Научная статья на тему 'Западничество и славянофильство как социокультурные проекты'

Западничество и славянофильство как социокультурные проекты Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1097
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПАДНИКИ / СЛАВЯНОФИЛЫ / ПРОЕКТ / РОССИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Вилкова Н.Д., Погорелова А.С., Рязанова А.П.

В статье рассматриваются положения основных направлений общественной жизни России середины XIX века – славянофильства и западничества. Понимание и предложения по преобразования России, выдвинутые в рамках указанных направлений, интерпретируются как социокультурные проекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Западничество и славянофильство как социокультурные проекты»

Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)

2016. Volume 6. Issue 5

ID: 2016-05-3755-A-7072 Краткое сообщение

Вилкова Н.Д., Погорелова А.С., Рязанова А.П.

Западничество и славянофильство как социокультурные проекты

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Научный руководитель: к.ф.н. Живайкина А.А.

Резюме

В работе рассматриваются положения основных направлений общественной жизни России середины XIX века -славянофильства и западничества. Понимание и предложения по преобразования России, выдвинутые в рамках указанных направлений, интерпретируются как социокультурные проекты.

Ключевые слова: западники, славянофилы, проект, Россия

Возникнув в середине XIX века славянофильство и западничествообозначили противоположные позиции отечественной мысли в отношении вечной проблемы «Россия -Запад». Благодаря устойчивости и воспроизводству в общекультурной и социально-политической традиции России, данные позициипретендуют на статус социокультурного проектапреобразования российского государства и общества. Эти два направления могут быть представлены как разновидность противопоставления и сопоставления России и Западной Европы в качестве социокультурных типов, которые сложились в истории и имеют перспективы в контексте исторического процесса.

Известно, что у истоков славянофильства стоял архимандрит Гавриил (Василий Воскресенский) и его труд «Русская философия». Дальнейшее продолжение философия славянофилов получила в ходе идейных споров, возникших вследствие появления «Философского письма» Чаадаева. Доказательную базу славянофильских позиций составили факты русской истории и культуры, полученные в результате ее тщательного изучения.

Основой социокультурного проекта славянофилов является народ как этнокультурная общность и вера как выражение его единства. По мнению славянофилов (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин), народ и вера являются неотъемлемыми частями друг друга. Они настолько взаимосвязаны, что отделить одно от другого становится невозможным. Вера создает народ, но и само понятие о вере не может существовать без народа. Причем, чем сильнее творческие возможности народа, тем ярче и сильнее проявляется вера. В концепции славянофилов вера связана с православием и набожностью. Православие рассматривалось как духовная субстанция русской национальной культуры.

Основой русского народы в представлении славянофилов составляло крестьянство. Они положили начало изучению культуры русского крестьянства, истории народных промыслов и ярмарок. Как и западники, славянофилы выступали резко против крепостного права.

В проекте славянофильства историческое развитие Россия имеет самобытный характер. Поэтому проевропейская политика Петра I подвергалась резкой критики славянофилов. По их мнению, он своими радикальными реформами вмешался в естественный ход вещей и направил развитие России по ложному пути, поддавшись европейским веяниям. Славянофилы упрекали Петра за раскол единого в духовном и культурном смысленарода на два противоположных лагеря: дворянство и крестьянство.

В социокультурном проекте славянофилов политический строй России должен представлять собой вариант абсолютной монархии, прислушивающейся к «гласу простого народа» через земские соборы как органы народного волеизъявления. Экономическое развитие России было связано с развитием торговли, промышленности, банковского дела, строительства. Актуальным на сегодняшний день является требование стоять на страже национальных интересов, поощряя, прежде всего, собственного производителя и промышленника.

Организационной базой для представителей западничества стали московские литературные салоны. Идейные споры, проходившие в них, живо и реалистично изображены в «Былом и думах» Герцена. Неоднородность западничества как идейного течения (П.Я. Чаадаев, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Т.Н. Грановский, Н.В. Станкевич, М.А. Бакунин) не препятствует обобщению позицией в единый социокультурный проект, лейтмотив которого выражен убежденностью в европейском будущем России путем усвоения исторических достижений стран Западной Европы.

Основу социокультурного проекта преобразования России в представлениях западников составляла ценность свободной самодостаточной личности, свободной от традиционных и патриархальных оков. Самодостаточность личности обеспечивал разум.В политическом плане свобода личности должна реализоваться посредством демократизации общественной жизни, отказа от деспотизма и крепостного права.

Механизмом прогрессивного развития в проекте западников полагалось заимствования элементов западной культуры, вобравших в себя идеалы государства, общечеловеческие ценности, приемлемые и для русского общества. Западники утверждали, что восприятие элементов инокультурысущественно обогатить русскую культуру, не изменяя характерные черты нации. В их проекта объединение и взаимодействие русской и западной культуры проведет к модернизации России, не утратившей своей самобытности и оригинальности.

Соответственно, политика Петра Великого, выведшая Россию на уровень мировой державы, получала одобрение западников. В тоже время, они не признавали ее навязываемый, насильственный характер, приведший к усилению деспотичности, шедший вразрез с интересами народа.

Социокультурный проект западничества был связан с развитие образования, науки, культуры, распространением гуманистических ценностей, установлением гражданских прав и свобод, ограничением самодержавия.

Подводя итог, следует отметить, что социокультурные проекты преобразования России западников и славянофилов имею ряд принципиально схожих позиций: необходимость проведения реформ, мирный путь развития России. Неверным будет считать, что

www.medconfer.com

© Bulletin of Medical Internet Conferences, 2016

Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2016. Том 6. № 5

славянофилы придерживались крайне консервативной позиции, не допуская саму возможность изменений страны. Так же неверно упрекать западников за обращение к западной культуре и критику русской.

Литература

1. Живайкина А.А. Система философских взглядов К.Д. Кавелина / автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 2010.

2. Липич Т. И. «К характеристике славянофильства» / Журнал «Научные ведомости Белгородского государственного университета» вып. №4 2008г.

3. Астаурова Г.А. Славянофилы и западники: разные пути развития общества / Г. А. Астаурова, Н.В. Кузнецова./ - М.: АСТ, 2001. - 848с.

4. Лебедев Е. Н. «Некоторые проблемы изучения славянофильства и западничества» / Журнал «Современные проблемы сервиса и туризма» вып. №2 2011г.

© Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2016

www.medconfer.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.