Научная статья на тему 'ЗАПАДНЫЕ И НЕЗАПАДНЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ВЕКТОРЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ'

ЗАПАДНЫЕ И НЕЗАПАДНЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ВЕКТОРЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
61
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПАДНЫЕ И НЕЗАПАДНЫЕ ЦЕННОСТИ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Атаян В.В.

Глобальные, по-сути, евроатлантические ценности имеют влияние на бытие обществ и государств, их хозяйственного, социокультурного и инновационного развития. При этом не западные аксиологические смыслы оказываются, по крайней мере, быть не отрицательными факторами развития, не мешать инновационному развитию социумов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАПАДНЫЕ И НЕЗАПАДНЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ВЕКТОРЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ»

целое. Поэтому созданный ею человек в своей основе является тоже целостным. В повседневности забота проявляется через экзистенциальность или падение. Как считает Хайдеггер, человек изначально является онтологической целостностью, которая раскалывается на феноменальные моменты в повседневной (или, как пишет Хайдеггер, наличной) жизни человека. Именно такая расколотость мешает традиционным антропологическим учениям представить человека как целое.

Человек как бытие-в-мире, согласно философии Хайдеггера, выражает единство человека и мира. Dasein, находящее себя в мире, может понимать себя как свою возможность, то есть понимать из экзистенции, а может раствориться в мире. Второе приводит к тому, что Dasein, по фигуральному выражению Хайдеггера, "падает" в мир. И если в первом случае речь идет о подлинном существовании человека, то во втором случае его бытие характеризуется как неподлинное.

Экзистенциальность как модус существования означает "быть впереди себя", т.е. постоянное трансцендирование, выход за свои собственные пределы. В этом смысле человеческое бытие есть всегда открытая возможность. Этот экзистенциал предполагает активность человека (Dasein^), "поскольку человек не просто имеет место как природное существо, но действует и творит... как практически действующий, "делает из себя", может и должен делать" [4, с. 121].

Модус падения - это существование человека в пассивном сосуществовании с другими людьми. Как отмечал Хайдеггер, этот модус можно охарактеризовать не просто как отчуждение и самозапутывание Dasein а как срыв в "беспочвенность и ничтожество несобственной повседневности" [3, с.178]. Каждому модусу соответствует свое временное измерение: фактичности - настоящее, экзистенциальности - будущее, падению - прошлое.

Хайдеггеровское исследование человека оказала большое влияние на дальнейшие философско-антропологические исследования, в частности на экзистенциальный психоанализ Л. Бинсвангера, получившего название «дазайнсанализ». Швейцарский ученый в качестве теоретического фундамента психотерапевтической практики использовал учение о человеке как Dasein и модусах его существования. В том случае, когда Dasein отказывается от своей возможности трансцендировать, происходит полная переориентация его сущностного основания - заботы - на модус падения. В этом случае активное, деятельное поведение замещается пассивным отношением человека к миру и самому себе. Человек теряет способность противостоять неблагоприятным внешним воздействиям. Всякое душевное расстройство понимается Бинсвангером как способ неподлинного существования человека. Список использованной литературы:

1 Гайденко П.П. Экзистенциализм и проблема культуры (критика философии М. Хайдеггера). - М.: Высшая школа, 1963. - 122 с.

2 Михайлов И.А. Ранний Хайдеггер. Между феноменологией и философией жизни - М.: Проресс-Традиция, 1999. - 284 с.

3 Хайдеггер М. Бытие и время. - М.: Ad Marginem, 1997. - 451 с.

4 Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. - М., 1997. - 298 с.

© Арапова Э.А., 2022

УДК 101.1::316

Атаян В.В.

кандидат философских наук, Южный федеральный университет

ЗАПАДНЫЕ И НЕЗАПАДНЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ВЕКТОРЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация

Глобальные, по-сути, евроатлантические ценности имеют влияние на бытие обществ и государств,

их хозяйственного, социокультурного и инновационного развития. При этом не западные аксиологические смыслы оказываются, по крайней мере, быть не отрицательными факторами развития, не мешать инновационному развитию социумов.

Ключевые слова:

западные и незападные ценности, глобализация, инновационное развитие.

Процессы глобализация все в большей степени оказывают влияние на функционирование как экономик евроатлантических стран, и на хозяйственную жизнь незападных социумов, их модулей. При этом, разумеется, глобализация экономическая оказывает влияние существенное влияние на социокультурные трансформации и неминуемо сопутствующие им инновационные скачки.

Большую роль в данном процессе имеют новейшие IT-технологии. Цифровизация влияет мощному эмитированию западных рыночных ценностей незападными социумами и странами. Вместе с тем это влияет усиленному единению с хозяйственными центрами земного шара. При этом инновации оказываются более эффективными методами социокультурного процесса, направленного на так называемый демократический вектор. Однако инновационное развитие также возможно, как показывает практика, возможно и в рамках незападной парадигмы.

Вместе с тем новейшие инновации всё существеннее влияют на развитию отдельно стран и обществ, поскольку ускоряется подвижность как экономики, труда и так и духовной сферы, знаний. Сильно укрепляется интернационализация экономических отношений и, как следствие, социокультурные трансформации.

Однако несмотря на то, что некоторые малые страны и незападные общества теряют как культурную сомобытность, так и хозяйственную суверенность, крупные незападыне общества, руководствуясь своими ценностями могут достигать больших результатов в области инновационного развития.

Генерируются и закрепляются существующие в настоящее время субъекты международных отношений: крупные страными мира, транснациональные компании, крупные религиозные общины и организации. Их работа ускорено продавливает социокультурную борьбу. При этом незападные акторы применяя свои ценностные парадигмы вполне конкурентноспособны, что получает свое проявление в насущной хозяйственной и социокультурной практике.

Таким образом, исторически доминировавший Запад в настоящее время получил конкурента в лице стран и обществ большого и древнего Незапад, далеко не господствует в настоящее время. А незападные ценности не только не являются тормозом и преградой для инновационного социокультурного развития, но и, по крайней мере в своей синтетической ипостаси, могут быть активно способствовать инновационному развитию стран Незапада.

Список использованной литературы:

1. Атаян, В.В. Стратегии исследования социологии и онтологии ценностей / В.В. Атаян // Философия хозяйства. - 2019. - № 1. - Текст: непосредственный.

2. Атаян, В.В. Ценностные векторы западного и незападного мультикультурализма / В.В. Атаян // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2020. - № 1. - Текст: непосредственный.

3. Глобалистика: Энциклопедия / гл. ред. И.И. Мазур, А.Н. Чумаков. - Москва: Радуга, 2003. - 1328 с. -Текст : непосредственный.

4. Гобозов, И.А. Глобализации и перспективы малых государств и народов / И.А. Гобозов. - Текст: электронный // Вызовы глобализации ФН-4/2016, 2016. - С. 19. - URL: http://www.phisci.ru/files/issues/2016/04/RJPS_2016-04_Gobozov.pdf

© Атаян В.В., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.