09.12.2009 № 565 // КонсультантПлюс : сайт. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 96747 (дата обращения: 02.02.2017).
13. Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия): Закон Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2010 г. от
14.04.2010 820-З N 537-ГУ // КонсультантПлюс : сайт. -Режим доступа :
http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?r eq=doc&base=RLAW249&n=22006#0 (дата обращения: 15.02.2017).
14. Пахомов А. А. Этносоциальные проблемы территорий Якутии в зоне строительства газопровода «Сила Сибири» / А. А. Пахомов, Т. С. Моста-хова // Регион: экономика и социология. - 2016. -№ 3 (91). - С. 133-142.
ЗАНЯТОСТЬ НЕЛЕГАЛЬНЫХ ИММИГРАНТОВ В США
Петровская Н.Е.
кандидат экономических наук, научный сотрудник Центра социально-экономических исследований и проектов, Институт США и Канады РАН,
EMPLOYMENT OF UNAUTHORIZED IMMGRANTS IN THE
UNITED STATES
Petrovskaya N.E.
candidate of economical science, researcher, the Center for Social-Economic Studies.
The Institute for USA and Canada Studies of Russian Academy of Sciences, Moscow (Russia)
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены основные тенденции занятости нелегальных иммигрантов, их участие в рабочей силе. Анализ проводился на основе данных Pew Research Center. Проанализирована отраслевая структура занятости. Особое внимание уделяется региональному аспекту. Дается обзор основных видов деятельности нелегалов. Приводится сравнительный анализ уровня образования родившихся в США, легальных и нелегальных иммигрантов. Показана динамика депортации нелегальных иммигрантов за более чем 60 лет. Решение вопросов, связанных с нелегальной иммиграцией требует новых конструктивных подходов.
ABSTRACT
The article provides analysis of basic trends of employment of unauthorized immigrants, their participation in the American labor force. The analysis is based on the latest publications of the Pew Research Center. The author analyzed occupations with highest shares of unauthorized immigrant workers. More over, share of unauthorized immigrants in workforce by state. The comparative analysis of Education Attainment of Adult Non-immigrants, legal immigrant and illegal immigrants. Addressing unauthorized immigrants requires new design approaches.
Ключевые слова: занятость, нелегальные иммигранты, рабочая сила, США
Keywords: employment, unauthorized immigrants, US, labor force
По данным Pew Research Center1 («Пью рисёрч сентер») нелегальными иммигрантами в США считаются все лица иностранного происхождения2, проживающие в стране и не имеющие на это официального основания. Существует несколько категории нелегальных иммигрантов. Среди них: лица, которые оказались на территории США без прохождения пограничного контроля; лица, которые на законных основаниях пересекли государственную границу США, но не выехали за пределы США по истечении периода действия въездной визы;
1 Pew Research Center - американский аналитический центр, занимающийся исследованиями социальных вопросов, общественного мнения, демографических тенденций в США и мире.
2 Понятие «иностранного происхождения» (Foreign born) относится к физическому лицу, который не является
лица, осуществляющие трудовую деятельность на территории США без наличия разрешения на ведение трудовой деятельности, предоставленного Министерством труда США [1, С.2; 2].
В 2014 г. насчитывалось 11,1 млн нелегальных иммигрантов или 3,5% об общего количества населения в США. Надо отметить, что их численность оставалась практически неизменной с 2009 года. Количество нелегальных иммигрантов достигло своего пика в 2007 году и составило 12,2 млн. или 4% от всего населения США [1, С.4] (Рисунок 1).
гражданином США по рождению или, другими словами, родился за пределами США, Пуэрто-Рико и других территорий США и чьи родители не являются гражданами США [1, С.2].
14 12 10 8 6 4 2 0
12'2 11,9
11,3 И'5 11,1 11,2 11,1
1995 2000 2001 2003 2005 2007 2008 2009 2011 2012 2013 2014
< всего нелегальных иммигрантов И участвующих в рабочей силе
Рисунок 1 - Динамика численности нелегальных иммигрантов и их участие в рабочей силе в США в период с 1990 по 2014 гг., в млн. чел.
Источник: [1, С.4, 23]
Участие нелегальных иммигрантов в рабочей силы Америки. Но в зависимости от штата цифры силе США после глобального кризиса является ста- могут существенно различаться, например, в бильным [3, С. 3]. По состоянию на 2014 г. 8 млн. Неваде - 10,4% (Рисунок 2). нелегальных иммигрантов работали или искали работу, что составляет в среднем около 5% рабочей
Рисунок 2 - Доля нелегальных иммигрантов в рабочей силе по штатам, по состоянию на 2014 г.
Источник: по данным Pew Research Center
В ряде штатов за пять лет с 2009 по 2014 гг. произошло существенное снижение нелегальных иммигрантов в рабочей силе, а именно Алабама (с 55 до 40 тыс. чел.), Калифорния (с 1850 до 1750 тыс. чел.), Джорджия (с 300 до 250 тыс. чел.), Иллинойс (с 375 до 350 тыс. чел.), Канзас (с 65 до 50 тыс. чел.), Невада (с 160 до 150 тыс. чел.), Южная Каролина (с 70 до 60 тыс. чел.), Род-Айленд (с 30 до 20 тыс.
чел.). В то время как в 7 штатах увеличилось - Луизиане (с 35 до 50 тыс. чел.), Миннесоте (с 65 до 80 тыс. чел.), Нью-Джерси (с 350 до 375 тыс. чел.), Пенсильвании (с 95 до 130 тыс. чел.), Юте (с 65 до 75 тыс. чел.), Виргинии (с 190 до 220 тыс. чел.), Вашингтоне (с 160 до 180 тыс. чел.) [1, С. 40].
Штаты, у которых высокая доля нелегальных иммигрантов в рабочей силе, так же являются штатами с наибольшим количеством работающих нелегальных иммигрантов. Среди них: Калифорния -1,7 млн. чел., Техас - 1,1 млн. чел., Нью-Йорк - 600 тыс. чел.
В 10 американских штатах, с наибольшей долей в рабочей силе нелегальных иммигрантов проживает более 63% всех нелегальных иммигрантов, и они обеспечивают 63% рабочей силы всех нелегальных иммигрантов США. Более подробные данные приведены в Таблице 1.
Таблица 1.
Название штата Количество нелегальных иммигрантов, тыс. человек Количество участвующих в рабочей силе, тыс. чел. Доля нелегальных иммигрантов в рабочей силе, в %
1. Калифорния 2350 1750 9,0
2. Техас 1650 1150 8,5
3. Флорида 850 600 6,2
4. Нью-Йорк 775 600 5,9
5. Нью-Джерси 500 375 7,9
6. Аризона 325 210 6,6
7. Мэриленд 250 190 5,9
8. Невада 210 150 10,4
9. Юта 100 75 5,4
10. Нью-Мехико 85 55 5,6
Итого в 10 штатах 7010 5100
Итого в США 11100 8050 5,0
Данные 2014 г.
Источник: Составлено автором по данным Pew Research Center
По состоянию на 2014 год половина нелегальных иммигрантов прожили в США более 13,6 лет. Наблюдается тенденция увеличения доли нелегальных иммигрантов, проживших в США более 10 лет. В 2014 году таких взрослых людей было - 66%, в то время, как в 2005 году - 41%. При этом снижается доля людей, проживших менее 5 лет в США в статусе нелегальных иммигрантов (14% в 20014 году по сравнению с 31% в 2005 году). [4, С.4].
Большинство нелегальных мигрантов попадают в США через южную границу с Мексикой, в основном из Мексики и других стран Латинской Америки. Мексиканцы составляют 52% от всех нелегальных иммигрантов, хотя их число в последние годы сокращается. В 2014 году насчитывалось около 5,8 млн. мексиканских нелегальных иммигрантов, живущих в США, по сравнению с 6,4 млн. в 2009 году [4, С. 2]. Между тем, количество нелегальных иммигрантов из других стран, кроме Мексики выросло на 325 тыс. с 2009 года, до примерно 5,3 млн в 2014 году. Количество пребывающих нелегальных иммигрантов из других регионов, таких как Азия и Центральная Америка увеличилось и таким образом практически компенсировало падение числа нелегальных иммигрантов из Мексики.
Существенная разница в уровне жизни и оплате труда является основным фактором миграции населения из Мексики в Соединенные Штаты. Кроме того, соседство двух стран является дополнительным стимулом в этом процессе. Протяженность совместной границы составляет 3,3 тысячи км, большая часть которой проходит по неширокой реке Рио-Гранде [5, С.1].
Разница в оплате труда между Мексикой и США продолжает оставаться самым весомым фактором миграции мексиканских рабочих на север. Три четверти всех нелегальных иммигрантов из Мексики проживают всего в четырех южных штатах США: Калифорнии, Аризоне, Техасе и Флориде, причем в Калифорнии остается половина всех нелегальных иммигрантов. Концентрация выходцев из Мексики на юго-западе Соединенных Штатов в значительной степени определяет экономическую, политическую, социальную и культурную жизнь этой части страны [5, С.1].
Важно отметить, что 92% нелегальных иммигрантов это люди в возрасте от 18 до 64 лет. При этом участие мужчин в рабочей силе значительно выше (91%), чем у женщин (61%). Одна из причин - наличие у женщин детей в возрасте до 18 лет [1, С.7].
Отраслевая структура занятости в США в 2014 г., %
Таблица 2.
Отрасли экономики нелегальные иммигранты легальные иммигранты родившиеся в США
Итого 5,0 12,2 82,8
Сельское хозяйство 16,9 13,7 69,4
Строительство 12,7 11,7 75,6
Индустрия развлечения и отдыха 8,7 12,0 79,3
Другое 7,8 14,9 77,2
Бизнес-услуги 6,2 13,4 80,4
Промышленное производство 6,1 13,2 80,7
Оптовая и розничная торговля 4,1 10,8 85,1
Горнодобывающая промышленность 3,6 6,9 89,5
Транспорт и связь 3,4 13,6 83,0
Информационный сектор 2,9 10,7 86,4
Финансовая деятельность 2,6 11,3 86,1
Образование и здравоохранение 1,6 12,5 85,9
Государственное управление н/д 8,3 91,7
Источник: Составлено автором по данным Pew Research center
В 2014 году на долю незаконных иммигрантов приходилось примерно 17% рабочей силы сельского хозяйства США и 13% в строительной отрасли. Тем не менее, количество и доля коренных американцев США в обоих секторах были значительно выше: в сельском хозяйстве - 69,4% или 1,5 млн. человек; в строительстве - 75,6% или 7,7 млн. чел. По данным Pew Research Center только в этих двух отраслях экономики число и доля нелегальных рабочих-иммигрантов была несколько выше, чем у легальных иммигрантов. Во всех других отраслях экономики легальные иммигранты преобладают над нелегальными (Таблица 2). Исследования и статистические данные свидетельствуют о том, что обычно родившиеся в США и иммигранты занимают разные ниши на ранке труда и не так часто конкурируют [6, С.83].
Американские работодатели привлекают не только высококвалифицированных специалистов, спросом пользуются и разнорабочие, няни, сель-хозрабочие и др. [7, С. 138]. Участие в рабочей силе нелегальных иммигрантов в целом по стране оценивается на уровне 5%, при этом в сельском хозяйстве достигает 17%. Занятость в сельском хозяйстве занимает первое место в 19 штатах и второе в еще девяти. Высокие показатели так же имеет строительство - первое место по уровню занятости в 16 штатах и второй еще в 16 [1].
По роду деятельности наибольшее число нелегальных иммигрантов владеют сельскохозяйственными профессиями (26%) и строительными специальности (15%). При этом в США нет ни одного сектора экономики или профессии в которых бы нелегальные иммигранты преобладали (Рисунок 3).
Рисунок 3 - Распределение нелегальных иммигрантов по роду деятельности (5 самых популярных), по
состоянию на 2014 г. Источник: по данным Pew Research Center
Как отмечает в своем исследовании Никольская Г.К. для сферы низкоквалифицированной занятости весьма острыми являются проблемы использования труда нелегалов, так как именно в этой сфере концентрируется основная масса незаконных мигрантов. Особенно серьезными эти проблемы стали выглядеть в условиях снижения темпов роста. Штаты, входящие в первую десятку по числу нелегалов (Калифорния, Невада, Нью-Йорк, Нью-Джерси, Иллинойс) лидируют и по уровню безработицы, и по уровню бедности. И наоборот, штаты с незначительным числом нелегалов (Северная Дакота, Южная Дакота, Вермонт) наиболее благополучны по этим показателям. Использование в экономике нелегальной рабочей силы осуществляется с широкомасштабными нарушениями существующих стандартов в области оплаты, сверхурочных работ, техники безопасности и т. д. По мнению многих американских специалистов, это приводит к деформации рынка труда в целом [8, С. 106].
Закона об иммиграционной реформе и контроле 1986 г. привел к еще большему бесправию нелегальных иммигрантов, на которых предприниматели переложили свои риски. Этот закон запрещает брать на работу нелегалов. Это привело к тому, что большинство предпринимателей перестали отражать их в своих ведомостях (off-the book) или стали нанимать самозанятых по контракту. В итоге, нелегальные иммигранты лишились возможности жаловаться и отстаивать свои права.
Иммигранты, прибывающие в США, особенно нелегальные, имеют более низкий уровень образования по сравнению с коренным американским населением. Средний возраст нелегальных иммигрантов - 35 лет. Рисунок 4 иллюстрирует разрыв в уровне образования между родившимися в США, легальными и нелегальными иммигрантами. Как видно из представленных данных нелегальные иммигранты плохо образованны, почти половина из них не имеет аттестата о среднем образовании. Разрыв в уровне среднего образования между ними и родившимися в США почти семикратный.
Нелегальные иммигранты пользуются существующей инфраструктурой, в том числе дорогами, полицией, пожарными и др. Согласно американским законам все дети, независимо от статуса родителей имеют право посещать государственные школы. Что оказывает так же дополнительную нагрузку на американский бюджет (средняя стоимость обучения 12 тыс. долл. в год на 1 ребенка) [9, C. 2].
Аналитики The Heritage Foundation отмечают, что степень нагрузки на бюджет зависит не от статуса человека, а от уровня его образования и, соответственно, доходов. Эксперты приходят к следующему выводу: «Система легальной иммиграции должна быть изменена таким образом, чтобы доступ малообразованных людей был ограничен, а приток высокообразованных и высококвалифицированных специалистов, необходимых американским фирмам, увеличен» [8, С. 101; 10, С.2].
120%
100%
00%
10?
21%
13?
22%
в% 12%
Ш Имеют степень магистра и выше
Имеют степень бака л а вра
ЬО%
40%
20%
О%
32%
1%
21%
25%
20%
29%
4В?
Окончили колледж
Имеют аттестат о среднем образовании
Не имеют аттестата о средн ем образовании
родившиеся в США
легальные иммигранты нелегальные иммигранты
V_У
Рисунок 4 - Уровень образования взрослых людей (21-64 гг.) родившихся в США, легальных и нелегальных
иммигрантов, % Источник: по данным The Heritage Foundation, 2016.
Американские специалисты по трудовым отношениям пришли к выводу о том, что приток малоквалифицированной рабочей силы - как легальных, так и нелегальных иммигрантов - оказывает заметное понижательное давление на ставки заработной платы как иммигрантов, так и коренных американцев, в том числе имеющих аттестаты о среднем образовании. Как легальные, так и нелегальные иммигранты оказывают заметное дестабилизирующее влияние именно на малоквалифицированные сегменты рынка труда США [11, С.1].
Специалисты Центра изучения миграции (Center Immigration Studies (CIS)) в своих исследования отмечают, что нелегальные иммигранты с низким уровнем образования не пополняют бюджет, но легальные иммигранты с низким уровнем образования являются значительно более серьезной проблемой для бюджета, так как имеют доступ к значительно большему числу финансируемых из бюджета социальных программ [12, С.3].
Приоритетом второго срока Обамы являлось принятие всеобъемлющего «иммиграционного закона». Иммиграция всегда была необходимым ресурсом экономического развития США. Вместе с тем, она порождает проблемы и риски, с которыми американский «плавильный котел» не справляется так успешно, как в прошлом. Особую остроту приобрела проблема нелегальных иммигрантов. [13]
Все более актуальной в этой связи (впрочем, как и по другим причинам) становится выведение из тени нелегальных иммигрантов, которые по понятным причинам не платят налоги, а также взносы в пенсионные фонды [14, С.128].
Надо отметить, что часть некоторых нелегальных иммигрантов, имеют разрешение на работу. Как уже отмечалось, нелегальными иммигрантами являются те, кто въезжают в страну без законного разрешения, а также и те, кто просрочил свои визы. Около 10% нелегальных иммигрантов во время администрации Б. Обамы получили разрешение на временное пребывание и право на работу в рамках двух государственных программ:
1. Программа, принятая в 2012 г. Президентом Б. Обамой (Deferred Action for Childhood Arrivals program), благодаря которой более 728 тыс. молодых людей получили временную защиту от де-портации3.
2. Согласно второй программе, около 326 тыс. иммигрантов, преимущественно из Центральной Америки получили разрешение на временное
пребывание (Temporary Protected Status) в следствии болезней, стихийных бедствий или конфликтов в их родных странах [1, С.10].
Во время президентства Б. Обамы основными целями иммиграционной реформы были: борьба с нелегальной иммиграцией, усиление пограничного контроля, повышение ответственности федерального правительства за безопасность границ; совершенствование систем сбора данных об иммигрантах, предоставления убежища; ограничение въезда лиц, представляющих угрозу национальной безопасности страны; привлечение в страну квалифицированных востребованных специалистов; защита внутреннего рынка труда; недопущение разделения общества на группы по этническому, религиозному, культурному, языковому признакам [15, С. 96
Есть много точек зрения на легализацию незаконных иммигрантов. По данным американских исследований часть американских граждан выступили против легализации незаконных иммигрантов, которые уже нарушили иммиграционные законы США, просрочив свои визы и не вернувшись на родину. В то время как огромное число законно послушных граждан, которые по окончанию действия своих студенческих и рабочих виз уехали домой и ожидают легального основания для въезда в США.
Адекватная оценка этих возможностей и потенциально конфликтных ситуаций, вызванных расширением миграционного обмена, требует комплексного анализа социальных, культурных, экономических, правовых аспектов международной миграции населения [16, С. 504].
Один из методов борьбы с нелегальными иммигрантами является депортация. Администрация Б. Обамы имеет самые низкие показатели со времен президента Р. Никсона. Максимальное количество депортированных отмечалось при Б. Клинтоне -12,3 млн. человек были высланы из США в течение 8 лет его президентства (Рисунок 5) [17, С. 4].
Во время своей предвыборной компании Д. Трамп неоднократно выступал с заявлениями о депортации всех нелегальных иммигрантов (около 12 млн. человек). После избрания он смягчил свои высказывания относительно нелегальных иммигрантов.
3 Согласно правилам этой программы, нелегальный иммигрант должен быть не старше 30 лет по состоянию на 15 июня 2012 г., при этом въехать на территорию США до своего 16 летия и проживать постоянно в стране с 15 июня 2007 года. Есть еще дополнительные требования к
образованию и к отсутствию криминального прошлого. Необходимо оплатить взнос - 465 долларов, сдать отпечатки пальцев, сделать фото и подписать документы.
V_У
Рисунок 5 - Количество депортированных из США, в млн. человек Источник: Jessica Vaughan ICE Deportations Hit 10-Year Low // Center for Immigration Studies, 2017.
Ряд штатов уже предпринимали попытки принимать участие в регулировании вопросов нелегальных иммигрантов. Штаты не могут по собственной инициативе регулировать численность мигрантов на своей территории, однако несут значительные расходы на образовательные учреждения, правоохранительные органы, различные программы поддержки семей с детьми.
Никольская Г.К. отмечает, что необходима модернизация каналов легальной иммиграции, создание системы программ временной занятости, гибко реагирующей на потребности рынка труда [4, C. 112].
Литература
1. Jeffrey S. Passel and D'Vera Cohn Size of U.S. Unauthorized Immigrant Workforce Stable After the Great recession // Pew Research Center, 2016.
2. Jasso G., Massly D., Rosenzweig M. From Illegal to Legal: Estimating Previous Illegal Experience Among New Legal Immigrants of the United States // International Migration Review. 2008. Vol. 42. № 4. P. 804.
3. Jeffrey S. Passel and D'Vera Cohn Overall Number of U.S. Unauthorized Immigrants Holds Steady Since 2009 // Pew Research Center, 2016.
4. Jens Manuel Krogstad, Jeffrey S. Passel and D'Vera Cohn 5 facts about illegal immigration in the U.S. // Pew Research Center, 2016.
5. Карелина Н.А. Нелегальная миграция в США: до и после НАФТА // Демоскоп Weekly. 2002. № 79-80.
6. Петровская Н.Е. Иммигранты на американском рынке труда // Вестник университета. 2016. №10. С. 80-84.
7. Петровская Н.Е. Проблемы занятости молодежи в США // Вестник НГИЭИ. 2016. №11 (66). С. 133-141.
8. Никольская Г.К. Государственная иммиграционная политика США. М.: ИМЭМО РАН, 2015, 115 с.
9. Robert Rector, Jamie Bryan Hall National Academy of Sciences Report Indicates Amnesty for Unlawful Immigrants Would Cost Trillions of Dollars // Heritage Fond. 2016. December 22.
10. Robert Rector, Jason Richwine The Fiscal Cost of Unlawful Immigrants and Amnesty to the US Taxpayer // Heritage Fond. 2013. May 6.
11. Травкина Н.М., Балденкова Ю.В. Влияние мирового финансово-экономического кризиса на иммиграционную ситуацию в США // Россия и Америка в XXI веке. 2014. №1. С.1-2
12. Holtz-Eakin D. Immigration Reform, Economic Growth, and the Fiscal Challenge // American action forum. 2013. April 9.
13. Кириченко Э.В. Экономические приоритеты второго срока Обамы // Международная экономика. 2013. № 7. С. 41 - 55.
14. Лебедева Л.Ф., Емельянов С.В. Роль государственных программ в пенсионном обеспечении иммигрантов (опыт США). В сборнике «Государственное регулирование миграционных процессов и межнациональная политика как факторы обеспе-
чения стабильности в современном мире: российский и зарубежный опыт». ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». 2015. С. 127-129.
15. Лебедева Л.Ф. Иммиграционная политика США: основополагающие цели и принципы // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2013. №11 (65). С. 94-101.
16. Лебедева Л.Ф. Международная миграция населения в контексте диалога культур. В сборнике
«Диалог культур и партнерства цивилизаций XIV Международные Лихачевские научные чтения. Российская академия наук, Российская академия образования, Конгресс петербургской интеллигенции, Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов. 2014. С. 503-505.
17. Jessica Vaughan ICE Deportations Hit 10-Year Low // Center for Immigration Studies, 2017.
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL STUDY OF THE MODERN STATE OF ACCOUNTING ANALYTICAL SUPPORT OF MANAGEMENT OF BUSINESS ENTITIES IN RUSSIA
Khakhonova N.N.
Doctor of economic sciences, professor of department of Accounting
Rostov State University of Economics
ABSTRACT
The dynamism of information economy, integration processes related to the appearance of the world market of capital, harmonization and convergence of accounting systems inevitably conduce to the establishment of a new accounting paradigm. The problems, appearing in the process of globalization of economies of different countries, raise the requirements to information, which reflects the financial situation and financial results of the economic activity of a corporation. The significance of the information function of reporting, which supports effective competition at the capital market, is increasing. Accounting information turns into a production factor rationalizing the capital usage. The necessity to consider the issues of formation of accounting analytical support of business entities management within the system approach and analysis determined the relevance of the chosen subject.
Keywords: internal accounting, management accounting, accounting systems, accounting and analytical information
The official interpretation of the notion of information environment is stated in the Conception of formation and development of integrated information environment in Russia and corresponding state information resources, which was elaborated in 1995 in pursuance of the Decree of the President of the Russian Federation No.1390 dated July 01, 1994 'On the improvement of information telecommunications support of public authorities and the procedure of their interaction when executing the public policy in the sphere of information technologies' [1]. In the given conception, the integrated information environment is presented as a system of banks and data bases, technologies of their maintenance and application, information telecommunications systems, which function on the basis of common principles and provide:
- information interaction between business entities and employees;
- satisfaction of their information needs.
The integrated information environment of any business entity in Russia is composed of the following main components:
- information resources containing data, information and knowledge recorded on the corresponding information storage media;
- organizational structures providing functioning and development of the integrated information environment, in particular, collection, processing, storage, dissemination, search and transmission of information;
- means of information interaction between employees and business entities, which provide access to information resources on the basis of corresponding information technologies, including hardware and software and organizational regulatory documents.
The term 'integrated information environment' is used to denote such a procedure of information presentation and storage and access to it that any data available in a company may be obtained on a request in various sections and combinations.
It is obvious that if a company has several information systems and several types of information presentation (electronic and printed documents), the task of developing the integrated information environment in this company becomes not only complicated and labor-consuming, but also costly. Therefore, if the company management makes a decision to develop the integrated information environment in the company, the first step to fulfill this task is to determine which information types should be available within this environment, and which ones should stay 'beyond the framework' and be available from independently functioning systems. Therefore, it is significant to develop effective information systems, which include a total of software, hardware, labor resources supplying the concerned users with necessary information.
The term 'information system' (IS) is used in economic literature both in wide and narrow senses.
In wide sense, an information system is a total of hardware, software and organizational support as well