Научная статья на тему 'ЗАПАДНЫЕ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В КОНТЕКСТЕ АНАЛИТИЧЕСКОГО И ХОЛИСТИЧЕСКОГО ТИПОВ МЫШЛЕНИЯ'

ЗАПАДНЫЕ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В КОНТЕКСТЕ АНАЛИТИЧЕСКОГО И ХОЛИСТИЧЕСКОГО ТИПОВ МЫШЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИП МЫШЛЕНИЯ / TYPE OF THINKING / ПОДХОДЫ / APPROACHES / ТЕОРИИ / THEORY / ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / EDUCATION / LEARNING / РАЗЛИЧИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тагунова Ирина Августовна

В статье описаны подходы к разработке теорий обучения и воспитания на основании данных нейронауки об особенностях типов мышления исследователей различных научных культур. В данном исследовании автор опирается на результаты исследований в области нейропсихологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WESTERN THEORY OF EDUCATION AND LEARNING IN THE CONTEXT OF ANALYTICAL AND HOLISTIC TYPES OF THINKING

The article describes the approaches to the development of theories of training and education on the basis of neuroscience data about the features of types of thinking researchers of different scientific cultures. In this study, the author relies on the results of research in the field of neuropsychology.

Текст научной работы на тему «ЗАПАДНЫЕ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В КОНТЕКСТЕ АНАЛИТИЧЕСКОГО И ХОЛИСТИЧЕСКОГО ТИПОВ МЫШЛЕНИЯ»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, НЛУКА, ПРАКТИКА

И.А. Тагунова

ЗАПАДНЫЕ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В КОНТЕКСТЕ АНАЛИТИЧЕСКОГО И ХОЛИСТИЧЕСКОГО ТИПОВ МЫШЛЕНИЯ

Ключевые слова: тип мышления, подходы, теории, обучение, воспитание, различия.

Аннотация: В статье описаны подходы к разработке теорий обучения и воспитания на основании данных нейронауки об особенностях типов мышления исследователей различных научных культур. В данном исследовании автор опирается на результаты исследований в области нейропсихологии.

Неклассическая эпистемология, исследуя способы научного познания, сегодня осознает то положение, что выбор исходных теоретических конструктов и интерпретация конкретных эмпирических данных исследования зависят от ментальных особенностей личности исследователя [2]. Результаты исследований в данной области знаний свидетельствуют о том, что особенности стиля мышления тех или иных групп исследователей формируются в условиях национальной культуры, системы образования, социальной среды, языка общения и других многообразных факторов; то есть, разные групповые стили могут сильно отличаться друг от друга. Очевидно, что на уровне общественных наук эти различия могут формировать соответствующие научные и мировоззренческие подходы в научных разработках. Известно, что стиль мышления ученых сказывается на всех уровнях исследовательской деятельности и, в первую очередь, на теоретических представлениях. Поэтому, ставя задачу определения основных подходов к разработке современных теорий обучения и воспитания в разных христианских культурах, следует, прежде всего, обратиться к рассмотрению культурного разнообразия стилей научного познания этой группы исследователей и, с учетом этого, интерпретировать полученные данные в процессе изучения особенностей их подходов при разработке теорий.

Поскольку исследование обозначенной педагогической проблемы осуществляется на базе нейропсихологии, то сначала следует определиться с основными понятиями стиля мышления. Одно из подобных понятий - «культурная специализация индивидов» - определяется как «формирование такой структуры субъективного опыта в данной культуре, которая комплементарна структурам других индивидов». Ю.А. Александров поясняет значение данного феномена как формирование элементов субъективного опыта, зависящее от того, в какой конкретно культуре происходит научение, так как нейроны человека «специализируются» в зависимости от того, чему они «научились». При этом он добавляет, что «особенности этого опыта зависят также от характеристик нейронов, имеющихся у каждого конкретного индивида, специфика преспециализаций которых обусловлена особенностями индивидуального генома», но уточняет, что и геном в определенной степени зависит от культуры [1, 27]. К таким же умозаключениям пришли и другие ученые - Р. Нисбетт, К. Пенг, И. Чой, А. Норензаян [4]. Рассуждая об особенностях развития науки, Ю.А. Александров утверждает, что, в частности, западная наука в процессе ее проникновения в различные страны сталкивается с иной ментальностью и традициями, которые обусловливают ее модификацию [1, 30]. Другой известный ученый, Д. Слобин, также подчеркивает феномен модификации научного знания, возникающий при пересечении границ. Он утверждает, что разные языки, репрезентирующие культуру, существенно трансформируют полученное знание [5]. Следовательно, изучение и перенесение западного педагогического опыта (тео-

а5Ж§§Ж5 ПРО<Р€ССИОНПЛЫЮ€ ОБРПЗОППНИС: ПРОБЛЕМЫ, НПУНП, ПРПНТИКП

рии и практики) вне понимания национальной специфики мышления его разработчиков осуществляется в нашей стране, как правило, некорректно, - не отражая истинного значения содержания их теорий и практики. Более того, искажение смысла перенимаемых идей зачастую приносит отечественному образованию лишь вред, деформируя его национальную структуру псевдоинновациями.

В последнее время проведено много исследований, установивших связь национальных особенностей мышления со спецификой развития науки. Так, Л. Грехэм и Ж. Кантор в своем исследовании показали, что для западной науки в целом характерно доминирование механицизма и картезианского редукционизма [9]; Р. Нисбетт и Т. Масуда подчеркивают такие особенности западной науки, как выдвижение на первый план таксономической категоризации, доминирование логических схем и рационализма [12]; Р. Нисбетт, К. Пенг, И. Чой, А. Норензаян выделяют такие характерные черты западного научного мышления, как стремление свести целое к сумме составляющих его частей, где каждый феномен рассматривается индивидуально-центрировано; отсутствует особое внимание к взаимосвязям, фоновым данным; имеют место следование формальной логике, убежденность в активном влиянии на жизнь, поиск причины не в окружающей среде, а в объекте, вера в то, что, если меняются правила, - меняется и сам объект, объяснение поведения чертами характера и психикой человека [4, 20]. Те же ученые определяют и особенности отечественного (российского) типа мышления, во многом свойственного и исследователям бывших стран СССР, а именно: учет максимального количества факторов, влияющих на объект; выстраивание выводов на основе функциональных взаимоотношений «часть - целое» и на отношении между объектами и средой; опора на ранее существовавшие представления при оценке и обосновании нового исследования; компромиссное преодоление в том числе непримиримых противоречий ради искомого результата исследования; соблюдение ранее принятых установок при выборе подхода к исследованию; объяснение воспитания человека в терминах социальных ролей [4].

Специфические особенности, присущие западной и отечественной научной мысли, проявляются и в педагогических исследованиях. Сегодня нейропсихологами доказано, что западные исследователи обладают преимущественно аналитическим мышлением, а отечественные - холистическим [4]. Такие доминирующие в западной и отечественной науке типы мышления находят отражение в специфике научных подходов ученых-педагогов, в том, как они объясняют и решают проблемы обучения и воспитания.

Что же представляет собой западные подходы в педагогических исследованиях? Прежде всего, необходимо отметить, что западная педагогическая наука базируется на специализированных теориях о процессах обучения и воспитания, которые выстраиваются на основе конкретных принципов и правил, применяемых к достаточно широкой группе категорий. В основе таких разработок лежат, во-первых, идеи, положения и принципы других областей знаний, прежде всего философии, психологии, социологии и экономики; а во-вторых, задачи и ценности воспитания, что характеризует западные теории обучения и воспитания единством обучения и воспитания.

Подходы к разработке западных педагогических теорий связаны, как правило, с поиском путей либерализации образования. При этом в современное определение «либеральное образование» не вкладывается ни политического, ни идеологического смысла, речь идет о необходимости владения учащимися гражданской и правовой культурой. В основании подходов к воспитанию в западном обществе лежат принципы либерализма Дж. Ролза. К позитивным качествам личности, согласно этому подходу, относятся: способность учащихся согласовывать ценности свободы и справедливости; развитые чувства внутренней свободы (но при этом ответственности перед собой и другими людьми); определенность гражданской идентичности; понимание своей роли в обществе. В либерализме выдвинуты два основных принципа общественного развития - плюрализм и принцип ней-

педагогический журнпл спшкортостпнп м 1 (6И), В016 ааааааё

тральности, которые в полной мере отражены в западном воспитании. В основании реализуемых в западной педагогике современных педагогических теорий заложена также идея гуманизации образования. Главная мысль гуманизации образования западного толка состоит в том, что каждый индивид обладает врожденным стремлением к самореализации, которое необходимо развивать. В этих целях следует формировать такие личностные качества индивида, как самостоятельность, демократический тип сознания, толерантное отношение ко всем людям [10].

Еще одна важная задача гуманизации образования в западной педагогике - помощь учащимся в организации процесса самоактуализации их личности. Будучи самоактуализированным, учащийся свободен в проявлении чувств и в поступках, устремлен к творчеству и открыт различному опыту. Гуманистическая, либеральная направленность западной педагогики определила круг мыслителей, на взгляды и идеи которых опираются разработчики теорий обучения и воспитания. К ним относятся психологи Л. Кольберг, Э. Эриксон и М. Рокич; социологи и культурологи А. Вилдавски, К. Мангейм, Х. Макинтош и Дж. Янисс; политологи Дж. Вестхеймер и Дж. Кан [3, 10-14].

На первый взгляд, отечественная и западная педагогика одинаково подходят к разработке теорий гуманистического и либерального направления, однако это не так. В частности, подходы к развитию идей и принципов гуманистического обучения, принятые в западной науке, соответствуют исключительно аналитическому типу мышления. Объясняется это тем, что гуманистический тип воспитания и обучения не стал отдельным психолого-педагогическим направлением развития обучения и воспитания в западной науке; вместе с тем, эта установка была воспринята когнитивной психологией. Следовательно, базовые понятия гуманистического направления были переосмыслены исследователями, убежденными в том, что воспитывать и обучать людей можно только в том случае, если психологами научно определен тип функционирования мозга. Сегодня гуманистически-когнитивное направление решает задачи нейропсихологического поиска механизмов повышения мотивации к обучению у обучащихся и активности в процессе обучения, поиска способов формирования у них метакогнитивных умений. Только такое решение западной педагогикой вышеупомянутых задач рассматривается как путь к самореализации и самоактуализации обучащихся в реальной жизни, как способ гуманизировать образование. Такой подход к разработке гуманистических теорий связан, безусловно, и с тем, что в западной науке, одним из основных подходов к исследованиям остается редукционизм, который отрицает наличие собственно педагогических закономерностей и механизмов процесса обучения. Соответственно, большинство западных теорий обучения выстраиваются на основе знаний, полученных либо в естественнонаучных областях, либо в современных междисциплинарных исследованиях.

Подходы к западным разработкам теорий обучения и воспитания, в отличие от отечественных, характеризуются большим плюрализмом, но не смешиванием одних с другими. В частности, в современной западной науке об обучении сосуществуют (но крайне редко пересекаются и, тем более, соединяются), такие основные парадигмы, как когнити-визм, конструктивизм, социальный ситуатизм, дизайн-ориентация и бихевиоризм. Каждая парадигма представлена различными теориями и многочисленными моделями. Современные теории воспитания на Западе тоже развивается в контексте различных ценностных ориентиров - рациональный, развивающий, интуитивный и социальный, которые достаточно автономны по своим подходам.

Западные подходы в разработке теории обучения и воспитания, как и отечественные подходы в последнее время, характеризуются делением поставленных проблем на отдельные аспекты, рассмотрением каждого феномена индивидуально-центрировано, что уводит исследователя от полной картины явления. Такая ситуация в российской науке обу-

а5®§§ж5 профессионально* оерпзовпние: провлемы. нпунп, прпнтикп

словлена требованиями Запада (необходимостью печататься в их журналах), она не типична и осложнена особенностями холистического типа мышления.

Описанный подход в западных теориях обучения и воспитания привел исследователей к многообразию подходов к отдельным проблемам обучения и воспитания. Так, в когнитивизме сегодня развиваются: «Стили обучения», «Множественный интеллект», «Саморегулируемое обучение» и «Кооперативное обучение». Каждое из этих частных направлений выросло в базовые теории с многочисленными подходами к их разработке и пониманию. В частности, теория «Стили обучения», направленная на решение проблемы демократизации обучения (в ней объясняются разные индивидуальные подходы к личности учащихся) сегодня разрабатывается уже на основе многочисленных подходов к их развитию. Например, один их таких подходов трактует «Стиль обучения», как сочетание когнитивных и эмоциональных характеристик с психологическими факторами, которые являются относительно стабильными индикаторами того, как учащийся воспринимает, взаимодействует и отвечает на учебную ситуацию, а другой - как исключительно, с позиции поведенческих характеристик. Правда, согласно практически всем подходам, стиль обучения - это важная диагностическая учебная цель, так как педагогический процесс - это средство и способ, которые в гуманистических целях должны примеряться к стилю обучения каждого учащегося отдельно, чтобы обучение осуществлялось эффективно. Другая базовая сегодня теория, выросшая из небольшой частной задачи и при этом имеющая бесконечное разнообразие подходов, - это «Множественный интеллект»: она направлена на решение задачи повышения мотивации к обучению. В ее основании - одноименная теория Х. Гарднера, исследователя, который описал разнообразные типы интеллектов - межличностный, внутриличност-ный, логико-математический, музыкальный, лингвистический, телесно-кинестетический, пространственный и натуралистический. Он считал, что в школе и университете необходимо развивать каждую из способностей обучащегося, не акцентируя внимания только на лингвистическом и логико-математическом интеллектах [7, 16]. Сегодня эта теория реализуется в контексте различных подходов, каждый из которых характеризуется своей структурой и номенклатурой интеллектов, которые совсем не обязательно повторяют те же интеллекты, которые рассматриваются Х. Гарднером. В «Саморегулируемом обучении», относящемся к такому же типу теорий, решается проблема самостоятельности. Саморегулируемый тип обучения выстраивается на личной мотивации учащегося к обучению. Пионером саморегулируемого обучения является Б. Зиммерман. Именно он разработал базовую «Теорию саморегулируемого обучения», основная идея которой заключается в следующем: когда учащиеся увлечены процессом обучения, они берут на себя большую ответственность за свое обучение, и, таким образом, их мотивация к усвоению материала и уровень их самостоятельных достижений повышается [13]. В контексте разнообразных подходов развивается и «Кооперативное обучение», которое, благодаря многочисленным разработкам, превратилось в новую идеологию западного типа обучения. Главная общая для всех подходов идея кооперативного обучения состоит в том, что каждый индивид несет личную ответственность и за свои академические достижения, и за успехи сотоварищей по группе. Такой способ обучения стимулирует каждого члена команды совершенствоваться не только самому, но и помогать обучаться другим, способствовать тому, чтобы каждый член команды был готов к тесту, так как совокупный результат каждого составляет истинный результат. Перспективы обучающихся в плане достижения общего успеха при кооперативном типе обучения означают, что каждый вкладывает в общий результат ровно столько, сколько может. При этом новые достигнутые результаты обучающегося сравниваются исключительно с его предыдущими личными достижениями. Такой подход мотивирует обучающихся разного уровня достижений и способностей сделать все, что в их силах, для общего командного успеха. Мы рассмотрели когнитивные подходы.

педагогический журнпл спшкортостпнп м 1 (6И), В016 ааааааё

Различные подходы к базовым теориям развиваются сегодня также и в конструктивизме. Конструктивистские теории обучения, при всем разнообразии подходов, исповедуют один и тот же принцип - необходимость строительства и конструирования индивидуальных знаний в тесном сотрудничестве с другими обучающимися. Основная идея конструктивизма в контексте обучения заключается в следующем: уровень и качество усвоения обучающимися новых знаний на протяжении всей их жизни зависит от того, насколько грамотно структурировались предыдущие знания в их когнитивной структуре. Основная идея в контексте же воспитания другая - в зависимости от того, насколько эффективно обучающиеся взаимодействовали в группе в течение всего процесса обучения, настолько эффективно будут развиты их коммуникативные умения в профессиональной деятельности. Современный конструктивизм подразделяется сегодня на «Социальный конструктивизм» и «Диалектически-ситуативное познание».

В центре внимания социальных конструктивистов - принцип социокультурного детерминизма развития обучающегося. Социальное при этом рассматривается как основное средство развития мышления - обучающийся усваивает знания исключительно в условиях взаимодействия полученной им информации с контекстами, существующими в реальной жизни. В подходах к «Диалектико-ситуативному познанию» обучающийся рассматривается исключительно как субъект собственного развития. В этой теории особый интерес связан с местом производства знаний. Такая особенность этой теории, с точки зрения К. Гергена, объясняется глобальной целью конструктивизма - комфортным включением учащихся в реальную жизнь путем организации прагматической направленности обучения и посредством предоставления им различных контекстов конструирования знаний. Главная идея всех подходов диалектически-ситуативного познания заключается в том, что знание - это побочный продукт социума, поэтому так важна роль взаимодействия в обучении [8]. К особняком стоящим направлениям в западной педагогической науке следует отнести «Социальную критическую теорию» и «Трансформирующее обучение», которые развиваются в многочисленных теориях обучения. Необходимо отметить, что эти теории нельзя полностью отнести к теориям обучения, поскольку они охватывают также вопросы воспитания и имеют ярко выраженную социальную направленность.

Различные подходы используются исследователями и при разработке современных критических теорий, в которых исследуется проблема самоопределения личности. Основная их цель - декомпозиция традиционных отношений «обучающийся / педагог» или «обучающийся / школа». Эти теории ориентированы на идеалы общественной справедливости. Одной из таких теорий выступает «Теория трансформации», описывающая различные способы совершенствования общества с помощью разнообразных педагогических стратегий изменения характера и поведения индивида (основоположник подобных теорий -Дж. Мезиров). Основные категории трансформирующего обучения - «значимые перспективы», «общая картина мира» и «значимые схемы». Согласно базовой теории трансформации, значимые схемы индивида работают совместно по достижению одной значимой перспективы. Целью трансформации, которая осуществляется взрослыми посредством опыта, являются значимые перспективы, приобретенные в детстве и юности. Они рассматриваются как фильтры восприятия, которые определяют, каким образом человек будет интерпретировать опыт своей жизни. Все значимые перспективы рассматриваются как «сырье» изменений, происходящих в процессе трансформирующего обучения [11 ].

Отсутствует единство подходов и в западных теориях воспитания: как уже отмечалось выше, они опираются на различные ценностные ориентации (не будем здесь на них останавливаться, так как это сфера непедагогической науки). Аналитический тип мышления западных ученых определил такой подход в разработке теорий обучения, как встраивание частных теорий в иерархическую классификационную систему теорий. Соответственно, теории обучения в западной науке, как правило, выстраиваются от универсума к таксоно-

а5®§§ж5 профессионально* оерпзовпние: провлемы, нпунп, прпнтикп

мическому классификационному полю. При этом в западной науке отсутствует единое мнение, как строить таксономическую категоризацию всех теорий обучения. Так, большинство теорий обучения разрабатываются сегодня в контексте парадигм, в частности, актуальных конструктивизма и когнитивизма. Конструктивизм представлен в обучении четырьмя фундаментальными подходами: это экзогенные теории, эндогенные теории, социальный конструктивизм и теория диалектико-ситуативного познания. Первые два в наши дни практически не разрабатываются и активно критикуются, поэтому не будем на них останавливаться. Третий и четвертый подходы представляют такие базовые теории, как «Социокультурное обучение», «Теория ситуативного обучения», «Теория ученичества» и «Теория коннекти-визма». К частным теориям конструктивизма относятся «Теория когнитивной гибкости», «Теория порождающего обучения», «Знания как средства», «Ситуативное мышление», «Теория якорного обучения», «Теория сообщества практики», «Теория обучения открытиям», «Теория семиотики», «Теория социального развития» и другие.

Современный когнитивизм разрабатывается по одному основанию в контексте таких подходов, как «Стили обучения», «Множественный интеллект», «Саморегулируемое обучение» и «Кооперативное обучение». По другому основанию он подразделяется на саморегулируемое обучение, совместное обучение и феминистскую педагогику. Базовыми теориями когнитивизма выступают «Теория когнитивной нагрузки», «Теория аттрибуции» и «Теория контекстного обучения». К частным можно отнести «Когнитивную теорию мультимедийного обучения», «Теорию разработки», «Теорию когнитивного соответствия», «Теорию компонентного дисплея», «Теорию двойного кодирования», «Теорию схем», «Теорию категоризации» и другие. В рамках частных теорий разрабатываются модели, например, такие как «Ментальные (психические) модели», «Модель саморегулирования эмоционального интеллекта», «Самомотивация академических достижений» и другие.

Рациональный стиль аналитического мышления западных ученых, в отличие от позиции отечественных исследователей, характеризуется уверенностью теоретиков-педагогов в том, что с помощью современных цифровых программных и аппаратных средств можно решить большинство важнейших проблем обучения. Данный подход к разработке западных теорий обучения и воспитания следует отнести за счет «технизма» западных научных педагогических подходов. Примером такого направления повышения эффективности процессов обучения и воспитания можно считать «Теорию он-лайн обучения», «Теорию машинной персонализации обучения» и геймификацию педагогического процесса.

Существенные отличия в разработке теорий обучения и воспитания (в западной педагогике) обнаруживаются только в Германии, где рациональный и иррациональный способы мышления дополняют друг друга. Немецкие исследователи, в отличие от ученых большинства западных стран, обладают признаками и аналитического и холистического типов мышления, с некоторой склонностью к холизму. Фундаментом же современной теоретической мысли в педагогике Германии (как и других западных стран) являются нейро-биологические результаты исследований, на которые опираются четыре основных подхода к разработке теорий обучения и воспитания, - это бихевиоризм, когнитивизм, конструктивизм и социальный подход. Немецкая теоретическая мысль невысоко оценивает влияние контекста на обучение и воспитание. История свидетельствует, что холизм, господствовавший в европейских странах, в XVII веке был потеснен редукционизмом, идеологи которого утверждали, что любое сложное явление можно объяснить с помощью закономерностей, присущих простым явлениям. И только в последнее время, вследствие кризиса классической картины мира, холизм стал возвращать утраченные позиции (правда, только в Германии). Анализ современных немецких научных работ в области педагогики показывает, что в них все еще сильны позиции формального образования и редукционизма, что связано с тем, что редукционизм с его относительно простой методологией, более, чем холизм, отвечает немецкой ментальности, которой присущи ясность и однозначность. Согласно редук-

педагогический журнпл спшкортостпнп м л (он), boi6 sssSsas

ционизму, цели можно достичь легко и быстро, а, согласно холизму, поиск решений требует усилий и времени.

Германия сегодня в вопросах воспитания ориентирована на консервативные христианские и либеральные ценности; здесь, как и в других европейских западных странах, господствует мировоззренческий плюрализм, используются три базовых подхода к разработке теорий воспитания -либеральный (Д. Шимпански), неоконсервативный (Ю. Рютгерс, А. Шван) и системно-теоретический (М. Бернингер, Л.Е. Ратс, М. Хармин, Б. Симон). При либеральном подходе акцент делается на автономной способности учащихся правильно ориентироваться в таких базовых ценностях, как достоинство, равенство, свобода, сотрудничество, справедливость и толерантность. При неоконсервативном подходе опираются на нормативную педагогику и ее традиционные ценности, как то дисциплина, добродетель, порядок, прилежание и трудолюбие. При системно-теоретическом подходе особое внимание уделяется общим кризисным явлениям в области воспитания, а акцент делается на значимые общечеловеческие ценностные идеалы, на ценностные приоритеты будущего. Основными двумя ценностями признаются выживание человечества и достоинство гражданина.

Приведенный в статье краткий анализ подходов западных ученых к разработке теорий обучения и воспитания показывает, что теории обучения в западных странах разрабатываются в рамках мультидисциплинарных исследований - в опоре на философские и социальные теории, на основе результатов естественнонаучных исследований, с использованием психологических подходов и методов. Воспитание же в большинстве западных стран оформляется концепциями, которые педагогически преломляют идеи и принципы философских, этических, культурологических, социологических, экономических, политологических и экологических научных трудов (в последнее время эти разработки окрашиваются теоретическим плюрализмом). Теории обучения и модели воспитания в западных странах выстраиваются с опорой на логические выводы и практические выкладки, исходя из того, что знания могут стать серьезной социальной силой, способной сделать общество гуманным и либеральным.

1. Александров, Ю.И., Александров, Н.Л. Комплементарность культуроспецифичных типов познания // Теоретические и эмпирические исследования. Вестник МГУ, серия 14, Психология, 2010. N 1. - С. 23-35.

2. Андерсон, Д.Р. Когнитивная психология [Текст]. 5-е изд. СПб. : Питер, 2002. - 498 с.

3. Вильдавски, А. Теории восприятия риска: кто боится, чего и почему? / А. Вилдавски, К. Дейк // THESIS. 1994. - Вып.5. - С. 268-276.; Манхейм, К. Диагноз нашего времени / пер. с нем. и англ. М. : РАО Говорящая книга,

2010. - 744 с.; Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995. - 536 с.; Ericson E. Identity, Youth and Crisis. N.Y.: Norton, 1968 - 336p.; Kohlberg L. The development of children's orientations toward a moral order //Vita Humana, 1963, N 6, P. 11-35.; Rokeach M. Beliefs, attitudes and values. A. theory of organization and change. - San. Francisco, 1972. 125p.].

4. Нисбетт Р., Пенг К., Чой И., Норензаян А. Культура и системы мышления : сравнение холистического и аналитического познания / пер. с англ. М.С. Жамкочьян, под ред. В.С. Магуна. - М. : Фонд «Либеральная миссия»,

2011. - 68 с.

5. Слобин, Д., Грин, Дж. Психолингвистика / пер. с англ. Е.И. Негневицкой ; под общей ред. А.А. Леонтьева - М. : Прогресс, 1976. - 336 с.

6. Сухин, И.Г. Холизм и редукционизм в подходах немецких ученых. Социальная педагогика в современных социальных практиках. 18-22 мая 2015г. / под науч. ред. А.В. Мудрика, Т.Т. Щелина - Арзамас : Арзамасский филиал ННГУ, 2015. - С. 115-118.

7. GardnerH. Frames of mind: The Theory of Multiple Intelligences New York: Basic, 1983 - p.; Gardner H. Multiple Intelligences: The Theory in Practice. New York: Basic, 1993 - p.

8. Gergen K. J. Social construction and pedagogical practice. In K. J. Gergen, Social construction in context (pp. 115-136). London, Thousand Oaks: Sage, 2002.

9. Graham L, Kantor J. A Comparison of Two Cultural Approachers to Mathematics: France and Russia, 19801930// Issis, N 97(1), 2006. - pp. 56-74.

10. Maslow A. A Theory of Human Motivation: Self-Actualization Hierarch of Needs. Amazon.co.uk: kindle Store, 2011. - 106 p.

11. Mezirow J. Transformative learning: Theory to practice. In P. Cranton (Ed.), New directions for adult and continuing education: No. 74. Transformative learning in action: Insights from practice (pp. 5-12). 1997, San Francisco, CA: Jossey-Bass.

12. Nisbett R., Masuda T. Culture and Point of View. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. Ann Arbor: Univ. of Michigan, 2003.- pp. 100/ 11163-11176 pdf.

13 Zimmerman B. Investigating Self-Regulation and Motivation: Historical Backgraund, Methodological Developments, and Future Prospects// American Education Research Journal, N. 45 (1)6, 2008.- P. 166-183.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.