. Vtoroye otdeleniye Sobstvennoy EIV Kantselyarii: tekhnologiya zakonotvorchestva. 1826-1832 gg. [The second branch of the EIV Office of its own: the technology of lawmaking. 1826-1832. In Russ.] // Peterburgskiy istoricheskiy zhurnal. 2019. N 2. S. 43-65.

MIRONENKO S. V. Samoderzhaviye i reformy. Politicheskaya bor'ba v Rossii v nachale XIX v. [Autocracy and reform. Political struggle in Russia at the beginning of the 19th century. In Russ.]. Moscow: Nauka, 1989.

Sbornik Imperatorskogo Russkogo istoricheskogo Obshchestva. [Collection of the Imperial Russian Historical Society. In Russ.]. T. 74. St. Petersburg: Gosudarstvennaya tipografiya, 1891.

SPERANSKIY M. M. Proyekty i zapiski [Projects and Notes. In Russ.] / Pod red. S. N. Valka. Moscow; Leningrad: Izdatel'stvo AN SSSR, 1961.

Upravlencheskaya elita Rossiyskoy imperii. Istoriya ministerstv. 1802-1917. [The managerial elite of the Russian Empire. History of ministries. 1802-1917. In Russ.]: St. Petersburg: Liki Rossii, 2008.

Список литературы

Андреева Т. В. Второе отделение Собственной ЕИВ Канцелярии: технология законотворчества. 1826-1832 гг. // Петербургский исторический журнал. 2019. № 2. C. 43-65.

Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX в. М.: Наука, 1989.

Управленческая элита Российской империи. История министерств. 1802-1917. СПб.: Лики России, 2008.

Сборник Императорского Русского исторического Общества. Т. 74. СПб.: Государственная типография, 1891.

Сперанский М. М. Проекты и записки / Под ред. С. Н. Валка. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1961.

Т. В. Андреева. Записка М. М. Сперанского о создании Комитета 6 декабря 1826 года

Публикуемая записка отражает поиск пути усовершенствования системы государственного управления в Комитете 6 декабря 1826 года. Разработанная М. М. Сперанским идеологическая концепция деятельности Комитета, основанная на собственноручной записке Николая I, заключалась в подготовке программы системных и взаимосвязанных преобразований администрации высшего, центрального сл и местного уровня. Особое внимание уделялось преемственности с преобразовательной политикой ^ в институциональной сфере предыдущего царствования. Важнейшей задачей определялась централи- ^ зация управления, инструментарием решения которой Николай I и исполнитель его замыслов видели Z; в четком разделении законосовещательной, исполнительной и судебной частей в рамках единой, исхо- "сЗ дящей от самодержавного монарха государственной власти. S

Ключевые слова: российская государственность, реформы, М. М. Сперанский, Николай I, Комитет ^о 6 декабря 1826 года.

о

о

T. V. Andreeva. Note by M. M. Speransky on the establishment of the Committee g

on December 6, 1826 ^

d

The published note reflects the search for ways to improve the public administration in the Committee on December 6, 1826. The ideological concept of the Committee's activity, developed by M. M. Speransky, ju based on a handwritten note by Nicholas I, consisted in preparing a program of systemic and interconnected transformations of the administration at the highest, central, and local levels. Particular attention was paid -g

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CO

to the continuity with the transformative policy in the institutional sphere of the previous reign. The most important task was determined by the centralization of management, the instrument of solution of which Nicholas I and the executor of his plans were seen in a clear separation of the legislative, executive and judicial parts within the framework of a unified state power coming from the autocratic monarch.

Key words: Russian statehood of reform, M. M. Speransky, Nikolay I, Committee December 6, 1826.

Андреева, Татьяна Васильевна — д. и. н., ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН.

Andreeva, Tatiana Vasilievna — Dr. of Sciences (History), Russian Academy of Sciences, St. Petersburg Institute of History, major scientist.

E-mail: ta-a.andreeva2014@yandex.ru

cs

и rt К CP

«

s «

о V

s

CP

о

H о

s «

S «

о p

P

\o

P

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.