Научная статья на тему 'Запасание корма птицами'

Запасание корма птицами Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
148
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Запасание корма птицами»

Автор признателен за сведения о находках окольцованных птицах сотрудникам Центра кольцевания в Москве, прежде всего И.Н.Добрыниной, И.А.Харитоновой и С. П.Харитонову.

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2003, Экспресс-выпуск 211: 135-139

Запасание корма птицами

П.А.Свириденко

Второе издание. Первая публикация в 1957*

Среди позвоночных животных инстинкт запасания корма проявляется у млекопитающих и птиц. В отношении последних, однако, данных по этому вопросу собрано ещё мало. Г.П.Дементьев (1940) в своём капитальном руководстве по зоологии отмечает: "Несмотря на возможность для ряда видов птиц обходиться известное время без пищи, для ряда форм характерно собирание пищевых запасов". В качестве примера он называет калифорнийского дятла Melanerpes formicivorus, сорокопутов и ореховку и высказывает предположение, что некоторые виды сов, как например воробьиный сычик, собирают на зиму мышей и птиц в своих дуплах.

В настоящее время имеются уже точные данные Г.Н.Лихачёва о том, что у воробьиного сычика Glaucidium passerinum инстинкт запасания корма ярко выражен. В феврале 1951 Г.Н.Лихачёв в лесном массиве "Тульские засеки" обнаружил дупло, в котором находился склад трупов мышевидных грызунов, заготовленных воробьиным сычиком. Трупы грызунов были уложены очень плотно, слоем до 19-20 см высоты, общий вес их был свыше 2 кг. По-видимому, пишет Г.Н.Лихачёв (1951), сычик начал заготовку пищи ещё в декабре и складывал целых зверьков по мере их отлова. Только после наступления сильных морозов и выпадения глубокого снега, когда добывать свежий корм было уже трудно, он переселился в дупло и начал поедать свои запасы. Всего в запасах воробьиного сычика было обнаружено 86 зверьков, главным образом рыжих полёвок (81), затем серых полёвок (3) и бурозубок малых (2).

К.А.Воробьёв (1952) сообщает, что в Московской области в одной из дуплянок, висевшей на старой ели, им был обнаружен запас пищи воробьиного сычика, состоящий из трёх гаичек Parus montanus, двух корольков Regulus regulus, лазоревки Parus caeruleus, пищухи Certhia familiaris, трёх рыжих полёвок и семи землероек.

По-видимому, и некоторые другие виды сов делают запасы корма, но эта сторона биологии их ещё мало прослежена. Имеются сведения, что за-

* Свириденко П.А. 1957. Запасание корма птицамиЦЗапасание корма животными / П.А.Свириденко. Киев: 19-23.

пасы пищи приносит к своему гнезду филин Bubo bubo. Запасы пищи были обнаружены у гнёзд ушастой совы Asió otus, а также болотной совы Asió flammeus. В Чкалове возле гнезда болотной совы, в котором находилось 8 птенцов, были найдены запасы пищи, состоящие из шести водяных крыс, четырёх полёвок, четырёх степных пеструшек, четырёх слепушонок, одной камышевки и одной болотной курочки; в другом случае запасы корма состояли из пяти пищух и шести пеструшек (Дементьев 1951).

Небольшие запасы корма делают ворона Corvus comix и сорока Pica pica, припрятывая их под опавшими листьями в травостое или в рыхлой земле, в снегу. Они, хорошо запоминая эти места, находят там корм и поедают его.

Такой характер запасания корма наблюдается и у соек Garrulus glanda-rius. Однако они заготовляют иногда и более значительные запасы желудей, вишен и других ягод, помещая их у корней деревьев и в дуплах. М.А.Мен-збир (1895, т. 2, с. 492), на основании наблюдений Н.А.Зарудного, сообщает, что "в Оренбургском крае сойки, собирающиеся зимовать, иногда устраивают запасные магазины, собирая жёлуди, вишни, ягоды спаржи, ландыша и т.п. под корни деревьев и в дупла. Запасы одного такого магазина из числа нескольких, найденных Зарудным, весили 10 фунтов с лишним".

Надо заметить, что Н.Г.Холодный (1941), проводивший наблюдения над поведением соек в заповеднике "Гористое" Киевской области, высказывает сомнение в способности этих птиц делать запасы желудей. По его мнению, сойка просто роняет жёлуди в разных местах, когда переносит и раздалбливает их. Требуются дальнейшие более обстоятельные исследования для окончательного решения вопроса о характере запасания корма сойками.

В литературе имеется целый ряд наблюдений о запасании корма кедровкой, или ронжей Nucifraga caryocatactes. Лесничий Пехтольд (1879), много лет наблюдавший в Западной Европе кедровку в кедровниках, обстоятельно характеризует запасание пищи этой птицей. Он пишет: "Эта вообще очень подвижная птица обнаруживает необычайную деятельность во время созревания кедровых орехов; сорвав с дерева или подобрав на земле шишку, она летит далеко через горы и долы, чтобы в удобном местечке расковырять шишку, убрать орешки в свой зоб и потом лететь дальше, до места, облюбованного ею для склада пищи в запас... Выбирает она лишь самые лучшие, вполне зрелые орешки, что несомненно доказано рассмотрением остатков от раскрытых ею шишек, так же как и исследованием запасов, которые, впрочем, эта крайне осторожная птица умеет так отлично запрятать, что их трудно человеку отыскать". По его данным, кедровка "собирает весьма значительные запасы, иногда полную шапку". Далее, сообщает Пехтольд, "кроме больших магазинов, кедровка откладывает семена ещё на лесосеках, в многочисленные малые щели, которые она пробивает в земле клювом. При множестве сохраняемых таким образом орешков понятно, что птица о многих из них забывает; оставляя в щелях семена, она производит за человека посев кедра тем более удачный, что посевной материал у неё всегда превосходный".

Запасание корма кедровкой наблюдалось и в кедровниках Сибири. Так, Дунин-Горбачёв ещё в 1897 году отмечал, что в Тобольской губернии кедровка делает запасы кедровых шишек, складывая их у корней деревьев небольшими кучками по 5-6 шишек в каждой.

H.А.Холодковский и A.A.Силантьев в своей монографии "Птицы Европы" (1901) также отмечают, что кедровка собирает запасы семян; в своей объёмистой ротовой полости она уносит большое количество семян и прячет их где-нибудь в лесу подо мхом и в других укромных местах.

Б.Н.Городков (1916) подробно останавливается на роли запасания кедровых орехов кедровкой и значении этого явления для лесовозобновления. Наблюдения, проводившиеся им в течение ряда лет в Сибири, в Тобольской губернии, подтверждают способность кедровки делать запасы кедра. Однако он отмечает, что кедровка обычно устраивает свои запасы, не удаляясь на большое расстояние от места сбора. При созревании орехов кедровки собираются в стаи и, перелетая с места на место, очень быстро (в 1-2 дня) очищают один кедровник за другим. Напав на кедровник, птицы обрывают шишки, причём, если шишка не очень тяжела, птица несёт её в клюве в удобное место, в противном случае бросает на землю и подбирает её уже после. Поместившись где-нибудь на пне или на толстой ветке, она очищает шишку от семян, оставляя только плохие. Часть вынутых орехов птица съедает, а часть прячет в запас.

Во вместительной глотке кедровка может за один раз перенести до 80 орехов. Она их прячет кучками под мох, особенно под выступающие корни деревьев, ближе к стволу, где слой снега зимой не бывает слишком толстым. Своими запасами птица пользуется в осеннее и зимнее время. Она роется в снегу, делая косые ходы, и удивительно точно находит свои запасы. По наблюдениям некоторых лесников, кедровка зимой следит за своими запасами и перед метелями перемещает их повыше.

Запасы корма кедровка заготовляет весьма интенсивно. Поэтому нельзя ждать со сбором орехов, иначе можно лишиться урожая, так как большие стаи этих птиц быстро очищают кедровники.

Запрятав свои запасы орехов в различных местах, кедровка не все их успевает использовать, поэтому часть орехов прорастает, что способствует лесовозобновлению. Нужно заметить, что кедровка выбирает для своих запасов самые отборные орехи, чем обеспечивает хорошее развитие всходов.

По наблюдениям А.Н.Формозова, Н.П.Наумова, И.Д.Кирис (1934), а также В.Н.Надеева (1940), запасы пищи, заготовленные кедровкой, приносят значительную пользу белке Sciurus vulgaris в неблагополучные в кормовом отношении годы.

Н.Ф.Реймерс (1956) в лесах Прибайкалья проводил учёт кедровых орехов, запасаемых кедровками. По его наблюдениям, особенно много семян кедровка заносит на гольцы, недавно оголённые огнём гари, и вообще места с негустым травяным покровом. В среднем кедровки ежегодно заносят 2000-3000 орехов на 1 га безлесной площади, при этом кедровка поедает не более половины своих запасов. В лесах Прибайкалья кедровка является почти единственным распространителем кедра и играет вполне положительную роль в возобновлении этой ценной породы.

Интересные данные о запасании корма хохлатой синицей Parus cristatus приводит С.Хафторн (Haftorn 1953). По его наблюдениям, хохлатая синица запасает пищу в течение всего года, но более всего осенью. Семена растений, а также личинок и гусениц синицы прячут в разных местах поодиночке, обычно на деревьях (на елях и соснах), помещая их под сучками,

лишайниками и пр., причём так, чтобы они были заметны только снизу. Зимой, когда снег покрывает ветви сверху, пищу легче отыскать. В запасах семена (главным образом ели и сосны) составляют 80%, животные — 20%. Места таких запасов пищи, помещённых разбросанно и одиночно, синицы "не запоминают". Каждая пользуется пищей, запасённой впрок всей популяцией синиц, обитающей на данной территории.

Интересны приёмы запасания корма у сорокопутов Lanius, которые накалывают пойманных и убитых ими жуков, ящериц, лягушек, мышей, полёвок и землероек на колючки, сухие ветки кустарников и молодых деревьев вблизи своего гнезда. Если сорокопуту не на что наколоть свою добычу, он ущемляет её в развилке ветвей или в щели. Сделанные таким образом запасы пищи птица поедает постепенно, по мере того как проголодается. Когда самка сорокопута-жулана Lanius collurio высиживает яйца, пищу ей приносит самец. В этот период запасы пищи вблизи гнезда обычно увеличиваются, и проголодавшаяся самка время от времени слетает с гнезда и пользуется заготовленным самцом кормом.

Запасы пищи сорокопутов, заготовленные таким способом, всё же невелики и долго сохраняться в свежем виде не могут. Здесь мы наблюдаем характерную особенность: в то время как все птицы, делающие запасы, прячут добытый корм, скрывая его от конкурентов (так поступают не только птицы, но и другие животные), сорокопуты хранят свои запасы открыто; они лишь подносят их ближе к месту своего гнездования.

Инстинкт запасания корма свойствен и поползню Sitta еиюраеа. А.Н.Формозов отмечает, что поползни создают себе запасы семян, складывая крылатки клёна, буковые орешки и пр. в трещины коры высоких деревьев. На Звенигородской биологической станции Московского университета наблюдали, как поползни зимой наполнили липовыми орешками до самого летка одну из вывешенных дуплянок (Формозов и др. 1950).

В течение всей зимы 1955/1956 мы в с. Феофания Киево-Святошин-ского района почти ежедневно наблюдали, как две пары поползней уносили из поставленной на дерево кормушки подсолнечные и тыквенные семечки. Они не только питались ими, но и прятали их в расщелины коры растущих поблизости старых груш, яблонь, белых акаций и дубов. В запасании корма они были положительно неутомимы. Прилетев к кормушке и быстро захватив 2-4 семечка, поползень летел к одному из соседних деревьев, прятал свою добычу в трещины коры и тотчас же летел обратно за новой порцией. И так с раннего утра до вечера. Бегая по стволам, пополни легко находили свои запасы и расклёвывали их. В трещины коры груш было так много запрятано, а потом расклёвано семечек, что к весне все отстававшие чешуи коры были сбиты и стволы стали гладкими.

Конечно, запасами корма, сделанными поползнями, питались не только они. Их запасы привлекали большое количество больших синиц Parus major, которые зорко следили за работой поползней.

Инстинкт запасания корма у поползней проявлялся не только зимой и весной, но и в летнее время. В некоторые дни июня поползни были так же активны, как и зимой, и в отдельные дни пара их уносила из кормушки 200-300 г подсолнечных семечек.

Как мы уже отмечали, проявление инстинкта запасания корма птицами

ещё мало изучено, однако установлено, что лишь незначительное количество видов птиц делает запасы корма. Подавляющее большинство видов

птиц корма не запасает.

Литература

Воробьёв К.А. 1952. Запасы воробьиного сычика//Природа 7: 115-116.

Городков Б.Н. 1916. Наблюдения над жизнью кедра (Pinus sibirica Мауг) в Западной Сибири //Тр. Бот. музея Акад. наук 16: 153-172, XVIII-XIX.

Дементьев Г.П. 1940. Птицы. М.; Л.: 1-856 (Руководство по зоол. Т. 6).

Дементьев Г.П. 1951. Отряд совы Striges или Strigiformes//Птицы Советского Союза. M., 1: 342-429.

Дунин-Горбачёв 1897. Север Тобольской губернииЦЕжегодн. Тобольского музея 8.

Лихачёв Г.Н. 1951. Зимний запас пищи воробьиного сычика//Природа 11: 63-64.

Мензбир М.А. 1895. Птицы России. М., 1-2: 1-1120.

НадеевВ.Н. 1940. Материалы по экологии белки Западного Саяна и Алтая //Тр. Биол. ин-та Томск, ун-та 7.

Пехтольд 1879. Значение кедровки //Лесной журн. 10.

Реймерс Н.Ф. 1956. Роль млекопитающих и птиц в возобновлении кедровых лесов Прибайкалья //Зоол. журн. 35, 4: 595-599.

Формозов А.Н., Наумов Н.П., Кирис И.Д. 1934. Экология белки. М.; Л.

Холодковский Н.А., Силантьев А.А. 1901. Птицы Европы. Практическая орнитология с атласом европейских птиц. СПб.: I-CLVII, 1-636.

Холодний М.Г. 1941. Про розселения дуба в природних умовах//Природа заповгдн. АН У PCP. Тористе. 1.

Haftorn S. 1953. Contribution to the food biology of tits especially about storing of surplus food. Part I. The Crested Tit (Parus c. cristatus L.) //Kgl. norske selsk. skr. 4: 1-123.

Ю СЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.