Научная статья на тему 'Занятия ритмикой как часть метода Spaced learning в системе современного джазового образования'

Занятия ритмикой как часть метода Spaced learning в системе современного джазового образования Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
426
124
Поделиться
Ключевые слова
ДЖАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОД SPACED LEARNING / ЗАНЯТИЕ РИТМИКОЙ / ПРОГРЕССИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — А.Э. Никитченко, Е.М. Минев

Статья посвящена новой концепции организации уроков по музыкальным дисциплинам, сочетающей в себе метод Spaced learning и занятия ритмикой, в результате чего повышается качество усвоения учебного материала, и параллельно с этим развивается ритмическое мышление обучающихся.

THE USE OF THE PRACTICE OF RHYTHMIC AS PART OF SPACED LEARNING METHOD IN THE SYSTEM OF MODERN JAZZ EDUCATION

This article focuses on a new concept of organizing lessons in musical disciplines, combining Spaced learning method and rhythm exercises. As a result, this increases the quality of the learning and developing advanced rhythmic feeling and thinking of students.

Текст научной работы на тему «Занятия ритмикой как часть метода Spaced learning в системе современного джазового образования»

УДК 371.3

ЗАНЯТИЯ РИТМИКОЙ КАК ЧАСТЬ МЕТОДА SPACED LEARNING В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ДЖАЗОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А.Э. Никитченко1), Е.М. Минев2)

Белгородский государственный институт искусств и культуры

1)е-шаИ: nikkspostoffice@pochta.ru

2)е-шаИ: tenorillo@yandex.ru

Статья посвящена новой концепции организации уроков по музыкальным дисциплинам, сочетающей в себе метод Spaced learning и занятия ритмикой, в результате чего повышается качество усвоения учебного материала, и параллельно с этим развивается ритмическое мышление обучающихся.

Ключевые слова: джазовое образование, метод Spaced learning, занятие ритмикой,

прогрессивные методы обучения, организация учебных занятий.

В системе современного профессионального музыкального образования все большую популярность стала приобретать эстрадно-джазовая специализация, а с учетом современного рынка труда в сфере музыкального исполнительства все больше возрастает потребность в высококвалифицированных специалистах, компетентных в тенденциях современной музыки. В современной социокультурной среде особую проблему составляет то, что массовая музыкальная культура стала переполняться низкопробной музыкальной продукцией, а чрезмерная коммерциализация популярной музыки стала негативно сказываться на самосознании современной молодежи. Из вышесказанного следует вывод, что перед современным профессиональным музыкальным образованием встает задача не только в воспитании музыкантов, востребованных на современном рынке труда и компетентных в современной музыкальной культуре, но и в подъеме качества массовой поп-культуры в общероссийском масштабе.

Джазовое образование в России за последние два десятилетия совершило огромный прорыв. Благодаря неустанному труду отечественных педагогов появилось множество изданий по джазовой импровизации (И. Бойко, А.В. Осейчук, И.М. Бриль, Ю. Чугунов, А.М. Терацуян, Кинус, О. Степурко, Ж. Ильмер), джазовой аранжировке (Г. Гаранян, Олейников), переведено множество зарубежной литературы по истории джаза (Панасье, Колиер). Кроме этого стала доступна англоязычная литература, посвященная данным вопросам (Д. Аберсольд, Д. Бейкер, Л. Нехауз, Д. Лиебман, Е. Мариенталь, Б. Минтцер, Б. Столофф, Б. Вилбер, Д. Бергонци и др.). Если раньше серьезной проблемой джазового образования в нашей стране являлся дефицит информации, то сейчас ее наоборот слишком много, и актуальной проблемой становится - что именно выбрать в качестве учебных пособий и, главное, как построить занятия, чтобы учебный материал воспринимался и закреплялся в памяти наилучшим образом.

Мы исходим из того, что обучение - это совокупность процессов, благодаря которым осуществляется приобретение индивидуального опыта. Процесс обучения

неразрывно связан с таким интеллектуальным процессом как память. Память - это способность человека к закреплению, сохранению и последующему воспроизведению этого опыта. Содержание памяти формируется в процессе обучения, а успешность обучения напрямую связана с эффективностью процессов памяти. В совокупности память и обучение определяют постоянное пополнение и изменение знаний человека, а также приобретение новых навыков и умений. Долговременная память - основа любого обучения. Все вышесказанное естественно относится и к музыкальной деятельности, в частности к сфере музыкального образования.

Более чем 100 лет назад немецкий психолог Герман Эббингауз1 выдвинул и подтвердил теорию, что обучение с перерывами создает более долговременную память, чем так называемая «зубрежка», или обучение без перерывов на отдых. Результаты его исследований были представлены в книге «О памяти», являющейся первой концептуально оригинальной попыткой применения экспериментальных методов в изучение условий механической памяти. Своими опытами Эббингауз пытался выявить зависимость между объемом заучиваемого материала, числом сделанных повторений и промежутком времени между заучиванием материала и его воспроизведением.

Однако только относительно недавно ученые начали изучать молекулярные механизмы этого феномена. В 2005 году в журнале Scintific American было опубликовано исследование, посвященное неврологическому механизму формирования долговременной памяти. Американский ученый Дуглас Филдс (Douglas Fields) из национального института детского здоровья и развития (the National Institute for Child Health and Development) был руководителем исследовательской группы, изучавшей неврологические процессы, связанные с запоминанием. Результатом исследования явилось описание процесса формирования памяти и способов обеспечения лучшего запоминания информации2. С физиологической точки зрения память - это цепочки клеток в мозге. Если человек не может что-то вспомнить - это значит, что цепочка памяти не использовалась достаточно часто, что она не является достаточно важной для мозга и не закрепляется. Исследовательская группа Филдса на основе опытов изучала процесс формирования этих цепочек, в частности - как клетка включается в цепочку и соединяется с другими клетками. Эксперименты подтвердили, что на клетки мозга влияет то, как на них оказывается воздействие. Постоянная стимуляция клеток не включала механизм формирования связей. Периоды стимуляции должны были чередоваться с периодами покоя. Главный исследовательский прорыв произошел тогда, когда ученые осознали факт того, что период покоя является более важным, чем длительность стимуляции.

Чуть позже Пол Келли (Paul Kelly), директор Monkseaton High School (школа на северо-востоке Англии, в которой учится около 800 учеников в возрасте от 13 до 18 лет), взяв за основу эти идеи разработал методику обучения, получившую название Spaced learning («обучение с перерывами» - в настоящее время в русском языке нет устойчивого перевода этого термина). Структура занятий по методу Spaced Learning основана на исследовании Филдса, и представляет собой три периода стимуляции, разделенные двумя десятиминутными перерывами следующим образом:

1 Герман Эббингауз [Электронный ресурс] // Википедия. URL:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%B1%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D1%83 %D0%B7, %D0%93%D0%B5%D 1 %80%D0%BC%D0%B0%D0%BD (дата обращения 10.04.2014)

2 Spaced learning [Электронный ресурс] // Википедия. URL:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Spaced_learning (дата обращения 10.04.2014)

- преподаватель предлагает студентам материал,

- десятиминутный перерыв,

- преподаватель предлагает студентам материал,

- десятиминутный перерыв,

- преподаватель предлагает студентам материал.

Этот подход был разработан и впервые описан Полом Келли и Анжелой Брэдли (Angela Bradley) в книге “Making Minds”.

Объяснение преподавателя содержит факты и объяснения по изучаемой теме, обычно в гораздо большем объеме, чем при обычном обучении. В первой части занятия новый материал дается в очень быстром темпе, во второй и третьей части желательна большая активность ученика. Занятие прерывается два раза по десять минут. Очень важен следующий момент - во время перерыва ни в коем случае нельзя стимулировать формирующиеся цепочки памяти. Поэтому ученика необходимо занять вещами, никак не связанными с предметом, изучаемым в данный момент. Самый эффективный способ полного отвлечения от темы занятия - физическая активность, требующая координации движений. Эта деятельность занимает части мозга, отвечающие за координацию движения, которые не используются во время урока, что повышает вероятность того, что другая часть мозга отдохнет, и цепочки памяти сформируются.

Метод Spaced Learning может быть с успехом применен в преподавании музыкальных дисциплин. Рассмотрим это на примере таких предметов, являющихся обязательными в системе современного джазового образования, как «Специальный инструмент» и «Джазовая импровизация». О содержании этих дисциплин написаны соответствующие учебно-методические комплексы, и в задачи данной статьи не входит подробно останавливаться на теоретических и практических вопросах, связанных непосредственно с сутью данных предметов. Гораздо более интересным и важным является то, чем следует заполнить перерывы в занятии, чтобы они соответствовали концепции Spaced Learning. Оптимальным решением этого вопроса нам представляется заполнение перерывов занятием ритмикой.

Ритм является основным компонентом музыки. Музыка состоит из звуков, а любой звук всегда протекает во времени. Организация музыкальных звуков во времени и есть музыкальный ритм. Ритмические процессы присущи всем живым существам. Врожденное чувство ритма свойственно каждому человеку, начиная с внутриутробного периода. Но если у первобытного человека ритмический дар не был искаженным и помогал существовать ему в гармонии с окружающим миром, то современная цивилизация нарушает внутренние связи, заложенные в человеке природой. Утрачиваются способности к размеренной, упорядоченной жизни, возникают сбои в механизмах регуляции физического и психического состояния организма. Возможно, именно в этом кроется причина того, что современный человек испытывает тягу к ритмичной, танцевальной музыке. Движение в определенном ритме доставляет человеку удовольствие, вызывая ощущение телесного и духовного слияния с музыкой. Не случайно, что в популярной музыке XX-XXI века звучит постоянный, интенсивный пульс ударных инструментов.

Однако при всей важности роли ритма в музыке, его развитию не уделяется должного внимания в современной системе музыкального образования. Одно из исключений - детская музыкальная школы имени Кима Назаретова в Ростове-на-Дону, где с первого года и на протяжении всего времени обучения преподается такой предмет как «Ритмика». Но это уникальная школа, которая работает по собственному оригинальному учебному плану, и до сих пор остается единственной в мире.

Учащиеся этой школы демонстрируют необычайно высокий музыкальный уровень вообще, и в частности - в области ритма.

В большинстве других учебных заведений преподаватели музыкальных дисциплин очень часто сталкиваются с недостаточно развитым чувством ритма у студентов. При чем данная проблема имеет место даже среди учащихся высших учебных заведений. Это говорит о том, что ни детская музыкальная школа, ни среднее профессиональное образование не справляется с решением этого вопроса. Логично предположить, что наличие такого предмета как «Ритмика» в образовательных программах музыкальных учебных заведений не только желательно, но и необходимо.

Сама идея далеко не нова. Еще в начале XX-го века профессор Женевской Консерватории Эмиль Жак-Далькроз создал систему музыкально-ритмического воспитания, названную ритмической гимнастикой, или ритмикой . Метод заключается в развитии чувства ритма — чувства времени, иными словами, развитии координации между нервной и мускульной деятельностью человека, что помогает достичь автоматизма в самых сложных движениях. Система Далькроза способствует развитию и упражнению внимания и памяти. Работа над созданием и оформлением метода ритмического воспитания относится к 1900—1912 гг. Ее первоначальное название — faire les pas («делать шаги»), затем ритмическая гимнастика, но, поскольку из-за слова «гимнастика» метод начали путать с обыкновенной спортивной гимнастикой, Далькроз остановился на слове «ритмика».

На идею создания этой системы Далькроза натолкнуло наблюдение над учениками, которым он преподавал сольфеджио: выяснилось, что даже самые неспособные запомнить и воспроизвести музыкальную фразу сразу понимали задание, как только начинали двигаться вместе с музыкой. В России самым ревностным и последовательным пропагандистом ритмической гимнастики был князь С.М. Волконский.

Отчаявшись научить своих учеников воспринимать ритмическую структуру музыкального произведения, Эмиль Жак-Далькроз, предложил им на уроке сольфеджио пользоваться дирижерским жестом, что сразу помогло ученикам действенно ощутить ритм музыки, а позднее Далькроз присоединил к движениям рук шаги, бег и прыжки при выполнении ритмических рисунков. Именно сольфеджио навело его на мысль о воплощении музыкальных звучаний в движении. Так началась революция в деле музыкального воспитания. Далькроз чувствовал необходимость участия всего тела в интерпретации элементов музыкальной выразительности. Он искал связь между моторикой и слуховыми восприятиями и считал, что стоит на пороге нового вида искусства.

Далькроз признавал, что его система еще не вполне оформлена и понимал, что упражнения, созданные им, не могут убедить всех в их значимости, тем более, что ритмическая гимнастика — дело личного опыта. Это подтверждал и один из его учеников — художник Поль Перреле, считавший, что нельзя судить о ритмике, не принимая в ней участия, и что вначале он критиковал ее как художник, воспринимающий ее чисто зрительным путем, пока не ознакомился с нею всем своим телом. Радость, которую он испытал при этом, оставила незабываемое воспоминание.

Эмиль Жак-Далькроз [Электронный ресурс] // Википедия. ИКЬ

:ЬИр://ш.’тк1реё1а.оге/’тк1/%Р0%96%Р0%В0%Р0%ВА-

%Р0%94%Р0%В0%Р0%ВВ%Р 1 %8С%Р0%ВА%Р 1 %80%Р0%ВБ%Р0%В7, %Р0%АР%Р0%ВС%Р0 %В8%Р0%ВВ%Р 1 %8С (дата обращения 10.04.2014)

Еще более давней и фундаментальной методикой развития ритмического чувства и мышления является конокол - древнеиндийская слоговая система, позволяющая пропевать ритмы любой сложности, сопровождая их хлопаньем в ладоши4. Одна нота обозначается слогом «Da», две ноты - «Та Ка», три ноты - «Ta Ki Та», четыри ноты - «Та Ка Di Mi» или «Та Ка Ju Na», пять нот - «Da Di Gi Na Dum». Аналогичная идея используется многими отечественными преподавателями, объясняющими ученику, как должна исполняться квинтоль - предлагается проговаривать, равномерно распределяя слоги слово «Римский-Корсаков».

Простота и гениальность этой методики позволяет освоить любые сложные ритмы даже людям без особого музыкального слуха и навыков. Она полезна как для начинающих, так и для опытных музыкантов. Необычные, ритмические структуры, сложные размеры, непривычные акценты и синкопы - все это быстро и легко осваивается посредством конокола. Ошибочно считать, что эта система - только для перкуссионистов. Очень часто непониманием ритма грешат мелодисты, и им бывает сложно найти общий язык с аккомпаниаторами. Великолепным пособием по коноколу является видеошкола Джона Маклафлина и Винаякрама Сельваганеша «The Gateaway To Rhythm», в которой изложены основы данной системы, и предлагаются упражнения разной степени сложности5.

Из современных разработок в области ритма нельзя обойти стороной школу признанного во всем мире швейцарского барабанщика Бенни Греба «The Language of Drumming»6. В этом превосходно выполненном видео, снятом в целом ряде прекраснейших мест от Швейцарских Альп до Баварского леса, Греб обрисовывает системную и в то же время творческую методику, в которой проводится прямая зависимость между наиболее существенными элементами ритма и основами разговорного языка. Бенни Греб предлагает «ритмический алфавит», который включает в себя всевозможные дробные единицы из 16-х нот и триолей внутри каждой доли. Получается 24-значная система, которая включает в себя все возможные варианты ритмических группировок.

Буквы алфавита Бенни Греба, относящиеся к триольной пульсации:

f <гї f r У f <T

к J v V J L J

f V ґ V r t ) ( j ‘W { ) r X)

J k. J V J V J

4 Конокол [Электронный ресурс] // Википедия. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Konnakol (дата обращения 10.04.2014)

5 Видеошкола John McLaughlin - The Gateaway To Rhythm [Электронный ресурс] // Википедия. URL: http://www.amazon.com/John-McLaughlin-The-Gateway-Rhythm/dp/B000SUKPFM (дата обращения

10.04.2014)

6 Видеошкола Benny Greb - The Language Of Drumming [Электронный ресурс] // Википедия. -URL: http://www.amazon.com/Benny-Greb-The-Language-Drumming/dp/B001NX6H96 (дата обращения

10.04.2014)

Буквы алфавита Бенни Греба, относящиеся к дуолъной пульсации

я] V J <В • - V J с -- - V J Ю • V J

Ї -- | - V J W w V J ( ж) •—• V J

Г) V J Г J V к V J L V )

Ґ ^ М Ґ \ N] О Г

На сегодняшний день не существует единой принятой методики преподавания ритмики в контексте всего многообразия и специфики современной музыки. Гибкую, универсальную систему можно получить, объединив идеи Эмиля Жака-Далькроза, Бенни Греба и конокола.

В настоящее время на кафедре эстрадного оркестра и ансамбля БГИИК проводятся тестовые занятия по ритмике, включающие в себя все вышеперечисленные концепции. Результат оказывается очень эффективным - многие студенты за короткий срок приобретают более правильное и естественное ощущение ритма, а их ритмическое мышление становится более гибким и изощренным.

Включение ритмики в качестве перерыва от изучения основного учебного материала по методу Spaced learning возможно при преподавании любой музыкальной дисциплины - специальный инструмент, джазовая импровизация, гармония, сольфеджио и т.д. Приведем примерный план одного индивидуального занятия по предмету «Практический курс джазовой импровизации», длящийся 90 минут.

- первый блок (20 минут): работа над мажорным блюзом («Billie’s Bounce»); преподаватель обсуждает со студентом возможные приемы и способы обыгрывания данной гармонической последовательности; студенту предлагается импровизировать и играть аккомпанемент вместе с преподавателем или с использованием play-along фонограммы.

- перерыв (10 минут): занятие ритмикой - хлопаем алфавит Бенни Греба, топая ногами четвертные ноты, и проговаривая вслух счет.

- второй блок (20 минут): работа над джазовым стандартом («Stella by Starlight»); преподаватель обсуждает со студентом возможные приемы и способы обыгрывания данной гармонической последовательности; студенту предлагается импровизировать и играть аккомпанемент вместе с преподавателем или с использованием play-along фонограммы.

- перерыв (10 минут): занятия ритмикой - используя слоги конокола, исполняем полиритмы (в ногах - размер 4/4, в руках - 3/4, потом наоборот).

- третий блок (20 минут): работа над современной джазовой композицией («Dolphin Dance»); преподаватель обсуждает со студентом возможные приемы и способы обыгрывания данной гармонической последовательности; студенту

предлагается импровизировать и играть аккомпанемент вместе с преподавателем или с использованием play-along фонограммы.

- завершение занятия (10 минут): подводятся итоги, обсуждаются удачные моменты и ошибки, студент задает вопросы на интересующие его темы, преподаватель дает задание к следующему занятию.

Предложенная схема является очень гибкой и может иметь неограниченное количество вариантов. Как уже говорилось выше, исследования доказывают, что новые навыки приобретаются гораздо эффективней, если в процессе занятия делаются перерывы. Однако пользы будет еще больше, если эти перерывы заполнятся такой важной для музыканта практикой как ритм. Данный теоретический тезис полностью подтверждается проводимыми в Белгородском государственном институте искусств и культуры практическими занятиями со студентами. Качество знаний обучающихся в этом случае гораздо выше, чем при традиционном способе обучения.

Список литературы

1. Герман Эббингауз [Электронный ресурс] // Википедия.- URL:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%B1%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D1%83 %D0%B7, %D0%93%D0%B5%D 1 %80%D0%BC%D0%B0%D0%BD (дата обращения 10.04.2014)

2. Spaced learning [Электронный ресурс] // Википедия. - URL:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Spaced_learning (дата обращения 10.04.2014)

3. Эмиль Жак-Далькроз [Электронный ресурс] // Википедия. - Режим

достvпа:http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B0%D0%BA-

%D0%94%D0%B0%D0%BB%D 1 %8C%D0%BA%D 1 %80%D0%BE%D0%B7, %D0%AD%D0%BC%D0 %B8%D0%BB%D 1 %8C (дата обращения 10.04.2014)

4. Конокол [Электронный ресурс] // Википедия. - URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Konnakol (дата обращения 10.04.2014)

5. Видеошкола John McLaughlin - The Gateaway To Rhythm [Электронный ресурс] // Википедия. -URL: http://www.amazon.com/John-McLaughlin-The-Gateway-Rhythm/dp/B000SUKPFM (дата обращения

10.04.2014)

6. Видеошкола Benny Greb - The Language Of Drumming [Электронный ресурс] // Википедия. -URL: http://www.amazon.com/Benny-Greb-The-Language-Drumming/dp/B001NX6H96 (дата обращения

10.04.2014)

THE USE OF THE PRACTICE OF RHYTHMIC AS PART OF SPACED LEARNING METHOD IN THE SYSTEM OF MODERN JAZZ EDUCATION

A.E. Nikitchenko1), E.M. Minev2)

Belgorod state institute of arts and culture ^e-mail: nikkspostoffice@pochta.ru ^е-mail: tenorillo@yandex.ru

This article focuses on a new concept of organizing lessons in musical disciplines, combining Spaced learning method and rhythm exercises. As a result, this increases the quality of the learning and developing advanced rhythmic feeling and thinking of students.

Keywords: jazz education, Spaced learning method, practice of rhythm training, advanced teaching methods, organizations of training sessions.