Научная статья на тему 'ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ В ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН'

ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ В ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
туризм / туристическая отрасль / занятость / туристические услуги / доход населения / tourism / tourism industry / employment / tourism services / income of the population

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ишанходжаева Дильдора, Абдурахманова Нигора, Абдурахманова Нигора

в статье рассматривается туристическая отрасль как драйвер экономики Узбекистана. Особый акцент делается на занятость населения являющийся важным показателем при определении особенностей индустрии туризма с производственной, социально-экономической и стратегической точек зрения. Одним из наиболее важных решений по увеличению занятости в сфере туристических услуг является диверсификация всех секторов, связанных с отраслью. Узбекистан, преобразовывает туристическую отрасль в ведущий драйвер страны благодаря своей древней истории, инвестиционной привлекательности, красивой и неповторимой природе, удобному географическому расположению и умеренному климату.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPLOYMENT IN THE TOURIST INDUSTRY OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

the article examines the tourism industry as a driver of the economy of Uzbekistan. Particular emphasis is placed on employment, which is an important indicator in determining the characteristics of the tourism industry from production, socio-economic and strategic points of view. One of the most important solutions to increase employment in the tourism services sector is to diversify all sectors associated with the industry. Uzbekistan is transforming the tourism industry into the leading driver of the country due to its ancient history, investment attractiveness, beautiful and unique nature, convenient geographical location and temperate climate.

Текст научной работы на тему «ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ В ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН»

ECONOMICS

EMPLOYMENT IN THE TOURIST INDUSTRY OF THE REPUBLIC OF

UZBEKISTAN

1 2 3

Ishankhodzhaeva D. , Abdurakhmanova N. , Rakhmonov Sh. (Republic of Uzbekistan)

1Ishankhodjaeva Dildora - applicant, DEPARTMENT OF LABOR ECONOMICS AND MANAGEMENT, TASHKENT BRANCH OF REU NAMED

AFTER. G.V. PLEKHANOV; 2Abdurakhmanova Nigora - chief specialist of the department, "INNOVATIVE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL EDUCATION" INSTITUTE OF PEDAGOGICAL

INNOVATIONS; 3Rakhmonov Sherzod - scientific candidate, DEPARTMENT OF LABOR ECONOMICS AND MANAGEMENT, TASHKENT BRANCH OF REU NAMED

AFTER. G.V. PLEKHANOV; TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article examines the tourism industry as a driver of the economy of Uzbekistan. Particular emphasis is placed on employment, which is an important indicator in determining the characteristics of the tourism industry from production, socio-economic and strategic points of view. One of the most important solutions to increase employment in the tourism services sector is to diversify all sectors associated with the industry. Uzbekistan is transforming the tourism industry into the leading driver of the country due to its ancient history, investment attractiveness, beautiful and unique nature, convenient geographical location and temperate climate. Keywords: tourism, tourism industry, employment, tourism services, income of the population.

ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ В ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

1 2 3

Ишанходжаева Д. , Абдурахманова Н. , Рахмонов Ш. (Республика Узбекистан)

1Ишанходжаева Дильдора - соискатель, кафедра «Экономика труда и управление», Ташкентского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова; 2Абдурахманова Нигора - главный специалист управления, «Инновационного развития профессионального образования» института педагогических инноваций;

3Рахмонов Шерзод - научный соискатель, кафедра «Экономика труда и управление», Ташкентского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова; г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается туристическая отрасль как драйвер экономики Узбекистана. Особый акцент делается на занятость населения являющийся важным показателем при определении особенностей индустрии туризма с производственной, социально-экономической и стратегической точек зрения. Одним из наиболее важных решений по увеличению занятости в сфере туристических услуг является диверсификация всех секторов, связанных с отраслью. Узбекистан, преобразовывает туристическую отрасль в ведущий драйвер страны благодаря своей древней истории, инвестиционной привлекательности, красивой и неповторимой природе, удобному географическому расположению и умеренному климату.

Ключевые слова: туризм, туристическая отрасль, занятость, туристические услуги, доход населения.

Значительную роль туристическая отрасль играет в повышении занятости и доходов населения страны. Нельзя не учитывать содействие туризма формированию положительного образа страны на мировой арене и воспитательное значение для собственных граждан. Если на национальном уровне привлекательность туризма признается высокой, то на местном уровне данный сектор представляет собой важный инструмент регионального развития, стимулирующий к использованию потенциала регионов. В этом контексте государственно-частное партнерство играет важную роль для решения подобных задач.

Важность стратегического союза государственных структур и частного сектора в туризме значительно возрастает в условиях развития таких факторов, как обострение международной конкуренции, ускорение технического прогресса, повышение зависимости от клиентов и поставщиков. Развитие туристской отрасли, как правило, имеет долгосрочный характер и длительные сроки окупаемости. Поэтому для продвижения долгосрочного стратегического мышления, результаты которого должны быть гибкими и новаторскими, отвечающими первоначальным потребностям и ожиданиям, актуальное значение имеют партнерские отношения, включающие разделение власти, совместной работы, информационной поддержки для достижения общих целей или взаимной выгоды.

Как отметил Президент Республики Узбекистан «мы создали благоприятные условия для ведения всех видов туристического бизнеса. Предоставили налоговые и таможенные льготы, усилили кредитную и финансовую поддержку. Выделяются субсидии для строительства новых гостиниц, привлечения международных брендов и увеличения притока туристов. Благодаря этому в течение двух лет, несмотря на связанные с пандемией ограничения, реализовано более 800 инфраструктурных проектов» [2].

Занятость в республике является одной из важных характеристик экономики, благосостояния народа. Даже в развитых странах проблема занятости трудоспособного населения является одним из важнейших вопросов, определяющих социальную стабильность страны. Это, в свою очередь, является частью социальной политики страны и связано с демографическими процессами [3].

В целом сфера туристических услуг является одной из наиболее комплексных, зависимой от всех отраслей экономики и неизбежно проявляющей свое воздействие. В частности, туристическая отрасль играет особую роль в развитии транспорта, общественного питания, гостиничного хозяйства и ряда других отраслей [4].

В ходе нашего исследования мы изучили влияние туристических услуг на занятость во всех отраслях и отраслях страны.

На территории Узбекистана находится огромное количество культурных и природных достопримечательностей. В 2022 году в Узбекистане насчитывается 8210 объектов материального культурного наследия. В 2020 году общее количество аттракционов в парках составило 1699 ед. Однако, большинство из них расположены всего в пяти областях: 20,0 % находятся в городе Ташкент (340 ед.), 13,5 % - в Андижанской (230 ед.), 9,9 % - в Самаркандской (169 ед.), 9,8 % - в Сурхандарьинской (166 ед.) и 7,6 % - в Ферганской (129 ед.) областях.

Благодаря этому, а также предпринимаемым мерам по повышению качества и разнообразия услуг, постепенному переходу отрасли на современные принципы в 2022 году экспорт туристических услуг составил 1,6 млрд. долл. США, что в 3,8 раза больше, чем в 2021 году (рис. 1).

Доля экспорта туристических услуг в общем объеме экспорта услуг также значительно выросла в последние годы. Число иностранных туристов, прибывающих в Узбекистан за последние 2 года (2020-2022гг.), увеличилось в два раза, доходы от экспорта туристских услуг выросли в четыре раза. В настоящее время наше государство занимает высокие позиции в международных рейтингах как один из самых быстроразвивающихся центров туризма и как самая безопасная страна.

1800 1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 0

1610,1

1041,1

2018

2019

2020

2021

2022

Рис. 1. Экспорт туристических услуг Узбекистана (млн. долл. США) [6].

Число иностранных туристов, посетивших нашу страну в течение 2022 года, составило 5,2 миллиона человек, рост по сравнению с 2021 годом в 2,7 раза (рис. 2.).

8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0

6748

5346

5232

2018

2019

2020

2021

2022

Рис. 2. Приток иностранных туристов в Республику Узбекистан (тыс. чел.) [6].

При этом 4,3 млн человек из соседних стран (83,4% по сравнению с общим числом туристов); из остальных стран СНГ 606,4 тыс. человек (11,6 %); 261,6 тыс. (5,0 %) иностранных туристов из других стран. Средний день пребывания туристов составлял 4-5 дней, увеличившись в 1,5 раза по сравнению с прошлым годом (3 дня).

Кроме того, меры по поддержке и защите частного сектора позволят увеличить число туристических организаций, развить туристическую инфраструктуру, вывести транспортные и логистические услуги на новый уровень, активно продвигать национальные туристические продукты на мировом рынке, укрепить кадровые ресурсы отрасли.

Занятость, как и другие отрасли и отрасли экономики, является важным показателем при определении особенностей индустрии туризма с производственной, социально-экономической и стратегической точек зрения. Поскольку развитие туристических услуг обычно связано с рабочей силой, в разных странах правительство уделяет большое внимание вкладу туризма в создание рабочих мест и создание рабочих мест [7].

В 2022 году в Узбекистане функционировали 1838 туристических компаний -туроператоров. По сравнению с 2017 годом (749) их количество увеличилось почти в 2,5 раза. За период с 2017 по 2022 гг. количество мест в гостиницах увеличилось в 2,6 раза и достигло 124 тысяч (в 2017 году - 37 тысяч).

В 2017-2022 годах занятость в этой отрасли увеличилась на 46,0%. В 2022 году в туристской сфере работало 274 тысячи человек, тогда как в 2017 г. - 187 тыс.). (рис. 3.)

300 250 200 150 100 50 0

Рис. 3. Динамика численности занятых в туристической отрасли Республики Узбекистан, (тыс.чел.) [6].

По данным Научно-исследовательского института изучения проблем объектов культурного наследия и развития туризма, на 1 января 2023 года в республике экскурсионной деятельностью занимаются 2500 человек. Наибольшее количество гидов сконцентрировано в Самаркандской области - 36,7%, городе Ташкенте - 28,9%, Бухарской области - 16,7%, Хорезмской области - 8,6%, из них 54,0% - мужчины, 46,0% - женщины.

Как уже говорилось выше, развитие сферы туристических услуг, максимальное использование имеющихся ресурсов и, как следствие, создание новых рабочих мест окажут положительное влияние на эффективность развития других отраслей экономики. [5]

На наш взгляд, необходимо уделять больше внимания видам деятельности, связанным с этими услугами, чтобы повысить качество туристических услуг и создать новые рабочие места. Например, управление отелями, туристические агентства, услуги гидов, услуги переводчиков и так далее. За последние годы государство предоставило ряд возможностей и льгот в целях повышения эффективности бизнеса, занимающегося данной деятельностью. В частности, принятие ряда законов и постановлений, предоставление налоговых льгот, введение безвизового режима в ряде стран в целях ускорения потока иностранных туристов. Однако, по нашему мнению, данные меры не оказали существенного положительного влияния на эффективность отрасли.

По нашему мнению, одним из наиболее важных решений по увеличению занятости в сфере туристических услуг является диверсификация всех секторов, связанных с отраслью. Расширение спектра деятельности этих секторов и радикальное улучшение качества услуг должно стать первым шагом в реализации этих мер. Это, в свою очередь, послужит повышению туристической привлекательности страны. Рост туристической привлекательности страны послужит увеличению въездного турпотока, что приведет к стихийной необходимости создания новых рабочих мест на предприятиях туристических услуг.

Рост туристического производства в сфере туристических услуг послужит ускорению эффективности инвестиционной деятельности экономики. Иными словами, это будет способствовать созданию новых рабочих мест в стране, увеличению внутреннего и

274,8

2017 2019 2020 2022

внешнеторгового оборота и, самое главное, увеличению доходов государственного бюджета.

По данным ООН, на территории Республики Узбекистан зарегистрировано более 1000 исторических памятников. Но в нашей стране более 300 из них используются в туристических целях. Это означает, что остальные объекты для туризма не созданы и никаких конкретных мер не принято.

В заключение, остальная часть экономики также играет важную роль в обеспечении занятости в сфере туристических услуг и увеличении занятости в этой сфере. Развитие этих отраслей и отраслей экономики напрямую способствует развитию туристических услуг и созданию новых рабочих мест.

Концепцию Стратегии развития туристической отрасли Узбекистан - 2030 годы, предусматривающую: [1]

• совершенствование нормативной базы в сфере туризма, внедрение международных норм и стандартов, направленных на создание благоприятных условий для развития туризма;

• развитие туристической инфраструктуры и создание приемлемой и благоприятной туристической среды;

• развитие транспортной логистики, расширение внутренних и внешних маршрутов, повышение качества транспортных услуг;

• диверсификация туристических продуктов и услуг, ориентированных на различные сегменты туристического рынка;

• развитие внутреннего туризма, что будет стимулировать деятельность субъектов туризма, направленную на удовлетворение спроса на туристические услуги в стране;

• продвижение туристической продукции Республики Узбекистан на международном и внутреннем туристическом рынках, укрепление имиджа страны как безопасного места для путешествий и отдыха;

• совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации для туристической отрасли.

Таким образом, Узбекистан, преобразовывает туристическую отрасль в ведущий драйвер страны благодаря своей древней истории, инвестиционной привлекательности, красивой и неповторимой природе, удобному географическому расположению и умеренному климату.

В республике преобразования во всех сферах стали реальностью. Делаются уверенные шаги к дальнейшему прогрессу во всех направлениях. Претворение в жизнь предложений и инициатив Президента Республики Узбекистан, выдвинутых на 25-й сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации, свидетельствует о начале нового периода в Новом Узбекистане в туристской отрасли.

Список литературы /References

1. Указ Президента Республики Узбекистан от 05.01.2019 № PQ-4095 «О мерах по ускоренному развитию туристической отрасли».

2. Мирзиёев Ш.М. Выступление Президента Республики Узбекистан на 25-й сессии Генеральной Ассамблеи Всемирной туристской организации. 16.10.2023. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://president.uz/ru/lists/view/6763/ (дата обращения: 10.10.2023).

3. Abdurakhmanov K.Kh. Management of tourism: Tutorial. - Jakarta.: Gunadarma Publisher, 2013. -240 p.

4. Abdurakhmanov K., Eshtaev A. Management and marketing of tourism: Tutorial. - Kuala-Lumpur.: UCSI Publishing House, 2013. - 277 p.

5. Абдурахманов К.Х. Туристическая индустрия в условиях пандемии. // 2020 йил 3 июн. Халкаро илмий-амалий конференцияси материаллари. Самарканд, СамИСИ, 2020. - 531 бет.

6. Министерства туризма и сохранения культурного наследия Республики Узбекистан

7. Эштаев А. Туризм индустриясини бошкаришнинг маркетинг стратегияси. Т.: Фан, 2011. -280 б.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.