Экономика труда
© Устинова К.А.
ЗАНЯТОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ МОЛОДЁЖИ
В работе на основе анализа данных мониторинга социально-экономического положения молодёжи, проведённого ИСЭРТ РАН в 2012 году, обозначены ключевые проблемы в сфере труда, характерные для этой группы населения.
Молодёжь, социальная мобильность молодёжи, занятость молодёжи.
Сфера труда является одним из направлений, состояние которого позволяет судить о национальном благополучии, стабильности, эффективности социально-экономических преобразований [3, с. 3]. Участником трудовых отношений является молодёжь. Ситуация на молодёжном рынке труда в последние годы ухудшается: растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы (в 2009 году по сравнению с 2008 годом глобальный уровень безработицы среди молодёжи вырос с 12 до 13%, что стало наибольшим ежегодным приростом за последние 20 лет [4, с. 12-13]), увеличивается её продолжительность. Опасения вызывает рост безработицы среди молодых людей с высшим образованием, следствием чего является деквалификация молодых специалистов, а также низкая отдача средств, вложенных в образование и в повышение квалификации.
УСТИНОВА Ксения Александровна инженер-исследователь ИСЭРТ РАН [email protected]
Несформированность устремлений и побуждающих стимулов к труду, отсутствие стажа, опыта практической деятельности у молодёжи приводят к незаинтересованности работодателей в трудоустройстве молодых людей, а в случае ухудшения экономической ситуации - к сокращениям этой группы населения в первоочередном порядке. В связи с этим особую актуальность приобретают проблемы, связанные со снижением количества достойных рабочих мест для молодёжи и их качества, неполная занятость и распространение феномена «работающих бедных» (в 52 странах, по которым имеются данные, на молодёжь приходится 24% от общего количества работающих бедных [4, с. 16]).
В таких условиях возникает необходимость в дополнительном исследовании занятости и социальной мобильности молодёжи. В качестве главного источника информации выступили данные мониторинга социально-экономического положения молодёжи1, проведённого ИСЭРТ РАН в 2012 году.
1 Социологический опрос социально-экономического положения молодёжи Вологодской области проводился в 2012 г. во всех муниципальных образованиях Вологодской области. Объём выборочной совокупности составил 2923 респондента, репрезентирующей молодёжь области в возрасте 14 - 29 лет, в разбивке по следующим трём возрастным когортам: 15 - 19 лет, 20 - 24 года, 25 - 29 лет.
Основываясь на полученных результатах, можно определить ключевые проблемы в молодёжной среде, связанные с трудоустройством, повышением квалификации и переподготовкой.
Результаты анализа данных мониторинга «Положение молодёжи в Вологодской области» показали, что примерно половина молодых людей в целом по области не имеют работы. Среди работающих наиболее распространённым способом трудоустройства было обращение к знакомым и друзьям, вторым по популярности - в отдел кадров на предприятии. При этом в городах к неформальным каналам поиска работы прибегают чаще, чем в районах. Одним из объяснений распространённости неформальных каналов трудоустройства является то, что он общедоступный, его использование не требует значительных затрат времени и денежных
средств и сопровождается гарантиями получения рабочего места (табл. 1).
Из тех же, кто трудоустраивается, большинство не работают по специальности (более 50%; табл. 2). Данный факт свидетельствует о том, что накопленные в процессе обучения и повышения квалификации знания и навыки не используются в должной мере в производственном процессе. Подобное поведение может объясняться, с одной стороны, изменением предпочтений молодёжи, с другой -изменением ситуации на рынке труда, невостребованностью специалистов по отдельным направлениям подготовки.
Определено, что среди работающих по специальности преобладают женщины (их на 8% больше, чем мужчин), а также молодые люди в возрасте 25 - 29 лет (около 50% работают по специальности, среди 15 - 19-летних таких лишь 36%; табл. 3).
Таблица 1. Распределение ответов на вопрос: «Укажите способ поиска Вашей работы?», % от числа работающих
Вариант ответа Вологда Череповец Районы Область
По распределению 3,3 2,5 3,0 3,0
Через родственников 13,3 15,7 16,2 15,7
Через друзей, знакомых 41,2 39,4 37,0 37,9
Пришли непосредственно в отдел кадров на предприятие 28,9 21,2 23,4 23,9
По приглашению руководства или сотрудников предприятия 6,6 10,1 11,0 10,3
Через службу занятости населения 6,6 11,1 9,4 9,3
Источник: здесь и далее данные мониторинга положения молодёжи Вологодской области, ИСЭРТ РАН 2012 г.
Таблица 2. Распределение ответов на вопрос: «Работаете ли Вы по специальности, полученной в профессиональном учебном заведении (вузе, техникуме, училище)?», % от числа получивших специальность
Вариант ответа Вологда Череповец Районы Область
Да 49,2 51,1 46,7 47,6
Нет 50,8 48,9 53,3 52,4
Таблица 3. Распределение ответов на вопрос: «Работаете ли Вы по специальности, полученной в профессиональном учебном заведении (ВУЗе, техникуме, училище)?», % от числа работающих
Вариант ответа Пол Возраст
мужской женский 15 - 19 20 - 24 9 2 - 5 2
Да 43,9 50,8 35,6 46,9 48,7
Нет 56,1 49,2 64,4 53,1 51,3
Трудоустройство молодёжи по направлению образовательной подготовки зависит от нескольких факторов:
1. Уровень образования. Чем выше уровень образования молодых, тем больше тех, кто работает по специальности (53% с незаконченным высшим и высшим образованием работают по специальности).
2. Доход. Среди 20% наиболее обеспеченных 50% работают по специальности, среди 20% наименее обеспеченных таких меньше почти на 10% (табл. 4).
Несмотря на то, что значительная часть молодёжи не трудоустроена по специальности, около половины молодых людей отмечают, что их квалификация соответствует требованиям рабочих
мест, часть молодых людей (20%) готова выполнять даже более сложную работу, чем им поручается, и лишь у малой доли молодёжи (7%) квалификация ниже требований рабочих мест (табл. 5).
Степень соответствия квалификации требованиям рабочих мест во многом зависит от возраста (молодых людей до 29 лет с квалификацией, соответствующей данным требованиям, на 16% больше по сравнению с теми, кому 15 - 19 лет).
Это и понятно, поскольку молодые люди в возрасте 15 - 19 лет ещё учатся. Пол не является главным признаком -среди женщин по сравнению с мужчинами разница по всем позициям незначительна (табл. 6).
Таблица 4. Распределение ответов на вопрос: «Работаете ли Вы по специальности, полученной в профессиональном учебном заведении (ВУЗе, техникуме, училище)?», % от числа получивших специальность
Вариант ответа Образование Доходная группа
неполное среднее; среднее, в т. ч. ПТУ со средн. образованием среднее специальное (техникум и др.) незаконченное высшее; высшее; послевузовское (аспирантура) 20% наименее обеспе- ченных 60% среднеобе- спеченных 20% наиболее обеспеченных
Да 40,2 45,9 52,6 41,7 48,6 50,4
Нет 59,8 54,1 47,4 58,3 51,4 49,6
Таблица 5. Распределение ответов на вопрос: «В какой мере Ваша квалификация (подготовка) соответствует выполняемой Вами работе?», % от числа работающих
Вариант ответа Вологда Череповец Районы Область
Моя квалификация (подготовка) выше, чем требует от меня работа, могу выполнять и более квалифицированную работу 28,8 20,8 17,6 19,5
Моя квалификация (подготовка) соответствует требованиям, предъявляемым работой (чтобы выполнять более квалифицированную работу, мне нужно подучиться) 52,5 57,0 48,8 50,4
Моя квалификация ниже, чем это требуется работой 4,1 5,8 7,1 6,6
Не знаю, трудно сказать 14,6 16,4 26,4 23,5
Таблица 6. Распределение ответов на вопрос: «В какой мере Ваша квалификация (подготовка) соответствует выполняемой работе?», % от числа работающих
Вариант ответа Пол Возраст
мужской женский 15 - 19 20 - 24 9 2 - 5 2
Моя квалификация (подготовка) выше, чем требует от меня работа, могу выполнять и более квалифицированную работу 19,9 19,1 28,1 17,0 20,4
Моя квалификация (подготовка) соответствует требованиям, предъявляемым работой (чтобы выполнять более квалифицированную работу, мне нужно подучиться) 48,8 51,8 37,5 47,9 53,6
Моя квалификация ниже, чем это требуется работой 6,7 6,4 9,4 8,3 5,0
Не знаю, трудно сказать 24,6 22,6 25,0 26,8 21,0
Степень соответствия квалификации требованиям рабочих мест может определяться уровнем образования работающих. Среди молодёжи с высшим и незаконченным высшим образованием по сравнению с молодыми людьми, имеющими неполное среднее образование, на 10% больше тех, кто считает свою квалификацию более высокой, чем предъявляемые работодателем требования (табл. 7).
Учитывая, что у части населения уровень квалификации не соответствует требованиям рабочих мест, очевидным было бы прохождение молодёжью курсов повышения квалификации и переподготовки. Однако на практике более 60% молодых людей не осуществляли переподготовку и повышение квалификации. Среди тех, кто посещал обучающие курсы и тренинги,
20% отдавали предпочтение курсам по специальности, около 8% - курсам по новой специальности и компьютерным курсам.
Исследование показало, что часть молодых людей (более 40%) имеют 40-часовую рабочую неделю, что соответствует требованиям законодательства. Около 17% молодых людей в силу различных причин имеют менее продолжительную рабочую неделю. Около четверти молодых людей в целом по области работают больше, чем могут по нормам законодательства (при этом в Вологде доля молодых людей с таким режимом труда на 16% выше, чем в районах области).
Следует отметить, что более 70% не имеют дополнительного места работы и лишь около 25% имеют вторичную занятость, из них большая часть (13%) -на нерегулярной основе (табл. 8).
Таблица 7. Распределение ответов на вопрос: «В какой мере Ваша квалификация (подготовка) соответствует выполняемой работе?», % от числа работающих
Вариант ответа Образование Доходная группа
неполное среднее; среднее, в т. ч. ПТУ со средн. образованием среднее специальное (техникум и др.) незаконченное высшее; высшее; послевузовское (аспирантура) 20% наименее обеспеченных 60% среднеобе- спеченных 20% наиболее обеспеченных
Моя квалификация (подготовка) выше, чем требует от меня работа, могу выполнять и более квалифицированную работу 14,2 17,1 24,6 16,0 17,7 22,7
Моя квалификация (подготовка) соответствует требованиям, предъявляемым работой (чтобы выполнять более квалифицированную работу, мне нужно подучиться) 48,1 46,5 54,4 42,8 55,2 58,5
Моя квалификация ниже, чем это требуется работой 8,2 7,7 4,7 8,0 6,9 4,3
Не знаю, трудно сказать 29,5 28,7 16,2 33,2 20,3 14,5
Таблица 8. Распределение ответов на вопрос: «Имеете ли Вы вторичную занятость?», % от числа опрошенных
Вариант ответа Вологда Череповец Районы Область
Совмещаю с основным местом работы 5,6 5,5 6,1 6,0
Имею регулярную дополнительную работу 8,9 5,5 6,0 6,3
Имею нерегулярную дополнительную работу 21,0 10,1 11,7 12,8
Не имею дополнительной работы 63,6 78,4 74,3 73,3
Дополнительное место работы молодые люди ищут с целью увеличения своих доходов (для 80% молодых людей - это ключевой мотив), незначительная часть молодёжи (5%) хочет получить более интересную работу и новые знакомства и связи.
Материальная сторона вопроса играет решающую роль и при смене места работы (около 60% опрошенных молодых людей назвали в качестве причины смены работы низкий заработок, при этом среди горожан доля таких ответов на 10% больше, чем среди жителей районов). Среди мотивов смены места работы - неинтересная работа (около 20%), отсутствие возможностей карьерного роста (около 20%), а также личные обстоятельства и плохие условия труда (около 20%).
Подводя итоги исследования занятости и социальной активности молодёжи, можно отметить высокий уровень безработицы в молодёжной среде, значительную долю тех, кто не работает по специальности и не посещает курсы повышения квалификации и переподготовки.
Исходя из этого, основные усилия по улучшению ситуации в сфере занятости молодёжи необходимо направить на разработку и реализацию мер, призванных
способствовать преодолению разрыва между направлением образовательной подготовки и трудоустройством, формирование мотивационных механизмов, которые бы позволили активизировать деятельность молодых людей по созданию и распространению инноваций. Обозначенные направления соотносятся и с законодательно закреплёнными мерами реализации государственной молодёжной политики в Российской Федерации, к которым относят содействие профессионализации молодых людей в целях их трудоустройства с учётом отраслевого развития и запросов рынка труда, обеспечение поддержки способных, инициативных и талантливых молодых людей, развитие и реализацию у них творческого и инновационного потенциала.
На региональном уровне усилия органов государственной власти, должны быть направлены на создание условий для обеспечения постоянной и временной занятости молодёжи, формирование и осуществление программ содействия социальной адаптации и повышения конкурентоспособности молодёжи на рынке труда, формирование механизмов поддержки молодёжного предпринимательства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гудков, Л.Д. Молодёжь России [Текст] / Л.Д. Гудков, Б.В. Дубин, Н.А. Зоркая. - М.: Московская школа политических исследований, 2011. - 96 с.
2. Европейское социологическое исследование (The European Social Survey] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ess.nsd.uib.no/ess/ound4/ nline.html
3. Капелюшников, Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации [Текст]: автореф. на соиск. ст. д.э.н. / Р.И. Капелюшников. - М., 2003.
4. Кризис в сфере занятости молодёжи: время действовать [Текст]: доклад V на Международной конференции труда. - Женева, Международное бюро труда, 2012.
5. Леонидова, Г.В. Генерация знаний талантливой молодёжи в интересах интеллектуализации человеческого капитала: методы и формы осуществления [Текст] / Г.В. Леонидова // Экономические и социальные перемены. Факты, тенденции, прогноз. - 2011. - № 13. - С. 90-100.
6. Леонидова, Г.В. Социальный портрет творческих людей [Текст] / Г.В. Леонидова, А.А. Попов // Проблемы развития территорий. - 2012. - № 2 (58]. - С. 45-54.
7. Луков, В.А. Теории молодёжи: возможности для развития [Электронный ресурс] / В.А. Луков. - Режим доступа: http://www.rikmosgu.ru/ublications/ 559/4015/
8. О положении молодёжи в Самарской области [Текст]: доклад / Т.А. Фомина, М.В. Чураков, Т.Н. Громова и др. - Самара, 2011.