Научная статья на тему 'Занятость современного российского бюрократа: социологический анализ'

Занятость современного российского бюрократа: социологический анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
238
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЙ ЧИНОВНИК / ОТЧЕТЫ / КВАЗИЧИНОВНИЧЬИ МЕСТА / ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП БЮРОКРАТА / ЧИНОВНИЧИЙ АППАРАТ / КАРЬЕРНЫЙ РОСТ / ТАЛАНТЛИВЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / МАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ИНИЦИАТИВА ГРАЖДАН / ДОЛЖНОСТНЫЕ ОКЛАДЫ ГОСЧИНОВНИКОВ / НЕФОРМАЛЬНЫЕ СВЯЗИ / НИЗКАЯ ПРОФПОДГОТОВКА / КРУПНЫЙ КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дзуцев Х.В.

Статья написана на материалах массового опроса жителей г. Владикавказа, проведенного СевероОсетинским отделом социальных исследований ИСПИ РАН и кафедрой социологии факультета социологии и социальной работы СевероОсетинского госуниверситета им. К.Л. Хетагурова в апреле 2018 г. В опросе приняли участие 250 респондентов и 12 экспертов: журналисты, архитекторы, чиновники, юристы, преподаватели вузов, строители, работники культуры, предприниматели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Дзуцев Х.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Занятость современного российского бюрократа: социологический анализ»

ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Занятость современного российского бюрократа: социологический анализ

Дзуцев Х.В.

Статья написана на материалах массового опроса жителей г. Владикавказа, проведенного Северо-Осетинским отделом социальных исследований ИСПИ РАН и кафедрой социологии факультета социологии и социальной работы Северо-Осетинского госуниверситета им. К.Л. Хетагурова в апреле 2018 г. В опросе приняли участие 250 респондентов и 12 экспертов: журналисты,архитекторы,чиновники, юристы, преподаватели вузов, строители, работники культуры, предприниматели.

Ключевые слова: современный чиновник, отчеты, квазичиновничьи места, идеальный тип бюрократа, чиновничий аппарат, карьерный рост, талантливые специалисты, материальные ресурсы, инициатива граждан, должностные оклады госчиновников, неформальные связи, низкая профподготовка, крупный капитал.

Dzutsev Kh.V.

Employment of the modern Russian bureaucrat: a sociological analysis This article is written on the materials of a mass survey of residents of Vladikavkaz conducted by the North Ossetian Department of Social Research of the ISPI RAS and the Department of Sociology of the Faculty of Sociology and Social Work of the North Ossetian State University. K.L. Khetagurov in April 2018. The survey involved 250 people and 12 experts: journalists, architects, officials, lawyers, university professors, builders, cultural workers, entrepreneurs.

Key words: modern official, reports, quasi-official places, ideal type of bureaucrat, bureaucracy, career growth, talented specialists, material resources, citizens initiative, official salaries of state officials, informal connections, low professional training, large capital.

Современный чиновник, по мнению экспертов, не считается с населением, не выполняет свои основные функции, потому что его пребывание в должности никак не зависит от мнения граждан. Возьмем благоустройство городов и сел. Для примера выберем Беслан, где жители некоторых улиц страдают от некачественного дорожного покрытия. И речь даже не о выбоинах и колдобинах, а о том, что дороги десятилетиями ремонтируются путем накладывания очередного пласта асфальта поверх старого, и в результате дома жильцов оказались ниже дорожного полотна. В те дни, когда идет дождь, затапливаются не только дворы, но и жилые и подсобные помещения. Многочисленные обращения к местной администрации полностью игнорируются.

По мнению респондентов, основную часть своего времени современный чиновник тратит на написание отчетов - 94,1%, их проверку -70,5%, телефонные разговоры - 58,8%, работу с обращениями граждан - 47,8%. Доля затруднившихся ответить на данный вопрос составила 23,5% (табл.1).

По мнению экспертов, существующая в России бюрократическая система способна «перемолоть» даже тех людей, которые с искренним желанием хотят послужить народу, что-то изменить к лучшему. Эффективность работы чиновника очень часто определяется формальными критериями, умением выполнять одновременно противоречащие друг другу предписания.

Эксперты подтверждают, что бумажной волоките и бесконечной разработке новых форм

исследования

Социо

логия №1 2019

Таблица 1

На что бюрократический аппарат тратит свое время?*

Примечание. *Учитывая, что каждый респондент мог выбрать несколько вариантов ответа, сумма составляет более 100%.

Варианты ответа %

на написание отчетов 94.1

на проверку отчетов 70,5

ría телефонные разговоры 58.8

на pañoiy с обращениями граждан 47,8

затрудняюсь ответить 23,5

Таблица 2

По Вашему мнению, для чего пишутся отчеты?*

Примечание. *Учитывая, что каждый респондент мог выбрать несколько вариантов ответа, сумма составляет более 100%.

Пар и анты ответа %

чтобы лучше выполнять задачи, которые стоят перед ведомством 47,0

отчеты пишутся ятя создания видимости работы 23,5

ч'габы показать СВОЮ занятость перед вышестоящими органами 48.0

■затрудняюсь ответить 16,8

и видов отчетных документов уделяется, безусловно, много времени чиновника, но не в ущерб поиску потенциальных источников дохода и коррупционных схем.

Ведомство любого уровня не может обходиться без отчетов, это необходимое звено для подведения итогов и совершенствования деятельности. В идеальном варианте отчеты должны отражать реальное состояние развития различных сфер деятельности, но в действительности наблюдаются избыточность форм отчетов, дублирование показателей, неоптимальная структура и форма их представления. Создается впечатление, что отчеты нужны для загруженности чиновников работой, а не для решения задач ведомства, т.к. реальная работа обычно трудна и результаты ее плохо видны («пока все дороги починишь и крыши залатаешь, годы пройдут»), а доказывать свою полезность чиновнику нужно каждый день, и в итоге отчетность становится основным показателем его работы.

Чиновники могут создавать проблемы там, где их на самом деле нет, и следят за своими подчиненными, которые тратят уйму времени на написание докладных записок начальству. Эта никому не нужная работа продолжается бесконечно. Известно, что без госаппарата невозможно решать социально-экономические проблемы, но в их работе есть некоторые крупные нарушения, недостатки, оказывающие серьезное влияние на нашу общественно-политическую и экономическую жизнь.

Так, по мнению респондентов (47,0%), отчеты пишутся для того, чтобы лучше выполнять задачи, которые стоят перед ведомством, чтобы показать свою занятость перед вышестоящими органами (48,0%), для создания видимости работы (23,5%). Процент затруднившихся ответить на данный вопрос составил 16,8 (табл. 2).

Эксперты также отмечают, что количество отчетов явно избыточно, перечень отчетности часто противоречит здравому смыслу, и чиновнику приходится заниматься отписками. Кроме того, отчеты часто грешат приписками, из ложных сведений рождаются ложные обобщения и далее - соответствующее планирование, не отражающее положение дел, следовательно, заведомо невыполнимые планы.

За последние десятилетия чиновничий аппарат в РФ вырос в разы. В качестве примера можно привести Дигорский район, где в 60-х гг. XX в. в отделе милиции работали 12 человек, среди них - сторож и техничка. В настоящее время, по мнению экспертов, в том же отделе служат 120 человек, т.е. численность личного состава выросла более чем в 10 раз.1 Но статистика, к примеру, краж скота увеличилась в районе в такой же пропорции. В настоящее время в полиции РСО-А работают около 10 тысяч сотрудников, но это не способствует снижению количества преступлений.

По данным исследования, более трети населения (35,2%) считает рост бюрократического аппарата неизбежным процессом, более по-

Социол

огия №1 2019

Эмпирические

Таблица 3

Известно, что происходит постоянный рост численности государственных чиновников РФ. С чем это связано?* Примечание. *Учитывая, что каждый респондент мог выбрать несколько вариантов ответа, сумма составляет более 100%.

Варианты ответа %

рост бюрократического аппарата - это неизбежный процесс в современном мире 35,2

каждый новый руководитель Придумывает квазичииОВНич1>и места 52,9

чтобы руководитель ведомства решил свои задачи (прием па работу знакомых, родственников и т.д.) 41,7

■затрудняюсь ответить 23,5

ловины (52,9%) отмечает, что каждый новый руководитель создает для себя квазичиновничьи места. По мнению 41,7% респондентов, руководитель ведомства должен решать свои задачи за счет расширения штатов (прием на работу знакомых, родственников и т.д.) Затруднились ответить на данный вопрос 23,5 % (табл. 3).

Эксперты связывают рост числа чиновников с неумением адекватно отвечать на растущие вызовы современности, характерные в целом для российского чиновничества, плюс желание их высшего и среднего звеньев приводить во власть «своих» людей, что ведет к росту аппарата. Согласно закону Паркинсона работа будет заполнять все сроки, на нее отведенные. У этого закона есть две движущие силы:

- чиновники стремятся множить подчиненных, а не соперников;

- чиновники создают друг другу работу.

Паркинсон также заметил, что общее число

занятых в английской бюрократии росло на 57 % в год безотносительно к каким-либо изменениям в объеме требуемой работы2.

На закон Паркинсона накладывается местная специфика создания кланов, что не может не увеличивать штат.

Литература

1. Гидденс Э. Социология. М., Эдиториал УРСС, 1999, 703 с.

2. Дзуцев Х.В. Социально-экономическая и политическая ситуация в Республике Северная

Осетия-Алания Российской Федерации: социологический анализ. Москва-Владикавказ, 2017.163 с.

3. Дзуцев Х.В. Этносоциологический портрет республик Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации. М., РОССПЭН, 2012.- 733 с.

4. Дзуцев В. Н. Владикавказ и его люди. Владикавказ, 2011.- 403 с.

5. Дзуцев Х.В. Коррупция в органах исполнительной власти Республики Северная Осетия - Алания Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации. Монография. М.: ИСПИ РАН, 2011.- 141 с.

6. Иконников-Галицкий, Анджей Самоубийство империи. Терроризм и бюрократия. 18661916 / Анджей Иконников-Галицкий. - М.: Современная интеллектуальная книга, 2016. - 368 c.

7. Макаренко, В.П. Бюрократия и сталинизм: моногр. / В.П. Макаренко. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 367 c.

8. Попович, А. С. От бюрократизации управления до бюрократизации мысли. Марксистский анализ феномена бюрократии / А.С. Попович, З.А. Попович. - М.: Ленанд, 2015. - 392 c.

Ссылки:

1 Численность населения Дигорского района РСО-А на период 2017 г. - 18 365 человек.

2 Parkinson's Law: The Pursuit of Progress; Лондон, John Murray, 1958.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.