УДК 7.072.5:672.13
В. И. Семенова, Н. В. Багапова
Западноевропейские образцы в кусинском художественном
чугунном литье
Атрибуция и установление авторства изделий художественного чугунного литья являются одной из важных задач в российских музеях, хранящих ценные собрания такого рода. В работе проведена атрибуция шести скульптур из Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Государственного исторического музея Южного Урала, Государственного исторического музея-заповедника «Горки Ленинские», Златоустовского городского краеведческого музея, Всероссийского музея декоративного и народного искусства и частного музея В. Ю. Орлова в Ярославле. Удалось установить авторство и оригинальное название скульптурных прототипов шести художественных изделий Кусинского завода, выполненных в конце XIX - начале XX вв. по западноевропейским образцам из музеев. Художественные изделия кусинского художественного чугунного литья дореволюционного периода, выполненные по западноевропейским моделям, демонстрируют не только осмысление моделировки формы в процессе творческих поисков мастеров, но также высокое качество изготовления через совершенствование технических приемов в создании модели и отливке художественного чугунного литья.
Ключевые слова: кусинское художественное чугунное литье, атрибуция, авторство, прототип, модель
Valentina I. Semenova, Nadezhda V. Bagapova Western European samples in the artistical cast-iron of Kusa
Attribution and establishment of authorship of artistical cast-iron is one of the important tasks in Russian museums that store valuable collections of this kind. The work carried out the attribution of six sculptures from the Yekaterinburg Museum of Fine Arts, the State Historical Museum of the Southern Urals, the State Historical Museum-Reserve «Gorki Leninskie», the Zlatoust City Museum of Local Lore, the All-Russian Museum of Decorative and Folk Arts and the private museum of V. Y. Orlova in Yaroslavl. The authors were able to establish the authorship and original name of the sculptural prototypes of six artistic products from the Kusa plant, made in the late 19th - early 20th centuries based on Western European samples from museums. Products of the artistical cast-iron of kusa of the pre-revolu-tionary period, made according to Western European models, demonstrate not only the understanding of form modeling in the process of creative searches of the masters, but also high-quality workmanship through the improvement of technical techniques in creating a model and the artistical cast-iron.
Keywords: the artistical cast-iron of Kusa, attribution, authorship, prototype, model DOI 10.30725/2619-0303-2024-3-108-112
Русское художественное чугунное литье Урала - один видов исконно русского декоративно-прикладного искусства. Изделия чугунного литья легки и ажурны, уже в XVIII в. пользуются популярностью и своего расцвета достигают в конце XIX в. Изделия Каслинского и Кусинского заводов были отмечены наградами на выставке в Париже в 1900 г. [1, с. 177]. После революции 1917 г. и Великой Отечественной войны художественное чугунное литье было забыто и начало восстанавливаться в середине ХХ в. Изучением уральского художественного чугунного литья, преимущественно каслинского, начали активно заниматься в Москве после большой ретроспективной выставки 1984 г. в «Музее на Делегатской» [2, с. 206].
Одной из важных проблем стала атрибуция и установление авторства художествен-
ных изделий. Этим серьезно занялись в середине 1980-х гг. сотрудники Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Благодаря стараниям исследователей О. П. Губкина, Г. П. Шайдуровой в 2005 г. появился каталог по изделиям уральского художественного чугунного литья в собрании музея. В каталоге опубликованы атрибутированные художественные изделия, выявлены авторы моделей-прототипов и установлено время создания модели и отливки многих изделий уральского художественного чугунного литья [3]. В настоящее время новое поколение сотрудников этого музея продолжает вести искусствоведческую работу, касающуюся истории каслинского литья и атрибуции его отливок, проводятся специализированные научные конференции по русскому и европейскому художественному металлу XVIII - начала ХХ в. К. А. Гилева,
С. Е. Винокуров занимаются изучением моделей уральского литья [4-7].
При этом К. А. Гилева - заведующий отделом художественного металла Екатеринбургского музея изобразительных искусств -обращает внимание на то, что, несмотря на серьезную систематическую исследовательскую работу по изучению авторства модельного ряда уральского художественного чугунного литья, начатую в 1980-е гг., до сих пор остаются значительные лакуны в атрибуции художественных изделий уральского художественного чугунного литья [4, с. 121].
Проблема авторства моделей в художественном чугунном литье уральского декоративно-прикладного искусства остается актуальной. Известный московский исследователь уральского художественного чугунного литья З. Г. Малаева отмечает, что необходима постоянная работа над уточнением оригинального названия, скульптурного прототипа чугунного изделия и выявления авторства первоначальной модели-образца, ставшей примером точного копирования в чугуне, а также установлением конкретной даты создания первичной авторской модели тем или иным европейским или русским автором. Не менее важной является задача определить нахождение образцов-прообразов в разных художественных материалах изготовления и прямых заимствований изобразительного материала, использованных для создания каслинских и кусинских моделей в целях их дальнейшего воспроизводства в чугуне [2, с. 207].
Проблема установления авторства ассортиментных моделей кусинского художественного чугунного литья становится еще актуальнее, поскольку исследования вышеперечисленных авторов направлены на изучение преимущественно каслинского литья, считающегося самым высокохудожественным среди уральского художественного чугунного литья.
Наше исследование посвящено кусин-скому художественному чугунному литью, а именно уточнению оригинального названия скульптурного прототипа некоторых чугунных изделий, выявлению авторства первоначальной модели-образца, ставшей примером отливки в чугуне кусинских художественных изделий в конце XIX - начале XX вв., выполненных по западноевропейским образцам. Первые кабинетные изделия кусинского художественного чугунного литья начали выпускать в 1883 г. по привезенным западноевропейским и отечественным моделям [1, с. 33]. Авторство некоторых моделей указано в пре-
йскуранте ассортимента Кусинского завода 1911 г. [8]. Однако авторство большей части художественных изделий, выполненных с привезенных моделей, неизвестно.
Исследование проведено на основании коллекций, хранящихся в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, Государственном историческом музее Южного Урала, Государственном историческом музее-заповеднике «Горки Ленинские», Златоустовском городском краеведческом музее, Всероссийском музее декоративного и народного искусства и частном музее В. Ю. Орлова в Ярославле. Удалось выявить шесть художественных изделий для атрибуции: статуэтка «Кузнец» [8, с. 6], светильник «Коваль» [9], статуэтка «Мальчик на раковине, ловящий краба» [8, с. 9], пресс-папье «Бюстик женской головки» [8, с. 11], статуэтки «Лев» [8, с. 8], «Заяц» [8, с. 7]. Найденные изделия в кусинском художественном чугунном литье имеют небольшие отличия от прообраза в западноевропейской скульптуре и выполнены с модификациями.
В фондах Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Государственного исторического музея Южного Урала, Златоу-стовского городского краеведческого музея, Челябинского музея изобразительных искусств хранятся статуэтки кусинского художественного чугунного литья «Кузнец» («Коваль»). В музеях у статуэтки «Кузнец» («Коваль») не атрибутировано авторство изделия, значится как «автор неизвестен». Прототипом «Коваль» (№ 70 по порядку прейскуранта 1911 г. Кусинского завода) является бронзовая скульптура «Коваль» французского скульптора Ж. Гило (Guillot J. «Forgeron de la paix, forgeron») [10]. Статуэтка «Кузнец» («Коваль») представляет собой на круглом постаменте фигуру в полный рост стоящего бородатого мужчины с волнистыми волосами, в штанах и фартуке, с обнаженным торсом. В поднятой вверх правой руке он держит молот, левая рука опущена вниз, сжата в кулак. Перед ним на стоящей на пне наковальне лежит мотыга. Слева у наковальни лежат два неизвестных предмета. Аналогия с французской скульптурой прослеживается в максимально точном характере движения фигуры кузнеца, пластическом решении скульптуры с прообразом, выраженным в напряжении мышц рук и торса, изгибов одежды и материальности инструментов. В кусинской скульптуре видно отличие в проявлении более мягкой передачи фактурности мышц и складок на одежде, лаконичности формы и передаче деталей [8].
В Государственном историческом музее-заповеднике «Горки Ленинские» есть единственное художественное изделие Кусинского завода - светильник «Коваль мира», изготовленный специально для В. И. Ленина как подарок на день рождения вождя и подаренный рабочими Кусинского завода в 1920 г. Светильник представляет собой настольную лампу в виде точного изображения скульптуры кузнеца у наковальни с дарственной надписью: «Подарок Великому Мировому Вождю В-кой Раб. Крест. Рев. т. Ленину. От рев. Раб. Кус. Зав.» [9]. Светильник «Коваль» отличается от прообраза французского скульптора Ж. Гило модификацией в виде изменений назначения статуэтки, преобразованной в светильник, и формы орудия труда. Сверху над скульптурой установлен светильник в форме цветка с лампой и пятиконечной звездой с оранжевыми остроконечными лепестками, изящным желтоватым стеблем с тонкими листьями. Статуэтка «Коваль мира» точно повторяет пластическое решение кусинского изделия. Орудия труда в светильнике «Коваль» другие. Около наковальни на кряжистом обрубке находится обломок меча, пушечный ствол, разбитый снаряд. Это материал для переплавки на мирные орудия труда.
Статуэтки «Кузнец» («Коваль»), светильник «Коваль» в кусинском художественном чугунном литье повторяют полностью форму, пропорции западноевропейской скульптуры французского скульптора Ж. Гило (Guillot J. «Forgeron de la paix, forgeron»). Однако есть небольшое отличие в пластическом решении кусинского изделия. Рельефность мышц кузнеца выполнена более обобщенно, без излишнего уточнения анатомических подробностей фигуры. В манере исполнения прослеживаются стилистические особенности кусинского художественного чугунного литья: «четкое выявление характерных деталей, обобщение формы, благородный матовый черный оттенок изделия» [11, с. 111].
Скульптура «Мальчик на раковине, ловящий краба» (№ 122 по порядку прейскуранта 1911 г. Кусинского завода) начала отливаться в начале XX в. по модели конца XIX в. Скульптура выполнена по бронзовой модели, автором которой является французский скульптор Луи-Эрнест Барриа (1841 -1905) [12]. Скульптура представляет собой сидящего на раковине мальчика, поглядывающего вниз на ползущего рака. В фондах Челябинского музея изобразительных искусств находится скульптура «Мальчик на раковине, ловящий краба» 1958 г. Точное сходство с прототипом видно в движении фигуры мальчика, пластике формы и передаче деталей [8, с. 46].
Сравнивая кусинскую скульптуру с бронзовой, можно увидеть, что нижняя часть скульптуры изменена: сохранена часть ракушки, нет краба и веточки в руке мальчика. Однако в целом общая композиция, детали чугунной скульптуры полностью соответствуют бронзовой работе. Это позволяет сделать вывод о том, что именно скульптура «Мальчик с раковиной и крабом» Л.-Э. Барриа послужила моделью для Кусинского завода. В музее скульптура «Мальчик на раковине, ловящий краба» не атрибутирована, авторство изделия значится как «автор неизвестен».
Следующие художественные изделия Ку-синского завода, входящие в состав прейскуранта 1911 г., не найдены в рассматриваемых музеях России. Однако авторство прототипов установлено. Статуэтка кусинского художественного чугунного литья «Лев» (№ 107 по порядку прейскуранта 1911 г. Кусинского завода) выполнена по работе французского скульптора Антуан-Луи Бари (Antonio Luis Barye (1795-1875) «Шагающий лев». Бронзовая скульптура находится в музее Метрополитен в Нью-Йорке [13]. Статуэтка «Шагающий лев» представляет собой скульптурное изображение льва в гордом движении по прямой на прямоугольной подставке, правые лапы впереди, левые позади, хвост заведен в левую сторону. «Шагающий лев» в западноевропейской скульптуре изображен напряженным, с приоткрытым ртом. Сравнивая кусинскую работу «Шагающий лев» с работой Бари, можно увидеть незначительные отличия в пластическом решении скульптуры: в ку-синской работе движение более спокойное, в отличие от бронзовой модели, напряженные мышцы льва показаны условно, без излишней детализации. Однако в целом детали чугунной статуэтки полностью соответствуют произведению А.-Л. Бари. Это позволяет говорить о том, что именно «Шагающий лев» послужил моделью для Кусинского завода.
На Кусинском заводе отливали еще одну скульптуру А.-Л. Бари - статуэтку «Сидящий заяц» [14]. Бронзовый скульптурный прототип 1902 г. находится в Лувре. Кусинское изделие «Заяц» (№ 77 по порядку прейскуранта 1911 г. Кусинского завода) изображает зайца, поза его напряжена, уши изображены торчком, хвост поджат. Сравнивая кусинскую статуэтку <ваяц» с западноевропейским прообразом, наблюдаем точное сходство в позе, пропорциях, пластическом решении формы. Однако в прообразе особое внимание автором уделяется передачи фактурности шерсти животного. В кусинском художественном изделии мы наблюдаем большее
обобщение в передачи фактурности шерсти, которая выполнена более сглажено по форме.
В кусинском художественном чугунном литье присутствует не только прямое копирование бронзовых сюжетов, но и их заимствование. Примером этого является женский образ, воплощенный в бронзовой скульптуре Альфонсы Мухи, яркого представителя стиля модерн (ар-нуво и т. д.).
На рубеже XIX и XX в. стиль модерн распространяется во многих европейских странах, в том числе в России. Поэтому женский образ с характерным изображением женской головки, с рисунком струящихся локонов встречается в произведениях различных видов искусств: графики, живописи, скульптуры. Однако в творчестве яркого представителя А. Мухи находим особое сходство скульптуры «Природа» с кусинским изделием «Бюстик женской головки». Пресс-папье «Бюстик женской головки» хранится в фондах Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Государственного исторического музея Южного Урала, Златоустовского городского краеведческого музея (№ 176 по порядку прейскуранта 1911 г. Кусинского завода).
Известный чешский художник-декоратор, ювелир, художник-график и мастера плаката, известный представитель стиля ар-нуво Альфонс Мария Муха является автором камерной скульптуры «Природа» 1900 г. Всего известно о семи камерных скульптурах «Природа», выполненных автором с незначительными отличиями [15]. Скульптура «Природа» А. Мухи представляет собой выразительный бюст молодой девушки по пояс с закрытыми глазами и распущенными волосами, обвивающими шею и закручивающимися у основания бюста; голова украшена повязкой, и венчает повязку тиара в форме кубка.
Кусинское изделие пресс-папье «Бюстик женской головки» представляет собой бюст молодой девушки по плечевой пояс с закрытыми глазами и распущенными волосами, прядки у которых волнами опускаются на плечи. Верхнюю часть головы девушки венчает прическа с двумя большими бутонами плоских цветов. На первый взгляд зрителю может показаться, что пресс-папье «Бюстик женской головки» и скульптура «Природа» не имеют ничего общего или единственное, что их объединяет, -прием ар-нуво, изображение женской головки с характерным рисунком струящихся локонов. Однако сравнительный анализ скульптуры «Природа» с чугунной отливкой «Бюстик женской головки» доказывает, что кусинский ма-
стер при переводе в чугун был далек от стремления создать подлинную копию. Напротив, используя популярный мотив, автор осознанно меняет женский образ. На это указывает несколько деталей: бронзовая скульптура украшена тиарой на волосах, в чугунной - тиара заменена двумя крупными цветами; бронзовая скульптура изображена по пояс, чугунная -по плечи; в бронзовой скульптуре волосы разделены на прядки и струятся, повторяя силуэт женской фигуры, в чугунной - прядки волос сгруппированы и, повторяя силуэт прически в верхней части головы, укладываются кудрями на плечи. Сходство двух скульптур наблюдается в пропорциях частей лица и шеи, выражении лица (закрытые глаза, высокая переносица, длинный прямой нос, закрытые пухлые губы, небольшой подбородок, длинная шея, прямые плечи, силуэт прически в верхней части головы). В музеях пресс-папье «Бюстик женской головки» - не атрибутировано, авторство изделия значится как «автор неизвестен».
Таким образом, западноевропейские образцы бронзовых моделей легли в основу формирования модельного ряда кусинского художественного чугунного литья в конце XIX -начале ХХ вв. В процессе перевода бронзовых образцов в чугунные модели кусинские мастера не стремились к точному копированию. В атрибутированных художественных изделиях проявляются стилистические особенности кусинского художественного чугунного литья, что доказывает следование традициям. Художественные изделия, выполненные по французским моделям, демонстрируют не только осмысление моделировки формы в процессе творческих поисков мастеров, но также высокое качество изготовления, получаемое через совершенствование технических приемов в создании модели и отливке художественного чугунного литья.
Список литературы
1. Байнов Л. П. Художественный чугун Кусы. Челябинск: Рифей, 1998. 239 с.
2. Малаева З. А. Изобразительные прототипы в каслинском и кусинском художественном литье из чугуна XIX - нач. XX века и их приоритетная роль в научной атрибуции моделей и заводских отливок // Бушуевские чтения: сб. материалов V и VI науч.-практ. конф. «Бушуевские чте-ния-2019», «Бушуевские чтения-2021» / сост. А. С. Князева. Златоуст, 2021. С. 206-217.
3. Губкин О. П., Шайдурова Г. П. Художественное литье в собрании Екатеринбургского музея изобразительных искусств: каталог. Екатеринбург: Автограф, 2005. 319 с.
4. Гилева К. А. Фарфоровые прототипы: проблема авторства моделей в уральском художественном литье из чугуна // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2. Гуманитарные науки. 2018. Т. 20, № 4 (181). С. 119-128.
5. Гилева К. А. Продукция бронзолитейной фирмы Фердинанда Барбедьенна и Уральское художественное литье из чугуна. К вопросу об атрибуции предметов уральского чугунного литья // Архитектон: известия вузов: сетевой журн. 2020. № 3 (71). URL: https://archvuz. ru/2020_3/22/ (дата обращения: 10.09.2024).
6. Гилева К. А. Роль французской художественной бронзы в развитии модельного ряда уральских чугунолитейных предприятий XIX века // Худояровские чтения: материалы X Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 275-летию урал. лаковой росписи по металлу, Нижний Тагил, 21-22 окт. 2021 г. Нижний Тагил: Нижнетагил. музей-заповедник «Горнозаводской Урал», 2021. С. 108-114.
7. Винокуров С. Е. «Китайский стиль» в коллекции Екатеринбургского музея изобразительных искусств: от Майсена до Каслей // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. 2021. № 2. С. 128-135.
8. Прейскурант на чугунные кабинетные вещи Кусин-ского Казенного завода на 1911 г. Уфа: электр. типолитогр. т-ва Ф. Г. Соловьев и Ко, 1911. 50 с.
9. Кузнецкая Л. И., Маштакова К. А., Субботина З. А. Кабинет и квартира Владимира Ильича Ленина в Кремле. Москва: Моск. рабочий, 1969. 139 с.
10. Sculpture Blacksmith of Peace Regulate Stamped Anatole J. Guillot // Ebay. URL: https://www.ebay.com/ itm/155654956333?_u l=PT (дата обращения: 10.09.2024).
11. Багапова Н. В. Стилистические особенности кусинского художественного чугунного литья // Вестник культуры и искусств / Челяб. гос. ин-т культуры. 2019. № 4 (60). С. 111-115.
12. The Boy With the Shell and the Crab French Bronze of Louis-Ernest Barrias // Ebay. URL: https://www.ebay.com/itm/ French-Antique-Bronze-Sculpture-of-Louis-Ernest-Barrias-a-Boy-on-a-Shell-/114168911522?_ul=IL#ABOUT_THIS_ITEM (дата обращения: 10.09.2024).
13. "Walking Lion" (Le Lion qui Marche) by sculptorAntoine-Louis Bari // The Metropolitan Museum of Art: ^йт]. URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/191585 (дата обращения: 10.09.2024).
14. "The Seated Hare" by Antoine-Louis Bari// Louvre: [сайт]. URL: https://collections.louvre.fr/en/ark:/53355/ cl010092737 (дата обращения: 10.09.2024).
15. The Rediscovery of a Rare Bust by Art Nouveau Master Alphonse Mucha // Sotheby's. 2019. 20 May. URL: https://www. sothebys.com/en/articles/the-rediscovery-of-a-rare-bust-by-art-nouveau-master-alphonse-mucha (дата обращения: 10.09.2024).
References
1. Bainov L. P. Artistic cast iron of Kusa. Chelyabinsk: Rifey, 1998. 239 (in Russ.).
2. Malaeva Z. A. Pictorial prototypes in Kasli and Kusa artistic casting from cast iron ofthe 19th - early 20th centuries and their priority role in the scientific attribution of models and factory castings. Bushuevskie readings: coll. of materials of the V and VIsci. and practical. conf. "Bushuevskie readings-2019", "Bushuevskie readings-2021" / comp. A. S. Knyazeva. Zlatoust: 2021. 206-217 (in Russ.).
3. Gubkin O. P., Shaidurova G. P. Artistic casting in the collection of the Yekaterinburg Museum of Fine Arts: catalog. Ekaterinburg: Avtograf, 2005. 319 (in Russ.).
4. Gileva K. A. Porcelain prototypes: the problem of authorship of models in the Ural artistic casting of iron. Bulletin ofthe Ural Federal University. Ser. 2. Humanities. 2018. 20 (4), 119-128(in Russ.).
5. Gileva K. A. Products of the bronze casting company of Ferdinand Barbedienne and the Ural artistic casting of iron. On the issue of attribution of objects of Ural cast iron casting. Arkhitekton: news of universities: online j. 2020. 3 (71). URL: https:// archvuz.ru/2020_3/22/ (accessed: Sept.10.2024) (in Russ.).
6. Gileva K. A. The role of French art bronze in the development ofthe model range ofthe Ural iron foundries ofthe 19th century. Khudoyarov readings: materials ofthe X All-Russ. sci. and practical conf., dedicated to the 275th anniversary of the Ural lacquer painting on metal, Nizhny Tagil, Oct. 21-22, 2021. Nizhny Tagil: Nizhny Tagil Museum-Reserve "Gornozavodskoy Ural", 2021. 108-114 (in Russ.).
7. Vinokurov S. E. "Chinese style" in the collection ofthe Yekaterinburg Museum of Fine Arts: from Meissen to Kasli. Fine Art ofthe Urals, Siberia and the Far East. 2021. 2, 128-135 (in Russ.).
8. Price list for cast iron cabinet items ofthe Kusinsky State Plant for 1911. Ufa, 1911. 50 (in Russ.).
9. Kuznetskaya L. I., Mashtakova K. A., Subbotina Z. A. Study and apartment of Vladimir Ilyich Lenin in the Kremlin. Moscow: Mosk. rabochy, 1969. 139 (in Russ.).
10. Sculpture Blacksmith of Peace Regulate Stamped Anatole J. Guillot. Ebay. URL: https://www.ebay.com/ itm/155654956333?_u l=PT (accessed: Sept.10.2024).
11. Bagapova N. V. Stylistic features ofKusa artistic cast iron casting. Bulletin of culture and arts / Chelyabinsk state inst. of culture. 2019. 4 (60), 111-115 (in Russ.).
12. The Boy With the Shell and the Crab French Bronze of Louis-Ernest Barrias. Ebay. URL: https://www.ebay.com/itm/ French-Antique-Bronze-Sculpture-of-Louis-Ernest-Barrias-a-Boy-on-a-Shell-/114168911522?_ul=IL#ABOUT_THIS_ITEM (accessed: Sept.10.2024).
13. "Walking Lion" (Le Lion qui Marche) by sculptor Antoine-Louis Bari. The Metropolitan Museum of Art: [website]. URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/191585 (accessed: Sept.10.2024).
14. The Seated Hare" by Antoine-Louis Bari// Louvre: [website]. URL: https://collections.louvre.fr/en/ark:/53355/ cl010092737 (accessed: Sept.10.2024).
15. The Rediscovery of a Rare Bust by Art Nouveau Master Alphonse Mucha. Sotheby's. 2019. 20 May. URL: https:// www.sothebys.com/en/articles/the-rediscovery-of-a-rare-bust-by-art-nouveau-master-alphonse-mucha (accessed: Sept.10.2024).