VМеждународная научно-практическая конференция
УДК 371.72
Михайленко Нина Олеговна Mikhailenko Nina Olegovna,
Студент Student,
Скороходов Андрей Александрович Skorokhodov Andrei Alersandrovich,
Старший преподаватель The senior teacher, Кульков Ян Александрович Kulkov Yan Aleksandrovich,
Преподаватель The teacher
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University
ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СО СТУДЕНТАМИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ
PHYSICAL EDICATION OF STUDENTS IN THE MIDST PANDEMIC
Аннотация. В статье рассматривается проблема дистанционного изучения дисциплины «Физическая культура» в условиях пандемии. Были выявлены актуальность проблемы и потребность ее решения. В ходе написания статьи был проведен опрос среди студентов и проанализированы полученные данные. На основе чего были предложены способы проведения занятий в дистанционном формате.
Abstract. The article reviews the issue of online physical education in the midst of pandemic. The issue relevance and need to solve it have been determined. In the course of article creation, a questionnaire among student was conducted and the obtained data have been analyzed. Base on that the options for online classes have been suggested.
Ключевые слова: эпидемия, коронавирус, физическая культура, дистанционное обучение, студенты, преподаватель, дисциплина.
Key words: epidemic, coronavirus, physical education, remote education, online education, discipline.
Введение. 2020 год войдет в историю, как год, в который весь мир захлестнула волна пандемии коронавирусной инфекции COVID-19. Март ознаменовался месяцем начала глобального карантина. Мир перешел в
«Научные исследования и инновации» абсолютно новое состояние изоляции. Впервые за всю историю человечества максимально большое количество стран оказалось вовлечено в общую проблему и находятся по одну сторону. Жизнь во всем мире кардинально изменилась: маски стали неотъемлемым атрибутом нашей жизни, общественные заведения оказались закрыты на несколько месяцев, многие компании пересмотрели свою политику и перешли на удаленную работу.
14 марта 2020 г. вышел приказ Министерства науки и высшего образования РФ №397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» [5]. Приказ обязывает к усилению мер по обеспечению безопасных условий обучения и воспитания обучающихся и переходу на дистанционное обучение высших учебных заведений. ВУЗам рекомендовано использование различных образовательных технологий, позволяющих обеспечивать взаимодействие обучающихся и педагогических работников на расстоянии, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [6].
Основная часть. В период дистанционного обучения особенный кризис испытывают дисциплины, подразумевающие очную форму обучения, в особенности физическая культура. Физическая культура - это область социальной деятельности, призванная сохранить и укрепить здоровье, развить психофизические способности человека в процессе осознанной двигательной активности. Представляет собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых для физического и интеллектуального развития способностей человека, формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем определенного воспитания и подготовки [1, 2, 3, 4].
Трудно представить занятия физической культурой с помощью цифровых платформ для обучения, однако сейчас проблема необходимости занятий спортом особенно актуальна. Из-за введения карантина в городах весной 2020347
VМеждународная научно-практическая конференция го года были ограничены передвижения людей. Около двух месяцев все сидели по домам, общественные заведения были закрыты, работа и учеба стали удаленными, на улице и в помещениях действовал масочный режим, а в некоторых городах, например в Москве, был введен пропускной режим, люди могли выходить из дома только по пропускам определенное количество раз в неделю. Таким образом люди не могли посещать спортивные площадки или спортзалы, так как это скопление людей, которые являются потенциальными переносчиками вируса СОУГО-19.
Соблюдение дистанции в спортивных залах тоже не является эффективной профилактикой коронавирусной инфекции, потому что спортивные снаряды, тренажеры используются многими посетителями, а как утверждают ученые, вирус довольно долго живет в открытом пространстве.
В связи с переходом на дистанционную форму обучения студенты большую часть своего времени проводят в сидячем положении за компьютером, в сидячем положении, что влечет за собой гиподинамию, искривление позвоночника, заболевание глаз и т.д. Молодым людям особенно важны физические нагрузки в сложившейся ситуации, чтобы предотвратить появление серьезных заболеваний. Единственным подходящим местом для занятий спортом для студента оказалось его место проживания.
Из-за сложившейся эпидемиологической ситуации преподавателям и студентам приходится налаживать коммуникацию в новых для всех условиях. По началу, дистанционные занятия физической культурой казались нелепыми обеим сторонам, однако основной задачей педагога является донесение до студента важности спорта в настоящий момент. Преподаватель должен иметь четкий план действий на каждое занятие, быть в диалоге со студентами, обладать знаниями в современных технологиях, понимать, что у некоторых студентов отсутствует техническая возможность присутствовать на занятиях и что многое в данной ситуации зависит от качества связи. Основной акцент при такой форме обучения должен быть на самостоятельной работе студента. Также преподавателям следует не загружать учеников теоретической и письменной
«Научные исследования и инновации» работой, так как основной задачей физической культуры на дистанционном
обучении является двигательная активность студентов, из чего следует
предотвращение хронических заболеваний, а любая письменная работа лишь
заставляет молодых людей сидеть за компьютером дополнительное количество
часов.
Из всего вышесказанного следует, что целью работы является изучение проблем, с которыми сталкиваются студенты при организации образовательного процесса в условиях дистанционной формы обучения по дисциплине «Физическая культура».
Для решения поставленной цели был проведен опрос среди студентов очной формы обучения, для выявления проблем, с которыми они сталкиваются в процессе проведения занятий по физической культуре на дистанционном обучении. Студентам было предложено ответить на следующие вопросы: считаете ли вы необходимым проводить занятия по дисциплине «Физическая культура» во время дистанционного обучения?, какой способ вы считаете наиболее подходящим для проведения занятий по физической культуре на дистанционном обучении: видеоконференции и проведение групповых занятий или написание письменных работ, решение тестов в онлайн режиме?, занимаетесь ли вы самостоятельно спортом на самоизоляции?
Анализ опроса показал следующее: 73% опрощенных студентов считают необходимым проведение занятий по дисциплине «Физическая культура» во время дистанционного обучения, 18% предпочитают написать реферат, вместо занятий по видеоконференции, однако подавляющее большинство студентов отмечает, что у них не хватает времени на письменные работы по физической культуре, так как объем материала по другим дисциплинам очень велик. Около 60% опрощенных студентов ответили, что не занимаются самостоятельно спортом на самоизоляции. По результатам опроса можно сделать вывод, что у студентов имеется большой объем работы по всем предметам, особенно профильным, следовательно, у них не хватает времени заниматься спортом во время дистанционного обучения, поэтому занятия по дисциплине «Физическая
VМеждународная научно-практическая конференция культура» им необходимы. Время в расписании на физическую культуру
отведено, и отвлечение на полтора часа от умственной работы положительно
скажется на продуктивности студентов.
Большинство студентов предпочитает занятия по физической культуре в формате видеоконференции. Рассмотрим две формы работы со студентами для реализации данной дисциплины в режиме самоизоляции: групповая и индивидуальная работы.
Групповая работа подразумевает одновременное подключение всех студентов к видеоконференции в «MS TEAMS», «ZOOM» или других платформах для обучения по видеосвязи и совместное выполнение физических упражнений под наблюдением преподавателя физической культуры [6]. Индивидуальная работа основана на самостоятельной работе студента, он выполняет физические упражнения и присылает преподавателю видео- или фотоотчет.
При рассмотрении предоставленных форм работы со студентами учитывается то, что жилищные условия у всех разные, возможны технические проблемы, особенно при одновременном подключении с камерами большого количества людей, а также немаловажны различные часовые пояса.
Индивидуальная форма работы предпочтительнее среди студентов. Не всем удобно заниматься с камерами, кому-то из-за наличия сожителей (родителей, соседей по комнате, детей), а кому-то некомфортно показывать свою комнату, также большую роль играет фактор стеснения.
С техническими проблемами во время проведения занятий сталкиваются как студенты, так и преподаватели. А в групповой работе качество связи является одним из ключевых факторов.
Индивидуальная работа студентов по дисциплине «Физическая культура» может быть представлена в двух направлениях. Первое: преподаватель предлагает комплекс упражнений, в котором четкое описание техники выполнения и конкретное количество подходов. Студентам необходимо не
«Научные исследования и инновации» только выполнить предложенные упражнения, но и отправить преподавателю
физической культуры видеоотчет.
Второе: студенту предложено составить и выполнить собственный комплекс упражнений, например на определенную группу мышц. Данное направление подразумевает самостоятельный подбор упражнений, максимально подходящих студенту, чтобы он был способен их выполнить как физически, так и согласно своим возможностям, например, с пользованием имеющегося спортивного инвентаря. Выполнение упражнений студент должен зафиксировать на видео и прислать преподавателю вместе с письмом, в котором будет содержаться описание упражнений и порядок их выполнения.
Заключение. В связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой студенты вынуждены обучаться в дистанционном формате, что подразумевает работу за компьютером и минимальную физическую активность. Из-за непривычной формы обучения возникают проблемы с подачей материала, однако очень важно их решать, и в статье приведены способы, которые в этом помогут. Таким образом, дистанционное обучение требует от преподавателей разработки новых форм и методов организации работы со студентами.
Библиографический список:
1. Изотов Е.И., Куванов В.А., Коростелев Е.Н. Взаимосвязь профессиональной мотивации преподавателей и мотивации студентов к занятиям по физической культуре // Теория и практика физической культуры. 2018. № 12. С. 43-44.
2. Нигматулина, Ю.Р. Здоровьесберегающие занятия по художественной гимнастике со студентками нефизкультурных вузов / Ю.Р. Нигматулина, А.А. Скороходов, И.Я. Богатырева, С.В. Овчинникова // Физическая культура и спорт в профессиональном образовании: межвузовский сборник научно-методических работ. - Санкт-Петербург: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2020. - С. 195-198.
3. Карпенко, Л.А., Нигматулина, Ю.Р. Построение учебно-тренировочной работы в организациях художественной гимнастики спортивно-массового
VМеждународная научно-практическая конференция направления / Л.А. Карпенко, Ю.Р. Нигматулина // Олимпийский спорт и спорт
для всех. XX Международный научный конгресс. Международная ассоциация
университетов физической культуры и спорта, Министерство спорта Российской
Федерации, Олимпийский комитет России, Национальный государственный
университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-
Петербург. - 2016. - С. 666-670.
4. Куванов В.А., Коростелев Е.Н. Здоровый образ жизни студенческой молодежи в аспекте социологического анализа / Е.Н. Коростелев // Теория и практика физической культуры: Ежемесячный научно-теоретический журнал. / под ред. Л. Лубышевой. - М.: 05, 2017. - 21-22 с.
5. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ №397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73645128/ - (дата обращения 17.03.2021).
6. Nigmatulina I. R., Rumba O. G., Skorokhodov A. A. Correction of the training process in a pandemic: implementations and prospects / I. R. Nigmatulina, O. G. Rumba, A. A. Skorokhodov // Proceedings of the International Conference «Process Management and Scientific Developments». - Birmingham (United Kingdom), 2020. - Part 1 - P. 187-191.