Научная статья на тему 'Занятия фитнесом в системе физического воспитания студентов'

Занятия фитнесом в системе физического воспитания студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
565
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИТНЕС / АЭРОБИКА / СТРУКТУРА / СОДЕРЖАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стойчева С.С.

В данной статье рассматривается структура и содержание учебно-тре­нировочных занятий по фитнесу, в рамках спортивно-видового подхода организации физического воспитания студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Занятия фитнесом в системе физического воспитания студентов»

ЗАНЯТИЯ ФИТНЕСОМ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

© Стойчева С.С.*

Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова, г. Ишим

В данной статье рассматривается структура и содержание учебно-тренировочных занятий по фитнесу, в рамках спортивно-видового подхода организации физического воспитания студентов.

Ключевые слова Фитнес, аэробика, структура, содержание, физическая культура.

В современном обществе, наряду с применением высокотехнологических разработок облегчающих трудовую деятельность и резким изменением образа жизни современного человека, стремительно растёт значимость физической культуры, ее гуманистической роли в укреплении здоровья человека, а также в социальном, профессиональном, интеллектуальном и физическом развитии личности.

Физическая культура представляет собой одно из неотъемлемых слагаемых культуры человека и общества, которое имеет своей основой преобразование и направленное использование двигательной деятельности в качестве фактора оптимизирующих воздействий на физическое развитие человека.

В связи с постоянными реформами образования в России, существует ряд важных вопросов, связанных с эффективной организацией и управлением физической культурой и спортом в учебных заведениях. Одной из важнейших задач педагогов становится убеждение обучающихся, что физическая культура становится главным фактором, обеспечивающим не только здоровье и работоспособность, но и успешность трудовой деятельности человека, продолжительность его социальной активности. Практика показывает, что даже в рамках обязательного физкультурного образования интерес сохраняется только к занятиям, удовлетворяющим конкретные потребности занимающихся. Одна из задач физического воспитания в высшем учебном заведении является формирование осознанной активности к занятиям физической культуры [1].

Наша задача как педагогов, - помочь студенту найти мотивацию к занятиям, объяснить о необходимости психологической работы над собой, о важности анализа отношений к своим действиям. Обычный студент в отличие от спортсмена (у которого конечная цель - достижение высоких результатов) плохо понимает, что именно он хочет получить от занятий физической

* Ассистент кафедры Теории и методики физической культуры.

культурой. А в первую очередь, это здоровье, настроение, желание совершенствоваться, быть сильным и выносливым, это возможность дышать полной грудью и радоваться жизни [3].

В рамках спортивно-видового подхода на занятиях физической культурой в Ишимском государственном педагогическом институте им. П.П. Ершова, используются различные фитнес-технологии, такие виды занятий как аэробика, шейпинг, занятия на тренажёрах и другие. Высокая эмоциональность занятий под современную молодёжную музыку позволяет поддерживать высокий интерес студентов к таким занятиям и их хорошую посещаемость. На сегодняшний день фитнес занятия посещают 78 человек, что составляет порядка 10 % от всего контингента студентов 1, 2, 3 курсов изучающих дисциплину физическая культура.

На базе института имеется специальный спортивный зал, оснащённый необходимым оборудованием и инвентарем для занятия фитнесом. Занятия проводятся как в учебное, так и во внеучебное время. Студенты с огромным желанием посещают фитнес-занятия, на которых они получают массу положительных эмоций.

Мир современного фитнеса предполагает различные тренировочные программы, с помощью которых можно организовать серии эффективных уроков физической культуры, направленных на улучшение общего состояния студента, то есть разума, духа и тела. Существуют различные виды фит-нес-программ: аэробика, танцевальные виды аэробики, силовые виды, фит-нес-йога, фитбол-аэробика, степ-аэробика.

Большой популярностью у студентов пользуются занятия с использованием фитболов - гимнастических мячей большого диаметра.

Немаловажным аспектом в фитнесе является музыкальное сопровождение. Музыка обладает способностью эмоционального воздействия, повышает продуктивность урока, а также является средством формирования умения выполнить движения в согласовании с ритмом, динамикой, характером произведения.

Основой в фитнесе и аэробике является элемент. Элемент - это наименьшее, но вместе с тем вполне законченное двигательное действие, имеющее определенную структуру: начало, основное действие и окончание. Элементы могут объединяться в соединения, блоки и составлять конечную комбинацию.

Как и в любом виде спорта, при любой деятельности, связанной с двигательной активностью, в оздоровительной тренировке мы сталкиваемся с проблемой обучения. Для тренера-преподавателя по шейпингу и аэробике важно не только красиво двигаться самому, но и уметь научить занимающихся студентов правильной технике. Поэтому обучение происходит, сохраняя принцип поточности выполнения движений. Тренер должен лаконично и четко объяснить технику, быстро заметить ошибки и тут же исправить их.

Итак, основные методы обучения - целостный и расчлененный. Относительно доступные движения, такие как ходьба, приставные шаги и их разновидности разучиваются целостным методом. А вот различного рода «добавки» требуют уже расчленения. Расчлененный метод применяется также при разучивании танцевальных, сложных по координации движений.

Любое занятие в фитнесе подчиняется законам, традиционно сложившимся в физической культуре. Оно состоит из подготовительной (разминки), основной, заключительной частей.

Структура занятий - не некая застывшая схема. Она может видоизменяться в зависимости от целей, задач. Большое влияние оказывает тип урока и, в первую очередь, однонаправленность его, например, только кардио или силовой урок или комбинированность кардио-силовой. Структура такого урока (на выносливость и силу) несколько видоизменяется, хотя традиционные части (подготовительная, основная, заключительная) в ней сохраняются.

Подготовительная часть не зависит от того, какое количество задач решается в уроке. Основная часть четко разделяется на блоки аэробикой и силовой нагрузки. Продолжительность каждой должна составлять приблизительно 50-50 %.

Задача подготовительной части нашего занятия - подготовка организма к последующей работе. В процессе разминки повышается температура тела, развертывается деятельность сердечно-сосудистой, двигательной и других систем организма, особое значение имеет подготовка опорно-двигательного аппарата. Темп музыки не превышает 125-130 ударов в минуту. Разминка составляет 10-15 минут. Упражнения, применяемые в разминке, должны воздействовать по возможности на большие группы мышц и суставы, а также упражнения на растягивание с небольшой амплитудой. Немаловажное значение имеет грамотный подбор упражнений и их дозировка.

Первый блок в подготовительной части включает в себя упражнения локального и регионального характера для мышц шеи, малоамплитудные движения туловищем, изолированные движения для таза и бедер. Чаще всего это отдельные элементы, не объединенные в соединения. Основной метод проведения упражнений в этом блоке - линейный. Второй блок - это упражнения всего тела, включающий различные шаги и передвижения.

Основная часть - важная часть занятия аэробикой, продолжительность которого составляет 30-50 минут. Тем музыки составляет в среднем 128-152 ударов в минуту, В основной части выделяют несколько блоков. Это так называемый «аэробный разогрев» - блок, в котором выполняются элементы средней интенсивности Следующий блок - пиковый. Этот блок с наибольшей кардио-нагрузкой. Основными средствами являются: кики, бег, скачки и т.д. - высокой интенсивности. Задачи последнего блока основной части, постепенное снижение физической нагрузки, темп музыки - 125-135 ударов в минуту. Постепенное снижение нагрузки осуществляется за счет уменьшения амплитуды, темпа. Далее интенсивные элементы и комбинации меняются на менее нагрузочные.

Заключительная часть - включает упражнения на гибкость, которые выполняются обычно в положении сидя, лежа (в партере). Программа должна строиться со сбалансированной нагрузкой на все суставы. Особое внимание обращать на растягивание мышц участвовавших в предыдущей работе. Не следует забывать об упражнениях на расслабление. Не исключается применение психорегулирующей тренировки, а также дыхательных упражнений [3].

Задача современной физкультуры - сделать общество здоровым и сильным. Поэтому для студента очень важно систематически заниматься спортом, уделять своему физическому состоянию должное влияние. Систематические занятия фитнесом позволяют студентам:

- справляться с требованиями интенсивной учебной деятельности без чрезмерного напряжения за счет расширения резервов адаптации организма к стресс-факторам;

- нормализовать эмоциональный тонус и успешно преодолеть физическое напряжение и различные стрессы, что, в конечном счете, повышает творческую активность студентов, их работоспособность и положительно сказывается на эффективности учебных занятий, а также формирует и совершенствует физические качества и жизненно важные умения и навыки;

- повышать расход энергии, компенсируя избыток питания, тем самым помогая контролировать вес и бороться с ожирением, снизить риск заболевания атеросклерозом, гипертонической и ишемической болезнями сердца.

Занятия по фитнес-аэробике проводимые на базе в Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова принесли результаты. Студенты с огромным желанием посещают занятия, на которых они получают массу положительных эмоций. Занимаясь фитнес-аэробикой, студенты могут достигнуть прекрасной физической формы, укрепить здоровье, улучшить самочувствие.

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод: использование в учебном процессе занятий фитнесом повышает интерес студентов к физкультур-но-спортивной деятельности. Студенты, занимающиеся фитнесом регулярно, делают это с удовольствием, и даже с нетерпением ждут начала очередного занятия. Применение фитнес-программ на практике улучшает общее состояние студента, то есть его желание активно посещать такие уроки, вести здоровой образ жизни, воспитывать в себе силу воли, мужество, выносливость и бодрость духа. А также достигать успехов в индивидуальных видах спорта.

Список литературы:

1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: Учебное пособие для студентов факультетов физического воспитания педагогических институтов / Под ред. Б.А. Ашмарина. - М., 1979.

2. Безматерных Н.Г. начальная двигательная подготовка в спортивной аэробике / Н.Г. Безматерных, Г.П. Безматерных, Г.Н. Пшеничникова; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта, каф. Теории и методики гимнастики. -Омск, 2009.

3. Борилкевич В.Е. Об идентификации понятия «фитнес» // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 2.

4. Крючек Е.С. Нетрадиционные виды гимнастики в массовой физкультурно-оздоровительной аэробике: учеб. пособие / Е.С. Крючек, Л.Т. Куда-шова, А.А. Сомкин, О.М. Малышева. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1994. - 76 с.

5. Малецкий А.В. Использование здоровьесберегающих технологий в сельских школах / А.В. Малецкий, А.В. Шабанов // Образование через всю жизнь: материалы Международ., науч.-практич. конф. / Волгоградский ин-т бизнеса. - Волгоград: Экспресс-печать, 2013. - С. 76.

6. Шабанов А.В. Методологические основы организации и проведения подвижных игр / А.В. Шабанов; отв. ред. Л.В. Ведерникова // XXIII Ершовские чтения Межвузовский сборник научных статей. - Ишим, 2013. - С. 157-159.

7. Шабанов А.В. К вопросу о здоровьесберегающих технологиях в современной школе / А.В. Шабанов, А.В. Малецкий // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - 2014. - № 10. - С. 93-97.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

© Хворых В.А.*

Оренбургский государственный институт менеджмента, г. Оренбург

Данная работа даст нам понять, что подразумевает собой оздоровительная и адаптивная физическая культура, и каково ее предназначение.

Ключевые слова понятие и ознакомление с адаптивной физической культурой, содержание и задачи, адаптивная двигательная реабилитация.

Адаптивная физическая культура - это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.

* Студент кафедры Государственного управления и истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.