Тюлин А.Н. 1938. Промысловая фауна острова Белого // Тр. Науч.-исслед. ин-та полярного земледелия, животноводства и промыслового хозяйства (Сер. промысл, хоз-во) 1: 5-39.
Cramp S., Simmons K.E.L. (eds.) 1983. The Birds of the Western Palearctic. Vol. 3. Waders to Gulls. Oxford Univ. Press: 1-1000.
Ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2019, Том 28, Экспресс-выпуск 1741: 1083-1085
Заметки о стрижах Тувы
В.И.Забелин
Второе издание. Первая публикация в 2015*
В Туве, как и в целом в Сибири, обитает три вида стрижей (в порядке уменьшения численности и распространённости): белопоясный Apus pacificus pacificus (Latham, 1801), чёрный Apus apus pekinensis (Swinhoe, 1870) и иглохвостый Hirundapus caudacutus caudacutus (Latham, 1801).
Белопоясный стриж, по материалам П.П.Сушкина (1938), собранным в начале ХХ века, считался обычной гнездящейся птицей Тувы и Минусинского края, довольно редкой — в бассейне Ачит-Нура СевероЗападной Монголии, отсутствующей на Южном и Юго-Восточном Алтае, но населяющей его западные и северные пределы. Чёрный стриж обитал преимущественно на Западном Алтае, но встречался и восточнее, включая Туву и Минусу. Исследованиями А.И.Янушевича (1952), проведёнными в середине ХХ века, чёрный стриж в Минусинской и Тувинской котловинах был признан уже обычным видом, а белопоясный — даже многочисленным. Аналогичный статус и соотношение численности (1-2:10) сохраняются и по нашим наблюдениям 1959-2014 годов.
В Туве стрижи появляются в среднем около 1-2 июня и гораздо реже — в мае, поскольку май здесь обычно холодный. Исключением являются встречи в относительно тёплые дни 6 белопоясных стрижей 15 мая 1963 вблизи посёлка Хову-Аксы, одиночного белопоясного стрижа у посёлка Ак-Чира 24 мая 1991 и одного чёрного стрижа 30 мая 1990 в устье ручья Шевелиг в Убсу-Нурской котловине. Летят стрижи небольшими группами или одиночками на высоте 5-10 м, а то и вовсе над самой землёй, часто против холодного северного ветра, используя для облегчения полёта понижения и складки в рельефе. Направление полёта выдержанное, прямолинейное, обычно на север с небольшими отклонениями. Скорее всего, оба вида весной проникают в Тувинскую
* Забелин В.И. 2015. Заметки о стрижах Тувы // Байкал. зоол. журн. 1 (16): 21-22. Рус. орнитол. журн. 2019. Том 28. Экспресс-выпуск № 1741
котловину с юга, из долины реки Тес-Хем. Об этом свидетельствует, помимо уже упомянутых наблюдений, встреча 20 чёрных стрижей, летящих низко над землёй на север в окрестностях посёлка Эрзин 28 мая 1991 и в тот же день появление этого вида примерно такой же группой уже по северную сторону хребта Хорумнуг-Тайга возле посёлка Шур-мак.
Основные места гнездования обоих видов — высокие скальные обрывы, чаще всего береговые или крутых останцовых гор, где белопояс-ный стриж селится большими колониями и по численности во много раз превосходит чёрного стрижа. Такие колонии особенно характерны для скалистых высоких берегов правобережья реки Бий-Хем на протяжении около 150 км от города Кызыла до устья реки Хут. Например, в июне-июле 1961 года в районе устья реки Малый Бус над рекой Бий-Хем было учтено около ста белопоясных стрижей, на скальном обрыве в устье реки Уюк — 40 белопоясных и 2 чёрных стрижа, в районе устья реки Тапсы — около 200 особей, из которых порядка 5% приходилось на чёрного стрижа. Большая популяция белопоясного стрижа обитает в высокогорьях Западного Саяна, откуда он спускается во время охоты и в таёжный пояс. Гнездование этого вида в щелях скал в верховьях рек Мунгаш-Куль и Мунгаш-Ак на абсолютных высотах 1800-2100 м отмечалось в июле 1959 года, в верховьях реки Большие Уры — 23-30 июля 1960. В целом белопоясный стриж тяготеет к открытым пространствам (степям, тундрам, лугам по берегам больших озёр) в заметно большей степени, нежели чёрный стриж. Последнему также свойственны открытые места — поляны, участки разреженных вырубок и гарей, окраины пойменных лесов, но только там, где есть высокоствольная древесная растительность, преимущественно дуплистые тополя и лиственницы, в которых он гнездится. В Кызыле чёрный стриж охотно селится в условиях многоэтажной каменной застройки, зачастую вместе с бе-лопоясным стрижом, нередко уступая последнему в численности.
Отлёт стрижей происходит обычно в последней декаде августа, причём, как правило, длится не более одного-двух дней. Так, 19-20 августа 1961 обилие обоих видов стрижей наблюдалось над рекой Бий-Хем, где в эти дни происходил активный выплод осенних форм веснянок. В ночь на 20 августа 1961 на горах выпал снег, резко похолодало, но стрижи продолжали кормиться и исчезли лишь на следующий день. Аналогичная картина наблюдалась и в 2001 году: 20 августа группы стрижей повсюду летали на Енисеем, 21 августа похолодало, прошёл дождь и 22 августа на 60-км отрезке этой реки и в других местах позже не встретилось уже ни одной птицы, хотя этот день и два последующих были очень тёплыми.
Высокая скорость и маневренность стрижей в полёте делают их в воздухе практически недосягаемыми для пернатых хищников, однако
на местах гнездования в трещинах скал кладки, птенцы или даже взрослые могут стать жертвами нападения змей (узорчатого полоза и щитомордника). В скальных трещинах находили высохшие трупики стрижей, вероятно, погибших от истощения при длительных похолоданиях, нередко случающихся в Туве даже среди лета. Судя по короткому сроку пребывания стрижей в Туве в некоторые годы, характеризующиеся прохладным летом, гнездование не всегда может оказаться успешным. Человек и его деятельность, как правило, не оказывают существенного влияния на численность и условия обитания стрижей. В аэропорту Кызыла зафиксирован единственный случай столкновения белопоясного стрижа с летательным аппаратом: при заходе на посадку вертолёта МИ-8 на высоте 300 м и скорости 160 км/ч удалявшаяся одиночная птица погибла от удара о переднюю стойку шасси.
Иглохвостый стриж в Туве — редкая птица и только в таёжной части республики — в обширной Тоджинской котловине он встречается более или менее регулярно (Карташов 2003). Наблюдения иглохвосто-го стрижа в других районах Тувы эпизодичны и носят случайный характер. Так, 23 мая 2010 в относительно прохладный день (утром +7, днём +12-15°С) пара иглохвостов с интервалом примерно 400 м появилась над рекой Каа-Хем (Малый Енисей) в 15 км восточнее Кызыла и, сделав на большой скорости круг над рекой на высоте около 30 м, удалилась в восточном направлении. В летнее время пара этих, вероятно бродячих, птиц была отмечена в июле 1989 года над пойменным лесом реки Ирбитей в Убсу-Нурской котловине. В конце лета иглохвостые стрижи дважды наблюдались над поймой реки Межегей в 50 км к югу от Кызыла. Здесь 25 августа 1979 три иглохвостых стрижа пролетели поодиночке друг за другом на большой скорости низко над луговиной с интервалом 300-500 м. Направление полёта - строго на запад, в сторону выхода долины реки Элегест из гор Восточного Танну-Ола. 28 августа 1981 в этом же месте в том же направлении и с таким же интервалом друг за другом пролетели два иглохвостых стрижа. В других районах Тувы эта редкая птица нами не наблюдалась.
Литер атур а
Карташов Н.Д. 2003. О статусе иглохвостого стрижа в Республике Тыва // Природные условия, история и культура Западной Монголии и сопредельных регионов. Томск: 274-275.
Сушкин П.П. 1938. Птицы Советского Алтая и прилежащих частей северо-западной
Монголии. М.; Л., 1: 1-320, 2: 1-436. Янушевич А.И. 1952. Фауна позвоночных животных Тувинской области. Новосибирск: 1-143.