Научная статья на тему 'ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ЧИСЛОМ π В ФИЗИКЕ И МАТЕМАТИКЕ'

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ЧИСЛОМ π В ФИЗИКЕ И МАТЕМАТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
262
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИСЛО π / NUMBER OF π / ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ АЛГОРИТМ / COMPUTING ALGORITHM / ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ КОНСТАНТА / FUNDAMENTAL CONSTANTS / НОРМАЛЬНОЕ СВОЙСТВО ЧИСЛА / NORMAL PROPERTY OF NUMBER / COMPUTER EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Ходанович Александр Иванович

Рассматриваются вычислительные алгоритмы числа π в физике и математике. Приводятся результаты компьютерных экспериментов с числом π. В частных случаях доказано нормальное свойство фундаментальной константы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Ходанович Александр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The computing algorithms of π in physics and mathematics. The results of computer simulations with the number π. In the particular case of the normal properties of the fundamental constants.

Текст научной работы на тему «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ЧИСЛОМ π В ФИЗИКЕ И МАТЕМАТИКЕ»

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ЧИСЛОМ р В ФИЗИКЕ И МАТЕМАТИКЕ

Аннотация

Рассматриваются вычислительные алгоритмы числа р в физике и математике. Приводятся результаты компьютерных экспериментов с числом р. В частных случаях доказано нормальное свойство фундаментальной константы.

Ключевые слова: число р, вычислительный алгоритм, фундаментальная константа, нормальное свойство числа.

Модельный характер всех наших знаний приводит к сближению физической и математической компонент развиваемых моделей. Характерной чертой научной деятельности является исключительная трудность, а порой и невозможность разделения физической и математической модели при рассмотрении достаточно сложных реальных явлений. «Мне кажется, что на самом деле современная математика и физика - это просто одна и та же наука. Вовсе не много-много разных наук, как часто думают, а с достаточно глубокой физико-математической точки зрения - просто одна и та же наука», - считает академик В.П. Маслов [4].

Похожая точка зрения выдающегося математика В.И. Арнольда: «Математика, подобно физике, - экспериментальная наука, отличающаяся от физики лишь тем, что в математике эксперименты очень дешевы... Математика является экспериментальной наукой - частью теоретической физики и членом семейства естественных наук. Основные принципы построения и преподавания всех этих наук применимы и

© А.И. Ходанович, 2010

к математике... Умение составлять адекватные математические модели реальных ситуаций должно составлять неотъемлемую часть математического образования... При всем огромном социальном значении вычислений (и computer science) сила математики не в них, и преподавание математики не должно сводиться к вычислительным рецептам» [6]. Ситуация очень напоминает ту, которая существовала во времена Ньютона, когда физик и математик очень часто воплощались в одном ученом, а вся проблематика теоретической физики составляла важнейшую, определяющую часть чисто математических исследований.

Рассмотрим мысленный, модельный эксперимент под названием «В бездонном колодце». О сквозном туннеле через земной шар мечтали в 18 веке математик Мо-пертюи и философ Вольтер [5]. Предположим, что Земля просверлена по диаметру (рис. 1). В образовавшийся колодец опустили небольшой предмет. Определить характер движения тела и скорость в центре Земли без учета сопротивления воздуха.

Характер движения можно получить из геометрических соображений. Вращение

Занимательные эксперименты с числом р в физике и математике

представляет собой суперпозицию перпендикулярных гармонических колебаний, поэтому решение совпадает с периодом кругового вращения спутника

Т = 2р ,

а скорость в центре Земли совпадает с первой космической скоростью. Аналогичный результат дает динамический метод решения «экспериментальной» задачи. Физическую формулу, содержащую число р можно рассматривать в качестве способа вычисления фундаментальной математической константы.

Законы колебательного движения обладают универсальностью, общностью для колебаний различной физической природы. Академик Л.И. Мандельштам отмечал: «Теория колебаний объединяет, обобщает различные области физики... Каждая из областей физики - оптика, механика, акустика - говорит на своем «национальном» языке. Но есть «интернациональный» язык, и это - язык теории колебаний... Изучая одну область, вы получите тем самым интуицию и знания совсем в другой области».

В XVII в. X. Гюйгенс (1629-1695) установил формулу для малых колебаний математического маятника

Т = 2р ■ Щ \ё

и предложил использовать ее для определения эталона длины (маятник с периодом колебаний 2 с); в этом случае р2 »g (с учетом зависимости g от широты). Формула Гюйгенса для числа р, полученная методом многоугольников

2 1

Р » — Р„ + — , п > 3 3 п 3 п

обсуждалась в физико-математическом журнале «Квант» [2].

В 1923 г. ленинградский физик А.А. Фридман (1888-1925) получает циклоиду в космологии с периодом р ■ а, где коэффициент а =13 109 лет был вычислен Э. Хабблом в 1929 г. Известный физик Р. Фейнман высказал важную космологичес-

кую гипотезу: 1 год = р^ 107 с. Формула экспериментально доказана в 1975 г.

Фундаментальной является постоянная тонкой структуры, введенная в 1916 г.

А. Зоммерфельдом

а =

» _ Не ~ 137 .

В 1936 г. В. Гейзенберг предложил соотношение а = 2-4 ■ 3-3 ■р. В 1971 г. Уайлер опубликовал следующее выражение для а [1]:

.5

а = -

9

р

4

«24Т5Г >

1/4

В статье [1] обсуждаются фундаментальные константы в Стандартной модели физики элементарных частиц и их возможные изменения во времени.

Физики продолжают «лепить» фундаментальные физические постоянные из числа р. Так X. Уотсон выражает отношение масс протона и электрона

1 2 тп

4р ■ (4р--)(4р--) .

р р те

Ю.И. Рогозин находит довольно точную комбинацию констант р, е, Ф для постоянной тонкой структуры [3] 1 256■е

а р^ Ф

История и современные алгоритмы вычисления числа р (ряды, интегралы, рекурсии) подробно обсуждаются в учебной ли-

Рис. 1. Мысленный эксперимент в физике

Ходанович А. И.

тературе [2], [3]. Актуализировать экспериментальную деятельность, развивая познавательный интерес, позволяют исторические факты.

Вспомним то, что отношение длины окружности к ее диаметру постоянно, было известно еще в глубокой древности. Первое обозначение этого числа греческой буквой p содержится в работе «Synopsis Palmoriorum Matheseos» («Обозрение достижений математики») английского преподавателя Уильяма Джонса (1675-1749), вышедшей в 1706 году. Обозначение p для отношения длины окружности к диаметру широко распространилось после того, как его стал использовать в своих трудах Леонард Эйлер (1707-1783).

С появлением компьютеров темпы погони за точными десятичными знаками числа p резко ускорились.

В июне 1949 года Джон фон Нейман (1903-1957) и его сотрудники вычислили 2037 знаков на одной из первых вычислительных машин ENIAC. Рубеж в 10000 знаков достигнут в 1958 году Ф. Женюи с помощью компьютера IBM 704. Сто тысяч знаков p вычислили в 1961 году Дэниэл Шенкс и Джон Ренч с помощью компьютера IBM 7090. В 1973 году Жан Гийу и М. Буйе преодолели отметку в 1000000 знаков, что заняло меньше одного дня работы компьютера CDC-7600.

По алгоритму Джонатана и Питера Бор-вейнов в январе 1986 года Дэвид X. Бейли получил 29360000 десятичных знаков p на суперкомпьютере Cray-2, а в 1987 году Я. Канада и его сотрудники - 134217000 знаков на суперкомпьютере NEC SX-2. Результат Дэвида и Грегори Чудновски из Колумбийского университета в Нью-Йорке, вычисливших в 1989 году 1011196691 знак числа p, попал даже в книгу рекордов Гин-неса. Для своих расчетов они использовали суперкомпьютер Cray-2 и сеть компьюте-

ров IBM-3090. К октябрю 1995 года сотрудниками Токийского университета Ясумасой Канадой и Дайсуке Такахаши было вычислено свыше 6 миллиардов цифр. Они же в 1999 году на компьютере HITACHI SR 8000 вычислили 206158430000 цифр числа p [3].

В конце прошлого столетия посетители одного из сайтов встречали объявление, приглашающее их принять участие в глобальном проекте «Pi-Hex». Любой житель Земли, подключив свой компьютер к сети Интернет, мог стать участником коллективных вычислений отдельных цифр двоичной записи числа p. Координатором этого глобального проекта выступил студент университета Симона Фрезера (США).

К настоящему времени доказано, что число p иррационально и трансцендентно. Свойство иррациональности числа p то есть непредставимость его в виде отношения двух целых чисел, доказали Иоганн Ламберт (1728-1777) и Адриен Лежандр (1752-1833) в конце XVIII века. Свойство трансцендентности означает, что число p не является корнем никакого многочлена с целыми коэффициентами. Это свойство было доказано немецким математиком Фердинандом Линдеманом (1852-1939) в 1882 году. В настоящее время ведутся исследования по уточнению «тонкой структуры» числа p [3].

Экспериментируя с алгоритмами на компьютере, можно познакомиться с нормальным свойством мантиссы числа, которое определил французский математик Эмиль Бо-рель в 1909 году.

Положительное число, меньшее единицы, называется нормальным, если в его десятичной записи любая комбинация цифр встречается одинаково часто. Это определение можно распространить и на другие, недесятичные системы счисления.

Если для последовательности десятичных цифр дробной части числа p (рис. 2) выполняется равенство

p:= 3.14159265358979323846264338327950288419716939937510582097494459236 816406286208998628034825342117068

Рис. 2

Занимательные эксперименты с числом p в физике и математике

Рис. 3. Статистическая проверка математической гипотезы на компьютере

lim

N(8, n) 1

n g

для любой цифры 8 = (0, 1, ..., 9) и g = 10, то в этом случае дробная часть числа p по терминологии Э. Бореля, представляла бы собой вещественное число, слабо нормальное к основанию 10. Естественно, что число p можно представить в системе счисления с другим основанием g, например, в двоичной (g = 2), восьмеричной (g = 8) или шестнадцатиричной (g = 16) системе.

Наконец, чтобы ввести понятие нормального числа, нужно рассмотреть не одиночные цифры, а произвольные кортежи из цифр (двухзначные, трехзначные и т. д.). Если частота появления кортежей для заданного числа символов сохраняется, то есть выполняется равенство

к•N(8,n) 1

lim ч -= —т ,

n®¥ n gk

то число p называется нормальным.

В настоящее время неизвестно, является ли дробная часть числа p слабо нормальной к основанию 10 или к какому-либо другому основанию в общем случае [3].

Тем не менее, результаты учебных компьютерных экспериментов в системе символьной математики Maple доказывают слабо нормальное свойство мантиссы числа p для частных случаев (n = 105, g = 2, 8, 10, 16) с точностью до 1% и нормальное свойство (n = 105, g = 10; к = 2, к =3) с

точностью до 2 %. Статистические результаты исследования нормального свойства числа р, проверка математической гипотезы о нормальном распределении частоты символов приведены на рис. 3.

На рис. 4 представлен сюжет «Черно-белое поле числа р», наглядная графическая иллюстрация одномерных и двумерных кортежей в структуре фундаментальной константы на компьютере. Цифры двоичной кодировки представлены белым и черным цветом. Примечательно, что при заданной выборке массива данных число белых квадратиков примерно совпадает с числом черных. Это одно из проявлений нормального свойства числа р.

Рис. 4. Двоичное представление числа p в компьютерной графике

Ходанович А.И.

Творческая деятельность при решении занимательных задач предполагает не простой «набор», а различные сочетания ин-

теллектуальных умений. Более того, в процессе решения новых проблем, постановки новых экспериментов развиваются новые умения.

Литература

1. Фритцш X. Фундаментальные физические постоянные. Успехи физических наук. Т. 179, № 4, 2009.

2. Журнал Квант. 1985, № 11.

3. Жуков A.B. Вездесущее число Р. М.: Едиториал УРСС, 2004.

4. Кондратьев A.C., Филиппов М.Э. Физические задачи и математическое моделирование реальных процессов. Учебно-методическое пособие для учителя. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.

5. Перельман Я.И. Занимательная физика. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.

6. Арнольд В.И. Математика и физика: родитель и дитя или сестры. // УФН, 1999. Т. 169, № 12.

Abstract

The computing algorithms of p in physics and mathematics. The results of computer simulations with the number p. In the particular case of the normal properties of the fundamental constants.

Keywords: number of p, computer experiment, the computing algorithm, fundamental constants, normal property of number.

© Наши авторы, 2009. Our authors, 2009.

Ходанович Александр Иванович, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики обучения физике РГПУ им. А.И. Герцена, akhodanovich@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.