Научная статья на тему 'Заметки о развитии научной школы (к 75-летию кафедры конституционного права Уральского государственного юридического университета)'

Заметки о развитии научной школы (к 75-летию кафедры конституционного права Уральского государственного юридического университета) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАФЕДРА / НАУЧНАЯ ШКОЛА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / АСПИРАНТ / ПРОФЕССОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дудко Игорь Геннадьевич

Проводится критический анализ отдельных положений Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки «Юриспруденция (уровень подготовки кадров высшей квалификации)». В свете своих размышлений автор на примере кафедры конституционного права УрГЮУ показывает, как должны формироваться подлинные научные школы, и рассуждает о роли профессоров и аспирантов в этом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дудко Игорь Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Заметки о развитии научной школы (к 75-летию кафедры конституционного права Уральского государственного юридического университета)»

российское право

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

ЗАМЕТКИ О РАЗВИТИИ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ

(К 75-ЛЕТИЮ КАФЕДРЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЮРИДИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)

ИГОРЬ ГЕННАДЬЕВИЧ ДУДКО

Доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного и административного права Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева,

e-mail: idu2000@yandex.ru

Проводится критический анализ отдельных положений Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки «Юриспруденция (уровень подготовки кадров высшей квалификации)». В свете своих размышлений автор на примере кафедры конституционного права УрГЮУ показывает, как должны формироваться подлинные научные школы, и рассуждает о роли профессоров и аспирантов в этом процессе.

Ключевые слова: кафедра, научная школа, образовательный процесс, аспирант, профессор

Юбилей кафедры конституционного права одного из крупнейших центров юридического образования в России - Уральского государственного юридического университета - есть событие замечательное и важное для сообщества конституционалистов. Этот юбилей позволяет не только обсудить достижения, но и поразмышлять о тенденциях и проблемах институциональных центров юридической науки и образования в России.

Сегодня кафедра конституционного права УрГЮУ работает в нескольких научных направлениях, отличается многообразием тем научных исследований, развивает преподавание дисциплин государственного (конституционного) цикла, формирует свои филиалы на базе органов публичной власти, активно манифестирует науку конституционного права в рамках конгрессов, конференций, семинаров и, что очень важно, взращивает научные и педагогические кадры. За последнюю четверть века кафедра превратилась в один из лучших исследовательских и образовательных центров страны.

Истоки современного научного и учебного расцвета кафедры лежат в важнейшей традиции отечественной высшей школы - фундаменталь-

A criticism of certain positions of the «Jurisprudence» Federal state educational standard of post-graduate study is given. In the light of his reflections and using the example of the Constitutional law chair of the Urals State Law University the author shows how true research schools should be formed and the role of professors and post-graduate students in the process.

Key words: chair, scientific school, educational process, post-graduate, professor

ности образования. Для Уральской юридической школы всегда было характерно сочетание основательности с профессионально-специализированным подходом в образовании.

Главенствующую роль в образовательном процессе играют преподаватели. От их профессионального уровня в значительной степени зависит образовательная модель вуза. Подготовка выпускника к преподаванию - сфера деятельности кафедр, точнее, наставников-учителей, профессоров и доцентов. Практика подготовки аспирантов свидетельствует о том, что формирование преподавателя из выпускника вуза построено на индивидуальном подходе. Самым важным является установление научного и человеческого диалога «аспирант-профессор (доцент)». Для «приготовления к профессорскому званию» (как это именовалось в дореволюционной российской университетской практике), как правило, «оставляются» лучшие выпускники. Но сложится ли из лучшего выпускника хороший преподаватель и «дельный» профессор (доцент) - в значительной степени зависит от учителя-наставника.

Начать обсуждение данного тезиса хотелось бы с некоторых размышлений, связанных со

2015. № 4

вступлением в силу 15 февраля 2015 г. Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 40.06.01 «Юриспруденция (уровень подготовки кадров высшей квалификации)»1. Это документ, примечательный во многих отношениях. Остановлюсь лишь на некоторых.

Первое его прочтение позволяет заключить, что несмотря на все прокламируемые стандартом «компетенции», «блоки», «части», «матрицы» и т. д., выпускник аспирантуры все же готовится к научно-исследовательской и преподавательской деятельности в области юриспруденции. Хвала создателям стандарта -континентальная (гумбольтовская) концепция, сочетающая науку и образование, еще проглядывает в этом документе. Согласно стандарту выпускник должен обладать «универсальными», «общепрофессиональными» и «профессиональными» компетенциями (в стандарте прописаны две первые), при знакомстве с которыми складывается впечатление, что будущий выпускник аспирантуры есть «Платон плюс Супермен» от науки.

К примеру, выпускник, освоивший программу аспирантуры, должен обладать «способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний истории и философии науки». Иначе говоря, вчерашний аспирант, а сегодняшний младо-исследователь должен уметь организовать проект, в котором разрешаются не только сугубо юридические, но и экономические, социологические, демографические и другие вопросы; он должен обладать не просто системным, но «целостным научным мировоззрением», которого не существует в природе науки, поскольку она состоит из многообразных идей и концепций, подчас противоречивых и даже конфликтующих.

Исходя из общепрофессиональных компетенций выпускник должен обладать «способностью к разработке новых методов исследования и их применению в научно-исследовательской деятельности в области юриспруденции». Кроме того, он должен уметь «организовать работу исследовательского и (или) педагогического коллектива в области юриспруденции». Создатели стандарта вопреки закономерностям развития науки (не более 5 % ученых способны создавать новые методы исследования) априори полагают, что все выпускники аспирантуры в области права потенциально способны к открытиям. Более того, окончив аспирантуру, они, видимо, смогут возглавить кафедру, по меньшей мере - лабораторию.

Структура изучаемых дисциплин (при отсутствии философии и логики, должного блока гуманитарных и историко-правовых дисциплин) не позволяет аспиранту сформировать представление о методологии познания в юриспруденции, а следовательно, выпускник не способен к научной деятельности в юриспруденции в принципе, исходя из заявленной «модели» стандарта. Генерирование новых идей основывается на философском компоненте профессионального мышления, на многообразной профессиональной информации, которая способствовала бы развитию критического и творческого мышления, на постановке вопроса о логиках «открытия» и «изобретения» в юриспруденции.

Другой сюжет стандарта предполагает возможность активного вовлечения в подготовку аспиранта-юриста иностранных ученых. На это указывает подраздел «требования к кадровым условиям реализации программы аспирантуры». Научно-педагогические работники, имеющие ученую степень и (или) ученое звание, полученную или присвоенное за рубежом и признаваемые в России, получают доступ не только к участию в программе, но и к непосредственному руководству научно-исследовательской работой аспирантов.

Наивно полагать, что российские университеты захлестнет волна «заморских» профессоров права, особенно тех, кто знаком с оплатой труда преподавателей отечественной высшей школы. Однако современной российской практике известны случаи приглашения зарубежных «эффективных менеджеров», активно внедряющих американскую модель образования, строго ориентированную на решение проблем бизнеса. Реализация этой модели предполагает сокращение преподавательского состава и повышение «показателей». В отличие от инженерных и естественных наук, юриспруденция в значительной степени опирается на национальное право. Российская юридическая наука не может развиваться вне связи с отечественной историей права и правовой мысли, вне познания тенденций развития российской правовой системы и, безусловно, отечественного законодательства.

Еще одно «ноу-хау» стандарта - внедрение так называемой «сетевой формы» обучения аспирантов. Известная западной университетской и «околоуниверситетской» практике (особенно на курсах «лежа на диване»), «сетевая форма» предполагает участие в реализации образовательной программы различных организаций (структур) в режиме «удаленного доступа». Эта сугубо фрагментированная модель обучения построена на общении посредством компьютера, электронных программ и баз дан-

российское право

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

ных. Она вполне может быть применена для научного, методологического семинара или научной конференции аспирантов. Однако ее «внедрение» в качестве основной есть поэтапное разрушение традиционной и доказавшей свою эффективность формы: аспирант - научный руководитель - кафедра. Уверен: ни одна из предлагаемых сегодня электронных форм обучения не может заменить непосредственный диалог аспиранта с научным руководителем.

Взаимоотношения «аспирант - профессор» весьма различны. Известны ситуации, когда талантливые ученики так и не становились доцентами, не достигали даже уровня своих учителей. Есть примеры обратного, когда из «среднего» аспиранта учитель взращивал талантливого ученого и блестящего преподавателя, в чем-то превосходящего учителя. Методи-

Вряд ли можно назвать случайной встречу М. И. Кукушкина с Ю. Г. Судницыным, который увлек молодого коллегу научной работой

ка подготовки аспиранта наряду с формальной стороной (выполнение индивидуального плана) носит вербальный и индивидуализированный характер, который, как представляется, не может быть встроен в «компетенции» и «матрицы» современных образовательных стандартов.

Коллеги-профессора из Германии поговаривают, что первые два года аспирант должен научиться правильно носить портфель профессора и прилежно слушать его лекции, только на третий год, при должном исполнении двух этих обязанностей, он может быть допущен к общению с профессором. Диалог аспиранта и профессора складывается из ряда факторов, событий, а порой и случайностей. И все же определяющими в этом диалоге являются личностные и профессиональные качества учителя. От доброго семени, как известно, рождаются хорошие всходы.

Кафедра конституционного права УрГЮУ в этом смысле служит наглядным примером воплощения лучших традиций диалога между учителем и учеником, профессором и аспирантом. Формирование и развитие ее научной и педагогической школы во многом предопределил талантливый ученый и преподаватель Ю. Г. Судницын - один из крупнейших отечественных государствоведов, создатель оригинальной концепции национального суверенитета (на основе сравнительно-правового иссле-

дования), активно применявший методологию конкретно-социологических исследований при изучении национальных отношений и государственного строительства. Ему принадлежит заслуга по раскрытию талантов и взращиванию нынешних профессоров и доцентов -М. И. Кукушкина, Ю. И. Скуратова, В. А. Кряж-кова, А. А. Югова... Под руководством Юрия Григорьевича кафедра советского государственного права и советского строительства постепенно превратилась в один из ведущих научных и учебно-методических центров страны.

Значительная роль в формировании научной школы кафедры конституционного права принадлежит Михаилу Ивановичу Кукушкину. Примечательно, что приходу М. И. Кукушкина в Свердловский юридический институт, а позже - его выбору педагогической и научной деятельности способствовал случай. По словам Михаила Ивановича, после демобилизации из армии он случайно познакомился с преподавателем Свердловского юридического института, который уговорил его поступать именно в СЮИ. Спустя полтора года после окончания Института ректор Д. Д. Остапенко пригласил его работать в качестве преподавателя. Однако вряд ли можно назвать случайной встречу М. И. Кукушкина с Ю. Г. Судницыным, который увлек молодого коллегу научной работой.

Смею предположить, что разработанные М. И. Кукушкиным темы народовластия и представительной власти во многом предопределили возникновение одного из основных научных направлений кафедры. Отсюда истоки тем кандидатских и докторских диссертаций выпускников кафедры и учеников Михаила Ивановича - А. Н. Кокотова, М. С. Сали-кова, И. В. Выдрина и т. д. В широком спектре современных научных направлений кафедры проблемы государственного устройства и государственной власти развивают исследователи нового поколения. М. И. Кукушкин «благословил» развитие и другой важной темы - конституционной юстиции, которую под его руководством успешно разработала аспирант, а ныне уже профессор С. Э. Несмеянова.

М. И. Кукушкину принадлежит смелое решение о выдвижении в заведующие кафедрой представителя нового поколения - А. Н. Ко-котова, молодого и талантливого профессора. Полагаю, Александру Николаевичу удалось успешно провести кафедру через рифы переходного этапа - от методологии советского периода к современной, отличающейся плюраль-ностью, к полифонии в учебно-методическом оснащении образовательного процесса. Тема докторской диссертации и ее обстоятельная

2015. № 4

разработка показали научную смелость и методологическую основательность А. Н. Коко-това. Под его руководством формировались и творческие коллективы, которые создавали признанные в российском сообществе учебники по конституционному и муниципальному праву, коллективные монографии. Возглавив «Российский юридический журнал», Александр Николаевич усилил публикационную активность конституционалистов.

А. Н. Кокотов способствовал и тому, что сегодня преподаватели кафедры активно вовлечены в экспертную работу в рамках правотворческого процесса, деятельность избирательных комиссий, Уставного Суда Свердловской области. Все более результативны усилия профессоров и доцентов кафедры конституционного права в качестве экспертов на федеральном уровне.

После назначения А. Н. Кокотова судьей Конституционного Суда РФ кафедру возглавил М. С. Саликов - харизматический лидер, блестящий организатор учебного процесса, яркий и многосторонний исследователь. При его энергичном участии члены кафедры обеспечили перевод учебного процесса на многоуровневую подготовку по новым образовательным стандартам.

М. С. Саликов сформировал школу сравнительно-правовых исследований в конституционном праве. Мне неоднократно приходилось выступать рецензентом содержательных диссертаций его учеников, посвященных проблемам федерализма и институционального развития публичной власти. При деятельном участии Марата Сабирьяновича получили развитие новые научные направления кафедры: теория конституционного права; сравнительное конституционное право; проблемы конституционно-судебного права; проблемы реализации прав человека и ряд других.

Полагаю, на нынешнего заведующего кафедрой конституционного права УрГЮУ возложена непростая миссия - в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта, изобилующего различного рода инновациями, сохранить преемственность в развитии кафедры, ее школ и научных направлений, сохранить и приумножить традиции диалога профессора и аспиранта, тем самым продолжая сохранять лидерские позиции Уральской школы конституционного права в российской конституционно-правовой науке, образовательной и практической деятельности.

1 Рос. газ. 2015. 4 февр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.