Научная статья на тему 'Запасы лесных горючих материалов в горных лесах южной Сибири'

Запасы лесных горючих материалов в горных лесах южной Сибири Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
320
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Матвеева Татьяна Алексеевна

Рассматриваются особенности формирования запасов горючих материалов в светлохвойных ценозах южнотаежной подзоны. Изучено влияние полноты древостоя на величину и соотношение запасов разных групп напочвенного горючего. Установлено, что в высокополнотных древостоях масса фитодетрита существенно возрастает.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WOOD COMBUSTIBLES RESOURCES IN MOUNTAIN FORESTS OF SOUTH SIBERIA

Some special features in the process of combustible resources formation in light coniferous cenosises of south taiga sub-zone are considered. The influence of stand completeness on size and ratio of resources of ground combustibles is considered. It is revealed that in dense stands the mass of phyto-detritus is substantially greater.

Текст научной работы на тему «Запасы лесных горючих материалов в горных лесах южной Сибири»

ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО

УДК 630.0.431 Т.А. Матвеева

ЗАПАСЫ ЛЕСНЫХ ГОРЮЧИХ МАТЕРИАЛОВ В ГОРНЫХ ЛЕСАХ ЮЖНОЙ СИБИРИ

Введение

Определяя роль пожаров в продуктивности лесных экосистем, невозможно однозначно оценить последствия огневого воздействия на природные комплексы. Это связано с тем фактом, что пожары действуют в различных местообитаниях и, в зависимости от интенсивности горения, неодинаково изменяют возрастную структуру, видовой состав древостоя и нижних ярусов растительного сообщества.

Объективным показателем, в значительной мере предопределяющим после-пожарный ход лесовосстановительного процесса, а зачастую и судьбу лесных экосистем, выступает количество уцелевших деревьев в гаревых экотопах. Прогнозируя элиминацию древесного сообщества в качестве главного фактора, обусловливающего уровень трансформации коренной среды, принимается сила пожара, которая в значительной мере определяется запасами лесных горючих материалов (ЛГМ) и соотношением их типов в растительных ассоциациях.

Объекты и методы

Работы выполняли в лесах Манско-Канского лесорастительного округа Вос-точно-Саянской провинции. Преобладающие в лесном фонде подтаежного пояса низко- и среднеполнотные древостой создают благоприятную среду для роста и развития травянистой растительности. Полигоны, на которых осуществляли работы, расположены в северо-западной части провинции на ровных местоположениях.

Объектами исследования были листвен-нично-сосновые насаждения разнотравной группы типов леса, широко представленные в лесном фонде подтаежного высот-но-поясного комплекса.

Основываясь на результатах собственных наблюдений], а также материалах литературных источников, можно утверждать, что запасы горючего в лесу в большой степени зависят от продолжительности беспожарного периода [1-5]. Даже спустя 30 лет после сильных пожаров мы отмечали различие мощности слоев подстилки на гарях и незатронутых огнем участках. Поэтому, чтобы уменьшить влияние предшествующих пожаров, изучение запасов напочвенной органики проводили на площадях, не подвергавшихся огневому воздействию минимум 50 лет.

Закладку и описание пробных площадей осуществляли в соответствии с общепринятыми методами [6]. Запасы напочвенных ЛГМ определяли на учетных площадках размером 0,20x0,25 м для опада и подстилки, 0,5x0,5 м — для живого напочвенного покрова [2]. Количество площадок обеспечивало 10%-ную точность наблюдения. Массу горючих материалов по типам устанавливали термовесовым способом. Учетные площадки распределяли с соблюдением принципа систематической выборки, то есть равномерно в пределах опытного участка.

Характеристика древостоев на опытных участках приведена в таблице 1.

Естественное возобновление лиственницы и сосны слабое. В подлеске доминирующая роль принадлежит спирее средней (Spiraea media Franz Schmidt) и акации желтой (Caragana arborescens Lam.). На первом участке, где древостой низкой полноты, значительное участие в сложении кустарникового яруса принимает кизильник черноплодный (Cotoneaster melanocarpa Lodd.). Сомкнутость кустарникового яруса низкая — 0,2-0,3.

Таблица 1

Характеристика древостоев

Номер Состав Высота, Диаметр, Возраст, Полнота Класс Запас,

участка древостоя м см лет бонитета м3/га

1 6Л 4С 27.6 26.7 35,4 34,8 160 145 0,36 II 156

П 6С 23,2 32,3 125 0,63 III 226

А 4Л 21,5 30,1 135 III

6С 22,4 35,7 130 0,58 214

э 4Л+Б 24,2 36,3 140 III

5Л 28,0 36,2 135 0,78 343

4 5С 27,2 36,0 140 II

Среди трав наиболее представленными растениями являются: в верхнем ярусе — вейник тростниковидный (Calamagrostis arundinacea (L.) Roth), борец высокий (Aconitum excelsum Rchb.), тысячелистник обыкновенный (Achillea millefolium L.), купальница азиатская (Trollius asiaticus L.), прострел желтеющий (Pulsatilla flavescens (Zucc.) Juz.) и др. Нижний ярус высотой до 20-30 см создают осока большехвостая (Carex macroura Meinsh), ирис русский (Iris ruthenica Ker-Gawl.), фиалка одноцветковая (Viola uniflora L.), костяника каменистая (Rubus saxatiiis L.). Низкорослые и стелющиеся травы — кошачья лапка (Antennaría dioica (L.) Gaertn.), майник двулистный (Majanthemum bifolium L.), грушанка средняя (Pyrola media Sw.) — сплошного яруса не формируют, Из кустарничков в напочвенном покрове присутствуют черника (Vaccinium myrtillus L.) и брусника (V. vitis - ïdaea L.), но их присутствие выражено в тех ассоциациях, где травы не образуют сомкнутого покрова.

Результаты и их обсуждение Установление запасов горючих материалов в травяных типах леса весьма осложняется неравномерностью размещения напочвенного покрова на лесопокрытой площади. В районе исследований лиственничные и сосновые древостой редко носят сомкнутый характер, чаще же они являются разреженными, что в сочетании

с ажурностью крон обеспечивает большое количество света под пологом леса. С этим связано разрастание обильного и разнообразного по составу травостоя. Развитию травяной растительности способствует и слабо выраженный подлесок.

Однако вблизи стволов деревьев световой режим меняется и, как следствие, уменьшается доля участия трав в напочвенном покрове; представленность кустарничков, наоборот, повышается [7, 8].

Уменьшить влияние синузиальности напочвенного покрова на точность определения запасов лесного горючего можно, размещая учетные площадки равномерно в пределах пробной площади. Данная методика позволяет учитывать как типичные, так и не характерные для конкретных местообитаний участки, и в конечном итоге более объективно оценить живую и мертвую напочвенную фитомассу.

При изучении запасов лесных горючих материалов выделяли травяно-кустар-ничковый ярус, моховой покров, опад, подстилку. Такой выбор сделан в связи с тем, что возможность возникновения пожара на участке определяется не только влагосодержанием горючих материалов, но и соотношением массы опада, мха, подстилки (основных типов проводников горения) и вегетирующей напочвенной фитомассы [9]. Результаты исследований на момент максимального развития травяного покрова представлены в таблице 2.

Таблица 2

Запасы горючих материалов (абсолютно сухое состояние), т/га

Номер участка Травы Кустарнички Мхи Опад Подстилка Всего

1 2,1 ±0,20 0,2± 0,01 - 5,0± 0,39 3,5=0,19 10,8

2 1,6± 0,1 3 0,7 ±0,08 0,3±0,02 6,8± 0,54 6,4± 0,48 15,8

3 1,5± 0,14 0,5± 0,05 0,2± 0,04 6,0± 0,52 5,7 ±0,33 13,9

4 1,0± 0,08 1,1 ± 0,10 0,6± 0,05 6,7 ±0,61 7,1 ±0,56 16,5

Полученные материалы наглядно иллюстрируют влияние полноты древостоя на величину и соотношение запасов разных групп лесных горючих материалов. В низ-кополнотном древостое (первый участок) травы образуют сомкнутый покров, их запас превышает таковой на других участках на 31-110%. Своей обильной массой травы подавляют развитие кустарничков и мхов. Абсолютно доминируя в напочвенном покрове, травостой проявляет настолько мощную средоформирующую роль, что кустарничковый ярус носит крайне фрагментированный характер, а мхи и вовсе отсутствуют.

С увеличением полноты древостоя и изменением светового режима, уменьшаются запасы трав, а кустарничков — возрастают. На четвертом участке (полнота древостоя 0,78) кустарнички имели наибольшую массу среди других представителей живого напочвенного покрова. Также усиливает свои позиции моховой покров, в котором доминантом выступает мох Шребера (Pleurozium schreberi (Brid.) Mitt.), ему сопутствуют мхи блестящий (Hylocomium splendens (Hedw.) Schimp.) и гребенчатый (Ptilium crista-castrensis (Hedw.) de Not.). При этом следует отметить, что и брусника, и зеленые мхи, несмотря на оставшуюся хорологическую обособленность, более равномерно распределены на площади.

Природные условия опытных участков одинаковые, и некоторые отличия видового состава и морфоструктуры древесных ценозов в данных обстоятельствах детерминированы той экологической и фитоце-нотической ситуацией, при которой появлялись и формировались молодые леса. Существующие различия связаны, главным образом, с важнейшим таксационным показателем древостоя — полнотой, и обусловленными ею особенностями вертикальной и горизонтальной структуры подпологовой древесной растительности и напочвенного покрова. Поскольку общий запас травяно-кустарничкового яруса на опытных участках варьировался в малом диапазоне (2-2,3 т/га), то нарастание массы опада при повышении полноты древостоя мы связываем с большим количеством опадающих на почву фрагментов древесного полога в высокополнотных сообществах.

Лесопирологи, определяя комплекс напочвенных горючих материалов, относят к нему и подстилку, отмечая некоторую

условность использования названия «напочвенные» [2].

Запасы фитодетрита в насаждениях зависят от количества поступающего на почву опада и быстроты разложения органики. В исследуемых местообитаниях минимальная масса подстилки также на первом участке, при этом она существенно меньше величины ежегодно опадающей органики. Это свидетельствует о высоких темпах гумификации растительных остатков, что характерно для низкополнотных сообществ. На почвах легкого гранулометрического состава, хорошо прогреваемых и дренированных, активизируется микробиологическая деятельность, и скорость разложения растительных остатков повышается [10].

На остальных участках не зафиксировано достоверного различия запасов подстилки и опада.

Выводы

Оценивая в целом запасы горючих материалов в районе проведения работ и сравнивая их с запасами в аналогичных сериях типов леса в северной и средней подзонах тайги, можно сказать, что они невелики [4, 5, 11]. Отличия связаны с меньшими объемами депонированной мортмассы: в южнотаежной подзоне разложение лесного опада происходит более интенсивно.

Фитомасса и соотношение запасов разных групп лесных горючих материалов в лиственнично-сосновых ценозах подтаежного пояса определяются полнотой насаждения. В пределах однородных климатических условий интенсивность деструк-ционных процессов под пологом светлохвойного леса выше в разреженных древо-стоях.

Библиографический список

1. Матвеева Т.А. Пожары в горных лесах средней и южной тайги / Т.А. Матвеева, А.М. Матвеев. Красноярск, 2008.

213 с.

2. Курбатский Н.П. Исследование ко-

личества и свойств лесных горючих материалов / Н.П. Курбатский // Вопросы лесной пирологии: сб. ст. Красноярск,

1970. С. 5-58.

3. Арцыбашев Е.С. Лесные пожары и борьба с ними / Е.С. Арцыбашев. М.: Лесная промышленность, 1974. 152 с.

4. Цветков П.А. Запасы горючих материалов в лесах северо-востока Эвенкии

/ П.А. Цветков // Лесное хозяйство. 2001. № 4. С. 33-35.

5. Матвеев А.М. Запасы горючих материалов в среднетаежных лесах Центральной Эвенкии / А.М. Матвеев, П.М. Матвеев // Вестник СибГТУ. 2002. № 2. С. 20-22.

6. Сукачев В.Н. Методические указания к изучению типов леса / В.Н. Сукачев, С.В. Зонн. М.: Изд-во АН СССР, 1961. 144 с.

7. Шумилова Л.В. Ботаническая география Сибири / Л.В. Шумилова. Томск: ТГУ, 1962. 439 с.

8. Софронов М.А. Пирологическое районирование в таежной зоне / М.А. Софронов, A.B. Волокитина. Новосибирск: Наука, 1990. 204 с.

9. Матвеева Т.А. Послепожарный от-

пад в сосново-лиственничных древостоях // Лесной и химический комплексы — проблемы и решения: матер. Всерос.

науч.-практ. конф. Красноярск, 2006. Т. 1. С. 54-58.

10. Богородская A.B. Экологическое состояние микробоценозов почв сосняков средней тайги Средней Сибири после контролируемых выжиганий / A.B. Богородская, Н.Д. Сорокин / / Вестник КГУ. 2005. № 5. С. 187-194.

11. Влияние низовых пожаров на возобновление в среднетаежных лиственничниках Красноярского края / Е.О. Бак-шеева и др. Красноярск: СибГТУ, 2003. 194 с.

УДК 551.588.6:581.132 (470.22) B.À. Усольцев,

Е.В. Бараковских, A.A. Маленко

ИЗМЕНЕНИЕ ЗАПАСА УГЛЕРОДА ЗА ПОСЛЕДНИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ В ЛЕСНОМ ПОКРОВЕ ТАЕЖНОЙ И СТЕПНОЙ ЗОН1

Известно, что продуктивность лесов европейских стран и России в течение последних десятилетий неуклонно растет [1, 2]. Основную причину видят в потеплении климата, однако единого мнения по этому вопросу нет. Лесное хозяйство предоставляет наиболее экономически выгодную возможность для депонирования углерода по Протоколу Киото, однако определения углеродного пула и его годичного депонирования лесным покровом по регионам России у разных авторов сильно различаются [3].

Объекты и методы Исследованы изменения углерододепонирующей способности лесного покрова в двух регионах (природных зонах) — в южной тайге (Пермский край) и степи (Оренбургская область). В основу расчетов положена сформированная нами база дан-

1 Работа выполнена при поддержке РФФИ, грант 07-07-96010 и программы Президиума РАН «Биоразнообразие и генетика генофондов».

ных о запасах фитомассы в насаждениях основных лесообразующих древесных пород Урала и прилегающих к нему регионов, включающая в себя 1400 определений, а также данные Государственного учета лесного фонда (ГУЛФ) Пермского края по состоянию на 1988 и 2007 гг. и Оренбургской области по состоянию на 1983, 1993 и 2007 гг. [4].

Экспериментальная часть

В результате реализации описанной процедуры совмещения экспериментальных данных о фитомассе насаждений, полученных на пробных площадях, с данными ГУЛФ мы получили показатели фитомассы, взвешенные по классам возраста, запасам стволовой древесины и долевому участию каждой древесной породы [4]. Подобная процедура по совокупности лесообразующих древесных пород осуществлена по всем 35 лесхозам Пермского края и по 27 лесхозам Оренбургской области, соответственно, за два и три периода лесоинвентаризации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.