ISSUE SUBJECT | ТЕМА HOMEPA|
EDN: EVDHYO УДК 76.03/.09
WEST SIBERIAN BOOK PUBLISHING HOUSE AND THE FORMATION OF THE ARTISTIC ENVIRONMENT OF NOVOSIBIRSK
Natalia V. Kharsa
ART-Center “Krasny”
Novosibirsk, Russian Federation
Abstract: The article examines the history of the Novosibirsk artists’ interaction with the West Siberian Book Publishing House and the role of the latter in attracting famous graphic artists to the city.
Keywords: Novonikolaevsk; Novosibirsk; graphics; illustrators; ART Center “Krasny”; exhibition activities; Novosibirsk Book Publishing House; West Siberian Book Publishing House; Sibkraizdat; Siberian periodicals.
Citation: Kharsa, N. V. (2023). WEST SIBERIAN BOOK PUBLISHING HOUSE AND THE FORMATION OF THE ARTISTIC ENVIRONMENT OF NOVOSIBIRSK. IzobraziteV noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal 'nego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T 2, Ne 4 (17), pp. 52-65.
H. B. Xapca
АРТ-Центр «Красный»
Новосибирск, Российская Федерация
ЗАПАДНО-СИБИРСКОЕ КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО И ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СРЕДЫ НОВОСИБИРСКА
В статье рассматриваются история взаимодействия новосибирских художников с Западно-Сибирским книжным издательством и роль последнего в привлечении в Новосибирск известных художников-графиков.
Ключевые слова: Новониколаевск; Новосибирск; графики; иллюстраторы; АРТ-Центр «Красный»; выставочная деятельность; Новосибирское книжное издательство; Западно-Сибирское книжное издательство; Сибкрайиздат; сибирская периодика.
2023 - юбилейный год для Новосибирского регионального отделения Союза художников России. По инициативе НРОО «АРТ-Центр „Красный"» празднование 90-летия организации сопровождалось несколькими мемориальными выставками, проходящими в том числе в вагоне метропоезда и на базе Новосибирского государственного художественного музея. В сентябре в самом АРТ-Центре «Красный» открылась выставка работ современных членов Союза и графики советских художников «Все о графике».
Мемориальная ретроспектива побудила по-новому оценить роль Западно-Сибирского (позже - Новосибирского) книжного издательства в жизни новосибирских художников-гра-фиков.
В 1920 г. в Омске было создано Сибирское областное отделение Госиздата РСФСР (Сиб-госиздат), но уже в ноябре 1921 г. оно было переведено в Новониколаевск. В число пайщиков предприятия входили Сибирский крайисполком, Сибирское отделение народного образования, Сибирский краевой союз кооператоров. В области развивалась кооперативная торговая сеть, которая распространяла книги и журналы по региону. Одной из задач новой организации было обеспечение «окупаемости» издательской деятельности. Издавались «краевые» учебники для школ, отраслевая литература для сибирских крестьян-единоличников и колхозников, но особенно важным был выпуск подписных иллюстрированных журналов, которых к концу 1920-х гг. в Новосибирске насчитывалось 28 [4]. Важной целью стало оформление издаваемой литературы в соответствии со вкусами подписчиков и покупателей.
Благодаря существованию оцифрованной коллекции Новосибирской областной научной библиотеки можно открыть издававшийся в Омске в 1922 г. журнал «Юный пропагандист», украшенный виньетками и заставками в стиле модерн, и сравнить его с оформлением новониколаевского ежемесячного журнала «Жизнь Сибири» за тот же год. Последнее, хотя и не блещет изысканностью, визуализирует пропагандистские задачи советской власти и отличается от омского использованием сибирского колорита. Так, на с. 143 мы видим изображение бурого медведя в ветках кедра, а материал, посвященный вопросам сотрудничества Сибири
и Северо-Запада страны, иллюстрирует белый медведь.
Роль, которую играло изобразительное искусство в жизни новониколаевцев того времени, можно оценить с помощью факта попытки издавать в городе частный литературно-художественный журнал «Таежные зори» [13] под редакцией Константина Соколова. Наряду с размещением трудов сибирских писателей и поэтов, Соколов обещал публиковать и работы художников. В отделе «Общее и прикладное искусство» планировалось воспроизведение работ сибирских художников, искусствоведческих статей; отдельные рубрики должны были представлять иногородних художников и знакомить с авторами прошлого. В качестве бесплатных приложений журнал предполагал высылать подписчикам картины художников, воспроизведенные литографским или цинкографским
способом, а также книги современных писателей. Первый номер 1922 г. был оформлен П. Ивакиным и линограверами Владимирским и Невским. Было объявлено, что редакция собирает материалы, в том числе изобразительные; для второго номера, но он так и не вышел в свет. Тот факт, что три рубрики частного литературного журнала отдавались художникам, говорит о том, что среди публики существовал активный интерес к изобразительному искусству.
Практики упоминать авторов иллюстраций в печатных изданиях того времени изначально не было, но приблизительно с 1923-1924 гг. художники начали подписывать свои рисунки монограммами. Век спустя часто приходится ставить знак вопроса при атрибуции тех или иных рисунков конкретному автору.
Сама художественная жизнь Новоникола-евска-Новосибирска в середине 1920-х гг. была очень активной, хотя и находилась в стадии зарождения. В 1920 г. в городе был создан Краеведческий музей, который в отсутствие других институций собирал работы сибирских и алтайских художников на краеведческую тематику.
К 1926 г. в Новосибирске сформировались две малочисленные художественные группировки - «Новая Сибирь» в составе 12 чел. (А. В. Вощакин, В. Н. Гуляев, А. П. Лекарен-ко, С. Н. Липин, В. М. Макаров, Н. Н. Нагорская: Н. А. Надольская, А. Н. Никулин, П. П. Подосе-нов, Полежаев, К. Г. Поляшев, Ю. М. Попова, В. И. Ромов) [8] и АХРР в составе 10 чел. (А. М. Иванов, Н. Г. Дорогов, П. И. Захаров, А. М. Овчинников, А. И. Русинов, Т. А. Русинова, Я. Сафонов. А. Д. Силич, А. Н. Фокин, П. Г. Якубовский) [8]. Профессиональное образование имели далеко не все, у большинства оно прерывалось в период Гражданской войны.
В том же году по инициативе в первую очередь новосибирцев началась подготовка Первой Всесибирской выставки живописи, скульптуры, графики и архитектуры, открывшейся 1 января 1927 г. - одновременно с программным съездом.
Возможностей для художников профессионально применить свои умения в Новосибирске было также мало.
Особое место в истории города занимает деятельность открывшейся в 1926 г. игрушечной мастерской в Сибирской детской комиссии, созданной усилиями скульптора Степана Надоль-ского и художника Александра Иванова. Эта артель в условиях нэпа проработала четыре года.
Работниками мастерской стали 250 беспризорников, взятых из детдомов и непосредственно с улицы [7]. Помимо самого Надольского, в производстве игрушек были заняты член и даже председатель АХХР Александр Михайлович Иванов и Нина Александровна Янова (Янова-Надольская). Кроме этого случая и непостоянных оформительских заказов, стабильный заработок художники обретали, только связав свою жизнь с новониколаевским издательством.
И Иванов, и Янова-Надольская параллельно работали в газетах Сибгосиздата. Листая подшивки, можно заметить, что художественного материала там почти нет. Видимо, подработки были незначительными.
В номере 1923 г. художественно-литературного и научно-популярного журнала «Красная сибирячка», который издавался в 1922-1939 гг., встречается монограмма «А. И.», что можно соотнести с именем Александра Иванова. С двухнедельным иллюстрированным журналом «Сибирь» в 1926 г. сотрудничали А. Вощакин, Г. Гуркин, И. Нагор-ская, А. Никулин, И. Котов и В. Ромов. Последний при этом являлся одним из активных новосибирских иллюстраторов середины 1920-х гг. В 1920 г. Ромова пригласили на работу в новониколаевский Сибгостеатр, а еще через год он перешел в краевое издательство, работал в основном как карикатурист, но оформил и несколько книг.
Лидер «Новой Сибири» Алексей Вощакин писал: «Его карикатуры хорошо известны читателям журнала „Охотник и пушник Сибири". Ромов был сам заядлым охотником и прекрасно знал условия и охотничий быт Сибири. Потому его „охотничьи" карикатуры особенно ценны» [5].
В 1926 г. в журнале «Охотник и пушник Сибири» появляются иллюстрации Алексея Александровича Туркина. На фоне работ Ромова они выглядят более реалистичными, менее условными, но проигрывают в «эмоциональности» восприятия. В 1927 г. Туркин окончательно переехал из Семипалатинска в Новосибирск, где на протяжении многих лет сотрудничал с Сиб-крайиздатом. От работ с иллюстрированными журналами он перешел к иллюстрации детской и художественной литературы. Будучи сыном челябинского писателя Александра Гавриловича Туркина, он хорошо понимал задачи иллюстратора - вести читателя за собой, передавать через иллюстрации саму атмосферу повествования, но оставлять в рисунках пространство для читательской фантазии. Как художник-иллю-
стратор Туркин много работал над рассказами и романами о жизни сибиряков. Ему была близка охотничья тематика, он прекрасно иллюстрировал «Охотничьи рассказы» Н. Устиновича. В Новосибирском государственном художественном музее хранятся его иллюстрации к историческому роману Г. Маркова «Строговы», где отражены и дореволюционный быт, и сибирские просторы, и любовь героев все к той же охоте.
Кроме того, журнал иллюстрировал Николай Дмитриевич Фомичев - человек, чья творческая биография сегодня во многом не ясна. Известно, что он учился в Мюнхенской Академии художеств, преподавал в художественных студиях Кузнецка (Саратовская обл.), Семипалатинска, Смоленска. Почему в 1927 г. обстоятельства привели его в Новосибирск? Возможно, потому, что иллюстрирование журналов было ему больше по душе, чем преподавательская деятельность?
В 1929 г. журнал «Охотник и рыбак» (до этого - «Охотник и пушник Сибири» [11]) обещает своим подписчикам еще больше иллюстраций Фомичева, Ромова и др. Однако этому не суждено было сбыться - Вениамин Ромов скончался от
продолжительной болезни в возрасте 48 лет. Это стало одной из первых - роковых - потерь среди новосибирских графиков.
Пожалуй, самыми известными и эффективными в отношении открытия новых художественных имен и привлечения новых художни-ков-иллюстраторов были в конце 1920-х гг. два новосибирских журнала «Настоящее» и «Сибирский детский журнал», позже переименованный в «Товарищ».
Журнал «Настоящее» [10] издавался в Новосибирске в 1928 - начале 1930 гг. и был направлен на чуждую художественности новую «литературу факта». Вначале в выпуске журнала принимал участие Сибкрайиздат (до № 5).
Литературная редакция журнала основывалась только на «жизненном» материале, беспощадно громила литераторов, идущих в русле художественных традиций XIX в., придерживалась левого политического уклона и авангардного стиля. Иллюстраторы «Настоящего» решали сложный вопрос - найти адекватный литературным задачам художественный язык. В небольшой
степени выручала фотография, ведь она была и художественным фактом, и ярчайшим выразителем реальности. Но, следуя тенденциям авангарда и футуризма, иллюстраторы «Настоящего» использовали в работе фотомонтажи, коллажи, динамические композиции, укрупнение и обобщение форм. В художественной обойме журнала оказались художники «Новой Сибири» С. Липин, А. Вощакин, В. Уфимцев, приглашенный в Новосибирск Вощакиным А. За-ковряшин. В 1928 г. журнал был отмечен на Кельнской выставке печати.
Благодаря журналу «Настоящее» приехавший в Новониколаевск из Туркестана живописец Степан Липин увлекся ксилографией и создал ряд гравюр, иллюстрирующих быт рабочих окраин Новониколаевска-Новосибирска. Здесь, с одной стороны, многочисленные пролетарские демонстрации, с другой - пьющие и бьющие мужья, беспризорные дети и замученные нелегким повседневным бытом женщины. Небольшая заметка о графике Липина была опубликована в журнале «Сибирские огни» [9], в 1927 г. ее автор, зашифрованный лишь инициалами Н.Н., отмечал: «В Сибири невозможно добыть пальмовое дерево, поперечным распилом которого пользуются для настоящей тоновой „торцовой" гравюры. Поэтому Липину приходится применять продольные доски липы, березы и резать тоновые гравюры на торцах клена, что значительно влияет на качество штриха» [9].
С точки зрения редакции журнала «Настоящее», именно такая иллюстрация - грубоватая, местами резкая, передающая неблаговидные жизненные реалии, - была нужна людям нового советского общества.
На выставке в АРТ-Центре «Красный» представлено девять небольших ксилографий Степана Липина, включая автопортрет художника, выполненный в технике гравюры на дереве.
Не чуждался авангардизма и «Сибирский детский журнал» [12], с № 7 в 1928 г. получивший название «Товарищ» [14]. Инициатором его создания был писатель Г. А. Вяткин, организовавший в 1927 г. анкетирование около 1000 детей, которые единодушно просили выпустить для них отдельное издание.
Первые номера журнала иллюстрировали все те же Николай Фомичев и Алексей Туркин. Первую цветную обложку, представлявшую хоровод детей разных народов Сибири, нарисовала Нина Александровна Янова-Надольская. Од-нако у нее в ноябре 1927 г. родилась дочь, и она отошла от активной работы в издательстве.
В журнале, наряду с репортажами из жизни пионеров, публиковались повести и рассказы с продолжениями, уделялось много внимания жизни разных народов - от казахов (в старой орфографии - казаков) до обитателей Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Все это делало журнал интересным не только для юных читателей, но и привлекательным для иллюстраторов.
В выпуске № 2 за 1929 г. были опубликованы рассказ А. Вощакина «Огниво Тахпаха» о жизни хакасов и его же иллюстрации к рассказу Н. Жи-гульского «Остяки, скрипка, школа». Вощакин уделял большое внимание сбору этнографических материалов о жизни сибирских народов, ездил в экспедиции, и в детском журнале охотно передавал свой опыт и рисунки юному поколению.
С 1929 г. в журнал приходит А. Заковряшин, и стиль оформления издания заметно меняется. У Заковряшина другой подход к графике, он использует собирательные карикатурные образы, применяет цветные заливки, выявляет динамику происходящего и даже придумывает своеобразный маскот журнала - корреспондента Бра-тишкина в объемной клетчатой кепке. В 1930 г.
в «Товарищ» приходит работать Иван Тютиков, иллюстрирующий рассказы о дальних странах и морских путешествиях.
Но не все было так радужно. Уже в конце 1929 - начале 1930-х гг. политическая ситуация в стране начинает усложняться, и новосибирские журналы, как и объединения художников, вынуждены либо сойти с дистанции, либо переориентироваться с учетом установок Москвы.
Первым, в январе 1930 г., пострадал журнал «Настоящее» за выступления против М. Бэрького. Потерявший эту работу Заковряшин был вынужден уехать в Томск, а потом и в Алма-Ату, поэтому в 1930 г. сибирский детский журнал остался без своего главного художественного идеолога. И хотя на смену ему в 1931 г. в «Товарищ» пришел яркий иллюстратор и гравер из Иркутска Константин Яковлевич Баранов, редакция, видимо, была не в состоянии бороться за выживание. В декабрьском номере 1931 г. журнал объявил о своем закрытии.
В 1933 г. начинается ряд репрессивных процессов, связанных с идеологическим «сепаратизмом» сибиряков. Так, например, были арестованы и сосланы на Соловки Степан Липин и Алексей Вощакин, в 1937 г. приговоренные к высшей мере наказания.
В № 73 «Советской Сибири» вышла, по существу, разгромная статья Петра Яковлевича Гордиенко о 1-й Западно-Сибирской выставке искусств. В статье, ссылаясь на книгу Копылова «На перевале», Гордиенко обвиняет сибирских художников (не называя, впрочем, конкретных имен) в том, что они проповедуют «особый путь» сибирского искусства, на самом деле изображая только «серость и отсталость» края, в то время как передовые художники посвящают картины революционным событиям, индустриализации и воспевают коллективный труд.
Выразительно отражавшееся в творчестве новосибирских иллюстраторов краеведение неожиданно становится нежелательной темой, поднимать которую теперь следовало с особой осторожностью - лишь в качестве исторического материала при описании тяжкого наследия царизма.
Сибкрайиздат сворачивает выпуск иллюстрированных журналов и заметно формализует обложки других отраслевых изданий, переходя от цветного оформления к использованию одноцветной печати. Первый, журнальный, этап развития новосибирской графики уходит в прошлое. Издательство уделяет все больше внимания печати учебной и общественно-политической литературы, а все дальнейшие взлеты новосибирской тиражной графики связаны с оформлением книг.
Вместе с тем «краеведческо-этнографические» мотивы в работе новосибирских художников не исчезают совсем, что непосредственно связано с развитием этнографии. В конце 1930-х гг. начинается активное исследование национальных эпосов разных народов страны. На Алтае, в Хакасии, в Туве, среди северных народов ведется сбор материалов - записываются песни, сказки, легенды. Затем происходили их обработка, адаптация и попытки перевода на русский язык.
В 1941 г., накануне Великой Отечественной войны, в Новосибирске выходит книга «Алтай-Бу-чай: Ойротский народный эпос» с иллюстрациями Ивана Васильевича Титкова, приехавшего сюда в 1938 г. после повышения квалификации в ЛИЖСА им. И. Е. Репина. Это первое полное издание ойротского народного эпоса из репертуара легендарного сказителя Николая Улагашева. Начавшаяся война, на фронты которой уходят и новосибирские художники, в том числе братья Иван и Василий Титковы, усиливает значимость национальных традиций и былинной героики.
Вместе с тем по призыву времени новосибирские графики в этот тяжелый период работали в окнах ТАСС или публиковали свои иллюстрации и карикатуры в газетных изданиях.
Уже в послевоенные годы, вернувшись с фронта, Иван Васильевич Титков продолжил иллюстрировать сказки и былины, выходящие в Сибкрайиздате. Под его кистью рождается целая серия образов алтайских богатырей; несколько таких работ автор даже подарил на память ленинградскому археологу и крупнейшему специалисту по древним культурам Алтая М. П. Грязнову, проводившему в Новосибирской области ряд раскопок на территории будущего Обского водохранилища.
В 1950 г. с иллюстрациями И. Титкова в Новосибирске вышла книга сибирских сказок, раскрывшая тему богатырского прошлого не только алтайцев, но и других сибирских народов.
В 1946-1953 гг. доминирующее положение в издательских планах Новосибгиза занимала общественно-политическая литература, при этом лишь 25% приходилось на выпуск художественных книг [1]. Драматические политические события предыдущего десятилетия привели к тому, что в Новосибирске к концу 1950-х гг. не появилось собственной школы графики, а художники, связанные с иллюстрацией книги, реализовали себя в живописи и общественной деятельности гораздо полнее. Тот же И. В. Титков избирался в Новосибирский областной и городской Совет депутатов трудящихся, на протяжении десяти лет возглавлял новосибирское отделение Союза художников.
Ситуация стала меняться в 1955 г., когда в издательство пришел выпускник Львовского полиграфического института им. И. Федорова Виталий Порфирьевич Минко. Он стал руководителем редакции художественного оформления книжной продукции, а его супруга Алиса Назаровна Тобух - выпускница того же учебного заведения - заняла пост художественного редактора отдела.
«Институт нам много дал, - вспоминал Виталий Порфирьевич. - Мы многое умели, знали, что нужно делать. Но... я благодарен Новосибирску. Если бы мы попали в город с большой полиграфией, мы бы многого не узнали, многого не увидели. И как специалисты-оформители не все бы поняли. Здесь же нам все приходилось делать самим. Это было так здорово. Каждый шаг был открытием, и мы росли...» [6].
В воспоминаниях, опубликованных журналом «Сибирские огни», В. Минко рассказывал: «Когда приехал, познакомился с художником Борисом Васильевым. Он поразил своей статью, умел говорить. Делал иллюстрации к книге „Путешествие из Петербурга в Москву" Александра Радищева. С издательством работали Иван Титков, Ольга Гинзбург, Григорий Ликман, старенький Алексей Александрович Туркин... Все. Больше графиков не было. Где их взять? Ходил и искал. В проектном институте нашел у кульмана Эдика Гороховского, в мастерской, тогда еще в старом Союзе художников на Красном проспекте, нашел Ефима Аврутиса, ходил в строительный институт, смотрел стенные газеты - как студенты рисуют, нашел Володю Колесникова. А Спартак Калачев уже сделал свою первую книжку году в пятьдесят четвертом. Мы познакомились, он показал мне свои блокноты - я обомлел. Там было столько всего замечательного. Что ни
страница - дух захватывает. Сразу видно - человек рисовать умеет. Это было первое знакомство с настоящим книжным графиком» [6].
Именно это умение разглядеть талант и природу «настоящего книжного графика» помогло В. П. Минко объединить под своим началом самых замечательных мастеров того времени, хотя бы на время привлечь их в Новосибирск и удержать там.
Конечно, где-то он преувеличивал - так, Эдуард Гороховский с 1954 г. иллюстрировал детский альманах «Золотые искорки», а с 1955 г. ежегодно работал над оформлением нескольких книг. Но с приходом в издательство В. Минко значительно увеличился объем издаваемых детских книг, и интересных художественных задач, возможностей творческого поиска стало явно больше.
Сотрудничала с издательством Ольга Леонтьевна Гинзбург. Она приехала в Новосибирск еще до войны, окончив Омский художественно-педагогический техникум им. М. Врубеля. В военное время работала над выпусками новосибирских окон ТАСС. В послевоенные годы ездила в Москву, где проходила курс повышения квалификации в мастерской Б. В. Иогансона. В конце 1950-60-х гг. ее живопись, созвучная эпохе оттепели, стала очень популярна как в Новосибирске, так и за его пределами. Она участвовала во многих выставках в Москве и союзных республиках, занималась в основном акварелью и станковой живописью. Для новосибирского издательства оформляла среди прочих книгу сказок северных народов Е. Осокина «Легенды полуночного края» (1965). В оформлении книги архаичные орнаментальные мотивы Севера легко переплетаются с легким и пластичным стилем советской графики 1960-х гг. Цветовое решение книги, где использованы только черный и оранжевый цвет, вызывает присущее эпохе ощущение тепла, света, радости.
С 1955 г. и на протяжении почти сорока лет трудился в издательстве Владимир Авдеев - художник, проиллюстрировавший для сибирской детворы множество сказок. На выставке представлен выполненный им разворот к сказке П. Ершова «Конек-Горбунок».
В 1961 г. Николай Демьянович Грицюк оформил для издательства книгу Ивана Ветлугина «В моем городе». Цветная суперобложка была выполнена с использованием гуаши, а форзац и нахзац - черной тушью. Издание получило ди-
плом второй степени Всесоюзного конкурса искусства книги.
Сам факт оформления книги Н. Ерицюком, может, и не особо примечателен, но если учесть колоссальный авторитет, которым мастер пользовался среди молодого поколения художников (Э. Гороховский, В. Бухаров, Е. Коньков, С. Калачев и др.), это служило для последних мощным сигналом о возможностях творческого саморазвития.
В 1964 г. Сибкрайиздат был объединен с Омским и Томским издательствами в единое Западно-Сибирское, что сделало его самой крупной региональной издательской организацией и значительно увеличило размер тиражей.
В 1965 г. в Новосибирск из Магадана переехал Лев Анатольевич Серков, ставший внештатным художником Западно-Сибирского книжного издательства. В этот период зарождается серия книг, систематически представлявшая Новосибирск на Всесоюзном конкурсе искусства книги. Официально серией эти издания не были, но сборники сказок сибирских народов издавались в квадратном формате и богато иллюстрировались.
Первыми в 1967 г. в таком формате вышли «Алтайские сказки» с иллюстрациями Э. Гороховского. Его черно-белые иллюстрации задали своеобразную «гравюрную» эстетику, а в свободно парящих и странно изломанных фигурах можно было разглядеть отголоски алтайских петроглифов.
В 1970 г. над книгой «Тувинские сказки» работал уже Лев Серков. Черно-белые иллюстрации для книги выполнены тушью и выглядят причудливо-архаично, напоминая то ли каменные барельефы, то ли скифское литье. Всего Л. Серковым было подготовлено 26 рисунков тушью, цветные форзац и нахзац, а также обложка. И хотя использовалась довольно плохая бумага, издание сразу было удостоено диплома II степени Всероссийского конкурса искусства книги. Четыре оригинальных листа Л. Серкова, представленные на выставке «Все о графике», позволяют получить представление о том, как несовершенны были печатные технологии того времени.
В 1975 г. с иллюстрациями Л. Серкова вышла книга бурятских сказок «Меткая стрела». Черно-белую графику дополнила сангина, отчего рисунки стали выглядеть ярче и привлекательней. Евгений Илларионович Коньков так охарактеризовал работу своего коллеги в качестве
иллюстратора: «Только с натурой Серкова можно было выдержать громадную книгу, не потеряв чувства стиля от начала и до последней концовки. Иллюстрации к бурятским сказкам „Меткая стрела", как и все художественное оформление этого издания, - одна из самых удачных работ Серкова. Это оригинальные, самобытные, мастерски выполненные листы. В них нет стороннего влияния, подражания. В них художнику удалось выразить то, к чему он стремился в своем творчестве» [15].
В 1975 г. диплом II степени Всероссийского конкурса искусства книги снова получил Л. Серков за иллюстрации к книге сибирских сказок «Ключ счастья» - уже посмертно. Миниатюрное издание с объемной накладкой в форме цветка на обложке стало диковинной новинкой книжного мира.
В 1974 г. с цветными иллюстрациями Э. Гороховского вышла книга хакасских народных сказок «Коре Сарыг на буланом коне». Сам художник к этому времени уже переехал в Москву, но продолжал сотрудничество с новосибирским издательством.
В. Минко впоследствии писал: «Можно сказать, что Гороховский популяризировал этнографию малочисленных народов Сибири. Им оформлены алтайские, шорские, бурятские, эвенкийские сказки. Его книги на всесоюзных и всероссийских конкурсах искусства книги, как правило, получали дипломы» [6].
Иллюстрации к этой книге тоже не полноцветные - Э. Гороховский строит повествование на контрасте синего и красного карандаша, но оттенок красного выбран «прохладный», с уходом в малиновый цвет.
На выставке в АРТ-Центре «Красный» представлен другой карандашный рисунок Э. Гороховского из фондов Центра истории новосибирской книги к стихотворению Крестинского и Поляковой «Заколдованная девочка» (1981). Девочка Кира живет в этих иллюстрациях цветной и разнообразной жизнью ребенка, а ее семья, уставшая от капризов малышки, пребывает во внешнем, взрослом, черно-белом мире, изображенном только простым карандашом.
В 1985 г. приказом Госкомиздата РСФСР Западно-Сибирское книжное издательство было преобразовано в Новосибирское областное книжное издательство.
Рисунки Хаима Аврутиса к книге сибирских сказок «Дети зверя Мааны», вышедшей в 1988 г., завершили традицию «квадратного» издания этой серии. И хотя среди персонажей книги много героев-людей, с особой любовью Хаим Авраамович изображал в детских иллюстрациях лесных животных. На выставке представлена пара иллюстраций X. Аврутиса к стихотворению «Лесная мастерская».
Тему популяризации национальной литературы на выставке продолжают иллюстрации Спартака Калачева к книге Д. Каинчина «Девочка и ягненок», выполненные в 1988 г. Сказка переведена с алтайского на русский язык, в ней повествуется о рыжей девочке, которая взялась выхаживать слабенького ягненка. Детям конца 1980-х гг. представить себе жизнь алтайских пастухов было сложно, но в ярких, выполненных в смешанной технике с использованием пастели и аппликации рисунках С. Калачева и рыжая девочка, и ее питомец, и взрослые, занимающиеся разведением ягнят, выглядят привлекательно, а их образы в полной мере передают характер.
В 1970-1980 гг. с издательством плодотворно сотрудничал Владимир Клементьевич Колесников. Его аудитория была старше - подростки и молодежь, которые интересовались российской историей, историческими романами. В. Колесников оформил более 150 книг, увлекался историей покорения Сибири, с серьезностью историка прорабатывал тему похода Ермака и строительства сибирских острогов, используя для этого образцы из сибирских летописей.
Одним из самых известных новосибирских иллюстраторов конца 1980-х гг. стал Александр Шуриц. Приехав в Новосибирск по распределению после окончания Строгановского училища, он работал в Специальном художественно-конструкторском бюро, но при этом находил время и для сотрудничества с издательством. А. Шуриц за 20 лет проиллюстрировал свыше 100 книг. Оформленные им сборники стихов, сказок, детско-юношеские книги всегда поражали своей неординарностью и особой художественной свободой. Часто художник привносил в иллюстрации элементы сюрреализма и абсурдности, чем ставил в тупик юных читателей и восхищал взрослых.
В представленных в АРТ-Центре «Красный» иллюстрациях к «Бармалею» К. Чуковского абсурдность более чем уместна. Когда в сказке смешиваются советские дети, Африка, злые разбойники и добрые крокодилы, ей необходим некоторый градус безумия, чтобы не стать подобием назидательной карикатуры. Для центральной фигуры истории - Айболита - А. Шуриц подбирает широкополую шляпу, которая свободно парит над головой своего владельца, отчасти напоминая нимб.
Сложно, да и, вероятно, невозможно в рамках одной статьи упомянуть всех новосибирских художников, сотрудничавших с издательством. Их было куда больше, не все они являлись членами Союза художников. Но тот факт, что самые известные, оригинальные, талантливые графики Новосибирска создавали иллюстрации для издававшихся здесь книг, только подчеркивает значимость роли, которую играло Западно-Сибирское книжное издательство в формировании художественной жизни города.
В 2008 г. Новосибирское книжное издательство перестало существовать [3]. Это, как ни печально, крайне негативно повлияло на развитие изобразительного искусства Новосибирска. Живущие здесь и работающие в настоящее время над книжными иллюстрациями авторы - Сергей Меншиков, Елена Третьякова, Вера Беленькая -большинство своих работ пишут в стол и демонстрируют их только на отдельных тематических выставках.
Литература
1. Герасимова, Н. К. Новосибирское книжное издательство. - URL: http://bsk.nios.ru/content/ novosibirskoe-knizhnoe-izdatelstvo-0 (дата обращения 01.11.2023).
2. Гордиенко, П. Первая Западно-Сибирская выставка изобразительных искусств // Советская Сибирь. - 1933. - № 73. - 3 апреля. - С. 4. - URL: http:// poisk.ngonb.ru/flip/periodika/sovsib/1933/073/4/ (дата обращения 01.11.2023).
3. Горшенин, А. В. Сто лет Новосибирскому книжному издательству. - URL: http://bsk.nios.ru/content/ sto-let-novosibirskomu-knizhnomu-izdatelstvu (дата обращения 01.11.2023).
4. Дело огромной важности (история издательского дела в Новосибирске). - URL: http://bsk.nios.ru/ content/delo-ogromnoy-vazhnosti-istoriya-izdatelskogo-dela-v-novosibirske (дата обращения 01.11.2023).
5. Левченко, Н. Сибирский карикатурист Вениамин Ромов. - URL: https://www.sibogni.ru/content/ sibirskiy-karikaturist-veniamin-romov (дата обращения 01.11.2023).
6. Мельников, Е. Книжные сокровища. Страницы истории книгоиздания в Новосибирске. - URL: https:// сибирскиеогни.рф/content/knizhnye-sokrovishcha (дата обращения 01.11.2023).
7. Миркович, Б. О массовом производстве игрушек. -URL: https://artguide.com/posts/1624 (дата обращения 01.11.2023).
8. Муратов, П. Д. Художественная жизнь Новосибирска 20-го века. - URL: http://www.pdmuratov.org/nsk/ nskhtml (дата обращения 01.11.2023).
9. Н. Н. «Графика Степана Липина» // Сибирские огни. - № 3. - Май-июнь 1927. - URL: https://poisk. ngonb.ru/flip236/periodika/sibogni/1927/3/240/ (дата обращения 01.11.2023).
10. Настоящее. Ежемесячный журнал. - Новосибирск, 1928-1930. - URL: https://elibrary.ngonb.ru/ catalog/periodica/830// (дата обращения 01.11.2023).
11. Охотник и пушник Сибири. - Новосибирск, 1928. - № 12. - URL: http://poisk.ngonb.ru/flip/ periodika/ohotnik_i_pushnik/1928/12/ (дата обращения 01.11.2023).
12. Сибирский детский журнал. - Новосибирск, 1928. - URL: https://elibrary.ngonb.ru/catalog/periodica/843/ (дата обращения 01.11.2023).
13. Таежные зори. Ежемесячный литературно-художественный сибирский журнал. - Новониколаевск, 1922. - № 1. - URL: http://poisk.ngonb.ru/flip/periodika/ Taejnye%20zori/1922/001/ (дата обращения 01.11.2023).
14. Товарищ. Ежемесячный журнал. - Новосибирск, 1928-1931. - URL: https://elibrary.ngonb.ru/catalog/ periodica/850/ (дата обращения 01.11.2023).
15. Чимитов, В. Н. Л. А. Серков: памяти художника / В. Н. Чимитов, В. С Бухаров, Е. И. Коньков, Я. Я. Яковлев. - URL: https://www.nsartmuseum.ru/journal/id/343 (дата обращения 01.11.2023).
References
1. Gerasimova, N. К. Novosibirskoe knizhnoe izdatel'stvo [Novosibirsk Book Publishing House], available at: http:// bsk.nios.ru/content/novosibirskoe-knizhnoe-izdatels tvo-0 (accessed 01.11.2023).
2. Gordienko, P. Pervaya Zapadno-Sibirskaya vystavka izobrazitel'nyh iskusstv [The first West Siberian exhibition of fine arts]. Sovetskaya Sibir', 1933, no. 73, 3 April, p. 4, available at: http ://poisk.ngonb.ru/flip/periodika/sovsib/1933/073/4/ (accessed 01.11.2023).
3. Gorshenin, A. V. Sto let Novosibirskomu knizhnomu izdatel'stvu [Centenary anniversary of the Novosibirsk Book Publishing House], available at: http://bsk.nios.ru/ content/sto-let-novosibirskomu-knizhnomu-izdatelstvu (accessed 01.11.2023).
4. Delo ogromnoj vazhnosti (istoriya izdatel'skogo dela v Novosibirske) [A matter of enormous importance (history of publishing in Novosibirsk)], available at: http:// bsk.nios.ru/content/delo-ogromnoy-vazhnosti-istoriya-
izdatelskogo-dela-v-novosibirske (accessed 01.11.2023).
5. Levchenko, N. Sibirskij karikaturist Veniamin Romov [Siberian cartoonist Veniamin Romov], available at: https://www.sibogni.ru/content/sibirskiy-karikaturist-veniamin-romov (accessed 01.11.2023).
6. Melnikov, E. Knizhnye sokrovishcha. Stranicy istorii knigoizdaniya v Novosibirske [Book treasures. Pages from the book publishing history in Novosibirsk], available at: https://sibirskieogni.rf/content/knizhnye-sokrovishcha (accessed 01.11.2023).
7. Mirkovich, В. О massovom proizvodstve igrushek [About mass production of toys], available at: https:// artguide.com/posts/1624 (accessed 01.11.2023).
8. Muratov, P. D. Hudozhestvennaya zhizn' Novosibirska 20-go veka [Artistic life of Novosibirsk of the 20th century], available at: http://www.pdmuratov.org/nsk/nsk. html (accessed 01.11.2023).
9. N. N. «Grafika Stepana Lipina» [“Graphics by Stepan Lipin”]. Sibirskie ogni, no. 3, May-June 1927, available at: https://poisk.ngonb.ru/flip236/periodika/ sibogni/1927/3/240/ (accessed 01.11.2023).
10. Nastoyashchee. Ezhemesyachnyj zhurnal [Present.Monthly magazine]. Novosibirsk, 1928-1930, available at: https://elibrary.ngonb.ru/catalog/periodica/830// (accessed 01.11.2023).
11. Ohotnik i pushnik Sibiri [Fur hunter of Siberia]. Novosibirsk, 1928, no. 12, available at: http://poisk.ngonb. ru/flip/periodika/ohotnik_i_pushnik/1928/12/ (accessed 01.11.2023).
12. Sibirskij detskij zhurnal [Siberian children's magazine]. Novosibirsk, 1928, available at: https://elibrary. ngonb.ru/catalog/periodica/843/ (accessed 01.11.2023).
13. Taezhnye zori. Ezhemesyachnyj literaturno-hudozhestvennyj sibirskij zhurnal [Taiga dawns. Monthly literary and artistic Siberian magazine]. Novonikolaevsk, 1922, no. 1, available at: http://poisk.ngonb.ru/flip/ periodika/Taejnye%20zori/1922/001/ (accessed
01.11.2023).
14. Tovarishch. Ezhemesyachnyj zhurnal [Comrade. Monthly magazine]. Novosibirsk, 1928-1931, available at: https://elibrary.ngonb.ru/catalog/periodica/850/ (accessed
01.11.2023).
15. Chimitov, V. N., Buharov V. S., Konkov E. I., Yakovlev Ya. Ya. L. A. Serkov: pamyati hudozhnika, available at: https://www.nsartmuseum.ru/journal/id/343 (accessed
01.11.2023).
Об авторе
Харса Е1аталья Владимировна - специалист Е1РОО «АРТ-Центр „Красный11»
E-mail: [email protected]
Harsa Natalia Vladimirovna
Specialist of the Novosibirsk Regional Public Organization ART-Center “Krasny”