Научная статья на тему 'Западные заимствования в городской культуре Урала в контексте глобализационных процессов начала XX в'

Западные заимствования в городской культуре Урала в контексте глобализационных процессов начала XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
117
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МЕНТАЛИТЕТ / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА / ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД / ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ / MODERNIZATION / GLOBALIZATION / MENTALITY / URBAN CULTURE / DIALOGUE OF CULTURES / TRANSITION PERIOD / EVERYDAY LIFE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Яхно Ольга Николаевна, Кардапольцева Валентина Николаевна

Анализируется взаимодействие местных традиций и европейских нововведений в частной и общественной жизни в городах Урала на рубеже XIX XX вв. Несмотря на то, что процесс урбанизации на Урале к началу XX столетия шел сравнительно медленно, в городах отчетливо стали проявляться черты нового, современного городского образа жизни. Авторы неоднократно исследовали новшества в городской повседневной культуре, которые обеспечивали изменения в обществе в целом. В данной работе акцент делается на изучение различных каналов европейского влияния на российскую провинциальную культуру. Значительным явлением европейской культуры становятся различные выставки и ярмарки. К концу XIX столетия многие жители Екатеринбурга в свободное время начали заниматься физкультурой и спортом. Несомненное влияние на уральскую провинцию оказывал образ жизни российских столиц, а также Варшавы, Риги и некоторых других городов. Журналисты с готовностью находили примеры обустройства домашнего быта, повседневного экономического поведения, деятельности благотворительных обществ в странах Западной Европы и США, которые могли быть применены и в России. Можно констатировать, что исследуемый период был пиком различных европейских и американских заимствований, что свидетельствует о включенности России в общеевропейский процесс модернизационных преобразований начала XX в., проходивший под знаком глобализации. Но несмотря на интенсивный диалог культур, заимствование «чужих» культурных образцов приводило к росту конфронтационных настроений и революционному расколу общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Borrowings from the West in the Ural Urban Culture in the Context of Globalization Processes at the Beginning of XX Century

The article deals with the analysis of interaction between local traditions and European innovations in private and public life at the end of XIX beginning of the XX centuries. Despite relatively slow development of urbanization in the beginning of 20th century, the towns nevertheless clearly started showing the features of new lifestyle. The authors repeatedly studied innovations in the urban everyday culture which ensured the changes in the society on the whole.The author accentuates the necessity to study different European canals influencing Russian provincial culture. Different fairs and exhibitions became a considerable phenomenon of the European culture. By the end of XIX century many inhabitants of Yekaterinburg became engaged in sports activities and physical culture in their free time. It is certain that the way of life in Russian capitals along with Warsaw, Riga and some other cities has greatly influenced Ural provinces. Journalists were eager to find examples in the countries of Western Europe and the United States, and to discuss their possible implementation in Russia. These examples belonged to the spheres of domestic life, everyday economic behavior, charity. One could conclude that the period under study was the peak of borrowing from Europe and America, which, in turn, highlights the inclusion of Russia and its regions into the pan-European process of modernization in the early 20th century.

Текст научной работы на тему «Западные заимствования в городской культуре Урала в контексте глобализационных процессов начала XX в»

УДК 008(571)

О. Н. Яхно

В. Н. Кардапольцева

кандидат исторических наук, ст. научный сотрудник Сектора социальной истории, Институт истории и археологии Уральского отделения РАН E-mail: mrsyakhno@mail.ru

доктор культурологии, профессор, зав. кафедрой художественного проектирования и теории творчества, Уральский государственный горный университет E-mail: kardapol@mail.ru

ЗАПАДНЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ В ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРЕ УРАЛА В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НАЧАЛА XX В.

Анализируется взаимодействие местных традиций и европейских нововведений в частной и общественной жизни в городах Урала на рубеже XIX- XX вв. Несмотря на то, что процесс урбанизации на Урале к началу XX столетия шел сравнительно медленно, в городах отчетливо стали проявляться черты нового, современного городского образа жизни. Авторы неоднократно исследовали новшества в городской повседневной культуре, которые обеспечивали изменения в обществе в целом. В данной работе акцент делается на изучение различных каналов европейского влияния на российскую провинциальную культуру. Значительным явлением европейской культуры становятся различные выставки и ярмарки. К концу XIX столетия многие жители Екатеринбурга в свободное время начали заниматься физкультурой и спортом. Несомненное влияние на уральскую провинцию оказывал образ жизни российских столиц, а также Варшавы, Риги и некоторых других городов. Журналисты с готовностью находили примеры обустройства домашнего быта, повседневного экономического поведения, деятельности благотворительных обществ в странах Западной Европы и США, которые могли быть применены и в России.

Можно констатировать, что исследуемый период был пиком различных европейских и американских заимствований, что свидетельствует о включенности России в общеевропейский процесс модернизационных преобразований начала XXв., проходивший под знаком глобализации. Но несмотря на интенсивный диалог культур, заимствование «чужих» культурных образцов приводило к росту конфронтационных настроений и революционному расколу общества.

Ключевые слова: модернизация, глобализация, менталитет, диалог культур, городская культура, переходный период, повседневная жизнь

Для цитирования: Яхно, О. Н. Западные заимствования в городской культуре Урала в контексте глобализационных процессов начала XX в. / О. Н. Яхно, В. Н. Кардапольцева // Вестник культуры и искусств. - 2019. - № 2 (58). - С. 29-37.

В современных исторических исследованиях заметное место занимает изучение образа жизни, менталитета горожан, своеобразие российской культуры в контексте общеевразийской цивилизации. Это не случайно. Очевидно, что люди по-разному воспринимают изменения в окружающем их мире. Одни испытывают дискомфорт, другие - надежду и воодушевление. Особо чувствительна к изменениям социально-психологическая составляющая

образа жизни, фиксирующая устойчивые черты, манеры поведения, вкусы и склонности отдельных индивидуумов, групп и слоев. Переходные состояния допускают различные варианты преобразования общественной жизни, так как они представляют собой предмет человеческого конструирования и интерпретации [11, с. 15].

На появление новых методологических подходов в современных гуманитарных

29

науках оказала влияние французская школа «Анналов» и специалисты по истории повседневности Германии, Австрии, Швейцарии. Исключительно важную роль для российской науки сыграл ежегодник «Одиссей. Человек в истории» (выходит с 1989 г.). С этого времени заметно расширилась проблематика конкретных исследований, посвященных российской повседневности. В том числе это относится к проблеме бытовой культуры города.

Отечественной науке конца XX - начала XXI столетия удалось заметно продвинуться вперед в разработке теоретико-методологической базы исследования истории человека, стереотипов его поведения, привычек, ментальных конструкций. Являясь полифункциональным организмом, город создавал определенное геокультурное пространство, поскольку был центром притяжения, выступал ярким и наглядным мерилом уровня культуры. В силу этого он играл важнейшую роль в социальной и культурной жизни российского общества. Изучение повседневной жизни горожан возможно и через рассмотрение самых основных проблем, с которыми сталкивается человек в своей жизни: организация домашнего быта, формы общественного и частного досуга, влияние достижений науки.

На сегодняшний день существует большое количество изданий, посвященных различным сторонам повседневной жизни российских столиц и рассказывающих об изменении их архитектурного облика, быте различных слоев городского населения, календаре светской жизни, влиянии на жизнь российской провинции [2; 15; 21-23].

Однако повседневная жизнь на уровне провинциального города, в том числе и уральского, остается не до конца изученной темой. Отдельные ее аспекты нашли свое отражение в ряде книг лишь в последнее время [10; 13; 14; 19]. Города в этих работах предстают как динамично развивающиеся «точки роста территорий», помимо этого отмечается сочетание традиционных и «новых» форм досуга. Исторический подход к данному вопросу показывает его влияние на социокультурную динами-

ку, образ жизни человека, его ценности и интересы, жизненные ориентации и модели поведения.

Впервые в историографии комплексно, в теоретическом и конкретно-историческом аспектах рассмотрены проблемы роли и соотношения внутренних и внешних факторов циви-лизационного развития России [1; 5; 20]. В работах были проанализированы механизмы и роль внешних факторов в изменении типологических черт российской цивилизации, диффузионные волны экзогенных инноваций, усилившихся в связи с так называемой первой волной глобализации, наблюдавшейся на рубеже XIX - XX вв., и их влияние на социокультурные процессы. Вместе с тем в разработке тематики, заявленной в настоящей статье, сделаны лишь первые шаги. Они еще не дают полной картины конкретных городских практик, появившихся в результате заимствования различных культурных образцов.

Современные исследователи указывают на интегративный характер подходов к изучению культуры повседневности. В первую очередь это связано со сложной структурой самих понятий повседневности, быта, стиля и образа жизни. Проблематика повседневности «встроена» в разные научные дисциплины: историю, культурологию, источниковедение, краеведение, литературоведение и пр., поэтому ее рассмотрение наряду с традиционными приемами исторического анализа требует междисциплинарного подхода, что предполагает использование инструментария других наук: этнологии, искусствоведения, исторической психологии, социологии. Методы мипологический, семиотический и историко-психологической реконструкции в той или иной мере пригодятся для исследований подобного рода.

Уклад жизни городских сообществ Урала рубежа XIX - XX вв. был типичен для общества переходного состояния. Противоречивые условия, в которых он складывался, приводили к рассогласованию с происходившими общественно-политическими и экономическими изменениями. К тому же следует подчеркнуть важную региональную особенность - сложную

30

социально-этническую и социально-религиозную структуру. Выходцы из различных регионов приносили с собой культурные особенности своих территорий, что лишь усложняло и так непростой диалог с западной культурой. Да и самим новым горожанам приходилось проходить довольно длинный путь идентификации.

Несмотря на то, что процесс урбанизации на Урале к началу XX в. шел сравнительно медленно, в городах отчетливо стали проявляться черты нового, современного образа жизни. Именно здесь вырабатывались новые формы и создавались учреждения, более соответствовавшие передовому укладу, появлялись те новшества, которые обеспечивали изменения в обществе в целом. На его территории ярко ощущалось взаимовлияние субкультур различных социальных групп. Город заставлял пестрое население принимать некие единые правила игры. Это в свою очередь определило формирование таких черт, как индивидуализм, рационализм, культ потребления, готовность к восприятию нового, феномен моды и массовой культуры. Городское окружение заставляло по-новому относиться к здоровью, свободному времени, восприятию новинок в области науки и техники. Публицисты начала XX в. увязывали урбанизацию с развитием капиталистической системы в стране, производительных сил, вызывающих перераспределение населения [4, стб. 91]. В силу этого города монополизируют плоды науки и искусства. «Моды, обычаи, популярные песни, особого рода жаргонные словечки, так же как и великие интеллектуальные, общественные и индустриальные движения -все это зарождается в кипучих жизнью городских центрах» [Там же, стб. 95].

Появляется необходимость придумывать досуг, получать элементарные знания в области гигиены, бытовой техники и химии, отслеживать события из средств массовой информации, участвовать в массовых городских мероприятиях и т. д. Следует отметить, что города были сосредоточением бюрократии и аппарата власти на местах. Поэтому их культурная среда находилась под сильным влиянием официальных стереотипов. Но город был

также центром креативной, инновационной культуры. Здесь располагались учебные заведения, культурно-просветительские учреждения, складывалась культурно-информационная система. Город обеспечивал возможность умственной, интеллектуальной жизни через кружки, собрания, журналы и газеты, т. е. через структуры, которые способствовали возникновению и развитию новых взглядов. В немалой степени этому содействовало формирование массовой культуры.

Значительным явлением европейской культуры становятся различные выставки и ярмарки. Они создавались для демонстрации достижений в области промышленности, сельского хозяйства, противопожарного дела, гигиены, производства товаров повседневного спроса и др. Одним из крупнейших событий в научной, экономической и культурной жизни региона стала Сибирско-Уральская научно-промышленная выставка 1887 г. К этому времени была наработана значительная практика выставочного дела как в Западной Европе, так и российских центрах - Петербурге, Москве, Варшаве. Уральские заводы активно принимали участие в подобных «смотрах промышленности».

Инициатором выставки в Екатеринбурге стало Уральское общество любителей естествознания (УОЛЕ) при активной поддержке властных структур разного уровня. Свыше 80 тысяч посетителей смогли ознакомиться с почти четырьмя тысячами экспонентов, представленных на ней [11, с. 60]. Из-за нехватки средств городским властям и общественным организациям оказалось не под силу повторить выставочные мероприятия аналогичных масштабов.

Выходом из этой ситуации стало проведение малых специализированных выставок, инициаторами которых выступили общественные организации, в частности, Екатеринбургское общество любителей изящных искусств (ЕОЛИИ) и отдел Российского общества сельскохозяйственного птицеводства. Благодаря поддержке членов УОЛЕ картины любителей живописи разместили в одном из

31

залов музея Общества. Кроме того, УОЛЕ приняло решение экспонировать собственные художественные полотна. Уральское общество любителей естествознания выделялось численностью участников, размахом культурно-просветительской и издательской деятельности, а также широкими научными контактами с общественностью зарубежных стран.

В 1900-х гг. в деятельности екатеринбургских клубов проявляется интерес к лекционным мероприятиям. В Благородном собрании этим занимался кружок технической интеллигенции и ЕОЛИИ. В Общественном и Коммерческом собраниях часто проводились популярные общедоступные лекции по истории, праву, медицине. В качестве лекторов приглашали местных и приезжих адвокатов, врачей, литераторов и других специалистов в разных областях. Особой популярностью пользовались лекции по медицине и гигиене. Иногда они сопровождались картинами «волшебного фонаря». Лекционной деятельностью также занималось и Офицерское собрание, действовавшее при расквартированных в Екатеринбурге воинских частях. Среди офицеров было много образованных людей, проявлявших интерес различным отраслям знаний, в частности, к географии. В курсе событий, происходящих в научной жизни за рубежом, были члены Общества уральских горных техников, при котором действовал отдел технических бесед, обсуждавших научные достижения в геологии, переводивших и издававших интересные статьи из американской и европейской прессы. Все лекторы неоднократно обращались к европейскому историческому опыту, затрагивая наиболее актуальные проблемы современности. Правление Екатеринбургского общества потребителей намеревалось прочитать публичный доклад в ноябре 1912 г. на тему «Кооперация на Западе» [20, с. 198].

Проблемам популяризации последних научных достижений заметное место уделяли средства массовой информации. Журнал гигиены и популярной медицины, издаваемый при «Бирже-

вых Ведомостях», регулярно обсуждал эти темы на своих страницах. Однако подчеркивалось, что ряд распространенных явлений (например, современные диеты, попытка избавиться от тучности, высокие каблуки, поездки на воды) - зачастую лишь дань моде. При этом они не отвергаются вообще, так как «слишком большие требования, которые прогрессирующая культура ставит нашей продуктивности и работоспособности, делают часто желательным путешествия для отдыха. Во многих случаях освобождение от повседневной жизни, перемена обстановки и места уже достаточно для того, чтобы добиться необходимого отдыха» [17, с. 82]. Состоятельные жители европейской части Российской империи ездили за границу или на Кавказ, на Урале же существовали свои минеральные источники, известностью пользовался источник Обуховский. Стали издаваться специальные справочники и путеводители по курортам России. Автор одного из них утверждал, что «по своему химическому составу некоторые уральские минеральные источники не уступают источникам Кавказа и Западной Европы. Отмечены усилия арендаторов, которые устремили свое внимание на устройство лечебного места» [3, с. 102].

Формировавшийся здоровый образ жизни включал в себя различные варианты намеренного моделирования тела: физические упражнения, массаж, диеты. «В настоящее время среди культурных народов тучность не в моде. Всем известно, что в этом вопросе главным образом заинтересованы дамы, которые готовы на какие угодно жертвы и охотно проделывают всевозможные способы лечения от ожирения, хотя, к сожалению, редко по назначению врача и под его непосредственным наблюдением. Часто, однако, такое лечение проделывается только в косметических целях, даже без требования моды. Нужно сказать правду, что и многие мужчины тоже не всегда равнодушно относятся к изменению внешних форм вследствие отложения излишнего количества в теле» [24, с. 9]. Мнение врачей в области женского здоровья было настолько значимо, что его стали учитывать создатели корсетов, участвовавшие во Всемирной Париж-

32

ской выставке 1900 г. «... Можно было наглядно убедиться, чего достигла гигиена и эстетика, соединившиеся вместе для создания нового, вполне безвредного и вместе с тем красивого корсета» [16, с. 81-82].

Достижения в области биологии, физиологии, медицины позволили ввести в обиход различные практики по поддержанию и сохранению здоровья. Их продвижению особенно активно способствовала пресса. К концу XIX столетия многие жители Екатеринбурга стали использовать свободное время для занятий физкультурой и спортом. Несомненное влияние на уральскую провинцию оказывал образ жизни российских столиц, а также Варшавы, Риги и некоторых других городов.

Подобное увлечение, в конце концов, привело к возникновению ряда спортивных обществ. Новые общественные организации постепенно обзавелись собственными спортивными объектами (ипподром, тир, велодром), что повлекло за собой массовое участие горожан в спортивных мероприятиях. Первыми по времени возникновения в Екатеринбурге были Общество любителей конского бега и Общество велосипедистов-любителей. Местные ценители велосипедного спорта разработали программный документ по образцу устава Московского общества этой направленности. Названное общество организовало проведение регулярных спортивных состязаний, загородных велосипедных прогулок. Помимо этого, оно старалось популяризировать такие новые виды спорта, как французская и русско-шведская борьба, теннис, тяжелая атлетика, футбол, гонки на мотоциклетках и автомобилях, с этой целью организовав прокат спортивного инвентаря. Соревнования по гиревому спорту, чемпионаты по борьбе (в том числе и женской), боксу нередко проводились в помещениях цирка. А в декабре 1911 г. американец Гарри Блаквель в здании цирка на Дровяной площади Екатеринбурга открыл скеттинг-ринг [26].

Не только центральная пресса, но и местные издания интенсивно популяризировали научные знания в различных областях. Помимо этого обязательно знакомили и с тех-

ническими новинками. Например, иллюстрированное приложение к газете «Уральская жизнь» просто пропитано духом сциентизма. Редакция, видимо, считала общественно значимым рассказывать о последних научных открытиях. Даже рекламные статьи опирались на новейшие исследования ученых в различных сферах. Провинциальная газета наравне со столичной поместила информацию об открытии гигиенической выставки в Петербурге, на которой были представлены следующие отделы: биологический, медицинской статистики и медицинской географии, гигиены населенных мест, жилых и общественных зданий, гигиены воспитания и образования, климатологический и бальнеологический [8, с. 4].

Даже из материалов в местной печати становится очевидно, что темп жизни резко возрос, в связи с чем важной стала задача сокращения затрат времени для передачи информации, преодоления расстояния, а также на исполнение всякой рутинной работы. Постоянная актуализация достижений в области науки и техники превращали их из диковинок в предметы обязательного повседневного обихода, позволяли внести большее разнообразие в течение повседневной жизни, расширяли кругозор и возможности индивидуальной реализации. Помимо этого они формировали общественное мнение, моральные нормы, новые ценностные ориентации у городского населения. Любые технические новинки описывались очень подробно, не важно, касалось это самого скорого поезда в Европе, производства молока длительного хранения, передачи письма или изображения на расстоянии с помощью телефона или телеграфа. Рекламные объявления, предлагая тот или иной товар, также апеллировали к авторитету науки и мировой инженерной мысли: «Долой слепые машины, приобретайте только американские, лучшие пишущие машины настоящего времени "Монарх". Последнее слово техники, изящный видимый от первой до последней буквы шрифт, общеупотребительная клавиатура и другие новейшие усовершенствования» [9, с. 8].

33

В будущем человек должен был разделять идеи рациональности, социального равенства и справедливости, культа вещного богатства, т. е. соответствовать буржуазным представлениям добропорядочности. Журналисты с готовностью находили примеры этого соответствия в странах Западной Европы и США, стремясь привить подобные привычки и в России. Читающая публика имела возможность получать информацию о развитии спорта в странах Европы и Америки. В частности, для женщин были рекомендованы гребля при катании на лодке, плавание, управление небольшим парусом, игра в серсо, мяч, футбол, теннис, крокет, езда верхом и на велосипеде. «Круглый год доступно бегание, ходьба, прыганье, фехтование, лазанье по шестам (летом - по деревьям и горам), бросанье диска и копья, зимой - катание на лыжах и коньках» [7, с. 23]. Счастливого сочетания простоты и красоты в повседневной жизни, по мнению корреспондентов, достигли американские женщины: «Практичная американка обладает вообще тонким вкусом и умеет скрашивать однотонность домашнего обихода разными милыми и приятными для глаз пустяками. Живое воображение позволяет им разнообразить домашнюю обстановку. Они ввели в моду дополнять цветами и лентами красивую сервировку стола. Каждый стакан, графин, салфетку, ложку, вилку они искусно украшают бантами из узких лент, что придает сервировке изящный тон» [17, с. 13].

Примером расчетливой хозяйки стала француженка. «Забота о завтрашнем дне или, вернее, о старости не покидает ее никогда. Француженка отлично умеет покупать. Хозяйка среднего достатка никогда не поленится сама пойти на рынок. Следит на кухне, чтобы получить вкусный обед, количество припасов было соразмерно с необходимостью и качество отвечало требованиям здоровой пищи» [23, с. 191-192].

Чтобы успешно справиться с ведением домашнего хозяйства и при этом оставаться радушной и элегантной хозяйкой, женой и матерью, предлагалось большое количество всевозможной домашней утвари. Это касалось кухонной и столовой посуды, различных при-

способлений для поддержания чистоты комнат, одежды и белья. Рекламировались некоторые новинки домашней бытовой техники: пылесосы, стиральные машины, миксеры, чайники и т. п. Например: «Паромойка Иона -непобедимая стиральная машина. Стирает исключительно паром и одновременно дезинфицирует белье. Ничуть не нарушает и не портит белье» [28].

Насущной проблемой для городов, на которую обратили внимание врачи и гигиенисты, стал шум, пыль и микробы. Для борьбы с ними, в частности, описывался аппарат, прикреплявшийся к длинной щетке и всасывающий пыль мощным током воздуха в особый мешок. «Уже теперь повсюду за границей в домах имеются вода, электричество или газ. Тогда наступит рациональная чистка домашних вещей, платья, ковров и вместе с пылью будут удаляться микробы» [8, с. 7].

Эталоном деловитости и предприимчивости считалась Северная Америка. Ее ставили в пример, когда говорили о необходимости ввести цветовую рекламу на улицах Екатеринбурга. В фельетоне с критикой вынужденных новогодних визитов также противопоставлялось отношение ко времени русских и американцев. «Для нас, флегматичных русских (в отличие от американского лозунга "The time is money"), время ничего не стоит» [6, стб. 3]. И даже некоторые клубы в провинции называли «Америка».

Все спортивные и просветительские мероприятия проводились социально активными жителями города. Похожая картина наблюдалась и применительно к благотворительной деятельности. Важно подчеркнуть, что во многом при ее организации был использован европейский и американский опыт (методы и принципы). Создаваемые общества и попечительства по призрению нищих и малоимущих граждан учитывали элементы германской и французской систем. Уральская общественность активно пропагандировала методы привлечения широкого круга участников в различные мероприятия. Особенно это касалось добровольцев, готовых предоставить свой труд и время полезному делу.

34

Нельзя не оценить профессионализм газет в обеспечении успеха городских мероприятий. В период рождественских и новогодних праздников, а также масленицы проводилось больше всего благотворительных вечеров. Тогдашние корреспонденты отмечали: «Куда ни заглянете -везде народ. Положительно приходится удивляться, как это Екатеринбург выдерживает столько различных собраний, заседаний, а главное, предприятий увеселительного или благотворительного характера. Подумайте сами. Ипподром, велодром, Харитоновский сад, цирк, общественное собрание, спектакли у Маклецко-го, собрания кружка граждан; чуть не каждую неделю что-нибудь благотворительное. И везде народ, везде сборы. Находятся и деньги, и желание быть там и тут» [27]. Городские газеты обязательно печатали объявления о готовящемся спектакле или бале и настойчиво просили отзывчивую публику поддержать начинание. «Сегодня вечером в концертном зале И. З. Маклец-кого соберется цвет местной интеллигенции с целью внести щедрую лепту свою на усиление средств местного благотворительного общества и для получения взамен этого эстетического удовольствия в игре и исполнении любимца ека-теринбуржцев. <...> Нельзя сомневаться в успехе его, как не приходится сомневаться и в том, что в кассу благотворительного общества будет внесен сегодня не один десяток доброхотных рублей» [25]. А по прошествии обязательно помещался отчет о количестве собранных средств.

В подобных акциях активно участвовали широкие круги городской общественности: инженеры, служащие, врачи, учителя, купцы.

Очевидно, что непосредственно эти проблемы касались весьма небольшого по численности социального слоя (так называемых средних городских слоев). С одной стороны, их число росло опережающими темпами, а с другой - разделяемые ими ценности все в большей мере усваивались представителями основной массы городского населения, что приводило к усилению диалога культур. Новые формы ведения домашнего хозяйства, презентации различных достижений промышленности и науки, изменения взглядов на образование, ведение здорового образа жизни и пр. отмечались как передовой опыт европейских стран и набирали популярность у «широкого обывателя». Такие бытовые и повседневные практики становились каналами взаимного проникновения информации между европейскими культурами. Для участвовавших в этих процессах горожан открывались широкие возможности для самореализации, формирования активной жизненной позиции и, в конечном счете, это влияло на развитие институтов гражданского общества. Можно констатировать, что на исследуемый период пришелся пик различных европейских и американских заимствований, а мир в начале XX в. был более гомогенным образованием, чем в дальнейшем. Нужно сказать, что глобализация не линейный процесс. Россия в дальнейших поисках «собственного пути» старалась отгородиться от внешних влияний. И только в конце XX в. ситуация стала меняться. Актуализировалась проблема ассимиляции иностранных заимствований. По сути, это означало восстановление тренда включенности российского общества в мировые интеграционные процессы.

1. Акторы российской имперской модернизации (XVIII - начало XX в.): региональное измерение. -Екатеринбург, 2016. - 316 с.

2. Беловинский, Л. В. Жизнь русского обывателя: от дворца до острога / Л. В. Беловинский. -Москва : Кучково поле, 2014. - 920 с.

3. Весновский, В. А. Целебные силы Урала / В. А. Весновский // Иллюстрированный сборник-ежегодник Пермского губернского земства. - 1916. - С. 102-121.

4. Город и горожане // Новый журнал для всех. - 1910. - № 20.

5. Границы и маркеры социальной стратификации России XVII - XX вв.: векторы исследования: [монография] / [под ред. Д. А. Редина]. - Санкт-Петербург : Алетейя, 2018. - 722 с.

6. Екатеринбургская неделя. - 1896. - № 1.

7. Женский спорт // Журнал для женщин. - 1916. - № 12. - С. 23-24.

8. Живописная неделя. Прил. к газете «Уральская жизнь». - 1908. - № 7.

35

9. Живописная неделя. Прил. к газете «Уральская жизнь». - 1908. - № 8.

10. Кошман, Л. В. Город и городская жизнь в России XIX столетия: Социальные и культурные аспекты / Л. В. Кошман. - Москва : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. - 448 с.

11. Корепанова, С. А. Исторические выставки Екатеринбурга / С. А. Корепанова, Г. М. Каёта. - Екатеринбург, 2003. - 136 с.

12. Лал, Д. Непреднамеренные последствия / Д. Лал. - Москва : ИРИСЭН, 2007. - 338 с.

13. Миненко, Н. А. Повседневная жизнь уральского города в XVIII - начале XX века / Н. А. Миненко, Е. Ю. Апкаримова, С. В. Голикова. - Москва : Наука, 2006. - 384 с.

14. Микитюк, В. П. Повседневная жизнь Екатеринбурга на рубеже XIX - XX веков: Очерки городского быта / В. П. Микитюк, О. Н. Яхно. - Екатеринбург : АМБ, 2014. - 488 с.

15. Муравьева, И. А. Век модерна: панорама столичной жизни. Т. 1 / И. А. Муравьева. - Санкт-Петербург, 2001. - 272 с.

16. Новая эра дамских мод // Иностранная литература. - 1901. - № 6. - С. 79-83.

17. Поездка на воды // Здравие семьи. - 1905. - № 11. - С. 82-83.

18. Последняя мода. - 1909. - № 2-3.

19. Профессиональные группы и общества как акторы российской позднеимперской модернизации (на материалах Урала второй половины XIX - начала XX в.). - Екатеринбург : Банк культурной информации, 2016. - 148 с.

20. Роль эндогенных и экзогенных факторов в развитии российской цивилизации (XVIII - начало XX в.). - Екатеринбург : РИО УрО РАН, 2014. - 248 с.

21. Руга, В. Москва повседневная. Очерки городской жизни начала XX в. / В. Руга, А. Кокорев. -Москва : ОЛМА-ПРЕСС, 2006. - 208 с.

22. Руга, В. Повседневная жизнь: Москвы. Очерки городского быта в период Первой мировой войны / В. Руга, А. Кокорев. - Москва : АСТ : Астрель, 2011. - 678 с.

23. Руга, В. Барышни и дамы. Повседневная жизнь москвичек в середине XIX - XX в. / В. Руга, А. Кокорев. - Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2015. - 224 с.

24. Тучность // Здравие семьи. - 1905. - № 2. - С. 9-13.

25. Урал. - 1901. - 7 апр.

26. Уральская жизнь. - 1911. - 20 дек.

27. Уральский край. - 1906. - 15 сент.

28. Уральский край. - 1910. - 4 июля.

Получено 25.05.2019

O. Yakhno V. Kardapoltseva

Candidate of Historical Sciences, Doctor of Culturology, Head

Senior Researcher, Social History Sector, of Department of Artistic Design

Institute of History and Archeology, and Theory of Creativity,

Ural Branch of the Russian Ural State Mining University

Academy of Sciences E-mail: kardapol@mail.ru E-mail: mrsyakhno@mail.ru

BORROWINGS FROM THE WEST IN THE URAL URBAN CULTURE IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION PROCESSES AT THE BEGINNING OF XX CENTURY

Abstract. The article deals with the analysis of interaction between local traditions and European innovations in private and public life at the end of XIX - beginning of the XX centuries. Despite relatively slow development of urbanization in the beginning of 20th century, the towns nevertheless clearly started showing the features of new lifestyle. The authors repeatedly studied innovations in the urban everyday culture which ensured the changes in the society on the whole.The author accentuates the necessity to study different European canals influencing Russian provincial culture. Different fairs and exhibitions became a considerable phenomenon of the European culture. By the end of XIX century many inhabitants of Yekaterinburg became engaged in sports activities and physical culture in their free time. It is certain that the way of life in Russian capitals along

36

with Warsaw, Riga and some other cities has greatly influenced Ural provinces. Journalists were eager to find examples in the countries of Western Europe and the United States, and to discuss their possible implementation in Russia. These examples belonged to the spheres of domestic life, everyday economic behavior, charity. One could conclude that the period under study was the peak of borrowing from Europe and America, which, in turn, highlights the inclusion of Russia and its regions into the pan-European process of modernization in the early 20th century.

Keywords: modernization, globalization, mentality, urban culture, dialogue of cultures, transition period, everyday life For citing: Yakhno O., Kardapoltseva V. 2019. Borrowings from the West in the Ural Urban Culture in the Context of Globalization Processes at the Beginning of XX Century. Culture and Arts Herald. No 2 (58): 29-37.

References

1. Aktory rossiyskoy imperskoy modernizatsii (XVIII - nachalo XX v.): regional'noe izmerenie [The actors of the Russian imperial modernization (XVIII - the beginning of XX century): the regional dimension]. 2016. Ekaterinburg. 316 p. (In Russ.).

2. Belovinskii L. 2014. Zhizn' russkogo obyvatelya: Ot dvortsa do ostroga [The life of the Russian inhabitant: From the palace to the prison]. Moscow: Kuchkovo pole. 920 p. (In Russ.).

3. Vesnovskii V. 1916. The healing powers of the Urals. Illyustrirovannyy sbornik-ezhegodnik Permskogo gubernskogo zemstva [Illustrated collection yearbook of the Perm province zemstvo]. P. 102-121. (In Russ.).

4. City and townspeople. 1910. Novyy zhurnal dlya vsekh [New magazine for all]. No 20. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Granitsy i markery sotsial'noy stratifikatsii Rossii XVII - XX vv.: vektory issledovaniya [Borders and markers of social stratification of Russia in the 17th-20th centuries: research vectors]. 2018. [ed. by D. Redin]. St. Petersburg: Aleteya. 722 p. (In Russ.).

6. Ekaterinburgskaya nedelya [Ekaterinburg week]. 1896. No 1. (In Russ.).

7. Female sport. 1916. Zhurnal dlya zhenshchin [Magazine for women]. No 12. (In Russ.).

8. Zhivopisnaya nedelya. Prilozhenie k gazete «Ural'skaya zhizn'» [Picturesque week. Application to the newspaper "Ural Life"]. 1908. No 7. (In Russ.).

9. Zhivopisnaya nedelya. Prilozhenie k gazete «Ural'skaya zhizn'» [Picturesque week. Application to the newspaper "Ural Life"]. 1908. No 8. (In Russ.).

10. Koshman L. 2008. Gorod I gorodskaya zhizn' v Rossii XIX stoletiya: sotsial'nye i kul'turnye aspekty [City and city life in Russia of the 19th century: social and cultural aspects]. Moscow: ROSSPEN. 448 p. (In Russ.).

11. Korepanova S., Kayota G. 2003. Istoricheskie vystavki Ekaterinburga [Historical exhibitions of Ekaterinburg]. Ekaterinburg. 136 p. (In Russ.).

12. Lal D. 2007. Neprednamerennye posledstviya [The unintended consequences]. Moscow: IRISEN. 338 p. (In Russ.).

13. Minenko N., Apkarimova E., Golikova S. 2006. Povsednevnaya zhizn' ural'skogo goroda v XVIII - nachale XX veka [Daily life of the Ural city in the XVIII - beginning of the XX century]. Moscow: Nauka. 384 p. (In Russ.).

14. Mikityuk V., Yakhno O. 2014. Povsednevnaya zhizn' Ekaterinburga na rubezhe XIX - XX vekov: Ocherki gorodskogo byta [Everyday life of Ekaterinburg at the turn of the XIX - XX centuries: Popular culture essays]. Ekaterinburg: AMB. 488 p. (In Russ.).

15. Muraveva I. 2001. Vek moderna: panorama stolichnoy zhizni [Century of modernity: panorama of metropolitan life]. Vol. 1. St. Petersburg. 272 p. (In Russ.).

16. New era of ladies' fashions. 1901. Inostrannaya literatura [Foreign literature]. No 6: 79-83. (In Russ.).

17. Trip to the water. 1905. Zdravie sem'i[Family health]. No 11. (In Russ.).

18. Poslednyaya moda [Latest fashion]. 1909. No 2-3. (In Russ.).

19. Professional'nye gruppy i obshchestva kak aktory rossiyskoy pozdneimperskoy modernizatsii [Professional societies and groups as actors of the Russian imperial modernization]. 2016. Ekaterinburg: Bank kul'turnoy informatsii. 148 p. (In Russ.).

20. Rol' endogennykh I ekzogennykh faktorov v razvitii rossiyskoy tsivilizatsii (XVIII - nachalo XX v.) [The role of endogenous and exogenous factors in the development of Russian civilization (XVIII - early XX century)]. 2014. Ekaterinburg: RIO UrO RAN. 248 p. (In Russ.).

21. Ruga V., Kokorev A. 2006. Moskva povsednevnaya. Ocherki gorodskoy zhizni nachala XX v. [Moscow everyday life. Essays of city life at the beginning of the XX century]. Moscow: OLMA-PRESS. 208 p. (In Russ.).

22. Ruga V., Kokorev A. 2011. Povsednevnaya zhizn' Moskvy. Ocherki gorodskogo byta v period Pervoy mirovoy voyny [Everyday life of Moscow. Essays of urban life during the First World War]. Moscow: AST: Astrel'. 678 p. (In Russ.).

23. Ruga V., Kokorev A. 2015. Baryshni i damy. Povsednevnaya zhizn' moskvichek v seredine XIX - XX vv. [Young ladies and madams. Muscovites' daily life in the middle of the XIX - XX centuries]. Moscow: OLMA Media Group. 224 p. (In Russ.).

24. Obesity. 1905. Zdravie sem'i [Family health]. No 2. (In Russ.).

25. Ural. 1901. 7 apr. (In Russ.).

26. Ural'skaya zhizn' [Ural life]. 1911. 20 dek. (In Russ.).

27. Ural'skiy kray [Ural region]. 1906. 15 sent. (In Russ.).

28. Ural'skiy kray [Ural region]. 1910. 4 iyulya. (In Russ.).

Received 25.05.2019

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.