Научная статья на тему 'ЗАНЯТОСТЬ И РЫНОК ТРУДА: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

ЗАНЯТОСТЬ И РЫНОК ТРУДА: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
346
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economics
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / РАБОТНИКИ / РЫНОК ТРУДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исманалиев Курманбек Искандарович, Токошева Жазгул Аскербековна, Пайысбекова Клара Топчубековна, Адиева Саулем Кылымбековна

В статье на основе изучения современных процессов в экономиках, программных документов, принятых в стране, сравнительно-правового анализа законодательства исследованы понятия «цифровизация», «цифровые технологии» и ряд смежных. Рынок труда переходит в цифровое пространство в Кыргызстане. Это современная необходимость. Для того чтобы рынок труда начал проявлять себя более активно и эффективно, его следует переводить в цифровое пространство. Это создаст необходимый толчок для развития труда в республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Исманалиев Курманбек Искандарович, Токошева Жазгул Аскербековна, Пайысбекова Клара Топчубековна, Адиева Саулем Кылымбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPLOYMENT AND THE LABOR MARKET: ECONOMIC AND SOCIAL PROBLEMS IN THE KYRGYZ REPUBLIC

In the article, based on the study of modern processes in economies, policy documents adopted in the country, comparative legal analysis of legislation, the concepts of "digitalization", "digital technologies" and a number of related ones are investigated. The labor market is moving to digital space in Kyrgyzstan. This is a modern necessity. In order for the labor market to begin to manifest itself more actively and effectively, it should be transferred to the digital space. This will create the necessary impetus for the development of labor in the republic.

Текст научной работы на тему «ЗАНЯТОСТЬ И РЫНОК ТРУДА: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

EMPLOYMENT AND THE LABOR MARKET: ECONOMIC AND SOCIAL PROBLEMS IN THE KYRGYZ REPUBLIC Ismanaliev K.I.1, Tokosheva Zh.A.2, Payysbekova C.Т.3, Adieva S^.4 (Republic of Kyrgyzstan) Email: [email protected]

1Ismanaliev Kurmanbek Iskandarovich - Assistant Professor, Candidate of Economic Sciences, DEPARTMENT FINANCE AND BANKING; 2Tokosheva Zhazgul Askerbekovna - Teacher, DEPARTMENT BUSINESS INFORMATICS AND MATHEMATICS IN ECONOMICS; 3Payysbekova Clara Topchubekovna - Teacher, DEPARTMENT FINANCE AND BANKING; 4Adieva Saulem Kylymbekovna - Student, SPECIALTY: FINANCE AND CREDIT, FACULTY OF BUSINESS AND MANAGEMENT, OSH STATE UNIVERSITY, OSH, REPUBLIC OF KYRGYZSTAN

Abstract: in the article, based on the study of modern processes in economies, policy documents adopted in the country, comparative legal analysis of legislation, the concepts of "digitalization", "digital technologies" and a number of related ones are investigated. The labor market is moving to digital space in Kyrgyzstan. This is a modern necessity. In order for the labor market to begin to manifest itself more actively and effectively, it should be transferred to the digital space. This will create the necessary impetus for the development of labor in the republic.

Keywords: digitalization, digital technologies, digital economy, labor relations, employees, employers, teleworking, freelance, internet platform.

ЗАНЯТОСТЬ И РЫНОК ТРУДА: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

1 2 3

Исманалиев К.И. , Токошева Ж.А. , Пайысбекова К.Т. , Адиева С.К.4 (Кыргызская Республика)

1Исманалиев Курманбек Искандарович - кандидат экономических наук, доцент, кафедра финансов и банковского дела; 2Токошева Жазгул Аскербековна - преподаватель, кафедра бизнеса, информатики и математики в экономике; 3Пайысбекова Клара Топчубековна - преподаватель, кафедра финансов и банковского дела; 4Адиева Саулем Кылымбековна - студент, Специальность: финансы и кредит, факультет бизнеса и менеджмента, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье на основе изучения современных процессов в экономиках, программных документов, принятых в стране, сравнительно-правового анализа законодательства исследованы понятия «цифровизация», «цифровые технологии» и ряд смежных. Рынок труда переходит в цифровое пространство в Кыргызстане. Это современная необходимость. Для того чтобы рынок труда начал проявлять себя более активно и эффективно, его следует переводить в цифровое пространство. Это создаст необходимый толчок для развития труда в республике. Ключевые слова: цифровизация, цифровые технологии, цифровая экономика, трудовые отношения, работники, рынок труда.

331.5.024.52

Настоящий мир, общество, экономика и другие сферы жизнедеятельности характеризуются всё усиливающейся и усложняющейся во всех отраслях без исключения автоматизацией производства, внедрением новых технологий, высвобождением огромного числа работников сначала из технологических процессов, связанных с грубым физическим трудом, а последние 10-15 лет и из отраслей или сфер деятельности, связанных с трудом интеллектуальным или даже творческим [6].

Этот процесс стал массовым и в нашей стране, не говоря уже о ведущих экономиках мира. Причиной такого положения, или основным фактором отмеченной тенденции, послужило существенное развитие информационных технологий в современном обществе, причём как чисто аппаратной их составляющей, так и программного обеспечения, способного сегодня выполнять самый широкий спектр производственных задач, от охраны зданий или территорий до автоматизированного изготовления сложных технических устройств [6].

С одной стороны, это весьма положительная тенденция: ведь производство (не важно, производство товаров, услуг или интеллектуального продукта) стремится к максимальной эффективности, снижению операционных затрат, повышению производительности и качества. К последствиям которых относят возможный рост предпринимательской деятельности, поиск новых форм обучения и занятости, повышение трудовой мобильности, усиление общей социальной активности населения трудоспособных возрастов.

С другой, это влечёт за собой проблемы не только экономического, но и социального характера. Среди негативных последствий необходимо отметить такие, как рост безработицы, увеличение затрат на переобучение или переезды сотрудников, необходимость принятия и финансирования республиканских программ содействию занятости, повышения предпринимательской активности, социальной помощи и поддержки граждан.

Рынок труда представляет собой экономическую систему, в которой задействовано большое количество субъектов: государство, работодатели, работники, профсоюзы и другие.

Численность населения республики по оценочным данным на 1 января 2021 года составила 6 млн. 636,8тыс. человек [1]. Экономически активное население составляет 2583,6 тыс. человек.

Численность занятого населения составляет 2442,6 тыс. человек, число безработных - 140,9 тыс. человек [1].

Уровень общей безработицы 5,5 %. Уровень официальной безработицы на 1 марта 2021 года по республике составил 3,0%.

Число безработных, состоящих на учете в службе занятости, составило 101,7 тыс. человек. Численность официально зарегистрированных безработных составила 78,4 тыс. человек.

Количество вакантных рабочих мест, заявленных в службы занятости на 1 марта 2021 года, составило 3386 ед., в их числе преобладал спрос на рабочие специальности. По состоянию на 1 марта 2021 года остались не востребованными 2974 рабочих мест и на одно свободное рабочее место претендовало 34 человек [1].

Численность граждан, обратившихся в службы занятости на 1 марта 2021 года, составила 29351 человек. Из них получили консультации по вопросам законодательства о труде и занятости, о возможности профобучения и переобучения, по выбору профессии 19286 человек. За отчетный период было назначено пособие по безработице 77 безработным гражданам.

Одной из главных задач службы занятости является содействие в трудоустройстве. За отчетный период при содействии службы занятости трудоустроены 2269 безработных граждан. [1]

Кроме того, содействие в трудоустройстве осуществляется путем проведения активных мер на рынке труда [1].

При росте уровня безработицы и дефицита рабочих мест приоритетным направлением является обучение безработных граждан. Для повышения конкурентоспособности безработных на рынке труда, учитывая потребности рынка труда в рабочей силе определенных профессий, службами занятости на 1 марта 2021 года на профессиональное обучение направлены 926 безработных граждан.

Обучение безработных граждан проводилось в основном на профессии, востребованные на рынке труда. Это - газоэлектросварщик, парикмахер, оператор компьютера, бухгалтер со знанием 1С, повар, швея, портной, офис-менеджер, электромонтажник, водитель [1].

На 1 марта 2021 года в порядке временного трудоустройства на оплачиваемые общественные работы было направлено 1126 безработных граждан.

На 1 марта 2021 года активными мерами на рынке труда (ООР, профобучение) было охвачено 2052 безработных граждан. Пособие по безработице получают 209 безработных граждан.

Так, доля населения трудоспособного возраста увеличилась с 57,8% в 2012 году до 61,1% в 2021 году. На протяжении последних лет предложение труда превышало спрос примерно на 32%. Экономически активное население составляет 2490,1 тыс. человек (2), занятое население 2277,7 тыс. человек или 91% экономически активного населения.

По состоянию на 1 января 2021 года, молодежь (возрастная группа 14-28 лет) составила 1 млн 657 тыс. человек или 30% всего населения республики и 68% экономически активного населения.

Экономически активное население в сельской местности составляет 1 млн 599 тыс. человек, из них занятое население 1 млн 496 тыс. человек или 94% экономически активного сельского населения, безработными являются 102,9 тыс. сельчан. Относительно высокий уровень занятости в сельской местности объясняется тем, что сельскохозяйственные работы имеют временный характер (сезонный, 5-6 месяцев).

Численность занятого населения составляет 2277,7 тыс. человек, уровень занятости - около 59%. В Ошской области занятое население составляет 590,0 тыс. человек, в Джалал-Абадской - 423,8 тыс. человек, в Баткенской - 165,0 тыс. человек, в Иссык-Кульской - 174,9 тыс. человек, в Нарынской - 85,4 тыс. человек, в Таласской -103,3 тыс. человек, в Чуйской - 350,2 тыс. человек [1].

Увеличение числа занятого населения отмечается в финансовом секторе (на 82%), строительстве (на 21%), в сфере транспорта и связи (на 10%) [1].

Следует отметить, что постановлением Правительства Кыргызской Республики №485 от 06.09.2013 года была утверждена Программа содействия занятости населения и регулирования внутренней и внешней трудовой миграции до 2023 года и План мероприятий по реализации данной программы.

Целью вышеуказанной Программы является, создание условий для продуктивной занятости населения, снижение безработицы и дисбаланса спроса и предложения на рынке труда путем активизации мер содействия занятости населения, с учетом более полного и рационального использования трудовых ресурсов, защиты прав граждан Кыргызстана, осуществляющих трудовую деятельность за рубежом [2].

Также, в рамках вышеуказанной Программы был принят Закон Кыргызской Республики №214 от 03.08.2015 года "О содействии занятости населения", который определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы [3].

Но, несмотря на это, необходимо признать что на сегодняшний день имеется ряд проблем, таких как незначительное количество создаваемых рабочих мест с

26

относительно высокой заработной платой, несбалансированность экономического развития регионов, влияющая на рост внутренней миграции, слабое участие местных государственных администраций и органов местного самоуправления в реализации мер содействия занятости населения, несоответствие уровня профессионального образования потребностям рынка труда, низкий уровень социальных гарантий для работников, стихийная внешняя трудовая миграция [4].

Согласно сведениям национального статистического комитета Кыргызской Республики, статистика уровня безработицы в процентах с 2017 по 1 марта 2021 годы выглядит следующим образом (таблица №1):

Таблица 1. Уровень безработицы (в процентах)

2017 2018 2019 2020 2021

Кыргызская Республика 7.6 7.2 6.9 6.2 5.5

Баткенская область 10.9 10.2 9.9 9 8.2

Джалал-Абадская область 7.7 7.5 7.2 6.2 5.5

Иссык-Кульская область 9.1 8.9 8.7 8.4 7.9

Нарынская область 9.3 9 8.8 8.8 8.3

Ошская область 6 5.5 5.1 4.2 3.5

Таласская область 3.3 2.8 2.5 2.5 2.5

Чуйская область 8.6 8.4 8.1 7.3 6.6

г.Бишкек 8.1 7.7 7.3 6.6 5.9

г.Ош 3.9 3.6 3.5 3 2.4

Как и во всех сферах, в реализации государством программ по уменьшению безработицы имеются свои риски. Из экономических рисков можно отметить ограниченные возможности бюджетов государственных органов. Из организационных рисков можно отметить недостаточный потенциал сотрудников государственных органов и органов местного самоуправления. Из социально-экономических рисков можно отметить повышение роста миграции, вследствие отсутствия у рабочих мест, созданных в Кыргызстане, уступающих характеристик (заработная плата, безопасность труда, социальный пакет и др.) [5].

Необходимо отметить, что система образования непосредственно влияет на состояние занятости в нашей республике

В ближайшем будущем, скорее всего, отечественная система образования не станет платформой для создания конкурентных преимуществ экономики КР.

В частности, укрупнение вузов приводит к тому, что подготовка профильных специалистов из регионов перемещается в крупные города. Как следствие, выпускники после окончания обучения не желают уезжать на периферию, предпочитая работу в крупном городе не по специальности.

Одновременно закрываются сельские школы, что препятствует развитию аграрного бизнеса.

Решение этих сложных проблем отечественного рынка труда возможно при последовательной государственной политике в области миграционной политики, образования и здравоохранения, а также развития регионов [6].

Считаю, что на данном этапе экономического состояния необходимо: разработать проекты по использованию квалифицированной рабочей силы, определить развивающиеся отрасли и переподготовить рабочие кадры для них, стимулировать создание малого и среднего бизнеса, в том числе через предоставление льготного кредитования, разработать комплекс мер по стабилизации и динамичному развитию сельской местности, разработать основные направления организационной деятельности в поддержку роста производительности труда [6].

Список литературы /References

1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zanyatost.kg/Page/PageShow/1016/ (дата обращения: 22.04.2021).

2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.tunduk.gov.kg/ru/posts/93-razvitie-elektronnogo-pravitelstva-na-kakom-etape-nakhoditsya-kyrgyzskaya-respublika/ (дата обращения: 22.04.2021).

3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/94687/ (дата обращения: 22.04.2021).

4. Исманалиев К.И. Приоритетные направления развития АПК в условиях партнерства. № 3 (103) 2020. Стр. 9. Вопросы экономических наук. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=43127297 / (дата обращения: 22.04.2021).

5. Исманалиев К.И Организация учета средств государственной финансовой помощи сельскохозяйственным предприятиям. Известия ВУЗов Кыргызстана. № 10, 2015. Стр. 78-80. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=28766915/ (дата обращения: 22.04.2021).

6. Ismanaliev K.I., Ubaidullayev M.B., Kuznetsov V.P., Romanovskaya E.V. DIGITALIZATION OF KYRGYZ SOCIETY: CHALLENGES AND PROSPECTS/ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=41816727/ (дата обращения: 22.04.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.