Научная статья на тему 'ЗАМЫСЕЛ БОЖИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ И СВОБОДЕ ВОЛИ: АТОМНЫЙ АСПЕКТ'

ЗАМЫСЕЛ БОЖИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ И СВОБОДЕ ВОЛИ: АТОМНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
115
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДА ВОЛИ / СВОБОДЕ ВЫБОРА / СИНЕРГИЯ / АТОМНЫЙ АСПЕКТ / АТОМНЫЙ ФЕНОМЕН / ЯДЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОДОБИЕ БОЖИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Семенов Владимир Александрович

Статья посвящена догматическим аспектам Божьего замысла о свободе воли человека, в свете развития атомных и ядерных технологий. Современная атомная отрасль является важной частью жизнедеятельности, тем более, в условиях глобализации. Эта отрасль неотделима от человеческого фактора. Так появляется актуальность вопроса атомной энергии и религии, в свете богословских достижений христианства и Православия. Опыт Православия располагает общечеловеческим опытом, формировавшимся тысячи лет. Это хороший базис для осмысления ядерного феномена в свете свободной воли человечества. Человеку дарована Богом способность к самоопределению или свобода. Она постоянно идет по пути изменения и развития. Человеческая ипостась с его внутренними энергийными процессами, соборность, Божественные и человеческие синергии определяют человеческую свободу воли. Так как сам Творец свободен и независим, то и человеку Он дал умение творить и менять мир по своему свободному разумению. Выбор между добром и злом может быть сделан только благодаря свободному разуму. С практической точки зрения свобода человека рассматривается как путь отличный от пути рабства греху. Большое значение в формировании пути свободы приобретают синергийные процессы. Господь даровал людям дешёвое и бесконечное тепло и электроэнергию. Человек, порабощенный грехом, под влиянием гордыни возжелал всю полноту знания о добре и зле. Так он создал термоядерное оружие массового поражения. Понятие свободы подразумевает не только радость, но и большую ответственность. Вольный в своем выборе человек ответственен за свои действия. От человеческой гордыни и злоупотребления свободой воли появилось термоядерное оружие. Любовь Бога так велика, что он открыл людям секреты звезд, и сейчас во власти людской греться у этой рукотворной звезды или спалить в её огне весь мир. Дар Божий человеку знаний о мирном атоме и о термоядерном оружии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOD’S PLAN FOR MAN AND FREE WILL: ATOM ASPECT

The article is devoted to the dogmatic aspect of human free will, in the light of the development of atomic and nuclear technologies. The modern nuclear industry is an important part of life, especially in the context of globalization. This industry is inseparable from the human factor. This is how the relevance of the issue of atomic energy and religion appears, in the light of the theological achievements of Christianity and Orthodoxy. The experience of Orthodoxy has universal human experience that has been formed for thousands of years. This is a good basis for understanding the nuclear phenomenon in the light of the free will of mankind. Man has been granted by God the ability to self-determination or freedom. It is constantly on the path of change and development. The human hypostasis with its internal energetic processes, conciliarity, Divine and human synergies determine human freedom of will. Since the Creator himself is free and independent, He also gave man the ability to create and change the world according to his free understanding. The choice between good and evil can only be made thanks to a free mind. From a practical point of view, human freedom is considered as a path different from the path of slavery to sin. Synergistic processes are of great importance in shaping the path of freedom. God give’s to people cheap and endless heat and electricity. A man enslaved by sin, under the influence of pride, desired the fullness of knowledge about good and evil. So he created a thermonuclear weapon of mass destruction. The concept of freedom implies not only joy, but also great responsibility. A person who is free in his choice is responsible for his actions. From human pride and abuse of free will, thermonuclear weapons appeared. God’s love is so great that he revealed the secrets of the stars to people, and now it is in the power of people to bask in this man-made star or burn the whole world in its fire. God’s gift to man of knowledge about the peaceful atom and about thermonuclear weapons.

Текст научной работы на тему «ЗАМЫСЕЛ БОЖИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ И СВОБОДЕ ВОЛИ: АТОМНЫЙ АСПЕКТ»

Замысел божий о человеке и свободе воли: атомный аспект

Семенов Владимир Александрович,

слушатель программы профессиональной переподготовки «Теология», Институт дистанционного образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета E-mail: mkdelta@yandex.ru

Статья посвящена догматическим аспектам Божьего замысла о свободе воли человека, в свете развития атомных и ядерных технологий. Современная атомная отрасль является важной частью жизнедеятельности, тем более, в условиях глобализации. Эта отрасль неотделима от человеческого фактора. Так появляется актуальность вопроса атомной энергии и религии, в свете богословских достижений христианства и Православия. Опыт Православия располагает общечеловеческим опытом, формировавшимся тысячи лет. Это хороший базис для осмысления ядерного феномена в свете свободной воли человечества. Человеку дарована Богом способность к самоопределению или свобода. Она постоянно идет по пути изменения и развития. Человеческая ипостась с его внутренними энергийными процессами, соборность, Божественные и человеческие синергии определяют человеческую свободу воли. Так как сам Творец свободен и независим, то и человеку Он дал умение творить и менять мир по своему свободному разумению. Выбор между добром и злом может быть сделан только благодаря свободному разуму. С практической точки зрения свобода человека рассматривается как путь отличный от пути рабства греху. Большое значение в формировании пути свободы приобретают синергийные процессы. Господь даровал людям дешёвое и бесконечное тепло и электроэнергию. Человек, порабощенный грехом, под влиянием гордыни возжелал всю полноту знания о добре и зле. Так он создал термоядерное оружие массового поражения. Понятие свободы подразумевает не только радость, но и большую ответственность. Вольный в своем выборе человек ответственен за свои действия. От человеческой гордыни и злоупотребления свободой воли появилось термоядерное оружие. Любовь Бога так велика, что он открыл людям секреты звезд, и сейчас во власти людской греться у этой рукотворной звезды или спалить в её огне весь мир. Дар Божий человеку знаний о мирном атоме и о термоядерном оружии.

Ключевые слова: свобода воли, свободе выбора, синергия, атомный аспект, атомный феномен, ядерные технологии, подобие Божие.

£2

CJ

см

см

см

Z

146

Введение

Ещё в 2010 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Благодаря специалистам атомной промышленности динамично развивается российская энергетика, что является залогом процветания экономики страны. Усилиями руководства корпорации укрепляются международные связи в области мирного применения атома, проводятся многочисленные инновационные исследования по фундаментальной и прикладной науке».

Безопасность государства не возможна без полноценной атомной инфраструктуры. Уникальные предприятия атомной промышленности СССР и России обеспечили безопасный паритет на планете. Атомные и ядерные гражданские технологии и силы сдерживания, точнее сказать - спасения, получают сейчас расширенное толкование.

Уход от атомной энергетики и других подобных технологий - вариант нереализуемый в силу разнообразных причин. Среди них можно особо выделить уже сформированные энергетические системы, достаточное количество природных ресурсов, огромный потенциал развитых технологий и военную компоненту. Возможно, отдельная страна может позволить себе отказаться от атомной промышленности, но не весь мир в целом.

Современная атомная отрасль является важной частью жизнедеятельности, тем более, в условиях глобализации.

Эта отрасль неотделима от человеческого фактора. Так появляется актуальность вопроса атомной энергии и религии, в свете богословских достижений христианства и Православия.

Актуален аспект выбора использования и назначения атомных и ядерных технологий: от мирного медицинского применения до жестокого оружия массового поражения. Так появляется вопрос свободы выбора и мотивации этого выбора.

Создатель подарил человеку образ и подобие Божие. Люди богообразны. Но они не богоподобны. Так как бо-гоподобие создается человеком лишь в синергийном сотрудничестве с Богом. Бог даровал свободу человеку. Но и люди должны стремиться обретать свою свободу усиленным трудом, всей своей энергийной жизнью.

Так возникает вопрос о Божьем замысле о человеке и его свободе воли. Иными словами, можно говорить о свободе выбора дара Божьего человеку знаний о мирном атоме и о термоядерном оружии.

Замысел Божий о человеке и свободе воли: атомный аспект

Атомный феномен затрагивает многие науки: физику, химию, биологию, военное дело, религию, творчество, культуру и многие другие. И это пристальное внимание к вопросу будет существовать ещё очень долго. И Православию есть что сказать миру по этому поводу.

Атомный феномен, как с человеческой, так и с богословской точки зрения, связаны напрямую с человеческой свободой воли или свободой выбора. Необходимо оценить и определить эти понятия в рамках Православной традиции. При нынешних внешних угрозах данная оценка чрезвычайно важна и актуальна. Судьба всего

человеческого рода зависит от самоопределения человека в противоборстве добра и зла. Данное противостояние можно назвать одним из решающих факторов.

Атомный и религиозный феномен имеют много общего. Основная их характеристика - это вечность в сравнении с жизнью человечества. Нельзя также не упомянуть об их прямом вкладе в сам факт человеческого существования и спасения. В познании мироздания наука и религия сходятся во взглядах - абсолютно полно их познать нельзя. Так наука и религия начинают сближаться.

Творец дал человеку власть распоряжаться всем на земле, даровал ему свободу самоопределения. Для этого людям было даровано огромное количество возможностей, которые могли быть диаметрально противоположны. От отпадения от своего Создателя и искажения Его замыслов до приобщения к божественной жизни через благодать.

Интересен комментарий прп. Макария Египетского: «Человек имеет такую природу, что и тот, кто во глубине порока и работает греху, может обратиться к добру, а тот, кто связан Духом Святым и упоен небесным, имеет власть обратиться ко злу» [1].

Божественная свобода является актуальной важной темой, которую пристально рассматривают не только богословы, но и ученые. «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3: 17). Христианская Церковь всемогущество Бога отождествляет с Его свободой.

Образ Божий в человеке выражается важнейшим качеством - свободой, по определению Святых Отцов Церкви. Можно привести множество примеров тому. Св-щмч. Ириней Лионский писал, что образ Божий в человеке даёт основание для аналогии Божественной и человеческой свободы [2]. Единство разума и свобода выбора. Совокупность данных категорий составляют образ Божий в человеке. Так его толкуют Климент Александрийский [3] и свт. Григорий Нисский [4].

Так как сам Творец свободен и независим, то и человеку Он дал умение творить и менять мир по своему свободному разумению. Выбор между добром и злом может быть сделан только благодаря свободному разуму. Прп. Ефрем Сирин сказал так: «Бог дал свободу человеку, которого создал по образу Своему, чтобы он властвовал над желанием, что Бог имеет по Своей природе» [5].

Ещё одна неотъемлемая часть природы человека -это воля. Только обладая волей, человек может заявлять себя, как разумное существо, и занять высшую ступень тварного мира. Но, следует напомнить, что именно воля послужила причиной страшной трагедии. Это грехопадение. Грех проник в человека, сковывая его волю. Это случилось, когда он сорвал запретный плод. Вкусив его, человек дал доступ тлену и смерти к своей природной сути. Грех проник и в человеческую волю. Она в первую очередь стала нуждаться в спасении. Слово воплотилось и воля прониклась им. Преподобный Максим Исповедник, диспутируя с Пирром подтверждает эти мысли: «Если Адам вкусил вольно, тогда воля есть первое в нас, что подверглось страсти. Если, как они (монофелиты) говорят, Слово, воплотившись, не восприняло волю вместе с природой, тогда я не освободился от греха. И если я не освободился от греха, я не спасен, поскольку что не воспринято, то не спасено» [6].

Православие описывает ключевые земные проблемы. Оно направляет человека к вечности. Наша Вера, описывая ключевые, земные проблемы, является источником спасения и исцеления, очищения и человеческого совершенствования. Православие дарует идеалы и нормы, следуя которым люди получают возможность распознать добро и зло, приобрести достойное будущее.

Только в концепции вечного человек может разрешить социально-экономические проблемы настоящего и будущего. В настоящее время многие люди и общности людей заняты обеспечением сиюминутного достатка. Возводя в свой девиз, противные Православию слова: "После нас - хоть потоп".

Мир человека можно рассматривать как материальный и духовный. Люди, с одной стороны - это создания из молекул и атомов, порождение энергии и материи звёзд. Атомная и ядерная энергия не только окружает человека, но и находится внутри него. С другой стороны, люди создания Бога. «Бог - Отче наш». Создатель постоянно присутствует в наших мыслях и чувствах. Происходит перманентное общение человека с Богом. Этим можно объяснить многие чудесные факты. Например, в 2012 году физиками была открыта элементарная частица (бозон), квант поля Хиггса. Её назвали «частицей Бога» или «божественной частицей». Её поиски длились около 50 лет. Обнаружить её удалось на Большом ядерном адроном колайдере.

Божественная свобода абсолютна и безусловна. Свобода человека - несовершенна и ограничена. Она сдерживается, во-первых, Божественным замыслом, полагающим путь человека к Богу. С другой стороны, человеческая свобода ограничена испытаниями. Это греховные страсти, которые преследуют человека с момента грехопадения. Тем не менее, свобода человека - это зеркальный образ Божественной свободы. И это отображение истинно и непреложно.

Разум и свобода связаны неразрывными узами. Те люди, которые свободно избирают грех, отдают себя безумию. Нарастающая энтропия тяготит их. Они становятся зависимыми и бессильными при несовершенстве собственной свободы. Грехопадение Адама и Евы мгновенно лишило их разума. После него попытка укрыться под кустом от Создателя доказывает это. Св. Андрей Критский в Великом каноне показывает, что любой человек, выбравший грех, превращается в безумца: «Исава возненавиденнаго подражала еси, душе, отдала еси прелестнику твоему первыя доброты первенство и оте-ческия молитвы отпала еси, и дважды поползнулася еси, окаянная, деянием и разумом: темже ныне покайся» [7].

Бог дает человеку идеальное состояние непоколебимой абсолютной свободы. За ослаблением разума следует ограничение свободы выбора. И это безграничное пространство выбора постепенно сужается. Падшее человеческое сознание ложится на свободу густой тенью колебаний.

Человек, который утратил разум, ослабевает. Он теряет власть над собой. Умаляется его свобода. Именно она дает власть над собой и обуреваемыми страстями. Обессиленный, человек теряет свои жизненные таланты. Он может стать добровольным рабом греха. Так человечество, получив в свои руки знания об энергии атома, из-за поврежденной природы стало создавать бомбы, а ведь могло ограничиться только мирным атомом.

Ещё в 19 веке Петр Евгеньевич Астафьев, философ-славянофил, писал: «Чем более дается современному человеку всё, чего он ищет, чем он ни озабочен, чем ни поглощены все интересы его души, - тем он недовольнее. Чем больше скопляется в его руках средств достижения того счастья, которого он добивается, и чем эти средства становятся более доступными, тем он несчастнее. Чем более растет его богатство, тем тягостнее ощущается им самим его убожество» [8].

Господь даровал нам дешёвое и бесконечное тепло и электроэнергию. Человек, порабощенный грехом, под влиянием гордыни возжелал всю полноту знания о добре и зле. Так он создал термоядерное оружие массо-

сз о

сг ш

0

1

—I

У

"О ш

сг

со

I_

и

см <о

вого поражения. От человеческой гордыни и злоупотребления свободой воли появилось термоядерное оружие. Любовь Бога так велика, что он открыл людям секреты звёзд, и сейчас во власти людской греться у этой рукотворной звезды или спалить в её огне весь мир.

Святитель Феофан Затворник высказывает сходную мысль: «Первородный грех до времени скрывается, а потом выходит наружу и делает свое. Окружающая среда много значит и для подавления этого греха, и для раскрытия его. Не будь кругом греховных стихий -нечем было бы питаться этому скрытому греху и он, может быть, сам собою бы иссох; но в том-то горе наше, что кругом всегда бывает много благоприятного для его питания. Много греха и в каждом человеке, и в обществе; но всё это не определяет нас на грех неизбежно. Грех всегда - дело свободы: борись - и не падешь. Падает только тот, кто не хочет бороться. На хотенье и нехотенье нет устава: хочу, потому что хочу, и не хочу, потому что не хочу, самовластие - вот источное начало» [9].

В первую очередь грех влияет на человеческую волю. Она наиболее уязвима для человека падшего. Она становится первой мишенью и подчиняется греху. Поэтому человеческое исцеление должно начинаться с исцеления воли. Именно она способствовала проникновению греха в человека. Бог дал надежду и возможность исцеления благодатью и боговоплощением. Владимир Николаевич Лосский писал: «Если воля Сына тождественна воле Отца, то человеческая воля, ставшая волей Слова, есть собственная Его воля, и в этой собственной Его воле содержится вся тайна нашего спасения» [10].

Свободу существующего мира можно охарактеризовать такими качествами, как своеволие и индивидуализм.

Понимание свободы в Православии трактуется иным образом. Оно ярко выражено в трудах Апостола Павла: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти, но любовью служите друг другу» (Гал. 5:13). Он пишет, что свобода человека - это не что иное, как единение с Господом, реализуемое через богоподобие. Индивидуализм противен человеческой свободе. Все люди богоподобны. Благодаря этой характеристике Святой дух собирает их воедино.

Свобода воли явилась человеку, как Божественный дар. И она может реализоваться во главе с Богом и Божьей волей. Прп. Симеон Новый Богослов облекает данную мысль в такие слова: «В чем же состоит свобода воли? Ни в чем другом, как только в том, чтобы свой ум всегда возвышать и прилеплять к Единому Господу Богу, нашему милостивому Спасителю» [11]. Итак, цель жизни христианской - это единение с Богом. Только путем единения человек может освободиться от греха.

Освобождение от греха использования атомного оружия и ложных страхов по применению атомной энергетики ознаменует новые шаги к принятию божьего дара во имя интересов всего мира.

Атомные и ядерные технологии впервые появились в странах с христианской культурой. Проблемы христианского будущего и мира в целом также в первый раз были обозначены христианскими теологами. Над многоплановым осмыслением ядерного феномена работали многие философы, а также ученые мыслители, работающие в области физики (К. Ясперс, М. Хайдеггер, А. Эйнштейн и пр.).

Вечный Мир располагает как раем, так и адом. У людей есть выбор, куда направить ядерную энергию. По какому руслу она потечёт, в сторону добра или в сторону зла. Глубокое понимание человеческой сущности и свободы воли в единении с познанием и использова-

нием ядерных технологий поможет определиться с выбором.

Человечество обладает великим потенциалом. Но корни греха глубоко проросли в него. Вследствие этого земная цивилизация оказалась под угрозой полного исчезновения, как и первоначальные благие намерения по мирному использованию атома. В данном контексте необходимо победить зло, которое находится внутри человека. На злонамеренность людей в отношении ядерных технологий указывали известные физики: А. Эйнштейн, Р. Оппенгеймер, Ю. Харитон, А. Сахаров, С. Фейнберг.

Библейская и святоотеческая традиция трактует волю Божью аналогично понятию человеческой нравственной нормы в современном мире. Согласование воли Божьей и воли человека принесет необходимое спасение. Понятие «синэргия» используется в святоотеческой традиции для обозначения согласование воли человека и Бога, их содействия. Ещё Оригеном была отмечена Божья синергия. Прп. Максим Исповедник говорил о восьми видах свободы. Путь человека - это синергий-ное с Божественным действие, от потенции и возможности, идущее к совершенству и свободе.

Однако в «Строматах» Климента Александрийского говорится о синэргии человека со злыми силами, когда ему содействует диавол - противник Бога [12]. И стоит остерегаться подобного соработничества.

Бог всесилен и всевластен. Нет никаких преград для него на пути в осуществлении возможного. Для человека, существа тварного и ограниченного, пройти путь представляется лишь преложив дарованную Богом потенциальную свободу в энергию для осуществления, установленного Богом плана свободного раскрытия личности и творческого потенциала, для реализации определенных трудов и усилий, самой жизни.

Необходимо указать, что человеческая свобода двойственна по своей сути. С одной стороны - это возможность, которую предоставил Господь. С другой стороны, это образ и подобие Бога в человеке. Такая двойственность всегда ставит человека перед выбором пути. Как его пройти, встав на путь истины, добра и Бога или сойти с него.

Преподобный Макарий Великий пишет, что зло не есть естественное состояние души, и как оно не велико, не совсем умертвило человека, у него остались свобода, совесть, воля. Его слова звучат в сердце каждого православного: «Видимый мир, от царей и до нищих, весь в смятении, в нестроении, в борьбе, и никто из них не знает тому причины, то есть этого явного зла, пришедшего вследствие Адамова преступления, - этого жала смерти. Осталась в человеке свобода, какую Бог дал ему вначале. Как совершенный не привязан к добру какой-либо необходимостью, так не привязан и ко злу погрязший в грех и делающий себя сосудом дьявола. Ты свободен; и если хочешь погибнуть, то природа твоя удо-боизменяема. Кто хочет, тот и покорствует Богу, и идёт путём правды, и владеет пожеланиями; потому что ум сей есть противоборник и твёрдым помыслом может победить порочные стремления и гнусные пожелания. Напрасно, однако ж, надмеваясь, думают собственной своей свободой устранить от себя поводы ко греху. Свобода, возможная для человека, простирается на то, чтобы противиться дьяволу, а не на то, чтобы при сей возможности непременно иметь и власть над страстями. Ибо сказано: аще не Господь созиждет дом и сохранит град, всуе бде стрегий и трудится зиждущий» (Пс. 126, 1).

Воистину правильны эти слова, что «в нас действует зло со всей силой и ощутительностью, внушая все нечистые пожелания, однако ж срастворено с нами не так,

как иные говорят сие о смешении вина с водой, но как на одном поле растут и пшеница сама по себе, и плевелы сами по себе, или как в одном доме находятся особо разбойник и особо владетель дома. Когда светит солнце и дует ветер, то у солнца - своё тело и своя природа, и у ветра - своя же природа и своё тело. Так и грех примешался в душе; но и у греха и у души своя особая природа. Источник изливает чистую воду; но на дне его лежит тина. Если возмутит кто тину, весь источник делается мутным. Так и душа, когда бывает возмущена, сра-створяется с пороком. И сатана чем-то одним делается с душой; оба духа во время блуда или убийства составляют что-то одно. Посему то прилепляяйся сквернодейце едино тело есть с любодейцею. В иное же время самостоятельная душа действует сама по себе и раскаивается в своих поступках, плачет, молится и приводит себе на память Бога. А если бы душа всегда погрязала во зле, то как могла бы делать это? Потому что сатана, будучи жестокосерд, никак не хочет, чтобы люди обращались к покаянию» (1 Кор. 6, 16) [13].

Человек еще в раю получил свободу выбора: «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло» (Втор. 30, 15). Однако, не только свобода была дарована человеку. «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твоё, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя» (Втор. 30, 19-20).

Человек, обладая свободой выбора, может встать на сторону жизни и добра. Но также он может выбрать смерть и зло. Тогда свобода выбора станет настоящей трагедией. Грехопадение извратило «выбирающую» волю. Она уклонилась от Бога и приблизилась к небытию. Однако, у человека осталась возможность свободы обращения. Он может возвратиться к Небесному Отцу. Как блудный сын возвратился к отцу своему в притче о блудном сыне (Лк. 15, 11-32).

Человек постоянно стоит перед выбором. Что окажется важнее для него бытие или небытие, жизнь или смерть, благословение или проклятие. Выбрать свободное самосуществование или греховное духовное рабство. Человек постоянно оказывается под гнётом собственного произвола, который заставляет его абсурдно и иррационально говорить «нет» Богу и бытию.

Воля Божественная с одной стороны и воля диаволь-ская с другой стороны стоит на пути воли Человека. Ему необходимо задуматься, куда её направить. Это его основная задача. Человек сам принимает решение, которое зависит от него самого. Он свободен в выборе.

Свобода в современном мире - это способность человека обратить свою волю к добрым или злым силам.

Опыт Православия располагает общечеловеческим опытом, формировавшимся тысячи лет. Это хороший базис для осмысления ядерного феномена в свете свободной воли человечества.

Православие всегда было направлено на совершенствование духовного внутреннего мира человека. Православие неизменно использовало глубинный подход к пониманию причин проявлений добра и зла, возникновению благ и потерь, взаимосвязи земного и вечного, личного и общечеловеческого для определения критериев и принципов человеческого бытия.

В Сарове прошли дискурсы "Ядерные вооружения и национальная безопасность России" и "Проблемы взаимодействия Русской Православной Церкви и ведущих научных центров России". Они прошли под патронажем Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС). Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выступил с речью. Его основные слова были направлены на примене-

ние мирного атома и роли РПЦ в данном процессе. Он отметил: «Без упования на Господа... невозможен подлинный успех в области ядерной энергии» (Алексий II) [14].

2000 год ознаменовался Юбилейным Архиерейским Собором РПЦ, где Патриарх Алексий II выступил со своим докладом. Он высказал мысли о роли Русской Православной Церкви в построении мировой цивилизации в новом тысячелетии. Её влияние, подчеркивал он, вышло далеко за рамки национальных и государственных интересов. Одной из основных задач Православной Церкви является укоренение непоколебимых духовных ценностей в научно-технической области. Митрополит Кирилл, продолжая мысли Алексия II, выступил с предупреждением и привел слова св. ап. Павла: "Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба" (1 Фес. 5, 3). Первоисточник эти идеи связывает со спасением человека, Мессией, Судом Божьим, перманентностью бодрствования духовного и нравственного.

Феномен атомных и ядерных технологий является одной из важнейших актуальных мировых тем. Эти технологии крепко связаны с человечеством в контексте защиты и спасения России - в прошлом, настоящем и будущем.

Заключение

Необходимо отметить следующие особенности антропологического содержания истинного религиозного опыта, которые нашли отображение в писаниях мужей апостольских. Во-первых, это вовлечение в сферу спасения и реальной, познаваемой чувственно деятельности Бога всех сфер жизни человека. Во-вторых, следствием такого приближения Создателя к человеку является необходимость задействования всех сил души, включая и телесную сферу, в стяжании опыта богообщения. Наконец, в-третьих, полнота истинного религиозного опыта зависит от полноты посвящения Богу душевных и телесных сил человека. Таким образом, речь идет об антропологической полноте переживания веры, чуждой как неоправданного укоренения во внешнем, так и лукавого ухода от собственно человеческого в разных аспектах его проявления.

Человеку дарована Богом способность к самоопределению или свобода. От такого щедрого Божьего дара нельзя отказываться, как и нельзя им злоупотреблять. В тоже время нужно понимать, что этот дар дан на благо человеческое. Человек должен делать не просто выбор. Он должен выбирать добро, исполнять Божью волю, содействовать ей, отвернувшись от диавола и его воли.

Человек способен сам определять направление своей воли. Это качество является важнейшей чертой природы человеческой и стоит на верхней ступени иерархии всех достоинств человека. Ценность такой свободы не состоит в выборной способности Человека. Основное значение заключается в выборе именно стороны добра. Только способность принятие Божественной благодати определяет ценность свободы выбора. Понимание свободы ясно трактуется Православной Церковью. Св. ап. Павел богословскую суть свободы выражает такими словами: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал. 5, 13).

Будущее мира подчиняется нравственному выбору современного человечества. От этого выбора зависит финал истории. Откровения указывают, что финальный аккорд истории может стать воцарением Антихриста. Он может случиться в результате предпочтения сил зла. В процессе выбора участвует каждый из нас. Выбирая

сз о

сг ш

0

1

—I

У

"О ш

сг

со

I_

u

CM CO

зло, мы с каждой секундой приближаем Антихриста. Избирая добро, мы не даём ему воцариться. Нет никакого сомнения, что венцом истории человечества будет Пришествие Христа. Потому что людей, творящих добро, следующих по пути Господа нашего и способствующих милосердной Божьей воле значительно больше.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итак, спасение и обожение являются главными целями жизни человека во Христе. При этом человек свободно следует за Господом нашим и избирает его благую волю. Нравственная ценность утрачивается человеком, если он делает свой выбор по принуждению. Таким образом, следование воли на сторону добра и его свобода - это фундаментальные истины человеческого спасения. Христианское богословие трактует эти истины с первого тысячелетия. Их усвоение проходило сквозь многочисленные тернии. Христианская общественная и политическая жизнь современности до сих пор претерпевает серьезные конфликты и дискуссии.

Понятие свободы подразумевает не только радость, но и большую ответственность. Вольный в своем выборе человек ответственен за свои действия.

Христианство всегда трактовалось как религия любви. Христианство можно охарактеризовать «высшей богословской формулой»: «Высшая богословская формула гласит: "Бог есть любовь"... И мы спрашиваем Бога Евангелия: как Ты любишь людей? И Он отвечает: до Моей смерти. Его любовь не только создала мир. Его любовь не только подарила людям свободу. Его любовь не только дала нам закон. Его любовь не только даровала нам пророков и мудрость. Его любовь не только приняла человеческий лик. Он не казался - Он стал человеком. И Его любовь к нам пошла до конца, до предельной точки, до полной отдачи Себя, до полного отказа от Себя, до жертвы и смерти» [15]. И смерть, и воскрешение являются гарантией нашей свободы, которая дарована Господом. Бог не перешагивает за границы свободы. Любовь к человеку не позволяет ему этого сделать. Это и есть самый главный залог свободы человека.

Человек подражает Христу Спасителю, отказываясь от самого себя. Только так можно достичь подлинной свободы. Энергийное бытие становится общим благодаря синергийному самоотвержению одного человека ради другого. Достояние человека формируется благодаря воипостасному усвоению талантов и даров друг другу.

Русская Православная Церковь принимает близко к сердцу судьбы и проблемы христианства, всю их серьезность. Миссию Церкви она понимает в проповедовании Слова Божьего. Поэтому Православие призывает не замыкаться в своем кругу, не затворничать, а нести свою миссию по лицу всей земли. Церковь четко должна доносить свою позицию и принимать активное участие в жизни современного мира. Несмотря на свою инако-вость в отношении него. Такая логика позволяет Русской Православной Церкви активно принимать участие в жизни нашего этноса, государства и на международной арене.

Всесторонняя оценка мирных и военных атомных и ядерных технологий, видимо, ещё впереди. Так же осмысление полноты свободы воли и свободы выбора требует дополнительной работы со святоотеческими трудами. Так определились перспективы дальнейших исследований по данной теме, и вследствие этого планируется развивать подобные исследования в будущем.

Литература

1. Духовные беседы, послания и слова / Преподобный Макарий Великий. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2004 (Тип. АО Мол. гвардия). - 400 с.

2. Цит. по: Св. Ириней Лионский. Творения. - М.: «Паломник», «Благовест», 1996. Репринтное воспроизведение издания: Сочинения святаго Иринея, епископа Лионскаго. - СПб., 1900. - С. 55.

3. Сильвестр (Малеванский), еп. Опыт православного догматического богословия систорическим изложением догматов. - Киев: Изд-во Киевской православной духовной академии, 1878-1889. Т. 4. -С. 125.

4. Григорий Нисский, свт. Огласительное поучение пятое. Догматические сочинения в 2 т. - Краснодар: Текст, 2006. - С. 49.

5. Творения / Святой Ефрем Сирин. - [Репринт. изд.]: Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.: В 8 томах. - Москва: Пасад; Отчий дом, 1993-1995. / Т. 1. - 1993. -399 с.; Т. 2. - 1993. - 430 с.; Т. 3. - 1994. - 431 с.; Т. 4. - 1995. - 533 с.; Т. 5. - 1995. - 520 с.; Т. 6. -1995. - 481 с.; Т. 7. - 1995. - 392 с.; Т. 8. - 1995. -354 с.

6. Диспут с Пирром: Прп. Максим Исповедник и хри-стол. споры VII столетия / [Отв. ред. Д.А. Поспелов]. - Москва: Храм Софии Премудрости Божией, 2004 (ПИК ВИНИТИ). - 527 с. / Игумен Дионисий (Шлёнов). Гефсиманское моление в свете христо-логии прп. Максима Исповедника Диспут с Пирром. 339-378 с.

7. Великий канон св. Андрея Критского с параллельным переводом на русский язык и пояснениями к тексту. Никея, 2022 г. - 336 с.

8. Астафьев Пётр Евгеньевич. Избранные произведения: Философия. Психология. Культура. - М.: Институт Наследия, 2021. - 590 с. - (Классики русской философии). - DOI 10.34685/ HI.2020.91.99.005.

9. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия: краткие поучения / свт. Феофан Затворник. - Изд. 4-е. - Москва: Правило веры, 2009. -398 с.

10. Боговидение / Владимир Лосский; пер. с фр. В.А. Рещиковой, сост. и вступ. ст. А.С. Филоненко -М.: ACT, 2006. - 759 с. / Догматическое богословие. 455-552 с.

11. Сост. и общ. ред. епископа Илариона (Алфеева). -Изд. 3-е, испр. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2009. -224 с. Серия «Библиотека христианской мысли. Источники».

12. Пресвитер Климент Александрийский. Строматы. [в 3 т.]/ Перевод с древнегреческого и комментарии Е.В. Афонасина. Изд-во Олега Абышко. Санкт-Петербург, 2003.

13. Добротолюбие: в русском переводе: [в 5 т.]. -Изд. 4-е. - Москва: Изд-во Сретенского моностыря, 2010. / Т. 1. - 608 с.

14. Становление отношений Российского федерального ядерного центра ВНИИЭФ и Русской православной церкви. Первые десять лет сотрудничества / Ав-тор-сост. И.Г. Жидов. - Саров: ФГУП «РФЯЦ-ВНИ-ИЭФ», 2008.

15. Кураев Андрй, диак. Если Бог есть Любовь. - М.: Изд-во ПСТГУ, 1997.

GOD'S PLAN FOR MAN AND FREE WILL: ATOM ASPECT

Semenov V.A.

Institute of Distance Education of the St. Tikhon's Orthodox University

The article is devoted to the dogmatic aspect of human free will, in the light of the development of atomic and nuclear technologies. The modern nuclear industry is an important part of life, especially in the context of globalization. This industry is inseparable from the hu-

man factor. This is how the relevance of the issue of atomic energy and religion appears, in the light of the theological achievements of Christianity and Orthodoxy. The experience of Orthodoxy has universal human experience that has been formed for thousands of years. This is a good basis for understanding the nuclear phenomenon in the light of the free will of mankind. Man has been granted by God the ability to self-determination or freedom. It is constantly on the path of change and development. The human hypostasis with its internal energetic processes, conciliarity, Divine and human synergies determine human freedom of will. Since the Creator himself is free and independent, He also gave man the ability to create and change the world according to his free understanding. The choice between good and evil can only be made thanks to a free mind. From a practical point of view, human freedom is considered as a path different from the path of slavery to sin. Synergistic processes are of great importance in shaping the path of freedom. God give's to people cheap and endless heat and electricity. A man enslaved by sin, under the influence of pride, desired the fullness of knowledge about good and evil. So he created a thermonuclear weapon of mass destruction. The concept of freedom implies not only joy, but also great responsibility. A person who is free in his choice is responsible for his actions. From human pride and abuse of free will, thermonuclear weapons appeared. God's love is so great that he revealed the secrets of the stars to people, and now it is in the power of people to bask in this man-made star or burn the whole world in its fire. God's gift to man of knowledge about the peaceful atom and about thermonuclear weapons.

Keywords: free will, free choice, synergy, atomic aspect, atomic phenomenon, nuclear technologies, likeness of God.

References

1. Spiritual conversations, messages and words / St. Macarius the Great. - M.: Publishing House of the Sretensky Monastery, 2004 (Type. AO Mol. guard). - 400 p.

2. Cit. by: St. Irenaeus of Lyon. Creations. - M.: «Pilgrim», «Blagovest», 1996. Reprint reproduction of the edition: The Works of St. Irenaeus, Bishop of Lyon. - St. Petersburg, 1900. - p. 55.

3. Sylvester (Malevansky), ep. The experience of Orthodox dogmatic theology with a systoric exposition of dogmas. - Kiev:

Publishing House of the Kiev Orthodox Theological Academy, 1878-1889. Vol. 4. - p. 125.

4. Gregory of Nyssa, St. The fifth catechumenical teaching. Dogmatic writings in 2 volumes - Krasnodar: Text, 2006. - p. 49.

5. Creations / Saint Ephraim the Syrian. - [Reprint. ed.]: Holy Trinity Sergius Lavra.: In 8 volumes. - Moscow: Pasad; Father's House, 1993-1995. / Vol. 1. - 1993. - 399 p.; Vol. 2. - 1993. -430 p.; Vol. 3. - 1994. - 431 p.; Vol. 4. - 1995. - 533 p.; Vol. 5. -1995. - 520 p.; Vol. 6. - 1995. - 481 p.; Vol. 7. - 1995. - 392 p.; Vol. 8. - 1995. - 354 p.

6. Dispute with Pyrrhus: St. Maximus the Confessor and the Apostle. disputes of the VII century / [Ed. D.A. Pospelov]. - Moscow: Church of Sophia of the Wisdom of God, 2004 (VINITI PEAK). -527 p. / Abbot Dionysius (Shlenov). The Gethsemane prayer in the light of the Christology of the Rev. Maxim the Confessor's Dispute with Pyrrhus. 339-378 p.

7. The Great Canon of St. Andrey Kritsky with a parallel translation into Russian and explanations to the text. Nicea, 2022-336 p.

8. Astafyev Pyotr Evgenievich. Selected works: Philosophy. Psychology. Culture. - M.: Institute of Heritage, 2021. -590 p. - (Classics of Russian philosophy). - DOI 10.34685/ HI.2020.91.99.005.

9. Thoughts for every day of the year on church readings from the Word of God: brief teachings / svt. Theophan the Recluse. - Ed. 4th. - Moscow: The Rule of Faith, 2009. - 398 p.

10. God-vision / Vladimir Lossky; trans. with fr. V.A. Reschikova, comp. and the introductory article by A.S. Filonenko - M.: ACT, 2006. - 759 p. / Dogmatic Theology. 455-552 p.

11. Comp. and general ed. Bishop Hilarion (Alfeyev). - 3rd edition, ispr. SPb.: Oleg Abyshko Publishing House, 2009. - 224 p. The series «Library of Christian Thought. Sources».

12. Presbyter Clement of Alexandria. Stromata. [in 3 vols.]/ Translated from ancient Greek and comments by E.V. Afonasin. Publishing house of Oleg Abyshko. Saint Petersburg, 2003.

13. Dobrotolubie: in Russian translation: [in 5 vols.]. - 4th Ed. -Moscow: Publishing house of the Sretensky Monostyr, 2010. / Vol. 1. - 608 p.

14. The formation of relations between the Russian Federal Nuclear Center VNIIEF and the Russian Orthodox Church. The first ten years of cooperation / Author-comp. I.G. Zhidov. - Sarov: FSUE «RFNC-VNIIEF», 2008.

15. Kuraev Andrey, diak. If God is Love. - Moscow: Publishing House of PSTSU, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.